Полководец репнин. Репнин Аникита Иванович

(1668-1726), князь, генерал-фельдмаршал (1724 г.), сподвижник Петра I. Участник Cеверной войны, командовал дивизией. В 1724-1725 гг. президент Военной коллегии.

Князь, русский военачальник, генерал-фельдмаршал (1725 г.). С юношеских лет состоял при Петре I, в 1685 поручик «потешной» роты. Участвовал в Азовских походах 1695-1696 гг. С 1699 г. генерал-майор. В начале Северной войны 1700-1721 гг. командовал дивизией, участвовал во взятии Нотебурга и Нарвы. В 1708 г. за поражение при Головчине разжалован, но после успешных действий при Лесной восстановлен в чине генерала. В Полтавском сражении 1709 г. командовал центром русской армии. В 1709-1710 гг. руководил осадой и взятием Риги, в 1712-1713 и 1715-1716 гг. командовал войсками в Померании. С 1719 г. генерал-губернатор Лифляндии и одновременно в 1724-1725 гг. президент Военной коллегии. После смерти Петра I выступил за провозглашение императрицей Екатерины I, но вскоре был удалён А. Д. Меншиковым в Ригу.

(1668-1726), стольник царя Петра (с 1683 г.) и неразлучный его сподвижник, при учреждении потешной роты сделан ее поручиком. Во время Азовского похода отличился отнятием береговых башен у турок. Был при взятии Шлиссельбурга и Ниеншанца и в битве под Нарвой 1704 г.; в 1707 г. потерпел поражение при Головчине от Карла XII, за что разжалован царем в солдаты; за отличие в битве при Лесном восстановлен в прежнем чине. В Полтавском сражении командовал центром армии. При взятии Риги первым вошел в город и за это сделан рижским генерал-губернатором. В 1711 г., во время Прутского похода, командовал авангардом и один из первых подал голос: «умереть, но не сдаваться». В 1712 г. участвовал в осаде Штетина и занятии Фридрихштадтских укреплений. В 1715 г. на него была возложена защита берегов Курляндии. В 1724 г. назначен президентом военной коллегии. При коронации Екатерины I пожалован в фельдмаршалы, но после ее воцарения, будучи приверженцем великого князя Петра Алексеевича, удалился в Ригу и там вскоре умер.

(1668-1726). Генерал-фельдмаршал. А. И. Репнин являлся представителем древнего княжеского рода, ведущего свое начало от князя черниговского Михаила. Основателем фамилии был воевода при Иване IV Грозном князь Иван Михайлович Репнин-Оболенский. Дядя Аникиты Ивановича пользовался расположением царя Михаила Федоровича Романова, а отец, новгородский и тамбовский воевода, начальник Сибирского приказа, заслужил большое уважение Петра I.

Аникита Иванович в 16 лет был определен стольником к Петру (которому тогда было 12 лет) и при учреждении юным царем в 1685 г. «потешных» войск в селе Преображенском близ Москвы получил чин поручика, через два года произведен в подполковники. Оберегал царя в Троицком монастыре во время мятежа стрельцов в 1689 г. Подавление мятежа и отстранение Петром от власти правительницы Софьи вывели на арену активной деятельности плеяду убежденных сторонников юного царя, среди которых был и Репнин.

Во время первого Азовского похода Петра (1695 г.) Репнин отличился, захватив у турок две береговые башни с 32 пушками, во втором походе под Азов (1696 г.), командуя фрегатом, участвовал во взятии этой крепости, давшей России выход к южным морям. С 1698 г. Аникита Иванович в чине генерал-майора занимался формированием и обучением пехотных полков, набираемых взамен отживавшего свой век стрелецкого войска. В это время Петр начал готовиться к войне со Швецией, и, действуя по его указаниям, А. Репнин и Ф. Головин к весне 1700 г. сформировали в селе Преображенском под Москвой 27 пехотных и 2 драгунских полка. Вооружались они фузеями и мушкетами, закупаемыми за границей. Аникита Иванович был назначен командиром дивизии, состоящей из 9 пехотных полков. Видя усердие Репнина в наборе и подготовке войск, царь в июне 1700 г. произвел его в генералы от пехоты - чин, соответствовавший генерал-аншефу. Князю в этот момент было 32 года, и он первым из лиц знатных фамилий в этом возрасте поднялся так высоко в военной карьере.

С началом Северной войны войска под командованием Головина двинулись к Нарве, а Репнин был направлен царем в Новгород, где он набрал и направил к Нарве новую дивизию. Назначенный генерал-губернатором Новгорода, он продолжал набор войск, затем приводил в порядок полки, вернувшиеся из-под Нарвы после жестокого поражения. Вскоре пришел и его черед отправиться на поля сражений: в августе 1701 г. он во главе 19 полков двинулся в Лифляндию, где вошел под командование фельдмаршала Б.Шереметева. Под его руководством Репнин набирался боевого опыта, учился бить шведов не только числом, но и уменьем. Полки Аникиты Ивановича приняли участие в осаде и взятии Нотебурга, в овладении Ниеншанцем и Нарвой.

Не обладая выдающимися полководческими талантами, Репнин, по оценке военных историков, действовал в сражениях с должной настойчивостью и разумностью, был «отважен без задору, но готовым, если надо для великого дела, и умереть, не пятясь». По мнению знатоков военного искусства, он все же оставался «воеводой среди петровских генералов», не всегда действовал инициативно и решительно.

Из-под Нарвы Петр направил Репнина во главе 10-тысячного корпуса к польским границам на помощь союзнику - польскому королю Августу II. Аникита Иванович действовал в соответствии с напутствием царя - остерегаться «двух дел: первое, чтоб не зело далеко зайтить, второе, что если захочет король дать генеральный бой со всем войском шведским, на то не поступай и скажи, что именно того делать тебе не ведено». Наряду с удачными боями в действиях русских войск был один критический период, когда они были блокированы в Гродно стремительно подошедшей армией Карла XII. После 75-дневной блокады, выбрав момент, Репнин организовал скрытную переправу войск на левый берег Немана и отошел к Бресту, прикрывшись болотами Полесья. При этом были уведены вся артиллерия и обоз, сохранены все больные и раненые. «Воистинно ныне уже весело жить по уведомлению сего», - радовался этой удаче Петр.

Летом 1708 г. в боевой службе Репнина неожиданно произошел драматический поворот. Русская армия, против которой двинулись главные силы Карла XII, при отступлении заняла позицию у села Головчино (неподалеку от Могилева). В ночь на 3 июля шведские полки, форсировав реку вброд, атаковали дивизию генерала Репнина, находившуюся в центре позиции русских войск, и после двухчасового упорного боя опрокинули ее. Это повлекло за собой общее отступление русской армии. Рассерженный Петр повелел А. Меншикову «про сие злое поведение накрепко разыскать, начиная с первого до последнего». При производстве следствия Меншиковым не было учтено, что дивизия Репнина была неожиданно атакована превосходящими силами противника, своевременно не получила помощи от соседних войск и тем не менее смогла нанести шведам значительный урон. В острастку другим военачальникам царь, хотя и любил князя Репнина, разжаловал его в солдаты. Суровость наказания и обида на Меншикова угнетали Аникиту Ивановича, но он не стал отпрашиваться из армии, считая это дезертирством. По горячим следам Головчина Петр составил знаменитые «Правила сражения», определявшие порядок действий войск на всех этапах боя, и особенно взаимодействия пехоты, кавалерии и артиллерии.

При разборе «головчинского позора» Аникита Иванович выказал удивительное благородство, взяв всю вину за случившееся на себя, не сделав ни одной попытки переложить ответственность на других военачальников и своих подчиненных. На вопрос: «Как вели себя во время сражения высшие и нижние его дивизии офицеры?» - он отвечал: «Генерал-лейтенант Чамберс и все полковники должность свою отправляли как надлежало».

В сражении под Лесной (сентябрь 1708 г.) князь Репнин действовал как рядовой воин, в одном из эпизодов он просил царя дать повеление казакам и башкирам, стоявшим за пехотой, колоть всех, кто подается назад. После выигранного сражения Петр по ходатайству князя М. Голицына, особо отличившегося в этой битве, восстановил Репнина в генеральском звании и должности начальника дивизии. В последующих боях Аникита Иванович полностью оправдал доверие царя. В Полтавском сражении 27 июня 1709 г., во многом предопределившем исход войны со шведами, Репнин командовал двенадцатью пехотными полками в центре позиции, за свои действия и победу был удостоен от царя высшей награды - ордена святого Андрея Первозванного.

Вскоре после Полтавы Петр приказал князю с его дивизией передвинуться к южным границам для наблюдения за движением крымских татар и турок, а также за порядком в казачьих войсках. В 1709-1710 гг. Аникита Иванович участвовал в осаде Риги, в период отъезда командующего Шереметева исполнял обязанности начальника армии, 4 июля 1710 г., после капитуляции гарнизона Риги, первым вошел в город с несколькими полками, 12-го имел торжественный въезд Шереметев. После этого Репнин был назначен генерал-губернатором Риги и начальником войск, расположенных в ее окрестностях.

Когда началась война с Турцией, дивизия Репнина вошла в состав войск, возглавляемых Шереметевым, и под общим руководством Петра участвовала в Прутском походе. Несмотря на окружение русских войск неприятелем, Аникита Иванович, как и Голицын, изъявил желание «лучше умереть, нежели поддаться», но царь все же вынужден был пойти на мирные переговоры.

В 1712-1718 гг. Репнин действовал в Померании, Курляндии и Польше, затем, возвратясь в Ригу, исполнял обязанности генерал-губернатора Лифляндии. В 1724 г. он был назначен вместо любимца царя Меншикова, провинившегося растратой казенных средств, президентом Военной коллегии с сохранением рижского губернаторства. 7 мая, в день провозглашения Петром своей жены Екатерины императрицей, заслуженный генерал удостоился чина фельдмаршала.

Когда после смерти Петра усилиями Меншикова на престол взошла Екатерина, Аникита Иванович вместе с другими Андреевскими кавалерами был пожалован вновь учрежденным орденом святого Александра Невского. Эта награда не уменьшила его недовольства тем, что при Екатерине всю высшую власть сосредоточил в своих руках светлейший князь Меншиков. Не желая участвовать в интригах, Аникита Иванович вернулся к губернаторству в Риге, где скончался 3 июля 1726 г. на 58-м году жизни.

Сын фельдмаршала, Василий Аникитович Репнин, генерал-фельдцейхмейстер, в 1747-1748 гг. был командующим русскими войсками, направленными на помощь австрийской государыне Марии Терезии, способствовал заключению Ахенского мира. Внук, Николай Васильевич Репнин, был известным полководцем и дипломатом времен Екатерины II, генерал-фельдмаршалом.

Ковалевский Н. Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М., 1997 г.

Вступление.

Село Великое богато природными и архитектурными памятниками. Самым значительным и выдающимся из них является грандиозный архитектурный ансамбль: церковь Рождества Богородицы, церковь Покрова Богородицы, а между ними – колокольня-звонница. Он уникален прежде всего тем, что храм Рождества Богородицы относится к числу немногих памятников, воздвигнутых в честь победы в Полтавском сражении. Этот ансамбль является центром духовной жизни великоселов. Увлекаясь историей и краеведческой деятельностью, я заинтересовалась, кто же воздвиг это «архитектурное чудо»? Кому великоселы обязаны строительством ансамбля? Так я вышла на сподвижника Петра I, генерал-фельдмаршала Аникиту Ивановича Репнина. Узнав, что Репнин долгое время являлся генерал-губернатором города Риги, я завязала переписку с Музеем истории города Риги и мореходства, чтобы получить важные сведения об этом человеке и возможные ксерокопии документов (см. приложение). Но для меня оставался нераскрытым вопрос, почему Репнин воздвиг именно этот архитектурный ансамбль? Я стала разрабатывать версии, предположения для постижения тайны создания великосельского кремля. Самую обосновательную идею я и представляю в моей работе. Таким образом, при подготовке выступления я поставила перед собой цель: проследить военную карьеру А.И.Репнина; определить значение А.И. Репнина в истории нашего села Великого; разработать версию истории создания архитектурного ансамбля в Великом.

Для достижения этой цели считаю необходимым решить следующие задачи:

Углубить свои знания о жизни и военных достижениях генерала-фельдмаршала А.И. Репнина; установить связь Репнина с Ярославским краем; провести сравнительный анализ архитектурных ансамблей в Великом и Коровниках.

Я использовала следующие методы для решения поставленных задач:

Работа с историческими источниками; работа в краеведческом музее села Великого; встреча и беседа с местными краеведами; выход в Интернет; переписка с Музеем истории г.Риги и мореходства; анализ собранной информации.

Род Репниных

Репнины – русский княжеский род, происходивший от святого Михаила, князя черниговского, и прекратившийся в 1801 году со смертью генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина. Но в том же году по повелению Александра I внуку последнего Репнина князю Николаю Григорьевичу Волконскому разрешено было именоваться Репниным-Волконским. Род князей Репниных помещен в Бархатной книге (XII, 123), герб – в гербовнике (I,6). Отец Аникиты Ивановича Репнина - Иван Борисович, боярин, был начальником московских войск в Малороссии, в 1663 году – новгородским воеводой, в 1671-1672 гг. – тобольским воеводой. Позже был судьей приказа казанского дворца и начальником сибирского приказа. Умер в 1697 году. Все Репнины являлись государственными и военными деятелями. Об этом свидетельствует герб князей Репниных: щит разделен горизонтально на две неровные части, и верхняя, большая, разделена перпендикулярно на две половины. В правой верхней половине, в красном поле, - герб великого княжения киевского: ангел в одежде сребротканой, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой – золотой щит. В левой половине – герб княжения черниговского: в золотом поле черный одноглавый орел с распростертыми крыльями держит в левой лапе большой золотой крест. В нижней части герба в серебряном поле – две птицы, из коих каждая держит во рту стрелу, а в лапе золотой шар. Щит покрыт княжескою мантией и российско-княжескою шапкою

Военная карьера А.И.Репнина

… И он промчался пред полками, Могущ и радостен как бой. Он поле пожирал очами. За ним во след неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова. В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны. И Шереметьев благородный, И Брюс, и Боур, и Репнин, И счастья баловень безродный Полудержавный властелин. А.С.Пушкин

Репнин Аникита Иванович (1668-1726) – военный деятель, генерал-фельдмаршал. С юношеских лет Репнин состоял при Петре I. В 16 лет он был определен стольником к Петру (которому тогда было 12 лет) и при учреждении юным царем в 1685 г. "потешных" войск в селе Преображенском близ Москвы получил чин поручика, через два года произведен уже в подполковники. Оберегал царя в Троицком монастыре во время мятежа стрельцов в 1689 г. Подавление мятежа и отстранение Петром от власти правительницы Софьи вывели на арену активной деятельности плеяду убежденных сторонников юного царя, среди которых был и Репнин. Во время первого Азовского похода Петра (1695 г.) Репнин отличился, захватив у турок две береговые башни с 32 пушками, во втором походе под Азов (1696 г.), командуя фрегатом, участвовал во взятии этой крепости, давшей России выход к южным морям. С 1698 г. Аникита Иванович в чине генерал-майора занимался формированием и обучением пехотных полков. В это время Петр начал готовиться к войне со Швецией, и, действуя по его указаниям, А.Репнин и Ф.Головин к весне 1700 г. сформировали в селе Преображенском под Москвой 27 пехотных и 2 драгунских полка. Аникита Иванович был назначен командиром дивизии, состоящей из 9 пехотных полков. Видя усердие Репнина в наборе и подготовке войск, царь в июне 1700 г. произвел его в генералы от пехоты - чин, соответствовавший генерал-аншефу. Князю в этот момент было 32 года, и он первым из лиц знатных фамилий в этом возрасте поднялся так высоко в военной карьере. (показываю герб рода Репниных) С началом Северной войны войска под командованием Головина двинулись к Нарве, а Репнин был направлен царем в Новгород, где он набрал и направил к Нарве новую дивизию. Назначенный генерал-губернатором Новгорода, он продолжал набор войск, затем приводил в порядок полки, вернувшиеся из-под Нарвы после жестокого поражения. Вскоре пришел и его черед отправиться на поля сражений: в августе 1701 г. он во главе 19 полков двинулся в Лифляндию, где вошел под командование фельдмаршала Б.Шереметева. Под его руководством Репнин набирался боевого опыта, учился бить шведов не только числом, но и уменьем. Полки Аникиты Ивановича приняли участие в осаде и взятии Нотебурга, в овладении Ниеншанцем и Нарвой. Не обладая выдающимися полководческими талантами, Репнин, по оценке военных историков, действовал в сражениях с должной настойчивостью и разумностью, был "отважен без задору, но готовым, если надо для великого дела, и умереть, не пятясь". Из-под Нарвы Петр направил Репнина во главе 10-тысячного корпуса к польским границам на помощь союзнику - польскому королю Августу II. Аникита Иванович действовал в соответствии с напутствием царя - остерегаться "двух дел: первое, чтоб не зело далеко зайтить, второе, что если захочет король дать генеральный бой со всем войском шведским, на то не поступай и скажи, что именно того делать тебе не ведено". Наряду с удачными боями в действиях русских войск был один критический период, когда они были блокированы в Гродно стремительно подошедшей армией Карла XII. После 75-дневной блокады, выбрав момент, Репнин организовал скрытную переправу войск на левый берег Немана и отошел к Бресту. При этом были уведены вся артиллерия и обоз, сохранены все больные и раненые. "Воистинно ныне уже весело жить по уведомлению сего", - радовался этой удаче Петр. Летом 1708 г. в боевой службе Репнина неожиданно произошел драматический поворот. Русская армия, против которой двинулись главные силы Карла XII, при отступлении заняла позицию у села Головчино. В ночь на 3 июля шведские полки атаковали дивизию генерала Репнина, находившуюся в центре позиции русских войск, и после двухчасового упорного боя опрокинули ее. Это повлекло за собой общее отступление русской армии. В этом сражении Репниным было потеряно 10 пушек, которые Петр повелел ему затем восстановить на собственные средства. Рассерженный Петр приказал А.Меншикову "про сие злое поведение накрепко разыскать, начиная с первого до последнего". При производстве следствия Меншиковым не было учтено, что дивизия Репнина была неожиданно атакована превосходящими силами противника, своевременно не получила помощи от соседних войск и тем не менее смогла нанести шведам значительный урон. В острастку другим военачальникам царь, хотя и любил князя Репнина, разжаловал его в солдаты. По горячим следам Головчина Петр составил знаменитые "Правила сражения", определявшие порядок действий войск на всех этапах боя, и особенно взаимодействия пехоты, кавалерии и артиллерии. При разборе "головчинского позора" Аникита Иванович выказал удивительное благородство, взяв всю вину за случившееся на себя, не сделав ни одной попытки переложить ответственность на других военачальников и своих подчиненных. В сражении при Лесной (сентябрь 1708 г.) князь Репнин действовал как рядовой воин. После выигранного сражения Петр восстановил Репнина в генеральском звании и должности начальника дивизии, особо отличившегося в этой битве, по ходатайству князя М.Голицына. В последующих боях Аникита Иванович полностью оправдал доверие царя. В Полтавском сражении 27 июня 1709 г, во многом предопределившем исход войны со шведами, Репнин командовал двенадцатью пехотными полками в центре позиции. 3 июня в 2 часа ночи шведская армия начала наступление, однако из-за сильного огня русских им пришлось остановиться. Шведы понесли большие потери были отброшены к Будищенскому лесу. После этого Петр принял решение дать сражение на открытой местности. В девятом часу утра шведы перешли в наступление. Русские войска с близкого расстояния открыли сильный артиллерийский и ружейный огонь, который нанес врагу большой урон. Под Полтавой шведы понесли огромные потери, большие, чем в любом другом сражении в истории королевства. Битва под Полтавой и последовавшая за ней капитуляция означали решительный перелом в войне. Заключенный позднее мир положил конец шведскому великодержавию и одновременно возвестил о рождении в Европе новой великой державы - России. За свои действия и победу Репнин был удостоен от царя высшей награды - ордена святого Андрея Первозванного.

«А.И.Репнин – владелец села Великого»

За победу под Полтавой Петр I пожаловал своему сподвижнику, боевому генералу Репнину богатое, крупнейшее в Ярославском крае село Великое с окрестными селениями. С этих пор село перестает быть царским. Князь распорядился заложить храм во имя Рождества Богородицы в центре села в ознаменование славной виктории под Полтавой. Строительство храма было завершено в 1712 году. После смерти генерала Репнина возведение архитектурного ансамбля продолжили его потомки. В 1741 году по заказу внука фельдмаршала П.И. Репнина был построен теплый храм Покрова Богородицы.(фотография храма) В середине XVIII века подрядчик Иван Зарубин приступил к закладке соборной колокольни.(показ «Великосельской свечи»). Примечательно, что это один из немногих памятников Полтавского сражения. С постройкой колокольни был заверешен архитектурный ансамбль центральной части Великого. Обе церкви соединялись между собой кирпичной оградой с двумя арочными проездами. Между храмами устремлена в небо колокольня с символическим «окном в Европу», колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы. С восточной стороны храмов был разбит фруктовый сад, обнесенный кирпичной оградой с четырьмя часовнями на углах. В великосельском кремле архитекторма удалось воплотить дух русского народа, его доброту и красоту. После смерти Петра, не желая участвовать в интригах, Аникита Иванович вернулся к губернаторству в Риге, где скончался 3 июля 1726 г. на 58-м году жизни. Репнин был похоронен 10 июля в церкви Александра Невского города Риги.

Сравнительный анализ архитектурных ансамблей в Коровниках и Великом

XVII век – Золотой век Ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. В центре древнего посада, там, где находились богатые усадьбы могущественных купеческих династий, сохранился ряд памятников, открывших расцвет Ярославского каменного зодчества. Именно здесь находится знаменитый ансамбль в Коровниках: церковь Иоанна Златоуста, церковь Владимирской иконы Божьей Матери и колокольня между ними. Однажды рассматривая фотографии ансамбля в Коровниках, обратив особое внимание на летний храм Иоанна Златоуста, я вдруг увидела в нем черты нашего храма, Рождества Богородицы. Заметив это, я провела исследовательскую работу по сравнению этих двух архитектурных памятников. Храм Покрова Богородицы и колокольня в Великом были пристроены позже, поэтому основной акцент я делала на сравнении летних храмов. Во-первых, примечательно то, что даже и сама слобода Коровники, и наше Великое имеют схожие черты. Одним из основных занятий и тех, и других жителей было скотоводство и продажа скота и молочных продуктов. Общим являлось и производство изразцов. Кроме того, в Коровниках абсолютное большинство домов – деревянные. Ту же картину мы наблюдаем и в Великом: издавна село было деревянным. Ну, и наконец, главное сходство Коровников и Великого – это архитектурные ансамбли. Оба состоят из двух храмов,зимнего и летнего, и колокольни. Проведем аналогию храма Иоанна Златоуста в Коровниках и храма Рождества Богородицы в Великом. Устремленность ввысь четко и последовательно выражена в каждой детали храмов. Композиции обоих церквей сведены к пяти главам основного здания, причем эти главы – огромные шары на нарядных барабанах. Центральный барабан храма Иоанна Златоуста в Коровниках – с окнами, остальные глухие. Тоже наблюдается и у великосельского храма Рождества Богородицы, только там в основном окна глухие, имеющие чисто декоративное значение. Исключительная роль в отделке храмов играют изразцы растительного орнамента. Кроме того, наличники окон украшают керамические плитки с изысканным и сложным сюжетом. Связывают храмы и в Коровниках, и Великом колокольня и Святые ворота. И хотя колокольни построены в разное время и сравнивать их по стилю нельзя, но тем не менее они обе обладают необыкновенной стройностью. За это колокольня в Коровниках даже получила в народе прозвище «Ярославской свечи». Я считаю, что и наша колокольня вполне заслуживает аналогичного названия: «Великосельская свеча». В основу постройки нашей колокольни пошел «восьмерик», расположенный на «четверике». «Ярославская же свеча» не имеет «четверика». От самой земли у нее восемь граней. Но сходство можно наблюдать и в нарядных ярусах звона с тройными пучками колонок. При обоих ансамблях долгое время находилось обширное кладбище, что также является немаловажным элементом сравнения ансамблей. Сейчас Ярославль готовится к тысячелетию города. История его связана с историей страны до начала XVII века, когда Ярославль играл в экономическом развитии страны огромнейшую роль, так как находился на торговом тракте Москва – Архангельск. Сюда Петр Великий со своими сподвижниками ездил строить первые русские корабли, создавая северный флот. Одним из его ближайших сподвижников был Аникита Иванович Репнин, который, я думаю, тоже проезжал по этому тракту, Ярославлю. И возможно тогда он и увидел архитектурный ансамбль в Коровниках, который был построен в середине XVII века. Когда за победу под Полтавой Петр пожаловал Репнину село Великое, Аникита Иванович, ориентируясь на запавший в душу ансамбль в Коровниках, и повелел заложить подобный в честь славной победы над шведами. Известно, что многие годы этот ансамбль использовался первоклассными ярославскими зодчими как пример для подражания. Правда, он получился не такой пышный и богатый, так как Репнин был небогатым князем, но тем не менее ансамбль поражает своей возвышенностью, строгостью и величием. Таким образом, именно Аникита Иванович Репнин подарил великоселам это «архитектурное чудо», и мы должны отдать дань памяти этому человеку, так много сделавшего для процветания нашего села. Наследники Репнина Семейная жизнь Аникиты Ивановича оказалась менее благополучной, чем его военная карьера. Три раза он вступал в супружество: в первый раз – с Прасковьей Михайловной Лыковой, второй раз – с Прасковьей Дмитриевной Нарышкиной, рожденной княжной Голициной. Первые два оказались бездетными. И только от третьего брака (имя жены неизвестно) у него появилось три сына: Василий, Юрий и Иван и дочь Анна. Впоследствии она вышла замуж за князя Волконского. В 1715 году Пётр I отправил братьев Василия и Юрия Репниных в Париж за науками. Однако радения к наукам они не проявили, вскоре перебрались в Вену, где с большим прилежанием предались пьянству и разгулу. Получив о том известие, фельмаршал Репнин обратился к Петру с просьбой отозвать сыновей в Россию, чьё обучение уже обошлось родителю в 15 тысяч рублей. «Но главное, - писал Репнин, - такое времяпровождение вряд ли идёт на пользу государству». Пётр I приказывает братьям вступить волонтерами в австрийскую армию принца Евгения Савойского (1717 год). Но поскольку и волонтерство ограничилась сидением в обозе и общение с марки-тантками, Пётр повелевает Репниным вернуться домой. В даль-нейшем Репнины участвовали в Северной войне, в русско-турецком театре военных действий и были повышены по службе. В общем, дети Аникиты Ивановича Репнина оказались неради-выми учениками, и вместо того, чтобы приумножать богатство отца, бездумно растрачивали его. В 1726 году село Великое перешло к наследникам Репнина – сыновьям Ивану, Василию и Юрию, а затем владельцем села стал внук Репнина. После сильного пожара в 1756 году, прозванного зажигиным, когда выгорело 2/3 села, Петр Иванович, который и возводил звонницу, предложил великосёлам выкупиться на волю. Те не сумели быстро собрать назначенную сумму, и Репнин продал село Савве Собакину-Яковлеву – хваткому и жестокому дворянину, основателю Ярославской полотняной мануфактуры и владельцу уральских рудников. Лишь необыкновенный архитектурный ансамбль напоминает жителям села о его удивительной истории.

Новая традиция в истории села – праздник «Первая победа»

Мне хотелось бы заострить ваше внимание на судьбе архитектурного ансамбля. Дело в том, что в течение восьмидесяти лет эти храмы находились в заброшенном состоянии. В Советском Союзе они были осквернены и закрыты. Долгие годы Божьи церкви полнились грудами мусора, по стенам ползли зловещие трещины, лики святых были обезображены краской. Но к счастью, появился в нашем селе человек, отец Алексий, их нынешний настоятель который взялся возродить храмы. Было приложено огромное количество труда, проведены значительные реставрационные работы, прежде чем над Великим вновь поплыл малиновый звон колоколов, а в храме Рождества Богородицы прошла первая служба. Кроме того, батюшка организовал ежегодное празднование первой крупнейшей победы в Северной войне, а именно славной виктории под Полтавой (см. приложение «Интервью с настоятелем «Великосельского кремля» отцом Алексием»). В это время в нашем селе развертывается настоящее «сражение», которое очень звучно и красочно разыгрывают приглашенные батюшкой военно-исторические клубы России, в том числе «Россия молодая». Привлекает он к участию и ребят из школы, техникума и детского дома. Праздник проходит три дня. Перед началом Полтавского торжества в храме служится молебен, чтобы сам Спаситель благословил нас и праздник прошел удачно. В первый день – информационно-ознакомительный – организуются экскурсии по селу,в которых и я принимаю непосредственное участие, рассказывая туристам о богатой истории нашего села. Работает видеозал, где показываются фильмы о Великом. Хочу заметить, что немаловажным элементом праздника является кухня под открытым небом. Каждый из желающих может бесплатно подкрепиться вкусной кашей и набраться сил для участия в спортивных состязаниях. Соревнования проходят во второй день. Приглашенные военно-исторические клубы, военнослужащие ВСРФ устраивают показательные спортивные выступления:рукопашный бой, фехтование… А потом и великосельские молодцы могут посоревноваться в силе и ловкости в большой боевой эстафете. Кроме того, в этот день начинает работу ярмарка ремесел «Великосельская слобода». Мастер-классы демонстрируют свои таланты в вышивании, плетении корзин, работе с глиной, росписью посуды. Примечательно, что и все заинтересовавшиеся могут тоже на время попробовать себя в роли ремесленника. Третий день является кульминацией празднества. Именно в последний день начинается самое интересное. Костюмированный парад войск, театрализованная ассамблея и, конечно же, реконструкция фрагмента Полтавской битвы. Созерцая все это действо, перестаешь ощущать себя во времени. Прошлое и настоящее словно сплелись воедино. Ты становишься участником исторического процесса, и это здорово. Завершает праздник концерт «Отечеству слава!» .Поводятся итоги, награждаются герои и участники. А заключительным аккордом является праздничный фейерверк, озаряющий яркими красками вечернее небо в память о Петре, который так любил иллюминации, и его ближайшем сподвижнике и друге, бывшем владельце села Аниките Ивановиче Репнине.

Заключение. Выводы и обобщения.

В ходе данного исследования я добилась следующих результатов:

Проследила путь А.И. Репнина как государственного и военного деятеля; установила роль А.И. Репнина в развитии села Великого; предложила свою версию истории создании великосельского кремля.

На основании результатов исследования я пришла к выводам:

Определила важный вклад А.И.Репнина в военную историю нашего государства времен Петра I; доказала значительную роль А.И. Репнина в процветании нашего села; разработала и обосновала свое предположение об истории создания архитектурного ансамбля в Великом. Работая над исследованием, я не только сама изучила жизнь и значение Аникиты Ивановича Репнина для нашего села, но и познакомила с его биографией жителей и гостей Великого, учавствуя в проведении экскурсий по селу. Тем самым я стараюсь приобщать жителей села, в том числе и молодое поколение, к краеведению. Я считаю, что мое исследование актуально. В нашем селе появилась новая традиция – празднование победы в Полтавском сражении, в честь которой и был воздвигнут архитектурный памятник – храм Рождества Богородицы, освященный в 1712 году. В этом году уже третий раз будет проходить подобное празднество в рамках подготовки 300-летия Полтавской баталии. Наш праздник с каждым годом становится популярнее и известен не только жителей нашего района, но и жителям области и даже столицы. В эти дни в Великое прибывают сотни гостей, желяющие увидеть и поучаствовать в этом театрализованном зрелище.

Использованная литература

1. Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля» М. «Искусство» 1984;

2. В.И. Жельвис «Прогулки по Ярославлю», «Верхняя Волга» Ярославль 2001;

3. личная переписка с Музеем истории города Риги и мореходства;

4. материалы Великосельского краеведческого музея;

5. Л.В. Яковлев «Село, о котором писал Ленин», Ярославль, 1988;

6. www.rulex.ru.

Князь Аникита Иванович Репнин (1668 - 3 июля (14 июля) 1726, Рига) - русский военачальник и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1724), участник Северной войны.

Первый генерал-губернатор Рижской губернии (с 1719 года до самой смерти), второй по счёту (после А. Д. Меншикова) Президент Военной коллегии (1724-26).

Ранние годы

Родился в семье боярина, новгородского и тамбовского воеводы, начальника Сибирского приказа Ивана Борисовича Репнина (ум. 1697) и его жены Евдокии Никифоровны Плещеевой (ум. 1695). В 16 лет начал придворную службу спальником и вошел в тесный круг приближённых молодого царя Петра Алексеевича. В 1685 году, при учреждении потешной роты, пожалован поручиком её. Во время мятежа 1689 года одним из первых прибыл в Троицкий монастырь для охраны царя Петра от сторонников Софьи.

В чине полуполковника Преображенского полка участвовал в кожуховских манёврах (1694), в 1695 году получил боевое крещение под Азовом, находясь в главной квартире в качестве генерал-адъютанта генерала А. М. Головина. Второй Азовский поход в 1696 году совершил в отряде генерал-адмирала Ф. Лефорта в должности капитана морской роты.

В 1698 году именовался генерал-майором и содействовал быстрому усмирению стрелецкого бунта в Москве, своевременно успев занять Воскресенский монастырь.

Во главе «дивизии»

В 1699 году Репнину поручено было сформировать в Казани 10 солдатских полков; набор в низовых городах произведен был Репниным лично. Формирование было закончено в следующем году, причём 8 новонабранных полков составили «третье генеральство» действующей армии под началом Репнина (кроме того, после смерти генерала П. Гордона ему подчинён Бутырский полк).

Великий Государь Царь и Великий Князь Пётр Алексеевич... пожаловал ближнего стольника, Преображенского полка подполковника князя Никиту Ивановича Репнина за многие его службы и радение указал ему быть в генералах и ведать выборный полк генерала Петра Ивановича Гордона.

П. О. Бобровский. История лейб-гвардии Преображенского полка. Том 1. - СПб. 1900.

В октябре 1700 года Репнин выступил со своей «дивизией» под Нарву, но, узнав на марше у оз. Самро о поражении русских, повернул назад и спешно отошел к р. Луге, где принял на себя отступавшие остатки армии и вместе с ними вернулся в Новгород, где - по повелению Петра - занялся приведением в порядок расстроенных русских полков. В Новгороде он оставался всю зиму 1700/01 года, причём некоторое время исполнял обязанности губернатора вместо взятого в плен генерал-майора И. Ю. Трубецкого.

В 1701 году во главе 20-тысячного корпуса направлен в Лифляндию для содействия саксонскому фельдмаршалу Штейнау, ничем не помог союзникам в несчастном сражении на Двине 8/19 июля 1701 года, после чего в середине августа вернулся в Россию. Штейнау оставил такой отзыв о русском корпусе:

Сюда прибыли русские войска, числом около 20 000. Люди вообще хороши, не больше 50 человек придется забраковать; у них хорошие мастрихтские и люттихские ружья, у некоторых полков шпаги вместо штыков. Они идут так хорошо, что нет на них ни одной жалобы, работают прилежно и скоро, беспрекословно исполняют все приказания. Особенно похвально то, что при целом войске нет ни одной женщины и ни одной собаки; в военном совете московский генерал сильно жаловался просил, чтобы женам саксонских мушкетеров запрещено было утром и вечером ходить в русский лагерь и продавать водку, потому что через это его люди приучаются к пьянству и разного рода дебоширству. Генерал Репнин человек лет сорока; в войне он не много смыслит, но он очень любит учиться и очень почтителен: полковники все немцы, старые, неспособные люди и остальные офицеры люди малоопытные…

В последующем А. И. Репнин участвовал в завоевании русскими Ингрии и Прибалтики, был вторым командующим генералом при взятии Нотебурга (1702), Ниеншанца (1703), Нарвы (1704) и Митавы (1705). В январе 1706 года вместе с генерал-фельдмаршал-лейтенантом Г. Б. Огильви был блокирован шведским королём Карлом XII в Гродно, но сумел вырваться и соединиться с основными силами, совершив переход из Гродно через Брест и Волынь к Киеву.

В двадцати двух километрах к северу от районного центра Парфеньева, образуя большой обжитой остров в океане густых лиственных и хвойных лесов, вольготно расположилось старинное село Матвеево. Доходящие сюда отроги Северных увалов образуют здесь слегка холмистую и очень живописную местность, замечательную удивительным сочетанием ближних и дальних ландшафтов.

Русские летописи повествуют о том, что в первом тысячелетии новой эры на территории лесного Заволжья, как и в восточной части междуречья Волги и Оки, обитало финно-угорское племя меря. О том, что люди этого племени обживали эти места, говорит нам сам “язык земли” сохранившийся в названии местных рек: Во́хтома Пе́сома, И́лезем

Начиная с IX века в мерянскую землю двумя потоками — от Новгорода и Смоленска — двигались славянские поселенцы: новгородские и псковские охотники, добывавшие в здешних лесах белку, бобра, выдру и в первую очередь — куницу.

Существует предположение, что и само название села произошло от имени главаря охотничьей артели Матвея, избравшего это место для постоянного проживания. Со временем к стойбищу матвеевских охотников стали прибиваться беглые землепашцы, во времена великой смуты бежавшие на восток.

По архивным исследованиям краеведа Дмитрия Фёдоровича Белорукова, первое упоминание о Матвееве относится к 1620 году. Село существовало на территории бывшей Вохтомской волости, входившей в Чухломскую осаду (уезд). Первоначально административное деление было приурочено к рекам, и Вохтомская волость располагалась по берегам реки Вохтомы. Позже часть Чухломской осады была передана в Парфеньевскую осаду, и Матвеево с окружающими его деревнями вошло в состав Окологородней волости Парфеньевской осады. Самостоятельно Матвеевская волость стала существовать только к XIX веку. В то время она входила в Кологривский уезд. Территорию Матвеевской волости пересекал Старо-Вятский торговый тракт из Архангельска через Чухлому, село Ильинское (Валявкино), в Кологрив и Сибирь.

Матвеевская вотчина и её владельцы

Борис Александрович Репнин

История села связана с историей Матвеевской вотчины князей Репниных, которую получил боярин князь Борис Александрович Репнин за заслуги перед отечеством: он участвовал в освобождении Москвы от поляков; поддержал кандидатуру М. Ф. Романова при становлении его на престол и стал опорой царя в государственном управлении.

Большая советская энциклопедия предоставляет нам о Б. А. Репнине следующие сведения: “Б. А. Репнин (… — 1670), князь, государственный политический военный деятель, боярин с 1639 г. С 1638 г. возглавлял приказы: Иконный, Сыскных дел, Золотой, Серебряной, Оружейной палаты и др. В 1642 г. попал в опалу, был выслан воеводой в Астрахань (до 1646 г.). В 1648 — 49 гг. судья Владимирского Судного, с 1652 г. — Разбойного приказов.

1656 – 59 гг. воевода в Смоленске. В 1658 (1657) гг. в отсутствие царя Алексея Михайловича возглавлял Боярскую думу…”.

Матвеевская вотчина была пожалована Б. А. Репнину М. Ф. Романовым в 1629 году. В ту пору в неё входило 5 деревень: Захарово, Рубцово, Григорово, Городище и Кунаково. До Репниных этими землями долгое время владели костромские бояре Сабуровы, древний род которых происходил из Галича. В Костроме они имели свое подворье. Сабуровы были против избрания на российский престол Михаила Романова, за что и лишились своих угодий.

В переписи 1620 г. Матвеево упоминается как деревня. Но поскольку к 1633 г. здесь уже были построены две деревянные церкви, в честь Рождества Богородицы и в честь апостола Матфея, Матвеево стало называться селом и превратилось в центр Матвеевской вотчины князей Репниных. Здесь располагалось и вотчинное правление. В переписи 1646 г. говорится: ”За боярином, за князем Борисом Александровичем Репниным село что была деревня Матвеево , а в нём двор помещиков, а в нём живут приказчики переменные, да двор попа Михеева, да двор пономаря Серёжки Яковлева, да крестьянские дворы”.

Б. А. Репнин со временем передал вотчину своему сыну Ивану. В переписи 1676 г. можно прочесть: “За князем, за Иваном Борисовым Репниным село Матвеево на речке Вохтоме, а в нем двор вотченников, да двор скотский, а в нём живёт скотник Прошка Мартьянов, а крепок он во крестьянстве по писцовым книгам, да в селе крестьянских дворов три да пять дворов пустых, да к селу деревни Григорово, Рубцово, Захарово, Михалёво, Кунаково, Тихоново, да починки Мичурин, Завражье а в них 91 двор, да 7 дворов бобылей, да 17 дворов нищих”.

Никита Иванович Репнин

От Ивана Борисовича село перешло во владение Никите (или Аниките) Ивановичу Репнину (1668 — 1726), князю, военачальнику, генерал-фельдмаршалу (1725 г.), с юношеских лет состоявшему при Петре I. В 1685 г. он поручик потешной роты. Н. И. Репнин — участник Азовских походов 1695-96 гг., с 1696 г. — генерал-майор. В начале Северной войны он командовал дивизией, участвовал во взятии Нотебурга и Нарвы. В Полтавском сражении 1709 г. командовал центром русской армии. В 1709 -10 гг. руководил осадой и взятием Риги. В 1712-13 и в 1715-16 гг. командовал войсками в Померании. В 1712 г. Никита Иванович — генерал-губернатор Лифляндии, с 1724 по 1725 гг. — президент Военной коллегии.

После смерти Петра I А. И. Репнин выступил за провозглашение Екатерины I императрицей, но вскоре был удалён А. Д. Меншиковым в Ригу.

При Никите Ивановиче матвеевские плотники участвовали в построении дворца в Петербурге, конюшни в вотчине Репниных на Орловщине, при нём же построили тёплую церковь в Матвееве. Он начал поощрять отходничество своих крестьян в города на заработки. Во время владения волостью Никиты Репнина и появилось у здешних жителей прозвище агафоны-рябинники .

История эта рассказана в рукописной повести уроженки Матвеева А. А. Избековой “Агафоны-рябинники”. Рукопись повествует, что барин — большой любитель орловских рысаков, задумав построить конюшню в своём Богородицком имении, на Орловщине, приказал своему управляющему прислать ему из Матвеевской вотчины лучших плотников, о мастерстве которых был наслышан. Была собрана дюжина умельцев из Матвеева и окрестных деревень. Старшим в артели был Агафон. Плотники полакомились виноградом, растущим в барской теплице, приняв его за рябину. А когда разгневанный барин призвал их к ответу, условились говорить одно и то же. Так каждый из плотников на вопрос “Как тебя зовут?” отвечал: “Агафон”. И когда барин спрашивал: ”Что ел?”, — каждый говорил: “Рябину!” Так и обругал он в сердцах всех плотников агафонами-рябинниками. Но наказывать не стал, подивившись их смекалке да взаимной поруке. А за плотниками так и закрепилось это прозвище, привезённое ими домой и постепенно перешедшее на всех местных жителей.

В Москву, где Репнины имели дворец, из Матвеевской вотчины везли пушнину, мёд, мясо, зерно.

Пётр Иванович Репнин

После смерти Никиты Ивановича Матвеевской вотчиной владели братья Репнины: Пётр Иванович и Сергей Иванович.

Пётр Иванович Репнин — генерал-аншеф, обер-шталмейстер царского двора; владелец Липецких железных заводов, на которых в 1754 году произошёл бунт рабочих. Репнин, запутавшись в своих финансовых делах, наделал много долгов и просил Екатерину II списать эти долги. Но императрица передала это дело в Сенат, который решил за неуплату долгов отобрать у Репнина ряд имений, в том числе и Матвеевскую вотчину. И в 1768 г. часть Матвеевской вотчины: 25 деревень с 700 душами мужского населения в них — перешло в дворцовый приказ, и крестьяне стали называться “коронными” (государственными). Князь П. И. Репнин часть долгов уплатил, и Матвеевскую вотчину ему вернули, “как жалованную дедову”.

Другая же часть вотчины, принадлежавшая Сергею Ивановичу, после смерти его (оба брата были бездетны) перешла к двоюродному брату Николаю Васильевичу Репнину — фельдмаршалу, прославившемуся в войне России с Турцией, чей портрет вошёл в изданный великим князем Николаем Михайловичем альбом “Русские портреты XVII — XIX веков”. В Русском музее сохранился портрет его младшей дочери — фрейлины императорского двора Прасковьи Николаевны, в замужестве Голицыной.

Николай Васильевич Репнин

Николай Васильевич Репнин (1734 — 1801) — князь, военачальник и дипломат, генерал-фельдмаршал (1796), начинал свою военную карьеру с прапорщика в 1749 г. Участвовал в Семилетней войне 1756 — 63 гг.

В 1762 — 63 гг. был послом в Пруссии, а с 1763 по 1769 г. — в Польше, где активно вмешивался во внутренние дела государства и добился заключения Варшавского договора 1768 года. Во время Русско-Турецкой войны 1768 – 74 гг. Н. В. Репнин командовал дивизией в сражениях при Ларге, Кагуле, участвовал в разработке условий Кючук — Кайнорджийского мира 1774 г. В 1774 — 75 гг. был послом в Турции. При его посредничестве был заключён Тешенский мир 1779 г. между Австрией и Пруссией.

Во время Русско-Турецкой войны 1787 — 1791 гг. командовал дивизией и успешно исполнял обязанности главнокомандующего во время отсутствия Г. А. Потёмкина. После победы при Мачинах Репнин вынудил турок подписать в Галаце предварительные условия мира, ставшие основой Ясского мирного договора 1791 г.

В 70 — 90 гг. ХVIII в. Н. В. Репнин — генерал-губернатор различных губерний. После неудачной дипломатической миссии в Пруссию и Австрию в 1798 г., с целью создания антифранцузской коалиции, был уволен в отставку.

В “Экономическом описании Кологривского уезда” 1790 г. значится: “Село Матвеево с деревнями Григорово, Сазоново, Дедово, Чихачёво, Завражье, Хвостилово, Артёмово с починками Костылёво, Родино, Левино, Горелец, Михалёво, Мичурино, Зяблецово, Савин, Абросимов, Митин, Фёдоровский принадлежит Н. В. Репнину. Всего 640 дворов и людей в них 1597 человек мужского пола и 1970 человек женского. В селе церкви Рождества Богородицы и апостола Матвея деревянные, да дом господский деревянный, земли в вотчине 33000 десятин, из них под строением 210 десятин, под пашней 8 174 десятин, под сенокосом 1 856 десятин, и под лесом 23 269 десятин”.

В Матвееве у Репниных была своя винокурня, где имелись два медных куба, в которых выкуривалось 320 вёдер водки в год. В деревнях было развито приготовление солода, который шёл на продажу и на приготовление пива и браги.

Основным занятием крестьян Матвеевской вотчины было землепашество. Сеяли здесь главным образом рожь, овёс, ячмень, лён и в небольшом количестве — пшеницу. Из овощей выращивали лишь картофель, лук, брюкву. Занимались также животноводством, бортничеством, ремёслами. Особым кормильцем для них был, конечно же, лес. Помимо охотничьей добычи, грибов, ягод, дров для обогрева жилища он давал и сырьё для ремесла.

Хозяйство в то время было натуральное, крестьянам приходилось самим обеспечивать себя всем: ткали дома полотно для белья, грубошёрстные ткани — для одежды; шубы и тулупы выделывали из овчины; снабжая себя обувью, плели лапти из коры липы и берёзовые ступни; валенки катали из шерсти; сапоги — из местного кожсырья; делали посуду из дерева и из глины; сами же изготовляли для себя хозяйственный инвентарь: сохи, бороны, вилы, грабли, телеги, сани, упряжь и пр. На сельских ярмарках можно было купить всё, начиная с корзин и коробов и кончая санями. Самая большая и богатая ярмарка проходила в селе в сентябре, в канун престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Поскольку ни суглинистые почвы матвеевской округи, ни довольно-таки суровые особенности северного климата не способствовали большим урожаям в хлебопашестве, матвеевцам приходилось искать заработки на стороне, т. е. заниматься отхожим промыслом, в основном это было плотникое дело. Отходничество здесь было развито исстари, и владельцы вотчины Репнины его поощряли, так как отходники платили оброк деньгами, даже вместо своих рекрутов покупали рекрутов на стороне, чтобы сохранить своих мужиков-отходников. Матвеевские плотники участвовали в строительстве Нижнего Новгорода, Царского Села, Александрова, Петербурга.

Н. В. Репнин по причине своей военной и дипломатической занятости не мог уделять должного внимания Матвеевской вотчине. Все дела здесь решали приказчики. С крестьян увеличивался оброк. Селяне, дабы свести концы с концами в своих хозяйствах и расплатиться с барином, всё чаще уходили на заработки в города.

Всё больше тяжесть крестьянской работы ложилась на плечи женщин.

Волконские-Репнины

Николай Васильевич Репнин отдал Матвеевскую вотчину дочери своей Александре Николаевне, вышедшей замуж за князя Г. С. Волконского. За значительные заслуги перед отечеством князей Репниных царь решил сохранить эту фамилию, и к фамилии “Волконский” было прибавлено “Репнин”. Эта чета Волконских-Репниных явилась родителями декабриста С. Г. Волконского. После смерти Г. С. Волконского в 1824 г. вотчина перешла во владения к его сыну Николаю Григорьевичу Волконскому, а после кончины Николая вотчиной завладела его жена Варвара Алексеевна Разумовская. Варвара Алексеевна отдала вотчину в приданое дочери Елизавете Николаевне, вышедшей замуж за П. И. Кривцова (брата декабриста С. И. Кривцова).

Вторая часть вотчины, что располагалась за рекой Вохтомой и состояла из 117 душ, отошла в приданое другой дочери Варвары Алексеевны — Прасковье Николаевне, вышедшей замуж за Голицына.

Матвеевцы уже давно соединили две части вотчины Барским мостом. Во владения Волконских вместе с Матвеевом вошли деревни Захарово, Рубцово, Городище, Кунаково, половина Бабкина (вторая была у Раевской), Зайцево, Григорово. Дарья Репнина вышла замуж за Коленберха.

Несколько деревень у Репниных купил чухломский помещик А. И. Шипов — прокурор в Петербурге. Впоследствии он их отдал в приданое дочери, вышедшей замуж за предводителя Костромского дворянства С. Ф. Купреянова.

Пётр Михайлович Волконский

К середине ХVIII века Матвеевская волость почти вся находилась во владение Петра Михайловича Волконского.

П. М. Волконский (1776 — 1852) — светлейший князь, сановник, член Государственного совета (1821), генерал-фельдмаршал (1843), участник Отечественной войны 1812 г. Был генерал-квартирмейстером армии в 1810 — 1812 гг., являлся основателем Петербургского военного училища колонновожатых. В 1813 — 1814 гг. Волконский состоял в должности начальника Главного штаба Александра I; с 1813 по 1823 гг. возглавлял военное управление, был участником Венского конгресса 1814 — 1815 гг.

Алексей Петрович Репнин (Волконский)

После кончины Петра Михайловича во владение вотчиной вступил Алексей Петрович. К этому времени род Репниных обеднел. Дворец, принадлежащий Репниным на Фонтанке, пришлось продать и поселиться в Москве на Остоженке. Для Репниных, всегда кичившихся своим богатством и родовитостью, это явилось страшной бедой. Бедность отрезала их от большого света.

Тяжёлым ударом было то, что относиться к ним стали как к инородцам, министры обращались через третье лицо, коллеги “заболевали”, когда нужно было ехать к Репниным. Алексей Петрович старался соблюдать все нормы света, несмотря на неоплаченные векселя, задолженность ростовщикам, заложенное в ломбарды серебро, но положение усугублялось.

Немалый урон финансовым делам нанесло и то, что в их Матвеевской вотчине случился пожар. Село горело не раз. А в 1849 г. Матвеево сгорело полностью. Сгорели и 10 только что отстроенных, новых домов. Нужно было отстраивать село заново.

В расстроенных чувствах Алексей Петрович всё чаще открывал шкатулку чёрного дерева, привезённую из турецкого похода. В ней хранились 7 листов с родословной Репниных. С гордостью говорил он сыну Николаю, что род их древнее рода Ивана Калиты, что их предков хоронили на Красном холме, рядом с собором, где погребали царей. Вспоминал он домовую церковь, спектакли, фамильное серебро, собиравшееся 30 лет; дворцы в Москве и Петербурге (рядом с Зимним дворцом); свою мастерскую и огромную библиотеку со старинными учёными книгами. “Ты должен вернуть былую славу Репниных. Для этого у тебя есть всё: ум обаяние, умение видеть людей, находить ключи к их сердцам, образование. Репнины всегда служили России, её величию”.

Николай всё же стал дипломатом. Но — без заграничной практики, без знания живого языка. Поехал в Англию, взяв меха, водку, столовое серебро, словари. Пришлось даже продать часть старинных икон, так нужны были деньги. А перед глазами возникал дворец деда: Зелёный зал, Банкетный зал, салон, зеркала в золотых рамах, мрамор камина, шкафы красного дерева, кабинет, библиотека, галерея предков… И всё глубже и мучительнее терзало сердце тоскливое чувство: не вернуть былую славу Репниных.

Те же думы печалили и его брата Илью в Черногории.

А Матвеево жило своей нелёгкой жизнью. Крестьяне решали свои бытовые проблемы, строились, женились, рожали детей, крестили их в своей церкви, учили при ней, отпевали усопших близких.

Ко времени владения вотчиной Алексея Петровича относится замечательное описание взаимоотношений матвеевских жителей, образа и особенностей их верования, отражающее их духовно-нравственное состояние и отношение к церковным установлениям, данное в “Характеристике прихожан Рождества-Богородицкой церкви села Матвеева” [*]: ”…Прихожане церкви усердны, в храм ходят в воскресные и праздничные дни в значительном числе, во время богослужения стоят благоговейно, с охотою слушают произносимые поучения. В нарочитые дни общественных Богомолебствий, назначаемых во время засухи, безветрия, моровой язвы и т. п., из домов собираются всем семейством в церковь и усердно, с коленопреклонением молятся Господу о ниспослании милости…

Вообще, прихожане отличаются кротостью, беспрекословным послушанием властям, почтением к старшим и повиновением родителям. Непослушные дети изгоняются родителями, не получая ничего из общего хозяйства, и никогда не смеют обижаться на них. Такие поступки отцов по отношению к детям заставляют последних всегда быть почтительными к ним…

Многие, особенно престарелые прихожане, приходят во все четыре поста к исповеди или причастию. Многие вдовы и старухи отказываются на всю жизнь от употребления мяса и рыбной пищи, хмельных напитков, соблюдают посты по понедельникам, добровольно принимают обеты, состоящие в хождении в далёкие места для поклонения Святым мощам или особенно чтимым Святыням Христианским…

Господствующий порок между прихожанами мужского пола сквернословие… Между женщинами особенно развиты предрассудки. Верят всяким наговорам, колдунам (известно, пройдохи пользуются безнаказанно глупостью ближнего), от которых берут какие-то списки, списки эти опускают в ключевую воду и водой этой обливают маленьких своих детей.

На кресты навязывают чеснок, змиевы головы в надежде, что талисманы предохраняют от порчи и дурного глаза. Верят в чертей — домовых, леших, водяных. В великий Четверг выкликают коров в трубу, чтобы летом ходили домой. Маленьких ребят посылают до солнышка в лес, чтобы куры несли больше яиц…

Вообще, прихожане наши имеют один к другому большое сочувствие, хотя особенных подвигов человеколюбия между ними не заметно.

Во время неурожайных годов достаточные снабжают бедняков зерновым хлебом без всяких процентов, ожидая уплаты по году, по два и более. Погоревшим… привозят безвозмездно лес на стройку по бревну и по два, не требуя за это никакого угощения… Летом маломощным помогают в напольных работах, а зимой, когда иной хозяин вздумает перевезти свою избу или двор — подвозят по просьбе его безвозмездно брёвна с места, где они заготовлены, хотя они и находились от селения в верстах семи, осьми и более. Для умерших безвозмездно приготовляют гроб, роют могилы, хотя бы это случилось в самую дорогую для работы пору. Нищие, ходящие здесь из разных приходов, получают всегда посильное подаяние… Особенным сочувствием пользуются калики перехожие, распевающие песни из Священных книг, Четь-Миней и других апокрифов”.

После отмены крепостного права в 1861 г. положение крестьян-бедняков, которые, естественно, составляли большую часть селян, не улучшилось, а владельцы Матвеева Репнины и совсем мало стали уделять внимания своей вотчине, хотя большие угодья земли и леса принадлежали им.

Матвеевские крестьяне не могли обеспечить зерном даже себя. Всё больше зерна, круп, муки стало завозиться из Нижнего Новгорода, Чебоксар, Западной Сибири…

Торговля и отходничество ещё при крепостном праве позволили некоторым предприимчивым матвеевцам быстро выкупить личную свободу и надел земли, открыть свои лавки, трактиры, мастерские, мельницы на реке. Например: А. П. Тараканов имел дегтярный завод, И. И. Крылов — две мельницы, И. И. Смирнов — бакалейную лавку…

Существует письменное свидетельство местного народного стихотворца-бытописателя Н. К. Малютина, характеризующее развитое предпринимательство в селе:

…На сто дворов здесь три трактира:
Один — с подачею вина;
Одна казённая квартира —
Арестный дом. За ним видна
Больница, школа и правленье.
Но этот перечень не весь, —
Ещё там было заведенье…
“На вынос” продавали здесь.
Тогда оно открылось только
И называлось “монополька”.
Две-три лавчонки бакалейных…

С большим размахом в селе дважды в год, в большие праздники, обычно на Крещенье (19 января) и на Рождество Богородицы (21 сентября), проводились ярмарки, и сами праздники справлялись по-русски щедро, от души.

В платёжной книге за 1891 г. можно осведомиться, какие платежи приходилось исполнять матвеевским крестьянам: государственный поземельный налог, выкупные платежи, губернские и уездные земские сборы, сборы на мирские волостные расходы, на сельские расходы, страховой сбор, на содержание училищ.

Совсем бедных к началу ХХ в. насчитывалось 29 хозяйств.

После смерти А. П. Репнина вотчина перешла к его сыну Николаю. Николай Петрович, занявшись дипломатической карьерой, никакого внимания своим владениям не уделял.

Отходники, будучи в городах свидетелями, а иногда и участниками революционных событий 1905 — 1907 гг., приезжая домой, везли с собой листовки, революционные книги, рассказывали о забастовках и о самой революции, о казни братьев Цветковых в Нижнем Новгороде.

Сведения 1907 г. по Кологривскому уезду говорят о том, что в селе Матвееве в это время существовало 129 домов, в которых, по переписи 1897 г., проживало 598 человек. Из них 280 душ мужского пола и 318 — женского. В селе действовали 3 кирпичных завода и 3 водяные мельницы; имелась школа, базар, ярмарка и почтовая станция.

Во всей Матвеевской волости насчитывалось 43 населённых пункта, 2 из которых имели статус сёл (Матвеево и Ильинское), остальные значились деревнями и починками. Преобладающим промыслом по волости названо плотницкое дело. В состав Матвеевской волости по статистическим данным за 1907 г. входили деревни, сёла и починки: Абросимов (Болотово), Артемьевский, Бабкино, Бакино, Бахарево, Бабарыкино, кордон Герасимов, Городище, Григорово, Горелец, Далевский (Кошкино), Дедово (Мартьяново), Ермахино, Желнино, Зайцево, Захарово, Зяблецово, Ивановское, Ильинское, Костылёво, Кунаково, Кузьминский, Матвеево, Меледино, Митькино, Мичурино (Максимово), Никанцево (Михалево), Оськино, Орешково, Полома, Полушкино, Потупово, Потаповский, Рябцово, Семёнов (Полома), Сергеево, Сидоров, Созонов (Горюшкино), Телегино, Федоров (Заровняйский), Фомин (Валов).

В 1911 г. в селе был поставлен памятник Государю Александру II. В честь этого события состоялся митинг с участием множества народа.

Митинг в селе Матвееве в честь открытия памятника Императору Александру II. Фото 1911 г.

В 1914 г. началось строительство нового здания для земской больницы, действующей с 1910 года, и здания училища. Договор об этом строительстве с Кологривской земской управой заключила плотницкая артель Александра Илларионовича Ластикова из 29 человек.

В 1917 г. большевики, пришедшие к власти, лишили Репниных вотчины. О бывших владельцах села князьях Репниных напоминают нам и поныне старые липы в саду у ветхого здания больницы, построенного в 1914 г. на территории барской усадьбы. Это остатки липовых аллей парка, окружавшего большой княжеский дом. Сам дом Репниных сгорел в 1921 г., когда в нём уже размещалось волостное правление. На его месте в 1923 г. было построено двухэтажное здание, в последующие годы отданное школе. Из-за некоторой удалённости от основных школьных зданий называли его “камчатка”.

Вблизи бывшего парка ещё существует пруд, за которым прочно закрепилось, сохранившись и до нынешних дней, название “Баринов”.

_____________________________

[*] Отчёты священноццерковнослужителей Рождества-Богородицкой церкви с. Матвеева, представленные в Костромскую епархию за 1864 г.

Звание

Биография

Старший из внуков генерал-фельдмаршала князя Аникиты Ивановича : сын полковника Ивана Никитича и Марфы Ивановны, дочери князя Я. И. Лобанова от брака с дочерью княгини Е. П. Урусовой .

Эта женщина, такая благонравная и так любившая своего мужа , воспылала страстью к князю Петру Репнину и получила очень заметное отвращение к своему мужу. Она думала, что не может быть счастлива без наперсницы, и я показалась ей самым надежным человеком; она показывала мне все письма, которые получала от своего возлюбленного; я хранила её секрет очень верно, с мелочной точностью и осторожностью. Она виделась с князем в очень большом секрете.

Назначен полномочным министром в Испании 4 июля 1760 года. Генерал-поручик с 17 августа 1760 года. 23 января 1763 года отозван из Испании. С 1 января 1765 года - обер-шталмейстер. Вышел в отставку с чином генерал-аншефа 21 апреля 1773 года. Участник масонской ложи .

Его дом на углу Моховой и Никитской улиц был куплен для Московского университета . В течение 1755-1769 гг. являлся владельцем Липских казенных железных заводов , а также Боринских и Козьминских заводов, которые через пять лет его управления были признаны убыточными, а в 1769 году взяты обратно в казну. Репнину за них была выплачена компенсация в 100 тыс. руб. В 1776 году был владельцем бумажной фабрики.

Согласно духовному завещанию, найденному в бумагах статского советника Вердеревского в 1780 г., П. И. Репнин оставлял в пользу своего кузена князя Лобанова-Ростовского собственный дом и до полутора тысяч крестьян. Екатерина II, признав завещание фальшивкой, передала дело в Юстиц-коллегию, которая разрешила спор в пользу другого двоюродного брата, князя Н. В. Репнина . Последний же отказался от наследства, оставив за собой лишь родовое имение.

Петр Иванович Репнин был женат на графине Марфе Ивановне Головкиной (1707-79), дочери графа Ивана Гавриловича . Детей в браке не было. Внебрачный сын князя Репнина - поэт Иван Пнин . Высказано предположение, что другим внебрачным сыном был художник Фёдор Рокотов .

Источники

Напишите отзыв о статье "Репнин, Пётр Иванович"

Отрывок, характеризующий Репнин, Пётр Иванович

Я сообщил ему об этом. Внушите, пожалуйста, Леппиху, чтобы он обратил хорошенько внимание на то место, где он спустится в первый раз, чтобы не ошибиться и не попасть в руки врага. Необходимо, чтоб он соображал свои движения с движениями главнокомандующего.]
Возвращаясь домой из Воронцова и проезжая по Болотной площади, Пьер увидал толпу у Лобного места, остановился и слез с дрожек. Это была экзекуция французского повара, обвиненного в шпионстве. Экзекуция только что кончилась, и палач отвязывал от кобылы жалостно стонавшего толстого человека с рыжими бакенбардами, в синих чулках и зеленом камзоле. Другой преступник, худенький и бледный, стоял тут же. Оба, судя по лицам, были французы. С испуганно болезненным видом, подобным тому, который имел худой француз, Пьер протолкался сквозь толпу.
– Что это? Кто? За что? – спрашивал он. Но вниманье толпы – чиновников, мещан, купцов, мужиков, женщин в салопах и шубках – так было жадно сосредоточено на то, что происходило на Лобном месте, что никто не отвечал ему. Толстый человек поднялся, нахмурившись, пожал плечами и, очевидно, желая выразить твердость, стал, не глядя вокруг себя, надевать камзол; но вдруг губы его задрожали, и он заплакал, сам сердясь на себя, как плачут взрослые сангвинические люди. Толпа громко заговорила, как показалось Пьеру, – для того, чтобы заглушить в самой себе чувство жалости.
– Повар чей то княжеский…
– Что, мусью, видно, русский соус кисел французу пришелся… оскомину набил, – сказал сморщенный приказный, стоявший подле Пьера, в то время как француз заплакал. Приказный оглянулся вокруг себя, видимо, ожидая оценки своей шутки. Некоторые засмеялись, некоторые испуганно продолжали смотреть на палача, который раздевал другого.
Пьер засопел носом, сморщился и, быстро повернувшись, пошел назад к дрожкам, не переставая что то бормотать про себя в то время, как он шел и садился. В продолжение дороги он несколько раз вздрагивал и вскрикивал так громко, что кучер спрашивал его:
– Что прикажете?
– Куда ж ты едешь? – крикнул Пьер на кучера, выезжавшего на Лубянку.
– К главнокомандующему приказали, – отвечал кучер.
– Дурак! скотина! – закричал Пьер, что редко с ним случалось, ругая своего кучера. – Домой я велел; и скорее ступай, болван. Еще нынче надо выехать, – про себя проговорил Пьер.
Пьер при виде наказанного француза и толпы, окружавшей Лобное место, так окончательно решил, что не может долее оставаться в Москве и едет нынче же в армию, что ему казалось, что он или сказал об этом кучеру, или что кучер сам должен был знать это.
Приехав домой, Пьер отдал приказание своему все знающему, все умеющему, известному всей Москве кучеру Евстафьевичу о том, что он в ночь едет в Можайск к войску и чтобы туда были высланы его верховые лошади. Все это не могло быть сделано в тот же день, и потому, по представлению Евстафьевича, Пьер должен был отложить свой отъезд до другого дня, с тем чтобы дать время подставам выехать на дорогу.
24 го числа прояснело после дурной погоды, и в этот день после обеда Пьер выехал из Москвы. Ночью, переменя лошадей в Перхушкове, Пьер узнал, что в этот вечер было большое сражение. Рассказывали, что здесь, в Перхушкове, земля дрожала от выстрелов. На вопросы Пьера о том, кто победил, никто не мог дать ему ответа. (Это было сражение 24 го числа при Шевардине.) На рассвете Пьер подъезжал к Можайску.
Все дома Можайска были заняты постоем войск, и на постоялом дворе, на котором Пьера встретили его берейтор и кучер, в горницах не было места: все было полно офицерами.
В Можайске и за Можайском везде стояли и шли войска. Казаки, пешие, конные солдаты, фуры, ящики, пушки виднелись со всех сторон. Пьер торопился скорее ехать вперед, и чем дальше он отъезжал от Москвы и чем глубже погружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойства и не испытанное еще им новое радостное чувство. Это было чувство, подобное тому, которое он испытывал и в Слободском дворце во время приезда государя, – чувство необходимости предпринять что то и пожертвовать чем то. Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем то… С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и ее старался уяснить себе, для кого и для чего он находит особенную прелесть пожертвовать всем. Его не занимало то, для чего он хочет жертвовать, но самое жертвование составляло для него новое радостное чувство.

Просмотров