В чем заключается гуманистическая теория личности маслоу. Шпаргалка: Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

И механизмах развития личности.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества.

Теория личности Маслоу не менее активно выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к , которая была свойственна бихевиоризму. Самое ценное в психике - ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.

В отличие от психоаналитиков которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, в теории личности Маслоу, считается, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную , недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 - историческими личностями, среди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности - стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности - семья, дружба;
потребность в уважении - самоуважение, признание; потребность в самоактуализации - развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу - это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса - потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом он выделяет два уровня существования человека - бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б - стремление к знаниям и Д - стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию личности Маслоу входят понятия « » и «отчуждение», хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к , его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к . Исследования Маслоу показали, что невротики - это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погубить человека. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его . Именно такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навязать общество личности, и сделали его популярным в среде интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом всей этой .

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития - это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста - это смерть для человека как личности, для его «самости». При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное - «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формирующейся у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Оценивая теорию личности Маслоу, необходимо отметить, что он был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл для любого человека.

В русле теоретических исследований Маслоу были разработаны и психотерапевтические концепции К. и В. .

Введение

гуманистический психология конгруэнтности самоактуализация

Гуманистическая психология возникла в США в конце 1950-х годов. Она сформировалась как союз ученых, разделяющих некоторые общие воззрения на человека и на методологию психологического исследования, причем основой для этого союза во многом явился протест против двух подходов - психоанализа и бихевиоризма. В этих подходах за пределами рассмотрения остаются как раз специфические для человека высшие сущностные проявления. Именно их поставила в центр своих интересов зарождающаяся гуманистическая психология.

Основатели гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной методологию познания человека. Но разноголосица внутри самого течения породили сложности на пути консолидации, потому, по мнению Д.А. Леонтьева, «противостояние бихевиоризму и психоанализу по сей день остается единственной цементирующей основой движения». Сами гуманистические психологи указывают на расхождения во взглядах основателей гуманистической психологии. Так в конце 1980-х гг. Дж. Роуэн в своей статье «Две гуманистические психологии или одна?» обратил внимание на то, что внутри гуманистической психологии можно выделить по крайней мере два направления, различающихся по их взгляду на образ человека .

Это экзистенциальная психология и условно обозначаемая «личностно центрированная». Но сегодня уже можно говорить о том, что экзистенциальная психология отделилась от гуманистической, стала независимой от неё.

«Гуманистическая психология - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку» .

Цель работы: изучение теоретических положений гуманистической психологии.

.Раскрыть вопрос о возникновении гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии.

2.Выделить основные принципы гуманистической психологии.

.Изучить теорию личностных черт Г. Олпорта.

.Рассмотреть сущность теории самоактуализации А. Маслоу.

.Определить сущность понятия конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.


1. Понятие гуманистической психологии


.1 Возникновение гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии


Гуманистическая линия в психологии как явление культуры возникла в ответ на вторгшуюся в и подменившую собой культуру «милитаризацию» американского общества. «Две мировых войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на прогресс человека, невиданные ранее масштабы жестокости, агрессии и разрушительности заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур».

Первые работы психологов-гуманистов приходятся на 50-е годы ХХ столетия, однако расцвет данного направления произошел в конце 60-х - начале 70-х годов. Как отмечает Д.А. Леонтьев, «Американская ассоциация гуманистической психологии в первые годы своего существования выдвинула следующее, достаточно размытое определение: «Гуманистическую психологию можно определить как третью основную ветвь психологических исследований (две другие ветви - это психоаналитическая и бихевиористская), которая занимается прежде всего теми человеческими способностями и потенциями, которые не нашли своего места ни в позитивистской или бихевиористской теории, ни в классической психоаналитической теории, например, креативность, любовь, самость, развитие, организм, удовлетворение базовых потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, привязанность, естественность, теплота, трансценденция эго, объективность, автономия, ответственность, психологическое здоровье и родственные понятия. Этот подход может также быть представлен работами К. Гольдштейна, Э. Фромма, К. Хорни, К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта, А. Энгьяла, Ш. Бюллер, К. Мустакаса и т.д., а также некоторыми аспектами работ К. Юнга, А. Адлера, эго-психологов психоаналитического направления, экзистенциальных и феноменологических психологов .

Эта слегка затянутая цитата, однако, обрисовывает то проблемное поле, на котором развернулась гуманистическая психология, а так же тех теоретиков и практиков, которые участвовали в развитии этих идей. Гуманистическая психология - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку.»

Основные положения: Роджерс К., Маслоу А. говорят о том, что человеку присуща некая внутренняя сила - тенденция к самоактуализации, направляющая его развитие в сторону наиболее полного раскрытия, разворачивания заложенных в нем возможностей, сил и способностей. В этом подходе человеку приписывается некоторые заданные потенции, некая заданная природа, позитивная по своей сути, которая актуализируется в процессе развития. Развитие - разворачивание того, что уже в человеке заложено.

К. Роджерс приписывал определение направленности развития биологической природе человека, содержащей определенный набор возможностей. То, что человек приобретает в ходе социализации, не может улучшить, а может только исказить истинную природу. Маслоу А. говорит о значимости культурных влияний, но тенденция к самоактуализации также, по его мнению, изначально заложена .

Гуманистические психологи исходят из того, что человек вступает во взаимодействие с миром, уже, будучи наделенным определенным набором качеств. Соответственно в качестве единицы анализа выступает отдельно взятая личность с присущими ей потенциями. И если раньше считалось, что социальные влияния больше препятствуют, чем способствуют актуализации, то в последнее время стало высказываться мнение, что другие люди являются непременным условием развития индивида, и что культура может оказывать на самоактуализацию не только ограничительное, но и позитивное влияние. Однако внешние факторы рассматриваются при этом как условия, предпосылки развития.

При взгляде на природу человека гуманистические психологи разделяют следующее мнение: природе человека присуще изначальное добро, а источник зла лежит вне природы человека, где-то во внешней реальности.

Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами - К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера. Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы .

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями.

Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного». Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать, абстрактны ми понятиями, по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении .


1.2 Основные принципы гуманистической психологии


Гуманистическая психология - особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

-Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

-Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

-Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

-Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.

-Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

-Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

-Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей .


2. Гуманистические теории Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса


.1 Теория личностных черт Г. Олпорта


Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей .

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную «открытую» систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития .

Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню мотивационной системы (мотивам нужды). Формы истинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию - характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

«Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей» .

Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы психики человека, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Введением этого принципа Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористической точке зрения, согласно которой новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Так, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда вторичные побуждения «служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений».

Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Иными словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу .

Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.

Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. «Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы».

Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

Олпорт характеризует свою теорию как «конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки» .

Выделяя общие принципы развития личности (например, принцип функциональной автономии мотивов, общие качества личности - черты, установки, Я) мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия «особенный», «единичный», «индивидуальный». Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

·Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

oдетская стадия;

oстадия относительной дифференциации;

oстадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу «все или ничего». На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

«С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания». Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща «Я». « «Я» является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность» .

Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психоолги - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс .


2.2 Теория самоактуализации А. Маслоу


Теория личности Абрахама Маслоу (1908-1970) строится на основе исследования психически зрелых, прогрессивных, творческих людей, образующих так называемую «растущую верхушку» общества.

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертгеймер.

Научные устремления Маслоу были многогранны. Он занимался вопросами поведения приматов с позиций бихевиоризма, вопросами женской сексуальности, антропологическими исследованиями индейцев; вел тренинговые группы.

А. Маслоу критически относился к психологии того времени, изучавшей психику человека в основном на патологическом материале. Он же предполагал заниматься только здоровыми людьми. Как и многие другие гуманистические психологи, Маслоу считает, что психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения «анализа по единицам» .

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отказываясь от психоаналитической интерпретации потребностей и мотивов, он формулирует положение, согласно которому социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму .

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия. Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план». Неудовлетворение базальных желаний ведет к неврозам и психозам .

В более поздних работах положение о последовательности удовлетворения потребностей было пересмотрено и дополнено следующим тезисом: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, он обретает способность стойко переносить лишения в этой сфере и актуализировать себя несмотря на неблагоприятные условия. Основными составляющими психического здоровья личности являются: 1) стремление быть всем, чем человек может быть, 2) стремление к гуманистическим ценностям .

Существуют положительная и отрицательная стороны самоактуализации, где последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. При положительной стороне самоактуализации некоторая относительная независимость от окружающих, присущая здоровой личности, конечно, не свидетельствует об отсутствии взаимодействия с ними; это значит лишь то, что в такого рода контактах цели личности и ее собственная природа являются главными детерминантами.

В целом здоровую личность он описывает как автономную, склонную к принятию других, спонтанную, чувствительную к прекрасному, к юмору, склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека и больного он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавлено, а скорее потому, что он ничего не утратил в процессе своей индивидуальной жизни .

Помимо личностных качеств он выделяет когнитивные и перцептивные особенности самоактуализирующейся личности - четкое и ясное восприятие окружающей действительности, его нешаблонность, редкое использование защитных механизмов, высокую прогностическую способность. Наиболее комфортно такие люди чувствуют себя в новой, неизвестной, неструктурированной ситуации, успешны в научной деятельности. Они адекватно оценивают себя и свои способности.

Выделяются и особые социально-психологические и коммуникативные характеристики самоактуализирующейся личности - проявление положительных эмоций в общении с другими людьми, демократичность.

Потребность в самоактуализации по Маслоу - врожденная потребность. Важным условием функционирования здоровых людей он считает отрешенность, отстраненность от социального окружения, когда оценка своего поведения осуществляется на основе самоодобрения, не нуждающегося во внешних наградах и наказаниях .

Теоретические выводы распространяются и на понимание роли психотерапии. По его мнению, психотерапевтическая деятельность имеет неограниченные возможности, но может быть полезна только с точки зрения коррекции, она не способна возвратить то, что было утрачено человеком в течение многих лет. Большое психотерапевтическое значение он приписывает самоактуализации, предельным переживаниям, воспитанию и факторам культуры. В самом психотерапевтическом процессе серьезное внимание уделяется осознаваемым аспектам: воспитанию и произвольной регуляции своих потенциальных возможностей. В идеале изменение общества виделось им как процесс, который происходит под воздействием специально организованного психотерапевтического воспитания личности. Он отмечает, что если бы психотерапевты имели дело с миллионами людей в год, то общество, несомненно, изменилось бы. В последних работах его отношение к психотерапевтическому переустройству общества изменяется. Оно становится более скептическим. «Я давно отказался от возможности улучшить мир или весь человеческий род путем индивидуальной психотерапии. Это невыполнимо. Фактически это невозможно в количественном отношении. Позднее я обратился ради достижения своих утопических целей к образованию, которое должно быть распространено на весь человеческий род» .

Концепция Абрахама Маслоу повлияла на развитие психологической науки, а также на криминологию, менеджмент, психотерапию и воспитание. Это влияние было усилено тем, что его теория воспринималась не просто как научная концепция, а как идеология, продвигающая человечество по пути раскрытия своих потенциальных возможностей. Интерес Маслоу к самоактуализации вырос в процессе общения со своими учителями Р. Бенедикт и М. Вертгеймером. Он понял, что их личности могут быть истолкованы не просто как индивидуальности, а как некий тип самоактуализирующегося человека .


.3 Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса


Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально .

Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера - восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

Оно раскрывается через следующие три принципа:

) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

) люди по природе добры и стремятся к совершенству .

В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

Организм реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое. Это положение Роджерса противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие, которые сами по себе этой целостности не представляют .

Личность имеет одну основную тенденцию и стремление - актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру - Я-концепцию. Я - символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция - это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне… Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я»» .

В структуру Я входят разные ценности: 1) непосредственно переживаемые организмом («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением») и 2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»). Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт.

Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

·Я-концепция характеризуется:

oобластью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

oструктурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

oконгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия / несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

oзащитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

oнапряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

oуровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

oреальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации .

Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.

В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированный» психотерапии. Позднее термин «клиент-центрированная психотерапия» был заменен более подходящим - понятием «личностно-центрированная терапия». «Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии» .

«Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности» .

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.

Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества «как будто». Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание - переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие - переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. «Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки» .

Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента. «Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму товарищеских отношений, мягкий способ общения с клиентами … [которая] не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражения» .

К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической работы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической установки, состоящей в том, что терапевт якобы знает истинные причины проблем клиента, а также знает, что нужно клиенту, чтобы стать лучше.

Именно поэтому большинство терапевтов пытаются заставить клиента видеть вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному руководству, манипулируют мыслями, чувствами, поступками, чтобы привести клиента к тому, как он должен мыслить, чувствовать, поступать.

Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания клиента, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения прекрасны тем, что полны жизни и смысла .

Конкретно в практике консультирования консультант добивается в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее.

В процессе психотерапии главной задачей является согласованность реального Я («Какой я есть в моих представлениях и поступках») и объективного опыта. Чем больше согласия между описанием себя и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты и более адекватно поведение. В ином случае у человека возникают невротические реакции. Открытие своему опыту позволяет привести в соответствие структуру Я с опытом личности.

Теория терапии и личностного изменения предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.

Если индивид испытывает безусловное положительное отношение к себе, если существует полное взаимопонимание между клиентом и терапевтом, то в этом случае индивид будет полностью функционирующей персоной, будет открыт своему опыту, который тем самым может быть доступен осознаванию, структура Я будет конгруэнтна опыту, будет гештальтом, гибко изменяющимся в процессе усвоения новых видов опыта .

Большое место в психотерапии отводится не когнитивным структурам, а эмоциям и аффектам.

·Основные принципы личостно-центрированной психотерапии:

oиспользуется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;

oнеобходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется «лицом к лицу»;

oотсутствуют интерпретации, оценки и советы;

oкроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;

oнезависимость, автономность клиента от терапевта;

oрезультатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;

oподчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Основной целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий .


Заключение


В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врождённые тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развёртывание этих врождённых тенденций.

По мнению гуманистов, решающего возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Однако ранние периоды жизни (детство и юношество) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознаёт себя, осознаёт свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек - творец собственной личности, творец своего счастья. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Список литературы


1.Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 2004. №4. С. 173-180.

2.Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. Том 1. М., Изд-во «Мир», 2002.

Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. Изд-во «Мир», 2001.

Зейгарник Б.В. Теории личности в современной психологии // В сб. Б.В. Зейгарник. Психология личности: норма и патология. - Москва - Воронеж, 2006.

Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // В сб. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., Смысл, 2005.

Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2001.

Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. С. 108-117.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.: Питер, 2003. - 464 с.

Орлов А.Б.К. Роджерс и современный гуманизм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. №2. С. 55-58.

Пошан Т., Дюма К. Абрахам Маслоу и Хайнс Кохут: сравнение // Иностранная психология. Т.1. №1. 2003. С. 18-26.

Психология. Словарь. Изд. Второе и испр. и доп. Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во политической литературы, 2002.

Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003.

Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. - М., 1986. С. 200-230.

Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2002. - 320 с.

Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. №2. С. 58-65.

Роджерс как основатель групп встреч // Рудестам Н. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 1982. С. 100-132.

Роснин Н. Воспоминания о Карле Роджерсе: Лекции. - М.: МГУ, 2001.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 2004. - С. 264-274.

Тобан С. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личностно-центрированной терапии К. Роджерса // Иностранная психология. Т.1. №1. 2003. С. 7-17.

Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 2001.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2004.

Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 1974. - С. 279-287.

23.Allport G. Becoming. Basic Consideration for a Psychology of Personality. New Haven. 1957.

24.Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938.

25.Maslow A. Dominance, Self-Esteem, Self-Actualization. California, 1973.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Абрахам Маслоу

(1908–1970). Видный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции – о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности. Одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности. Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества. Самое ценное в психике – ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии. Исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал А. Маслоу, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;

потребность в безопасности – стабильность, порядок;

потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;

потребность в уважении – самоуважение, признание;

потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу – это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса – потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом он выделяет два уровня существования человека – бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б – стремление к знаниям и Д – стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики – это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

Карл Роджерс

(1902 – 1987). Американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, автор клиент-центрированного подхода в психотерапии.

Самоактуализация , по К. Роджерсу, это актуализация врожденной человеку тенденции к росту и развитию его личности в соответствии с тем, какой личность должна быть, является, по своей природе. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. Все, что нужно для роста и развития заложенного в человеке природного потенциала – только создать соответствующие условия.

Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, и считал, что существуют определенные формы развития, способствующие склонности человека к осуществлению своих врожденных возможностей. По его мнению, при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция к актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Некоторые существенные признаки определяют тенденцию к актуализации как "один центральный источник энергии в организме человека". Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция к актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция к актуализации действует на психические процессы, относящиеся к Я, имеет еще большее значение. Тенденция к актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека к самостоятельности и самодостаточности.

Во-вторых, тенденция к актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того, чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в ходе которого осуществляется его личностный потенциал. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Роджерс не считал нужным давать конкретные примеры проявления тенденции к актуализации в поведении, но ее можно охарактеризовать в терминах желания достичь или завершить что-то, что сделает жизнь человека более разнообразной и удовлетворительной (например, стремление получить хорошую оценку, добиться повышения по службе, быть независимым, помогать людям, больным СПИДом). Другие многочисленные примеры также иллюстрируют действие принципа актуализации Роджерса. Например, маленький ребенок, который учится ходить, поражает своим упорством – он действительно "зациклился" на этом и актуализируется. Он падает назад или вперед, ударяется головой и расквашивает нос. Но в конце концов он идет. Также и игрок в теннис стремится улучшить свой удар справа и слева, игрок в гольф – прицел и удары по мячу, профессор колледжа – свои статьи, а подросток – свои представления о себе. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые, вероятно, испытывает. Короче, Роджерс предположил, что фактически все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию.

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции к актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценить переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции к актуализации или препятствуют ей. И вполне естественно, они будут обращаться к переживаниям актуализации и избегать переживаний, воспринимаемых иначе. Роджерс предположил, что даже маленькие дети, если есть для этого возможность, будут действовать в соответствии с организмическим оценочным процессом: "Самый простой пример – это ребенок, который ценит пищу, пока голоден, и испытывает к ней отвращение, когда насыщается; в какой-то момент он оценивает стимуляцию, а вскоре оценивает только остальное; он удовлетворяется диетой, которая в конечном итоге максимально интенсифицирует его развитие".

Наиболее необходимым аспектом тенденций к актуализации, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (то есть специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Нужно подчеркнуть, что самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и самостоятельным.

Время чтения 10 минут

Гуманистические теории развития личности – чем они отличаются от других психологических подходов? Для бихевиористов основой основ является поведение, для гештальт-психологии –восприятие, для психоанализа – психосексуальное развитие. Главной идеей, которую принес возникший в середине ХХ в. гуманизм – это признание человека как изначально положительного существа, наделенного духовными качествами и стремлением к лучшему.

Гуманисты были убеждены, что движущей силой, которая управляет поведением личности, является желание реализовать свои способности. Оно было названо самоактуализацией. Что представляют собой главные идеи ученых-сторонников гуманизма? Какие способы они предлагают для разрешения личностных конфликтов? Рассмотрим ученых, которые внесли невероятно ценный вклад в понимание этих вопросов. Это Виктор Франкл, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Виктор Франкл – величайший духовный учитель и узник концентрационного лагеря

Виктор Франкл – это психотерапевт, с которыми искали встречи гуманисты всего мира: начиная от Ясперса и Хайдеггера и заканчивая политическими лидерами разных стран. 31 книга Франкла переведена на несколько десятков языков. Франкл – один из самых великих духовных учителей, который помог миллионам людей найти жизненный смысл. Он сумел прожить долгую жизнь – с 1905 по 1997 годы. И годы с 1942 по 1945 были тем временем, которое Франкл провел в ужасающих условиях нацистских концлагерей. Еще до разгара войны ученый начал разрабатывать теорию о смысле человеческой жизни. Эти идеи прошли жестокую проверку и получили свое подтверждение. Больше всего шансов выжить в немыслимых условиях было не у тех, кто обладал хорошим здоровьем, а у тех, кто знал, ради чего ему жить. Главная идея психотерапии Франкла была такой: если у человека отсутствует жизненный смысл, это служит причиной множества неврозов.

Франкл был убежден, что люди способны к самоактуализации даже при ограниченных и тяжелых жизненных обстоятельствах. Эту возможность психолог объяснял двумя способами. Во-первых, человек может быть трансцендентен самому себе – то есть, он может найти смысл жизни за пределами себя самого. Во-вторых, каждый также способен отстраниться от ситуации, смотреть на себя со стороны. Гуманистические теории развития личности, каждая по-своему, рассматривают проблему смысла жизни человека. Но теория Франкла выражает ее особенно ярко.

Какой смысл жизни имел сам Виктор Франкл? Попав в концлагерь, он взял с собой рукопись своей теории. Его задачей было сохранение, а затем – восстановление этого черновика, когда он был утрачен. А также до самого выхода из концлагеря Франкл не оставлял надежды еще раз увидеть свою супругу. Но она, как и многие миллионы, погибла.
Когда в 1945 году он вышел на свободу, то узнал, что все его родные погибли. Но даже при этом Франкл не ожесточился. Пять лет он выпускал свои книги, в которых писал о смысле жизни, о том, как его найти и сохранить.

Человек в условиях концлагеря

Помимо кошмаров, которые происходили в нацистских лагерях, ученый особенно отмечал душевные муки заключенных. В этих местах, писал психолог, теряло смысл даже самоубийство. Никому из узников не было известно, сколько он проживет – неделю, день или месяц. Однако каждый знал о неотвратимости своей смерти. Спустя некоторое время после попадания в концлагерь, пишет Франкл, у заключенного не вызывала страха даже возможность попасть в газовую камеру. Ведь тогда у него отпадал вопрос о самоубийстве. Никого в то время не интересовали ни гуманистические теории развития личности, ни гуманизм вообще, ни жизнь отдельно взятого человека. Удивительно, что сам Франкл сумел сохранить свои профессиональные интересы в нечеловеческих условиях.

Попадающий в концентрационный лагерь переживал сильнейший шок. Но через некоторое время у человека наступала фаза относительного безразличия ко всему, что творилось вокруг. Внутри узника еще кипели душевные терзания – прежде всего, безграничная тоска по родным людям, которых, возможно, ему уже не суждено будет увидеть. Со временем, пишет Франкл, у заключенных все больше угасали нормальные человеческие реакции. Сначала попавший в концлагерь отводит свой взгляд от товарища, которого заставляют делать приседания в грязи под ритм ударов. Но через неделю-другую он смотрит на это спокойно. У заключенного не вызывают реакции ни подобные сцены, ни выносимые из бараков трупы.

Те, кто заболевали в концлагерях, могли достаточно точно вычислить время своей смерти или смерти товарища. Ведь это происходило на их глазах несколько раз в день. Сначала организм полностью истощал имеющиеся ресурсы. Потом тело начинало пожирать собственные мышцы. Заключенные становились похожими на обтянутые кожей скелеты.

Свобода выбора и смысл

В этих условиях Франкл задается вопросом: неужели человек определяется лишь внешними обстоятельствами? Где тогда находится его свобода, самоопределение по отношению к нему? Неужели тогда люди являются не более чем результатом внешней обстановки, конструкции своих физических тел, и множества других биологических и социальных факторов? Более всего же Франкла интересовало, можно ли оправдать жестокие поступки тех, кто в условиях лагерной жизни «не мог иначе». Был ли выбор у них?

На этот вопрос ученый отвечает утвердительно. Опыт его наблюдений показывает, что у человека можно отнять все – даже его тело. Но нельзя отнять свободы поступать так или иначе, относиться к обстоятельствам согласно своему выбору. Конечно, в лагерных условиях такую духовную цельность могли сохранить лишь единицы, отмечает ученый.

Например, Франкл пишет о женщине, которая знала, что скоро умрет. Но она была одной из многих, кто не терял бодрости духа. «Я благодарна судьбе… ведь на самом деле в своей прошлой жизни я была слишком избалована, а мои духовные притязания не были высоки» - вспоминает Франкл ее слова.

Далее ученый описывает ее состояние перед смертью. «Она была очень сосредоточенной», - пишет он. Женщина смотрела на каштан, который можно было увидеть через небольшое окно. «Это – мой единственный друг. В одиночестве я часто разговариваю с ним», - сказала она. «И что же он тебе отвечает?», - спросил Франкл, подозревая галлюцинации у заключенной. «Оно говорит: я здесь, я с тобой, я вечная жизнь».

Из всех теорий развития личности созданная Франклом логотерапия прошла жесточайшую проверку реальностью. Виктор Франкл в качестве своего кредо выбрал выражение Ницше: «Только тот, у кого есть «Зачем?» сможет выдержать любое «как?». А смысл жизни, подчеркивает ученый, каждый новый момент может быть другим. Есть конкретный смысл конкретной личности в определенной точке времени.

Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс родился в США. Отец Роджерса был глубоко религиозным протестантом. Юный Карл много учился, любил заниматься самообразованием. В детстве практически не имел друзей. Религиозные родители решили переехать подальше от города, чтобы его обстановка не оказывала «пагубного влияния» на их шестерых детей. В 1924 году Роджерс женится на девушке по имени Хелен Эллиот. Вопреки ожиданиям родителей с обеих сторон, Карл Роджерс не устраивается на работу, а делает выбор в пользу образования. Новоиспеченное семейство Роджерсов переезжает в Нью-Йорк. Там будущий ученый поступает в аспирантуру, чтобы стать теологом.

Но затем его начинают одолевать сомнения насчет сделанного выбора. Роджерс меняет изначально выбранную теологию на психологию, поступив в Педагогический колледж. Он был очень удивлен, что человек, не будучи частью церкви, может проводить психологическое консультирование и получать за это немалые деньги. Его первая книга под названием «Консультирование и психотерапия», вышедшая в 1942 году, имела огромный успех среди народных масс. Но на собственном факультете Карл Роджерс практически не имел единомышленников. Идея о том, что клиент может управлять процессом психотерапии, казалась им чересчур крамольной. В 1945 году Роджерс основывает собственный психотерапевтический центр, и занимается изучением личности вплоть до своей смерти в 1987 году.

Основные положения концепции Роджерса

Гуманистические теории развития личности получили свое начало в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Роджерс является признанным основателем этого направления. Центральным понятием его теории является «Я-концепция» - механизм, который формируется при взаимодействии человека и социальной среды. Ученый также предложил понятие клиент-центрированной психотерапии. Оно означает, что не психотерапевт, а сам обращающийся за помощью является для себя экспертом. Сейчас клиент-центрированная терапия является одним из самых популярных методов психотерапии. Она отличается от некоторых подходов тем, применяется не только при работе со взрослыми. Клиент-центрированная терапия используется и в случаях, когда развитие личности подростка требует психотерапевтического вмешательства.

Применяя этот метод, терапевт лишь создает условия, при которых клиент достигает позитивных перемен. Роджерс считал, что у каждого человека для этого достаточно внутренних ресурсов. Главными составляющими успешного процесса психотерапии ученый считал следующие: безусловное принятие клиента, эмпатия, а также конгруэнтность. Безусловное принятие означает, что клиент принимается без каких-либо оценок со стороны психотерапевта. Эмпатия – способность понять чувства и поступки клиента, даже если бы сам терапевт сделал другой выбор. Конгруэнтностью Роджерс назвал сопереживание и выражение психотерапевтом своих чувств.

Понятие «клиент» также было впервые введено этим ученым. Это было сделано не ради красивого слова. Ведь «больной» - это пассивный человек, который ничего не может поменять в своих внутренних установках. Клиент же является тем, кто может и самостоятельно решить свои проблемы, но предпочитает заручиться поддержкой терапевта. Роджерс подчеркивает, что развитие личности возможно только при позитивном внимании со стороны других людей и самого клиента к себе.

Главными фигурами в становлении личности Роджерс считает самых близких людей – прежде всего, родителей. Если родители дают своему чаду достаточное количество любви и внимания, то развитие личности ребенка соответствует всем имеющимся у него возможностям. Если же любовь родителей недостаточна, то поведение будущего взрослого определяется обществом.

Абрахам Маслоу – основоположник теории самоактуализации

Еще один ученый, благодаря которому сегодня гуманистические теории развития личности получили свое применение – это Абрахам Маслоу. Маслоу – американский психолог и основатель теории самоактуализации личности. Также он является автором всем известной «Пирамиды потребностей».

Будущий ученый родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его семья имела русские корни. Несмотря на хорошее материальное положение, детство Маслоу нельзя назвать счастливым. Родители постоянно конфликтовали, отец подолгу отсутствовал дома. Юный Абрахам к тому же начал испытывать серьезные комплексы по поводу своей внешности. Интересно, что сам Маслоу имел счастливую семейную жизнь. Взаимная любовь оказала настолько сильное влияние на ученого, что частично легла в основу его теории.

Впервые ученый сформулировал собственные взгляды в 1934 году. Пытаясь увидеть «человеческое в человеке», Маслоу начинает конструировать собственную теорию и критиковать теорию Фрейда. Но его и взгляды подверглись серьезной критике. Работы Маслоу отказывались принимать к печати.

Главное исследование ученого – книга «Мотивация и личность» - увидело свет в 1954 году. Гуманистические теории развития личности других исследователей имеют немало общего с теорией Маслоу. В своих работах он изучает психологически здорового человека. Ученый отмечает: таковых всего 2-4% от общей массы населения. Главная концепция, которую выдвигал Маслоу, состояла в изучении человека как единого целого. Его теория противопоставлялась бихевиоризму, где предметом изучения были отдельные поведенческие паттерны. Маслоу считал, что мотивация – это движущая сила, которая оказывает влияние на поведение человека в целом. А саморазрушительное поведение – результат неудовлетворенных потребностей.

Закономерности и гуманистические теории развития личности, выявленные ученым

Что касается «пирамиды потребностей» Маслоу, то ученый выяснил следующие закономерности, которыми обладают потребности и мотивы:

  • Относительно друг друга они расположены иерархически;
  • Чем более высокую ступень занимает потребность, тем менее физиологически необходимой она является;
  • До того момента, пока не будут удовлетворены нужды низшего порядка, нужды высшего порядка не имеют большого значения.

Человек на стадии самоактуализации обладает рядом качеств. Для теории развития личности Маслоу они суть следующие:

  • Такая личность полностью и без искажения принимает имеющуюся реальность. Человек не «прячется от жизни»;
  • Принимает себя таким, какой он/она является, а также принимает особенности других людей;
  • Независим от социума, имеет свои взгляды на вещи;
  • Увлечен своим делом, жизнь направлена на профессиональную реализацию;
  • Постоянно открыт для новых переживаний;
  • Хорошо развитое чувство юмора;
  • Готовность решать сложные проблемы и задачи.

Маслоу, как и все гуманисты, стремился не только разработать свою теорию, но и дать ответы на возникающие практические вопросы. Почему людей, которые находятся на этапе самореализации, так мало? Ученый считал, что этому может быть несколько причин. Во-первых, это неблагоприятная социальная среда, в которой не удовлетворяются потребности низших блоков «пирамиды». Во-вторых, может препятствовать элементарное незнание человеком своих возможностей – психологический «комплекс Ионы». Третьей причиной, полагал Маслоу, является высокий уровень тревожности, или же повышенная потребность в безопасности. Личность, у которой эта потребность гипертрофирована, будет больше других бояться ошибок и рисков, сопровождающих процесс самоактуализации.

Вывод

Что такое гуманизм для современных психологов? Он является одним из важнейших направлений, которое раскрывает новые возможности человеческой психики, рассматривает самого человека под другим углом. Ученые, стоявшие у основ этого направления, во многом повлияли на современную психотерапию. Психологи-гуманисты смотрят на клиента не просто со стороны наблюдателя, но и примеряют на себя «его шкуру». Для гуманистической психологии человек – отнюдь не заложник обстоятельств или внешних инстинктов.

Здравствуйте, читатели и посетители сайта!
Наша команда специалистов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, в чем заключается смысл теории А.Маслоу? Разъясните ее основные положения. Жду вашего экспертного мнения…

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, РАЗВИТИЕ, ТЕОРИЯ, МАСЛОУ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. РАЗВИТИЕ – это такой процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. ТЕОРИЯ – это система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. МАСЛОУ – это известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Стоит сразу отметить, что базис (то есть фундамент) мотивации по мнению Маслоу составляет пять базовых потребностей. Пирамида потребностей Маслоу:
— сексуальные и биологические - в движении, дыхании, крыше над головой, воспроизведении потомства, одеянии, отдыхе и т.д.
— потребности, связанные с безопасностью (сохранностью) - уверенность в будущем, безопасность и стабильность в жизни, в окружающих людях, стремление не допустить неправильного обращения, в гарантированной занятости;
— потребности общественного характера - в взаимодействие с социумом, в любви, в нахождение в социальной группе, во внимании к себе, внесения вклада в общую деятельность, заботе о ближнем;
— потребности в самооценке - потребности в уважении “важных остальных”, в социальном статусе, в карьерном продвижении, престиже и признании;
— нравственные потребности (потребности в выражении посредством творчества), воплощении своих навыков и т.п.

Стоит дополнить, что данная теория является фундаментом в изучении психологии, как науки. Я полагаю, что Вы усвоили пройденную тему, которая относится к одной из основных при изучении такой науки, как психология. Если же что-то осталось сложным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.
Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Просмотров