Жизнь в пресных водах окружающий мир 4. Жизнь в пресных водоёмах





















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Жизнь пресного водоема" в игровой форме рассказывает ученикам о животном и растительном мире пресных водоемов планеты. Приводится описание птиц, насекомых, животных, рыб, надводных и подводных растений и др. К каждому виду имеется фотография и загадка.

  • Кроссворд;
  • Растения водоема;
  • Значение растений водоемов;
  • Животные водоемов;
  • Подводные жители водоемов;
  • Насекомые.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Щавелева О.А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.

Слайд 3

Кроссворд

  • Слайд 4

    Озеро

  • Слайд 5

    Растения водоема

  • Слайд 6

    Ряска

    Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд 7

    Кубышка

    Цветок кубышки

    Слайд 8

    Белая кувшинка

    Белая кувшинка

    Слайд 9

    Череда

    На берегах водоёма растет череда

    Слайд 10

    Стрелолист

    Стрелолист

    Слайд 11

    Водоросли

    Слайд 12

    Растения водоемов

  • Слайд 13

    Раки

    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед.

    Слайд 14

    Цапля

    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..

    Слайд 15

    Рыбы

    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала.

    Слайд 16

    Бобры

    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.

    Слайд 17

    Сом

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.

    Слайд 18

    Улитка

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине?

    Слайд 19

    Стрекоза

    Голубойа эропланчик
    Сел на белый одуванчик.

    Слайд 20

    Утка

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку.

    Слайд 21

    Интернет-источники

    http://сайт/

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    Ход урока


    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.

    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?



    (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.

    Учитель.
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель. (показ фотографий)

    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    ряска (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный
    Растения водоемов:

    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)


    Ученики.

    Учитель.
    (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)

    Ученики.

    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики.
    Учитель.


    Ученики.

    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель.
    растения - карась - щука;

    Ученики.

    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.
    Ученики.

    4) Найти лишнее название:







    Домашнее задание.


    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    1. Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема.
    2. Познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями.
    3. Сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема.
    4. Развивать познавательный интерес учащихся.

    Оборудование: презентация «Жизнь пресного водоема»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель. О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? Где мы только что побывали?
    Ученики. В этом стихотворении говорится о реке.
    Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?
    – Какие живые существа встречаются на лугу?
    – Почему луг называют природным сообществом?
    – Приведите примеры экологических связей луга.
    Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова. (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
    2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.
    3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.
    4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».
    5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.
    6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.
    7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
    8. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.
    9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
    10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
    11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.
    12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

    Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга? Почему луга нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать старую траву?
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель. Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?
    Ученики. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.
    Учитель. Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показ фотографий) . Вот растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка, кувшинка, ряска, различные водоросли. Вот животные: рыбы, лягушки, улитки, различные насекомые: стрекозы, клоп-водомерка и др.
    Давайте познакомимся с ними поближе.
    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    Очень богат растительный мир водоема. Одни растения растут в самом водоеме, а другие на берегу. Если посмотреть на поверхность водоема, то можно увидеть, что она покрыта маленькими зелеными листочками. Это растение ряска . Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный привлекает к себе внимание красивыми бело-розовыми цветками, собранными в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от основания стебля.
    Растения водоемов:
    1 – ирис; 2 – белокрыльник; 3 – пушица; 4 – стрелолист; 5 – камыш; 6 – рогоз; 7 – кубышка; 8 – ряска; 9 – белая кувшинка; 10 – перистолистник; 11 – элодея
    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)

    Какую роль выполняют растения в водоеме?
    Ученики. Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.
    Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме. (слайд 12)
    Учитель. Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.
    Многих животных вы уже хорошо знаете. Попробуйте их угадать. (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)
    Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» на с. 192–193 учебника и найти, каких животных еще не назвали.
    Ученики. Жук-плавунец, клоп-водомерка, карась, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.
    Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.
    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики. Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.
    Учитель. Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
    Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.
    Назовите, какие хищники обитают в водоемах.
    Ученики. Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.
    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель. Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.
    растения - карась - щука;
    растения - головастики - утки.
    Ученики. Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками.
    Значит, пресный водоем – это природное сообщество.
    Учитель. Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 196–198 учебника. Какие беды принес человек водоему?
    Ученики. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.
    Учитель. Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?
    Ученики. Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
    2. Задание «Подумай!» на с. 198 учебника.
    3. Составить схему «Животные водоема».

    4) Найти лишнее название:

    а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
    б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
    в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
    г) карась, щука, сом, дельфин.
    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    Ученики читают вывод на с. 199 учебника.
    Домашнее задание.
    С. 191–200. Ответы на вопросы «Проверь себя».
    Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?

    Скачать конспект
























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

    Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

    Ход урока

    І. Организационный момент.

    ІІ. Актуализация опорных знаний.

    1. Беседа.

    Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).

    Приведите примеры экологических связей луга.

    Вопросы к кроссворду:
    Шевелились у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я сорвать его хотел –
    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

    С ветки на тропинку,
    С травинки на травинку
    Прыгает пружинка –
    Зелёненькая спинка. (Кузнечик )

    На лугу он живёт,
    И всё время спать зовёт!
    - Пить-пирю, спать пора!
    Так до самого утра!
    Кто такую птичку знает?
    Кто загадку отгадает? (Перепел )

    Та птичка хвостиком трясёт
    И на земле жучков клюёт.
    Живёт она, где есть вода,
    Её узнаешь без труда! (Трясогузка )

    Словно синий огонёк
    Кто-то вдруг во ржи зажёг.
    Яркий полевой цветок.
    Что же это? (Василёк )

    Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )

    Быстрая и юркая,
    В змеевидной шкурке я,
    А за хвост меня поймаешь,
    Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )

    Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )

    Тёплым днём, весною, в мае
    Каждый про меня узнает.
    Я не муха, не паук.
    Я жужжу! Я майский... (жук )

    Выпуча глаза сидит,
    По-французски говорит,
    По-блошьи прыгает,
    По-человечьи плавает. (Лягушка )

    Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )

    Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )

    3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

    Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

    Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

    ІІІ. Самоопределение к деятельности.

    Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилии, рогоз,
    И кубышка, и тростник,
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит –
    Бурно жизнь кипит в нём.
    Это пресный... (водоём).

    О чём будем говорить на уроке?

    Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

    ІV. Работа над новым материалом.

    1. Беседа.

    Что такое водоём?

    • Водоём – место скопления или хранения воды.
    • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
    • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
    • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

    2. Показать на карте.

    Типы водоёмов.

    Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

    Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

    Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

    Проверка. Что интересного узнали?

    Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )

    4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

    Роль растений в жизни водоёма.

    • Дом для животных
    • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
    • Пища для животных.

    5. Самостоятельная работа.

    По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

    Кого можно увидеть на поверхности воды?

    В толще воды?

    На дне водоёма?

    Слайды 8-9.

    Отгадайте загадки.

    Пёстрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку-
    Спотыкалочку. (Утка )

    Под водой
    Живёт народ,
    Ходит задом
    Наперёд. (Рак )

    У родителей и деток
    Вся одежда из монеток. (Рыба )

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом )

    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )

    Строят дом без топора,
    Дом без хвороста и тины
    И плотину. (Бобры )

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине. (Улитка )

    V. Обобщение знаний.

    Кто где живёт

    На поверхности воды

    -> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

    -> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

    В толще воды

    -> головастики лягушек и жаб

    -> разные виды рыб

    -> водоросли

    -> моллюски: перловица, прудовик, катушка

    -> речные раки

    Связаны с водоёмами

    -> птицы: утки, цапли

    -> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

    Вывод по изученному материалу.

    Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

    Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

    VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

    Озеро Ханка, река Раздольная.

    Слайды 13-18.

    Озеро Ханка.

    • Расположение: Дальний Восток
    • Высота: 68-70 м
    • Площадь: 4070 км?
    • Объём: 18,3 км?
    • Наибольшая глубина: 10,6 м
    • Средняя глубина: 4,5 м
    • Площадь водосбора: 16 980 км?
    • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
    • Вытекающая река: Сунгача

    Слайды 19-21.

    Река Раздольная.

    • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
    • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
    • Устье: Амурский залив Японского моря.
    • Длина: 245 км
    • Площадь бассейна: 16 830 км?

    VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

    • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
    • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
    • Не разрушай жилища животных!
    • Береги лягушек и головастиков!
    • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
    • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
    • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

    VІІІ. Подведение итогов урока.

    Какова была цель урока?

    Какие знания вы получили?

    ІX. Рефлексия.

    Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

    Кого можно поблагодарить за урок?

    X. Домашнее задание.

    • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
    • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.
    1. Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа-определителя.
    2. По рисунку познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

    1. Утка-кряква: самка (а) и самец (б). 2. Бобр, его плотина и хатка. 3. Камыш. 4. Клоп-водомерка. 5. Жук-плавунец. 6. Карась. 7. Двустворчатые моллюски. 8. Речной рак. 9. Микроскопические зелёные водоросли. 10. Тростник. 11. Цапля. 12. Стрелолист. 13. Рогоз. 14. Кубышки. 15. Лягушка. 16. Кувшинка. 17. Щука. 18. Головастики. 19. Катушка. 20. Элодея. 21. Прудовик.

    1. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

    Природное сообщество пресных вод

    Живые организмы пресных вод (растения, животные, бактерии) образуют природное сообщество.

    Некоторые растения (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни кубышки и кувшинки тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности. Но есть и такие растения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, например, ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие (микроскопические) зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

    Велика роль растений в водном сообществе. Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли растений служат убежищем для животных.

    Понаблюдаем за животными. Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

    В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, растительноядные головастики лягушек и жаб, разные виды рыб, например карась, щука.

    Карась питается растениями, личинками насекомых. Щука относится к хищным рыбам.

    На дне живут речные раки. Они кормятся остатками мёртвых животных. Обитают на дне и двустворчатые моллюски. Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые существа.

    На водных растениях живут другие моллюски - растительноядные улитки прудовик и катушка. У них закрученные раковины.

    Жизнь многих птиц, например уток и цапель, тоже связана с водой. Живут у воды и млекопитающие - бобр, ондатра, водяная крыса, выдра. Информацию о них и изображения этих животных ты можешь найти в атласе-определителе.

    В пресноводном сообществе, как и в других сообществах, происходит круговорот веществ. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием бактерий мёртвые остатки перегнивают, разрушаются.

    Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания растения.

    Человек у воды

    Ты уже знаешь, как вредит всему живому загрязнение воды. Но не только над этим нам стоит задуматься.

    Многие красивые, интересные растения и животные, обитающие в пресных водах или на берегах, нуждаются в особой охране. Давайте не будем рвать кубышку и кувшинку, ловить раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз! Не будем разрушать жилища ондатр и бобров! Будем беречь лягушек и головастиков!

    Зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Нужно делать во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород. Ты можешь участвовать в этой работе, но обязательно вместе со взрослыми, потому что находиться на льду порой бывает опасно. Весной принимай участие в другой работе - спасении молоди рыб. Дело в том, что после весеннего разлива в разных местах остаются лужи. В них обычно бывает много мальков рыб. Им угрожает гибель, когда лужи высохнут. Чтобы спасти мальков, ребята их вылавливают и переносят в банках или вёдрах в безопасные места.

    • По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
    • Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
    • Дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

    Обсудим!

    1. Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
    2. Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
    3. Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

    Проверь себя

    1. Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
    2. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
    3. В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

    Задания для домашней работы

    1. В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озера или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук-плавунец, как бегает по воде клоп-водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.
    2. В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
    3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

    Боль природы

    Надо ли охранять болота?

    Когда люди научились осушать болота, они стали делать это, не задумываясь о последствиях. И неудивительно: ведь люди считали болота ненужной и даже вредной частью природы.

    Но теперь стало ясно, что это не так.

    Болота - замечательные природные хранилища воды, из них берут начало многие реки! К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ, болезнетворных бактерий. В реки из болот поступает чистейшая вода!

    Болота - это место жизни многих видов растений и животных. Вот удивительное хищное растение росянка. Её листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Это привлекает насекомых. Насекомое садится на лист и... приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока. Так росянка получает дополнительное питание.

    А вот клюква. Ягоды этого растения вкусные и целебные. Да только болот, где растёт клюква, из-за осушения остаётся всё меньше и меньше. Журавли, цапли, кулики находят себе на болотах пищу, устраивают гнёзда...

    Вот и подумай, к каким последствиям может привести неумеренное осушение болот.

    На следующем уроке

    Узнаем о работе растениеводов в нашем крае. Будем учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений.

    Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?

    Жизнь пресного водоема

    МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ

    СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

    Тема: Жизнь пресного водоема

    Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

    Задачи

    обучающие:

      ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

    развивающие:

      развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

    воспитательные:

      учить детей понимать красоту пресного водоема;

      воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

    Формируемые УУД:

    Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

    Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

    Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

    Личностные – приобретать новые знания, умения

    Ход урока

    I. Орг. момент (1 мин.)

    Мы начнем урок с разминки

    Выпрямляем свои спинки.

    На носочках потянулись,

    Вправо влево повернулись

    И друг другу улыбнулись.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Нам урок пора начать.

    II. Актуализация опорных знаний

    1. Тест (на карточках) (5 мин.)

    Слайд № 1-6

    1. На лугу растут:

    А) только травянистые растения

    Б) мхи и лишайники

    В) кустарники и травянистые растения

    2. На лугу живут:

    А) лебеди, рябчики, шелкопряды

    Б) шмели, совы, глухари

    В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

    3. Растениями луга являются:

    А) тимофеевка, клевер, нивяник

    Б) ландыш, осока, ягель

    В) черника, пион, типчак

    4. Санитарами луга и леса называют:

    А) жуков навозника и могильщика, дятла

    Б) пчёл, кабанов, соек

    В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

    5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

    А) жёлуди→мыши→совы

    Б) мятлик→мыши→совы

    В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка 

    Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

    2. Сообщения, кроссворды, цепочки питания (5 мин.)

    III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

    Посмотрите на экран. (на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

    Слайд № 8

    Исключите лишнюю иллюстрацию.

    Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

    Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

    - О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

    Слайд № 9

    Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

    Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

    Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

    Записываю на доску.

    IV. Открытие нового знания

    1. Беседа. (2 мин.)

    Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

    А по составу воды? (пресные и соленые.)

    Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

    2. Работа в группах (10 мин.)

    Сегодня у нас будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь пресного водоема».

    Условия игры:

      Класс поделим на три отдела.

      Каждый отдел получает карточку – задание.

      Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

    Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

      1 отдел работает по теме «Растения водоема»

      2 отдел работает по теме «Животные водоема»

      3 отдел работает по теме «Человек и водоем»

    Карта №2

    Выяснить:

      Назовите животных водоёма.

    Животные водоёма

    Карта №3

    Выяснить:

    Человек

    Физминутка

    Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

    Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные.Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

    Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

    V. Включение нового знания в систему знаний

    1. Моделирование. В парах (3 мин.)

    Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

    ПРОВЕРКА

    2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

    ПРОВЕРКА

    VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

    КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

    КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

    ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

    НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

    VII. Рефлексия (2 мин.)

    ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

    Что на уроке у вас хорошо получилось?

    Выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

    На выбор:

    Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

    Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

    Составить кроссворд «Жизнь водоёма»

    Приложение

    Карта №2

    План работы 2 отдела «Животные водоёма»

    Выяснить:

      Назовите животных водоёма.

      Богат ли водоём разнообразием животных? (Составьте схему «Животные водоёма»)

    Животные водоёма

      Особенности жизни некоторых животных водоёма.

    Карта №3

    План работы 3 отдела «Человек и водоём»

    Выяснить:

      Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

    Человек

      Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

      Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    Оценка

    Тест

    ФИ _________________________

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР УМК «Школа России» 4 класс МБОУ СШ с. Талица учитель начальных классов Булавина Ирина Анатольевна

    Луг - природное сообщество

    Игра «Узнай меня»

    Жизнь в пресных водах

    Цели урока: познакомиться с растительным и животным миром пресных водоёмов; рассмотреть экологические связи в сообществе пресного водоёма; определить роль человека в жизни водоёмов.

    ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ Естественные Искусственные РЕКА ОЗЕРО РУЧЕЙ КАНАЛ ПРУД ВОДОХРАНИЛИЩЕ

    рогоз камыш Растения водоёмов

    Кувшинка Кубышка

    Ряска Стрелолист

    Водоросли

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо - влево

    2. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Сжимание кисти в кулак»

    3. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»

    Животный мир пресных водоёмов

    Цепи питания ряска водоросли утка головастики щука карась комар лягушка цапля

    Человек у воды

    Правила поведения человека у воды Не бросай бытовой мусор в водоёмы! Расчищай ключи, родники! Не рви кубышку и кувшинку- они занесены в Красную книгу! Береги все растения водоёмов! Не лови для развлечения катушек и прудовиков! Будем беречь лягушек и головастиков! Зимой делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать! Не лови раков и двустворчатых моллюсков! Не разрушай жилища бобров и ондатр!

    водоёмы! Берегите и охраняйте

    Пресный водоём - природное сообщество, потому что все обитатели водоёма живут сообща и связаны сетью питания.

    Рефлексия Дополните предложение: « Теперь я знаю, что…» Выберите утверждение о нашем уроке Ничего не понятно на уроке. Все понятно на уроке, затруднений нет. Хочу знать больше.

    Домашнее задание Прочитать текст стр. 178-184, подготовить рассказ о пресноводном сообществе по плану на стр. 165 В рабочей тетради выполнить задания 2, 8 на стр.82-85 Познакомиться со статьёй «Надо ли охранять болота?» стр.185-186

  • Просмотров