Когнитивный диссонанс - это что за понятие в психологии? Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Когнитивный диссонанс: как распознать проблему и справиться с ней Способы ослабления ощущения когнитивного диссонанса

В этой статье подробно рассмотрим такое понятие, как диссонанс. Что это такое? В каких сферах оно используется?

Терминология

Слово происходит от латинского dissonantia, что дословно можно перевести как "неблагозвучное звучание". Диссонанс - что это за термин? Каково его содержание? Этот термин активно употребляется в разных сферах. Например, его часто используют в искусстве, психологии, философии. Есть ли у слова диссонанс синоним? Понятий с аналогичным значением существует несколько. Вот наиболее распространенные из них: несоответствие, разногласие, противоречие, дисгармония, какофония (последняя является синонимом из области теории музыки). По сути, это нарушение гармонии, некий дискомфорт, вызванный несоответствием уже имеющихся знаний и представлений с другими новыми фактами. Диссонанс - что это, например, в теории искусства? Обратимся к научному толкованию. Согласно энциклопедии, диссонанс в музыке - это разнобойное звучание. В этом случае одновременно звучащие тона не сливаются друг с другом.

Противоположные понятия

Консонанс (от латинского consonantia - благозвучие) - это совершенно полярное диссонансу определение. Но вместе они характеризуют отношения между двумя парами "элементов". Ими, этими компонентами, по сути, выступают знания. Одни "элементы" являются знаниями относительно своего "Я". Другие же - это сведения, касающиеся общих проблем мироустройства. Термин "знание" часто употреблялся в широком смысле слова, включая в себя, кроме, собственно, информации, еще и мнения, а также убеждения, установки и ценности. Несмотря на то что между этими явлениями присутствуют достаточно существенные различия, их можно считать "элементами знания". И именно между их парами может существовать диссонанс и консонанс.

Типы отношений

В случае если когнитивные элементы нигде не встречаются, не пересекаются друг с другом и не имеют ничего общего между собой, такие элементы следует называть нерелевантными. Для нас же интересны исключительно те элементы, между которыми могут возникать и возникают отношения консонанса и диссонанса. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована в середине ХХ века Леоном Фестингером. Согласно ей, два отдельно расположенных элемента будут в диссонансе один по отношению к другому в том случае, если отрицание одного из них выводится из другого. Можно привести здесь такой пример: человек уверен, что он находится в окружении исключительно своих друзей, но все же испытывает дискомфорт и опасение в этой ситуации.

То есть налицо наличие диссонансного отношения. Или еще один пример: человек, который залез в серьезные долги, вдруг решает отправиться в дорогое кругосветное путешествие. Здесь тоже два когнитивных элемента будут диссонировать между собой. "Разлад" между двумя элементами знаний может появляться как следствие ряда разных причин. Это могут быть желания и ожидания человека, приобретенный жизненный опыт либо другие факторы. Подробнее мы рассмотрим их далее.

Причины возникновения когнитивного диссонанса

На вопрос "диссонанс - что это такое" мы уже ответили. Теперь, для полноты картины, стоит разобраться с причинами и факторами его возникновения. Во-первых, он может возникнуть вследствие логического несоответствия. К примеру, если человек уверен, что он через год построит добротный дом, но при этом понятия не имеет, как заложить фундамент, то эти два элемента - диссонансные. Во-вторых, причиной могут стать культурные традиции или обычаи. Предположим, что мужчина не уступает в трамвае место пожилой бабушке, но прекрасно знает, что по установленным правилам этикета и моральным нормам он должен это сделать. В таком случае его знания и осознание того, что он делает неправильно, являются диссонансными отношениями. Хотя в какой-нибудь другой культуре, где уступать место в транспорте пожилым людям не принято, эта ситуация, очевидно, не была бы примером рассматриваемых отношений.

В-третьих, диссонанс возникает тогда, когда частное мнение в конкретной ситуации выходит за рамки более обобщенного. Скажем, гражданин, считающий себя радикалом, голосует на выборах за кандидата либеральных взглядов. Когнитивные элементы по этим двум мнениям будут диссонансными. Наконец, состояние когнитивного диссонанса может иметь место вследствие приобретенного ранее опыта. Представим себе человека, который несколько раз за свою жизнь заболевал острой ангиной после съеденного мороженного. И вот, в очередной раз он его ест. При этом он надеется не заболеть снова. Это яркий пример когнитивного диссонанса на основе прошлого жизненного опыта.

Степень "несоответствия"

Определить уровень диссонанса поможет один очевидный аспект. Он заключается в объективных характеристиках элементов, между которыми наблюдается "несоответствующее" отношение. Предположим, что два в системе знаний являются диссонантными относительно друг друга. Тогда степень "несоответствия" будет в прямой пропорциональной зависимости от уровня важности этих элементов. Если компоненты будут очень значимы для конкретного индивидуума, то и показатель диссонанса будет, соответственно, высок.

Примеры

Вообразим себе человека, подающего пятьдесят рублей нищему попрошайке в подземном переходе. При этом этот человек осознает, что бедняк не так уж и нуждается в этих деньгах. Но все же он подает деньги, причем диссонанс, возникающий в данном случае между двумя элементами, не очень сильный. Ведь ни первый, ни второй элемент не настолько существенен для этого человека. И второй, кардинально противоположный пример. Студент, в преддверии важного для него экзамена, абсолютно к нему не готовится. При этом он прекрасно осознает, что уровень его знаний по предмету не позволит ему сдать этот тест. И в этом случае степень диссонанса для студента будет значительно выше, ведь оба элемента знаний весьма важны для индивидуума.

Существуют ли системы, свободные от диссонансных отношений?

С большой долей уверенности можно предполагать, что в нашей жизни объективно не существует такой системы, которая была бы полностью свободна от присутствия "несоответствия". Ведь какое бы действие ни собирался предпринять индивидуум, какое бы чувство он ни испытывал, всегда найдется хотя бы один незначительный когнитивный элемент, который вступит в диссонансные отношения с компонентом "поведенческим".

Вот простой пример. Казалось бы, обыденное и тривиальное убеждение в необходимости и полезности вечерней прогулки перед сном может иметь некоторые когнитивные элементы, которые выступят диссонирующими с этим знанием. Так, человек может думать о том, что дома его ждут какие-либо дела, которые он должен закончить. Или же он заметит, что на улице собирается дождь и тому подобное. Словом, к любому когнитивному элементу в одной системе обязательно найдутся релевантные к нему другие элементы, поэтому несомненным фактом является наличие хоть и в незначительной степени, но диссонанса.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Диссонанс и консонанс
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Нерелœевантные отношения

Два элемента могут просто не иметь ничего общего ^Хцу собой. Иными словами, при таких обстоятель-‣‣‣^гвах, когда один когнитивный элемент нигде не пере-

секается с другим элементом, эти два элемента являют­ся нейтральными, или нерелœевантными,по отношению друг к другу.

К примеру, давайте представим себе человека, ко­торый знает, что письмо из Нью-Йорка в Париж, от­правленное с регулярной морской почтой, может идти 2 недели и что сухой, горячий июль очень хорош для получения богатого урожая зерна в штате Айова. Эти два элемента знания не имеют ничего общего между собой, т. е. они нерелœевантны по отношению друг к другу. Конечно, о подобных нерелœевантных отноше­ниях трудно сказать что-либо определœенное, за исклю­чением того, что они существуют. В центре нашего внимания будут находиться только те пары элементов, между которыми возникают отношения консонанса или диссонанса.

Во многих случаях, однако, очень трудно решить, являются ли два элемента нерелœевантными. Зачастую это просто невозможно определить, не принимая во внима­ние знаний данного индивида. Иногда может случиться так, что вследствие характера актуального поведения данного человека ранее нерелœевантные элементы могут стать релœевантными по отношению друг к другу. Это могло бы произойти даже в вышеупомянутом примере. В случае если человек, живущий в Париже, торговал бы зерном в Соединœенных Штатах, он, безусловно, захотел бы узнать прогноз погоды в штате Айова, хотя информа­ция о сроках доставки почты из Нью-Йорка в Париж всœе же останется для него незначимой.

Прежде чем мы перейдем к определœению и обсуж­дению отношений консонанса и диссонанса, которые существуют между релœевантными элементами, полезно было бы подчеркнуть еще раз специальный характер тех когнитивных элементов, которые имеют отноше­ние к поведению индивида. Такой ʼʼповеденческийʼʼ

когнитивный элемент, будучи релœевантным к каждому из двух нерелœевантных когнитивных элементов, может делать их фактически релœевантными по отношению друг к другу.

Релœевантные отношения:

К этому моменту читатель, вероятно, уже составил себе представление о характере явления диссонанса. Два элемента являются диссонантными по отношению друг к другу, в случае если по какой-либо причинœе они не соответствуют один другому.

Сейчас мы можем перейти к тому, чтобы сделать попытку более формального концептуального опреде­ления.

Давайте рассмотрим два элемента͵ которые сущест­вуют в знании человека и релœевантны по отношению Друг к другу. Теория диссонанса игнорирует сущест­вование всœех других когнитивных элементов, которые являются релœевантными к любому из двух анализируе­мых элементов, и рассматривает только эти два эле­мента отдельно. Два элемента͵ взятые по отдельности, находятся в диссонантном отношении, в случае если отрицание одного элемента следует из другого. Можно сказать, что X и Y находятся в диссонантном отношении, в случае если не X следует из Y. Так, к примеру, в случае если человек знает, что в его окружении находятся только друзья, но тем не менее испытывает опасения или неуверенность, это означает, что между этими двумя когнитивными эле­ментами существует диссонантное отношение. Или другой пример: человек, имея крупные долги, приоб­ретает новый автомобиль; в данном случае соответствую­щие когнитивные элементы будут диссонантными по

отношению друг к Другу. Диссонанс может существо­вать вследствие приобретенного опыта или ожиданий, либо по причинœе того, что считается приличествую­щим или принятым, либо по любой из множества дру­гих причин.

Побуждения и желания также бывают фактора­ми, определяющими, являются ли два элемента диссо-нантными или нет. К примеру, человек, играя на день­ги в карты, может продолжать играть и проигрывать, зная, что его партнеры являются профессиональными игроками. Это последнее знание было бы диссонант-ным с осознанием его собственного поведения, а имен­но того, что он продолжает играть. Но для того чтобы в данном примере определить эти элементы как диссо-нантные, крайне важно принять с достаточной степенью вероятности, что данный индивид стремится выиграть. В случае если же по некоей странной причинœе данный человек хо­чет проиграть, то это отношение было бы консонант­ным.

Приведу ряд примеров, где диссонанс между двумя когнитивными элементами возникает по разным при­чинам.

1. Диссонанс может возникнуть по причинœе ло­гической несовместимости. В случае если индивид полага­ет, что в ближайшем будущем человек высадится на Марс, но при этом считает, что люди до сих пор не в состоянии сделать космический корабль, при­годный для этой цели, то эти два знания являются диссонантными по отношению друг к другу. Отри­цание содержания одного элемента следует из со­держания другого элемента на основании элемен­тарной логики.

2. Диссонанс может возникнуть по причинœе культурных обычаев. В случае если человек на официаль­ном банкете берет рукой ножку цыпленка, знание того, что он делает, является диссонантным по

отношению к знанию, определяющему правила формального этикета во время официального бан­кета. Диссонанс возникает по той простой причи­не, что именно данная культура определяет, что при­лично, а что нет. В другой культуре эти два эле­мента могут и не быть диссонантными.

3. Диссонанс может возникать тогда, когда одно конкретное мнение входит в состав более об­щего мнения. Так, в случае если человек - демократ, но на данных президентских выборах голосует за рес­публиканского кандидата͵ когнитивные элементы, соответствующие этим двум наборам мнений, яв­ляются диссонантными по отношению друг к дру­гу, потому что фраза ʼʼбыть демократомʼʼ включа­ет в себя, по определœению, крайне важно сть поддер­жания кандидатов демократической партии.

4. Диссонанс может возникать на базе про­шлого опыта. В случае если человек попадает под дождь и, однако, надеется остаться сухим (не имея при себе зонта), то эти два знания будут диссонантными по отношению друг к другу, поскольку он знает из про­шлого опыта͵ что нельзя остаться сухим, стоя под дождем. В случае если бы можно было представить себе человека, который никогда не попадал под дождь, то указанные знания, не были бы диссонантными.

Этих примеров достаточно для того, чтобы проил­люстрировать, как концептуальное определœение дис­сонанса может использоваться эмпирически, чтобы ре­шить, являются ли два когнитивных элемента диссо­нантными или консонантными. Конечно, ясно, что в любой из этих ситуаций могут существовать другие эле­менты знания, которые бывают в консонантном отношении с любым из двух элементов в рассматрива­емой паре. Тем не менее отношение между двумя эле­ментами является диссонантным, если, игнорируя всœе остальные элементы, одиниз элементов пары ведет к отрицанию значения другого.

Определœение отношений консонанса и нерелœевант­ности следует из определœения отношений диссонанса. В случае если в паре элементов один из них приводит к под­тверждению значения другого элемента͵ то отношение между ними является консонантным. В случае если ни отрица­ние, ни подтверждение значения второго элемента пары не следует из первого элемента͵ то отношение между ними является нерелœевантным.

Концептуальные определœения диссонанса и консо­нанса не предоставляют, однако, достаточного базиса для создания валидного инструмента для измерения степени диссонанса. В случае если мы стремимся к тому, чтобы подтвер­дить теорию диссонанса эмпирическими данными, необ­ходимо прежде всœего обеспечить безошибочную иденти­фикацию явлений диссонанса и консонанса. Безнадежно пытаться получить полный список всœех когнитивных эле­ментов, и, даже если такой перечень был бы доступен, в некоторых случаях будет трудно или просто невозможно определить априори, какой из трех возможных типов связей имеет место в данном конкретном случае. Гораз­до чаще, однако, априорное определœение диссонанса яв­ляется ясным и четким. (Не забудем также, что два ког­нитивных элемента бывают диссонантными для чело­века, живущего в одной культурной среде, но не для человека, живущего в другой, или же для человека с одним прошлым опытом, но не для человека с опытом иным.) Мы вернемся к рассмотрению этой серьезной про­блемы измерения более подробно в тех главах, где будут обсуждаться эмпирические данные.

Диссонанс и консонанс - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Диссонанс и консонанс" 2017, 2018.

“Выживают не самые сильные и не самые умные, а те, кто лучше всего приспосабливается к изменениям”.
Чарльз Дарвин

Состояние индивида, вызванное противоречиями в его сознании между несколькими идеями и понятиями, сопровождающееся чувством внутреннего дискомфорта, психологи называют когнитивным диссонансом.

Данный термин был придуман в 1944 году, первым его озвучил Фриц Хайдер, автором одноименной теории, сформулированной позднее, стал американец Леон Фестингер. В своей работе, посвященной исследованию данного явления, психолог дал определение душевному состоянию человека, обозначил пути выхода из психологического кризиса, а так же рассмотрел наиболее частые примеры поведенческих реакций, связанных с когнитивным диссонансом.

Когнитивный диссонанс – состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления.

Суть теории сводится к следующему: убеждения человека во многом определяют его действия в жизненных ситуациях, обусловливают его позицию по большинству значимых вопросов. Таким образом, невозможно трактовать их только как сумму знаний, поскольку они являются мотивационными факторами. За основу Фестингер взял две поведенческие гипотезы, согласно которым индивид всегда будет стремиться преодолеть психологический дискомфорт , вызванный несоответствием его собственных убеждений и личного опыта с информацией, полученной извне. Более того, человек в будущем всячески будет стараться избежать ситуаций, вызывающих подобное состояние.

Эксперимент по проверке теории в действии был проведен Дж. Бремом, который предложил группе испытуемых дать оценку различным бытовым приборам. После этого участникам разрешили взять в качестве вознаграждения любую вещь на выбор. Повторный опрос показал, что люди о выбранных ими изделиях отзывались хвалебно, тогда как в отклоненных старались отыскать недостатки. С точки зрения Брема такое поведение хорошо иллюстрирует теорию когнитивистов. Испытуемые, осуществив свой выбор, старались всячески его обосновать. Положительные стороны выбранного предмета преувеличивались, негативные, напротив, сглаживались.

Людям, далеким от науки, теория когнитивного диссонанса кажется чем-то не слишком понятным. На самом деле, за сложными терминами кроется явление, с которым каждый из нас, сам того не подозревая, сталкивается почти ежедневно. Попробуем объяснить, что это простыми словами, на понятных примерах.

Под термином «когнитив» в психологии принято понимать знание, а определение «диссонанс» используют музыканты, обозначая им нестройное звучание. Таким образом, когнитивный диссонанс – это несовпадение двух идей в сознании индивида. Чтобы устранить душевный раздрай, вызванный такой ситуацией, надо чтобы когнитивы зазвучали в унисон. Добиться этого можно только устранением противоречий.

Наглядной иллюстрацией служат курильщики. Любой разумный человек понимает, что вредная привычка наносит здоровью непоправимый вред. Осознание этого факта, несомненно, угнетающе действует на психику. Но при этом один предпринимает все возможное, чтобы от пагубного пристрастия избавиться, а другой выбирает путь наименьшего сопротивления, убеждая себя, что ничего страшного с ним не произойдет.

В подтверждение приводятся примеры известных людей: Фидель Кастро, который не выпускал сигару изо рта, дожил при этом до глубокой старости. На основании этого делается вывод, что вред от курения сильно преувеличен. Внутренний покой обретен без особых усилий, простым устранением «лишней» информации.

Особый интерес представляет тот факт, что люди готовы зайти далеко в оправдании своих поступков и это для них намного проще, нежели признание собственной неправоты. Фестингер достаточно быстро понял, что большинство загадочных моделей поведения людей являются ничем иным, как следствием когнитивного диссонанса и желанием с ним справиться. Практический вывод, который следует из теории Фестингера, состоит в том, что большинство из нас легко подвергаются манипуляциям со стороны других людей или СМИ. Избежать этого позволяет только работа над собой, тщательный самоанализ, развитие силы воли.

Какие причины когнитивного диссонанса?

Состояние когнитивного диссонанса может возникнуть у любого из нас и, к сожалению, подобное происходит чаще, чем хотелось бы. Выстраивая психологическую защиту, человек отсеивает информацию, которая не укладывается в рамки его мировоззрения. Все, что слышать не хочется, автоматически переходит в разряд: «этого не может быть».

Возможно, в отдельных случаях, сохранять душевное спокойствие за счет пренебрежения истиной допустимо. Но в целом подобное поведение ведет к морально-нравственной деградации, поскольку человек становится легко управляемым. Логическое мышление и анализ заменяются эмоциональной составляющей, под воздействием которой принимаются решения. Ради сохранения своих убеждений и душевного спокойствия индивид с легкостью отказывается от познаний, которые не вписываются в его систему ценностей.

Зачастую, когнитивный диссонанс связан с определенными обязательствами, которые мы сами на себя возлагаем, руководствуясь личными убеждениями либо общественной моралью. Женщина, живущая с супругом-тираном, убеждает себя, что делает это ради детей, у которых должен быть отец. Жена алкоголика или гуляки, терпит измены и запои ради статуса замужней дамы, полагая, что отношение общества к «разведенкам» негативное.

На самом деле, причина кроется намного глубже, в нежелании и неумении принимать независимые решения, нести за них ответственность. Многие предпочитают отрицать очевидные факты ради соответствия навязанным стандартам. Люди обманывают самих себя, зачастую, становясь при этом жертвами чужих манипуляций.

Как избавиться от когнитивного диссонанса?

Психологический дискомфорт вызывает неприятные ощущения, следствием которых может стать нервозность, потеря аппетита, утрата интереса к жизни. Первой реакцией человека будет желание снизить напряжение или вовсе избавиться от него. Что необходимо предпринять для обретения душевного равновесия?

Фестингеровская теория когнитивного диссонанса предлагает несколько вариантов выхода из психологического кризиса:

  1. Кардинальное изменение линии поведения. Речь может идти, в том числе, об отказе от действий или намерений, которые противоречат принципам морали и убеждениям;
  2. Изменение личного отношения к происходящему, для случаев, когда обстоятельства от вас не зависят;
  3. Использование дозированной информации для формирования позитивного настроя. Не нужно аккумулировать отрицательные эмоции, постарайтесь отыскать в ситуации максимум плюсов.

Пример

Представим обычную жизненную ситуацию: у вас прекрасная работа, но с шефом не повезло. Поведение этого человека сложно назвать корректным. Его хамство выводит из себя, но сменить начальство не меняя место службы, невозможно.

У вас есть три варианта действий:

  • уволиться;
  • перестать обращать внимание на оскорбительные выпады;
  • убедить себя, что хороший коллектив и большая зарплата перевешивают «минус» в виде неуравновешенного босса.

Любой из них по-своему решает вашу проблему. Однако, первый создает сложности с поиском новой работы, поэтому не всегда приемлем. Второй и третий – более мягкие, вы при этом ничего не теряете, даже приобретаете. Но в этом случае придется поработать над собой, чтобы изменить отношение к происходящему.


Как справиться с проблемой?

Один из наиболее доступных способов справиться с явлением диссонанса и последствиями, с ним связанными, это принятие сложившихся обстоятельств, адаптация к ним. «Если жизнь подкинула вам кислый лимон, сделайте из него вкусный лимонад» советовал Дэйл Карнеги. Нет смысла снова и снова переваривать уже свершившееся, переживать, задаваясь вопросом: «А правильно ли я поступил?». Разумнее будет извлечь из создавшейся ситуации максимум пользы для себя или рассматривать ее как урок на будущее.

Известный советский актер Вацлав Дворжецкий часть своей сознательной жизни провел в сталинских лагерях. На вопрос, как ему удалось выжить в таких тяжелых условиях, сохранив здоровье и жизнелюбие, он ответил, что пребывание в заключении он вспоминает как лучшие годы своей жизни. Несмотря на бытовые сложности, непосильный труд и отсутствие нормального питания, там он находился в окружении людей близких по образу мышления, то есть в состоянии душевного комфорта. В своих мемуарах Дворжецкий писал, что справиться с ситуацией ему помогало богатое воображение. Каждый раз, отправляясь на работу или засыпая в бараке, он представлял себя совсем в другой обстановке, уносясь в мечтах подальше от окружающей действительности.

Умейте признавать собственные ошибки

Состояние когнитивного диссонанса в большинстве случаев возникает из-за нежелания человека признать собственные ошибки. Многие считают свою правоту неоспоримой, уверены, что все должно быть лишь так, как они себе это представляют. Такая жизненная позиция мало способствует счастью и духовной гармонии.

Задача личности - всестороннее развитие, которое невозможно без расширения кругозора. Окружающий мир полон различных явлений, событий фактов, которые могут противоречить нашим убеждениям. Единственно верным решением будет принимать его таким, научится смотреть под разным углом зрения, не зацикливаясь только на своих познаниях.

Другие примеры когнитивного диссонанса

Один из частых случаев – непредвиденные изменения погодных условий . И ведь правда, очень часто люди строят планы на выходные, будучи уверенными в том, что погода будет солнечной и ясной. Но просыпаясь утром, обнаруживают пасмурное тучное небо, а то и вовсе – дождь или ливень. И возникаемый диссонанс вполне оправдан – человек был свято уверен в будущем, а произошло непредвиденное. Выйти из такой ситуации просто – достаточно лишь не менять своих планов и принять то, что и при пасмурной погоде возможна отличная поездка.

Также очень распространенная ситуация возникает насчет людей разного социального уровня . Бывает, что грязный бродяга задумается и выбросит обертку в мусорное ведро, а солидный юноша не придаст этому значения и бросит ее под ноги. Чем не диссонанс?

Человек полного телосложения может обзавестись желанием похудеть, привести свой организм в хорошую форму, но ему придет осознание того, что придется полностью изменить образ жизни, начать систематически заниматься спортом и нормально питаться. Это пойдет в разнос с его убеждениями , стилем жизни. И выход из этой ситуации – изменение жизненных принципов, ведь ради некоторых целей приходится менять собственные устои.

Могут вступать в когнитивный диссонанс и представления о некоторых людях . К примеру, человек, которого вы отлично знаете – тихоня и скромняжка, в некоторой ситуации показывает вам свою другую сторону – буйную и агрессивную. Это очень повлияет на осознание, возникнет когнитивный диссонанс. Но все же следует принимать то, что люди разносторонние и, если мы не знаем их некоторых характеристик, то это не означает, что их вовсе нет.

Каждый человек хоть раз в жизни переживал странное чувство, когда новая информация не соответствует представлению и знаниям о ней, полученным раннее. Такому состоянию в 1944 году Фриц Хайдер первым дал определение – когнитивный диссонанс, а Леон Фестингер в 1957 году разработал его теорию.

Когнитивный диссонанс - что это?

Изучив основные принципы теории, психологи пришли к выводу, что когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который вызван несоответствием между имеющимися понятиями, представлениями и поступающей новой информацией. К частым приводят такие мотивы и аспекты несоответствия:

  • религиозные;
  • моральные;
  • ценностные;
  • эмоциональные.

Когнитивный диссонанс - психология

У каждого индивида за определенный отрезок времени накапливается некоторый опыт. Однако преодолевая временные интервалы, он вынужден функционировать согласно существующим обстоятельствам, которые не стыкуются с полученными ранее знаниями. Это вызывает внутренний психологический дискомфорт, для послабления которого нужно найти компромисс. Когнитивный диссонанс в психологии – это значит попробовать объяснить причину поступка человека, его действия в многообразии жизненных ситуаций.

Причины когнитивного диссонанса

Явление когнитивного диссонанса может появиться по нескольким причинам. К распространенным провоцирующим факторам психологи относят следующие:

  • Несоответствие понятий и идей, на которых основывается то или иное принимаемое решение.
  • Разные жизненные убеждения по сравнению с нормами, принятыми в обществе или в определенном коллективе.
  • Бунтарский дух противоречия, который вызван нежеланием подчиняться этическим и культурным общественным нормам, особенно, если они идут вразрез с законодательной базой.
  • Несоответствие данным, которые получены в итоге какого-либо опыта, условий или ситуации.

Когнитивный диссонанс - симптомы

Состояние когнитивного диссонанса может проявляться по-разному. У большинства первые сигналы появляются в трудовом процессе. Затруднена мозговая деятельность, а ситуации, требующие анализа, могут выйти из-под контроля. Новая информация воспринимается с большим трудом, и сделать вывод – проблема. На поздних стадиях может нарушаться речевая функция, при этом человеку становится трудно сформулировать мысль, подобрать правильные слова и просто их произнести.

Когнитивный диссонанс подвергает основному удару память. Первыми стираются события, происходящие недавно. Следующим тревожным сигналом становится исчезновение воспоминаний из юношеских и детских лет. Менее распространенный, однако, его нужно учитывать – отсутствие способности . Человеку становится трудно уловить суть разговора, постоянно просит повторить некоторые предложения или отдельные фразы. Все это симптомы свидетельствуют о необходимости консультации с невропатологом.

Когнитивный диссонанс - виды

Многие психологи считают, что эмоция – это не психическое состояние, а ответ человеческого организма на определенную ситуацию. Существует теория, по которой когнитивно-эмоциональный диссонанс определяется как состояние с отрицательными эмоциями, возникающее при получении психологически противоречивых сведений. Изменить ситуацию поможет ситуация, при которой появятся ожидаемые результаты.

Когнитивный диссонанс - лечение

Когнитивный диссонанс личности напрямую связан с причинами возникновения нарушения. Терапия должна быть направлена на коррекцию и устранение патологических состояний в работе мозга. Для лечения основного заболевания, улучшения и восстановления когнитивных функций специалисты назначают целый ряд лекарственных средств, обладающих нейропротекторными свойствами. Это помогает предупредить когнитивные нарушения в дальнейшем.


Когнитивный диссонанс - книги

Считается, что книга – это лучший источник знаний. Выпущено множество трудов, в которых описано понятие когнитивный диссонанс внутриличностный конфликт и дисгармония (в переводе с латыни). В различных источниках приведены виды психических состояний, причины появления и способы борьбы с некоторыми из них. К основным изданиям психологи относят:

  1. «Теория когнитивного диссонанса» Леон Фестингер. Книга значительным образом повлияла на развитие социальной психологии в мире. В ней подробно проанализировано и описано несколько ключевых вопросов. Например, понятие когнитивного диссонанса и его теория, особенность социальных и психологических явлений, приемы и техники психологического влияния.
  2. «Психология влияния» Роберт Чалдини. Большинство отечественных и западных психологов признали пособие лучшим по вопросам конфликтологии, социальной психологии и менеджмента.
  3. «Когнитивный диссонанс» Алина Марчик. Все должно быть гармонично (чувства, эмоции, убеждения) в противном случае человеку гарантирован дискомфорт, от которого он избавляется разными путями. Новый боевик с элементами детектива оценят любители загадок и ребусов – он пропитан историями и приключениями. Автор дала загадку, на которую может быть столько ответов, сколько человек читают книгу. А как поступили главные герои?

Когнитивный диссонанс - это психическое напряжение или неприятные ощущения, которые испытывает человек, вынужденный удерживать в поле своего зрения две или более противоречивые идеи. Когнитивный диссонанс возникает также, когда человек сталкивается с новой информацией, противоречащей его знаниям, убеждениям или ценностям.

Кем была предложена теория когнитивного диссонанса

Термин «когнитивный диссонанс» и соответствующая теория были предложены американским социальным психологом Леоном Фестингером, учеником Курта Левина, еще в 1957 году. Именно эта теория принесла ученому всеобщее признание, и через два года после ее публикации Фестингер был удостоен премии «За выдающийся вклад в науку», учрежденной Американской психологической ассоциацией.

Теория когнитивного диссонанса была предложена психологом после того, как в нескольких американских штатах распространились невероятные слухи о последствиях землетрясений. Анализируя причины повсеместной веры в эти слухи, Фестингер предположил, что человек в силу некоторых своих внутренних особенностей стремится к достижению баланса между своими знаниями и мотивами - с одной стороны, и поступающей извне информацией - с другой. Так зарождалась теория когнитивного диссонанса Фестингера.

Введение в теорию диссонанса

Человек пытается достичь внутренней гармонии и согласованности. Об этом было известно задолго до появления теории Фестингера - об этом говорили многие ученые и философы. Леон Фестингер же указывал именно на стремление любого человека привести в порядок свои убеждения и взгляды, ведь несогласованные представления несут с собой дисгармонию, внутренний хаос.

В своих научных трудах американский психолог отмечал, что когнитивный диссонанс - это особое состояние, некая предтеча той деятельности, которую человек попытается развить, чтобы поскорее избавиться от неприятных ощущений. Это примерно то же самое, что и поиск еды, когда человек голоден.

Степень проявления когнитивного диссонанса может быть разной. Большое значение при этом имеет то, насколько сильны существующие убеждения человека, а также мера их несоответствия новым знаниям. Важна также авторитетность источника, из которого поступает информация, признаваемая человеком противоречивой.

Что же происходит, если в системе знаний и убеждений человека возникает противоречие?

Как ведет себя человек в состоянии когнитивного диссонанса

Иногда человек, ощущающий диссонанс, осознает, что между его знаниями и поведением существует несоответствие, но при этом отказывается что-то менять. Однако гораздо чаще человек старается рационализировать противоречие. К примеру, он может пить кофе литрами и при этом осознавать, что для его здоровья это вредно. И он будет находить себе оправдания: и кофе вкусный, и спать от него меньше хочется, и работоспособность после нескольких чашечек повышается. В результате он сам себя убеждает, что все хорошо. Противоречия нет.

Однако если сердце у кофемана начнет пошаливать, его убеждения перестанут быть согласованными. Вместе с проблемами со здоровьем придет и психологический дискомфорт. Возникает противоречие в убеждениях, которое вскоре перерастает в когнитивный диссонанс. Это состояние и побуждает человека к каким-либо переменам, в нашем случае - к тому, чтобы сократить количество потребляемого кофе.

В каких еще ситуациях возникает диссонанс?

Когнитивный диссонанс - это состояние, которое может проявляться в абсолютно разных ситуациях. К примеру, когда необходимо:

  • объяснить странные, смешанные чувства;
  • минимизировать сожаления о сделанном неверном выборе;
  • оправдать поведение, которое не согласуется с существующими взглядами;
  • изменить свое мнение о другом человеке;
  • подтвердить уже существующее убеждение, когда в ситуации противоречия человек старается найти ссылки и источники, свидетельствующие в пользу правильности его мнения.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера. Основные положения

Вместе с понятием когнитивного диссонанса Фестингер ввел категорию консонанса. Под консонансом он понимал состояние, в котором убеждения, представления и новые знания человека согласуются между собой.

Итак, теория диссонанса выглядела следующим образом.

Положение 1. Состояние когнитивного диссонанса являет собой сильную мотивацию. Так, если человек испытывает противоречие, он будет пытаться уменьшить его степень и по возможности перейти к консонансу.

Положение 2. Находящийся в состоянии когнитивного диссонанса человек будет стараться избегать новых знаний или убеждений, принятие которых может означать увеличение степени диссонанса.

Как уменьшить когнитивный диссонанс

Для того чтобы уменьшить или свести к минимуму состояние когнитивного диссонанса, существует три основных стратегии.

  1. Сосредоточиться на более благоприятных убеждениях. К примеру, студент не готовится к важному зачету, до которого остается всего два дня. При этом он отлично понимает, что его знаний для отметки «зачтено» недостаточно, но он говорит себе, что до пересдачи еще достаточно времени, и он точно успеет еще все выучить.
  2. Снизить важность конфликтующих убеждений. Например, человек узнает, что сидячий образ жизни сокращает продолжительность жизни. Однако он работает в офисе и не может себе позволить больше двигаться в течение дня. И тогда человек говорит себе, что здоровое питание может компенсировать вынужденный сидячий образ жизни.
  3. Изменить конфликтующие убеждения так, чтобы они согласовывались между собой. Эта стратегия считается одной из самых эффективных, однако успешно воплотить ее в жизнь достаточно трудно. Тяжелее всего приходится тогда, когда убеждения уже прочно укоренились в сознание.

Нашла ли теория когнитивного диссонанса какое-либо практическое применение? Несомненно.

Практическое применение теории когнитивного диссонанса

Когнитивный диссонанс Фестингера не только объясняет некоторое неадекватное поведение человека. Ему нашлось и практическое приложение во многих областях человеческой жизни.

К примеру, преподаватель может стимулировать желание студентов узнавать что-то новое, если вызовет у них когнитивный диссонанс. Для этого он может оспорить точку зрения одного или нескольких своих учеников и предложить им провести практические опыты. Так у студентов появляется мотивация учения.

Теорию когнитивного диссонанса часто используют маркетологи: на ее положениях строятся целые стратегии продаж. К примеру, рекламный слоган одной известной западной компании «Вы заботитесь о себе и своей семье. Почему бы не выбрать лучшее?» вызывает у покупателя когнитивный диссонанс вкупе с чувством вины за то, что тот имеет достаточно денег и при этом не покупает лучшие продукты для своих близких.

Пропаганда здорового образа жизни иногда также строится с помощью теории когнитивного диссонанса. К примеру, шокирующие данные о количестве смертей от СПИДа в свое время заставили многих выбрать безопасный секс и начать покупать презервативы.

Кроме того, когнитивный диссонанс часто вызывают практикующие психологи у своих клиентов. Зачем они это делают? Чтобы показать, что некоторые убеждения клиента не соответствуют действительности и очень сильно мешают ему жить.

Заключение

Спутником жизни человека очень часто становится когнитивный диссонанс. Значение его велико, хоть очень часто он и остается неосознаваемым. Однако диссонанс может быть полезным: он сопутствует ситуации выбора и может стать для человека толчком к действию или серьезным переменам.

Просмотров