Проблема с памятью болезнь. Нарушения памяти в разном возрасте, причины патологии и пути решения проблемы

Что-то с памятью моей стало… (c)

В рамках этой статьи, рассмотрим наиболее популярные причины ухудшения памяти , исключив которые можно добиться заметного результата в её улучшении. О том, что такое память и какие виды памяти человека известны в психологии, читайте в статье .

Конечно, многие из нас с восхищением смотрят на людей с феноменальной памятью и в тайне, а может и в открытую, им завидуют. Большинство считают, что хорошая память — это признак большого ума и интеллекта. Но это не совсем так. Поэтому хочу подбодрить тех, чья память не является феноменальной и забывчивость входит в привычку. Многие выдающиеся личности страдали рассеянностью.

Забывчивость не всегда является следствием плохой памяти . Зачастую это простая невнимательность или сильное увлечение чем-либо. Настолько сильное, что всё остальное просто вылетает из головы. Кроме того, наш мозг получает огромное количество информации и просто выбрасывает всё ненужное и неважное, дабы очистить место для более значимого. Так что, если Вы пару раз забыли выключить свет в уборной, не стоит беспокоиться и бить тревогу. Скорее всего в эти моменты Вы просто думали о чём-то другом. Другое дело, когда Вы замечаете признаки ухудшения памяти постоянно, и это мешает полноценной жизни. В этом случае необходимо понять, почему память стала ухудшаться, и принять необходимые меры.

Причины ухудшения памяти

Проблемы с памятью возникают у абсолютно разных людей. Конечно, основная группа риска — люди в возрасте за 50, однако по некоторым данным в последнее время жалобы на память от молодых людей стали появляться всё чаще. Причины могут быть разные. От переутомления до серьёзных проблем со здоровьем. Поэтому, если Вы замечаете постоянные провалы в памяти, следует обратиться к специалисту и выявить причины.

Итак, несколько наиболее вероятных причин ухудшения памяти:

Стресс, депрессия, беспокойство . В перевозбуждённом или наоборот слишком меланхоличном состоянии человек не может акцентировать внимание ни на чём, кроме тех раздражителей, которые и вгоняют его в это положение. Забыть что-то важное в таком случае — проще простого.

Недосыпание, хроническая усталость. Режим, режим и ещё раз режим! В я упоминал, как важен сон для запоминания информации на длительный срок. Ну а хроническая усталость банально снижает концентрацию и внимание.

Вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение). Об этом знают все. Табак и алкоголь снижают уровень внимания, восприятия и запоминания.

Дефицит витаминов . В периоды авитаминоза организм ослаблен, что может негативно сказаться на памяти. Фрукты, овощи или простые аскорбинки с витамином С подзарядят организм.

Информационная перегрузка. Сегодня это очень актуальная проблема. Нас буквально «бомбят» информационными снарядами. Интернет, ТВ, радио и прочие СМИ так и норовят напичкать нас своими новостями и «сенсациями». Уменьшение или хотя бы фильтрация поступающих мегабайтов в мозг помогут уменьшить нагрузку и Ваша светлая голова не будет забиваться лишним мусором.

Нехватка кислорода . Свежий воздух и прогулки пешком в принципе полезны для мозга и организма в целом. Если Вы живёте в мегаполисе, неплохо было бы хоть иногда находить время для выезда на природу.

В большинстве случаев, чтобы улучшить свою память и вернуть ей былую силу, достаточно просто исключить вышеуказанные причины её ухудшения. Однако, если Вы хотите большего, то можно воспользоваться простыми упражнениями для развития памяти.

О том, как можно , читайте в следующей статье.

Способность человека к сохранению и воспроизведению информации, как и все другие способности, носит индивидуальный характер: одни схватывают всё на лету, другим для запоминания нужно многократное повторение. Кроме того, запоминание зависит и от вида памяти: у кого-то лучше развито слуховое запоминание – они предпочитают проговаривать вслух либо слушать информацию, у кого-то – зрительное – в этом случае человек лучше запоминает ее «с листа». За эти функции отвечают разные зоны головного мозга.

Затылочно-теменные части «курируют» зрительное и пространственное восприятие, при этом правое полушарие отвечает за цветовое и оптико-пространственное, а также за опознавание лиц, левое – за буквенное и предметное. Надтеменные области управляют речью и моторикой рук человека, а височные – слухом и восприятием речи других людей.

Слабая память считается «привилегией» пожилых, но иногда врачам приходится слышать жалобы типа: «Доктор, я теряю память» и от людей трудоспособного возраста, и констатировать возникновение у пациентов проблем с памятью в 40 лет и даже раньше. Причины проблем с памятью кроются в дисфункциях вышеперечисленных зон. Они могут возникнуть из-за:

  • поражений головного мозга вследствие черепно-мозговых травм, инсультов, онкозаболеваний – такие патологии могут вызвать серьезные нарушения, вплоть до провалов в памяти и амнезии;
  • поражений других органов и систем – центральной нервной системы, кровеносной, сердечно-сосудистой, эндокринной;
  • неблагоприятных внешних факторов – неправильный режим труда и отдыха;
  • повышенных нагрузок, стрессовых ситуаций;
  • хронических интоксикаций, вызванных наркоманией, курением, злоупотреблением алкоголем, неконтролируемым приемом лекарств, воздействующих на мозг и нервную систему – гормональных и седативных препаратов, транквилизаторов;
  • недостаток витаминов и микроэлементов. Например, недостаток йода приводит к нарушению работы щитовидной железы, и это может вызвать проблемы с памятью у молодых людей и даже у детей – обычно в этом случае возникают проблемы с кратковременной памятью.

Также снижение концентрации внимания и памяти происходит с возрастом, однако вышеперечисленные причины провоцируют более раннее ослабление памяти. В то же время у каждого есть шансы сохранить отличную память до преклонных лет.

В качестве примера могу привести начальника конструкторского отдела Владимира Сергеевича, с которым мне довелось работать в свое время. Этот человек обладал отличной памятью, прекрасно помнил технические данные всех приборов и мог с легкостью разобраться в самом сложном чертеже, а также выполнить его самостоятельно. Когда он, по достижении 70-летнего возраста, решил уйти на заслуженный отдых, уступив, по его собственным словам, дорогу молодым, мы еще долго, при возникновении каких-либо проблем, машинально произносили фразу: «Нужно спросить у Владимира Сергеевича», звонили ему и заходили к нему домой с бумагами и чертежами.

Таким образом, главное, от чего зависит память человека – это состояние его здоровья. Поэтому, когда возникают стойкие проблемы с памятью и вниманием, первое, что нужно сделать – обратиться к врачу и пройти обследование.

Первый этап диагностики нарушений памяти, которую проводит невропатолог или нейропсихолог, включает внешний осмотр, опрос на предмет выяснения характера жалоб и проведение тестирования. Для проверки каждого вида запоминания используются специальные тесты.

Например, для исследования логической памяти применяется ассоциативная методика: человеку дается список слов, к каждому из которых нужно подобрать соответствующую картинку: к слову «мороженое» – холодильник, «свет» – лампочка, «дерево» – лес, и т.д.

При тестировании на способность к зрительному запоминанию пациенту предлагается список из 10 слов, который нужно прочитать и запомнить, смотря на него в течение одной минуты, а затем, не глядя на бумагу, воспроизвести их максимально возможное количество.

Если врач приходит к выводу, что у пациента присутствует стойкое снижение памяти, которое могли вызвать патологические причины, он назначает дополнительное обследование, включающее анализы крови, а также ультразвуковое исследование мозга, компьютерную и магнитно-резонансную томографию (КТ и МРТ).

Эти способы диагностики помогают выявить органические поражения мозга, опухолевые новообразования различной природы, внутричерепные кровоизлияния. Устранение выявленных нарушений приводит к нормализации процессов запоминания. При обнаружении заболеваний мозга, не поддающихся радикальной коррекции (Альцгеймера, Паркинсона), специализированная терапия поможет замедлить прогрессирование патологии.


Способы укрепления запоминания в домашних условиях

Если медицинское обследование не обнаружило патологических причин снижения концентрации внимания и памяти, это означает, что оно, скорее всего, вызвано неблагоприятными внешними факторами.

На состоянии мнемонических способностей и внимания плохо отражаются переутомление, недосыпание, стрессовые ситуации, нездоровое питание, нехватка витаминов, недостаток свежего воздуха, а также курение, злоупотребление алкогольными напитками.

Все эти причины вполне устранимы. Здоровый сон, нормализация режима труда и отдыха, ежедневные прогулки на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, полноценный рацион, богатый витаминами и микроэлементами (рекомендации по поводу его состава можно получить у врача-диетолога) быстро решат проблемы с памятью в молодом возрасте.

Кроме того, способность к запоминанию можно тренировать при помощи несложных упражнений. В их числе:

  1. Фотографический метод, помогающий укрепить зрительное запоминание. При рассматривании природного пейзажа или картины, нужно запомнить как можно больше мелких деталей. Затем закрыть глаза или отвернуться, и постараться описать увиденное во всех подробностях. Открыв глаза, перечислите всё, о чем забыли упомянуть.
  2. Воображаемый дневник – не только упражнение для тренировки мнемоники, но и отличный способ борьбы с бессонницей. Ложась спать, нужно как можно точнее восстановить в мыслях все события минувшего дня, «прокручивая ленту» в обратном порядке – с вечера до утра. А проснувшись, постарайтесь вспомнить, что вам приснилось.
  3. Тренировать слуховые запоминательные способности помогает прослушивание музыки и песен, а также подпевание. Известно, что стихи, положенные на музыку, запоминаются гораздо лучше, поскольку в данном случае на смысловую и ритмическую накладывается еще и мелодическая память.
  4. Наблюдая за окружающими, полезно обращать внимание на то, что говорят и как ведут себя люди, а затем мысленно воспроизводить бытовые сценки, стараясь вспомнить не только сказанные при этом слова, но и интонацию.
  5. Кроссворды, сканворды и другие головоломки – популярный, увлекательный и полезный тренинг памяти и внимания.
  6. Чтение и пересказ содержания художественной литературы, заучивание наизусть стихов и отрывков прозы, а также иностранных слов – хорошее средство для развития мнемонических способностей.
  7. Верующим пожилым людям для подобной тренировки подойдет запоминание молитв – для начала коротких.
  8. Стоя перед витриной гастронома и вспоминая, что нужно купить, не обязательно подглядывать в составленную дома шпаргалку – лучше использовать для облегчения воспоминания ассоциативную методику. Например, если вам нужно купить хлеб, кефир, картошку, колбасу, яйца, овощи, для этого набора подойдет слово «окрошка». Ну и так далее. Подбирая подходящие ассоциации, развиваем заодно и фантазию.


Вывод

И молодым, и пожилым не стоит махать на себя рукой, цитируя слова известной песни: «Что-то с памятью моей стало…» Помните, что повторение – мать не только учения, но и запоминания, а мозг можно и нужно систематически тренировать, так же, как и тело. Образно выражаясь, ваша память – в ваших руках.

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Мозг человека оснащен множеством импульсов, поступающих со скоростью до триллиона операций в секунду от подкоркового слоя головы к мышцам. Какие причины приводят к торможению скорости и снижению памяти, как ее проверить самостоятельно и попытаться восстановить особенно пожилым людям, страдающим расстройствами функционала мозга - рассмотрим подробнее в данной статье.

Типы памяти

По типам память бывает:

  • зрительной (визуальной);
  • слуховой;
  • словесно-логистической;
  • эмоциональной, когда многие моменты на фоне эмоций и переживаний человек способен запомнить на всю жизнь;
  • генетической, некоторые моменты мышления могут передаваться новым поколениям;
  • моторной;
  • мышечной вследствие длительных физических нагрузок, приведших в результате к перестройке клеток и мышц.

Почему пропадает память?

Мозг человека – сложный и многофункциональный орган. Нарушение функций памяти, снижение вплоть до полной потери возможно вследствие:

  • черепно-мозговой травмы;
  • онкозаболеваний при локализации опухоли в одной из структур мозга;
  • болезней на фоне развития инфекции (менингита, энцефалита)
  • инсульта при поражении оболочки мозга;
  • сбоя сердечно-сосудистой системы;
  • нарушения обмена веществ;
  • стрессов , недосыпаний;
  • приема вредной пищи, в том числе эндогенной;
  • возраста , провалами в памяти страдают чаще всего пожилые люди;
  • недостатка витаминов в организме, вследствие отсутствия поступления их в мозг в достаточном количестве;
  • курения , алкоголя, приема наркотиков, тяжелых металлов (губительных для мозговых структур);
  • плохой экологии, неизбежно приводящей с возрастом к ухудшению памяти.

Что влияет на память?

На память человека влияет много разных факторов извне, способных усилить, или, наоборот, снизить ее. К расстройствам памяти приводят факторы, негативно воздействующие на структуры мозга. Довольно важная информация может быть быстро и надолго забыта? Важно выяснить, почему это происходит, и что именно оказывает влияние на память.

Расстройства памяти различны по характеру. К снижению могут привести психологические, гинекологические недуги. Например, у женщин на фоне гормонального сбоя, расстройства щитовидной железы.

Снижению, ухудшению, торможению памяти способствуют некоторые внутренние заболевания. Негативно влияет на память:

  • длительное пребывание в нервозном напряженном состоянии;
  • тяжелые жизненные случаи, когда расстройства в дальнейшем неизбежны;
  • недостаток сна (постепенно и безвозвратно снижает функционал памяти);
  • депрессии , которые ранят и изматывают не только душу. Постоянные негативные мысли в голове таким же образом отражаются на мозге. Депрессия, по мнению врачей – это болезнь, которую нужно лечить, иначе память можно потерять полностью и без возможности восстановления.

Среди заболеваний, приводящих к расстройствам памяти можно обозначить:

Проверка памяти

Проверить свою память можно с помощью специальных тестов. Много разных можно найти сегодня в интернете путем введения в поисковик подобных фраз. После прохождения тестов каждый сможет определить для себя самостоятельно, насколько успешно они пройдены и какое состояние памяти на данный момент.

Как восстановить память у взрослых и пожилых людей?

Для восстановления памяти известно много разных упражнений, медицинских препаратов и народных средств. Также улучшению памяти способствует диета, при правильном подборе благотворно воздействующая на все клетки и структуры мозга.

Лекарства

При расстройствах памяти и мышления в целях повышения работоспособности мозга, улучшения кровообращения и нормализации сна специалисты советуют принимать:


  • церебрум композитум для повышения активности мозга и деятельности иммунной системы;
  • золотой йод для нормализации кровообращения в мозг, также пожилым людям при ослаблении памяти отсутствии сна, частых головных болях и головокружениях;
  • мемория , нормализации обменных процессов активности мозга;
  • полимнезин с целью улучшения работы мыслительных процессов.

Препаратам на растительной основе, совершенно безвредным для людей любого возраста, стоит отдать предпочтение:

  • барвинку ;
  • БАДАм , состав которых способствует поддержанию памяти у пожилых;
  • имбирю для усиления кровообращения, повышения концентрации внимания;
  • черному перцу для активизации, оживления ума, повышения усвояемости веществ;
  • Плауну для улучшения памяти, оснащения мозга кислородом, глюкозой и антиоксидантами.

Организм (в частности, мозг) неспособен полноценно функционировать при нехватке витаминов.

  • Интеллан для повышения интеллектуальных возможностей, устранения стрессов, депрессивного состояния, улучшения памяти;
  • Циковит показан к приему школьникам, пожилым людям для усиления умственных возможностей (особенно в период межсезонья);
  • Витрум Мемори , память форте для усиления усвояемости информации, поступающей в мозг.

Также вы можете узнать больше из другой статьи с нашего сайта.

Диеты

Диеты (низкокалорийные в особенности) показаны пожилым людям при проблемах с памятью. Правильно подобранные способны повысить функции мозга до 30%.

Для удержания информации, повышения работоспособности мозга не обойтись без включения в рацион глюкозы и сахара для омоложения памяти, также пряностей для нормализации работы мозга:

  • аниса;
  • куркумы;
  • имбиря;
  • тмина;
  • укропа;
  • кардамона;
  • базилика.

Можно совмещать разные виды пряностей.

Главное, добиться путем применения диеты, разработанной врачом или диетологом, оснащения подачи кислорода в мозг, нормализации своих обменных процессов, улучшения кровообращения.

Народные средства

Дома можно приготовить несколько хороших рецептов с целью улучшения памяти:

  • настойку клевера . Цветки высушить, измельчить. К 2 ст. л. добавить кипяток (0,5 л), дать настояться до 2-х суток. Принимать по 0,5 стакана 3 раза в день до еды. Курс лечения -2 месяца;
  • кору рябины . Приготовить отвар из сухой коры. 1-2 ст.л. залить кипятком (1стакан), настоять 2-3 часа, далее пить по 1-2 ст. л. до 3 раз в день;
  • почки сосны. Провести сбор лучше весной. Нужно жевать в сыром виде до 4 штук в день в течение 1 месяца.

Тренировки

Тренировки- самый лучший и эффективный способ натренировать и улучшить память, это:

  • разгадывание кроссвордов;
  • изучение иностранных языков;
  • также стихов, песен, скороговорок;
  • игры в шахматы, на развитие логики и мышления.

В целях сохранения и приумножения памяти мозг должен быть постоянно загружен работой. Только думающий и интересующийся человек способен разносторонне мыслить. К сожалению, с возрастом клетки мозга отмирают, безвозвратно снижая память до 7% уже к 65-70 годам.

Подобными недугами часто страдают малоподвижные, инертные, замкнутые люди. Только постоянная тренировка мозга , чтение, писание, изучение компьютера, решение логических задач, рукоделие, обучение новым ранее неизвестных занятий разного рода не позволит начать процессам деградации в головном мозге.

От тренировок память и мышление будут лишь постепенно улучшаться. Лекарствами и диетами можно лишь ускорить, оживить и активизировать все важные процессы в головном мозге.

Физические тренировки показаны людям после 40 лет. Способствуют улучшению циркуляции крови, оснащению кислородом мозга. В противном случае постепенно будут снижаться психомоторные функции, процессы старения лишь ускорятся.

Пожилым людям показаны циклические виды спорта для насыщения кислородом клеток крови, нормализации процессов мышления, улучшения абстрактного мышления:

  • плавание;
  • легкий бег;
  • езда на велосипеде;
  • прогулки пешком.

Мозг человека нуждается в постоянной подпитке:

  • Для школьников и пожилых людей большое значение имеет не только полноценное питание, но и регулярные тренировки, выполнения несложных упражнений для улучшения и восстановления памяти.
  • Не менее важно урегулирование режима сна и трудового дня.
  • Людям-интеллектуалам , ведущим активный образ жизни (особенно если работа связана с ежедневным получением больших объемов информации), важно хорошо высыпаться.

В помощь для восстановления памяти, увеличения умственной выносливости сегодня имеется в продаже много разных ноотропных препаратов, витаминных комплексов. Лекарства для мозга и улучшения памяти незаменимы школьникам в период сдачи экзаменов, творческим интеллектуально загруженным людям.

При выборе, конечно, сначала нужно посоветоваться с врачом. Даже самые лучшие ноотропные средства имеют противопоказания . Важно понимать, что снижение памяти и внимания (что часто наблюдается у пожилых людей) – это симптомы многих серьезных внутренних заболеваний и зачастую довольно опасных (рак мозга, сахарный диабет).

25.09.2016

Память - это функция центральной нервной системы, обеспечивающая хранение и использование приобретенных знаний. Этот комплекс сложных процессов объединен под общим термином "мнестическая деятельность".

Она нарушается по многим причинам: от усталости и переутомления до серьезных заболеваний. Оставлять без внимания нарушения памяти не следует, поскольку они могут свидетельствовать об органическом поражении головного мозга.

    Показать всё

    Причины ухудшения памяти

    К нарушению памяти может приводить множество причин.

    Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.

    У детей и подростков

    К нарушениям памяти в детском и юношеском возрасте приводят следующие факторы:

    • Гиповитаминоз.
    • Анемия.
    • Астенический синдром. Частая заболеваемость вирусными инфекциями.
    • Травмы центральной нервной системы.
    • Стрессовые ситуации (в том числе неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблема в коллективе, который посещает ребенок или подросток). Частным случаем стресса является адаптация к началу учебы в школе у детей 6-7 лет, переходу из младшего в среднее звено в 10-11 лет.
    • Нарушение зрения.
    • Опухолевые процессы, поражающие головной мозг.
    • Расстройства психики.
    • Интоксикация, в том числе в результате употребления алкоголя или наркотических средств.
    • Врожденная патология, характеризующаяся умственной отсталостью (например, синдром Дауна).
    • Применение некоторых лекарственных средств, влияющих на метаболические процессы.

    Грубые, непроходящие, не поддающиеся коррекции нарушения памяти детскому возрасту несвойственны. Патологии, спровоцированные врожденными особенностями и аномалиями, требуют лечения.

    Память детей и подростков имеет свои черты, которые иногда могут быть приняты за нарушения:

    • ребенок быстрее забывает стрессовые ситуации;
    • амнезия у детей проявляется выпадением из памяти отдельных эпизодов, имевших место в период помрачения сознания, связанного с неприятными событиями (интоксикацией, коматозным состоянием, тяжелой травмой);
    • при алкоголизации полимпсест отмечается еще до формирования зависимости, на первых этапах;
    • ретроградная амнезия обычно затрагивает минимальный промежуток времени до стрессирующей ситуации и имеет меньшую выраженность, чем у взрослых; в ряде случаев у детей она может остаться незамеченной.

    Для нарушений памяти в раннем и подростковом возрасте характерен тип дисмнезии. Выраженные расстройства подобного вида способны негативно сказываться на школьной успеваемости и адаптации в коллективе.

    У малышей, посещающих детский сад, эти расстройства проявляются в трудностях запоминания стихов и песен, в результате чего они реже участвуют в праздниках и утренниках. В случае выраженного нарушения ребенок, несмотря на ежедневное посещение учреждения, не может отыскать свой шкафчик, с трудом находит свои вещи среди других, забывает имена окружающих, не может рассказать о событиях прошедшего дня.

    У взрослых

    У взрослых людей причинами нарушения функции памяти, а также возникновения рассеянности и потери способности к длительной концентрации внимания чаще являются патологические состояния, приобретенные в процессе жизни:

    • Стрессовые ситуации, особенно часто повторяющиеся или продолжительные.
    • Хроническая усталость, как физическая, так и психологическая.
    • Острое нарушение мозгового кровообращения (у пациентов старше 40 лет они встречаются чаще, чем у молодых людей).
    • Атеросклеротическое поражение сосудистого русла.
    • Артериальная гипертензия (в отдельных случаях встречается и в молодом возрасте).
    • Дисциркуляторная энцефалопатия.
    • Остеохондроз шейного отдела позвоночника и связанный с этой патологией вертебробазилярные синдром и недостаточность.
    • Черепно-мозговые травмы.
    • Расстройства метаболизма (например, при сахарном диабете, нарушении гормональной сферы, при патологии деятельности эндокринных желез).
    • Опухоли центральной нервной системы.
    • Болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные заболевания (более характерно для пожилых пациентов).
    • Психические расстройства (в частности, депрессивное состояние, эпилепсия, шизофрения и другие).

    Расстройство внимания

    Снижение способности к концентрации внимания негативно сказывается на процессе запоминания информации. Расстройство может проявляться в виде следующих нарушений:

    Расстройство внимания

    Описание

    Неустойчивость внимания

    Человек при этом нарушении постоянно отвлекается, переключается с одного объекта на другой. Неустойчивость внимания характерна для синдрома расторможенности у детей, гипоманиакальных состояний, гебефрении

    Ригидность

    Характерно замедленное переключение между темами или объектами внимания. Этот симптом встречается при эпилепсии и других психических заболеваниях. Пациент вязнет на одной теме, что затрудняет ведение диалога

    Недостаточность концентрации внимания

    Такие люди выглядят очень рассеянными.

    Это расстройство нередко принимают за особенность характера или темперамента

    Способность к концентрации внимания снижают все соматические заболевания, проявляющиеся симптомами, вызывающими болезненность или дискомфорт.

    Виды нарушений памяти

    Специалисты выделяют следующие разновидности расстройств:

    • дисмнезии - изменения, касающиеся непосредственно функции памяти;
    • парамнезии - искажения имеющихся воспоминаний вследствие влияния на них фантазий пациента.

    Дисмнезии

    Существуют следующие разновидности этого патологического состояния:

    • гипермнезия;
    • гипомнезия;
    • амнезия.

    Гипермнезия

    Это состояние характеризуется способностью человека быстро запоминать и воспринимать информацию, а также воспроизводить сведения, отложенные много лет назад.

    Нередко пациенты рассказывают, что определенные события без причины всплывают в памяти ("накатывают воспоминания"), возвращают в прошлое. В большинстве случаев люди говорят, что не знают, почему эта информация хранится в голове и вспомнилась именно сейчас. Например, пожилой человек в деталях описывает отдельные уроки в школе (вплоть до одежды учителя и одноклассников), восстанавливает другие подробности, касающиеся его юности, профессиональной деятельности или событий в семье.

    Сама по себе гипермнезия на фоне отсутствия других клинических проявлений заболеванием не считается. Люди, у которых регистрируется этот феномен, способны запоминать и воспроизводить большие объемы информации (числа, наборы слов, не связанных смыслом между собой, перечни предметов, нотные записи).

    Но гипермнезия может являться симптомом патологических состояний:

    • пароксизмальных психических расстройств (в частности в структуре эпилепсии);
    • интоксикации психотропными веществами (как фармакологических средств, так и наркотических препаратов);
    • гипоманиакальных состояний; у пациентов отмечаются приливы энергии с повышением жизненной активности и трудоспособности (нередко сопровождаются приступами гипермнезии, сочетается с эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, невозможностью сосредоточить внимание).

    Гипомнезия

    Обычно это состояние описывают выражением "плохая память". Забывчивость и рассеянность являются частью клинической картины астенического синдрома.

    Для этого нарушения характерны следующие признаки:

    • Выраженная утомляемость.
    • Повышенная нервозность.
    • Плохое настроение и раздражительность, в том числе немотивированные.
    • Головные боли.
    • Метеозависимость.
    • Нарушение сна в виде дневной усталости и бессонницы в ночное время.
    • Перепады артериального давления.
    • Нарушение сердечного ритма.
    • Вегетативные патологии (в том числе приливы в предменопаузном и менопаузальном периодах у женщин).
    • Физическая слабость, хроническая усталость.

    Астенический синдром встречается в структуре следующих патологических состояний, при которых отмечается ухудшение памяти:

    • Артериальная гипертензия.
    • Восстановительный период после черепно-мозговой травмы.
    • Атеросклеротическое поражение церебральных сосудов.
    • Начальная стадия шизофрении.
    • Восстановительный период после операций.
    • Тяжелые интоксикации.
    • Соматические заболевания.
    • Прием некоторых лекарственных препаратов.
    • Органические поражения головного мозга (острое нарушение кровообращения, опухолевые процессы).
    • Климактерический синдром с расстройствами адаптации.
    • Депрессивные состояния.

    Проблемы с памятью при этих заболеваниях сопровождаются характерной для них симптоматикой.

    Амнезия

    При амнезии у пациента не ухудшается вся память целиком, а наблюдается исчезновение ее фрагментов - пропадают определенные периоды времени, события, имена, лица.

    Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидности амнезии

    Описание

    Диссоциативная амнезия

    Из памяти исчезают события, связанные с психологической травмой. Механизм явления обусловлен защитной реакцией организма, которая вызвана сильным стрессом. В результате мозг старается избавиться от травмирующей ситуации, которую человеку трудно пережить. Такие события можно восстановить только при помощи специальных методов (гипноз)

    Ретроградная амнезия

    Чаще возникает в результате черепно-мозговой травмы. Пациент в этом случае забывает, что было перед ней: приходит в себя, но не помнит, кто он, что с ним случилось

    Антероградная амнезия

    "Провал в памяти" в этом случае касается событий, произошедших после травмы. Все, что было раньше, человек помнит хорошо

    Фиксационная амнезия

    Этим термином называются нарушения краткосрочной памяти. Человек слабо запоминает текущие события. В таких случаях говорят "короткая память"

    Тотальная амнезия

    При этом расстройстве пациент забывает все события, в том числе информацию, касающуюся его личности

    Прогрессирующая амнезия

    Это нарушение характеризуется исчезновением из памяти событий, начиная с настоящих, затем недавних, а в дальнейшем - и прошлых. Причиной возникновения патологии являются атрофические процессы головного мозга, встречающиеся при дегенеративных заболеваниях центральной нервной системы, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Пика. Тотальная амнезия имеет место и при сосудистой деменции. Пациенты с этим нарушением забывают названия предметов, которыми пользуются постоянно, или просто не узнают вещь

    Парамнезии

    Парамнезии - это нарушения, заключающиеся в искажении воспоминаний и добавлении к ним посторонней информации. Специалисты выделяют следующие разновидности:

    Разновидность расстройства

    Описание

    Конфабуляция

    Фрагменты собственной памяти пропадают. Их место занимают истории и события, придуманные самим пациентом. Пересказывая эти ложные воспоминания, человек верит в то, о чем говорит. Сюжетом конфабуляций могут быть различные события: подвиги, достижения, преступления

    Псевдореминисценция

    Исчезнувшие из памяти воспоминания заменяются событиями, которые действительно имелись в биографии пациента, но в другое время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова)

    Криптомнезия

    Криптомнезия характеризуется тем, что пациент выдает за собственное воспоминание и пережитое им самим событие услышанное из других источников (фильмов, документальных историй, рассказов людей). Нарушение характерно для органических расстройств, при которых встречаются бредовые симптомы

    Эхомнезия

    Человеку кажется, что это событие с ним уже происходило, или он видел его во сне. Аналогичные ситуации случаются и у здоровых людей, но они быстро забывают об этом, в то время как при патологической эхомнезии больной придает им особую значимость, зацикливается на них

    Полимпсест

    В клинике парамнезии различают два варианта этого нарушения:

    1. 1. Кратковременные провалы в памяти, вызванные патологическим алкогольным опьянением (эпизоды минувшего дня путаются между собой и с давно прошедшими событиями).
    2. 2. Совмещение 2 ситуаций одного периода времени - в результате пациент сам не знает, что было в реальности

    Диагностика

    Зачастую обратиться к врачу в связи с нарушениями памяти, которые следует лечить, пациенту советуют родственники, ближайшее окружение. В этом случае специалист проводит обследование, уточняя:

    • Какими заболеваниями страдает пациент. В процессе сбора анамнеза в ряде случаев удается выявить связь между имеющимися или перенесенными ранее болезнями и ухудшением интеллектуальных способностей, в том числе проблемами с памятью.
    • Наличие или отсутствие патологии, являющейся непосредственной причиной: деменции, цереброваскулярной недостаточности, черепно-мозговых травм, хронического алкоголизма, наркотических интоксикаций, способствующих нарушениям в мнестической сфере.
    • Какие медикаменты принимает пациент в этот период времени. К подобным расстройствам могут приводить производные бензодиазепина. Если нарушения памяти спровоцированы медикаментозно, они имеют обратимый характер.

    Диагностике помогают следующие исследования:

    Диагностическая методика

    Выявляемые нарушения, способствующие расстройствам памяти

    Биохимический анализ крови

    Нарушение нормального метаболизма, дефицит микроэлементов и витаминов, сбой гормонального обмена

    Методы нейровизуализации (компьютерная, магнитно-резонансная томографии)

    Новообразования головного мозга, гидроцефалия, сосудистые поражения, нарушения дегенеративного характера. При ряде заболеваний расстройство памяти долго остается единственным симптомом, поэтому методы нейровизуализации должны применяться в обязательном порядке, поскольку помогут выявить серьезную патологию

    ЭЭГ (электроэнцефалография)

    Патологическая биоэлектрическая активность нервных клеток, судорожная готовность. Выявление подобных нарушений помогает диагностировать эпилепсию

    Особую сложность при диагностике представляют депрессивные состояния, сопровождающиеся апатическим синдромом. Иногда приходится назначать пробное депрессивное лечение.

    Лечение

    В случае нарушения памяти в результате естественного процесса старения наряду с медикаментозной терапией пожилым людям рекомендуется научиться напоминать себе о текущих делах. Эффективно выполнение специальных упражнений, например, запоминание последовательности чисел, не связанных между собой по смыслу слов, предметов.

    Фармакотерапия основывается на применении препаратов, имеющих ноотропный эффект, и средств, способных улучшить кровоснабжение головного мозга. Медикаменты из этих групп применяются не только у пациентов, страдающих возрастными проблемами, но и в педиатрической практике. Пить такие средства следует курсами, продолжительность и частота которых определяется лечащим врачом в индивидуальном порядке. При назначении ноотропных и вазоактивных препаратов необходимо учитывать возрастные ограничения, противопоказания и их способность к взаимодействию с другими медикаментами, которые уже принимает пациент (особенно это актуально для пожилых людей, имеющих сопутствующие соматические патологии).

Просмотров