Коррекционно – психологическая помощь детям с ограниченными возможностям здоровья в условиях индивидуального обучения. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья Оказание психологической помощи детям с овз

(Из опыта работы)

При анализе стартовой диагностики выявляется, что 25-30% первоклассников показывают низкий уровень сформированности УУД (универсальных учебных действий). Эту группу учащихся 1-х классов я условно называю «пограничниками»: они находятся на границе между нормой и отклонением в психо-физическом развитии. У них еще нет статуса ОВЗ, но им нужна помощь школы (психолого-педагогическое сопровождение) и поддержка родителей. И тогда этим детям, возможно и не потребуется статус ОВЗ. Поэтому сразу после диагностики провожу родительские собрания по результатам диагностики (в общих чертах, не затрагивая личности)и по проективной диагностике КРС (кинестетический рисунок семьи), которую родители интерпретируют под моим руководством сами. Это собрание называется «Мой дом – моя крепость?». В тренинговой работе ищем разницу между родительской поддержкой и натаскиванием или унижением, запугиванием. Завоевав (надеюсь) таким образом соратников в лице родителей, приступаю к коррекционной работе с «пограничниками»: формирую коррекционные группы по 8-10 человек. Получается 2-3 группы. Каждая группа будет заниматься 2 раза в неделю.

При работе с этими детьми учитываю высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы. Первый этап коррекционных занятий завершается к концу 1 полугодия. За этот период часть детей выравнивается. Это выявляется на промежуточной диагностике сформированности УУД.

Остальные продолжают занятия на 2 этапе коррекционных занятий, в конце которого подводится итог. Детям, которые не выровнялись, на школьной ПМПК рекомендуется пройти углубленное обследование на Республиканской ПМПК с целью изменения образовательного маршрута. Раньше почти в каждой параллели был класс с коррекционным обучением. Это дало возможность системного подхода к психо-коррекционной работе.

Коррекционная программа состоит из 2-х блоков:

  • коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы;
  • коррекция коммуникативных навыков.

Методика коррекции познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, её принципы:

1) Основной принцип коррекции – опосредование. Он выражается в том, что психокоррекционные упражнения воздействуют не на предмет коррекции, а на его причины. Если у ребенка страдает чтение из-за нарушенного внимания, то на занятиях развиваем функции внимания, а не натаскиваем в чтении. При нарушении письма развиваем образное мышление, объем внимания, пространственную ориентацию и.т..д. Это принципиальное отличие психологической коррекции от репетиторства: «Нельзя заставлять бегать человека с поломанной ногой – нужно сначала вылечить ногу».

Поэтому накануне коррекционных занятий необходима диагностика и анализ причин нарушения учебной деятельности. Наиболее распространенные причины:

недоразвитие всех форм образного мышления, нарушение пространственных представлений (например, трудности право-лево автоматизации), несформированность мнестических процессов (в т.ч. фонематической памяти) и функций внимания. Обобщая эти причины, составляю программу для конкретной группы детей.

2) Второй принцип коррекции – осуществление ее в деятельности, отличной от учебной. В ней затрагиваются до – и постпроизвольные этапы. Это игра. И главное в этой игре – участие. Благодаря этому снимаются установки: «трудно», «я не могу», «я плохой», «у меня не получится».

3) Воздействие на те или иные учебные функции осуществляется через его составляющие. Например, коррекция нарушения письма состоит из развития:

  • произвольного внимания (особенно его объема и переключаемости);
  • анализаторских способностей;
  • умения удерживать в памяти эталон (зрительный, слуховой, моторно-кинестетический);
  • процессов автоматизации;
  • графических навыков и т.д.

Исходя из этого, любая коррекция учебных функций должна быть комплексной т.е. затрагивать как можно больше аспектов познавательной деятельности. Для коррекции психических функций опосредованно влияющих на основную цель (учебный навык) применяю психотехнические игры.

Структура коррекционного занятия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение 1.5 месяцев в первом и 1,5 месяцев во втором полугодии. На одном занятии проводится 8-17 психотехнических игр, охватывающих все более высокий уровень опосредованного развития школьного навыка, функций. Специально подобранные, дополняющие друг друга игры несут определенную эмоциональную, поисково-реактивную и умственную нагрузку.

Каждая игра является скрыто – проблемной и требует от ребенка самостоятельного решения (хотя он этого не осознает). Игра, как правило, с данными условиями проводится не более трех раз подряд. Затем она усложняется путем добавления новых условий. Из занятия в занятие передается не менее 60 % пособий. Этот прием используется для снятия напряжения при снижении уровня притязаний. Срабатывает эффект переноса: «В прошлый раз я легко играл – значит и теперь будет не трудно».

Такая структура занятий обеспечивает быструю, активную и объемную динамику УУД (универсальных учебных действий). Главное - показать потенциальную возможность: хотя бы один раз достичь максимально возможного на данный момент. Функциональный вакуум заполняется ребенком самостоятельно в процессе школьных занятий при поддержке взрослых за индивидуальный для каждого ребенка срок: от 3-х дней до 2-х месяцев. Коррекционный эффект может быть отсрочен, но он обязательно будет.

Обзор и направленность психокоррекционных игр.

Используются хорошо известные в психологии психокоррекционные игры: таблицы Шульте, все виды лото, графические диктанты, танаграмм Пифагора, «Муха», «домики», разрезные картинки, пробы Хеда, «Робот», многочисленные игры с книгой, пиктограммы, шифровки и т.д. Обязательным условием для любой игры является возможность ее вариативности и усложнения.

В ходе занятий неуклонно развиваются функции внимания, ориентация во времени, пространстве, зрительно-моторная координация, право-лево – автоматика, количественные представления, различные виды памяти, особенно образная, мыслительные операции: обобщение, классификация, абстрагирование.

Успешность психокоррекционной работы с ребенком

(с 7 до 11 лет) зависит от всего комплекса установок, мотивации, потребностей, самооценки, невралгического статуса, лидерства – ведомости. Т.к. занятия проходят по типу коррекционно-познавательного тренинга, то психо-коррекционная группа (чаще - это группа первоклассников - «пограничников», коррекционный класс 7 вида или группа детей с ОВЗ с разницей в возрасте 1-2 года) является одновременно психотерапевтической группой личностного роста. Результатом коррекции является улучшение техники чтения на 30-70% при почти дословном пересказе (позитивная динамика мнестических процессов), увеличение интеллектуальной работоспособности и темпа учебной деятельности по всем предметам, совершенствование графических навыков. А главное – повышение самооценки и учебной мотивации.

Психокоррекция познавательной деятельности занимает 70-80% коррекционных занятий в начальной школе и 30-50% занятий для учащихся 5-8 классов.

Коррекция коммуникативных навыков:

Эти коррекционные занятия проводятся в виде мини-тренингов (в рамках 40 минут урока). Этого времени хватает на отработку коммуникативных навыков и форм эмоционального реагирования благодаря маленькой наполненности группы: в коррекционных группах и в коррекционных классах 8-12 человек.

Виды тренингов:

1. Коммуникативные тренинги для младших школьников и подростков с применением интерактивных игр и групповых дискуссий. В ходе этих занятий развиваются такие компоненты как:

  • Развитие речи: способность говорить точно, кратко, по существу. богатство словарного запаса.
  • Чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии, собеседников – способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающиеся в речи, мимике, позах и т.д.
  • Гибкость ролевых позиций в общении, способность динамично менять их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения.
  • Социальная наблюдательность.
  • Социальная рефлексия, самосознание себя как субъекта общения.
  • Умение принимать и в конструктивной форме давать обратную связь собеседникам.

Ассертивность – умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассивно-зависимому поведению.

Примерное содержание занятий:

1. Зачем мы сели в круг. Правила круга. Коммуникативные игры «поменяйтесь местами», «Саймон сказал», «Вагончики»

2. Знакомство. Самопрезентация по плану. Игры на контактность. «Моргалки», «Наша Таня»

3. «Мы с тобой одной крови» - развитие взаимопонимания. Игры «Черты сходства», «Пинг-понг», «Незаконченные предложения»

4. Мы – команда. Развитие сплоченности, чувства команды. Игры «Узелок», «Одна связка», «Совместный счет», «Аэропорт», «Фруктовый сад» и другие.

5. Наши сходства и различия. Формирование уважения права быть «иным». Психогеометрический тест. Любимый цвет. Игра «Построение круга».

6-7. Сплочение и доверие: Формирование доверительной обстановки, взаимного доверия, группового сплочения, умения координировать совместные действия. Упр. «Скалолаз», «Амеба», «Маятник», «Восковая свеча», «Парящая фигура» и т.п.

В ходе 7-8 занятий происходят удивительные изменения в группе: изменяются коммуникативные ритуалы, характер эмоционального реагирования, общая атмосфера в классном коллективе и отношение к учителю, уменьшается количество конфликтов.

Таким образом, благодаря системному психокоррекционному сопровождению, в СОШ №23 для детей, испытывающих трудности в обучении (первоклассники - «пограничники») и для детей с ОВЗ созданы условия для выравнивания и реабилитации.

Из 25-30% первоклассников - «пограничников» после коррекционных занятий большая часть их (75-80%) выравнивается и успешно усваивает учебную программу. Остальные (20-25%) получают статус ОВЗ и возможность изменения образовательного маршрута (обучение в коррекционном классе). С этими детьми продолжается проведение коррекционных занятий. За 15 лет из коррекционных классов в классы с традиционным обучением переведено более 50 учащихся.

Коррекционно – психологическая помощь детям с ограниченными возможностям здоровья в условиях индивидуального обучения

Аннотация

Введение………………………………………………………………….......3

Глава1.Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения………………………………………………5

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени»…………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………....20

Аннотация

В настоящее время среди обучащихся общеобразовательной школы наблюдается рост числа детей, нуждающихся в комплексной помощи. Это определяет необходимость консолидации усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи с ограниченными возможностями здоровья. Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, социальный педагог, дефектолог.

На первый план на современном этапе развития системы образования выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и их одновременной социальной реабилитации является индивидуальное обучение.

Важным звеном в образовании таких детей является оказание им психологической помощи. Психологическая помощь должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Введение

Изучение и анализ научно-теоретических, социально-педагогических, психолого-педагогических исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили определить безусловную актуальность исследования, которая определяется вхождением Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что требует переосмысления имеющегося психолого - педагогического опыта и развития новых идей и подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья; сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; ростом числа детей, не справляющихся с общеобразовательными программами в обычных условиях.

Проблема специального образования является актуальной в работе Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с нормально развивающимися детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Целью данной работы является изучение особенностей организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Глава 1. Теоретические аспекты организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания .

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно вели к : от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, но и внутри каждой входящей в нее категории детей .

Важнейшими задачами специального образования являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Это означает максимально полное удовлетворение возникших в связи с нарушением и, следовательно, с ограничением специфических образовательных потребностей.

Следует помнить, что ограничение возможностей не является только количественным фактором (т.е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и прочее, это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентирования в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно - мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе, в т.ч. через профессиональное самоопределение, социально-трудовую адаптацию, активную и оптимистическую жизненную позицию. Обучение и воспитание органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях .

Коррекционная помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма. Временем возникновения и тяжестью нарушения, социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования, возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования, а так же уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей .

Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, профилактической и оздоровительной работе, а также трудовой и начальной профессиональной подготовке .

Мы подробно остановимся на коррекционно – психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в штате школы имеются соответствующие специалисты: дефектологи, логопеды, специальные психологи. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные мероприятия, поддерживая в образовательном учреждении охранительный режим, участвуя в профконсультировании.

Специфика работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что специалисты имеют дело с обучающимися, у которых имеются не только нарушения познавательной деятельности, но и изменения личности в целом.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья относятся:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами.

Основная задача этого направления- прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    изучение личных дел обучающихся(психолого-педагогическая характеристика, заключения о нервно-психическом состоянии школьника)

    посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка)

    наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время

    изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.)

    использование стандартизированных методик для количественной и качественной обработки данных.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов коррекционной педагогики и специальной психологии: комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

На I этапе нами проводится первичная диагностика обучающихся, которая включает в себя определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи.

В процессе обучения проводится динамическое изучение обучающихся, отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровня развития обучающегося.

По окончанию четвертей специалистами осуществляется этапная диагностика, которая подразумевает констатацию результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка.

Так же проводится текущая диагностика это обследование обучающихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работает, одно из самых важных, представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ограниченными возможностями здоровья в динамике учебно-воспитательного процесса.

К основным направлениям коррекционно-развивающей развивающей работы относится:

    сенсорное и сенсомоторное развитие;

    формирование пространственно-временных отношений;

    умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты);

    нормализация ведущей деятельности возраста;

    формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:

    индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы;

    социально-психологический тренинг межличностного общения;

    имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии;

    вовлечение детей в творческие объединения по интересам;

    вовлечение родителей в работу с детьми.

Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с обучающимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия, на развитие обучающегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития школьника;

    обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания обучающихся;

    профилактику перегрузок обучающихся;

    взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПк.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи направления:

    профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

    профилактика перегрузок обучающихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома;

    повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    выбор стратегий семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

    подготовка и включение педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

Следовательно, психологическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, активно включает специалистов во все сферы образовательного процесса. Деятельность организуется в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов, разрабатываются и реализуются комплексные индивидуальные программы коррекции и развития обучающихся .

Индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей модернизации образования. Индивидуальная форма обучения идеально подходит для тех детей, которые не имеют возможности посещать занятия в общеобразовательной школе по стабильному расписанию по причине слабого здоровья. Индивидуальное обучение может проводиться как на дому (при наличии медицинской справки, подтверждающей проблемы со здоровьем), так и в школе, и в специальных центрах .

Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоение, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания.

Индивидуализация образования направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей. Особую актуальность данные программы приобретают в процессе коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии .

Развитие личности ребенка, его способности, интересов – процесс непрерывный. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – одно из направлений деятельности психологической службы .

Одним из направлений деятельности образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья является организация коррекционно-психологической помощи.

Коррекционно-психологическая помощь – это деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям .

Глава 2. Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в «Центре Образования «Ступени».

Для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ЕАО создано Государственное бюджетное учреждение Еврейской автономной области - областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени», образованно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях» и постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 декабря 2010 года.

Целью деятельности Учреждения являются: создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, которым по состоянию здоровья лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения рекомендовано обучение на дому, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образовательный процесс в Центре организован для 75 детей, которым рекомендовано обучение на дому по основным общеобразовательным программам общего образования и не противопоказано дистанционное обучение.

Обучением охвачены дети инвалиды с сохранным интеллектом, имеющие нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с соматическими, онкологическими заболеваниями.

Обучение детей осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными программами, которые разрабатываются с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей обучающихся, а так же с учетом характера протекания заболевания.

Центр образования предоставляет детям - инвалидам реальную возможность эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности, позволяет им приобрести бесценный личностный опыт познания окружающей действительности, общения, прожить полноценное эмоциональное детство, расширяет границы доступного им мира.

На базе Центра организованна коррекционная работа психологической службы, которая направлена на психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью деятельности службы является - обеспечение психолого-педагогической поддержки обучающихся на всех этапах возрастного развития, сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптивных возможностей воспитанников и психологической культуры всех участников образовательного процесса на протяжении всего периода обучения.

К основным направлениям коррекционно-психологической помощи в Центре относятся:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

    коррекцию и развитие высших психических функций;

    развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения.

В состав службы включены следующие специалисты: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи и социальный педагог. Специалисты службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей (законных представителей).

Взаимодействие участников службы осуществляется на основе комплексного подхода к решению потенциальных или актуальных проблем обучающихся, что предполагает тесное взаимодействие специалистов службы, их взаимопонимание и взаимодополнение.

Специалисты Службы осуществляют свою деятельность только на основании запросов участников образовательного процесса. Проведение любых видов диагностических и коррекционных мероприятий с обучающимися не допускается без письменного согласия родителей.

В процессе реализации психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

    проводят в случаи необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативом;

    проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей, склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

    проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушения общения;

    совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии.

Коррекционная и развивающая работа предполагает активное воздействие на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическому коллективу в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. Особое место в данном направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.

Планы и программы коррекционно-развивающей работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.

В ходе психокоррекционной работе дефектолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие, как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Специалистами разрабатываются программы коррекции, направленные на устранения отклонений в психическом развитии ребенка. Развивающая и психокоррекционная работа проводится в индивидуальной и групповой формах, во внеурочное время, на специальных занятиях, в процессе консультирование родителей.

В рамках консультативного направления сотрудники психологической службы консультируют администрацию образовательного учреждения, учителей, родителей. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитание и т.п.

Специалисты способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей путем провидения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Сотрудники службы ведут документацию, содержание и формы которой закреплены соответствующими нормативными актами различного уровня. В целях повышения качества взаимодействия специалистов сотрудники службы имеют равные права доступа к рабочей документации службы, если при этом гарантируется соблюдение принципа обязательной конфиденциальности данных. К документации относят: план работы, заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования, журнал консультаций, журнал учета групповых форм работы, карта психолого-педагогической помощи ребенку, индивидуальная программа работы на каждого обучающегося, программа коррекционно-развивающих занятий.

Одним из направлений моей профессиональной деятельности является составление перспективного плана своей работы. В план деятельности включены задачи учителя дефектолога на текущий учебный год, а так же направления работы и сроки их реализации по четвертям.

Задачи:

    своевременное выявление детей с трудностями в период адаптации, диагностика и коррекция межличностных отношений, определение зоны ближайшего развития;

    организация индивидуальных занятий с обучающимися, родителями и педагогами;

    поддержка связи с родителями обучающихся, налаживание совместную работу по психолого - педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно - воспитательного процесса;

    создание благоприятного психологического климата для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов.

Одним из направлений является коррекционно-педагогическая работа, которая заключает в себя первичное обследование обучающихся, проведение диагностики здоровья и социально-личностного развития обучающихся, зачисление учащихся на дефектологические занятия, составление по результатам диагностики плана индивидуальной работы, построение коррекционно-развивающих программ в соответствии со структурой нарушения в развитии детей, проведение коррекционных занятий с учащимися в соответствии с разработанными программами индивидуальных и групповых дефектологических занятий, знакомство и изучение документации.

Под организационной работой подразумевается: оформление документации, составление расписания, формирование дефектологических групп, составление планов коррекционной работы с группами обучащихся, рабочих программ, планов индивидуальной работы.

Так же осуществляется работа с педагогами: знакомство кураторов с результатами дефектологического обследования; консультации по запросам и по заранее намеченным актуальным темам.

Работа с родителями включает проведение индивидуальных бесед о результатах дефектологического обследования (по запросу), консультаций и участие в родительских собраниях.

По результатам первичной диагностики школьников и составлению групп детей, которые нуждаются в дефектологической помощи, мною разрабатываются и осуществляются программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

В программе обязательно отображаются цели и задачи, пояснительная записка, график организации коррекционно-развивающего процесса и календарно – тематическое планирование.

Календарно – тематическое планирование чаще всего содержит не только лексическую тему занятия но и графу где указываются направления коррекционной работы, задачи каждого занятия и типы заданий используемые на нем.

Таким образом, целенаправленно организованная психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального образования направлена на психологическое сопровождение ребенка, которую можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Заключение

Анализ теоретических источников по данной проблеме позволил сделать вывод о том, что коррекционно-психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья это системная, целенаправленная работа в которую включены специалисты различных профилей, организация ее является сложным процессом. Индивидуальное обучение школьников напрямую должно сопровождаться специалистами психологической службы для того, чтобы развитие детей с ограниченными возможностями здоровья не ограничивалось только общением с учителем или родителями. Умение адекватно реагировать на жизненные ситуации, выражать свои эмоции, мысли, чувства одно из правил успешной социализации и адаптации таких детей в обществе, которое, безусловно, не сможет пройти успешно без своевременной коррекционно-психологической помощи.

Экспериментальное изучение организации коррекционно-психологической помощи позволило сделать выводы о важности, целенаправленности, сложности и комплексности работы психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Практическое психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты психологической службы школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом. Самое важное, что должны понять педагоги и психологи, включённые в систему психологической службы, это то, что их деятельность ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие учебной мотивации и успешности в овладение знаниями. Без этого, все остальные результаты становятся сопутствующими, и не определяют достижения основной цели - качественного образования ребёнка.

Список литературы:

    Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющим тяжело больных детей // Социально-педагогическая работа. – 1998. - №6. - С.59-63.

    Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждения. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 224 с.

    Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. – М.: «Центр общественных ценностей», 1998. – 138 с.

    Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - № 1. – С. 28-44.

    Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? // Социальный конфликт. – 2001. - № 1. – С. 82-86.

    Каткова Л.П. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 2. – С.6-10.

    Кича Д.И. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов // Медицинская помощь. – 1994. - № 3. – С.8-14.

    Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С.243-253.

    Конституция Российской Федерации. Дети-инвалиды. Сборник нормативных актов. – М., 1996. – 238 с.

    Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями (методическое пособие). – СПб.: «Питер», 1997. – 36 с.

    Марковская И.М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. – 1998. - № 2. – С.67-78.

    Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С.242-246.

    Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка. – Саратов: Изд-во Поволжского филиала Российского учебного центра, 1996. – 225 с.

    Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. - №2. – С.51-56.

    Специальная психология: учебное пособие. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2003. – 464 с.

    Ткачёва В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М.: «ГНОМиД», 2000. – 64 с.

    Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребёнку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. – 1999. - № 5. – С.34-39.

Работа психолога с детьми ОВЗ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сразу прошу прощения, за использование не корректных слов таких как: инвалиды и дети-инвалиды. В настоящие время проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. рассматривают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы психологического сопровождения.

Однако проблемы психологического сопровождения инвалидов в целом, и детей с ОВЗ в частности в отечественной литературе все еще не являются предметом специального исследования. Хотя проблема психологического сопровождения детей, подростков и взрослых с нарушениями психического и физического развития весьма актуальна и в теоретическом, и в практическом отношении.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Вопрос о психологическом сопровождении детей с имеющимися отклонениями в развитии является одним из основных и главных в истории специального обучения, так как система психологического сопровождения должна быть подчинена основному требованию - коррекции, ослаблению дефектов развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитию личности детей-инвалидов в целом.

Образование - неотъемлемое право человека. Однако далеко не все дети с инвалидностью, независимо от форм её проявления, имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. Почти все школы полностью недоступны для инвалидов, имеющих трудности в передвижении: они не оборудованы необходимыми для этого пандусами или лифтами. Обычные школы, как правило, не имеют условий для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи...

Кроме этого, дети с ОВЗ часто сталкиваются с негативным отношением к себе: на них чаще всего смотрят как на больных детей, нуждающихся в постоянном особом внимании и, главное, неспособных учиться в школе. Получить образование они могут в специализированных школах или интернатах, либо обучаясь на дому. Эта практика на сегодняшний день является самой распространенной в нашей стране, однако этот подход на сегодняшний день устарел.

Дети с инвалидностью - тоже дети. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу. И все эти мечты могут быть напрасны только из-за того, что, скажем, ребенок на инвалидной коляске или костылях не может попасть в школу, потому что она не оборудована пандусом. Тем не менее, создать условия для обучения детей с инвалидностью, не зависимо от форм ее проявления (слепота, глухота, сердечно-сосудистые заболевания, задержка в развитии и т.д.), можно.

Еще одним важным аспектом при осуществлении работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является обеспечение психологического сопровождения . Следует отметить, что при взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогу-психологу часто приходится сталкиваться с различным спектром нарушений. Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Таким образом, психологическая помощь для таких адресатов носит характер реабилитационной , основанной на принципах системного и личностно-ориентированного подходов. Выстраивая и планируя собственную деятельность, педагог-психолог использует как форму индивидуального занятия (непосредственно для консультационной беседы), так и работу в смешанных группах, где наряду с аномальными детьми полноценно участвуют дети обычного развития.

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ во многом связан с материально-технической и программно-методической базой учреждения. Средовое пространство для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, должно отличаться повышенной комфортностью и доступностью ко всем объектам учебного фонда. Отсутствие необходимого программно-методического материала, направленного на решение задач обучения и развития детей, вне зависимости от вида дефекта или степени его сложности, сужает возможности образовательного учреждения (как основного, так и дополнительного типа) для использования их потенциала.

Другим важным аспектом служит повышенная утомляемость детей с проблемами развития, что увеличивает временной объем на прохождение ими тематических разделов реализуемой в детском объединении программы, а также обуславливает степень усвоения пройденного материала. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать дополнительные стимулы и средства педагогического воздействия, что иногда порождает внутренние противоречия, в виду отсутствия специализированной подготовки.

Таким образом, вторая задача при организации образовательного процесса для детей с ОВЗ, это обеспечение высококвалифицированными кадрами , повышение уровня их профессиональной компетенции при работе с «аномальными» воспитанниками, введение в штат узкопрофильных специалистов – специального педагога, дефектолога, медицинского работника.

Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.

Поэтому для педагога-психолога школы определяющим фактором в работе с такими детьми должно стать восстановление эмоционального контакта и налаживание доверительных отношений. Ребёнок должен стать полноправным субъектом, соучастником тех или иных мероприятий. Рекомендаций, которые необходимо учитывать при конструировании взаимоотношений с таким ребёнком.

создавать атмосферу доверительного общения для того, чтобы ребёнок мог совершенно свободно выражать любые проблемы и чувствовать себя причастным к происходящим с ним событиям;

уметь внимательно слушать и анализировать рассказ ребёнка о событиях своей жизни;

чутко реагировать на малейшие изменения в поведении, не преуменьшать и не преувеличивать опасности, связанной с возникающими изменениями;

владеть различными технологиями реабилитации;

формировать социально-психологическую среду с наименьшими ограничениями, используя весь комплекс компенсирующих условий.

Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционной школы также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыкотерапия.

Куклотерапия.

Сказкотерапия

Фольклор.

Иппотерапия – это комплексный многофункциональный метод реабилитации, представляет собой занятия инвалидов верховой ездой на лошадях по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания клиента и задач, для решения которых она используется.

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации (Приложение)

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогике, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Особенно важно отметить, что реализация предлагаемых рекомендаций, будет эффективна в том случае, если педагог – психолог будет строить свою работу во взаимосвязи с социальным педагогом, медиками, логопедами и другими специалистами школы.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ог­раниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объ­ектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения

семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

Психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельно­сти их ребенка;

Консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности дейст­вий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у де­тей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

10 ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА

Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.

При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.

Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.

Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.

Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует, в том числе и ребенка. Это нужно обязательно объяснить детям.

Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника

Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.

Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

В ходе занятий они используют интерактивные методы работы , которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Они рассказывают детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без инвалидности.

Немалую роль играет то, что именно молодые инвалиды проводят подобные занятия , так дети в классе имеют возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую. Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения. Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами .

Самое главное – то, что дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения (интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий часто используется наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии, – что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.

Источники:

1. Школа открытая для всех. Пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми – инвалидами, Москва 2003 год

2. www.yandex.ru

3. http://perspektiva-inva.ru/

Педагог психолог МОАУ «СОШ № 69»

Рафикова Валентина Геннадьевна

Приложение

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ

1. Мой жизненный путь

Мои успехи: Мои неудачи:

_______________________ _______________________

2. Моя точка опоры в жизни

Что мне помогает: Что мне мешает:

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

_______________________ _______________________

3. Оценка качеств человека

Нравятся. Не нравятся.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

4. Что я люблю, и что мне не нравится в моем ребенке

Нравится. Не нравится.

______________________ _______________________

______________________ _______________________

______________________ _______________________

5. Каково мое отношение к моему ребенку

 Что доставляет мне неприятные ощущения в моем ребенке:

внешний вид;

 интеллектуальные возможности;

 поведение;

 двигательная неловкость;

 невозможность ходить.

 Считаю ли я, что у меня добрый, любящий ребенок:

 не знаю;

 Как проявляется любовь моего ребенка ко мне:

 ласкается;

 целует, обнимает;

 говорит, что любит;

 ему нравится, когда я его ласкаю;

 делает что-то, что мне нравится.

 Когда я раздражаюсь чем-либо в моем ребенке, я:

 могу ударить;

 подавляю свой гнев, но мне самой становится плохо;

 Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:

 снимаю раздражение;

 желание наброситься на него и сделать все по-своему;

 слабость, подавленность;

 чувство собственной беззащитности;

 хочется плакать;

 желание оставить его на некоторое время;

 потребность побыть одной.

 Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок любил меня.

______________________________________________________

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издательство “Шом - Пресс”, 1999. – с. 62.

алена пушкарева
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями.

РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

Специфика развития детей - инвалидов заключается в негативном влиянии на личность ребёнка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затруднённой социальной адаптацией. Это проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей – инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья ) .

Программа реабилитации – это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа составлена с учетом :

Характера ведущей деятельности;

Структуры и степени выраженности нарушения;

Ведущих мотивов и потребностей ребенка;

Целей дошкольного воспитания.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

В коррекционной группе проводится несколько занятий в неделю :

1. Индивидуальные занятия логопеда – 2 занятия .

2. Индивидуальное занятие педагога -психолога – 1 занятие.

3. Групповое занятие педагога -психолога – 1 занятие.

Особое внимание уделяется сбалансированности занятий и свободного времени детей. Дети получают возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми , оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.

Цель программы :

Создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы , коррекция недостатков, социальная адаптация.

Задачи программы :

Выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья ;

Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ;

Обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация программы осуществляется на основе принципов :

1. Принцип гуманизма- веры в возможности ребенка .

2. Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы.

3. Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы.

4. Принцип реальности предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации .

5. Принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы , позиции и возможностей специалистов .

7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования , образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этап сбора и анализа информации Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно -методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы .

В программе выделены следующие разделы :

Познавательное развитие

Социально-эмоциональное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья , проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) .

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения , воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов , работающих с детьми-инвалидами ; взаимодействие с семьей ребенка и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает :

Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями воспитания и образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ;

Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья .

5. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка.

Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей.

6. Работа с родителями

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей , что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности .

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья .

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк, который решает задачу взаимодействия специалистов. В службу сопровождения входят специалисты : логопед, педагог-психолог , мед. работник .

В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру ПМПК где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения , которые в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ, становятся обязательными к исполнению в ДОУ;

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами : сотрудничество со средствами массовой информации, районной поликлиникой, с общественными объединениями инвалидов, с родительской общественностью.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий :

1. Психолого-педагогическое обеспечение .

2. Программно - методическое обеспечение.

3. Кадровое обеспечение

4. Материально - техническое обеспечение

5. Информационное обеспечение

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком – инвалидом планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление нарушений в развитии.

Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического или физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.

Особые условия:

Самая выгодная цена курса!
- Гарантированные подарки каждому обучающемуся
- Рассрочка оплаты
- Возможность досрочно закончить обучение. Цена обучения не меняется!
- Процесс обучения сопровождает высококвалифицированный преподаватель.
- Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

Введение и реализация ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях в который раз акцентировало внимание на психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса, обращая особое внимание на «особых» школьников. В тексте Федеральных образовательных стандартов для детей с ОВЗ четко прослеживается мысль о том, что инклюзивное образование – это, прежде всего, особенности учебно-воспитательного процесса, который выстраивается с учетом психофизических возможностей школьника с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в образовательных учреждениях должно быть организовано эффективное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, целью которого является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Современное образование стремительно развивается, предъявляя все новые требования ко всем участникам образовательного процесса. Чтобы соответствовать этому развитию, педагог-психолог образовательного учреждения должен постоянно повышать свою профессиональную компетентность, в том числе, уделяя особое внимание вопросам сопровождения детей с ОВЗ.

Каким образом будет проходить обучение?

Дистанционный курс проходит на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль. Для входа на на портал каждому участнику курса предоставляется логин и пароль.

Выдаваемые документы:

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса - Удостовение о повышении квалификацииАНО ДПО "Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки "Мой университет" с указанием объема курса - 144 часа.

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой "Записаться на курс")
2. Нажать на кнопку "Записаться на курс" и зарегистрировать "Личный кабинет"
3. Произвести оплату за обучение.
4. Заполнить раздел "Анкетные данные" в "личном кабинете" (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).
5. После заполнения раздела "Анкетные данные" Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс). Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела "Анкетные данные", пожалуйста, напишите на электронный адрес [email protected]

Просмотров