История изучения групп в социальной психологии. Малые социальные группы

Что касается социальной психологии, то она обратилась к проблеме группового, массового поведения лишь через несколько десятилетий после психологии масс, а именно: в 30- е годы ХХ века. Дело в том, что сложившаяся в социальной психологии традиция предписывала изучать социальное поведение на уровне действия индивидов, а не групп. Психологи основное внимание уделяли личностному восприятию, индивидуальным установкам, действиям, межличностным взаимоотношениям и т.д. Более того, некоторые психологи утверждали даже, что групп, как носителей особой психологии, реально вообще не существует, что группы - это некие фикции, созданные воображением. Так, в частности, Флойд Оллпорт утверждал, что группа представляет собой лишь набор разделяемых людьми ценностей, мыслей, привычек, т.е. всего того, что одновременно присутствует в головах нескольких людей.
Подобная точка зрения получила в истории социальной психологии название персоналистского или чисто психологического подхода. Разумеется, его придерживался не только Ф. Оллпорт. Н. Тритлетт и У. МакДугол также разделяли эту точку зрения. Позднее данную традицию продолжили У. Диксон, М. Шериф, С. Аш, Л. Фестингер и даже Дж. Хоманс в начале своей научной карьеры. Правда, персоналистский акцент данных авторов был менее радикальным, чем у их предшественников.
Но, как отмечают Барри Коллинз и Бертран Равен, параллельно с персонализмом в социальной психологии сложилась и социологическая традиция, идущая от Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, Г. Тарда. Ее придерживались Т. Ньюком, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Я. Морено, Дж. Тибо и Х. Келли, ряд других исследователей (Collins B.& Raven B., 1969).
Сторонники этого подхода утверждали, что все социальное поведение не может быть адекватно объяснено и понято, если изучать его лишь на уровне поведения индивидов. Они настаивали на том, что группы представляют собой нечто большее, нежели случайное
Семечкин Н.И. Социальная психология
соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группы и групповые процессы необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии.
Активное исследование групп начинается в 30-е гг. ХХ столетия. Именно тогда Курт Левин провел в США первые лабораторные исследования групповых процессов («групповых динамик»). В социальной психологии благодаря К. Левину появились такие понятия как «тип лидерства», «групповая сплоченность». Им же было сформулировано одно из первых в социальной психологии определение группы (Шихерев П.Н., 1999).
В 50-60-е гг. происходило интенсивное сближение названных выше традиций в социальной психологии - персоналистской (психологической) и социологической (структуралистской). Постепенно преодолевались существующие между ними противоречия. «Наведением мостов» между психологией и социологией занялись Ньюком, Тернер, Конверс, Секорд, Бекман и др. (Collins B.& Raven B., 1969).
Думается, эта объединительная тенденция возникла не случайно. К тому времени проблема изучения закономерностей групповых процессов приобрела актуальное практическое значение. П.Н. Шихерев отмечает в этой связи, что свыше трех четвертей всех исследований малых групп финансировалось промышленными фирмами и военными организациями. Интерес государственных учреждений, бизнесменов и финансистов к изучению групп был продиктован потребностью совершенствования методов управления группами - организациями, а через них, и индивидами.
О том, насколько востребованными оказались знания о группах, свидетельствует стремительный рост исследований групп в ХХ веке. Количество публикаций, касающихся проблем групп в мировой литературе за период с 1897 по 1959 г., т.е. за 62 года составило 2112 наименований. Но уже в следующее десятилетие (1959 - 1969) оно возросло на 2000, а с 1967 по 1972 г. (всего за 5 лет) добавилось еще 3400 исследований. Кстати, на долю США приходится более 90% всех публикаций, касающихся исследования групп (Шихерев П.Н., 1999).

Еще по теме 1.1. История исследования групп в социальной психологии:

  1. 1.5. История возникновения и развития юридической психологии

Важной задачей социально-психоло­гического анализа группы является изучение тех процессов, которые про­исходят в ее жизни. Рассматривая феноменологию процесса порождения и разви­тия малой группы, необходимо: указать причины, лежащие в его основе; рассмотреть последовательность стадий движения груп­пы по пути приобретения признаков коллектива; описать меха­низмы групповой динамики.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левиным в статье «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» за 1939 год (США). В этой статье автор пришел к выводу, что каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов. Вообще сам термин «групповая дина­мика» может быть употреблен в трех различных значениях.

1. Определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина.

2. Специфический вид ла­бораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различ­ные характеристики групп.

3. Совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движе­ние группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

Последующее изложение будет связано преимущественно с третьим, расширительным толкованием данного термина. Итак, групповая динамика - это процессы интеграции и дезинтеграции группы, изменения уровня ее психологической сплоченности, изменения формы и содержания основных явлений групповой психологии в процессе осуществления межличностных отношений в рамках групповой деятельности и общения.

Важнейшими из этих процессов являются следующие. Преж­де всего, это сам процесс образования малых групп (группообразование), причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например, феномен группового давления на инди­вида (который в традиционной социальной психологии к «груп­повой динамике» не относится).

Кроме этого, к групповым процессам относятся процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия:

а) совместной деятельности: мотивационно-ценностный обмен; процессы группового целеполагания и принятия решения; совместные исполнительные действия членов группы; социально-психологическое срабатывание и совмещение в деятельности; руководство групповой деятельностью;

б) общения: информационно-коммуникативные, социально-перцептивные процессы и процессы межличностного ролевого взаимодействия и взаимовлияния; ролевая и микрогрупповая дифференциация; групповое сплочение и конфликты; образование и реализация групповых норм и санкций;

в) внутригруппового поведения личности: социально-психологическая адаптация; внутригрупповое самоутверждение; ролевая идентификация; лидерство; конформное и отклоняющееся поведение; коллективистическое самоопределение личности.

Таким образом, динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования.

Причины возникновения малой группы можно условно разделить на объективные, заданные определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования общества, и психологические. В случае формальных (организованных) групп причины их возникнове­ния лежат вне самих групп и определяются более широкой со­циальной системой. Психологические детерминанты возникновения малой груп­пы включают потребности: общения, чувства принадлежности, взаимопомощи, взаимной защиты и т.п. Неформальная группа возникает спонтанно, внутри уже существующей формальной группы или вне ее.

Механизмы групповой динамики. Исследователи групповой динамики выделяют несколько механизмов этого процесса.

1. Разрешение внутригрупповых противоречий.

Существует несколько типов внутригрупповых противоре­чий. Это противоречия: между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между растущим стремлением членов группы к самореали­зации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и ин­теграции ее с группой (А.Г. Кирпичников). Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы.

2. "Идиосинкразический кредит" (термин введен Е. Холландером) связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведе­ния (в более узком смысле - конформности) и величины стату­са субъекта в группе. Такой "кредит" представляет своеобразное разрешение группы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. "Идиосинкразический кредит" является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы эле­ментов нового (инноваций).

3. Психологический обмен - это один из механизмов груп­повой динамики. Разновидностью психологического обмена яв­ляется ценностный обмен. При этом психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами - участницами взаимо­действия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них соответствую­щих ценностей другой стороне. Участники группы могут обме­ниваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностей могут выступать, например, поступки учащих­ся, их личностные качества, существенные для продуктивности групповой деятельности и др.

Этапы развития малой группы. В социальной психологии разработано не­сколько моделей группообразования, учитывающих различные основания и признаки, которые позволяют судить о качественно ином уровне развития группы.

Прежде всего, идея развития группы была обозначена в психо­аналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». Эта идея оформилась на базе анализа психотерапевтической практики, имеющей дело хотя и со специфическими, но вполне реальными группами. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития груп­пы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тре­нинга (см. юниту 1). В этой теории в существовании группы выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каж­дая конкретная группа может по-разному реализовать общую мо­дель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

Двухмерная модель развития группы предложена Б. Такменом. Она явилась результатом анализа 50-ти зарубежных публика­ций, посвященных изучению стадий развития терапевтических, тренировочных, естественных профессиональных и лаборатор­ных групп. Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа:

Нали­чия сфер (измерений, факторов) групповой активности - дело­вой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры);

Положения группы в гипотетической по­следовательности развития, т.е. в соответствующей стадии.

Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер пред­полагается прохождение группой четырех последовательно сме­няющих друг друга этапов (или стадий). В сфере межличностной активности к ним относятся следующие стадии:

1) стадия "проверки и зависимости", предполагающая ори­ентировку членов группы в характере действий друг друга и по­иск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2) стадия "внутреннего конфликта", основная особен­ность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) стадия "развития групповой сплоченности", достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезнове­ния межличностных конфликтов;

4) стадия "функционально-ролевой соотнесенности", в ос­новном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным "резонатором", посредством которо­го "проигрывается" групповая задача.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет такие ста­дии, как:

1) стадия "ориентировки в задаче", т.е. поиск членами груп­пы оптимального способа решения задачи;

2) стадия "эмоционального ответа на требования задачи", со­стоящая в противодействии членов группы требованиям, предъ­являемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;

3) стадия "открытого обмена релевантными интерпретация­ми", понимаемая как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предло­жить альтернативную трактовку информации;

4) стадия "принятия решений" - этап, характеризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Б. Такмен указывает на связь между обеими сферами группо­вой активности, но не раскрывает содержание этой связи. Как показывают исследования, в экстремальных условиях не удается зачастую дифференцировать инструментальные и экспрессив­ные компоненты групповой активности. В таких условиях резко повышается удельный вес экспрессивных моментов групповой жизнедеятельности.

Описывая процесс группообразования Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривает­ся процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следую­щие:

Оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);

Обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы боль­ше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);

Пре­образование ролей членов группы (большая или меньшая включен­ность членов группы, их идентифицированность с ней).

На осно­вании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом и названной «системно-процессуальной» модели разви­тия группы. Таким образом, в данной теории:

Во-первых, введено понятие «стадий» (или «пе­риодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе, каждая стадия связана со сменой состава группы (приход и уход ее членов, смена ролей и т.п.).

Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается че­рез внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуа­ции в группе, своего положения в ней и т.п.

В качестве другого блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению та­ких ориентаций личности и группы, как коллективизм - индивидуализм. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие различное распространение в раз­ных обществах. При этом принимаются в расчет культурные и истори­ческие традиции стран, их конкретное воплощение в пове­дении людей в малых группах.

И та, и другая ориентации непосредственно связаны с процес­сом развития группы: переход от одной фазы к другой в значи­тельной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориен­тации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. Описание развития группы с позиций соотношения этих ценностей связано с психологической теорией коллектива.

Реальная малая группа представляет собой своеобразный живой организм, который с течением времени подвергается определенным изменениям и трансформациям. В социальной психологии этот процесс называют процессом развития группы, в соответствии с которым она движется от стадии к стадии, однако в каждом конкретном случае последовательность этих стадий и скорость движения не являются строго определенными.

В социальной психологии существует много концепций развития, касающихся как общих закономерностей группового развития, так и имеющих отношение только к определенным группам, например учебным, терапевтическим или находящимся в условиях экстремальной деятельности. Однако в любом случае точкой отсчета является момент формирования группы. Чаще всего это происходит, когда в обществе возникает потребность в существовании какого-либо определенного образования - рабочей бригады, отдела, школьного класса или спортивной команды. В этом случае создается номинальная структура с вакансиями, заполняемыми впоследствии реальными людьми, которые начинают строить взаимные отношения и привносят в группу «свои личностные устремления, свой жизненный опыт и свои представления о том, как должна быть устроена групповая жизнь» 1 . Именно с этого момента происходит переход социального процесса образования группы в психологическую плоскость. Основной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность .

Многие отечественные и зарубежные авторы исходят из представления о том, что процесс развития группы осуществляется по двум направлениям - в сфере как деловой, так и межличностной активности, движение по которым чаще всего происходит неравномерно. Б. Такмен описывает модель динамики группового процесса, учитывая два этих измерения - деловое (решение групповой задачи) и межличностное (развитие групповой структуры). В каждом из этих измерений группа в своем развитии последовательно проходит четыре стадии.

В параметрической концепции Л. И. Уманского развитие группы представляет собой сложный и далеко не всегда поступательный процесс, на протяжении которого группа проходит ряд этапов. Исходная точка - стадия конгломерата (только что сформированного образования), высшая стадия развития малой группы - коллектив (рис. 3.4). Концепция имеет такое название, потому что в ее основу положено представление о социальнопсихологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями - отличительными признаками развития группы как коллектива.

Коллектив

Рис. 3.4.

Л. И. Умаиского 3

Соответственно, группа как коллектив определяется следующими параметрами: интегративным единством ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; организационным единством и подготовленностью в сфере той или иной деятельности; психологическим единством, выражающимся в интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, характеризующей процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях 1 .

По мере продвижения группы к стадии коллектива она проходит этапы кооперации и автономизации. Корпорация же может быть охарактеризована как замкнутая общность, являющаяся переходной формой от позитивного к негативному вектору развития. Для нее также характерны высокая степень подготовленности, организованности, интеллектуального, эмоционального и волевого единства, но в то же время и групповой эгоизм, противопоставление себя другим подобным группам, осуществление групповых целей любой ценой, даже в ущерб другим.

В основе стратометрической концепции, предложенной А. В. Петровским, коллектив также выступает высшей точкой развития группы. Сам процесс развития представлен в рамках двух измерений - социалыюй/асо- циальной направленностью, а также мерой того, насколько межличностные отношения в группе опосредованы содержанием совместной деятельности. Согласно концепции группа как коллектив представляет собой многоуровневую структуру, состоящую из четырех страт (слоев) внутригрупповой активности (рис. 3.5).


Рис. 3.5.

Центральное место занимает страта, включающая саму групповую деятельность, ее содержательные, общественно-экономические и социально- политические характеристики. Страта, непосредственно примыкающая к ней, образована отношением каждого плена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам, мотивацией деятельности и тем, каков ее социальный смысл для каждого участника; здесь формируется так называемое ценностно-ориентационное единство. В следующей за ней страте, третьей от центра, сосредоточены межличностные отношения, возникающие в деятельности, опосредствуемые деятельностью и в деятельности непосредственно проявляющиеся. Этот слой фиксирует совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, степень эмоциональной идентификации с группой. Самый внешний слой содержит поверхностные связи между членами группы, построенные в основном на непосредственных эмоциональных контактах.

Одной из характеристик, позволяющих делать некоторые выводы об уровне развития группы, является сплоченность (степень ее единства или общности). В качестве своей основы она может иметь как взаимную эмоциональную привлекательность участников, так и сходство в их установках но отношению к наиболее важным для группы объектам 1 . В школе А. В. Петровского формируется представление о сплоченности как ценностно-ориентационном единстве коллектива , проявляющем себя, прежде всего, в сближении оценок в нравственной и деловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. Таким образом, ценностноориентационное единство является следствием активной совместной деятельности членов группы. Сплоченность в определенной степени способствует росту эффективности деятельности группы в целом и удовлетворенности членством в ней каждого ее участника.

К механизмам развития группы принято причислять конструктивное разрешение внутригрупповых конфликтов и противоречий, влияние меньшинства, «психологический обмен», при котором группа наделяет более высоким статусом тех, кто вносит наибольший вклад в се жизнедеятельность, а также связанный с последним идиосинкразический кредит лидера , заключающийся в возможности отклонения высокостатусных ее членов (лидеров) от групповых норм и привнесения ими изменений в жизнь группы .

Число экспериментальных исследований развития группы не слишком велико, что связано с объективными сложностями. По мнению Г. М. Андреевой, для эмпирического изучения развития малых групп наибольшее значение имеют два аспекта: 1) поиск методик, позволяющих адекватно диагностировать выраженность тех или иных характеристик конкретных групп, которые могут служить критериями уровня ее развития, и 2) конкретное описание модификаций известных процессов, происходящих на разных этапах развития группы .

Практикум

Методические материалы для практического занятия

Целы. дополнить и углубить полученные на лекции знания о развитии группы, способствовать овладению навыками анализа социально-психологических различных концепций, отработать навыки психодиагностики группового развития и сплоченности.

Порядок работы

  • 1. Заслушивание двух сообщений на темы «Параметрическая концепция развития группы Л. И. У майского» и «Стратометрическая концепция развития группы А. В. Петровского».
  • 2. Сравнительный анализ указанных концепций.
  • 3. Психодиагностический.
  • 4. Обсуждение результатов.

Этап 1. Заслушивание сообщений на темы «Параметрическая концепция

развития группы Л. И. У майского» и «Стратометрическая концепция развития группы А. В. Петровского »

Студенты выступают с заранее подготовленными сообщениями по данной теме. В сообщениях должны быть раскрыты следующие вопросы:

  • история создания концепции;
  • суть концепции, ее основные принципы;
  • стадии развития группы;
  • известные исследования.
  • Донцов, А. И. Группа - коллектив - команда. Модели группового развития / А. И. Донцов, Е. М. Дубовская, Ю. М. Жуков // Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - С. 96-114.
  • Петровский, В. А. Артур Владимирович Петровский: Научные разработки

и открытия последних лет [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/ biblioteka/article_full.php?aid=267.

  • Сарычев, В. С. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] / В. С. Сарычев, А. С. Чернышов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - № 11-12 . URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/01 l-15.pdf.
  • Сидоренков, А. В. Психологический механизм динамики малых групп: интеграция и дезинтеграция / А. В. Сидоренков // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 63-71.

Этап 2. Сравнительный анализ указанных концепций В процессе заслушивания доклада студентам предлагается подготовить ответы на вопросы:

  • 1. Что является общим для концепций развития группы Л. И. Уманского и А. В. Петровского?
  • 2. В чем заключается специфика каждой концепции?
  • 3. Какие вопросы, если бы была такая возможность, вы бы задали авторам? Каждый студент в индивидуальном порядке заполняет следующую таблицу.

После того как доклады прослушаны, студенты делятся своими впечатлениями и аналитическими замечаниями. В завершение обсуждения преподаватель дополняет и обобщает ответы студентов.

Этап 3. Психодиагностический

Студенты знакомятся с диагностическими методиками на определение групповой сплоченности Сишора и на определение уровня развития группы.

  • 1. Методика определения групповой сплоченности Сишора 1 .
  • 2. Методика определения уровня развития малой группы .

Диагностика уровня развития малой группы

Назначение. Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:

  • а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе;
  • б) данное утверждение в общем характерно для нашей группы;
  • в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей группе;
  • г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).

Опросник

  • 1. В нашей группе главный критерий ценности человека - его отношение к труду, к коллективу.
  • 2. В нашей группе новичок, скорее всего, не почувствует себя чужаком, а встретит доброжелательность и радушие.
  • 3. В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.
  • 4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им чужда мораль «моя хата с краю».
  • 5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.
  • 6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое-то дело.
  • 7. Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу».
  • 8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает зависти.
  • 9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.
  • 10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.
  • 11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.
  • 12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.
  • 13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная.
  • 14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах.
  • 15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее эффективно, чем в его присутствии.
  • 16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.
  • 17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.
  • 18. Для нас не характерно, чтобы иод горячую руку от руководства доставалось и правому, и виноватому.
  • 19. У нас нс принято отсиживаться или прятаться за спинами других.
  • 20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы остановить ее от необдуманного шага.
  • 21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.
  • 22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.
  • 23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.
  • 24. У нас тоже есть «диады» и «триады», но это нс мешает нам чувствовать себя единой дружной семьей.
  • 25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только перед руководителем, но и перед всей группой.
  • 26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания престижными вещами еще недостаточно для того, чтобы пользоваться уважением и популярностью.
  • 27. Наша сплоченность, скорее всего, не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка данных может производиться двумя способами. Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (а, б, в, г).

Преобладание ответов по п. а) свидетельствует о том, что группа, согласно мнению се членов, может быть отнесена к коллективу, по п. б) - к среднему уровню развития, по п. в) - к низкому уровню развития, по п. г) - к группе номинального или корпоративного типа.

Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме: а) - 3 балла; б) - 2 балла; в) - 1 балл; г) - 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. У майский, А. Н. Лутошкин):

  • 67- 81 - коллектив - «Горящий факел»;
  • 66-50 - автономия - «Алый парус»;
  • 49-34 - кооперация - «Мерцающий маяк»;
  • 33-20 - ассоциация - «Мягкая глина»;
  • 19 и менее - диффузная группа - «Песчаная россыпь».

Определение индекса групповой сплоченности Сишора

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма: +19 баллов, минимальная: -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

  • 1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе:
    • а) чувствую себя ее членом, частью коллектива (5);
    • б) участвую в большинстве видов деятельности (4);
    • в) участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3);
    • г) не чувствую, что являюсь членом группы (2);
    • д) живу и существую отдельно от нее (1);
    • е) не знаю, затрудняюсь ответить (1)?
  • 2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий):
    • а) да, очень хотел бы перейти (1);
    • б) скорее перешел бы, чем остался (2);
    • в) не вижу никакой разницы (3);
    • г) скорее всего, остался бы в своей группе (4);
    • д) очень хотел бы остаться в своей группе (5);
    • е) не знаю, трудно сказать (1)?
  • 3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы:
    • в) хуже, чем в большинстве классов (1);
    • г) нс знаю, трудно сказать (1)?
  • 4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством:
    • а) лучше, чем в большинстве коллективов (3);
    • б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2);
    • г) не знаю (1)?
  • 5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе:
    • а) лучше, чем в большинстве коллективов (3);
    • б) примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2);
    • в) хуже, чем в большинстве коллективов (1);
    • г) нс знаю (1)?

Уровни групповой сплоченности определяются следующим образом:

  • 15,1 баллов и выше - высокая;
  • 11,6-15 балла - выше средней;
  • 7- 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

Преподаватель должен подготовить необходимое количество бланков опросников без ключей, ответы студенты фиксируют в тетрадях. Затем преподаватель озвучивает алгоритм подсчета, после чего каждый студент вычисляет свои индивидуальные результаты.

Этап 4. Обсуждение результатов

После того как каждый студент определит свои индивидуальные результаты, рассчитываются среднегрупповые значения по обеим методикам. Далее студентов просят сравнить свои индивидуальные и групповые показатели по каждой методике, подумав о том, с чем связаны получившиеся расхождения (в случае если они имеют место). Кроме того, также важно сопоставить результаты обеих методик между собой. Желающие могут высказать по этому поводу свои соображения. В заключение преподаватель предлагает письменные задания для самостоятельной работы, которые можно выполнить в форме эссе.

Практические задания

  • 1. Может ли сплоченность иметь негативные последствия и эффекты? В чем они заключаются? Приведите примеры таких ситуаций.
  • 2. Укажите факторы, которые могут способствовать и препятствовать развитию сплоченности.
  • 3. Прочитайте повесть У. Голдинга «Повелитель мух» или посмотрите ее экранизации («Повелитель мух» (1963) - фильм Питера Брука, «Повелитель мух» (1990) - фильм Гарри Хука). Проанализируйте, что происходило с группой детей, о которой идет речь в произведении.

Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы: учеб, пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2001.

Петровский, В. А. Артур Владимирович Петровский: Научные разработки и открытия последних лет [Электронный ресурс] / В. А. Петровский. URL: http://www. hi m-bad. ru/biblioteka/articlefu 11 .php?aid=267.

Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. - М„ 1979.

  • В кн.: Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов / под ред.А. А. Бодалёва и А. А. Деркача. М.: Гардарики, 2007. С. 279-281.
  • Классификация малых групп: условные, реальные, формальные, контактные, открытые, диффузные, референтные. Динамика развития малых групп - от номинальной до коллектива

    ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ МАЛЫХ ГРУПП

    Исследование американским психологом Н. Триплетом эффективности индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в группе, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.

    Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире - эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежной социальной психологии. В 20-е годы XX в. усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет (В. Меде, Германия и Ф. Олпорта, США) во многом продолжили линию исследований, начатую Н. Триплетом 1 .

    Ф. Олпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как «совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ рассматривать группу как определенную реальность Олпорт объяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его позитивистскими установками.

    В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидов.

    Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к 30-м - началу 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных и полевых условиях и первыми серьезными попытками разработки

    Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учеб, пособие/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.Я. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2001.

    теории группового поведения. Так, М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и поддержания внутреннего равновесия и сплочения).

    Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником научного направления, известного под названием «групповая динамика». Под его руководством было проведено изучение групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. Левин одним из первых стал изучать феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

    Вторая мировая война стала переломным моментом в развитии психологии малых групп. В этот период возникает практическая потребность в изучении закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.

    К началу 70-х годов XX в. определились девять подходов в изучении психологии групп: теория поля, теория систем, интеракцио- нистский, социометрический, психоаналитический, общепсихологический, эмпирико-статистический и формально-модельный подходы, теория подкрепления.

    В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников Русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужного.

    После Гражданской войны стал усиливаться интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы выделяются имена таких психологов, как П.П. Блонский и Д.Б. Эльконин, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роль, механизм, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов.

    Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работах Макаренко реализованы (хотя и в упрощенном виде) важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития . В этих исследованиях рассматривались феноменология малой группы, ее организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой деятельности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.

    Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования групп и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т.д.

    70-е годы XX в. составили второй этап в развитии отечественной психологии групповой деятельности. В это время оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в эти годы подверглась проблематика исследований малых групп, в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

    На протяжении третьего этапа (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появился ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

    Четвертый этап связан с событиями 90-х годов, изменением общественного строя в Восточной Европе и СНГ, усилением интереса к этническим, политическим и конфессиональным аспектам функционирования социальных групп.

    Анализ исследований в области групповой психологии в нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Это деятельностный, социометрический, параметрический и организационноуправленческий подходы.

    • Макаренко Л.С. Проектировать лучшее в человеке. - Минск: Университетское, 1989.

    МГ – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте.

    Малая группа переходит в большие тогда, когда разрываются личностные контакты.

    Размеры МГ. Нижний предел: с диады или с триады. Верхний предел: соответствие объёма группы требованиям деятельности.

    Классификации малых групп:

    1. Первое различение предложил Чарльз Кули – первичные и вторичные, которые отличаются возможностью и невозможностью вступления членов группы в контакт. Первичные – существует контакт между членами, непосредственный; вторичные – опосредованный.

    2. Американский социологЭлтон Мейо – формальные и неформальные. Предложено различать формальную и неформальную структуру. Формальная – социальная иерархия в группе, фиксированность ролевых позиций. Неформальная структура группы – реальные статусы людей в отношениях между ними, которые могут не пересекаться с иерархией власти. Формальные группы – по социальной необходимости, а неформальные группы – по личным предпочтениям.

    3. Третью базовую классификацию предложилГерберт Хайман - группы членства и референтные группы (значимые). Функция нормативная и функция сравнения. Внутри группы членства могут выделяться подгруппы – часть может выполнять роль референтной группы.

    4. Андреева - условные и реальные (реальные лабораторные группы). Наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. Эти естественные группы подразделяются на большие и малые. Большие группы: неорганизованные, стихийно возникшие; другие – организованные, длительно существующие группы. Малые группы: становящиеся; другие - развитые.

    Целесообразно выделить три основных направления в исследовании малых групп, сложившихся в руслах различных исследовательских подходов:

    1) социометрическое;

    2) социологическое;

    3) школа «групповой динамики».

    Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. Согласно его теории все конфликты обусловлены несовпадением систем симпатии и антипатии. Задача состоит в том, чтобы привести в соответствие симпатии или антипатии. Данная методика рассматривается как основной метод исследования МГ. Методика дает возможность изучить психологические отношения в малых группах, а также выделить иерархию доминирующих ролей и позиций, определить ситуации межличностного общения и потребностей в нем.



    Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Показал значимость общения между членами группами, значимость неформальных отношений, наличие особого чувства социабилъности - потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой. Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Им была создана «теория поля». Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». Большое внимание было уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. История зарубежных исследований малой группы. В 1897 г. американский психолог Н. Триплет опубликовал результаты эксперименталь­ного исследования, в котором сравнивал эффективность инди­видуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом относится к периоду 30-х-началу 40-х гг. и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему в полевых условиях. Изучаются малые группы в промышленности, оформляется социометрическое направление исследования групп.

    Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин. Он явился основоположником крупного научно­го направления, широко известного под названием «Групповая динамика». Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. Именно в этот период с особой остротой встал воп­рос о необходимости изучения закономерностей группового по­ведения, о поисках эффективных приемов управления группа­ми.

    Интеракционистская концепция. Согласно этому подходу, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функ­ционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Предполагается, что все аспекты группового поведения могут быть описаны, исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами.

    Психоаналитическая ориентация. Базируется на идеях 3. Фрейда и его последователей, фокусируя внимание преиму­щественно на мотивационных и защитных механизмах личности. 3. Фрейд первым включил идеи психоанализа в групповой кон­текст. Начиная с 50-х годов в связи с возросшим инте­ресом к групповой психотерапии некоторые положения психоаналитического подхода получили теоретическое и эксперимен­тальное развитие в рамках групповой психологии и легли в ос­нову ряда теорий групповой динамики.

    Общепсихологический подход. Предполо­жение, что многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу груп­пового поведения. Это касается главным образом таких инди­видуальных процессов как научение, явления когнитивной сфе­ры, мотивация.

    Формально-модельный подход. Исследователи, представляю­щие данное направление, пытаются сконструировать формаль­ные модели группового поведения, используя математический аппарат теории граф и теории множеств.

    Теория подкрепления. Это направление исследований, весь­ма влиятельное за рубежом, базируется на идеях скиннеровской концепции оперантного обусловливания. Поведение индивидуумов в группе есть функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и наказаний (отрицательные подкрепления). Идеи теории подкрепления легли в основу, по крайней мере, двух подходов, авто­ры которых - Д. Хоманс, Д. Тибо и Г. Келли.

    История отечественных исследований малой группы.

    Решающую роль в ее становле­нии в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В. М. Бехтерева, в 1910 г. первым в русской пси­хологической науке сформулировавшего предмет и задачи соци­альной психологии о повышении мотивации коллективной трудовой деятель­ности путем введения в нее соревновательного момента. Он полагал также, что взаимодействие и единство индивидов есть важнейшая характеристика социальной группы. Он первым в нашей стране начал экспериментальные социально-психологические исследования. В них изучалась проблема, ко­торую можно было бы обозначить как соотношение индивиду­ального и группового решения задач.

    В 30-40-е годы труды А. С. Макаренко - принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива, где отчет­ливо реализуются важнейшие методологические принципы ис­следования социальной группы, а именно деятельность , системность , развитие . Получившая теоретическое обосно­вание и практическую реализацию идея А. С. Макаренко о де­мократизации жизни коллектива путем введения самоуправления, выборности руководителей и актива, повыше­ния заинтересованности всех членов в делах и успехах коллек­тива.

    60-е гг. - преимущественно эмпирическая направленность работ. Шло активное ознаком­ление с зарубежным опытом изучения малых групп, в частно­сти с достижениями экспериментально-методического харак­тера. Одновременно переосмысливался и отечественный опыт исследования групп и коллективов, накопленный прежде.

    70-е г.г.- оформилось несколько крупных исследовательских подходов: стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому кругу группо­вых феноменов.

    80-е гг. - разра­ботка в русле марксистской традиции методологических вопро­сов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоре­тического фундамента. Появля­ется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам груп­повой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, со­циально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

    Деятельностный подход. Основывается на прин­ципе деятельности: стратометрическая концепция групповой активности А. В. Петровского, программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива М.Г. Ярошевский и разрабатываемая Г. М. Андрее­вой модель, социально-перцептивных процессов в совместной деятельности, параметрическая концепция Уманского. Основная идея подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших со­циально-психологических параметров.

    Билет № 89 Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.

    Динамические процессы знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. её развитие. Важнейшими из таких процессов являются: образования малых групп, процессы групповой сплоченности, лидерства, принятия групповых решений, группового давления.

    Групповая сплоченность. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики.

    Л.Фестингер определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе.

    Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего - эмоциональных ) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л.Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.

    Т.Ньюком связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» , которое определял как сходство, совпадение взглядов членов группы по отношению к значимым для них явлениям. Основной механизм - достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами.

    Двухмерная или двухфакторная модель Б. Такмена, где описывается динамика группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа. Выделил две сферы групповой активности - деловая (решение групповой задачи) и межличностная.

    В сфере межличностной активности:

    1) стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в груп­пе;

    2) стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой - нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

    3) стадия «развития групповой спло­ченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

    4) ста­дия «функционально-ролевой соотнесенности» - образование ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигры­вается» групповая задача.

    В сфере деловой активности:

    1) стадия «ориентировки в задаче», т. е. поиск членами группы оптималь­ного способа решения задачи;

    2) стадия «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии чле­нов группы требованиям, предъявляемым им содержанием зада­чи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

    3) стадия «открытого обмена реле­вантными интерпретациями», понимаемую автором как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный инфор­мационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактов­ку информации;

    4) стадию «принятия решений» - этап, харак­теризующийся конструктивными попытками успешного решения задачи.

    Общий принцип подхода к группе в отечественной СП.

    1. Психологическая теория коллектива. Высшая стадия развития группы была названа коллективом. Важнейший признак коллектива по А.С Макаренко – это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

    2. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство группы, предложенное А.В.Петровским, под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. Групповая структура состоит из 3-х уровней:

    а) центральный слой групповой активности – ядро структуры , которая включает в себя групповые цели и цели, связанные с совместной деятельностью;

    б) ценностно-ориентационное единство – слой отношений группы, связанный с разделением членами группы ценностей. Положение человека в группе определяется тем, насколько велик его вклад в групповую деятельность;

    в) непосредственные эмоциональные отношения – на принципах симпатии-антипатии.

    Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского берет в качестве критериев пост­роения гипотетической типологии групп:

    Степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержа­нием совместной деятельности,

    Общественную значимость последней, имея в виду уровень ее позитивности - негативности с точки зрения общественного прогресса.

    Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отри­цательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям), в цент­ральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами конти­нуума занимают соответственно просоциальнаяи асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

    Параметрический подход Л. И. Уманского. В основу положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразны­ми критериями - отличительными признаками развития группы как коллектива (содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориен­тации; организационное единство группы; групповая подготов­ленность в сфере той или иной деятельности; психологическое единство).

    В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития: диффузная, номинальная, ассоциация, кооперация, коллектив.

    Таким образом, отечественные концепции развития группы основываются на факте опосредования деятельностью всех групповых процессов.

    Просмотров