Отношение к государственной власти. Отношение к государственной власти П а столыпин отношение к монархии

Ответ оставил Гость

1.а) Столыпин разделил предполагаемые реформы на две части. Одни нужно былопретворять в жизнь немедленно, не дожидаясь созыва новой Думы, наосновании статьи 87 Основных законов, проекты других необходимо былоподготовить и внести для обсуждения и принятия в Государственную думу. Кчислу первых относятся решение вопроса земельного иземлеустроительного, некоторые неотложные мероприятия в областигражданского равноправия, свободы вероисповедания и мероприятия,касающиеся еврейского вопроса.
б) Пётр Аркадьевич Столыпиннаилучшим образом олицетворял реальную возможность и силы, отвергавшиереволюционизм и западнический либерализм
в)
Столыпин и Государственная дума- это особый вопрос. К его чести, Столыпин, наверное, единственный из министровцарского правительства, кто не боялся выступать в Думе с ответами по самымразным депутатским запросам. Он был хорошим оратором, на трибуне держалсядостойно, корректно. Иногда речь оратора звучала достаточно резко. Например, выступая в Думе повопросу о мерах борьбы с революционным терроризмом, Столыпин говорил:"Правительство будет приветствовать всякое открытое разоблачениекакого-либо неустройства... но иначе должно правительство относиться кнападкам, ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовитьсяоткрытое выступление.
2.Послереволюционный периодхарактеризовался резким спадом как рабочего движения, так и крестьянскихволнений. В деревне Столыпину на какое-то время удалось навести относительныйпорядок. Кроме того, проведение аграрной реформы поневоле заставило крестьян занятьсяпрежде всего своими хозяйственными делами - те, кто побогаче, выходили изобщины, закрепляя за собой свои надельные земли и прикупая новые; другие,победнее, продавали свой нехитрый скарб и переселялись на новые места.
3.
Основные задачи реформы:
1) передача надельных земель в собственность крестьян;
2) постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель;
3) широкое кредитование крестьян;
4) скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях;
5) землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Цели аграрной реформы:
1) создание новых форм землевладения и землепользования: хутор, отруб;
2) государственная помощь крестьянским хозяйствам;
3) переселение крестьян;
4) развитие крестьянской кооперации;
5) разрушение общины. Крестьяне - частные собственники своего наделаТем не менее, за время его деятельности были достигнуты следующие результаты:
1) Развивалось кооперативное движение.
2) Увеличилось число зажиточных крестьян.
3) По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.
3) В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.
4) На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

Высочайший манифест 3.06.1907. Оценки политического момента: «Революционной ситуации больше нет». Отношение П. А. Столыпина к монархии. «Русский Бисмарк». Жизнь в Елагинском дворце. Рабинович, Синявский, Аленский-Богров и другие. Полемика с Л. Н. Толстым. Внешняя политика.

3 июня 1907 года был объявлен Высочайший манифест о роспуске второго созыва Государственной думы с определением срока созыва новой Думы 1 ноября 1907 года. Приводим этот исторический документ, который был составлен лично П. А. Столыпиным:

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ

«Объявляем всем Нашим верным подданным:

По велению и указаниям нашим, со времени роспуска Государственной Думы первого созыва, Правительство Наше принимало последовательный ряд мер к успокоению страны и установлению правильного течения дел государственных.

Созванная Нами вторая дума призвана была содействовать, согласно Державной воле нашей, успокоению России: первее всего работою законодательной, без которой невозможны жизнь Государства и усовершенствование его строя, затем рассмотрением росписи доходов и расходов, определяющей правильность государственного хозяйства, и, наконец, разумным осуществлением права запросов Правительству, в целях укрепления повсеместно правды и справедливости.

Обязанности эти, вверенные Нами выборным от населения, наложили на них тем самым тяжелую ответственность и святой долг пользоваться правами своими для разумной работы на благо и утверждение Державы Российской.

Таковы были мысль и воля Наши при даровании населению новых основ государственной жизни.

К прискорбию Нашему, значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших.

Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению Государства.

Деятельность этих лиц в Государственной Думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли.

По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонившись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает переживать позор преступного лихолетья.

Медлительное рассмотрение Государственною Думою росписи государственной вызвало затруднение в своевременном удовлетворении многих насущных потребностей народных.

Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбуждения недоверия к нему в широких слоях населения.

Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебною властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало временного, до окончания суда, устранения обвиняемых в преступлении этом пятидесяти пяти членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государственная Дума не исполнила немедленно законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства.

Все это побудило нас Указом, данным Правительствующему Сенату 3-го сего года июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1-е ноября сего 1907 года.

Но веря в любовь к Родине и государственный разум народа нашего,
Мы усматриваем причину двукратного неуспеха деятельности Государственной Думы в том, что по новизне дела и несовершенству избирательного закона, законодательное учреждение это пополнялось членами, не являвшимися настоящими выразителями нужд и желаний народных.

Посему, оставляя в силе все дарованные подданным Нашим манифестом 17-го октября 1905 года и Основными Законами права, восприняли Мы решение изменить лишь самый способ призыва выборных от народа в Государственную Думу, дабы каждая часть народа имела в ней своих избранников.

Созданная для укрепления Государства Российского Государственная Дума должна быть русскою и по духу.

Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских (Г. С.).

В тех же окраинах Государства, где население не достигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приостановлены.

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избрания ее членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым.

От Господа Бога вручена Нам Власть Царская над народом Нашим. Перед престолом Его Мы дадим ответ за судьбы Державы Российской.

В сознании этом черпаем Мы твердую решимость довести до конца начатое Нами великое дело преобразования России и даруем ей новый избирательный закон, обнародовать который повелеваем Правительствующему Сенату.

От верных же подданных Наших Мы ждем единодушного и бодрого, по указанному Нами пути, служения Родине, сыны которой во все времена являлись твердым оплотом ее крепости и славы.

Дан в Петергофе в 3-й день июня, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот седьмое, Царствования же Нашего в тринадцатое » .

КАК И ОЖИДАЛ П. А. СТОЛЫПИН, население встретило Указ о роспуске Думы спокойно, никаких волнений, демонстраций и стачек не произошло. Приведенные в готовность гарнизонные войска не потребовались. Были задержаны большинство обвиняемых из числа бывших депутатов, однако 17 человек успели скрыться. После привлечения к следствию всех задержанных и передаче дела на рассмотрение Правительствующего Сената, суду были преданы 49 человек.

(окончание фрагмента. Полный текст - в книге Г. П. Сидоровнина «П. А. Столыпин. Жизнь за отечество». Приобрести экземпляр книги или ее обновленную версию можно через контактную форму).

I. Особенности «третьеиюньской» политической системы

1. Император

3. Исполнительная власть – Совет министров

4. Судебная власть: Сенат, окружные суды и судебные палаты

II. Третья Гос. Дума (ноябрь 1907 – июнь 1912): октябристы - 32%, правые – 30%, кадеты и примкнувшие к ним – 21%, левые (эсдеки и трудовики) – 7%; с 1911 года октябристы перестали поддерживать Правительство

III. Основные задачи Правительства после революции:

1. П.А.Столыпин

2. Основные задачи: а) подавление остатков революционного движения; б) недопущение новой революции; в) экономические и социально-политические реформы: аграрная, рабочее законодательство, изменения в местном самоуправлении, судебная и образовательная реформы.

IV. Аграрная реформа Столыпина

1. Цели реформы: а) общественно-политические: создание в деревне социальной опоры власти в виде крепкого крестьянства (середняки и богатые), (выступление 5 декабря 1908 года на заседании Думы); ослабление и разрушение общины как социальной организации крестьянского сопротивления (опыт 1905-1907 гг.); б) экономические: устранение общины как землераспределительного экономического механизма; модернизация сельского хоз-ва

2. Подходы к реформе до Столыпина: а) «Совещание о нуждах с/х промышленности (1902-1905 гг, руководитель – Витте); б) проекты Н.Н. Куглера, В.И. Гурко (1905-1907) о превращении крестьян в собственников земли.

3. Реформы Столыпина: основные меры (рассчитан на 20 лет)

а) указы от 12 и 27 августа и от 19 сентября 1906 года о передаче крестьянскому банку казенных и удельных земель с/х пользования для продажи их на льготных условиях крестьянам, нуждающимся в земле;

б) указ от 5 октября 1906 г. об уравнении крестьян в гражданских правах с лицами других сословий;

в) указ от 9 ноября 1906 года, позволявший крестьянам выйти из общины и закрепить за собой надел;

е) закон 1911 г. – разрешение сводить землю в хутора и отруба (раньше крестьянские земли в основном были разбросаны по разным территориям – теперь же разрешалось сводить крестьянскую землю в единый кусок)

4. Аграрная реформа: содержание

А) изменение форм собственности; б) изменение землеустройства (отруба и хутора); в) переселение крестьян на свободные земли (Сибирь), (около 3,3 млн. человек; о,5 вернулись, большая часть остальных осталась в Западной Сибири); г) продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк; д) развитие сельхозкооперации;

5. Конкретный ход реформы: а) первый этап, 1907-1910 гг. (из общины выделилось 2,5 млн. крестьян – только 25% всех крестьянских домохозяев); б) второй этап 1910 – 1915 гг. (главным образом землеустроительные мероприятия, так как на многополосных сильное крестьянство возникнуть не может)

6. Результаты реформы: а) социальные (сокращение численности общин со 135 тыс. до 110 тыс.; из общины вышло около 30% крестьян;) отсутствие распада общины в центральных и нечерноземных землях, негативная реакция крестьян на «единоличников», рост социальной напряженности в деревне); б) общественно-политические (сокращение крестьянских выступлений с 1 тыс. в 1910 г. до 82 в 1914 г.; неудача создания социальной опоры гос-ву в деревне; контрпродуктивность реформы в среднесрочной перспективе – выработка «социального динамита»; возвращение к 1920 г. в общинную собственность 99% земель); в) экономические (повышение урожайности в некоторых районах на 30-50%)

V.Рабочий вопрос и рабочее движение в 1907-1917 гг.:

1. Рабочее законодательство 1905 г. (сокращение рабочего дня до 10 часов)

2. Думское законодательство по рабочему вопросу 1908-1912 гг.: борьба за принятие законов 1905 г.

3. Репрессивные меры (закрытие рабочих газет, запрещение рабочих митингов и собраний, аресты и т.п.

4. Рабочее движение: а) спад рабочего движения в 1907-1909 гг.; б) подъем рабочего движения в 1910-1914 гг., «Ленский расстрел 1912 гг.; в) спад забастовочного движения в 1914-1915 гг.; г) новый подъем забастовочного движения 1915-1917 гг.

VI. Преобразования в национальной, образовательной и управленческой сферах

1. Национальный вопрос. Отзыв Думой законопроекта 1906 г. об использовании национальных языков в начальной школе. Сокращение избирательным законом 1907 г. представительства Польши и Кавказа в Думе. Лишение избирательных прав инородцев Средней Азии и Сибири;

2. Образование. 1909 – проект о введении в течение 10-летнего срока всеобщего начального образования. К 1914 г. – 150 тыс. школ (из них при Столыпине открыто 50 тыс., нужно было 300 тыс.)

VII. Выводы:

1. «Третьеиюньская монархия» - сложный политический режим со сложным составом социальных сил, поддерживающих его

2. Противоречивый и исторически запоздавший характер столыпинских реформ

3. Обострение внутриполитической ситуации в 1915-1916 гг.

4. Изоляция и кризис самодержавия. Возникновение революционной ситуации.

Главное лицо «третьеиюньской» монархии кроме царя – это П.А.Столыпин. В 1905 году Столыпин стал губернатором Саратовской области и там проводил жесткий курс как по отношению к крестьянам, так и по отношению к погромщикам. Для борьбы с революционерами он ужесточал методы репрессивной борьбы с ними. 19 августа 1906 года был принят указ о введении военно-полевых судов, где судопроизводство велось не более 48 часов и приговор приводился в исполнение в течение суток. Человеком он был очень мужественным и образованным. В июле 1906 года он стал премьер-министром, но при этом еще и являлся министром внутренних дел. Столыпин прекрасно понимал необходимость экономической модернизации, в особенности выправление ситуации в деревне. Однако главной целью столыпинских реформ была не экономическая, асоциально-политическая. Главная цель реформ – разрушить общину как каркас организованного сопротивления крестьян власти. 9 ноября 1906 года вышел указ, который гласил, что крестьянам предоставляется право свободного выхода из общины с передачей надела в личную собственность. Согласно закону 1911 года община обязана была выделить крестьянину, желавшему вести самостоятельное хозяйство, отдельный участок земли, который становился его личным. При этом крестьянин имел право требовать, чтобы его наделы были сведены в один участок – отруб (с оставлением усадьбы в деревне) или хутор (с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок). Задача Столыпина облегчалась тем, что в разгар революционного движения помещики сами решили пожертвовать общиной.

В результате за 5 лет из общин выделилось всего лишь 2,5 млн. крестьян. Наибольший успех реформа имела на востоке и юге страны, где затем наиболее ожесточенно велась Гражданская война. Ну а в 1916-1920 годах община взяла реванш и вернула себе земли. Очень важным аспектом аграрной реформы была переселенческая политика, которая не имела успеха (многие застряли в Западной Сибири, а многие и вовсе вернулись назад). Чисто экономически столыпинская реформа привела к тому, что был достигнут некий с/х успех, но в принципе реформа была запоздалой и была «против шерсти» российского крестьянства. Столыпин не учел момента крестьянской сплоченности и желания жить общиной. Столыпин исходил из того, что крестьянин действует как рациональный предприниматель – а у крестьянина была своя логика. К сожалению, Столыпин, будучи городским жителей, не знал психологии крестьянства. Индивидуальное предпринимательство было чуждо русскому крестьянству.

Столыпин стремился также провести другие мероприятия – например школьную реформу. Он хотел ввести обязательное обучение детей в возрасте от 8 до 12 лет. Бюджет народного образования увеличился втрое, но этого для России было недостаточно. Также Столыпин предлагал предоставить сельских хозяйствам большие возможности для участия в работе земств (реформа местного самоуправления).

Столыпина критиковали как слева, так и справа. В какой-то момент его поддерживали октябристы (Гучков), но затем пути разошлись. Постепенно начали портиться отношения Столыпина и с Николаем II. В 1911 году Гос.Совет отклонил предложение о введении земств в польских губерниях. После этого Столыпин подал в отставку, но Николай не принял ее и распутил Гос.Совет и Гос. Думу на три дня. За это время земства ввели и Гос.Совет и Гос.Дума были собраны опять.

Триумф Столыпина в 1911 году стал началом его падения. В сентябре 1911 года Столыпин с 11-й попытки был убит неким Мортыхаем Богровым при попустительстве полиции. Столыпина сменил человек по фамилии Коковцев. Своей программы он не имел и продолжал политику Столыпина. Но в отличие от Столыпина у него не было «воли Столыпина». Столыпин был очень волевой человек, который мог продавливать свои решения. И поэтому столыпинская реформа продолжалась в вялотекущем режиме. А в 1915 году в связи с войной аграрная реформа была приостановлена.

В 1912 году полномочия III Думы истекли и были проведены выборы в IV Думу. Силы оппозиции и правых в этой Думе были приметно равно. 1912-1914 годы были временем нового революционного подъема в России, возобновились рабочие волнении, рост забастовочного движения.

В период с 1907 по 1917 годы политические партии видоизменились. Леволиберальные силы резко сократились. И реагируя на все эти обстоятельства в начале 1912 года группа представителей московской буржуазии попыталась создать принципиально новую партию, но неудачно. Кадеты пришли к выводу, что в России социальную и политическую революцию невозможно отделить друг от друга, поэтому революция не нужна и лучше проводить реформы (правда потом они опять перешли к идеям революции). Революция 1905-1907 гг. заставила либералов скорректировать свои взгляды и выступать за объединение буржуазии с интеллигенцией.

Летом 1914 года политические кризис в стране достиг ствоей критической точки и в этот момент началась война и на какое-то время кризис рассосался. Но с лета 1915 года кризис власти стал приобретать необратимый характер. Кульминацией этого кризиса стала речь Милюкова 1 ноября 1916 года. Он подверг критике политику Правительства, назвав ее или глупой или изменчивой. Речь Милюкова была нелегально распечатана и отправлена по всей стране, ва том числе в действующую армию. И все это было в военное для страны время. Власть была настолько слаба, что даже не решилась арестовать Милюкова после его резко критичной речи.

Социалистические партии тоже переживали после революции 1905-1907 гг. острый кризис (и большевики и меньшевики). Наряду с большевиками и меньшевиками после революции появилось еще одно течение – центристское во главе с Троцким. Идейный кризис также переживали эсеры. После начала войны среди социал-демократов выделились оборонцы, пацифисты (мир) и пораженцы (Ленин).


Похожая информация.


В России ситуация в начале XX века была сложной - назревала революция. Роль личности в истории всегда имеет большое значение, но в кризисные, переломные эпохи, она иногда становится едва ли не определяющей.

По политическим взглядам Столыпин был убеждённым монархистом, считал самодержавие лучшей формой правления для России, но был готов пойти на некоторые уступки демократии ради сохранения самодержавия. При этом его политика подвергались яростной критике, как справа, так и слева. Столыпин был крайне негативно настроен против революции. Столыпин шёл ради «успокоения» на радикальные меры. Столыпин был за немедленный отказ от новых крупных займов при постепенном возвращении старых и получении незначительных новых. Что касается железных дорог, то он ни в коем случае не умалял их роли в развитии страны.

Таким образом главной целью он считал: осуществить модернизацию страны, добиться успешного развития экономики России, не затрагивая принципиальных основ политической системы, ничего не меняя в государственном управлении.

Столыпин делал упор на реформирование аграрного сектора, создание «фермерского класса» и реформу государственного управления. Петр Аркадьевич считал, что изменения должны проводиться последовательно, пошагово… Столыпин занимался укреплением финансовой стороны, для него она являлась последним в его жизни проектом. В попытке решения национального вопроса Столыпин проявил себя наиболее ярко. Факт остается фактом: никто из политических деятелей - предшественников не поднимал еврейский вопрос или какой-либо другой, связанный с ущемлением прав тех или иных народов на территории России в отличие от Столыпина. Это объясняются следующими обстоятельствами: во-первых, хотя их реформаторскую деятельность разделяло несколько лет, за эти года в России многое переменилось. Нерешенность ключевых проблем накопилась и привела к революции. Именно поэтому, когда недовольство достигло своего пика, к Столыпину прислушались, как к единственному человеку, способному найти решение проблемы.

Такую великую личность того времени, как Петр Аркадьевич Столыпин, часто называют «последним шансом» царского режима. «Весь внешний облик Петра Аркадьевича как нельзя более соответствовал редким качествам и сторонам его души», « Часто даже враги его восхищались увлекательной правдивостью его слов, благородством его образа, неотразимой силой его ораторского таланта”, “…избегал всяких выставок и рисовок…”, “Все, что делал он, казалось ему лишь скромным выполнением своего жизненного долга” . Так писал о Столыпине один из исследователей русской истории, Н.П. Шублинской. Современники и исследователи характеризуют его, как честного, прямого человека, не запятнанного никакими скандалами и сплетнями, храброго, порядочного до щепетильности, но достаточно сложного в общении из-за излишней прямоты, доходящей до нетерпимости.

Он не был профессиональным политическим деятелем-карьеристом. Власть принял как тяжелый крест. Нес его стойко. Работал ночами. Говорил, глядя на часы, с досадой: «Идите проклятые!». Подвело сердце: от мгновенной смерти спас крест Св. Владимира, в который попала пуля убийцы, и 4 дня у врачей была надежда. Но сердце не выдержало.

Столыпин был реформатор - потому что пытался сломать старые структуры. Российский - думал только о России, мыслил имперскими категориями, на пороге смерти шептал: «Счастлив умереть за Царя».

Просвещенных людей много, они были и есть, но вот Столыпин показал, что может сделать высокообразованный человек и патриот на государственном месте, если обладает главнейшим свойством настоящего государственного человека - бескорыстием, умением и стремлением ставить народные интересы выше личных расчетов. Многие его современники признавали, что стремление к личной выгоде совершенно чуждо его честной и неподкупной натуре. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу», - эта фраза П.А. Столыпина. Главная заслуга Столыпина состояла не в аграрной реформе, а в энергичных действиях для подавления революционеров, укреплении государственного аппарата, выдвижении на передний план государственные работы национальных интересов. За короткий срок он сумел наладить эффективную систему борьбы с террористическими бандами.

Ядром государственных мероприятий Петра Аркадьевича стала твердая, национальная политика, ориентированная на придание справедливых преимуществ коренному русскому населению как хозяину русской земли. Одновременно Столыпин содействует консолидации всех активных государственных сил в России, имея в виду создание мощной национальной русской партии, способной противостоять натиску всех противников русского порядка. Очень важный закон, принятый по его инициативе, ограничил возможность немецкой колонизации западных губерний. Он позволил остановить скупку помещичьих земель немцами-колонистами.

Обладая упорством, решительностью, патриотизмом он отстаивал единственно верный на его взгляд путь сохранения монархии. Стремление Столыпина опереться на русское патриотическое движение становится главным элементом его политики.

Хорошо сказал Лев Тихомиров на похоронах П.А. Столыпина, что на него легла тяжелая задача в расшатанном состоянии страны и государства вести государственный корабль. И он его повел. Вчера еще никому неизвестный, он проявил несравнимое искусство. «Его долго не признавали и отрицали. Но это был деятель России, проявивший такие способности, каких не проявлял больше никто. Он соединил совокупность блестящих качеств, необходимых в то время, когда одному приходится заменять собою десятерых, правителя такого самоотвержения, такой напряженности сердечной любви к России».

Дело было не в опасности смерти. Страшна была сама трудность дела, отнимавшая надежду на успех. «В этом отношении, - говорил Л. Тихомиров, - у Петра Аркадьевича были внутренние опоры - это вера в Бога и Россию». Здесь и был, думаю, секрет его уверенности, которая давала шансы на успех сама по себе.

«Он делал, как ему указывал разум, поступал по-своему, как и должно. Иначе он бы и не заслуживал названия государственного человека», - рассуждает дальше Лев Тихомиров. Это идеал государственного деятеля. Ум, мужество, культура, патриотизм, вера, преданность царю и народу, неиссякаемая энергия, упорство, благородность, честность, сильная державная воля- все эти качества были в Столыпине - выдающемся русском человеке, превыше всех своих интересов ставившем интересы России.

"Высокий, представительный, великолепно воспитанный, всесторонне образованный; говорил громко, убедительно. Большим благородством веяло от его слов и поступков, что располагало к нему даже его политических противников. В нужных случаях он действовал решительно... Строгий к себе и снисходительный к ошибкам подчиненных. Он не был честолюбив, и все неблагородное и нечистое было противно его высокой душе" (князь А.В. Оболенский, "Мои воспоминания и размышления").

"Как человек П.А. Столыпин отличался прямодушием, искренностью и самоотверженной преданностью Государю и России. Он был чужд гордости и кичливости благодаря исключительно редким качествам своей уравновешенной натуры. Он всегда относился с уважением и пониманием к чужим мнениям. Враг всяких неясностей, подозрений и гипотез, он чуждался интриганства и интриганов. По своим политическим взглядам П.А. Столыпин не зависел от каких-либо партийных давлений и притязаний. Твердость, настойчивость, находчивость и высокий патриотизм были присущи его честной открытой натуре. Столыпин особенно не терпел лжи, воровства, взяточничества и корысти и преследовал их беспощадно; в этом отношении он был горячий сторонник сенаторских ревизий." (П.А. Столыпин. Некролог, опубликованный в газете "Новое время" 6 сентября 1911 г.)

"За его словами никогда не бывает пустоты" (А.Ф. Керенский)

В новом строе государства искали механизма, который начал бы обновительную, прогрессивную работу, состоящую из взаимных усилий со стороны правительства и народных представителей. Таково было основное течение, рядом с которым двигалось другое, мечтавшее само стать правительством и руководить жизнью страны.

Выразителем первой из этих группировок и был П.А. Столыпин, положивший ее намерения в основу своей политической программы. Столыпин был убежденным сторонником народного представительства в России. Он желал утверждения его и многое сделал в этом смысле. Идеальной формой правления для него была представительная монархия. Он напомнил, что в России господствующей силой является не анархически - революционный поток, а вековые исторические устои страны.

С гибелью Столыпина Российская империя умерла. В ней не было больше живых сил, и все быстро пошло по пути развала и революции. Деятельность Столыпина была последней выдающейся попыткой спасения государства от надвигавшейся катастрофы, энергичным и мощным рывком империи к модернизации. Он стремился приспособить архаические, политические структуры державы к быстро растущей экономике и динамическому обществу, освободить крестьянство от остатков крепостничества и вовлечь его в созидательную деятельность, укрепить народные устои монархии и превратить Россию в правовое государство. Курс, выбранный им, был единственно правильным, но видимо реформы пришли слишком поздно. Раскол между государством и интеллигенцией, превратившийся после 1905 года в пропасть, Столыпину преодолеть не удалось, хотя движение навстречу ему со стороны интеллигенции тоже имело место. Лишившись возможных союзников, Столыпин постепенно оказался в политической изоляции и, когда лишился поддержки царя, погиб. Сразу после его смерти модернизация была свернута, что сделало новую революцию неизбежной.

Оценка деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, дававшаяся и его современниками, и историками, никогда не была однозначной: по словам одних Столыпин являлся талантливым государственным деятелем, не только предложившим уникальную для своего времени программу реформ, но и стремившимся к их проведению наиболее "мягкими средствами", по словам других Столыпин - "душитель и вешатель", "проводник политики, вошедшей в историю под именем столыпинской реакции".

Современники, потомки и историки о П.А. Столыпине:

С.Ю. Витте, который придирчиво следил за политической карьерой своего преемника, отмечал, что Петр Аркадьевич "был человек с большим темпераментом, человеком храбрым", но обвинял его в отсутствии государственной культуры, неуравновешенности, излишнем влиянии на его политическую деятельность жены Ольги Борисовны, использовании служебного положения для протекции родственникам. "Столыпин последние два-три года своего правления водворил в России положительный террор, но самое главное, внес во все отправления государственной жизни полицейский произвол и полицейское усмотрение". В своих мемуарах Витте отмечал эволюцию Столыпина от либерального премьера до "такого реакционера, который бы не брезговал никакими средствами для того, чтобы сохранить власть, и произвольно, с нарушением всяких законов, правил Россией". "... Столыпин, - писал он, - обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера".

П.Н. Милюков , одного из лидеров партии кадетов, которых Столыпин, несмотря на, казалось бы, непреодолимые разногласия с ними, именовал "мозгом нации": "Столыпин выступал в двойном обличье - либерала и крайнего националиста" . Милюков весьма скептически относился к эффективности реформаторской деятельности Столыпина, но отдавал должное его неординарности. "П.А. Столыпин, - писал Милюков, - принадлежал к числу лиц, которые мнили себя спасителями России от ее "великих потрясений". В эту свою задачу он внес свой большой темперамент и свою упрямую волю. Он верил в себя и в свое назначение. Он был, конечно, крупнее многих сановников, сидевших на его месте до и после Витте".

Один из первых русских марксистов, Петр Бернгардович Струве , дал следующую характеристику деятельности Столыпина: "Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина - можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию, - этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог".

В то же время другой гуманист XX века - В.В. Розанов - дал очень высокую оценку Столыпину, на котором, по мнению философа, "не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического деятеля", его "смогли убить, но никто не мог сказать: он был лживый, кривой или своекорыстный человек".

В.И. Ленин , оценивая Столыпина как политического деятеля, писал, что тот умел прикрывать свою деятельность "лоском и фразой, позой и жестами, подделанными под "европейские".,"пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом полезном, последнем мыслимом для царизма пути". Ленин видел в его реформах «последний мыслимый для царизма путь», «последнюю возможную для царизма политику»

А.Ф. Керенский : «Политическая прозорливость Столыпина уступала силе его характера» А.С. Изгоев, член ЦК партии кадетов: «У П.А. Столыпина был сильный ум, но это был какой-то ум второго сорта, действительно лишенный и углубления, и идеалистического благородства, ум, смешанный с мелкой хитростью и лукавством» .

Кончина Столыпина вызвала массу откликов в российской и зарубежной печати. Заграничная левая пресса восприняла этот факт с удовлетворением. Так, в газете Независимой рабочей партии Англии отмечалось: "Столыпин обратил Думу в фарс и мошенническую проделку. Он, именно он, бросил тысячи людей в зараженные тюрьмы и послал тысячи на виселицу". "Он не может воротиться - и, конечно, многие тысячи русских благоговейно поблагодарят за это господа". Печатный орган Французской социалистической партии заявлял: "Смерть Столыпина заслуженная. Пред этой могилой человечество может лишь вздохнуть с облегчением" .

В.В. Казарезов : «Никто не посмел упрекнуть его в бесчестии, личной корысти, трусости, беспринципности. Образованность и ум, умение широко мыслить и действовать сочетались в нем с такими коренными, глубинными качествами как любовь к родине и готовность жертвовать всем ради ее благополучия… Он был бесстрашен, когда создавалась реальная угроза для его жизни, и не менее смел и решителен, когда отстаивал свои позиции перед царем, Государственным советом, Государственной думой, перед политической оппозицией слева и справа.»

Родзянко М.М.: «П.А. Столыпин был воплощенное сознание своего долга перед родиной и никогда не уклонялся от ответственности за свои действия. Что ценили в Столыпине? Я думаю, не программу, а человека… Дела его правления никогда не были партийными, групповыми, не были классовыми или сословными; разумеется, если не принимать за «сословие» русских, а за партию самоё Россию… Столыпин показал единственно возможный путь парламентаризма в России. Он указал, что если парламентаризм будет у нас выражением народного духа и народного образа, то против него не найдется сильного протеста, и он даже станет многим и наконец, всем дорог.

Столыпин видел свою задачу в конструктивной работе с противоборствующими сторонами, в реализации и укреплении либеральных начал, заложенных в Манифесте 17 октября и кодифицированных в Основных Законах. При этом он исходил из сформулированного им позже принципа: разрешить существующие проблемы нельзя, их надо разрешать. В русской истории начала ХХ века нет фигуры вызывавшей большие разногласия в оценках. Народники и эсеры - клеймили за «развал общины» как исходной ячейки социализма. Монархисты попрекали, мыслившие общину - оплотом самодержавия. В бюрократических кругах было распространено мнение, что Столыпин вовсе не генерирует идеи, а использует «заготовки» - Крыжановского, Кривошеина, Гурко, Витте. Ближайшему окружению царя он казался диктатором, не склонным считаться с придворным политесом и даже с мнением самого императора.

Среди современников наиболее объективную оценку дал его коллега по министерству внутренних дел С.Е. Крыжановский. Соглашаясь с тем, что Столыпин не был инициатором многих законодательных актов, проводимых им в жизнь, и большинство иных находил готовыми или улавливал в общественном мнении, Крыжановский подчеркивал, что «блеском своего таланта, обаянием своей личности, умением идеализировать свою деятельность, поднимать идеи на пьедестал… (он) вдохнул жизнь в завещенную прошлым программу устроения России, сумел освоить ее и слить со своею личностью.

Столыпин П.А.: «Преобразованное по воле Монарха отечество наше должно превратиться в государство правовое, так как, пока писанный закон не определит обязанностей и не оградит прав отдельных русских подданных, права эти и обязанности будут находиться в зависимости от толкования и воли отдельных лиц.»

«Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» - не были пустой фразой, а выражали квинтэссенцию достаточно стройной и продуманной концепции. Основными ее положениями были:

  • · Создание гражданского общества и укрепление его основы - частной собственности,
  • · Разделение властей исполнительной и законодательной,
  • · Разграничение компетенции центрального правительства и местного самоуправления,
  • · Вопрос о правах этнического большинства и национальных меньшинств.

Власть не может считаться целью. Власть - это средство для охранения жизни, спокойствия и порядка… Не нужно забывать, что бездействие власти ведет к анархии, что правительство не есть аппарат бессилия и искательства. Правительство - аппарат власти, опирающейся на законы…»

Столыпин считал несовместимой любую - хоть черносотенную, хоть леворадикальную - политическую деятельность чиновника с государственной службой, что не означало отсутствия у него политических взглядов.

… Сильное правительство должно на местах иметь исполнителей испытанных, которые являются его руками, его ушами, его глазами. И никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы, не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти. Иными словами государственные служащие должны быть не только исполнителями воли, но и союзниками правительства, ставившего своею целью движение к состоянию, когда «писаная свобода» превратится в свободу настоящую, которая слагается из гражданских вольностей и чувства государственности и патриотизма.

В речи от 6 марта 1907 года Столыпин особенно рельефно проявился как государственный деятель нового типа:

«При множестве новизны, вносимой в жизнь народа, необходимо связать все отдельные правительственные предположения одной общей мыслью, мысль эту выяснить, положив ее в основание всего строительства и защищать ее, поскольку она проявляется в том или в другом законопроекте».

Особенностью деятельности Столыпина было соединение проектно-управленческих функций с контрольно-исполнительными. Примером может служить поездка премьера в Поволжье, Сибирь и Алтай. Эта рабочая поездка создавала прецедент нового стиля государственного управления. Столыпин получил возможность сопоставить официальные отчеты губернаторов со своими личными наблюдениями и на этой основе делать выводы и принимать квалифицированные решения. Столыпин приучил русскую общественность к думскому, парламентарному стилю государственного управления.

Маклаков: «Те, кто пережил это время, видели как конституция стала воспитывать и власть, и самое общество. Можно только дивиться успеху, если вспомнить, что конституция просуществовала нормально всего восемь лет (войну нельзя назвать нормальным временем). За этот 8-летний период Россия стала экономически подниматься, общество политически образовываться. Появились бюрократы новой формации, понявшие пользу сотрудничества с Государственной Думой, и наши политики научились делать общее дело с правительством… Совместное участие власти и общества в управлении государством оказалось и для тех и для других незаменимой школой, а для России началом ее возрождения»

О Столыпине можно судить как о деятеле нового типа по нескольким причинам:

  • 1. Системный подход прослеживался во всех действиях правительства, в котором ощущался реализм (прагматизм) для осуществления реформ требовалась тщательная подготовка как материальных условий, так и психологического состояния общества.
  • 2. Столыпин начал строить новое здание российской государственности не «с крыши», не с провозглашения либеральных свобод, а снизу, с обустройства самого многочисленного и обездоленного сословия России - крестьянства, полагая, что только так можно заложить основы гражданского общества в России.
  • 3. Столыпин не был ни монархистом, ни либералом. Он был государственником, ставившим интересы России превыше царской милости и «общественного мнения». Однако действовать ему приходилось в «заданных обстоятельствах»: над ним давлено безволие монарха или своеволие придворной камарильи.
  • 4. Столыпин выступал как председатель Совета министров, подчинил работу всех министерств единому плану, преодолев сопротивление весьма влиятельных лиц. Он считал что правительство должно или действовать смело и ярко, если оно рассчитывает на успех, или уйти в отставку, открыв эту возможность для других.

Столыпин видел три пути для развития России:

  • 1. Путь реставрации самодержавия
  • 2. Путь революционного экстремизма
  • 3. Путь либеральных реформ

Именно последний из них избрал и до конца отстаивал Столыпин, быть может, и не всегда «праведными» средствами, в чем его не раз обвиняли оппоненты. Но для нас важны предпринятый им поиск новых политических решений, новый стиль политического мышления, и, наконец, он сам как новый тип государственного деятеля.

Просмотров