Основные этапы современного урока. Примерная структура каждого типа урока по фгос Этапы урока по фгос в основной школе

СТРУКТУРА УРОКА ПО ФГОС

1.Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап

3) Актуализация знаний

4) Первичное усвоение новых знаний

6) Первичное закрепление

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

4) Первичное закрепление

3. Структура урока актуализации знаний и умений

(урок повторения)

1) Организационный этап

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

4)Актуализация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Актуализация знаний

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

ТИПЫ УРОКОВ

Тип урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)

Каково место данного урока в теме?

Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?

Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)?

Какой результат хотелось получить к концу урока?

Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

Рационально ли было распределено время на этапы урока?

Логичны ли были "связки" между этапами урока?

Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?

Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уроке?

Психологическая атмосфера урока.

Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

Как Вы сами оцениваете результаты своего урока?

Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока?

Если не удалось, то почему?

Получили ли удовлетворение от урока?

Что стоит исправить?

Над чем нужно еще поработать?

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (ВАРИАНТ 2)

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методсовет (методический портал учителя)
metodsovet.moy.su/
Завуч.инфо www.zavuch.info/
Сайты учителей начальных классов
uchportal.ru/dir/5-2-2
Сеть творческих учителей
it-n.ru/
Начальная школа. /
www.nachalka.com/
Управление начальной школой.
www.pervoklassnik.resobr.ru/
Раннее развитие детей
www.danilova.ru/
1 сентября (советы родителям и ученикам).
www.1sentyabrya.ru/
Сценарии празников.
www.teacherday.narod.ru/
Бесплатные разработки уроков, сценарии, тестирование, мелодии караоке и др.
http:// www . uroki . net ./
Солнышко. http:// www . solnet . ee / index . html
LenaGold . Коллекция фонов и клипартов.
http://lenagold.ru/
Фестиваль педагогических идей. Открытый урок.
http://festival.1september.ru/
Портал для учителей «В помощь современному учителю».
http://k-yroky.ru/
Издательский дом «1 сентября». Газеты и журналы по предметам.
http://www.1september.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/
Педагогическое сообщество (педсовет)
http://pedsovet.su/
Коллекция презентаций RusEdu
http://www.rusedu.ru/
Методисты. Профессиональное сообщество педагогов.
http://metodisty.ru/index.php
Коллекция презентаций
http://www.ppt.3dn.ru/
Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru/
Завуч http://www.zavuch.info/
Открытый класс
http://www.opencl ass.ru/
Лучшие детские сайты на narod.ru
http://nashidetochki.narod.ru/
Красная книга России
http://www.biodat.ru/db/rb/index.htm
Международная Красная Книга
http://www.floranimal.ru/intredbook.php
Учительский портал
http://www.uchportal.ru/
Библиотекарь (электронная библиотека)
http://bibliotekar.ru/
Международный союз образовательных сайтов (Веб-круг друзей)
http://webkolo.clan.su/
Образовательный портал ВНЕУРОКА
http://vneuroka.ru/

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока ОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


    Какой нормативно-правовой документ регулирует общественные отношения в сфере образования? Закон «Об образовании в Российской Федерации»

    Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является? «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», и соответствующий сайт

    В каком документе закреплены основные положения о правах ребенка? Международный пакт о гражданских правах

    Сторонами трудового договора в образовательной организации являются: руководитель образовательной организации и педагог

    Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни общего образования: дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее общее образование;

    Закон «Об образовании в РФ» устанавливает следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура), высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;

    Возможно ли получение образования в образовательной организации в Российской Федерации на языке других народов? возможно получить дошкольное, начальное и основное общее образование на родном языке из числа народов России;

    С какими из перечисленных документов администрация образовательной организации обязана знакомить ребенка и его родителей (законных представителей) при приеме? устав образовательной организации

    Что является предметом педагогики? образование как педагогический процесс; 4. развитие.

    Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим? ориентация на личность

    Какой компонент образовательного процесса является системообразующим целеполагание

    Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива? знание педагогом теории коллектива

    Ведущим в становлении человека как личности является: воспитание

    В трудах какого педагога классно-урочная форма занятий получила впервые теоретическое обоснование? Я.А. Коменский

    Методы формирования сознания личности включают: соревнование

    Какой из ниже перечисленных документов не регламентирует образовательного процесса? методическое пособие

    Что такое дидактика? теория обучения, образования и воспитания

    Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется: социализация

    В процессе педагогического взаимодействия между учителем и обучающимися складываются отношения: субъект-объектные.

    Технология воспитания – это … система научно-обоснованных методов и приемов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанником, при которых достигается заданная цель;

    Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике? Деятельностный;

    Какие методы, технологии способствуют формированию социальных качеств учащихся? технология сотрудничества и взаимообучения;

    Усвоение знаний и овладение обобщенными способами действий является предметом: 1. совместной деятельности учителя и ученика2. учебной деятельности3. педагогической деятельности√4. все ответы верны

    Образовательная система – это… социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

    Индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления, составляет суть: принципа личностно-ориентированного подхода

    Для волевого регулирования поведения и деят-ти необходимы действия: сознательные

    Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это: меланхолик

    По И.П. Павлову классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом: особенностей функционирования нервной системы

    Характеристикой психического развития во время стабильного периода считается… отсутствие нарушений в межличностных отношениях

    то особое сочетание внутренних процессов развития и условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. социальная ситуация развития

    Мировоззрение и профессиональные интересы являются личностными новообразованиями.... возраста. старшего школьного

    Ведущим видом деятельности подростка является: общение со сверстниками

    В теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготский, рассматривая вопрос о взаимоотношении обучения и развития, показал, что не всякое обучение является эффективным, а лишь то, что находится в зоне... . его ближайшего развития

    Кто одним из первых в нашей стране разработал психолого-педагогическую концепцию проблемного обучения? Л.В. Занков

    Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку учебная деятельность

    Средством невербального общения не является: речь

    Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов, стремлений: компромисс

    Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания в другого человека – это: эмпатия

    Механизм социального восприятия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению – это социальная … рефлексия

    Федеральный государственный образовательный стандарт это документ, регламентирующий: основные образовательные программы начального, основного и общего среднего образования

    Совокупность взглядов, представлений, идей, направленных на изучение и объяснение педагогических явлений, называется: педагогической теорией

    Метод в педагогике – это... способ достижения педагогической цели и решения воспитательных и обучающих задач

    Главной организационной формой обучения является: урок

    К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники: рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ

    Профессиональная компетентность педагога - это: знание, опыт и совокупность профессионально-личностных качеств, обеспечивающих эффективное решение вопросов обучения и воспитания

    Изучение учебного материала, выстраиваемого последовательно, с постепенным усложнением и углублением знания, определяется как: линейный способ построения содержания

    Приемы могут носить следующий характер: логический, организационный и технический

    Инновационный вид обучения, содержание которого структурируется в автономные организационно-методические блоки, позволяющие адаптировать учебный процесс к индивидуальным возможностям обучающихся, определяется как: дистанционное обучение

    Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к... 1. структуре основных образовательных програм2. условиям реализации основных образовательных программ 3. результатам освоения основных образовательных программ√4. верны все вышеуказанные варианты

    Материальные объекты, являющиеся носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся, определяются как: средства обучения

    Проблемное обучение раскрывается через: . постановку учителем и разрешение учеником проблемного вопроса, задачи и ситуации

    Термин «воспитывающее обучение» был введен известным педагогом И.Ф. Гербартом

    Инновации в образовании – это: распространение новшеств в педагогической практике

    Побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направл-ть мотивация

    Экспозиция; Развитие действия; Кульминация; Завязка; Развязка

Аттестационные тесты по основам педагогики и психологии

1 вариант

1. Приемы воспитания – это:

A) часть общего метода

B) форма организации воспитания

C) средство воспитания

D) воспитывающие ситуации

E) критерии оптимизации

2. Основной метод воспитания

A) убеждение

B) слово учителя

C) приучение

D) упражнение

E) пример

3. Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется :

A) гимнастика

B) воспитание

C) беседа

D) тренировка

E) упражнение

4. Логика воспитания:

A) проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль, анализ

B) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, организация, контроль

C) анализ, проектирование, прогноз, диагностика, контроль, организация

D) диагностика, анализ, прогноз, проектирование, организация, контроль

E) анализ, диагностика, прогноз, проектирование, организация, контроль

5. Критерием эффективности воспитания являются

A) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников

B) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

C) формирование эстетического вкуса

D) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия

E) уровень профессиональной подготовки

6. Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания:

A) Низкий уровень знаний учащихся

B) Проблемная ситуация

C) Низкий уровень знаний учителя

D) Затруднения, возникшие в учебном процессе

E) Несоответствие знаний учащихся необходимым требованиям

7. Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии :

A) Л.В.Занкова

B) А.Г.Ривина

C) А.А. Амонашвили

D) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

E) В.С.Библера, С.Ю.Курганова

8. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики, - ес ть:

A) дискуссия

B) опрос

C) обсуждение

D) диалог

E) консультация

9. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип

A) Прочности

B) Научности

C) Систематичности и последовательности

D) Доступности

E) Наглядности

10. Путь достижения цели и задач обучения:

A) Форма обучения

B) Методика обучения

C) Метод обучения

D) Способ обучения

E) Принцип обучения

11 . Образовательные программы разрабатываются на основе :

A) концепций образования

B) программ развития образования

C) закона об образовании

D) учебников

E) образовательных стандартов

12. Отрасль педагогической науки, изучающая процесс обновления педагогической деятельно сти:

A) Инновационное обучение

B) Педагогическая инноватика

C) Инновационная деятельность

D) Инновационное образование

E) Педагогическая инновация

13. Этапы, необходимые для подготовки урока:

A) прогнозирование, тренировка, упражнения

B) планирование, ход урока, рефлексия

C) диагностика, прогнозирование, планирование

D) диагностика, планирование, мастерство проведения

E) прогнозирование, сбор учебной информации, гимнастика ума

14. Уровень притязаний характеризуется:

A) желаемым уровнем самооценки личности

B) особенность волевой сферы индивида, выражающаяся в стремлении поступать по своему

C) выбором субъектом цели очередного действия, формирующимся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий

D) свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением

E) уровнем трудности будущих действий

15. Компонент структуры личности

A) мышление

B) возраст

C) характер

D) память

E) пол

16. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого является задачей

A) Педагогического менеджмента

B) Возрастной психологии

C) Педагогической психологии

D) Педагогики

E) Дидактики

17. Система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность - это

A) влияние педагога

B) педагогическая ситуация

C) условие воспитания

D) договор

E) педагогическая значимость

18. Основная побудительная сила развития человека:

A) Генотип

B) Воспитание

C) Научение

D) Обучение

E) Врождённые качества

19. Раздел педагогической психологии:

A) психология младшего школьника

B) психология воспитания

C) психология подростка

D) психология развития

E) психология юноши

20. Способность выполнять определенные действия с хорошим качеством и успешно справляться с деятельностью, включающей эти действия – это:

A) Интеракция

B) Знание

C) Привычка

D) Умение

E) Навык

2 вариант

1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

A) культурологический подход

B) психологический подход

C) индивидуальный подход

D) комплексный подход

E) системный подход

2. Принцип параллельного воздействия в теории коллектива :

A) Сотрудничество семьи, школы, общественности

B) Взаимоотношения воспитателей и воспитанников

C) Влияние на воспитанника через коллектив

D) Влияние родителей и воспитателей на воспитанника

E) Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

3. Наказание:

A) Просьбы, стимулирование, добрые дела

B) Метод воспитания, проявляющийся в форме требования

C) Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

D) Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

E) Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

4. Воспитательный процесс – процесс:

A) взаимодействия

B) воздействия

C) рефлексии

D) обратного действия

E) действия

5. Основным признаком эффективности процесса воспитания являются:

A) знания, умения и навыки

B) индивидуальные особенности школьника

C) успеваемость

D) приспособление к условиям

E) поведение школьника

6. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответс твует……….. аспекту их анализа

A) Частнонаучному

B) Частно-описательному

C) Процессуально-описательному

D) Описательно-действенному

E) Научному

7. Этап закрепления знаний и формирования умений на уроке предполагает

A) Учебную рефлексию и оценку качества работы на уроке

B) Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

C) Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

D) Определение степени усвоения изученного учебного материала

E) Выработку умений и навыков применения знаний

8. Наглядные методы обучения условно можно разделить на две группы:

A) Иллюстрация и демонстрация

B) Беседа и демонстрация

C) Семинар и наблюдение

D) Словесные и наглядные

E) Дискуссия и видеометод

9. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:

A) Индуктивных и дедуктивных

B) Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод

C) Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично-поисковых и исследовательских методов

D) Словесных, наглядных и практических методов

E) Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля

10. Метод обучения:

A) Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме

B) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса

C) Способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения

D) Управление процессом перехода от теории к практике в процессе обучения

E) Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания

11. Последовательность этапов процесса усвоения:

A) приобретение знаний – запоминание – применения на практике

B) постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство

C) ощущение – восприятие – осознание

D) восприятие – осмысление – закрепление – применение

E) запоминание – понимание – осмысление – обобщение

12. Нововведение в педагогическую деятельность:

A) Педагогическая инноватика

B) Инновационная деятельность

C) Инновационное образование

D) Педагогическая инновация

E) Инновационное обучение

13. Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

A) Педагогический мониторинг

B) Педагогическая диагностика

C) Педагогическая рефлексия

D) Педагогический менеджмент

E) Педагогический анализ

14. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:

A) эгоизм

B) альтруизм

C) социолизация

D) деспотизм

E) центризм

15. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

A) совместимость

B) лидерство

C) адаптивность

D) пластичность

E) дезадаптация

16. Способности педагога, определяющие высокие результаты в любой деятельности :

A) вербальные

B) общие

C) специальные

D) невербальные

E) коммуникативные

17. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствующая успешности заучивания:

A) осмысленность знаний

B) важность усвоения

C) эмоциональные особенности

D) трудность выполнения

E) объем материала

18. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:

A) интериоризация

B) экстериоризация

C) валидность

D) активизация

E) сублимация

19. Особенности семейного воспитания, позиции в общности, атрибутов роли, статуса учреждения относятся к причинам затруднений педагогического общения:

A) статусно-позиционно-ролевым

B) индивидуально-психологическим

C) межличностно-социальным

D) этно-социокультурным

E) возрастно-индивидуальным

20. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:

A) мотивационный

B) материализованный

C) контрольный

D) внешнеречевой

E) ориентировочный

Цель: знакомство с требованиями у современному уроку в рамках ФГОС.

Задачи : проанализировать и сравнить современный урок с уроком традиционной школы.

Предполагаемый результат : смогут

  • Отличить современный урок по ФГОС от традиционного урока - базовый уровень
  • Составлять технологическую карту к совр.уроку - повышенный уровень.

Ход педсовета

1. Орг.момент.

Эмоциональный настрой - слайды (методы, приемы, типы урока, формы обучения...)

2. Актуализация опорных знаний

Что объединяет все эти слова? Тема нашего педсовета “Современные требования к уроку по ФГОС”

Задание (групповая работа) таблица “ЗХУ”. Высказывания представителей от групп + дополнение от остальных групп.

3. Постановка проблемы

Вопрос, на который мы с вами должны найти ответ “Современный урок по ФГОС, его особенности”

Предполагаемый результат: что мы узнаем?

4. Открытие “новых знаний”

Вступительное слово. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

5. Работа по новой теме

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация - одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно по следующим позициям:

  • Место в образовательном процессе. Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
  • Структура.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Нетрадиционные формы урока

Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)

Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии)

Средства

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Самостоятельная работа с проверкой + контроль и самооценка

Самостоятельное заполнение технологической карты урока (групповая работа) с проверкой

Рефлексия

  • Таблица “ЗХУ”,
  • Предполагаемый результат
  • Прием “Незаконченных фраз”

8. Завершение педсовета

Учебное занятие - важная часть учебного процесса, которая требует от учащихся и педработников серьезной подготовки. С внедрением ФГОС его роль, а также содержательная и методологическая наполненность претерпели изменения. Все этапы урока по ФГОС тщательно разрабатываются учителем, чтобы:

  • учитель создавал поисковые и проблемные ситуации, стимулируя и активизируя деятельность учащихся;
  • каждый этап был реализован в полной мере, были учтены особенности, возраст, характер детей;
  • занятия проходило в ключе свободы выбора действий, открытости и работы на максимальный результат;
  • педагог может корректировать и контролировать ход учебного занятия для достижения максимальной его эффективности;
  • учитель мог дать детям не только знания, но и умение применять их в различных ситуациях, в том числе тех, которые выходят за пределы изучаемого предмета (межпредметные связи).

Этапы современного урока по ФГОС

Урок по ФГОС последнего поколения - действенный процесс, который взаимосвязан с интересами общества, школы и учащихся. Все этапы урока по ФГОС проектируются на системно-деятельностном подходе, призванном научить детей учиться, мотивировать их на самообразование и саморазвитие, поскольку государство нуждается в поколении мобильных современных людей, способных анализировать свои действия, нести ответственность за них, прогнозировать ситуацию, быть готовыми к сотрудничеству.

Выделяют четыре основных группы учебных занятий:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Развивающего контроля.
  3. Рефлексии.
  4. Общеметодологической направленности.

В соответствии с требованиям госстандарта, учебные занятия должны строиться в индивидуализированном и личностно-ориентированном ключе. В приоритет ставится самостоятельная работа школьников, а не доминанта учителя. Авторитарный стиль изложения является архаичным, ему на смену приходит партнерская взаимопомощь в освоении новых знаний и навыков.

Тщательно разрабатывая план урока по ФГОС, педагог подает материал структурировано, лаконично и в логической последовательности, что позволяет определять варианты действий и задачи для каждого урока. В случае необходимости педагог может изменять план занятия в ходе организационного этапа. В начальной и основной школе каждый этап современного урока по ФГОС в контексте изучения нового материала базируется на вовлечении детей в мыслительную деятельность, практические задания, запоминание.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе

Согласно федеральному стандарту второго поколения, ход всех этапов урока по ФГОС в начальной школе должен обеспечить не трансляцию знаний и навыков от учителя к учащимся, а формирование у детей умений самостоятельно ставить учебную проблему, искать и формулировать путь ее решения (учителю отводится роль оценивания достигнутого результата).

Обновленная технология урока предполагает, что:

  1. Задача урока - открытие, поиск и осознание истины, которое происходит в ходе взаимодействия педагога и учащихся.
  2. Занятие проходит в контексте общечеловеческой культурной парадигмы.
  3. Человек на пути осмысления истины - наивысшая ценность, цели, но никак не средство.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе несколько отличаются от занятия в основной, поскольку имеют ряд особенностей. Все они направлены на стимулирование саморазвития детей, навык учащихся выбирать цели, соразмерные возможностям, принимать решения, искать пути ешения сложных и нестандартных задач, контролировать собственные поступки, коммуницировать с другими людьми, искать компромиссы, согласовывать и аргументировать свою точку зрения.

В условиях ФГОС современный урок должен превратить младшего школьника из пассивного слушателя, воспринимающего информацию, которую дает учитель, в исследователя, самостоятельно добывающего знания. Педагог при этом должен уметь раскрыть способности ученика, оценить его стиль познания, чтобы стимулировать активную ученическую позицию.

Все этапы урока по ФГОС в начальном звене сводятся к стимулированию саморазвития. Младшие школьники учатся:

  1. Делать выбор в соответствии со своими способностями.
  2. Ставить цели и принимать решения, необходимые для их реализации.
  3. Искать выход из сложных и нестандартных ситуаций.
  4. Контролировать себя и свои действия.
  5. Адекватно оценивать свои способности и действия, корректировать работу, исходя из недочетов и ситуаций успеха.
  6. Общаться, находить общий язык, согласовывать свои действия с другими.

Новшество заключается еще и в том, что количество групповых и индивидуальных форм работы на уроке возросло, авторитарный стиль общения между школьниками и педработниками постепенно трансформируется в плодотворное сотрудничество.

Этапы урока по ФГОС в основной школе

Современная система образования главной задачей ставит не механическое освоение знаний по предмету, а формирование учебных действий, которые помогут школьникам «научить учиться». Учащиеся должны уметь регулировать свою образовательную деятельность, освоить навыки самоконтроля и самооценки. Основные этапы урока по ФГОС - это целеполагание, актуализированная продуктивная деятельность и подведение итогов (рефлексия). Важно понимать, что реализация целей этапов урока по ФГОС зависит от педагогического мастерства учителя, уровня его ответственности и качества подготовки к занятию. Помимо трех основных этапов современный урок имеет немало промежуточных, которые предполагают одиннадцать последовательных структурных элементов, каждый из которых направлен на повышение эффективности учебного процесса в школе.

Этапы урока Действия учащихся Действия учителя
Мотивационный Положительный эмоциональный настрой на учебу, формирование благоприятной рабочей атмосферы Мотивация к плодотворной работе
Актуализация знаний Взаимная и самопроверка, выполнение заданий на тему пройденного материала, получение задания, решение которого выходит за границы знания Консультативная помощь
Целеполагание Во взаимодействии с учителем определяется проблема и причины возникшего затруднения, формулируется тема и цель урока Помогает школьникам осознать границы знания и незнания
Поиск вариантов решения проблемы Планирование путей выхода из затруднения, действия по плану урока по ФГОС или образцу , групповая и индивидуальная практическая работа Консультативная помощь
Решение затруднения Пробуют выполнить ранее казавшееся невыполнимым практическое задание Консультативная помощь
Коррекция Озвучивают затруднения, проверяют правильность выполнения практического задания Советует, помогает, консультирует
Самостоятельная работа Выполнения заданий на основании полученных знаний, самостоятельная проверка по образцу Консультативная помощь
Систематизация знаний Установление межпредметных связей, взаимосвязи между новым материалов и уже изученным, Направляет групповую работу, консультирует
Пояснение домашнего задания Учащиеся должны иметь возможность выполнять задания различного уровня сложности, Предлагает задание на выбор по уровням сложности, поясняет суть домашнего задания
Оценивание Ученики выполняют взаимное и самооценивание, на основании которого учитель ставит оценки Консультирует, выставляет и поясняет оценки
Рефлексия Ученики определяют предметное содержание занятия, повторяют тему и цели урока, анализируя то, насколько они были достигнуты Отвечает на вопросы учащихся

Первый этап. Целеполагание

До введения ФГОС этот этап имел ключевое значение, однако сегодня он не утратил своей важности, хотя рассматривается в ином ключе. Отныне не педагог озвучивает цель занятия, а создает условия, в которых школьники самостоятельно осознают суть учебной задачи и ее важность. В противном случае теряется мотивированность и целенаправленность работы. Обозначив цель работы самостоятельно, ученик будет демонстрировать стремление узнать, найти и доказать.

Этап целеполагания красной нитью проходит через весь урок, потому к нему нужно подходить с особой ответственностью, которой нередко пренебрегают педагоги. Не стоит думать, что эту часть достаточно преодолеть, чтобы перейти к остальным, напротив, в начале урока учащихся важно мотивировать на дальнейшую работу, задать курс, согласно которому будет проходить познавательная деятельность и оценка освоения знаний. Результат непосредственно зависит от поставленной цели, и чтобы он был действенным, учителю следует тщательно проанализировать средства и приемы мотивации учащихся.

  • Чаще всего педработник озвучивает тему занятия, предлагая школьникам сформулировать его цель, используя опорные глаголы (закрепить, сравнить, обобщить, выяснить, изучить, доказать, проанализировать).
  • Другой вариант - работа над понятием. Учитель поясняет значение каждого слова темы в отдельности, предлагая детям на основании полученной информации сформулировать цели работы.
  • Беседы, ориентированные на обобщение и конкретизацию новой темы. В ходе диалога преподаватель позволяет детям осознать некомпетентность в отношении нового учебного материала, которая не позволяет им вести беседы. Школьники осознают необходимость исследовательской деятельности, таким образом озвучивая цели занятия.

Второй этап. Продуктивная деятельность

На основном этапе внимание уделяется самостоятельной работе учеников, которая позволяет получить знания в ходе личной деятельности. Преподавателю отводится роль наставника: он управляет и контролирует работу учащихся. Ученики на этом этапе урока по ФГОС в основной школе проходят путь от незнания к знанию, приобретают новые навыки и умения, готовность пополнять багаж знаний, вычленять полезную и интересную информацию из общего информационного потока.

Школьники должны не только получить новые знаний, но и приобрести привычку к труду и самостоятельной познавательной деятельности, которая проходит в группах, индивидуально или фронтально. Самостоятельная работа может быть:

  1. По образцу - что улучшает запоминание алгоритма действий в каждой конкретно взятой ситуации.
  2. По реконструктивно-вариативному типу - основывается на имеющихся знаниях, стимулируя поиск решения новых задач.
  3. Эвристической - дети ищут решение задания вне знакомого им образца.
  4. Творческой - школьники находятся в непрерывном поиске информации, совершенствуя свои навыки и знания.

Третий этап. Рефлексия

Рефлексивные умения - понимание школьниками причины своего неуспеха или успеха. На этом этапе роль педагога особенно важна, поскольку понятия удачливости или невезения в школьной практике неприменима, следовательно, взрослый должен поддерживать детей даже в случае незначительных улучшений и успехов. Рефлексия - этап современного урока, призванный стимулировать детское творчество и активность, сознательную внутреннюю рефлексию, неотъемлемое условие формирование развивающей среды.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации анализа и самоанализа учебного занятия согласно ФГОС помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков (профессиональные компетенции)
- Выявляйте метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока (качество образования)

На этапе рефлексии дети проводят самоанализ, оценивая результаты учебной деятельности. Систематическая рефлексия вырабатывает навык самоконтроля, самооценки и саморегулирования, привычку осмыслять проблемы и события. Но только во время совместной работы ученика и педагога возможно достижение поставленных целей эффективной оценки учебной деятельности.

Рефлексия может быть в начале или в конце занятия:

  1. Рефлексия настроения - используется для установки эмоционального контакта с детьми, создания психологически благоприятной атмосферы. Преподаватели используют карточки с изображениями смайликов, картинки солнышка и тучки, различных грустных и веселых животных.
  2. Рефлексия деятельности - школьники осмысляют способы и приемы работы, реальные достижения, успех и неудачи во время занятия. Этот вид самооценки чаще используется в конце урока.

Этапы урока открытия нового знания по ФГОС

Среди всех типов уроков особое место занимает занятие открытия нового знания, которое должно проводиться по установленной схеме. Этапы урока русского языка, математики по ФГОС , если занятия посвящено открытию новых знаний, остаются неизменными. Учебное занятие такого типа подчиняется деятельностной и содержательной целям:

  1. Учит детей новым способам получения знаний.
  2. Знакомит учащихся с новыми терминами, понятиями и принципами действия, формируя из них единую понятийную и действенную систему.
  3. Расширяет базу знаний за счет включения новых знаний и навыков.
Мотивация к познавательной деятельности На мотивационном этапе педработник стимулирует внутреннюю готовность детей к познанию, интерес к получению новых навыков и выполнению установленных нормативов. Для этого он актуализирует требования к учащимся, формирует тематические рамки работы и создает условия для возникновения потребности в познавательной деятельности.
Актуализация знаний и пробное задание

На этом этапе урока новых знаний по ФГОС учитель подготавливает детей к осознанию потребности в выработке новой модели действий. Для этого он предлагает школьникам:

  • повторить и воспроизвести знания, умения и навыки, которые нужны для выработки нового алгоритма действий;
  • активизировать познавательные и мыслительные процессы (память, внимание, обобщение, анализ, синтез, классификацию и прочие);
  • актуализировать учебные нормы;
  • самостоятельно сделать задание по новому образцу;
  • определить наличие затруднений в выполнении пробного учебного действия и их причину.
Определение затруднения и его причины

Ученикам важно осознать недостаточность знаний, умений или навыков, для чего педагог предлагает им:

  • проанализировать свою урочную деятельность;
  • выяснить действие или шаг, на котором появляются затруднения;
  • соотнести свою деятельность с ранее изученным и требуемым для решения задачи, чтобы понять, какого именно умения или знания не хватает.
Проектная деятельность и решение проблемы Необходимо сформулировать задачи, на основании которых выработать алгоритм решения. Для этого определяется учебное действие, которое позволит устранить причину затруднений, согласовывается тема урока, определяется алгоритм получения недостающих знаний (используются методы дополнения и уточнения), определяются средства формирования знаний (формулы, понятия, алгоритмы или модели).
Осуществление созданной модели

Школьники должны создать новый алгоритм действий, научиться применять его для решения задач, которые вызвали у них сложности. Для этого в ходе занятия они:

  • выдвигают гипотезы и обосновывают их эффективность;
  • применяют предметные действия с моделями и схемами;
  • используют выбранный метод для устранения затруднений;
  • запоминают результативный метод решения задачи;
  • преодолевают затруднения.
Первичное закрепление материала с озвучиванием информации Чтобы ученики усвоили новый метод решения задач, необходимо первичное закрепление. Для этого они проговаривают вслух свои действия, обосновывая их, а затем решают несколько схожих задач для закрепления навыка.
Самостоятельная деятельность с обязательным самоконтролем Подростки самостоятельно проверяют и оценивают освоение полученных навыков и информации. Они проверяют решение по образцу, отмечая результаты, отмечают отсутствие затруднений, которые ранее возникали, успешно выполняют аналогичные задания. Если в ходе освоения новых знаний не возникло затруднений, ученикам предлагают выполнить задания творческого уровня и самостоятельно проверить их.
Включение нового знания в канву учебного процесса

Для закрепления полученных навыков и знаний, подготовки класса к изучению следующих тем и разделов необходимо успешно применять проработанную модель действий на практике. Педагоги предлагают:

  • решение задач, связанных с изученными ранее алгоритмами и моделями действий;
  • задания, которые подготовят детей к изучению следующих тем.

Если в ходе реализации урока не удалось достичь ситуации успеха, в классе повторно проводится самоконтроль и самостоятельная работа.

Рефлексия

Подростки должны осознать и преодолеть возникшие затруднения, успешно выполнить самостоятельную работу:

  • оценив собственные неудачи и ситуации успеха;
  • осознав алгоритм исправления и предотвращения ошибок;
  • определив соответствие целей и результатов урока;
  • назвав цели следующих занятий;
  • согласовав домашнее задание.

Этапы проведения урока общеметодологической направленности по ФГОС

Общеметодологические учебные занятия относятся к категории комбинированных, направленных на формирование представления о взаимосвязи приемов, навыков и знаний. Школьники вырабатывают нормы самоконтроля и собственные принципы оценки структуры учебной деятельности и ее рефлексии. Общеметодологические занятия относят к числу метапредметных, поскольку проводятся на внеклассных мероприятиях или классном часу. Этапы проведения урока по ФГОС , образец которого можно скачать на нашем ресурсе, сводятся пяти основным составляющим.

Этап занятия Действия учителя Действия учащихся
Мотивация Стимулирует познавательную активность, подводит школьников к самостоятельному определению темы, целей и задач занятия Формулируют цели и задачи, делают умозаключения
Актуализация и определения индивидуального затруднения Актуализирует информационные ресурсы и имеющиеся навыки и знания, анализирует ранее проведенную работу. Выбирают максимально эффективный способ организации учебного пространства, делятся на группы, распределяя обязанности для добычи новых знаний, работают с ресурсами, взаимодействуют с преподавателем.
Закрепление знания Организует работу в группах, парах или индивидуально, оказывает консультативную помощь Взаимодействуют с одноклассниками, устанавливают партнерские отношения в ходе анализа, обсуждения, структуризации информации
Включение изученного в контекст общей системы знаний Инициирует обсуждение с выстраиванием причинно-следственных связей, согласно этапам урока по ФГОС Высказывают свое мнение, оппонируют одноклассникам, делают прогнозы, оценивают взаимосвязь нового с уже изученным
Рефлексия Организует обсуждение результатов коллективной и индивидуальной работы, степень реализации поставленных целей Осознанно оценивают работу и правильность действий, делают аргументированные выводы, коммуницируя, приходят к общему мнению касательно результативности работы в классе

Этапы урока рефлексии

Урок рефлексии проводится для поиска и преодоления сложностей в образовательных алгоритмах. Школьники на учебных занятиях выполняют упражнения, формируя механизмы оценки и исправления собственной деятельности. Важно не только выявить допущенные ошибки и исправить их, но и усвоить алгоритм исправления, чтобы в дальнейшем достичь безукоризненности выполнения типовых заданий. В результате реализации новых этапов урока по ФГОС улучшается качество освоения учебного материала, дети с легкостью переносят накопленный на уроках рефлексии опыт на занятия по другим дисциплинам.

Рефлективное учебное занятие выполняет содержательную и деятельностную цели, формируя навыки рефлексии коррекционно-контрольного типа и возможность самостоятельно находить и устранять причину затруднений, а также способность корректировать и закреплять апробированные способы действия, используемые для выхода из затруднения.

Занятия такого типа легче даются педагогам, поскольку, несмотря на необходимость в тщательной подготовке, не требуют перехода на новый метод работы. Урок проводится в девять этапов:

  1. Мотивация к коррекционной деятельности - вырабатывается готовность выполнять нормативные требования, для чего формируются условия для появления внутренней потребности в деятельности («хочу»), актуализируются требования («надо») и устанавливаются рамки коррекционной работы («могу»).
  2. Актуализация и пробное учебное действие - подготовка к выяснению причин появления затруднений, для чего стимулируют мыслительные процессы, повторяют способы действий, необходимые для рефлексивного анализа, организуют самостоятельную работу согласно примеру способа действий с последующей самопроверкой и фиксацией результатов.
  3. Локализация индивидуальных затруднений - определяется момент затруднений, для чего выбирается алгоритм исправления ошибок, а после - определяются способы действий, вызвавшие сложности. Подростки, которые не допустили ошибок, пошагово проверяют решение по образцу, чтобы исключить ситуацию случайного подбора правильного ответа, либо выполняют задание творческого характера.
  4. Целеполагание и разработка проекта - определяются цели коррекционной деятельности, средства и способы их реализации, для чего определяются образцы, эталоны работы.
  5. Реализация разработанного проекта - осмысленное исправление собственных ошибок с выработкой навыка использовать правильные способы действий, для чего ученики самостоятельно правят ошибки с помощью выбранных средств, а если возникают затруднения, используют эталон самопроверки.
  6. Обобщение сложностей - закрепление действий, вызывающих сложности, для чего в классе обсуждаются типовые затруднения, формулируются способы действий (важно, чтобы дети, допустившие ошибки, уяснили и проговорили верные способы действий).
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой - уяснение способ действий, вызвавших сложности, самопроверка и индивидуальная оценка цели и ее степени ее реализации. Допустив ошибки, учащиеся делают самостоятельную работу, аналогичную той, что вызвала сложности, проверяют их по образцу и запоминают результаты.
  8. Включение в систему знаний и повторение - использование прошедших апробацию способов действий на практике, закрепление изученного ранее, повторение и подготовка к следующим темам, для чего дети выполняют задания для мотивации к изучению следующих разделов, делают задания, связывающие уже знакомые способы действий с новыми. В случае возникновения затруднений, повторяется предыдущий этап.
  9. Рефлексия - понимание правильности выбора метода устранения затруднений, самооценка коррекционной работы, для чего школьники оценивают работу на уроке, называют цели следующих занятий, способы действий, спровоцировавшие сложности.

Этапы урока по развивающему контролю

Занятия развивающего контроля предполагают написание контрольных работ с последующим рефлексивным анализом. ФГОС предусмотрено два этапа урока по развивающему контролю, которые проводятся по завершению изучения объемных тем: на первом уроке школьники пишут контрольную работу, а на втором (время проверки не должно превышать один-два дня) - проводят критериальной оценивание и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

На занятиях акцентируется внимание на определении критериев оценивания для установления соответствия структуре контроля и сопоставления с отметкой. В зависимости от формы организации занятия, различают контрольные уроки:

  • самоконтроля - ученик получает эталонный вариант, который сопоставляет с собственным, оценивая согласно установленным критериям;
  • взаимоконтроля - образцом для проверки становится другой ученик, проверяется также способность справедливо оценивать работу одноклассника, анализировать ошибки;
  • педагогического контроля - держателем образца становится педагог, а оценивание осуществляется через рефлексию и соотнесение с установленными критериями.

I урок (контрольная работа):

  1. Самоопределение и мотивация к контрольно-коррекционной деятельности;
  2. Актуализация - осознание потребности в проведении контроля с индивидуальным написанием контрольной работы, последующей самооценкой и сопоставлением работ с образцом.

II урок (анализ деятельности)

Второе занятие проводится после проверки контрольных учителем и отводится на работу над ошибками. Этапы урока развивающего контроля по новым ФГОС :

  1. Мотивация.
  2. Актуализация работы.
  3. Локализация индивидуальных сложностей - оценивается корректность самопроверки контрольных учениками с последующим составлением модели исправления ошибок и определением места затруднений. Те, кто выполнили контрольную безошибочно, консультируют одноклассников или делают задания творческого уровня.
  4. Разработка проекта - формулирование цели работы над ошибками, выбор средств и способ проведения коррекционной работы.
  5. Реализация проекта - осмысленная работа над ошибками с последующим их исправлением выбранным методом или посредством предложенного образца. Ученики придумывают или выбирают из предложенных упражнения на выбранные способы действий, которые вызвали сложности в решении. Школьники, которые выполнили контрольную безошибочно, консультируют одноклассников или делают задания творческого уровня.
  6. Обобщение затруднений - корректные способы действий закрепляются на практике, для чего обсуждаются типовые ошибки, проговариваются алгоритмы решения.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой - интериоризация алгоритма с последующим усвоением и индивидуальной рефлексией, для чего решаются задания, аналогичные выданным на контрольной, проводится самопроверка по эталону. Те, кто не сделал ошибок в контрольной, по образцу делают самопроверку упражнений творческого уровня.
  8. Задания творческого уровня - решают задания на подготовку к изучению следующих тематических блоков, а в случае неудачи на предыдущем этапе, возвращаются к выполнению другого варианта.
  9. Рефлексия - самооценка, осознание эффективности работы над ошибками и выбранных методов преодоления сложностей, обозначают дальнейшие цели.

Уроки административного контроля, которые нередко проводятся в педагогической практике, не реализуют деятельностные цели. Развивающий контроль предполагает наличие контролируемого варианта, обоснованного образца и оговоренного механизма сопоставления работы с образцом.

Формула эффективности урока включает две составные час­ти: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроек­тированный и не согласованный с возможностями учащихся

урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных усло­виях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диа­гностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактичес­кий материал, свободно ориентируется в своем учебном пред­мете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тема­тические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркнем еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллектив­ного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Что­бы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его ос­нове - алгоритм подготовки урока, последовательное выполне­ние шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон­кретных условий. Диагностика (о ней уже говорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в «про­яснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процес­се - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап полу­чением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность заня­тия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариан­тов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозиро­вания позволяет выводить количественный показатель эффек­тивности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижа­ет этот идеальный показатель. Величина потерь (она определя­ется по специальной методике) вычитается из идеального ре­зультата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удов­летворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынуж­ден искать более совершенную схему организации, манипули­руя теми факторами, влияние которых он может менять.


Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм­ма управления - это краткий и конкретный произвольно со­ставленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спро­сить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возни­кновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Про­грамма управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех дета­лях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно перехо­дить к сокращенным записям, постепенно снижая объем пла­на, превращая его в конкретную программу действий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены сле­дующие моменты:

Дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

Название темы урока и класса, в котором он проводится;

Цели и задачи образования, воспитания, развития школь­ников;

Структура урока с указанием последовательности его эта­пов и примерного распределения времени по этим этапам;

Методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

Просмотров