"Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка" Семаго Н.Я., Семаго М.М. Чемодан психолога

    “Очень понравилась игра! Карточки большие и плотные, думаю долго нам прослужат. Играем всей семьей: вначале было трудновато, но потом раскачиваешься и начинается игра на скорость. Мы с мужем, как взрослые, никаких преимуществ не имели, казалось, что дочь даже быстрее находит верные комбинации. У нас еще есть нейропсихологическая игра "Попробуй повтори", решили их совместить, т.к. карточки-мозголомки, которые призваны усложнять игру, очень похожи с карточками из "Попробуй повтори". Сейчас играем так: заранее выбираем простые карточки из "Попробуй повтори" с позами, которые реально повторить. Потом перемешиваем и открываем одну карточку из колоды "мозголомок", запоминаем ее, а потом кладем рубашкой вверх. Кто находит верную комбинацию, должен повторить позу с закрытой карточки и крикнуть "На дачу". Если поза правильная, то можно забирать комбинацию и открывать новую карту из колоды "мозголомок", если не правильная, то участник может повторить попытку, после того как кто-то из соперников попробует забрать комбинацию.”

    все отзывы

    “Книга (1-я часть) очень понравилась моим детям. Слушали с удовольствием, задавали много вопросов. После каждой главы есть упражнения, которые усложняются от главы к главе. По этому книгу лучше читать не перед сном, а запастись временем для интересного диалога с детьми. Упражнения составлены так, что дают поле для творчества родителям и детям в зависимости от конкретной ситуации. Моим детям особенно понравилось рисовать свои портреты, заселять дома доброты, щедрости и пр. После раздела о восприятии мы развеселились и начали придумывать свои упражнения на 5 органов чувств. Еще детям понравилось разыгрывать сказку с участием 4-х типов темперамента. Пожалуй самая любимая игра на познание себя и своего характера. Мы ее немного усовершенствовали, добавили несколько качеств, которые не были предложены автором. Например, честность, хитрость, чувство собственного достоинства. Каждый из нас заполнял по 4 листа – 1 о себе и 3 других участниках семьи. Пока заполняли, разговаривали, уточняли, объясняли, проясняли, изображали и даже хохотали. Мои дети любят такие задания, где можно и о себе узнать больше, показать другому его портрет и увидеть себя глазами другого. Они запоминают такие моменты и время от времени просят их повторить. Кстати, когда надумаете сделать такую штуку со своими детьми, не забудьте на каждом листе написать имя и дату. Все меняется. Сохраните эти листочки. Через время можно к ним вернуться, сделать ещё раз и посмотреть, что изменится, а что останется прежним. Очень рада, что автор решил сделать продолжение 1-й части Психологии для малышей. Дети с нетерпением ждут новых приключений Юли и ее папы. На рынке мало детской литературы, направленной на познание себя, своего внутреннего мира. Еще меньше изданий качественных. Сказка о самой душевной науке Игоря Вачкова основана на лучших достижениях психологической науки за последние годы, написана простым языком и по сути приглашает детей и взрослых в увлекательное путешествие. Путешествие, которое работает на развитие ребенка и взрослого. С удовольствием рекомендую к активному прочтению родителям, учителям и всем, кто заинтересован в развитии личности ребенка.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

Комплект предназначен для углубленной оценки психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности, личностных особенностей и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возрастов (от 2,5 до 12 лет).
Спецификация:
1-Методическое руководство к Диагностическому комплекту психолога "Интегративная психология" Москва, 2007-Методическое пособие-1 шт.;
2-Цветные прогрессивные матрицы Равена (Стандартная форма) "Когито-Центр". - Альбом стимульных материалов-1 шт.;
3-Диагностический Альбом. Дошкольный и младший школьный возраст. "Интегративная психология", Москва, 2008.-Набор стимульных материалов с методическими рекомендациями-Папка (30 листов);
4-Предметная классификация (1 серия для детей 3-5 лет)-Стимульные материалы-25 карт, (в упаковке);
5-Предметная классификация (2 серия для детей 5-8 лет)-Стимульные материалы-32 карт, (в упаковке);
6-Предметная классификация (3 серия для детей 9-12 лет)-Стимульные материалы-70 карт, (в упаковке);
7-Методика Выготского-Сахарова (объемный вариант)-Деревянные фигуры-25 шт. (в коробке);
8-Методика опосредованного запоминания (по А. Н. Леонтьеву)--30 карт, (в упаковке);
9-Методика В. М. Когана-Стимульные материалы Таблица (вариант 5x5)-25 карт, (в упаковке) 1 шт.;
10-Исключение предметов (4-й лишний)-Альбом стимульных материалов-1 шт.;
11-Методика "Кубики Кооса"-Набор стимульных материалов; станд. деревянные кубики-(в коробке) 9 шт. (в коробке);
12-Методика "Установление последовательности событий"-Стимульные материалы-(общая упаковка);
12А-1 серия "Снеговик"---3 карт.;
12В-2 серия "Клумба"---4 карт.;
12С-3 серия "Портрет"---5 карт.;
12D-4 серия "Садовод"---6 карт.;
13-Методика "СОМОР"-Альбом стимульных материалов-1 шт.;
14-Методика "Контурный САТ-Н"-Альбом стимульных материалов-1 шт.;
15-Методика "Тест Рука" (модифицированный вариант для детей 3-11 лет)-Альбом стимульных материалов-1 шт.;
16-Цветовой Тест Отношений (ЦТО) (модифицированный вариант для детей 4-10 лет)-Стимульные материалы-8 карточек (в упаковке);
17-Методика "Эмоциональные лица"-Стимульные материалы; Абстрактные изображения; Реаль. изобр. (девочки);Реаль. изобр. (мальчики)-17 карт, (в упаковке);
18-Бланки протоколов к методикам Комплекта, образцы бланков документации психолога, методические рекомендации-CD-диск-1 шт. (в конверте);
19-Чемоданчик для материалов --1 шт.

Новости

Информация об основных видах мошенничества
В настоящее время наиболее распространенным способом совершения преступлений в данной сфере является хищение с банковских карт граждан, когда злоумышленники по телефону представляются сотрудниками служб безопасности различных банков и под различными предлогами получают от потерпевших номер банковской карты, код CVV (3 цифры на обратной стороне карты), а также пароли, приходившие по SMS, необходимые для проведения финансовых операций. Также злоумышленники могут сообщить потерпевшим о необходимости установления на смартфон, компьютер или планшет различных программ («Anydesk», «Quick support», «Teamviever» и др.), выдавая их, в том числе, за антивирусные, позволяющих мошенникам дистанционно, т.е. удаленным доступом, управлять смартфоном, ноутбуком или планшетом и, как следствие, осуществлять онлайн переводы от имени потерпевших через их личный кабинет.
Обращаю внимание, что в ходе телефонных разговоров мошенники могут сообщить ваши персональные данные: ФИО, дату рождения, паспортные данные, а также даже последние операции по вашим счетам. Кроме того, преступники, используя возможности IP-телефонии, могут осуществлять звонки с абонентских номеров, схожих или идентичных официальным номерам банков, указанным на оборотной стороне карт.
Чтобы не стать жертвой подобных преступлений необходимо помнить, что настоящие сотрудники банков никогда не звонят клиентам и не просят сообщить им какую-либо информацию, касающуюся как их персональных данных, так и банковской карты. Ни при каких обстоятельствах не разглашайте никому, включая сотрудников банков, пароли на проведение операций. Пароль для входа в систему «Банк Онлайн» это ваша личная конфиденциальная информация. Также, не в коем случае не стоит устанавливать по просьбе неизвестных лиц какие-либо приложения (программы).
Иные способы мошенничества совершенные дистанционным способом.
С использованием сети Интернет:
L Путем получения предоплаты в размере до 100% за товар или услугу с помощью создания «однодневных» интернет-магазинов и сайтов-двойников; с использованием Интернет-площадок по продаже товаров и услуг (сайты «Авито», «Юла» и др.); в социальных сетях «В контакте», «Одноклассники» ит.д.
Прежде чем заказать товар в Интернете почитайте отзывы на разных сайтах о данном интернет-магазине или виртуальном продавце, в случае наличия вы сразу обнаружите отрицательные отзывы, отсутствие отзывов о выбранном вами интернет-магазине говорит о коротком периоде его существования. Внимательно читайте названия Интернет-магазина, тем самым Вы избежите сайтов-клонов. Старайтесь избегать покупки товара по предоплате. Если цена товара гораздо ниже цены в обычных розничных магазинах, так и в других интернет-магазинах, либо на рынке в целом (например, при продаже автомашины по заниженной стоимости), это повод насторожиться.
2 Путем получения информации от лица, разместившего объявление о продаже какого-либо товара, о полных реквизитах его банковской карты (номер, срок действия, данные держателя, С VC-код), якобы, с целью внесения предоплаты, с последующим хищением с нее денежных средств, используя полученные данные.
Не сообщайте неизвестному какую-либо информацию касающуюся банковской карты - для осуществления перевода требуется только шестнадцатизначный номер карты. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте пароли на проведение операций. Пароль для входа в систему «Банк Онлайн» это ваша личная конфиденциальная информация.
2 Путем получения денежных средств от потерпевших при, якобы, внесении ставок на фондовых и иных биржах.
Прежде чем вносить деньги почитайте отзывы на различных сайтах в Интернете, узнайте к юрисдикции какой страны относится деятельность данной организации, а также ознакомьтесь с правилами и условиями ее деятельности.
£. Взлом страниц пользователей в социальных сетях, в основном «Вконтакте» и «Однокласники», и рассылка сообщений «друзьям» от имени данного пользователя с просьбой одолжить денег, которые нужно перевести на указанные абонентские номера или банковские карты.
Прежде чем осуществить перевод позвоните своему другу, от которого пришло сообщение, и уточните информацию.
С использованием средств сотовой связи путем сообщения гражданам заведомо ложной информации:
JL О нарушении их близкими родственниками действующего законодательства (совершение ДТП, причинение телесных повреждений, хранение наркотиков и т.п.), с целью передачи потерпевшими денежных средств через посредников, либо перевод их через терминалы оплаты для разрешения сложившейся ситуации. При этом мошенники стараются держать «жертву» всегда на связи, с целью исключения каких-либо действий с ее стороны по проверке информации.
Необходимо перезвонить на известные абонентские номера лицу, которым представляется злоумышленник, либо родственникам, с целью выяснения действительности произошедших событий. Попросить звонящего назвать какие-либо данные лица, которым он представляется (Ф.И.О., дата рождения, место жительства, данные родственников, какие-либо факты из жизни и т.д.).
2 О блокировке банковской карты путем рассылки SMS-сообщений и последующего информирования о необходимости дальнейшего введения ряда команд с банкомата.
Прежде чем выполнять какие-либо действия с банковской картой перезвоните в банк и уточните информацию.
2 О возможности получения компенсации за ранее приобретенные некачественные товары или оказанные услуги, для чего необходимо перечислить определенный процент от полагающейся суммы.
Следует знать, что различные компенсации выплачиваются гражданам только при их личном письменном обращении в соответствующие организации. Никакие проценты за выплату компенсаций не уплачиваются.
Якобы, из поликлиники или больницы, о том что у Вас или у Ваших родственников обнаружили страшный диагноз и чтобы вылечить болезнь необходимо перевести деньги за лекарства.
Необходимо помнить, что настоящий врач никогда не будет звонить вам по телефону и сообщать о «страшном диагнозе» или просить перевести деньги за лекарства.
L С просьбой купить продукты, спиртное, цветы и т.п., доставить их по указанному адресу, а попутно перечислить денежные средства на телефон, с заверением, что деньги вернут по прибытию на адрес заказчика.
Если вы исполняете какое-либо поручение по телефону, доставляете заказы, то не следует переводить деньги на незнакомые телефоны, сначала доставьте товар по назначению и на месте определитесь с заказчиком.
Кроме дистанционных мошенничеств граждане становятся жертвами и контактных мошенничеств, совершенных под видом социальных работников, сотрудников различных организаций (горгаз, горсвет, Пенсионный фонд, медицинские работники и т.д.). Предлогами могут быть: срочный обмен денег, надбавки к пенсии, проверка газового или водяного оборудования, перерасчет квартплаты, премии ветеранам, продажа БАДов, медицинских приборов или других различных товаров по льготным ценам и т.д. Основная цель злоумышленников - узнать, где хранятся денежные средства «жертвы», после чего отвлечь ее внимание и совершить их хищение. Также предлогом может быть гадание, снятие якобы наложенной порчи, исцеление от заболеваний.
Как понять обман:
- об обмене денежных средств или проведении каких-либо реформ заранее будет сообщаться в различных СМИ (телевидение, радио, печатные издания), в отделениях банков, учреждениях социальной политики, пенсионного фонда и т.д.
- узнать, что за организацию представляют пришедшие и, позвонив туда, узнать, есть ли там такие сотрудники и проводится ли обход домов по обозначенному вопросу; попросить предъявить удостоверение;
- уведомить родственников (желательно попросить подъехать);
- позвонить или позвать соседей;
- позвонить закрепленному социальному работнику;
- не стоит покупать у неизвестных никаких лекарственных препаратов, газоанализаторов, счетчиков, фильтров для воды, хозяйственных товаров, медицинских приборов и т.п.

Дорогие педагоги и родители!

Приглашаем Ваших детей принять участие в запланированных конкурсах на 2019 год, которые проводит интернет-журнал «Планета Детства» в рамках работы общественной организации «Центр развития личности «Новое поколение».

Участники и кураторы получат сертификаты, которые подтверждают размещение материалов в рамках конкурса на сайте «Планета Детства» (с двумя печатями: «Планеты Детства» и Центра развития личности «Новое поколение»), а также свидетельство о регистрации интернет-журнала «Планета Детства» как СМИ.

Победителей ждут дипломы и грамоты!

Месяц Название конкурса
Январь V Международный конкурс творческих работ «Зимняя феерия»
Описание конкурса: на конкурс принимаются фото поэтапного выполнения творческой работы на зимнюю тематику, выполненной в различных техниках (аппликация, конструирование из бумаги, работа из бросового материала, макраме, поделки из ниток, природного материала, объемные мандалы, лепка…).
Февраль
Март VI Международный конкурс творческих работ детей «Красота спасет мир!» (работы, посвященные весне и Международному женскому дню, выполненные в различных техниках из бросового материала)
Описание конкурса: на конкурс принимаются фото поэтапного выполнения творческой работы, выполненной в различных техниках из бросового материала.
Апрель
Май III Конкурс детских творческих работ «Планета пушистых любимцев»
Описание конкурса: на конкурс принимаются фото поэтапного выполнения творческой работы – поделки в виде животных или птиц, выполненной в различных техниках (аппликация, конструирование из бумаги, работа из бросового материала, макраме, поделки из ниток, природного материала, объемные мандалы, лепка и т.д.).
Июнь III Интернет-конкурс творческих работ детей «Ах, лето красное, долгожданное!» (поделки на летнюю тематику)
Описание конкурса: на конкурс принимаются фото поэтапного выполнения творческой работы на летнюю тематику (аппликация, конструирование из бумаги, работа из бросового материала, макраме, поделки из ниток, природного материала, объемные мандалы, лепка и т.д.).
Июль
Август
Сентябрь V Международн ый конкурс творческих работ из природного материала «Природная фантазия»
Описание конкурса: на конкурс принимаются фото поэтапного выполнения творческой работы, выполненной в различных техниках из природного материала.
Октябрь
Ноябрь III Интернет-конкурс детского литературного творчества «Капельки солнца»
Описание конкурса: на конкурс принимаются литературные произведения, написанные детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в различных литературных жанрах (стихотворения, рассказы, эссе, сказки и т.д.)
Декабрь VI Международный конкурс ёлочных игрушек «Подарки для елки»
Описание конкурса: на конкурс принимаются фото поэтапного выполнения поделок на новогоднюю тематику (елочные игрушки из подручных, природных, бросовых материалов, плакаты и стенды, выполненные в различных техниках их разных материалов, открытки, новогодние панно, скульптуры и т.д.).

В помощь педагогу психологу

Предлагаем вашему вниманию подборку интересных диагностических методик. Возможно, с помощью них вы узнаете о себе что-нибудь интересное и сможете помочь детям и взрослым.

1. Тест "На каком месте вы себя видите"

Инструкция: посмотрите внимательно на картинку. Как вам кажется, где ваше место на этом дереве?

Интерпретация: Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 - общительность, дружескую поддержку.

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Позицию № 16 люди не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим

2. Тест "Стили родительского воспитания"

Какой вы родитель? Либеральный, авторитарный или демократический - поможет узнать диагностическая методика "Стили родительского воспитания".

Москва, АПКиППРО, 2007. - 25 с.

Основной целью использования методики «Предметная классификация»является исследование процессов обобщения и абстрагирования, оценка их специфики, уровня сформированности, актуального уровня развития понятийного мышления ребенка в целом.

Предметная классификация состоит из трех серий, ориентированных на работу с детьми разного возраста:
1-я серия: для детей 3 – 5 лет;
2-я серия: для детей 5 – 8 лет;

Соответственно стимульные материалы составляют 25 цветных изображения (1 серия); 32 цветных изображения (2 серия).

Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате. Предназначен для проведения тестирования и диагностики детей в возрасте от 2,5 до 12 лет.

Практикующие психологи могут воспользоваться методическими разработками, которые входят в Комплект, для того, чтобы обследовать детей с нейропсихологической точки зрения. Перечисленные ниже методики дают психологу возможность комплексной оценки психического развития каждого ребёнка. Данные методы очень эффективны, принимая во внимание тот факт, что на их использование требуется совсем немного времени и сил. Раскроем в подробностях состав Комплекта.

Диагностический комплект Семаго включает:

Методическое руководство

Подробно рассказывает о направлениях диагностической работы детского психолога, её техниках и принципах. Дополнительно раскрываются особенности анализа результатов нейропсихологического обследования детей. Руководство включает описание методов исследования дошкольников и младших школьников (детей от трёх до двенадцати лет).

Диагностический альбом

Цель применения данного альбома – исследование познавательной активности дошкольников и младших школьников (АРКТИ, 2014). В его состав входят различные методики (как новые, так и проверенные временем), описание применения каждой из которых есть в методических рекомендациях. Альбом включает в себя свыше 25 методов обследования детей. Психологи используют их как при работе с одним ребёнком, так и с группой детей.

Матрицы Дж. Равена

Полное название данной методики – Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (ЦПМ). Всего она состоит из 36 заданий, объединённых в три группы: А, Ав, В (в каждую группу входит 12 матриц). Описываемая методика позволяет детскому психологу адекватно оценить способность ребёнка мыслить в правильном направлении. При этом необходимо создать для испытуемого комфортные условия для работы, причём без перерывов, с приемлемой для него скоростью.

Методика Выготского-Сахарова

Данная методика необходима при исследовании мышления ребёнка в целом и для выявления его способности к самостоятельному суждению в частности. С её помощью выявляется уровень способностей абстрактно обобщать вещи, а также классифицировать их по определённым признакам. Для этого выделяется несколько основных признаков какого-либо абстрактного понятия, на основе которых ребёнок может создать общую картину-суждение. Комплект также включает пример анализа результатов исследования от автора. Для выполнения исследования по данной методике потребуется набор из 25 деревянных фигурок различной формы. Наглядный материал должен отличаться между собой по цвету, форме, высоте и размеру.

«Предметная классификация»

Цель детского психолога при работе по описываемой методике – исследование способности ребёнка к обобщению и абстрагированию, понятийному мышлению и, кроме того, анализ их особенностей, а также выявление уровня их развития.

«Опосредованное запоминание»

Разработчик этой методики – А.Н. Леонтьев. Её целью он определил исследование особенностей мыслительной активности ребёнка. При этом выявляется уровень способности испытуемого к использованию сторонних средств при запоминании материала. Детскими психологами при исследовании детей используется четвёртая серия методики из всех тех, которые лично использовались А.Н. Леонтьевым. Сформированность высших форм памяти выражается в способности запоминать материал опосредованно. В то же время данная характеристика указывает на уровень развития интеллекта в общем и может использоваться в качестве критерия при оценке того, насколько ребёнок владеет произвольными видами деятельности.

Методика В.М. Когана

Данная методика применяется при оценке уровня развития внимания. С её помощью психолог может оценить способность ребёнка к удержанию внимания, к его распределению между несколькими вещами, а также способность к его переключению. К тому же, описываемый метод способен определить уровень работоспособности ребёнка, а также особенности некоторых других психологических характеристик.

«Исключение предметов»

Целью детского психолога при работе с данной методикой является выявление уровня развития способности к обобщению, понятийному суждению, к выделению основных смысловых признаков различных предметов, а также исследование когнитивных особенностей ребёнка. По полученным результатам психолог может сделать вывод об уровне развития данных процессов, о способности (или неспособности) ребёнка к вычленению основных признаков различных объектов или абстрактных явлений. Данная методика достаточно сложна, поскольку требует чёткости и логичности обобщений и формулировок.

«Кубики Коса»

Используя эту методику, детский психолог может сделать вывод о развитости пространственного мышления ребёнка, а также его способность к пространственному анализу и синтезу, к выполнению последовательности действий согласно выработанному плану.

«Установление последовательности событий»

Описываемый метод позволяет исследовать мыслительную деятельность детей; с её помощью можно установить такие связи, как причина-следствие, а также пространство-время. Уровень речевого развития также возможно проанализировать, используя данную методику. Она включает в себя четыре не применявшиеся раньше последовательности сюжетов. Каждая следующая серия – это всегда более сложная вариация предыдущей группы сюжетов. Каждая серия состоит из 3-6 изображений. Их количество увеличивается, а пространственная структура усложняется от серии к серии. То есть, ребёнку необходимо понять подтекст и особенности ситуации, описываемой с помощью картинок.

Тест Рука

В Комплекте данный тест по исследованию личности представлен модификацией для испытуемых до 12 лет, то есть, личность ребёнка исследуется по признакам, характерным для этого возраста. Описываемая методика сродни тесту Роршаха и ТАТ, однако стимульный материал данного теста не является настолько неопределённым, поскольку в тесте используются картинки с изображениями рук. По сравнению с пятнами Роршаха, руки – это реально существующий объект.

Контурный С.А.Т. – Н.

Данная методика является авторской и призвана помочь разобраться в отношениях ребёнка с теми, кто его окружает. При этом анализируются наиболее значимые или стрессовые для испытуемого ситуации из жизни. Метод помогает проанализировать особенности поведения ребёнка дома, при общении с друзьями в школе, детском саду, либо на улице. С помощью этой метода можно проводить долгосрочные исследования особенностей развития ребёнка и при этом получать необходимые знания об уровне развития ребёнка, а также о том, как он решает те или иные проблемы. Уровень поведения испытуемого в социуме, а также культурные различия не являются препятствием для исследования с помощью данной методики. В своей работе детский психолог использует восемь пронумерованных изображений на бледно-зелёном фоне, которые он выдаёт в нужном порядке.

«Эмоциональные лица»

Автором данной методики является Н.Я. Семаго. С её помощью психолог получает возможность оценить эмоциональное состояние ребёнка, понять его переживания. При использовании описываемой методики, психолог может опосредованно получить данные об отношениях испытуемого с окружающими его людьми. Стимульный материал представляет собой два набора картинок с изображением лиц, выражающих эмоции. В первом наборе представлены 3 изображения контурных лиц, во втором – 14 изображений лиц детей, выражающих какие-либо реальные эмоции.

Методика «СОМОР»

В основе данной методики лежит методика Р. Жиля, переработанная Н.Я. Семаго. Эта авторская модификация позволяет дать оценку осознанию ребёнком своих собственных отношений со сверстниками и взрослыми людьми, осознанию самого себя и своего места в обществе. Если у группы детей есть трудности с коммуникацией и контролем эмоционального фона, то методику «СОМОР» можно использовать как оценочный материал для понимания эффективности проводимой с детьми коррекционной работы. Стимульный материал по данной методике представлен восемью изображениями, которые нанесены схематически на картонные карточки с бледно-зелёным фоном, а также ряда приблизительных вопросов. Схематичность изображений – непременное условие, поскольку оно предоставляет ребёнку возможность отвечать на вопросы гораздо свободнее, а также облегчает узнавание предмета ребёнком. При этом также необходимо учитывать уровень развития ребёнка, так как он должен понимать и само задание, и схематичные изображения.

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Данная методика – диагностическая и была разработана с целью анализа эмоциональной составляющей отношения испытуемого к важным для него людям, самому себе, а также для выявления осознаваемого и неосознаваемого уровней исследуемых взаимоотношений. Существует теория, которая гласит, что невербальные составляющие отношений к окружающим его людям и своему «я» можно выразить с помощью цветов-ассоциаций. Данная методика, имея в своей основе это предположение, позволяет «вытащить» такие компоненты отношений, которые находятся глубоко в подсознании и не осознаются испытуемым, поскольку в сознании существуют так называемые защитные механизмы. Описываемая методика позволяет определить скрытые черты отношений, минуя эту преграду. В цветовом тесте отношений используется набор из восьми цветов, являющихся близкими по гамме к цветам из теста Люшера. Однако набор цветов по ЦТО более удобен для зрительного восприятия дошкольниками и младшими школьниками.

Психолого-педагогическая диагностика (Семаго) позволяет оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовности к школе.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.

Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Цель данной методики: оценка готовности ребенка к началу школьного обучения исключительно в плоскости бинарной оценки: «готов к школе» - «не готов к школе», что не предполагает, ни качественной, ни тем более количественной оценки отдельных параметров познавательного, аффективно-эмоционального или регуляторного развития конкретного ребенка.

Предлагаемая программа дает лишь образец стимульного материала. Без изменения системы анализа выполнения можно при каждом следующем обследовании варьировать все составляющие задания. Так, в задании № 1 можно изменять характер узоров. Необходимо лишь придерживаться единой стратегии: узоры должны давать возможность оценить те показатели, которые содержатся в задачах данного задания (см. описание проведения исследования). Точно так же в задании № 2 можно менять число, форму предъявляемых фигур. В задании № 3 возможно изменение анализируемых слов (это надо делать вместе с логопедом образовательного учреждения, поскольку речь идет о звукобуквенном анализе), количества слогов (в пределах программы дошкольного образования), наличия или отсутствия пустых квадратиков. В задании № 4 допустимо изменение знаков шифровки, расположения знаков в фигурах (то есть какую фигуру оставлять пустой) и т.п. Это не может повлиять на оценку возможностей переключения ребенка, его темповых характеристик и работоспособности.

Таким образом, программа рассчитана на многократное предъявление и адекватна при проведении обследования по крайней мере раз в полгода.

Описание программы

Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

Кроме того, задания позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше–меньше» - то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

Кроме этого, оценивается уровень развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание № 1), а также появляется возможность сопоставить эти особенности графики и качество графической деятельности в свободном рисунке (задание № 5). Косвенно (в первую очередь, в заданиях №№ 1, 2, 5) учитывается и уровень сформированности пространственных представлений, которые также являются неотъемлемой составляющей когнитивного развития ребенка.

Помимо оценки результатов выполняемых заданий, важным являются особенность деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы (его эмоциональные, «энергоресурсные» затраты, его поведенческие особенности в подобных ситуациях).

Общие требования к проведению фронтального обследования

Специалист (педагог или психолог) работает с группой детей, состоящей не более чем из 12–15 человек. Дети рассаживаются за столами по одному. Каждому ребенку дается подписанный бланк с заданиями, два простых карандаша мягкости «М» без ластика и один цветной карандаш. Третье и четвертое задания при объяснении частично рисуются на доске. Инструкция подается короткими предложениями, четко, внятно и не быстро.

Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом.

По ходу выполнения заданий в заранее подготовленном листе наблюдений специалист отмечает особенности поведения и потребности детей в помощи (дополнительной подаче инструкции, повторении и т.п.) и темп деятельности ребенка. Для заполнения листа наблюдений специалисту необходимо знать фамилию, имя каждого ребенка и место, где он сидит в процессе диагностики (номер стола, парты). В разделе «Другое» необходимо отметить такие проявления в процессе выполнения заданий, как «заплакал», «стал смеяться», «нуждается в постоянной помощи», «кривляется», «отказ» и пр. (см. далее).

Каждое следующее задание подается после того, как все дети группы закончили выполнять предыдущее, за исключением задания № 4 (выполнение данного задания ограничено по времени двумя минутами, но детям об этом не говорится). Если ребенок крайне долго выполняет задание, его можно попросить остановиться. Желательно, чтобы особенности выполнения заданий каждым ребенком отмечались в листе наблюдений.

Инструкции даются с интонационными ударениями и паузами (в инструкциях такие смысловые ударения выделены жирным шрифтом). Случаи, когда проводящему обследование необходимо обратиться к рисунку на доске или листу с заданиями для уточнения хода работы, указаны в инструкциях.

Обычно время работы с заданиями не превышает 15–20 минут на группу детей из 10–12 человек.

Лист наблюдений за поведением детей в процессе группового обследования

Образовательное учреждение ___________________ Дата обследования ______

Задания

Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно.

Специалист берет бланк заданий и акцентирует внимание детей на первом задании.

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания (удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Инструкция. Здесь нарисованы два узора. (Специалист показывает на бланке пальцем место, где расположены узоры.) Возьмите простой карандаш и продолжите узоры до конца строки. Сначала продолжите первый узор (показывает первый узор), а когда закончите - продолжите второй узор (показывает второй узор). Когда будете рисовать, старайтесь не отрывать карандаш от листа бумаги. Берите карандаш и начинайте работать.

Цель. Оценка сформированности навыков пересчета в пределах 9, соотнесение цифры (графемы) и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр. Определение сформированности понятия «больше-меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Инструкция. Все нашли задание № 2? Сосчитайте, сколько кружков нарисовано на листе, и напишите цифру (следует показ - где на бланке следует написать соответствующую цифру, обозначающую количество кружков), сколько квадратов нарисовано (следует показ - где на бланке следует написать соответствующую цифру), и напишите число квадратиков. Поставьте цветным карандашом точку или галочку там, где фигур больше. Берите простой карандаш и начинайте работать.

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.

Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.

Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску. Сейчас я скажу слово и каждый звук поставлю в свой квадратик. Например, слово ДОМ (в этот момент педагог четко произносит слово ДОМ и демонстрирует детям, как отмечать звуки в квадратах). В слове ДОМ - три звука: Д, О, М (вписывает буквы в квадраты). Вот видите, здесь один квадратик лишний. В нем мы ничего не будем отмечать, поскольку в слове ДОМ всего три звука. Квадратиков может быть больше, чем звуков в слове. Будьте внимательны! Если вы не знаете, как писать букву, то просто поставьте вместо буквы галочку - вот так (в квадратах на доске стираются буквы - одна или две, а на их место ставятся галочки). Теперь возьмите простой карандаш. Я буду говорить слова, а вы - отмечать каждый звук в своем квадратике на листе (в этот момент специалист показывает на бланке, где необходимо проставлять буквы). Начали. Первое слово - ШАР, начинаем отмечать звуки. Второе слово - СУП…

Слова для анализа: ШАР, СУП, МУХА, РЫБКА, ДЫМОК.

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.

Время на выполнение данного задания жестко ограничивается 2 минутами. Через 2 минуты, вне зависимости от объема выполненного, все дети должны перейти к заданию № 5 (рисунку).

На доске рисуются четыре пустые фигуры (квадрат, треугольник, круг, ромб), которые в процессе подачи инструкции специалист заполняет соответствующими знаками, такими же, как в образце задания (первая строчка из четырех фигур, которая подчеркнута).

Перед началом проведения скрининга специалист должен во всех бланках соответствующим образом поставить «метки» в фигуры-образцы данного задания. Это удобно делать перед размножением бланков. Метки должны быть четкими, достаточно простыми (крестик, галочка, точка и т.п.) и занимать среднюю часть фигуры, не подступая к ее краям.

Инструкция. А теперь переверните лист. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждом квадрате поставить точку (сопровождается показом и постановкой точки в середине квадрата на доске), в каждом треугольнике - вертикальную палочку (сопровождается показом и постановкой соответствующего знака в треугольник на доске), в кружке вы будете рисовать горизонтальную палочку (сопровождается соответствующим показом), а ромбик останется пустым. В нем вы не рисуете ничего. У вас на листе (специалист показывает на бланке образец заполнения) показано, что нужно рисовать. Найдите это у себя на листе (покажите пальцем, поднимите руку, кто увидел...). Все фигуры нужно заполнять по очереди , начиная с самого первого ряда (сопровождается жестом руки по первому ряду фигур слева направо по отношению к сидящим перед специалистом детям). Не спешите, будьте внимательны. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.

Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.

Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.

Анализ результатов выполнения заданий

Вначале проводится оценка каждого задания по пятибалльной шкале. В дальнейшем проводится уровневая оценка.

5 баллов - ребенок четко удерживает последовательность в первом узоре, не привносит дополнительных углов при написании «острого» элемента и не делает второй элемент похожим на трапецию; допускается увеличение размеров элементов или их уменьшение не более чем в 1,5 раза и единичный отрыв карандаша; допускается (если нет пропусков, сдвоенных элементов, четко удерживается их последовательность), чтобы второй элемент имел «несколько трапециевидную» форму; допускается «уход» строки не более чем на 1 см вверх или вниз.

Во втором узоре допускается отрыв карандаша, изображение двух больших пиков как заглавной печатной буквы М, а маленького пика как Л.

4,5 балла - «уход» строки более чем на 1 см или увеличении масштаба узоров более чем в 1,5 раза (но удержании программы).

Во втором узоре элементы узора, похожие на М и Л, остаются различными по величине и рисуются без отрыва карандаша.

4 балла - небольшое увеличение количества указанных выше неточностей.

3 балла - выполнение первого узора лишь с единичными ошибками (сдвоенные элементы узора, появление лишних углов при переходе от элемента к элементу и т.п.) при удержании в дальнейшем правильной ритмики узора; при выполнении второго узора допустим несколько больший разброс величины элементов и также наличие единичных ошибок выполнения.

2,5 балла - ребенок делает ошибки в выполнении первого узора (лишние элементы, нижние прямые углы), а во втором узоре ритмично повторяет сочетание равных по количеству больших и маленьких элементов. Например, маленьких пиков может быть два, а больших один, или это чередование большого и маленького пика - упрощение графической программы и уподобление ее первому узору.

2 балла - при наличии ошибок на 2,5 балла еще и наличие изолированного написания элементов (разрывов).

1 балл - невозможность удержания программы, в том числе «недоведение» узора до конца строки, или постоянное наличие дополнительных элементов, и/или частый отрыв карандаша и выраженные изменения размера узора, или полное отсутствие какой-либо определенной ритмики (в особенности во втором узоре).

0 баллов - ребенок не выполняет задание или начинает и бросает, занимаясь при этом каким-либо своим делом.

5 баллов - правильный пересчет фигур в пределах «9», верное соотнесение числа и количества, сформированность понятия «больше-меньше»; цифры «9» и «7» должны быть изображены на соответствующих местах и в соответствующей половине листа, а метка, где больше, должна быть сделана цветным карандашом.

4,5 балла - то же, что и при оценке в 5 баллов, но метка сделана простым карандашом; решение правильное, цифры расположены на нужных местах, но изображены с поворотом на 180 градусов.

4 балла - наличие одного-двух самостоятельных исправлений или одна ошибка в выполнении.

3 балла - наличие до трех ошибок в выполнении задания: неправильный пересчет на одной из половин листа; неправильно выбранное место для написания цифр; метка простым, а не цветным карандашом и т.п.

2 балла - наличие трех ошибок или сочетание двух ошибок и неправильной графики цифр, в том числе и инвертированное написание цифр.

1 балл - неправильный пересчет фигур (с обеих сторон от вертикальной черты на листе), неверное соотношение числа и цифры и неумение изобразить соответствующие цифры на бумаге.

0 баллов - при наличии ошибок в оценке в 1 балл, ребенок еще и не отмечает сторону листа, на которой фигур оказалось больше (то есть здесь можно говорить о несформированности понятия «больше–меньше» либо о невозможности удержать задание).

5 баллов - безошибочное заполнение квадратов буквами или замещение отдельных «сложных» букв галочками в необходимом количестве и без пропусков; важно и отсутствие заполнения ребенком тех лишних квадратов, которые (в соответствии со звукобуквенным анализом слова) должны оставаться пустыми, при этом допустимы единичные самостоятельные исправления.

4 балла - ребенок допускает одну ошибку и/или несколько собственных исправлений, а также если ребенок все выполняет правильно, но вместо всех букв во всех анализируемых словах правильно проставляет значки, оставляя пустыми нужные квадратики.

3 балла - заполнение квадратиков и буквами, и галочками с наличием до трех ошибок, в том числе и пропусков гласных, при этом допустимо одно-два самостоятельных исправления.

2 балла - неправильное заполнение квадратиков только галочками при наличии трех ошибок и одного-двух собственных исправлений.

1 балл - неправильное заполнение квадратиков буквами или галочками (три и более ошибок), то есть в том случае, когда наблюдается явно недостаточная сформированность звукобуквенного анализа.

0 баллов - недоступность выполнения задания в целом (галочки или буквы в отдельных квадратиках, галочки во всех квадратиках вне зависимости от состава слова, рисунки в квадратиках и т.п.).

5 баллов - безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут; допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры, при этом графика ребенка не выходит за пределы фигуры и учитывает ее симметричность (графическая деятельность сформирована в зрительно-координационных компонентах).

4,5 балла - одна случайная ошибка (в особенности в конце, когда ребенок перестает обращаться к эталонам заполнения) или наличие двух самостоятельных исправлений.

4 балла - при двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении; задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур).

3 балла - присутствуют не только два пропуска заполняемых фигур, исправления или одна-две ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.); также безошибочное (или с единичной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки; а также одно-два самостоятельных исправления.

2 балла - при одной-двух ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задание за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки).

1 балл - имеются не соответствующие образцам метки в фигурах, ребенок не способен удержать инструкцию (то есть начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадратики и т.п., и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле); а также при наличии более двух ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено.

0 баллов - при невозможности выполнить задание в целом (например, ребенок начал делать, но не смог закончить даже одной строчки, или сделал несколько неправильных заполнений в разных углах и больше ничего не сделал, или допустил множество ошибок).

5 баллов - в целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела; при этом в рисунках девочек ноги могут быть закрыты платьем, а обувь «выглядывать»; количество пальцев на руке может не соответствовать пяти, однако важно отметить, чтобы это не были палочки, торчащие из руки, а некоторое подобие кисти, пусть даже «варежкообразное»; в целом соблюдены пропорции лица и тела.

4 балла - менее пропорциональный рисунок, в котором могут быть либо большая голова, либо слишком длинные ноги; шея при этом, как правило, отсутствует, а изображения кисти может и не быть, хотя тело одето, а руки и ноги объемные; на лице должны быть прорисованы основные детали, но могут отсутствовать, например, брови или уши.

3 балла - более условное выполнение рисунка человека (например, лицо схематичное - только овал, отсутствие выраженных контуров тела); неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников без пальцев или ступней; несоблюдение основных пропорций.

2,5 балла - более грубое нарушение графического изображения человека в целом или отдельных частей.

2 балла - если дополнительно к предыдущему еще и не прорисованы (не сделана хотя бы попытка изображения) волосы, уши, кисти рук и т.п.

1 балл - изображение человека в виде нескольких овалов и нескольких палочек, а также рук и ног в виде палок (линий), сочетание овалов и палочек даже при наличии отдельных черт лица и двух-трех пальцев-палочек.

0 баллов - изображение человека в виде «головонога» или «головоногоподобного» человека.

Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.

Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, которые отражаются в листе наблюдений.

В листе наблюдения отмечаются особенности поведения ребенка, характеризующие его незрелость. Чем больше таких замечаний, тем более неготовым к началу обучения следует рассматривать ребенка. Количество дополнительных особенностей определяет корректировочные коэффициенты при выведении общей итоговой оценки готовности ребенка к началу школьного обучения.

Корректировочные коэффициенты определяются следующим образом:

  1. Если в листе наблюдений отмечен один знак поведенческих трудностей (неважно какой), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,85.
  2. Если в листе наблюдений отмечены два знака поведенческих трудностей (неважно какие), то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,72.
  3. Если в листе наблюдений отмечены три знака, отражающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,6.
  4. Если в листе наблюдений отмечены четыре знака, отражающие поведенческие трудности, то общая балльная оценка, полученная ребенком за выполнение всех заданий, умножается на коэффициент 0,45.

Суммарный балл оценки готовности ребенка = (Суммарная оценка выполнения заданий) x (Корректировочный коэффициент).

Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням - в зависимости от общего набранного ребенком балла за выполнение заданий, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы:

1-й уровень (17 - 25 баллов). Готовность к началу регулярного обучения в школе. Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития (в том случае, если речь идет о поступлении ребенка в обычную общеобразовательную школу).

2-й уровень (14 – 17 баллов). Условная готовность к началу обучения. У детей этой группы можно отчасти прогнозировать не только трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации), но и преимущественное направление этой дезадаптации. Если есть возможность, желательно провести углубленное психологическое обследование этих детей.

3-й уровень (11 – 14 баллов). Условная неготовность к началу регулярного обучения. Дети этой группы нуждаются в помощи специалистов (логопеда, психолога, педагога), и, естественно, они в обязательном порядке должны быть обследованы психологом с целью выявления компенсаторных возможностей и путей помощи.

4-й уровень (менее 11 баллов). Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения. Дети этой группы в обязательном порядке должны быть обследованы психологом, а при необходимости - логопедом или дефектологом еще в дошкольном учреждении, и им в срочном порядке необходима коррекционная помощь.

Просмотров