Где похоронен высоцкий. Памятник высоцкому в разных странах Когда умер Высоцкий


Есть потери, смириться с которыми невозможно. В иных случаях проходят десятилетия, в других - даже века, но время эту тоску не лечит... Наступает день памяти, 25 июля, и снова и снова крутится проклятый вопрос: почему это случилось так рано?

Памятник на могиле Владимира Высоцкого работы скульптора Александра Иулиановича Рукавишникова. Открыт 12 октября 1985 года.


Памятная табличка на доме по улице Малая Грузинская, в котором жил Владимир Высоцкий.


Самара. 25 января 2008 года был открыт памятник В. С. Высоцкому (скульптор - Михаил Шемякин)


Воронеж, улица Карла Маркса, 59, у института физкультуры. Установлен 21 августа 2009 года, торжественное открытие 9 сентября 2009 года. Скульптор Максим Дикунов.


Самара, сквер Высоцкого. Памятная стела (авторы: главный художник Самары А.Темников и скульптор И.Мельников)


Памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади (Екатеринбург).


Памятник Высоцкому Набережные Челны.


Памятник в Новосибирске возле театра «Глобус» (бывший ТЮЗ).

В 1989 году мемориальная доска В. Высоцкому была открыта в Одесской киностудии. Работа С.Д. Голованова, а её гипсовую копию можно было увидеть в одном из петербургских дворов на набережной Обводного канала, на отрезке между Московским и Измайловским проспектами и уже впоследствии она была демонтирована из-за плохого состояния.


Одесса.


Одесса.


Санкт-Петербург.

В 1984 г. в новой части Волгодонска, в сквере Машиностроителей, появился необычный памятник. Автор Василий Поляков посвятил его легендарному поэту и певцу Владимиру Высоцкому и его возлюбленной Марине Влади. В те годы идея установки памятника Высоцкому ещё не приветствовалась официально, поэтому для скульптуры было выбрано название «Любовь».

Памятный камень Высоцкому в Домбайской поляне. (125 километров от Черкесска).
Скульптор неизвестен, а установлен памятный камень Владимиру Высоцкому перед одним из отелей. Памятник открыт в марте 1993 года. На самом камне есть надпись из песни Высоцкого «Так оставьте ненужные споры! Я себе уже всё доказал – лучше гор могут быть только горы, на которых ещё никто не бывал». Это немного изменённая версия, у Владимира Высоцкого было так: « … только горы, на которых ещё не бывал». Но такое маленькое исправление вполне допустимо, т.к. в этом удалённом от цивилизации горном посёлке любовь и уважение к творчеству Владимира Высоцкого продолжает храниться.


Выезжий Лог, Красноярского края, где проходили в 1967 году съёмки кинофильма «Хозяин тайги». В 1996 г. установлен памятный знак.


Памятник Высоцкому Москва, ул. Красная Пресня.


Бюст Высоцкому напротив главного корпуса Барнаульского государственного педагогического университета (улица Молодежная, 55), скульптор - Н. Звонков - (открыт: 14 сентября 2002 года)


Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве.


Памятник Владимиру Высоцкому в болгарском городе Выршец.


Памятник В. Высоцкому в Центральном парке Калининграде у Певчего поля.


Мариуполь, Украина. В 1998 г. был установлен памятник Высоцкому работы Е. Харабета. Однако, в начале 2003 г. его демонтировали и 7 февраля на том же месте установили другой памятник Высоцкому, работы И. Жигулина. Впоследствии памятник работы Е. Харабета был вновь установлен на площади Ленинского комсомола.


Памятник в Мариуполе в образе Глеба Жеглова из фильма "Место встречи изменить нельзя".


Памятник в Подгорице - столице Черногории.


Памятник Высоцкому в Дубне


Беневское (село), Лазовский район, Приморский край. Памятник возведён на деньги пенсионера И. Лычко.


Киев, памятник Жеглову и Шарапову (напротив здания МВД)


Мелитополь, Украина, Запорожская область.


Москва, во внутреннем дворике Театра на Таганке, 25 января 1988 г. открыт бронзовый памятник работы московского скульптора Г. Распопова.

За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги,
За меня другие отпоют все песни,
И, быть может, выпьют за меня враги.

Не дают мне больше интересных книжек,
И моя гитара - без струны.
И нельзя мне выше, и нельзя мне ниже,
И нельзя мне солнца, и нельзя луны.

Мне нельзя на волю - не имею права,
Можно лишь от двери до стены.
Мне нельзя налево, мне нельзя направо -
Можно только неба кусок, можно только сны.

Сны про то, как выйду, как замок мой снимут,
Как мою гитару отдадут,
Кто меня там встретит, как меня обнимут
И какие песни мне споют.

Саван сдернули - как я обужен,-
Нате смерьте! -
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!
В. Высоцкий, 1973 г.

«Не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот», - не без сарказма заметил в одной из своих ранних песен Владимир Высоцкий. К счастью, пророчество Владимира Семёновича оказалось неверным. Именно у Петровских ворот 25 июля 1995 года, в день пятнадцатой годовщины со дня смерти поэта и актёра, Высоцкому был открыт памятник работы скульптора Геннадия Распопова. С тех пор прошло уже два десятка лет. За минувшие годы бронзовые статуи, бюсты и мемориальные доски увековечили память Владимира Высоцкого по всей нашей необъятной родине и даже за её пределами. Среди них много, несомненно, талантливых проектов. Хватает, к сожалению, посредственных и даже неудачных скульптур. Но только один из этих памятников, и по сей день, вызывает у поклонников Владимира Высоцкого по-настоящему неоднозначные и противоречивые чувства.

Мало кто знает, что на могиле поэта могла быть установлена совершенно другая скульптура. История её началась в 1982 году, когда Театр на Таганке выступил в качестве организатора конкурса на лучший проект надгробного памятника Владимиру Высоцкому. В то время говорить об открытости такого конкурса было просто невозможно, и актёрам легендарной Таганки пришлось лично обзванивать знакомых художников и скульпторов. Стоит отметить, что их труды оказались не напрасными, и на призыв откликнулись не только начинающие ваятели, но и именитые скульпторы Леонид Бренер, Вячеслав Клыков, архитектор Анатолий Игнащенко. Участвовал со своим проектом и художник Театра драмы и комедии на Таганке Давид Боровский. В итоге получилась выставка памятников, выполненных в самых разных решениях и формах: от абстрактных композиций и аллегорий до простеньких фигур и бюстов.

На протяжении всего конкурса было огромное количество горячих споров и дискуссий, так как обстоятельства сложились таким образом, что в первые ряды выдвинулось сразу несколько фаворитов. В числе лидеров показа оказались работы и молодого скульптора Александра Рукавишникова, выбравшего лейтмотивом памятника Высоцкому исповедальных «Коней привередливых», и статуя «Бард» известного ваятеля Леонида Берлина. Но если монумент Рукавишникова сейчас, в наше время, хорошо известен всем почитателям таланта Владимира Семёновича, то на описании скульптуры, выполненной Леонидом Львовичем Берлиным, мне бы хотелось остановиться особо. Автор памятника, по-видимому, довольно буквально воспринял определение Высоцкого как человека с обнажённой душой и изобразил его в натуральную величину, с гитарой в руках и... совершенно обнажённым. Даже без фигового листочка на причинном месте! Не удивительно, что с того самого времени в народной памяти накрепко засело «альтернативное» название голого «Барда» - «Призывник перед медкомиссией». Стоит ли говорить, что в СССР подобные авангардные произведения никогда не приветствовались, поэтому ни Марине Влади, ни тем более родителям покойного эпатажный памятник не пришёлся по душе.

Всеволод Абдулов: «Марина выбрала проект Давида Боровского: настоящий небесный метеорит, вправленный в строгий земной камень. Мы даже ходили к академику Яншину – с просьбой к Академии наук выделить метеорит для памятника Высоцкому. Яншин прочитал и ни слова не говоря написал на прошении «Выдать»(*1).

Родители же Высоцкого были изначально против всевозможных аллегорий и символов на надгробии. Они хотели видеть своего сына «как живого», видимо, поэтому они отдали свои голоса работе Александра Рукавишникова. К тому же проект молодого ваятеля поддержал и близкий друг Владимира Высоцкого золотопромышленник Вадим Туманов, который всё время восхищался представленной скульптурой и её портретным сходством с покойным поэтом. Марина Влади и другие сторонники памятника-метеорита художника Давида Боровского оказались не согласны с выбором родителей, посчитав, что этот изваяние мало соответствует тому Высоцкому, которого они знали и любили, но не чашу весов в свою сторону уже склонить не смогли.

В итоге окончательный выбор был остановлен на работе Александра Рукавишникова. Надгробный памятник Владимиру Высоцкому по его проекту был открыт 12 октября 1985 года на Ваганьковском кладбище. Скандальной же работе Леонида Берлина было дипломатично отдано почётное 3-е место. После конкурсной выставки в Театре на Таганке голого «Барда» вернули обратно в художественную мастерскую Леонида Львовича, но уже в скором времени изваяние был стыдливо укрыто от посторонних глаз в Музее скульптуры под открытым небом «Музион», что на задворках Центрального дома художников на Крымском Валу. Это тихое местечко получило свою "минуту славы" гораздо позднее - после того, как туда был «сослан» в вечную ссылку с Лубянки памятник Железному Феликсу. Поэтому и цветов по юбилейным и памятным датам обнажённому «Барду» никто никогда не приносил, так как для подавляющего большинства поклонников Высоцкого работа Берлина так и осталась неизвестной.

Гендиректор «Музиона» Михаил Пукемо: «В 70-х годах я работал в Театре на Таганке техническим директором, лично знал Владимира Семёновича... К памятнику Берлина актёры отнеслись по-разному: кто-то ругал, кто-то, напротив, хвалил. Лично я думаю, что такой памятник вполне имеет место быть! Скульптор считал, что истинный художник в своём творчестве обнажён перед людьми. Нагота символизирует ранимость поэта, его обнажённую душу!»(*2)

К сожалению, узнать из первых уст о том, что подвигло скульптора на создание такого противоречивого памятника, уже не удастся: Леонид Львович Берлин скончался в 2001 году. Но, так или иначе, фигура обнажённого Владимира Высоцкого стала одной из самых значительных работ мастера. В связи с этим было небезынтересно узнать, что некоторое время назад о легендарном памятнике вспомнили столичные власти, и обнажённая скульптура поэта поменял место своей постоянной прописки. Теперь все желающие могут увидеть эпатажного «Барда» Леонида Берлина во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.

______________________________________

Используемая литература:

*1. Виктор Бакин «Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти». – М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. – с. 197.
*2. Газета «Спид-инфо» (Москва), 2007, № 15, июль, с. 3.

На фотографиях:

1. Скульптор Леонид Львович Берлин (1925 - 2001) - автор памятника «Бард», посвящённого Владимиру Высоцкому.
2. Памятник Владимиру Высоцкому «Бард» во дворе дома-усадьбы Зубовых, расположенного в Москве по улице Александра Солженицына (бывшей Большой Коммунистической) в районе Таганки.

Рецензии

Мне кажется, эпатажный автор данной скульптуры, просто хотел чем-то выделится среди десятки знаменитых и талантливых коллег.А как это сделать? Понятно: создать памятник, который бы всех шокировал. Для нормальных людей, такое творения никогда не будет воспринято положительно.Скульптура вовсе не олицетворяет жизнь Высоцкого. Это как издевательство над его памятью.И действительно, Владимир Семёнович перевернулся бы в гробу, узнав, что в данное время возле этой скульптуры собираются все геи города. Вот это настоящий плевок в адрес знаменитого барда, который даже не стоял рядом с этой массой извращенцев.
Вам автор этой публикации, спасибо огромное за актуальную, поднятую тему сегодняшней жизни.

Любимый миллионами актер, поэт, бард, имевший всесоюзную популярность. Владимир Высоцкий скончался в 1980 году в возрасте 42 лет в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Могила Высоцкого располагается недалеко от входа на кладбище, и её нетрудно увидеть, если зайдя, сразу посмотреть направо. Могила Высоцкого до сих пор является местом, куда приходят поклонники таланта выдающегося артиста.

12 октября 1985 г. на могиле артиста открыт памятник из позолоченной бронзы, выполненный скульптором Александром Рукавишниковым. Высоцкий изображён в полный рост, он словно вырывается из факела пламени, окутанный смирительной рубашкой. За плечами - гитара, верная спутница и неизменный атрибут. Изваяние установлено в центре квадратной подставки, образованной бордюрным камнем, на передней грани золотыми буквами нанесены имя и годы жизни Высоцкого. Участок захоронения выложен тротуарной плиткой, обнесен оградой в виде гранитных столбов, соединенных цепью.

Памятник работы Александра Рукавишникова – наверное, самое скандальное изображение Высоцкого. В свое время родственники и друзья поэта разбились на два лагеря. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Таганке настаивали на «абстрактном» памятнике. Никаких изображений, положить на могилу камень или кусок метеорита, он и будет «передавать образ Володи».

– Пока мы живы, Володя будет, каким он был! – отрезала мачеха Высоцкого Евгения Лихалатова. Родителям поэта приглянулась реалистичная скульптура Рукавишникова: Володя на ней как живой, даже родинка на левой щеке видна! 12 октября 1985 года скульптуру установили на Ваганьковском кладбище. Марина Влади на церемонию не успела, а когда увидела памятник – расплакалась. «Наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма», – это ее слова. А вот художник и друг Высоцкого Михаил Шемякин, уж на что не сторонник того самого реализма, кладбищенский памятник в целом одобряет: «Не нужно забывать, что Володя – поэт народный».

Тематическая подборка посвященная фотографиям памятников Владимиру Высоцкому .

Памятник в Самаре в сквере имени Высоцкого, установлен в 2000 году

Памятник в Москве, на Страстном бульваре, открыт в 1995 году

памятник в Одессе, открыт 1 апреля 2012 года. В руках Высоцкий держит золотое сердце, вокруг него музы, лица которых похожи на лицо Марины Влади

памятник в Новосибирске, открыт 25 июля 2005 года. На постаменте, выполненном в виде стилизованного
лезвия, по которому босиком идет Высоцкий, предусмотрен череп Йорика из бронзы. Его неоднократно воровали, находили, возвращали на место, но сейчас череп так и затерялся. Аналогичный памятник находится в Черногории, г. Подгорица. Оба памятника создал один и тот же скульптор, только в Черногории Высоцкий стоит на земле.

памятник в Дубне, открыт в 2008 году на алле Высоцкого

пока только проект памятника Высоцкому в Киеве

памятник в Набережных Челнах, открыт 2 декабря 2003 года

памятник в Калининграде, на Певчем поле

бюст в Барнауле, открыт в 2002 году напротив главного корпуса Барнаульского государственного педагогического университета

памятник Высоцкому и Марине Влади, Екатеринбург. Открыт 3 февраля 2006 года напротив гостиницы "Большой Урал"

памятник в Мелитополе

памятник в Воронеже, открыт 9 сентября 2009 года

Он был из детства нашего двора,
из улочек нашей юности,
из песни «Если друг оказался вдруг
и не друг и не враг, а так...»,
из песен войны:
- Друг, оставь закурить,
а в ответ тишина...
он вчера не вернулся из боя,
из «Белорусского вокзала»,
Из дружбы, открытости и любви,
Из чего-то того, от чего мы ушли.

Мы охотно смотрели фильмы, в которых играл Владимир Высоцкий, любили и пели исполняемые и написанные им самим песни. Наш ровесник, Миша, например, играл на гитаре и пел песни Высоцкого, а мы подпевали «Песню о друге», любили его фольклорно-сказочные мотивы, и песни о войне. «Утренняя гимнастика» звучала по радио.
Нам нравился тембр голоса Высоцкого, многое нравилось: «Я влюбленным все поля постелю...»
Высоцкий был разным, неизменным в нем было одно: артист, поэт, человек широкой души. Голос с хрипотцой, мужской, правдивый, он щедро делился, заряжал своей энергией.

Годы спустя, совершая путешествие по Волге летом 1988 (столетие крещения Руси), мы с мужем, будучи проездом в Москве, решили сходить на Ваганьково, на могилу Высоцкого. Мы спрашивали дорогу, да и бумаяные стрелочки-указатели с надписями: «На могилу Высоцкого» помогали нам в пути. Искать его могилу долго не пришлось: его похоронили прямо у входа, опасаясь за толпы поклонников, которые непременно придут к могиле любимого поэта. Мужчина, поклонник поэта, находившийся у могилы Высоцкого, рассказал нам, что Марине Влади не понравился памятник поэту с завязанными руками, что она на похороны привезла джинсы, в них его и похоронили и что в могилу с прахом Высоцкого положили двухсторонний японский магнитофон с записями его песен. И охрипший баритон Высоцкого звучал часа два из-под земли.

Здесь же, на Ваганьково, могилы Сергея Есенина, Олега Даля, Андрея Миронова.

Рецензии

Вольф Шлиомович Высоцкий (дед поэта) уроженец Бреста, из семьи мастера-стеклодува Шлиома Гершевича Высоцкого. В семье их было четверо детей - дочь Мария (1890-1942) и сыновья Исаак (1908-1978), Лион (1886-1974) и Вольф.
Вольф отличался глубокой интеллигентностью, беспокойным характером и страстью к обучению. У него было три высших образования - юридическое, экономическое и химическое. Еще 22-летним Вольф Высоцкий - студент коммерческого училища в Люблине, в 1911 году переехал из Бреста в Киев, чтобы учиться в местном коммерческом институте. Но через два семестра решил поступить в армию вольноопределяющимся. Отслужив в 165-м пехотном Луцком полку (казармы были на Дегтяревской улице), вернулся в институт. Затем был юрфак Киевского университета, Киевский институт народного хозяйства, коммерческо-технический факультет по производственно-промышленному отделению. Женился он на уроженке Житомира Деборе Евсеевне Бронштейн в 1915-м году.

Вольф Шлиомович к 1917 - владелец адвокатской конторы (в 20-е годы он взял себе имя на русский манер - Владимир Семенович). Жили они в Киеве.
http://izbrannoe.com/news/lyudi/ded-vladimira-vysotskogo/

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Просмотров