Рыбалко возрастная и дифференциальная психология. Е.Ф

Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, когда, в каком среднем возрасте средний индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависит глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.

Но если нас интересует не структура жизненного пути среднестатистического индивида, а биография индивидуальной личности, объективные данные придется дополнить субъективными. Поворотными пунктами индивидуального развития могут быть любые жизненные события (случайно прочитанная книга, встреча с интересным человеком), которые по тем или иным причинам оказались для данной личности важными, судьбоносными. Проясняется это лишь ретроспективно, поэтому любая биография индивидуальна и в какой-то степени субъективна.

Критические (сензитивные) периоды, социальные переходы, нормативные возрастные кризисы и индивидуальные жизненные события несводимы друг к другу и в то же время взаимосвязаны.

Ни одно психофизиологическое или социально-психологическое событие жизни индивида не может быть понято, если не соотнести его с: а) хронологическим возрастом индивида в момент совершения данного события; б) когортной принадлежностью индивида, определяемой датой его рождения; в) исторической эпохой и календарной датой этого события. Далеко не одно и то же, женился человек в 18 или в 30 лет; соответствовал ли возраст его женитьбы среднестатистическим для данного поколения нормам и в какой исторической ситуации произошло это событие…

Мультидисциплинарный подход к изучению развития человека, сочетающий данные биологии, социологии и психологии, убедительно показывает, что:

1) ни процесс, ни конечный результат развития человека нельзя считать однонаправленными, ведущими к одному и тому же конечному состоянию;

2) человек развивается от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким-то одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни, причем эти субпроцессы не обязательно протекают одинаково по одним и тем же принципам;

3) разные люди развиваются крайне неодинаково, это порождает множество биосоциальных, классовых и индивидуальных различий;

4) развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к одной-единственной системе влияний. Развитие не является ни простым процессом биологического созревания, развертывания чего-то изначально заложенного, ни простым следствием воспитания и научения;

5) человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект, творец своего собственного развития. Чтобы понять ее жизненный путь, необходимо учитывать множество социально-неструктурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми сама личность разрешает возникающие перед нею задачи.

Возрастная динамика самореализации личности . Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко

Одной из главных проблем изучения самореализации личности является рассмотрение возрастной динамики творческой продуктивности на протяжении жизненного пути. Не менее важная задача – определение факторов, влияющих на раскрытие творческого потенциала личности. В этой связи Б. Г. Ананьев придавал большое значение становлению творческой личности и индивидуальности, консолидации индивидных и субъектно-деятельностных свойств человека в процессе творческой деятельности, ее социальной ориентации, где процесс экстериоризации и продуктивной деятельности является ведущей структурой. ‹…›

Один из авторов настоящей статьи разработал принципиально новую методику изучения биографий (Рудкевич Л. А., 1994). В отличие от абстрактно-статистических методов, предложенных Г. Леманом (подсчета числа строк в энциклопедиях и словарях), новая методика исследования основана на историческом описании творчества, анализе биографий, открытий, достижений. Историометрический метод Лемана был заменен историографическим. Поскольку в центре внимания оставались продукты деятельности, такой метод был назван историко-праксиграфическим.

Переходя к рассмотрению полученных результатов, заметим, что если бы Г. Леман попробовал выделить те, по его мнению, исключительные и немногочисленные достижения, которые были созданы во второй половине жизни, он обнаружил бы любопытную зависимость: все или почти все эти достижения были созданы самыми знаменитыми учеными. Между прочим, еще до выхода указанной монографии Г. Лемана его соотечественник Е. Клэг (Clague E., 1951), проанализировав данные биографического словаря «Американцы в науке», пришел к заключению, что снижение творческой продуктивности наступает у наиболее крупных ученых не ранее 60 лет. К сожалению, эти данные остались вне поля зрения психологов.

Спад творческой продуктивности в разных профессиональных группах в зависимости от уровня творческих достижений, в процентах

В нашем исследовании были выделены две выборки: «А» – самые знаменитые ученые и деятели искусства; «Б» – ученые и деятели искусства известные, но не столь знаменитые. Выборка «А» состояла из 372 человек, выборка «Б» – из 419. После статистической обработки были получены следующие варианты изменения с возрастом творческой продуктивности лиц, входящих в выборки «А» и «Б» (см. табл.).

Можно видеть, что в выборке «А» спад во всех профессиональных группах констатируется значительно реже. Напротив, в выборке «Б» (менее выдающиеся деятели науки и искусства) спад обнаруживается чаще во всех профессиональных группах. Правда, более 40 % гуманитариев, писателей, поэтов и композиторов сохраняют высокую творческую активность и во второй половине жизни, зато у представителей точных наук в этой выборке спад регистрируется почти в двенадцать раз чаще.

Полученные данные позволяют нам сделать важный вывод о том, что частота спада творческой продуктивности в среднем и пожилом возрасте отрицательно коррелирует с уровнем творческого потенциала личности. То есть наиболее выдающиеся деятели науки и искусства характеризуются высокой сохранностью продуктивности в позднем онтогенезе, тогда как у менее значительных творческих лиц спад наблюдается достаточно часто.

В творческом процессе создания научного открытия или произведения искусства можно выделить три основные стадии: а) подготовительную, которая характеризуется накоплением предпосылок и элементов будущего открытия; б) стадию непосредственного акта творчества, создания творческого продукта; в) стадию дальнейшей разработки уже созданного. (Несколько иную схему предлагал Г. Уоллес (Wallas G., 1926): подготовка, созревание, озарение, или инсайт, и проверка.) В онтогенезе творческой личности прослеживается преобладание той или иной стадии в определенное время жизни, или, иначе говоря, в разных возрастах творческая личность самореализуется различными путями.

Например, в период обучения и в начале профессиональных занятий преобладает первая стадия. Длительность ее зависит от ряда факторов. Во-первых, она зависит от рода деятельности. Например, у химиков, математиков и композиторов период обучения, как правило, короче, чем у биологов, философов и историков. Во-вторых, играют роль факторы среды, которые могут благоприятствовать или не благоприятствовать обучению и началу творческой деятельности. В-третьих, имеет значение психологическая структура самого субъекта творческого труда. Преобладание второй стадии характерно для производительного периода творческой личности. Преобладание третьей стадии – последующей разработки, обобщения уже сделанного открытия характерно для пожилого и старческого возраста и выражается конкретно в таких формах деятельности, как руководство научным или художественным коллективом, педагогическая деятельность и обучение других, написание книг, учебников и статей по выбранной тематике.

Доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. 1923–2001.

Елена Федоровна Рыбалко - доктор психологических наук, профессор относилась к славной когорте ученых, чьими трудами создавалась психологическая школа Ленинградского - Санкт-Петербургского университета. Елена Федоровна родилась 16 марта 1923 года в Ленинграде. Войну и блокаду пережила в Ленинграде, работала в эти годы в детском саду. В 1944 году Е. Ф. Рыбалко оказалась в числе первых студентов-психологов открывшейся в СПбГУ кафедры психологии. По окончании университета Елена Федоровна поступила в аспирантуру и в 1952 году защитила кандидатскую диссертацию, тема которой была связана с изучением школьников.

По окончании аспирантуры молодой ученый начинает преподавательскую деятельность, сочетая ее с научными исследованиями. Е. Ф. Рыбалко в течение многих лет изучала возрастные преобразования зрительных функций у детей и подростков, а затем и в старших возрастах. Эти исследования послужили моделью, в которой был реализован сравнительно-генетический подход в применении ко всему жизненному циклу человека, и позволили сформулировать положения об основных онтогенетических свойствах зрительно-пространтвенных функций: меж функциональной и внутрифункциональной гетерохронности, неравномерности, стадиальности развития психических функций, их структурности. Результатом проведенных исследований явилось определение сенситивных периодов, наиболее эффективных для педагогического воздействия. В 1970 году Е. Ф. Рыбалко защитила докторскую диссертацию «Об онтогенетических свойствах зрительно-пространственных функций». Реализация структурно-генетического подхода к исследованию психических функций, заложенная в диссертационном исследовании, позволила в дальнейших работах связать воедино проблемы онтогенеза сенсомоторных и перцептивных функций, мнемических и интеллектуальных способностей, интересов и потребностей личности.

Елена Федоровна участвовала в создании нового подхода к изучению онтогенеза человека, сущностью которого является целостное изучение развития человека на разных уровнях его структурной организации. Развивая системный подход в психологии развития, она впервые выделила динамический, структурный, онтологический и каузальный аспекты изучения. В содержании онтологического аспекта развития ею были выделены естественные и социализированные формы психического развития. Она показала, что в процессе социализации происходит преобразование естественных форм и создание новых психических структур, при этом естественные формы психического приобретают подчиненный характер. Необходимо отметить коренное отличие подхода к проблеме социализации психического, развиваемого Е. Ф. Рыбалко, от большинства точек зрения, понимающих социализацию только как социализацию личности. Подход, реализуемый Е. Ф. Рыбалко, позволяет лучше понять механизмы социализации.

С 1973 года Е. Ф. Рыбалко стала профессором факультета психологии и работала на кафедре общей психологии. С этого времени, после кончины своего учителя академика Б. Г. Ананьева и до 2001 года, она возглавляла специализацию подготовки студентов по направлению «Психология развития и дифференциальная психология». Начиная с ранних работ и кончая последними Елена Федоровна разрабатывала проблему билатерального регулирования. Это позволяет выявить различные типы межполушарных отношений и экспериментально показать, что степень специализации полушарий различна на разных стадиях онтогенеза. Степень зрелости и качественные особенности механизма межполушарного взаимодействия оказывают регулирующее влияние как на уровневые показатели психического развития, так и на его качественные особенности. Ученый справедливо полагала, что отнесенность к тому или иному типу асимметрии и степень выраженности динамических характеристик билатерального регулирования имеют значение для диагностики возможностей психофизиологического и в целом умственного развития человека. Продуктивность этих идей нашла свое отражение в последующих работах в области психофизиологии. Е. Ф. Рыбалко последовательно развивала учение об онтопсихологии как синтетической науке, интегрирующей многие научные дисциплины и, прежде всего возрастную и дифференциальную психологию. Она полагала, что первостепенную важность имеет изучение возрастных феноменов психики, связанных с индивидной организацией человека, а также данные дифференциальной психологии об индивидуальных различиях человека на разных уровнях его организации. При таком подходе наиболее полно раскрывается сложное, многогранное и противоречивое становление человека как биосоциального существа.

В своих работах разных лет ученый продолжила и развила учение об основных законах онтогенетической эволюции. Она показала, что гетерохронность играет огромную роль в оптимизации потенциалов человека, особенно в ранние и поздние периоды развития. Большое значение Е. Ф. Рыбалко придавала исследованию структурности развития. В своих исследованиях она выявила факторы, влияющие на интенсивность процессов структурообразования, и показала значение законов структурообразования для практики обучения и развития. Цикл работ Е. Ф. Рыбалко посвящен вопросам становления человека как субъекта общения, учебно-познавательной, музыкально-исполнительской, литературной деятельности.

Елена Федоровна никогда не была кабинетным ученым. Она живо откликалась на запросы и проблемы практики. Так, в 1970–1980-е годы под ее руководством развернулись исследования на производстве. Это были одни из первых исследований в отечественной психологии, показавшие влияние личностных факторов на производственный травматизм. Результаты этих работ привлекают внимание Елены Федоровны к проблемам личностных потенциалов развития и трудоспособности человека в поздние периоды онтогенеза. Они показали, в частности, что в данный период жизни сохранность трудоспособности обеспечивается за счет развития рефлексивных свойств личности, тесно связанных с целями жизни и деятельности, с ценностными ориентациями и установками.

В своих работах Е. Ф. Рыбалко убедительно показала, что особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, имеет его творческая активность. Выявленные закономерности, обоснованные многочисленными данными, подтверждает и сама жизнь ученого. До последних дней она не прерывала связи с факультетом и учениками, продолжала напряженно работать, превозмогая недуги, читала лекции, руководила работами аспирантов и докторантов, была полна замыслов новых исследований. Елена Федоровна была чрезвычайно одаренным ученым и педагогом. Под ее руководством выполнено огромное количество дипломных работ и диссертационных исследований. Ученики продолжают исследование самых разнообразных проблем психологии развития: микровозрастной анализ развития внимания, памяти, мышления в детском и подростковом возрасте, психология удовлетворенности учебной деятельностью, психология музыкальной одаренности, механизмы психологической защиты у подростков, становление системы ценностных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте, адаптация воспитанников и выпускников детских домов, изучение творчества и креативности взрослых и множество других. Исследованиями Елены Федоровны и ее учеников были охвачены все возрастные периоды жизненного цикла человека. Она работала над созданием синтетической науки, изучающей индивидуальное развитие человека на протяжении всего онтогенеза и жизненного пути. Елена Федоровна обобщила все результаты исследований, проводившихся на факультете в этом направлении, в учебном пособии «Онтопсихология». В 1998 году ей было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 2001 году «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета». Она ушла из жизни в декабре 2001 года. Ученики Елены Федоровны работают на факультете психологии, в других учебных заведениях и психологических центрах, во многих городах России, в ближнем и дальнем зарубежье, продолжаются исследования, начало которым было положено ее трудами.

Основные публикации

  • Игра и потребности ребенка // Учен. зап. ЛГУ. 1957. № 224.
  • О потребностях в знании и практической деятельности у детей в дошкольном возрасте // Учен. зап. ЛГУ. 1960. № 287.
  • К вопросу о функциональной асимметрии полей зрения // Проблемы восприятия пространства и времени. Л., 1961.
  • К вопросу о функциональной асимметрии зрения // Проблемы общей и индивидуальной психологии. Л., 1963.
  • Возрастные особенности объема и структуры зрительного поля. Л., 1969.
  • Возрастные изменения внутрифункциональных отношений в связи с фактором учебной успешности // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 7. Л., 1976.
  • Коммуникативные и личностные аспекты надежности работы оператора // Проблемы инженерной психологии. Вып. 3. Ярославль, 1979 (в соавторстве).
  • Психологические проблемы трудоспособности // Вестн. Ленингр. ун-та. Вып. 1. 1983. № 5 (в соавторстве).
  • О психологическом факторе снижения травматизма на производстве // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 12. Л., 1987 (в соавторстве).
  • Онтопсихология. СПб., 2003 (соавтор и соредактор).

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале - детская, затем школьная психология, психогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, (Чувств и пр.», - писал ученый .

С. Л. Рубинштейн включил генетические проблемы в систему общей психологии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах наряду с обобщением фактов развитии психических функций и способностей у детей и школьников дается целостное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем возрастной психологии открывают труды Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности. Различая эти свойства, он вместе с тем подчеркивал их единую историческую природу.

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА

Е. Ф. РЫБАЛКО

ВОЗРАСТНАЯ

и дифференциальная

ПСИХОЛОГИЯ

Рыбалко Елена Федоровна

ВОЗРАСТНАЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Серия «Учебник нового века»

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А.Зайцев

Зам. заведующего психологической радакцией И. Карпова

Ведущий редактор А. Борин

Художник обложки К. Радзевич

Корректор Т. Клименченко

Оригинал-макет подготовил А. Боровских
ББК 88.374я7 УДК 159.922.6(075)

Р93 Рыбалко Е. Ф.

Возрастная и дифференциальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 224 с. – (Серия «Учебник нового века»).
ISBN 5-318-00252-8
В учебном пособии впервые раскрываются вопросы возрастных изменений и развития психики человека на протяжении всей его жизни. С позиции системного подхода описаны основные закономерности психического развития и факторы, детерминирующие возрастную динамику различных форм психики – учение, труд, игровая деятельность – в контексте общей системы воспитания человека.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям факультетов психологии и педагогических вузов.

© Рыбалко Е. Ф., 1990

© Издательство Ленинградского университета, 1990

© Издательский дом «Питер», 2001
ISBN 5-318-00252-8
ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ИД №01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры.

Подписано в печать 23.05.01. Формат 70х100 1 / 16 . Усл. п. л. 18,06. Тираж 5000 экз. Заказ № 791.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького Министерства РФ

по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ВВЕДЕНИЕ

В развитии современной возрастной и дифференциальной психологии особую важность представляет интеграция психологических знаний, относящихся к разным уровням и компонентам человеческого развития. Эта отрасль психологии складывалась в известной последовательности: вначале детская психология, затем – школьная, психогеронтология и, наконец, акмеология. Таким путем накапливались и обобщались знания по отдельным частям возрастной и дифференциальной психологии, посвященным рассмотрению того или иного периода онтогенетической эволюции как относительно самостоятельного цикла, который характеризуется определенным возрастным симптомокомплексом, или синдромом (по Б. Г. Ананьеву). Целостный подход к индивидуальному развитию в отечественной психологии впервые был осуществлен И. М. Сеченовым, поставившим задачу специального изучения развития психических функций на протяжении всей жизни человека. «Психология должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, чувств и пр.», – писал ученый .

С. Л. Рубинштейн включил генетические проблемы в систему общей психологии, рассматривая понятие развития в качестве важнейшего методологического принципа психологической науки. В его трудах, наряду с обобщением фактов о развитии психических функций и способностей у детей и школьников, дается целостное описание развития личности, самосознания на протяжении всего жизненного пути человека.

Принципиально новые возможности для более глубокого понимания проблем возрастной психологии открывают труды Б. Г. Ананьева, который рассматривал психическое развитие в системе человекознания в качестве предмета целого комплекса наук. Разрабатывая концепцию развития, психолог рассматривал его как целостное образование, включающее становление единства и взаимосвязей индивидных и личностных характеристик, различных свойств человека как субъекта деятельности и индивидуальности. Различая эти свойства, он вместе с тем подчеркивал их единую историческую природу.

Специальное рассмотрение развития в его разных проявлениях имеет важное значение для понимания того, как возникает человеческая индивидуальность и происходит слияние биологического и социального. Б. Г. Ананьев определял индивидуальность человека «как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» . Сочетание дифференцированного и интегрального подходов к индивидуальному развитию приводит, по мнению Б. Г. Ананьева, к накоплению новых знаний о развитии человека, к созданию новой синтетической дисциплины – онтопсихологии, где устанавливаются соотношения и взаимосвязи индивидных и личностных свойств на протяжении всего жизненного пути человека. Исследование общих закономерностей и их модификаций в различных подструктурах человеческого развития является одним из путей познания его единства и целостности. Такой подход служит научной основой для диагностики и управления развитием отдельных людей.

Психологическое изучение индивидуального развития основывается на марксистской философии. Категория развития занимает одно из центральных мест в материалистической диалектике, которую В. И. Ленин определил как «самое всестороннее, богатое содержанием и глубокое учение о развитии...» . Возможности содержательного анализа категории развития, установления его специфики в зависимости от форм движения материи открываются при соединении двух принципов развития и единства мира. На это указывал В. И. Ленин: «...всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи» . В современной философии разрабатывается системный подход, который позволяет точнее выявить специфику уровней, «развести» закономерности разного рода, установить реальные соотношения, что способствует более полному и более правильному пониманию развития как многомерного и многоуровневого явления .

Положение марксистской философии о том, что время является одной из основных форм движения материи, имеет основополагающее значение для понимания развития в психологии . В психологии продолжительность формирования личности не совпадает со сроками жизни индивида. «Личность всегда моложе индивида в одном и том же человеке; история личности или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, однако начинается много позже» . В современных философских работах рассмотрение процессов развития осуществляется на основе системного подхода, анализа связей и характера взаимодействий в различных системах . В работах философов подчеркиваются сложные, противоречивые отношения прогресса и регресса в их диалектическом единстве , что имеет важное значение для раскрытия сложности и противоречивости психического развития как многокачественного, системного образования. «Проблема развития–это прежде всего проблема развития систем. На первый план выдвигается исследование структуры процесса развития и критериев ступеней развития систем» . В методологическом плане в качестве существенного признака развития выделяется степень его целостности, а само развитие трактуется как повышение уровня организации .

Проблема детерминизма в марксистско-ленинской философии разрабатывается на основе принципа всеобщей связи явлений материального мира . Собственные характеристики психического развития, рассматривающегося в философии в качестве относительно самостоятельного объекта исследования , могут быть поняты лишь путем конкретизации наиболее общих и основных закономерностей, которые присущи развитию как общей философской категории. Для более глубокого понимания психического развития важно также содержательное применение материалистической диалектики и закономерностей, открытых в развитии живых систем, с одной стороны, и в развитии общественных формаций – с другой, которые своеобразно преломляются и действуют в человеческом развитии.

В данной книге рассмотрение психического развития осуществлено в возрастном плане и охватывает весь жизненный цикл человека. Психическое развитие анализируется как многомерное, многоуровневое целостное образование; выявляются его общие закономерности; показываются их специфические проявления в формировании основных подструктур человека в отдельные периоды жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин В. И. Карл Маркс // Соч. - Т. 26.

2. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля «Лекции по истории философии» // Там же. -Т. 29.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. –Т. 20.

4. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 1.

5. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности / Ред. В. Эйхгорн. - М., 1972.

6. Буте М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. – М., 1962.

7. Т.Вишаренко В. С. Детерминация в биологических процессах. – Л., 1975.

8. Вопросы детерминации процессов развития в современной науке / Под ред. В. С. Тюхтина. - М., 1985.

9. Завадский К. М. Проблема прогресса живой природы // Вопросы философии. – 1967. - № 9.

10. Ю. Илъичев Л. Ф., Давыдова Г. А. Материалистическая диалектика и проблема развития // Вопросы философии.– 1985. – № 3.

11. Исаев И. Т. Диалектика и проблема развития. – М., 1979.

12. Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи. – М., 1969.

13. Кузьмин В. П. Системный подход в научном познании и марксистской методологии // Вопросы философии. – 1980. – № 1.

14. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 3, 4.

15. Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – М., 1986.

16. Леонович В. В. О соотношении биологического и социального в развитии человека// Дисс.... докт. наук. – М., 1967.

17. Лой А. Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. – 1979. – № 12.

18. Материалистическая диалектика как общая теория развития: В 4 т. Т. 1: Философские основы теории развития / Под рук. и общ. ред. Л. Ф. Ильичева. – М., 1982.

19. Миклин В. И., Подольский В. А. Категория развития в марксистской диалектике. – М., 1980.

20. Милюхин С. Т. Закономерности развития материи. – М., 1967.

21. Молчанов Ю. Б. Развитие и время // Вопросы философии. –1970. – № 2.

22. Морозов В. Д. Проблема развития в философии и естествознании. – Минск, 1969.

23. Орлов В. В. Материя, развитие, прогресс. – М., 1974.

24. Пахомов П. Я. Детерминизм и принцип развития //Вопросы философии. – 1979. - №7.

25. Понятие развития и актуальные проблемы теории социального прогресса / Под ред. В. В. Орлова. – Пермь, 1985.

26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.

27. Сетров М. И. Основы функциональной организации. – Л., 1972.

28. Сеченов И. М. Избр. соч. - М., 1952. - Т. 1.

29. Солопов Е. Ф. Движение и развитие. – Л., 1974.

30. Тюхтин В. С. Динамика познания сложных систем. – М., 1988.

31. Фролов И. Т. О причинности и целесообразности в живой природе. – М., 1961.

В НИИ непрерывного образования взрослых РАО было проведено изучение социально-педагогических проблем деятельности учителей, которое охватило – возрастной этап от начала и до завершения профессиональной деятельности. Это исследование позволило выделить ряд этапов возрастного и профессионального развития. 1-й этап: от 23 до 30 лет – этап вхождения в профессию. Он характеризуется социально-профессиональной адаптацией. При прохождении его имеют место компенсация недостающих знаний, выработка профессионального мировоззрения, осознание гражданских прав и обязанностей. Этот период связан также с созданием семьи, налаживанием внутрисемейных отношений, решением бытовых и семейных проблем. На этом этапе 40% опрошенных учителей считают, что их прежние представления об учительском труде не совпали с практикой. Лишь 7% учителей включились в деятельность без особых проблем. 80% считают себя неподготовленными к воспитательной работе, 72% – к учебной. Этот этап характеризуется высоким эмоциональным напряжением специалиста, в результате чего у 10% на 4 периода: нормативный кризисный период – 40 лет; кризис середины жизни – 40-45 лет или 37-43 года; стабильный период – 43-50 лет. Нормативный кризис 30–33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальной возможностью осуществления задуманного, что ведет к пересмотру системы ценностей. Стабильный период – 33-40 лет характеризуется тем, что человек ставит определенные цели и добивается их реализации. Он в это время получает профессиональное и общественное признание. Период от 40 до 45 лет является кризисным для многих, так как в этот период человек пытается осмыслить и переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. Период от 45 до 50 лет рассматривается как стабильный. Человек выполняет свой профессиональный и гражданский долг, понимает и терпит других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми.

Интересные данные о динамике творческой активности получены в исследовании 3.Ф. Есаревой. Как ей удалось установить, творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов. Причем оптимумы и подъемы приходятся даже на такой поздний период как возраст 58-67– 70 лет. Таким образом, и на примере творческой активности показана непрерывность развития зрелого человека.

Динамика творческой активности ученых

Для системного подхода необходимым является не только рассмотрение явлений в их развитии, но и установление связей между ними. Б.Ф. Ломов отмечает, что было бы ошибкой полагать, что простое расположение данных, накапливаемых в разных областях психологической науки, и есть реализация системного подхода. Действительная задача заключается в том, чтобы понять закономерные связи между ними. Б.Г. Ананьев говорит о том, что теория связей – это первостепенная задача, которую психология может и должна ставить Структурность общей природы развития проявляется в сложных противоречивых зависимостях одних функций от других, их соотносительности и скоррелированности. И.И. Шмальгаузен описал три основных типа связей и взаимозависимостей: геномные, морфогенетические, эргонтические. Исследование названных связей поможет понять, каким образом складывается система и каковы особенности ее организации в тот или иной период функционирования. Вопрос об исследовании связей остается все еще очень малоизученным. Имеются данные, полученные в лаборатории Б.Г. Ананьевым, а также его учениками Е.Ф. Рыбалко, Е.И. Степановой и др. о том, что возрастные особенности характеризуются не только динамикой уровневых показателей той или иной функции, но и изменением всей структуры интермежфункциональных связей, что исключает возможность чисто локального изменения какой-либо отдельной функции (например, вербально-логической или мнемонической) под внешним воздействием без тех или сопутствующих сдвигов в других функциях и позволяет построить возрастной синдром. Так, исследуя возрастные периоды развития человека от 18 до 35 лет, сотрудники лаборатории дифференциальной психологии и антропологии под руководством Б.Г. Ананьева показали, что для возраста 18-21 год характерной является простая структура межфункциональных связей, имеющая характер «цепочки», в 22-25 лет связи приобретают уже иной характер и представляют собой сложноветвящуюся констелляцию, в 30–35 лет происходит перестройка всего комплекса связей. Не менее существенные качественные изменения происходят и на границе между 2-й и 3-й стадиями постнатального онтогенеза, временные границы которой приходятся на возраст от 55 до 65 лет, т.е. на завершающий этап зрелости. На генетическом, морфологическом и физиологическом.

Другие новости по теме:

  • 1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания
  • Б.Г. Ананьев. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности
  • Просмотров