Этические проблемы молодежи. Актуальные проблемы молодежи и пути их решения

Министерство образования и науки Хабаровского края

КГБ ПОУ «Солнечный промышленный техникум»

Тема: «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать?»

Разработала: преподаватель первой

квалификационной категории,

Ткач Екатерина Александровна

п. Солнечный

2017 год

Аннотация

Методическая разработка мероприятия на тему «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать?» может быть использована в группах с 1 по 4 курс, без учета профессиональной направленности. Формат данного мероприятия – защита проектов. Время проведения – 1 час. Тематику студенты выбирают самостоятельно, обсуждая ее с преподавателем.

Введение

Выбранная тема мероприятия является очень злободневной. Упадок нравственного состояния российского общества отражается в результатах социологических исследований, проводимыми РАН. Данное мероприятие направлено на обсуждение нравственности молодежи с представителями данной возрастной группы с целью обозначения проблемы и принятия предложений по их решению.

В рамках мероприятия были затронуты следующие проблемы: «Соблюдение этических норм в общении», «Инфантилизм и эгоцентризм молодежи», «Патриотическое воспитание современной молодежи», «Алкоголизм и пьянство». Так же с целью определения основных нравственных проблем студентов техникума предусматривается проведение социологического опроса, который так же проводится обучающимися под руководством преподавателя. Особенностью данной защиты является продолжение работы над проектами и возможность создания социального проекта, направленного на преодоление нравственных проблем в рамках учебного заведения.

Методическая разработка состоит из основных разделов:

1) введения, в котором раскрывается актуальность данной методической разработки и ее место в содержании образования;

2) основной части, содержащей конспект учебного занятия и приложения к нему;

3) заключения, в котором подводятся итоги работы и формулируются выводы.

В разработке имеется аннотация, список используемых при составлении разработки источников, ссылки на Интернет-ресурсы, слайдовая презентация для проведения данного мероприятия.

Методическая разработка мероприятия

Группы: ИС-1 – специальность «Информационные системы», 1 курс и ТЭП-1- специальность « Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования», 1 курс.

Метод: защита проектов.

Цель мероприятия: определить нравственные проблемы современной молодёжи и предложить пути их решения.

Задачи урока :

Обучающие:

    Сформулировать определение понятия нравственность.

    Определить основные нравственные проблемы современной молодежи.

Предложить пути решения нравственных проблем

Развивающие:

    Способствовать формированию умений создавать и оформлять учебный проект.

    Развивать навыки создания презентации в программе Power point .

    Развивать навыки критического мышления по средствам дискуссии в ходе защиты проекта.

Воспитательная:

    Воспитание нравственности, а так же негативного отношения к аморальным поступкам.

Оснащение урока:

    компьютер;

    мультимедиа проектор;

    слайдовая презентация;

    таблицы для оценки выступлений.

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Приветственное слово, объявление темы мероприятия, формы его проведения и регламента: «Добрый день, уважаемые студенты! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено одной из наиболее актуальной для общества теме на сегодняшний день, проблеме нравственности современной молодежи. Звучит она следующим образом «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать?». Наше мероприятие пройдет в форме защиты проектов, которые подготовили ваши коллеги. Перед вами со своими работами выступят 5 человек. Каждое выступление будет длится 5-7 минут, после чего у вас будет возможность задать свои вопросы. Так же на столах у вас есть листы оценки выступлений, которые вам нужно заполнить. В конце я дам вам слова, чтобы вы смогли высказать своё мнение».

    Актуализация

На экране показан слайд, с результатами социологического опроса, проведенного в техникуме.

«В результате проведенного исследования мы выявили, что 45% студентов не знают что такое нравственность. Это достаточно большое количество. Так же большое число опрошенных считает, что нравственность это правило поведения. Остальные результаты вы можете видеть на слайде. Итак, как вы считаете какова цель нашего мероприятия?»

Студенты высказывают свои предположения, после чего преподаватель показывает слайд.

«Начнем с того, что дадим научное определение понятию нравственность. Нравственность - внутренняя предрасположенность и потребность соблюдать эти правила».

«Для того, чтобы перейти к выступлениям, я приведу вам некоторую информацию, которая отражает ту реальную ситуацию состояния нравственности в России на сегодняшний день.»

Текст доклада преподавателя

Несмотря на экономические успехи (докризисные), внутриполитическую стабилизацию и другие позитивные тенденции, общее состояние современного российского общества последних лет выглядит очень тревожным.

Источники:

Количественные данные могут быть дополнены и бытовыми иллюстрациями из жизни общества: по-прежнему широко распространена практика рейдерства, «чёрного риелторства», финансовых «пирамид», различных видов мошенничества и т.п. По данным опроса Общественной палаты, более половины наших сограждан не чувствуют себя сколь-либо защищенными от криминала), коррупция воистину тотальна; в школах можно купить наркотики; публичная речь, в том числе на телевидении и радио, изобилует ненормативной лексикой и блатным жаргоном, и т.п. Интернет переполнен фильмами, где в деталях показано, как ученики избивают своих учителей, пожилых людей убивают ради того, чтобы завладеть их квартирами; пьяные матери выкидывают из окон своих младенцев; молодые люди демонстративно не уступают места в транспорте пожилым людям, а порой и способны убить за сделанное им замечание; широко распространены секты, практикующие помимо всего прочего и человеческое жертвоприношение, а типичной реакций значительной части нашей молодежи на гибнущего рядом человека стал... хохот. Все это - не сцены из «фильмов ужасов», а наша жизнь. Поражают не только сами подобные явления, но и толерантность к ним, восприятие их как привычных, а не как из ряда вон выходящих, как нормы нашей жизни.

При всем разнообразии описанных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которому название « моральная деградация » современного российского общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, « испарение морали ». Отмечается, что «нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности встречаются у нас на каждом шагу». И закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, « порча нравов» расценивается ими в качестве одного из худших результатов наших реформ.

Разумеется, попытаться дать простой ответ на традиционный российский вопрос «Что делать?» применительно к нравственному состоянию нашего общества было бы абсурдно. Очевидно и то, что декларативные призывы к возрождению морали и нравственности звучат как глас вопиющего в пустыне, а с учетом нигилизма значительной части нашей молодежи, приученной «делать все наоборот» в отношении призывов старшего поколения, могут дать и прямо противоположный эффект.

«Сегодня мы попытаемся вместе определить причины происходящих безнравственных явлений в обществе и предложить пути их преодоления».

    Выступления студентов

Преподаватель объявляет тему первого проекта: «Первый проект, который будет представлен вам « Нравственность современной молодежи (на основе социологического опроса студентов Солнечного промышленного техникума)».

Выступление студента (Приложение1).

После выступления слушатели задают вопросы.

«Со второй темой «Этические проблемы общения» выступит студент группы ТЭП-1Владимир Масников»

Выступление студента (Приложение 2).

Слушатели задают вопросы.

«Следующая тема «Инфантилизм и эгоцентризм современной молодежи»»

Выступление студентов (Приложение 3).

Слушатели задают вопросы.

«Свой проект «Проблемы формирования патриотизма современной молодежи» представит студентка группы ИС-1 Федорив Светлана».

Выступление студента (Приложение 4).

Слушатели задают вопросы.

«Последний проект, который мы сегодня заслушаем «Алкоголизм и пьянство в России».

Выступление студента (Приложение 5).

Слушатели задают вопросы.

    Подведение итогов

«Итак, мы с вами сегодня рассмотрели три проекта, которые затронули лишь некоторые проблемы нравственности современной молодежи. А теперь, хотелось бы, чтобы вы оценили выступления ваших коллег и сказали несколько слов о данном мероприятии».

Преподаватель дает слово нескольким слушателям. Спрашивает, чье выступление показалось им наиболее интересным. Обращает внимания на критерии, по которым оценивались выступления.

Преподаватель подводит итог: «Я выражаю свою благодарность всем студентам, которые подготовили сегодня проекты. Надеюсь, что мы вместе сможем в дальнейшем привести некоторые из них в исполнение. Предлагаю остальным студентам активнее участвовать в подобных работах, так как проектная деятельность на формирование основных образовательных компетенций. Мне хотелось бы вернуться к самому первому слайду и обратить ваше внимание на высказывание немецкого поэта Христиана Гейне «Нравственность это разум сердца». Я надеюсь, что сегодня, затронув такую важную проблему нашей молодежи, вы как ее активные представители тоже задумаетесь над этим и начнете работу со своего сердца!»

Заключение

Целью составления данной методической разработки была подготовка мероприятия, которое должно привлечь внимание студентов к проблемам их нравственности, обратить внимание на то, что происходит в современной России и мире, как упадок нравственности влияет на развитие общества. Так же мероприятие направлено на формирование у студентов следующих общих компетенций:

1)работа в команде;

2) осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач,

3) умение брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

4) организация собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

Выбор метода проектов позволил добиться основной цели, которая была поставлена. Полученные проекты будут в дальнейшем дорабатываться с целью создания социального проекта, который можно осуществить в техникуме. Так же проведенное занятие выявило некоторые проблемы. Слушателям сложно было формулировать вопросы самостоятельно, так же не все смогли прокомментировать выставленные оценки. Тем не менее, большой резонанс вызвали темы: "Инфантилизм и эгоцентризм молодежи" и "Алкоголизм и пьянство в современной России".

Обсуждение итогов учебного занятия показало, что студентам было интересно на мероприятии, данная тема является для них важной и значимой. Работа над проектами студентам показалась интересной, они высказали желание чаще проводить такие мероприятия.Все это показывает, что цели, поставленные на учебном занятии (в данной методической разработке) выполнены.

Список литературы:

  1. Сборник "Психологические исследования духовно-нравственных проблем" отв. ред. А.Л. Журавлев и А.В. Юревич. ISBN: 978-5-9270-0276-4416 стр., 60х90/16|пер Серия: | Психология социальных явлений

  2. Молодежь новой России: ценностные приоритеты http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_7_1_2.html

  3. Доклад о развитии человека 2007/2008. Опубликовано для Программы развития ООН (ПРООН) / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2007; Российский статистический ежегодник 2007. М.: Росстат, 2007; Transparency

Приложение 1

Нравственность современной молодежи

(на основе социологического опроса студентов Солнечного промышленного техникума)

Ковешников Алексей студент группы ТЭП-1,

Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России.

С целью определить состояние нравственности современной молодежи и выявить основные проблемы мы провели социологический опрос студентов 1-4 курса Солнечного промышленного техникума. В исследовании приняло участие 60 человек из них 40 мужского пола и 20 женского пола. Данные проведенного опроса представлены ниже.

Первый вопрос нашей анкеты был задан с целью узнать, есть ли у студентов понимание о том, что включает в себя нравственность. Результаты показали, что 45% респондентов не знают, что такое нравственность, что лишний раз приводит нас к выводу о том, что среди современной молодежи данное слово является не модным, собственно, как и размышления о ней. 25% предположили, что нравственность – это правило поведения. Остальные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

«Что такое нравственность в вашем понимании», %

По мнению опрошенных студентов, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким-либо идеалам. Эту точку зрения разделяют 58% респондентов, это составляет 35 человек. И только 27% человек, то есть всего 16 наших студентов полагают, что молодежь тянется к высоким идеалам (см. рис.2).

Рисунок 2

Отношение молодежи к идеалам, %

Рисунок 3

Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, %

Во многом настроения пессимизма обусловлены наличием «второй реальности» – телевидения, где существует свой особый мир, мало имеющий отношений к окружающей людей действительности, но, которое, тем не менее, формирует представление очень многих о безнравственности современной молодежи и в целом, о том, что российская культура, а с ней и исконные традиции, моральные и нравственные устои, постепенно деградируют, уступая место образцам западной массовой культуры. Эти опасения разделяет почти половина наших опрошенных. 49% считают, что для молодежи не свойственна любовь к русской истории и культуре нашего государства, полагая, что она ориентирована преимущественно на западные ценности. В абсолютном меньшинстве оказываются те, кто полагает, что русская история и русская культура по-прежнему интересны и актуальны для молодежи, что составляет всего 6 % опрошенных (см. рис. 3).

Причем западная культура притягивает многих не только в качестве неких образцов, приятных для созерцания, и, возможно, служащих примером для подражания, но и в качестве наиболее предпочтительной среды обитания. Так, 40% опрошенных студентов заявили, что, по их мнению, большинство молодежи их круга предпочли бы жить и работать не в России, а за границей (см. рис. 4).

Рисунок 4

Ориентация молодежи на Россию или

зарубежную страну как место постоянного жительства, %

Как показал нынешний опрос, сегодня понятия морали и нравственности, по мнению многих наших опрошенных потеряли свое значимость пользоваться которыми – значит обречь себя на неуспех. Так, половина опрошенных (50%) согласились с утверждением, что сегодня мы живем уже совсем в другом мире, отличном от того, что было раньше, и многие традиционные моральные нормы уже устарели. (см. рис. 5).

Рисунок 5

Суждения молодежи и представителей старшего поколения об актуальности моральных норм, %

Нельзя не признать, что современные жизненные реалии достаточно суровы и подвергают нравственность наших детей серьезным испытаниям на прочность. В ходе опроса многие студенты признали, что трудности, с которыми им приходится сталкиваться в разных сферах жизни, вынуждают их к пренебрежению моральными принципами. В результате большинство опрошенных (61%) вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы, и соглашаться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы». Противоположной точки зрения, что лучше не добиться успеха, но не переступить через нормы морали, придерживаются лишь 28% наших студентов. (см. рис. 6).

Рисунок 6

Суждения молодежи и представителей старшего поколения о возможности/невозможности переступить через моральные принципы, %

Чем наша молодежь может пожертвовать во имя успеха, к чему они могут отнестись снисходительно, и остались ли в современном российском обществе какие-либо нравственные табу?

Результаты опроса демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются негативно. В числе безусловных табу – заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. В число табуированных действий входят также публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, аборт, и супружеская измена. Кроме того, более половины наших опрошенных считают недопустимыми пьянство и алкоголизм, проституцию, уклонение от службы в армии и уклонение от уплаты налогов.

В то же время, оценка некоторых традиционно осуждаемых явлений сегодня пересматривается, нейтрально респонденты относятся к таким поступкам как деловая необязательность, присвоение найденных денег или вещей, безбилетный проезд в общественном транспорте, развод. Это говорит о том, что данные действия студенты не осуждают и считают вполне приемлемыми. Наибольшую лояльность студенты проявили к гражданскому браку. (см. рис. 7).

Рисунок 7

Отношение к аморальным и неэтичным поступкам, %

Ответственность за нравственное состояние общества студенты возлагают в первую очередь на образовательные учреждения (34%) и на институт семьи (31%). Менее всего на религиозные организации. Средства массовой информации и государственную власть занимают среднюю позицию по мнению опрошенных. (см рис. 8)

Рисунок 8

Ответственность за нравственное состояние общества, %

Полученные нами результаты исследования говорят о том, что в России не уделяется должного внимания развитию нравственности молодежи, не смотря на множество программ, направленных на решение данной проблемы. Мы пришли к выводу, о том, что необходимо привлечение внимания общественности и социальных институтов, в частности образовательных учреждений к созданию и реализации социальных проектов, направленных на формирование у молодёжи таких общественно значимых качеств, как патриотизм, ответственность, этикет, верность, честность, толерантность.

Приложение 2

Этические проблемы общения

Масников Владимир студент группы ТЭП-1

Солнечный промышленный техникум

Действия людей в обществе должны быть согласованы и, при всем своём разнообразии, должны подчиняться определенным социальным нормам. Функцию такого согласования выполняет мораль совместно с другими формами общественной дисциплины. Любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки. Конечно же, каждый волен сам выбирать - следует ли ему соблюдать определенные требования или нет, но, на сегодняшний день – это является острой проблемой.

Нравственная регуляция поведения индивида представляет собой саморегуляцию, детерминированную способностью личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом, направлять, контролировать, оценивать и эмоционально переживать своё поведение. Обобщённое выражение этой способности представлено в понятии «совесть». Мораль осознается и осваивается через традиционные нравственные ценности: доброжелательность, справедливость, честность, верность, трудолюбие, патриотизм.

Первой проблемой этики общения, которую мы рассмотрели является уровень культуры речи современной молодежи. В 2013 г. В.В. Путин с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна - некогда самая читающая в мире - уже не может претендовать на это почетное звание, - признал Путин. По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки».
По словам президента, в результате этого «классическая литературная речь или богатейший народный колорит сегодня воспринимаются исключением». «А пренебрежение правилами родного языка - становится нормой. В том числе и в СМИ, и в киноиндустрии". На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные слова и выражения и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, лимон, зеленые, баксы, пришить, бухать, мочить, кайф, балдеж, отмывать, отстегивать, прокрутить, раскручивать, кинуть, кидала и др.
Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова откаты, наезд, крышевание, тусовка, тусоваться, разборка, оттянуться, беспредел и др. Последнее слово в значении «не имеющее пределов беззаконие» приобрело особую популярность (в какой-то степени «беспредел» творится не только в языке, но и в обществе).

Второй проблемой являются манеры современной молодежи. Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Молодые люди знают эти элементарные правила хорошего тона с детства, но часто ими пренебрегают. Надо отметить, что отношения «молодежь-старики» стали в последнее время стали более свободными, даже раскованными, однако порой эта раскованность граничит с хамством и неприличием.

Нельзя сказать, что есть люди, которые «терпеть не могут стариков». Есть те, кто просто не знает, не понимает, что нужно уважать, быть терпимым к другим людям вообще.

Третья проблема, которую мы выделили в рамках данной темы это
значительное снижение общего уровня культуры речи молодежи: невысокий уровень развития научной коммуникации, ограниченный словарный запас, частое обращение к нецензурным выражениям и пр.
Ненормативная лексика прочно вошла в нашу речь: даже среди людей образованных широко распространено убеждение, что ругань естественна для человека, так как служит своеобразным громоотводом и выполняет положительную регулятивную роль. В обществе появляется такой феномен как «словарь русского мата»: «Их качество говорит о том, что эта область языка по-прежнему остается вне поля зрения профессиональных лексикографов

Употребление сниженной, вульгарной, жаргонной лексики в официальном общении, безусловно, недопустимо. Слова и выражения, которыми мы пользуемся, подчеркивают социальные психологи, определяют и создают наш социальный мир, формируют установки, направляют мысли, чувства, воображение и поступки.

Я считаю, что устранить проблему незнания примитивных правил этикета в общении можно. Для этого необходимо ввести в школьную программу, такой предмет как этика.

необходимо возродить ранее созданное в 1811году Общество русской словесности, которое поможет развитию культуры, духовности, знанию родного языка, а также внесет бесценный вклад в формирование личности;
ввести в школах и ВУЗах предмет по этимологии обязательным предметом, точно так же как историю России;

2-3 раза в неделю в учебных заведениях организовывать конференции, дебаты, различные встречи с интересными и разносторонними людьми, что поможет молодежи грамотно и красиво излагать свои мысли, а также культурно вести споры;

выделить на телевидении канал или создать передачу на популярном канале, которая бы занималась вопросами воспитания и разбирала жизненные ситуации, показывая примеры гуманного, доброго, человеческого отношениям, вместо сериалов: «Универ», «Даешь, молодежь», «Счастливы вместе» и т.д., которые разлагают молодежь.

Приложение 3

Инфантилизм и эгоцентризм современной молодежи

Попов Никита и Дмитриев Максим студенты группы ИС-1

Солнечный промышленный техникум

Впервые термин «инфантильность» ввел французский ученый Эрнест Ласег в 1864 году. А несколько лет спустя ученые ввели более распространенное понятие «психический инфантилизм». Например, вот как определяют это явление в психологии эксперты Научного центра психического здоровья РАМН: «незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности».

В России об инфантилизме заговорили в конце 80-ых годов прошлого века. Тему «инфантильности» поднял социолог Евгений Слуцкий, говоря о состоянии молодежи того периода. По мнению ученого, поведение юношей и девушек тогда сильно изменилось. Отмечали, что они стали безответственней и равнодушней к жизни, чем предыдущее поколение. Такую тенденцию связывали с историческими предпосылками: трудные времена прошли, и «биться» за выживание во время «оттепели» уже необходимости не было.

Сегодня социологи применяют термин «инфантильный человек» не только к молодым людям, но и ко взрослым мужчинам, которым уже далеко «за». Инфантилизм в их поведении выражается следующим образом: такие люди безответственно относятся к свои близким, ленятся выполнять обязанности в семье, не могут и не хотят самостоятельно принимать решения и предпочитают во всех отношениях зависеть от родителей.

Если сравнить современную молодёжь с дедами, то будет выявлена ярко выраженная разница. К примеру мой дед уже в 12 лет работал, а его брат в 14 уже управлял трактором в поле. Они считались уже взрослыми. Ну, а взять к примеру современного подростка 12-14 лет, то вряд ли можно назвать его взрослым.

На это влияют многие причины, к примеру там времена были другие. Дети просто были вынуждены рано становится взрослыми и более того - они этого хотели. В советские времена у людей был так называемый "образ взрослого", т.е. взросление, старость считались целью человека, как личности.

Человек готовился к старости и принимал её не то, чтобы как должное - он принимал её как необходимость. Старость считалось вполне нормальным явлением, по сравнение с нынешним временем. Сейчас старость - это в лучшем случае не модно. Мало кто из современных молодых людей задумывается о старости - живут сегодняшнем днём, а старость воспринимают как нечто плохое. Но во все времена, у всех народов, к старости был другой подход. Во всех обществах, где почитали традиции своего народа и своих предков - старец считался образцом для подражания, авторитетом. Возглавлять племя общество мог только пожилой человек.

Молодые люди подражали ему, чему то учились, прислушивались, стремились к приобретению таких же знаний и умений. Но в современном обществе, под влиянием западной либерализации - культ старости отодвинулся на второй план. У людей нет стремления к приобретению мудрости и знаний, приобретаемых со временем - людей интересуют другие вещи. Они не хотят взрослеть, а хотят как можно больше оставаться детьми, находясь в своей инфантильной, ювенальной ипостаси. Тело безусловно стареет и претерпевает естественные признаки старения, но разум не прогрессирует, топчась на одном месте. Если раньше образцом считался пожилой человек, то сейчас образцом считается молодой.

Не прекращаемая молодость стала нормой общества, как и Российского, так и европейского в целом. Как заметил Александр Дугин - у людей изменилась цель: главное сейчас не как можно быстрее по взрослеть, а наоборот - не взрослеть как можно дольше. Молодость становится модной, а старость изгоняется из него. Люди боятся становиться взрослыми, боятся старость, потому что общество не принимает её, в обществе для таких людей нету места. Как только человек по старел - он становится не нужным обществу, его труды, накопленная мудрость становятся всё менее и менее востребованы.

По мнению большинства молодые люди и девушки стараются отложить время взросления: не обходятся без помощи родителей, живут на их деньги, не работают… Демографы уверяют, что такое решение свидетельствует о незрелости современного поколения, инфантильности тех, кто давно должен был повзрослеть.

Нежелание взрослеть, брать на себя серьезные обязанности и принимать решения проявляются у тех, кто жил или до сих пор живет на родительской шее. Об этом говорят цифры Фонда «Общественное мнение». Большинство 16 – 17-летних молодых людей проживают с родителями. Около 80% детей в возрасте 18-22 лет все еще не решаются жить самостоятельно. Родительский дом в возрасте 22-25 не покидают 62% юношей и девушек.

Кого сейчас мы считаем взрослым человеком? Например, в педагогике есть теория созревания Аристотеля, в которой утверждается, что человек достигает зрелости в 21 год. Эту теорию не опровергает кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ Василий Находкин. «Действительно, по всем биологическим, психологическим и социальным критериям человек взрослеет именно к этому возрасту. Нельзя считать взрослым 14-летнего подростка, даже если он получил паспорт и 18-летнего

Вероятно, первое поколение инфантильной молодости появилось в 90-х, когда вдруг были разрушены традиционные представления о взрослой жизни: появилось платное высшее образование, возможность учиться дольше положенного, выстраивать карьеру, отложив семейные заботы на потом, и просто «жить для себя».

Расслабляя свое тело, молодые люди изнеживают свой дух, не могут выдерживать даже небольшие физические нагрузки, становятся ленивыми и тучными. Для них вымыть пол или посуду – это тяжелый физический труд. В сельских районах дети, конечно, более приспособлены к жизни, самостоятельны.

Есть много причин тому, что ребенок садится на шею родителям. Институт социологии РАН в конце прошлого года опубликовал исследование «Солидарность между поколениями». Выяснилось, что две трети российских родителей готовы материально помогать своим детям «до тех пор, пока те не встанут на ноги» – что в нынешних условиях нередко означает и 25, и 30 лет, а порой даже более зрелый возраст. Свыше 60% опрошенных выразили готовность помогать взрослым детям до тех пор, пока те не окончат учебное заведение и начнут зарабатывать сами, еще 3% – до тех пор, пока потомки не обзаведутся собственной семьей. Треть родителей заявила, что будет помогать детям, «пока сможет». А вот если говорить о солидарности в обратном направлении – от детей к родителям, – то 71% дочерей и 63% сыновей сообщили, что никогда не помогали деньгами своим отцу или матери.

Развал Советского Союза и начало нового времени также дали свои плоды в потребительском поведении поколения, которым сейчас по возрасту пора работать и жить на свои же деньги.

То, что ребенок становится «вечным ребенком» и не хочет взрослеть, может провоцировать чрезмерная женская забота. В современном обществе распространены в основном три типа семьи: традиционная, где главой семьи является мужчина; эгалитарная, в которой все важные решения принимаются сообща; и семья, где главой является тот супруг, который более успешно функционирует в обществе и зачастую имеет более высокий доход.

Мы предлагаем следующие варианты решения проблемы инфантилизма и эгоцентризма современной молодежи:

    Создание системы распределения выпускников по окончании профессиональных учебных заведений

    Либералистический стиль воспитания

    Пропаганда уважения к старости

Приложение 4

Проблема формирования патриотизма современной молодежи

Федорив Светлана студентка группы ИС-1

Солнечный промышленный техникум

Из духовной Россия превращается в потребительскую страну с соответствующей ментальностью и ценностями, что следует рассматривать не иначе как всеобщий духовный кризис. В данных условиях актуализируется проблема формирования патриотических ценностей молодежи.

Актуальность проблемы патриотического воспитания современной молодежи определяется во многом и тем, что, на сегодняшний день значительно ослабло воспитательное воздействие социальных институтов российской культуры, искусства и образования на формирование патриотических идей и взглядов. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающего поколения. Ярким подтверждением этому является тот факт, что в учебных заведениях страны сохраняется устойчивая тенденция к снижению ценности военной службы у юношей, отмечается деградация традиционного для российского менталитета патриотического сознания у значительного числа представителей учащейся молодежи .

Молодежь, которая в сети Интернет проводит значительную часть своего времени, не имея в качестве надежного фундамента системы ценностных координат, соответствующих не только базовым ценностям российского общества, но и принципам его организации и функционирования в нем социальных отношений, легко поддается воздействию СМИ, не всегда благоприятно влияющих на поведение и ценностный мир молодежи.

Теперь необходимо обратиться к социализационному потенциалу института семьи, в котором ребенок впервые получает информацию о мире, окружающем его, о тех или иных явлениях, отношениях и нормах. Да, со временем, под воздействием других агентов социализации и прежде всего СМИ, Интернета, заложенные в ходе семейной социализации ценности и установки могут трансформироваться, но тот факт, что семья, как правило, остается на всю жизнь с человеком и оказывает на него влияние в различной степени, позволяет говорить о том, что институт семьи даже в условиях информационной революции и тотального влияния СМИ на сознание молодежи продолжает оставаться базовым институтом социализации Институт семьи в России.

Очевидно, что формирование гражданина и патриота применительно к молодежи должно складываться из двух составляющих. Во-первых, изменения отношения государства к молодым людям, выражающееся в создании условий для самореализации и защиты прав молодежи. Только в этом общество получит от молодых людей адекватный гражданско-патриотический отклик. При сохранении сложившегося к настоящему времени отношения любые фразы о гражданственности и патриотизме не будут восприниматься молодежной средой.

В современных условиях необходим максимально технологический (социально-технологический) подход к формированию гражданина патриота со стороны субъектов управления, прежде всего, органов по молодежной политике.

Конечно же, для этого в обществе, прежде всего, должны быть созданы условия, которые позволят молодежи самореализоваться в пространстве своей Родины, на благо которой, мы убеждены, готова работать большая часть российской молодежи.

Эффективность внешних условий повышается при сочетании их с внутренними условиями, что выражается в степени согласованности деятельности педагогов и воспитуемых. К этим условиям относят:

    осмысление воспитуемыми необходимости развития патриотизма и героизма;

    наличие ценностной установки на овладение профессиональными знаниями и умениями;

    включение в различные виды деятельности и выполнение различных ролей;

    коррекция патриотических потребностей и их возвышение.

Приложение 5

Алкоголизм и пьянство в современной России

Дорош Надежда студентка группы ИС-1

Солнечный промышленный техникум

Будучи для России и в прежние времена исключительно злободневной, проблема пьянства в начале XXI в. приобрела особенно болезненный для общества характер. По своему разрушительному воздействию на судьбы людей, физическое и нравственное здоровье народа нынешние масштабы алкоголизации общества не идут ни в какое сравнение с их историческими размерами. Практически по всем своим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности населения, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, подверженности алкоголю подростков и женщин - острота проблемы пьянства приобрела характер, серьёзно подрывающий социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, национальной безопасности.

По данным социологических исследований последних лет, около 72% подростков каждый день употребляют спиртное. А ведь безвредного употребления алкоголя для этой возрастной категории просто не существует!

Алкоголь на сегодняшний день едва ли не самый доступный наркотик. Устойчивость к алкоголю у подростков, впервые попробовавших пиво или водку, очень низкая. Уже при употреблении 50-100 миллилитров водки наступает опьянение. Если распитие алкогольных напитков носит регулярных характер (хватает 3-х раз в месяц), то устойчивость к спиртному растет. А главное, возникает психологическая привязанность, что и приводит к подростковому алкоголизму.

Причины подросткового алкоголизма очень разнообразны. Условно их можно разбить на два источника – семья и общество.

    Традиции в семье

    Отсутствие должного контроля со стороны родителей.

    Родители употребляют спиртное.

    Скрытая пропаганда алкоголя

    Доступность.

Данные статистики алкоголизма в России 2014 года предоставляют следующие показатели:

    согласно утверждениям наркологов, более 3 миллионов населения России страдают от алкогольной зависимости;

    на 2,5 миллиона российских граждан приходится 100 000 алкоголиков;

    на каждую 1000 подростков приходится более 25 детей, страдающих от алкоголизма;

    76% населения России употребляет спиртные напитки каждый день;

    20% девушек и 30% парней не отказываются от алкоголя во время праздников или других мероприятий;

    коэффициент смертности после отравления алкогольными напитками равен количеству смертей, произошедших в дорожно-транспортных авариях;

    потребление спиртных напитков составляет в среднем 10 литров в год на душу населения, при том, что опасная доза алкоголя составляет 8 литров в год;

    алкоголики часто умирают от травм, полученных в состоянии сильного алкогольного опьянения;

    более половины миллиона россиян умирает от отравления спиртными напитками каждый год.

Это только официальные данные, в действительности же картина более мрачная.

Сегодня в России очень острой является проблема алкоголизма среди молодёжи и пути её решения, по сути, лежат на поверхности, необходимо только чётко их сформировать и начать действовать. Чтобы кардинально поменять сложившуюся в стране ситуацию, общественность должна осознать, что алкоголизм как социальная проблема должна устраняться на уровне государства. Сегодня во всём мире имеется достаточно большой опыт ведения антиалкогольной политики, применить который можно и в России. Основу решения этой проблемы составляют 4 направления деятельности:

    Активная пропаганда здорового образа жизни.

    Контроль и пресечение доступности алкогольных напитков.

    Современные методы лечения алкоголизма.

    Социальная реабилитация бывших алкоголиков

Приложение 6

Листы для оценки выступления

Проблема нравственного сознания молодежи привлекает внимание ученых разных областей: педагогики, психологии, философии, социологии, культурологии, медицины, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Конфуций, Сенека, Аристотель, Спиноза, Гегель, Кант и др.).

Проблеме нравственного развития человека посвящены труды таких известных исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Водзинский, А.И. Рувинский, И.О. Свадковский, И.Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались на теоретические разработки вопросов нравственности классиков отечественной этики А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна, О.Г. Дробницкого и др.

Нарушениям нравственных норм поведения большее внимание стали уделять этики, философы, педагоги: М.С. Алеманскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л.П. Буева, А.А. Гусейнов, В.В. Давыдов, О.Г. Дробницкий, Н.Н. Крутов, И.А. Невский, А.И. Титаренко, Л.Б. Филонов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов и др.

Проблема нравственного сознания и поведения молодежи не может быть решена без анализа работ представителей разных школ и направлений, выделяющих ключевую роль в формировании личности, ее потребностей (С.Л. Рубинштейн, А.К. Ковалев, Д.А. Кикнадзе, А.И. Божович и др.), установок (Д.И. Узнадзе, А.С. Прангашвили), «значимости» (Н.Ф. Добрынин), «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, А.В. Петровский), «мотива и смысла» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западно-европейские ученые: Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, П. Верной, Ф. Адлер, М. Рокич и др. Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н.Н. Андреевой, Л.М. Архангельского, Н.Я. Голубковой, Л.Г. Новиковой, С.Ф. Анисимова, СИ. Григорьева, М.Н. Громова, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, Д.А. Кикнадзе, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, A.M. Гендина, В.Т. Лисовского, В.Г. Немировского, М.Н. Руткевича, Л.Я. Рубина, М.Х. Титма, Л.К. Уледова, П.Н. Якобсона, В.А. Ядова и др.

Как отмечают многие отечественные ученые, произошли коренные изменения в системе ценностных ориентации современной молодежи (В.Т. Лисовский, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, В.И. Добрынина, Ф.И. Минюшев и др.). Деформация системы ценностей выступает важным фактором формирования отклоняющегося поведения.

Большая часть работ, находящихся в историографическом поле, изучаемой проблемы, В.Т. Лисовского, А.С. Запесоцкого, Ю.А. Зубок, М.В. Ушаковой, В.И. Чупрова, Г.А. Дорофеева, В.И. Добрынина, О.И. Карпухина, О.А. Раковской, Б.А. Ручкина и др. посвящена анализу социально-экономического положения молодежи в современном российском обществе. Учеными проведен анализ трансформации системы воспитания молодого поколения и предложены новые концепции, отвечающие современному общественному развитию. Большое внимание исследователи уделяют социальным вопросам материального обеспечения молодых граждан, что имеет непосредственную связь с девиантным поведением молодежи (В.М. Димов, В.Т. Лисовский, А. Макеева, Л.А. Журавлева, А.Л. Арефьев, В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева, М.К. Горшков, Ф. Э. Шереги, М. С. Крутер и др.). В широком социальном контексте анализируются проблемы образования, труда, укрепления здоровья молодых людей.

Трансформация российского общества характеризуется изменением жизни миллионов людей, прежде всего молодежи, когда рушатся личностные ценности и устои общества, которые еще недавно казались стабильными. Вместе с изменениями в обществе происходят коренные изменения общественных отношений в молодежной среде, сопровождаемые существенными сдвигами в ценностных ориентациях молодежи. Ранее существовавшие ценности девальвируются и формируются новые, зачастую прямо противоположные, отрицательно влияющие на социальный и духовно-нравственный облик молодежи. Реальное состояние нравственности в обществе, и молодежи в целом, можно обозначить как глубокий нравственный кризис, который изменяет, искажает, деформирует поведение людей, заставляя их приспосабливать свои поступки к новому обществу. Именно молодежь является чутким барометром общественного развития. Адекватную оценку нравственного здоровья общества можно дать по тому, как формируется отношение к молодежи в обществе и какие ценности признаются в этом обществе приоритетными. Английский социолог Р. Гиллис, утверждал, что молодежь в обществе такова, какой ее делает правящий класс, те, кто стоит во главе социальных институтов общества.

Как считает В.О. Рукавишников с соавторами, Россия стремительно обретает многие черты, делающие ее похожими на современное западное общество. В их исследовании показана картина глобальных различий морального сознания между Россией и Западом.

Отражая реальную действительность, мы можем утверждать, что проблема морали является одной из самых острых. Анализ современных проблем нравственного сознания молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «мораль». Термин «мораль» произошел от латинского слова mos - mores - обычаи, нравы, отсюда moralis - назидательный, нравоучительный. Специально-философское представление о морали формируется в процессе осмысления, во-первых, правильного поведения, порядка в нравах, должного характера («морального облика») - отличных от тех, что стихийно обнаруживаются у людей в повседневной жизни; а во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого внутренним долженствованием, или пределов свободы и условиях задаваемой организационной и нормативной упорядоченности. Согласно одному из наиболее распространенных современных подходов, мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. Такое понимание морали оформляется у Милля («Утилитаризм»), определявшего мораль как совокупность правил, которыми люди руководствуются в своих поступках; хотя понимание морали как некоторой формы императивности формируется раньше - в разных вариантах у Гоббса, Б. Мандевиля, И. Канта (в отличие от доминировавшего в просветительской мысли понимания морали как преимущественно сферы мотивов).

А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян определяют мораль как: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие мотивов; 4) способность жить в человеческом общежитии; 5) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности. Наряду с этим определением и в общефилософской литературе, и в публицистике, и в обычной речи под моралью нередко понимается вообще любая принятая система норм индивидуального поведения.

В русском языке существуют собственные слова для обозначения того же явления - понятие «нравственность». Понятие «нравственность» обладает сложным многозначным содержанием. Среди ученых есть те, которые различают нравственность и мораль. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения.

Таким образом, соотносительно с пониманием морали нравственность представляет собой сферу духовной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро. Есть и иное толкование морали и нравственности. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственное - относящееся к одной половине духовного быта, противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относил истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - добродетельный человек. В. Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижению блаженства сообразно долгу.

К сфере морали относятся также особого рода требования к человеку (нравственную необходимость), т. е. детерминанты определяющие и направляющие его волю, переживания и поступки. В область нравственности включают также особого рода понятия, представления, воззрения, т. е. моральное мышление. И, наконец, вся описанная совокупность явлений так или иначе обозначается и выражается в моральном языке. Посредством особых терминов характеризуются и типы действия (например, «подвиг», «искупление», «измена», «воровство»), и побуждения («сочувствие», «стыд», «зависть»), и реакции восприятия («одобрение», «осуждение»), и отношения между людьми. Императивы и оценки, чувства и переживания, мотивы и понятия морали также имеют соответствующие лингвистические выражения в виде терминов и высказываний [ссылка].

Также необходимо отметить и то, что явления, обычно включаемые в нравственность, обнаруживают свою крайнюю разнородность. Сюда относят действия, поступки индивидов и совокупное поведение («нравы») массовых групп, общностей, классов; определенного рода общественные отношения между людьми и социальными группами (в морали выступающие как «справедливые», «гуманные» и пр.); феномены воли побуждения, мотивы, устремления человека; личностно-психологические свойства индивидов (их «моральный характер»). Все эти явления в свою очередь как-то воспринимаются людьми, которые выражают к ним свое субъективное отношение. Эти субъективные реакции, оценочно и волютивно окрашенное восприятие и отношение к действительности также включаются в область моральных явлений. Соответственно перечисленные выше феномены наделяются ценностными значениям, т. е. каждый из них как явление морального мира обладает характеристиками (выступает как «добро» или «зло»), которые отличны от его предметно-конкретного содержания.

Несмотря на различие в понимании морали у нее существует общая историческая основа - это необходимость согласования личных и общественных интересов, регулирования взаимоотношения личности и общества таким образом, чтобы при этом в соответствии с конкретными историческими условиями были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу, как высшей цели, и к личному благу, как конечной цели, в их единстве на основе первенства общего блага является специфической моральной целью. Однако для морали также важно, каким способом достигается единство личных и общественных интересов. В. А. Блюмкин, Г. Н. Гуманицкий, Т. В. Цырлина видят наиболее глубокую и специфическую характеристику морали в моральности, т. е. способности личности совершать моральные поступки, действуя по внутреннему побуждению во имя общего блага и блага другого человека. В отношении к общему благу как к высшему содержится моральный мотив поведения человека. Мораль обеспечивает высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, которая является условием их благополучия и прогресса. Таким образом, в условиях неопределенности терминологии зачастую по словарному определению термины «мораль» и «нравственность» используют как синонимы. На основании этого далее в диссертации мы будем использовать оба термина как синонимы, но учитывая то, что мораль - это принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей, а нравственность - неукоснительное соблюдение человеком своих внутренних принципов, носящих при этом всеобщий, универсальный характер.

Так же мы будем учитывать, что сущность морали состоит в том, что она предписывает или запрещает конкретные людские действия или поступки. Мораль формируется социумом, а потому она всегда отвечает интересам определенной группы (национальной, религиозной и т.д.). А Нравственность же неизменна по содержанию и крайне проста по форме. Она абсолютна и выражает интересы человека (и человечества) в целом. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. Наиболее нравственно поступает тот человек, который совершает нравственные поступки, даже об этом не задумываясь. Он просто не может вести себя по-другому. Мораль направлена в первую очередь на самоутверждение, а нравственность - на бескорыстный интерес к другому человеку. Нравственность наиболее близка к идеалу, к универсуму.

Нравственное сознание же выступает как элемент сложного целого - психологии индивида. Оно включает специфические идеи, убеждения, идеалы, потребности, чувства и переживания. Индивидуальное нравственное сознание есть не что иное, как усвоенное общественное нравственное сознание. Иначе говоря, нравственное сознание есть форма социально-опосредованного отражения явлений действительности. Содержание этого сознания зависит как от объекта отражения, каким являются взаимоотношения людей, так и от тех конкретных социальных условий, в которых осуществляется отражение. Кроме того, нравственное сознание, выражая отношение к поведению, ориентирует личность на лучшие примеры такого поведения.

Философская энциклопедия определяет нравственное сознание как один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В нравственном сознании в виде определенных понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей. Объективные законы общественной жизни в морали получают выражение в виде совокупности требований, предъявляемых к поведению людей. В отличие от норм права, нравственные требования вырабатываются непосредственно массовым сознанием и в Нравственном сознанании принимают форму безличного долженствования, неписаного закона, равно распространяющегося на всех людей, в котором остается скрытой как выраженная в нем общественная воля , так и отраженная этой волей социально-историческая необходимость . Эта особенность Нравственного сознания в прошлом порождала множество мифологических и идеалистических истолкований происхождения и природы нравственных требований. В этике они изображались как повеления бога, априорный закон практического разума (Кант ), веление совести «чистого Я» (Фихте ), выражение нравственного чувства (А. Смит, А. Шефтсбери, Ф. Хетчесон) и т.п.

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней - обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей на протяжении земной жизни пользуются обыденным сознанием.

Связанные и взаимодействующие меду собой, обыденный и теоретический уровни сознания имеют некоторые отличия. Различие заключается в глубине постижения нравственных явлений: на обыденном уровне создаются простые умозаключения, связанные с наблюдениями и оценками, тогда, как теоретический уровень дает возможность понять всю суть, происходящих явлений.

Обыденный уровень нравственного сознания можно представить, как оценку нравственных норм, опирающуюся на будничные, часто повторяющиеся отношения между людьми. Обыденный уровень опирается на традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в обществе.

Теоретический уровень нравственного сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень - есть способ познания мира через понимание нравственных проблем.

Обыденный уровень нравственного сознания структурно состоит из обычаев, традиций, норм и оценок. Обычай представляет собой хорошо закрепленный в сознании общества элемент нравственного сознания, который отражает реальную действительность, регулирует отношения людей с позиций понимания добра и зла. Обычай тесно связан с обрядом.

Традиция представляет собой прочно закрепленный исторически, долговечный и прочный элемент сознания, связанный с направлением поведения человека во всех отраслях общественной жизни, опирающийся на его эмоциональную сферу.

Нравственная норма представляет собой элемент, позволяющий осознать меру обязательных и допустимых вариантов поведения человека, с помощью которого регулируются отношения между людьми. Нравственная норма опирается на систему знаний человека о добре и зле.

Нравственная оценка - это элемент, позволяющий выявить характер соответствия или его отсутствия в поведении человека, исходя из тех моральных норм, которые приняты в обществе.

В теоретическом уровне нравственного сознания выделяют такие структурные элементы, как смыслы, ценности, нравственные идеалы и ценностные ориентации. Все они являются звеньями, связывающими нравственное сознание и поведение человека.

Главной задачей базового и теоретического уровня нравственного сознания становится осмысленное поведение человека в обществе.

Из вышеприведенных определений следует, что нравственность - это, как минимум, способность к различению добра и зла. Подрастающее поколение, молодежь формирует эту способность во многом на основе нравственных устоев общества. Эти устои в настоящее время не прочны и дают четкий ориентир для развития самосознания молодежи. Отрицание нравственных традиций происходит и в искусстве, и в культуре, и особенно - в средствах массовой информации.

Общество через мораль приспосабливает человека к своей системе, к своей, конечной форме существования. Усвоение моральных норм приводит к адаптации человека в данном обществе. Однако моральные требования могут вступать в противоречие с нравственными. И в жизни человек очень часто оказывается в ситуации конфликта между моральными и нравственными требованиями. Осознание проблемы выбора между различными ценностями - также важный механизм формирования нравственного сознания.

Значимость формирования нравственного сознания молодежи определяется тем, что размягчение морали и нравственности - важный этап разрушения общества. Антрополог К. Лоренц сформулировал закон: «Радикальный отказ от отцовской культуры - даже если он полностью оправдан - может повлечь за собой гибельное последствие, сделав презревшего напутствие юношу жертвой самых бессовестных шарлатанов. Юноши, освободившиеся от традиции, обычно охотно прислушиваются к демагогам и воспринимают с полным доверием их косметически украшенные доктринерские формулы».

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума.

Безработица молодежи как социальная проблема

Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи так же состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи. Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.

Проблемы нравственного воспитания молодежи

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно. Ведь среди молодых людей существует ошибочный престиж курения, которое, по их мнению, выглядит «модным» и раскрепощает.

Проблемы культуры современной молодежи

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Психологические проблемы молодежи

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны.

Решетников Александр Сергеевич,

учитель истории, зам.директора по УВР

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение

"Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»

Важным направлением в работе с молодёжью является формирование духовной нравственности, православных ценностей, любви к Богу. Духовное состояние общества и особенно молодого поколения вызывает особую тревогу и заботу Церкви.

Православная молодежь - будущее Церкви и общества, и если работе с молодежью уделять недостаточно внимания, то есть риск остаться без будущего. Принципиальным моментом «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» является тезис о привлечении детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни в ответственном молитвенном предстоянии перед Богом. При чем речь идет о всех типах молодёжных групп: от воцерковлённой молодёжи и неофитах до представителей иных конфессий, и молодёжи, негативно настроенной к Православной Церкви.

Неоспоримым является тот факт, что воспитательная работа в молодежной среде сегодня должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В современном быстро меняющемся мире Церковь подчас не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая из уст церковных людей, будет услышана.

Опыт предшествующих поколений должен быть переосмыслен с учетом современной ситуации. Из этого опыта необходимо взять все лучшее и разработать современные способы и методы воспитания.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью богословско-нравственного осмысления проблем нравственности современной молодежи и анализа педагогического опыта с целью расширения представления о причинах, приводящих к духовно-нравственному кризису молодежи и определения способов его преодоления в соответствии с требованием времени.

Цельработы - обозначить духовно-нравственные проблемы современной молодежи и указать на возможные пути их преодоления.

Достижение поставленной цели, предлагается осуществить посредством реализации следующих задач:

1. проанализировать и выявить нравственные проблемы современной молодежи;

2. определить основные принципы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье на сегодняшний день;

Одна из ключевых проблем современной действительности - это пропаганда безнравственного образа жизни. Навязанные данной модели поведения разрушающе действует на характер подростка. Это способствует появлению в нем вредных привычек и ослаблению волевых и умственных качеств. Архиепископ Амвросий Харьковский отмечает: «Удовольствия, действуя на чувство и воображение, как на такие силы, которые больше принимают впечатления со стороны, чем действуют самостоятельно, больше возбуждаются и волнуются, чем собираются и правильно устанавливаются, - тем самым ослабляют деятельность нашего ума и воли» . В особенности это касается чувств и воображения детей в подростковом возрасте.

Отцы Церкви утверждают, что когда у молодого человека появляется привязанность к чему-то, он, в отличие от взрослого, отдается ей полностью. Вследствие постоянного повторения греха появляется страсть, а затем эта страсть становится вовсе образом жизни ребенка. Пагубность привычки в дальнейшем сказывается на характере ребенка. Все последствия недолжного воспитания начинают проявляться в нем так, что предотвратить их становится фактически невозможно. Подросток перестает слушать своих родителей и начинает искать себе поддержку вне дома, т.е. на улице, порой даже убегает из дома.

Среди друзей попадаются разные люди, каждый со своими недостатками и наклонностями. Вступая в общение с безнравственными детьми, он попадает под влияние их страстей и наклонностей. В такой компании, ребенок быстро начинает изменяться в худшую сторону. Усугубляется конфликт с родителями, падает успеваемость в школе, появляются вредные привычки. Такие подростки не редко становятся членами не формальных молодежных движений, представителями молодежной субкультуры, где они находят единомышленников, имеют возможность самовыразиться.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенной молодежной группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

В среде современных субкультур асоциального характера (диггеры, фрикки, байкеры, бэггеры, гопники, готы, кроссеры, лимоновцы, любера, новые левые, панки, растаманы, рэйверы, эмма, яппи, и др.) наблюдается отчужденность от всеобщих ценностей, единый поведенческий стереотип, замкнутость интересов, культурная отчужденность, отрицание всех авторитетов и их советов, которые находятся за пределами интересов группы. В некоторых субкультурах пропагандируется, оппозиция существующим в обществе нормам. Попав в такую группу, ребенок начинает, подобно своему окружению, вести безнравственный образ жизни.

Одной из ключевых проблем в нравственном становлении современной молодежи является отсутствие послушания и уважения к своим родителям. Чаще всего причина этого кроется в отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми как основы в формировании подлинно нравственных ориентиров. Отсутствие взаимопонимания приводит к деформациям в семейных отношениях, отношениях между взрослыми и детьми. С одной стороны, это может приводить к бессилию родителей в деле воспитания детей, когда они, теряя рычаги влияния, пускают дело воспитания на самотек, развращают детей вседозволенностью, наслаждениями, не заслуженными похвалами. С другой стороны, отсутствие взаимопонимания, контакта может вызывать со стороны родителя, воспитателя агрессию и насилие в отношении детей.

Другим крайним проявлением является чрезмерная забота родителей о своих детях, ограждение их от забот, проблем, обязанностей, стремление сделать их жизнь максимально комфортной. Дело в том, что постоянное угождение прихотям ребенка, развивает в нем самомнение. За самомнением следует самолюбие, а за самолюбием - самоугодие. Опасность этих состояний состоит в том, что удовольствия становятся для ребенка главной целью жизни и причиной асоциальных поступков. Такой ребенок, попадая в школу, оказывается неготовым к встрече с трудностями, что, в свою очередь, может стать источником безнравственного поведения.

Приход в школу для ребенка есть новый и сложный этап его жизни. Не случайно психологи один из возрастных кризисов связывают именно с этим этапом. Новый коллектив (большой, сложный), новые требования, новый порядок, новый режим, новые отношения. Все это оказывает сильное влияние на психику ребенка, провоцирует у него защитные реакции. Избалованный ребенок, не готовый к новым условиям может не адекватно реагировать на новые ситуации. Он начинает сталкиваться с критикой, его интересы пересекаются с интересами других людей. Критичные замечания очень влияют на эмоциональное представление малыша о самом себе. Здесь кроется опасность, так как не каждый ребенок способен справиться со своим самолюбием, которое было взращено родителями. Ребенок, не воспитанный родителями должным образом, начинает противиться другим детям, защищая свою самость, или подпадает под влияние своих одноклассников, которые, тоже, были недолжным образом воспитаны своими родителями.

Еще одной огромной проблемой современной молодежи является вредные привычки, и как следствие их асоциальное поведение подрастающего поколения.

Психология утверждает, что вредные привычки - это не проблема отдельно взятого человека, сегодня это болезнь общества. Многие привычки и увлечения (курение, сквернословие, пивной алкоголизм и т.д.) настолько укоренились в сознании наших современников, что незаметно стали нормой. Сегодня многие недооценивают разрушительных последствий этой проблемы как для индивида, его близких, так и для общества в целом. Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому очень важна работа по предупреждению, профилактики вредных привычек именно среди подрастающего поколения. В данном параграфе мы рассмотрим негативное воздействие вредных привычек на физическое и нравственное здоровье современной молодёжи.

Одной из самых распространенных пагубных привычек сегодня является сквернословие. Большинство людей не осознают, что имеют такой порок. Бранные слова становятся естеством человека, его образом мысли, самовыражением, проникая через ум, они поражают душу. Распространенность данной привычки говорит о том, с какой легкостью она овладевает человеком. Пожалуй, это одна из первых вредных привычек, которой может заразиться даже младенец.

В Священном Писании говорится: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф. 4; 29). Нецензурная брань отрицательно воздействует на духовные качества ребенка и может стать причиной появления агрессии в детях. По мнению Святых Отцов, сквернословие, воздействуя на душу ребенка, постепенно меняет его восприятие и в большинстве случаев становится причиной нравственных проблем в подростковом возрасте . Преподобный Ефрем Сирин говорит: «…как прившедшее слово имело силу прав первородства, сообщенных рождением; так прившедшее злословие может произвести то же, что и убийство» . Привычка нецензурно выражаться в последствие может усугубиться более страшными привычками: курение, алкоголизм, наркомания.

Следующая группа пагубных привычек современной молодежи связана с увлечением компьютером, гаджетами и Интернетом.

Злоупотребление данным увлечением как медицинская и социальная проблема ввело в оборот сегодня целый ряд новых терминов, связанных с многочисленными расстройствами поведения и психики: сетеголизм (зависимость от интернет-сетей), кибераддикция (зависимость от компьютерных игр), виртуальная (компьютерная) зависимость, интернет-привязанность, интернет-аддикция, вебоголизм, PCU (патологическое использование компьютера), телефонамания и т.д. Многообразие перечисленных понятий говорит о широте рассматриваемой проблемы.

Еще большую опасность компьютер представляет для детской неокрепшей психики. В сравнении со взрослыми у детей и подростков стихийное и бесконтрольное использование компьютера намного быстрее и легче приводит к развитию зависимости, что приводит к нарушению социальной, эмоциональной и познавательной сферы. У зависимого подростка развиваются такие качества как: неуверенность в себе, истинная или «предохранительная» заниженная самооценка, фрустрация (чувство не успешности на фоне мощных, неосуществленных желаний), чувство покинутости, замкнутости, коммуникационные трудности, интеллектуализация. Компьютерные игры вызывают в человеке зависимость, отстраненность от внутрисемейных традиций и агрессию к запретам и упрекам родителей и близких . Наряду с этим, происходит полное разрушение тела, души и духа ребенка. Виртуальный мир разрушает его личностные качества и не дает им полностью раскрыться.

Другим опасным увлечением современной молодежи является посещение ночных клубов. Дискотека в ночное время оказывает пагубное влияния на физическое и нравственное здоровье: нарушаются естественные биоритмы человека, смещается время бодрствования и сна, в условиях бесконтрольности у подростка формируется страсть к вседозволенности, чувственным наслаждениям, потребительскому отношению к жизни. Клубная ритмичная музыка и присутствие лиц противоположного пола могут подтолкнуть ребенка к ранней половой жизни. Одобрение ровесников, разделяющих с ним эти удовольствия, способствует укоренению в подростке возникших устремлений.

Употребление новых «легких» наркотиков (соль, спайс) привели в недавнем времени к вспышке употребления наркотиков среди молодежи. Особенно сложная ситуация сложилась в Сургуте, Тобольске, Тюмени. Проблема осложняется тем, что определить, принимал ли ребенок наркотик, совсем не просто, к примеру, у «спайса» очень короткий период опьянения - родители могут ничего не заметить, если ребенок отсутствует дома всего пару часов. Наркозависимый представляет опасность не только для себя, но и для окружающих. Статистика показывает, что почти половина преступлений совершается под воздействием наркотических препаратов . Подросток, употребляющий наркотики, нередко встает на путь воровства, разбоя, проституции и даже убийства .

Лаконичная оценка наркомании была дана протоиереем Михаилом (Денисовым): «…наркотики - это явление, которое является естественным в этой культуре, логический финал всех наслаждений, вершина пирамиды удовольствий и одновременно тупик, вечная смерть» .

Таким образом, вредные привычки - это действительно страшное орудие. Являясь порождением антисоциальной среды, они становятся угрожающим фактором, который способствует постепенному упадку нравственности в среде молодежи. Каждая страсть, так или иначе, уничтожает в человеке положительные личностные качества. Вместо себя страсти оставляют только пустоту и угрызение совести, которые могут впоследствии привести к длительной депрессии, отчаянию, гневу, неврозам, психическим заболеваниям или, вовсе, к убийству или самоубийству .

В качестве причин, порождающие безнравственность и нравственные проблемы современной молодежи следует выделить следующие:

Грехопадение и его последствия как причина отпадения человека от Бога и движущий фактор стремления к греху;

Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми как условия формирования нравственных ориентиров, что и становится причиной появления наклонностей к греху;

Отказ от воспитания как основной задачи образовательного учреждения;

Современная пропаганда оккультных и безнравственных учений как возбудитель греховных стремлений;

Распущенность нравов и одобрение греха в обществе как толчок в греховную жизнь;

Вредные привычки и пристрастия как движущий фактор асоциальных поступков.

Таким образом, к нравственным проблемам современной молодежи мы относим следующие: непослушание родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; формирование культа «удовольствия», нравственная и половая распущенность.

Таким образом, проблема нравственного воспитания молодежи есть одна из главных задач Русской Православной Церкви. Сегодня общество глубоко поражено плодами безбожия.

Развитию безнравственности у современной молодежи сегодня способствуют такие проблемы как: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, развращенность части общества и пропаганда псевдоценностей, которые зачастую ориентированы на извращение всего доброго и истинного в человеке.

В числе основных нравственных проблем современной молодежи мы можем выделить: непослушание и неуважение к родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; стремление к удовольствиям и наслаждению; подражание ложным авторитетам; нравственная и половая распущенность.

Обширный пласт христианской педагогики предлагает нам сегодня проверенный временем опыт нравственного воспитания молодого поколения. Христианские педагоги настаивают на искоренении греховных наклонностей в ребенке через взращивание добродетелей: Страх Божий, совесть, послушание, целомудрие, любовь, честность, щедрость. Достигнуть этого возможно на нравственных основаниях и с помощью: собственного примера нравственной жизни родителей; правильного понимания Бога; приобщения к таинствам церкви, домашней молитве и делам милосердия; устранения от соблазнов и земных стремлений; проявления любви и сострадания, доверия и уважения; проведение бесед и нравоучений на духовную тему; распорядка и дисциплины.

Список литературы

  1. Амвросий Оптинский, преп. О христианской жизни в миру// Отечник. Воспитание детей. М., 1997.
  2. Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье» [Электронный ресурс] / URL: https://studfiles.net/preview/5576578/page:4/
  3. Берестов Анатолий, иером. Подсевший на игру. М., 2007.
  4. Денисов Михаил, иерей. Воспитание подрастающего поколения и средства массовой информации: проблемы и перспективы[Электронный ресурс] / URL: //http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/04/03/vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_i_sredstva_massovoj_informacii_problemy_i_perspektivy/
  5. Ефрем Сирин, преп. О духовном состоянии// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993.
  6. Нецензурная брань. Ее пагубная сущность. М., 2000.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ

В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ И ПУТИ К ИХ РЕШЕНИЮ

Сидак И.В.

ОГАПОУ «Старооскольский агротехнологический техникум»

г. Старый Оскол

Улучшить устройство общественной жизни может только нравственное совершенствование людей

Лев Толстой

Проблема нравственных ценностей современного общества привлекает к себе внимание мыслителей различных сфер гуманитарных знаний уже многие столетия, а в современном мире приобрела еще большую привлекательность. Реальное состояние общественной нравственности в российском обществе можно обозначить как кризисное. Ушли в прошлое те герои, которые символизировали энтузиазм труда, коллективизм, бескорыстность. Существенно снизился порог нравственных требований, которые предъявляются к личности. Несмотря на имеющиеся положительные сдвиги в нашей стране, безнравственные формы поведения людей остаются широко распространенными. На современном этапе развития России утрата духовных и нравственных ценностей чрезвычайно опасна. Современная жизнь порождает необходимость изменения многих традиций и правил поведения. Без возрождения духовности и нравственности невозможно преодоление экономических и политических трудностей в государстве. Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, а общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Решение задач духовно-нравственной составляющей в образовательном пространстве связано с решением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными являются следующие: проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности; проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания; проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передачи от их носителей – воспитателей к воспитанникам.

Педагогическая наука трактует, нравственность – как интегративное свойство личности, которое проявляется в необходимости жить, творить в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к милосердию. То есть, нравственность относится к сфере основополагающих ценностей, которые определяют качество и направленность человеческого бытия и человеческий образ в каждом индивиде. Все это педагоги должны донести до подсознания молодёжи, достучаться до сердец и постараться помочь исправить те ошибки подростков, которые с нашей помощью они могут изменить и измениться сами.

Из всего изложенного следует вывод, что приоритет формирования морально-духовных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества, то есть, носят общечеловеческий характер, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации.

Просмотров