В очередной раз: что происходит в РПЦ и как мы дошли до жизни такой. Константинополь отлучили от РПЦ: что означает церковный раскол

Русская православная церковь полностью разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Принятое в понедельник, на заседании Священного cинода Русской православной церкви в Минске решение - вынужденный шаг, но не сделать его было нельзя.

Посетительница стамбульского храма Святого Георгия спокойно разговаривает по телефону. О Боге в церквях Константинопольского патриархата думают сегодня все меньше. Фото: REUTERS

Что изменится для православных верующих после разрыва Русской церкви с Константинополем

Что конкретно изменится для православных христиан Русской церкви после решений синода в Минске, можно ли молиться, исповедоваться, причащаться в храмах, относящихся к юрисдикции Константинопольского патриархата? На эти и другие вопросы "Российской газете" отвечает клирик храма святителя Василия Великого в Москве, известный проповедник, миссионер, писатель, родившийся и долго служивший на Украине, во Львове и Киеве протоирей Андрей Ткачев.

Что делать паломникам и туристам из России, оказавшимся на отдыхе за границей (например, в Турции) и попавшим в храм, находящийся под юрисдикцией Константинопольского патриархата?

Протоиерей Андрей Ткачев: Можно ли российскому туристу, оказавшемуся в Турции на отдыхе, войти в православный храм, находящийся под юрисдикцией Константинополя? Конечно, можно. Можно ли помолиться в нем? Разумеется.

Можно ли поклониться признанным православным святыням, оказавшимся в этом храме? Да, можно. Не было решения об объявлении Константинопольской церкви безблагодатной, и патриарх Варфоломей пока не предан анафеме.

Но поскольку Московский патриархат решением Синода прервал евхаристическое общение с Константинополем, то исповедоваться и причащаться в его храмах верующим Русской православной церкви нельзя.

Что можно делать священнику, оказавшемуся в храме, находящемся под юрисдикцией Константинополя?

Протоиерей Андрей Ткачев: Я думаю, что о священниках не стоит беспокоиться, они, наверняка, лучше всех услышали слово Патриарха и Синода, и уж точно не будут служить там, где служат с поминанием имени Константинопольского патриарха. Священников сотни и они во всем разберутся сами, а то, что сотворил Константинополь, касается миллионов верующих, и не только в Русской церкви.

Ситуация еще не достигла последней определенности, потому что очень важно дождаться реакции всех православных церквей мира на то, что сотворил патриарх Варфоломей.

Можно ли ездить на Афон?

Протоиерей Андрей Ткачев: Конечно, можно. Афон прежде всего удел Пресвятой Богородицы, и уж потом место чьей-то юрисдикции. Так что Афон и его святыни, как были и остались с нами. Это просто патриарх Варфоломей "взбрыкнул".

И Афон, я думаю, еще отзовется на сделанное им, и скажет свое слово, и никакая юрисдикция не остановит правды.

Хотя многие наши святые - святитель Тихон Задонский или святой преподобный Серафим Саровский - никогда не были на Афоне. Афон стал моден в последнее время, его посещают, в основном, богатые люди, привозя туда большие деньги и больших начальников и развращая этим Афон, отвлекая от молитвы и монашеского делания.

Многие из этих "афонитов" никогда не были в Дивеево, на Соловках, на прозванном "русским Афоном" Валааме, да и Троицу-Сергиеву Лавру никогда не посещали. Может быть, теперешняя ситуация отчасти изменит маршруты их паломничеств.

Кто получит в Киеве томос, при том, что глава канонической православной церкви Украины, митрополит Онуфрий отказывается его получать, быстро легитимизированный Константинополем раскольник Филарет Денисенко вряд ли хорошая кандидатура для этого, да еще и с неудобными для Константинополя патриаршими амбициями?

Протоиерей Андрей Ткачев: Сейчас в центре внимания не томос, о создание "параллельной структуры" Константинопольского патриархата на Украине. Все это сделано Константинополем в стиле рейдерских поведенческих замашек.

Возможно, со временем ему удастся собрать в эту "параллельную" церковную структуру отбросы всех ветвей украинского православия, к ним добавятся "перебежчики" из кантнической Украинской православной церкви, они, конечно, тоже будут, но "погоды не сделают". (Пока готовился этот материал, стало известно, что иерарх Украинской православной церкви Московского патриархата, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко) объявил себя клириком Константинопольского патриархата. По его словам, это автоматически следует из решения, принятого Константинополем. Но это ожидаемое действие, а митрополит Александр - карикатурная даже по нецерковной стороне своего поведения фигура. - Прим. ред.)

И возможно в конце концов этой структуре они и планируют передать томос.

Что будет с Киево-Печерской и Почаевской Лаврой?

Протоиерей Андрей Ткачев: С ответом на этот вопрос надо подождать. Он встанет остро, но позднее.

Не пойдет ли Константинопольский патриархат после Украины в Россию? Не замыслит ли планы и здесь создать "параллельную структуру" такого же рода под своей эгидой?

Протоиерей Андрей Ткачев: Замучается ходить. Скоро время покажет, как все выглядит на самом деле, и картина обрисуется четче.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в минском храме Всех Святых. Фото: Сергей Балай, БелаПАН

Русская православная церковь поругалась с Константинополем. Беларусская православная церковь поддержала РПЦ. Что это значит для православных верующих нашей страны, будет ли церковь считать несогласных с ее решением раскольниками и что делать, если ты причастился не в том храме? Разбираемся.

На заседании Синода РПЦ в Минске было принято решение прервать евхаристическое общение (совместное служение литургий двумя епископами или священниками) с Константинопольским патриархатом. Причина разрыва – якобы «антиканонические» действия Константинополя, «вступившего в общение с раскольниками в Украине и посягающего на каноническую территорию Русской православной церкви».

Решение было принято после того, как Константинопольский патриархат предоставил автокефалию (административную независимость) Украинской православной церкви. Вселенский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века: «Поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства». Патриарх Варфоломей также заявил: «Вселенский патриархат несёт ответственность за установление церковного и канонического порядка, поскольку только он имеет каноническую привилегию для выполнения этой высшей и исключительной обязанности».

«В практическом плане это означает, что мы не сможем совершать совместные богослужения с Константинопольским патриархатом, наши архиереи и священники не смогут участвовать в совершении совместных литургий с иерархами и священниками Константинопольского патриархата, а миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата», - пояснил после окончания заседания Синода председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Православие: кто главный?

Православная церковь появилась после раскола христианства в 1054 году. В мире существует пятнадцать Поместных православных церквей, каждая из которых имеет своего предстоятеля в сане патриарха, митрополита или архиепископа. Совокупная численность членов этих Церквей составляет приблизительно 227 миллионов.

Все поместные церкви равны между собой. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления.

Предстоятель Поместной Церкви является «первым среди равных»: он не вмешивается во внутренние дела епархий и не обладает прямой юрисдикцией над ними. Для совместного решения разных вопросов собирается Собор, в котором принимают участие и священники разных рангов, и простые верующие. Между Соборами управлять общими делами патриарху помогает Синод. Например, в Минске собирался Синод Русской православной церкви, чтобы решить вопрос о санкциях в отношении Констатинопольской поместной церкви, патриарха которого называют Вселенским.

Между Вселенским патриархом и Патриархом Московским и Всея Руси давно идет негласная борьба за то, чтобы стать «первым среди равных». Москва давно претендует на звание Третьего Рима – а «вторым Римом» называли как раз Константинополь.

Что касается православной церкви в Украине, то она уже давно живет несколькими разными «жизнями». В стране есть как Украинская Православная церковь Московского патриархата, так и Украинская Православная церковь Киевского патриархата, а также Украинская Автокефальная Православная церковь. Две последние ведут независимую от Московского патриарха жизнь.

Если УПЦ КП получит автокефалию (официальную независимость), это, скорее всего, приведет к объединению ее с УАПЦ. Что будут делать епархии, которые сейчас подчиняются Москве – большой вопрос.

Отдельная тема - церковное имущество. Ведь сегодня УПЦ МП контролирует два ключевых монастыря в стране - Киево-Печерскую и Почаевскую лавры.

Каноническая территория

Если переводить случившееся с церковного на политический язык, то фактически Константинопольский и Московский патриархат действуют подобно государственным образованиям, в которых руководитель церкви являются суверенами. В межправославных отношениях поместных православных церквей произошло столкновение двух суверенов. В данном случае – по поводу Украины. Речь не идет о том, кто правильней молится богу. Претензии в конфликте – сугубо территориальные, поясняет теолог, докторант Рейнского Университета Фридриха Вильгельма (Бонн, Германия) Наталья Василевич:

«Корпус канонического права православной церкви довольно хаотичный, в нем аккумулировалось всё, что принималось на Соборах в разные времена, начиная от самого основания церкви. Поэтому в каноническом праве существует огромное количество норм. И суверены прибегают к той или иной норме, чтобы оправдать свои действия, легитимировать их».

Так, Вселенский патриархат оправдывает свои действия своим правом давать автокефалию тому, кому посчитает нужным. Москва выдвигает свои аргументы, называя происходящее посягательством на «каноническую территорию РПЦ».

Сам термин «каноническая территория» применяется в церквях давно. Этот принцип появился во времена феодализма, когда священники служили только в своей епархии и на другие территории не могли посягать. В православном мире в 19-20 веках этот принцип стал нарушаться. Главная причина – миграция. Люди начали уезжать в другие страны (например, в Америку), там они открывали приходы, которые подчинялись разным епископам на родине. Так началось наложение разных епархий друг на друга.

«Позже термин стал применяться для раздела территории по конфессиональному принципу "чья власть – того и вера". После распада СССР термин стали применять по отношению к церквям в бывших советских республик. Понятие "каноническая территория" зафиксировано в уставе РПЦ, где перечислены страны, находящиеся в окормлении Московского патриархата», – поясняет Василевич.

Ситуацию придется принять

Она сравнивает действия Русской православной церкви с попыткой остановить отъезжающий от станции поезд:

«Броситься под поезд уже поздно, можно только пытаться удержать его за поручни. Но сделать это даже 15 людям очень тяжело. И, конечно, пассажира, опаздывающего на поезд, который купил билет, эта ситуация напрягает и бесит. Он действует истерически, а не логично: просто кричит матом и просит кондуктора нажать на тормоза».

О том, что украинская православная церковь хочет стать автокефальной, говорили не первый год, но Москва предпочитала закрывать на это глаза, считает экспертка:

«Входных точек, которые могли бы изменить конфигурацию сил, было множество. Начиная от предсоборного времени и самого Святого Великого Собора, на котором можно было обсуждать эти вопросы. Но Москва была уверена, что ее-то этот поезд подождет. И это была ошибочная стратегия».

Московский патриархат, по словам Натальи Василевич, изначально действовал, не принимая во внимание украинские настроения:

«Они верят, что все еще можно переиграть, если хорошо попросить или пригрозить. По аналогии со стадиями принятия негативной ситуации РПЦ сейчас находится на стадии гнева, но, в конце концов, придется принять неизбежное».

Каждый выбирает по себе

Какие бы решения не принимали по сути политические структуры, для мирян это решение – не катастрофа, уверена Наталья Василевич.

Да, мирянам, относящим себя к церквям Московского патриархата, отныне нельзя: крестить (и миропомазывать) детей, исповедоваться и причащаться, принимать таинство соборования у священников и епископов Константинопольского патриархата. Но наказания за это не предусмотрено:

«Просто невозможно никак проконтролировать, что делают верующие и как они исполняют запреты. Никакого наказания здесь быть не может. Каждый человек сам волен выбирать свою стратегию действий. И даже если на него будет наложено какое-то наказание, нет механизмов его исполнения. Строгость законов на Руси компенсируется необязательностью их исполнения».

По словам экспертки, верующих в православной церкви просто нет как субъектов права, поэтому к ним практически невозможно применять какие-то нормы: «Есть только совесть самого человека как главный регулирующий механизм».

Другое дело, когда речь идет о представителях самой РПЦ. Ее священники и епископы отныне не смогут вести совместные службы с представителями Константинопольского патриархата, но с другими представителями поместных церквей – да. Самая большая проблема – службы, в которых принимают участие и те, и другие.

«Например, недавно на интронизацию нового сербского епископа в Германии был приглашен представитель Константинопольского патриархата епископ Варфоломей и два епископа Московского патриархата. Это случилось после первого решения Синода РПЦ, которое уже предусматривало приостановление совместного служения епископов двух поместных православных церквей. Потому перед началом службы епископа Варфоломея попросили не сослужить, поскольку тогда в службе не могли бы принять представители Московского патриархата».

Раскол и изоляция

Решение Синода РПЦ, которое поддержала Беларусская православная церковь, может повлиять на верующих беларусов, считает Василевич. Тем более что в самой Русской православной церкви «растет крыло фундаменталистов, ориентированных на самоизоляцию и конфронтацию».

По сути, принятое Синодом РПЦ решение логически продолжает внешнеполитический курс, который ведет Россия в последние годы. Только раньше санкционными были продукты питания, сейчас – пища духовная.

Останутся ли православные миряне, принадлежащие к Московскому патриархату, в изоляции, во многом зависит от них самих, считает экспертка:

«По сути, на верующих, у которых есть голова на плечах и которые могут самостоятельно принимать решения о своей духовной жизни, прекращение евхаристического общения с Константинополем никак не повлияет».

На западе Украины происходят события, которые полностью вписываются в картину церковного раскола в стране. Радикалы силой захватили храм. Среди прихожан есть пострадавшие. Это далеко не первый погром не просто при попустительстве, но при фактической поддержке властей в Киеве.

События вокруг канонической Украинской православной церкви с каждым днем приобретают драматический характер. Чрезвычайная ситуация в Ивано-Франковской области - националисты из «Правого сектора», запрещенной организации в России, захватили Свято-Троицкий храм.

Официальный сайт УПЦ приводит подробности: «Ворвавшись, они устроили драку с прихожанами, которые находилась внутри, в результате несколько человек получили серьезные травмы - двум мужчинам сломали руку и разбили голову. Настоятеля же храма, заломив ему руки, пинками вытолкнули на улицу. Изгнав таким образом всех прихожан, рейдеры сменили замки».

Видеозаписей именно этого захвата пока что нет, но как действуют радикалы-националисты в таких случаях, хорошо известно, ведь начиная с 2014 года они захватили уже больше 50 храмов - в Тернопольской области, разгромленная церковь в Черноморске Одесской области. То же самое попытались это проделать в Хмельницкой области, прихожане помешали. А вот так неонацисты из группировки С-14 общались со священником в Киеве, в Свято-Покровском Голосеевском монастыре, обвинив их в укрывательстве бразильца, ранее воевавшего в Донбассе "Ты не священник, ты - бес".

При этом радикалов никто ни за что не наказывает, они чувствуют себя хозяевами положения. Их наступление на Украинскую православную церковь в последние годы, оказывается, было своего рода подготовкой к действиям Константинопольского патриарха Варфоломея, вознамерившегося вдруг предоставить Украине автокефалию.

На днях провластный сайт «Миротворец», в рамках подготовки еще более решительных действий, очевидно, внес в свою базу данных, которая, фактически, является списком потенциальных мишеней, не кого-нибудь а митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия! В тексте - прямая угроза: «Предлагаем им всем покинуть Украину самостоятельно пока не поздно. И пусть потом эти раскольники и антиукраинисты не говорят, что их не предупреждали».

Поводом для этого стал призыв Онуфрия к двум «экзархам», присланным Константинопольским патриархом покинуть Киев, чтобы не нагнетать ситуацию, не создавать дополнительных условий для противостояния в украинском обществе. Называется и дата, когда могут случиться масштабные столкновения.

«Один из возможных вариантов - 14 октября почти ежегодно проходят марши националистов-бендеровцев в таком жестком варианте. И поскольку им обычно нечем заняться, как пройти по Крещатику, это время были бдительными. И по всей видимости, нам надо будет организовывать на это время защиту Лавры», - полагает православный общественный деятель, публицист Валентин Лукияник.

Киево-Печерскую лавру, символ православия, уже очень давно хотят захватить «униаты», «греко-католики». Но готовятся они к масштабным действиям по всей стране, проводят своего рода «дательную опись имущества», которое готовятся захватывать. Приказ украинского Минкультуры, попавший в СМИ. В нем - требование перечислить все церковные ценности: «Просим Вас обеспечить доступ для осмотра членами комиссии церковного имущества, которое находится в Спасо-Преображенской церкви, с целью определения его историко-культурной ценности и переписи».

Происходящее на Украине вокруг канонической, изначальной православной церкви, не только закладывает мину под единство всего православного мира, о чем представители большинства поместных церквей так или иначе сообщали инициатору идеи автокефалии патриарху Варфоломею, вдруг возомнившему себе кем-то вроде «православного Папы», не менее опасным является то что во многих других областях Украины могут начаться беспорядки, гражданское противостояние.

Константинопольский Патриарх решил назначить двух епископов из Северной Америки «экзархами» на Украине без согласования с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Священный синод РПЦ возмутился и указал на угрозу единству всего мирового православия. Глава Отдела внешних связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что Москва никогда не примет украинской автокефалии, исходящей от Константинополя, и подобные действия грозят мировому православию расколом, сравнимым со схизмой 1054 года, разделившей христианский мир на восточную и западную церкви. Андрей Полонский — о последствиях церковной ссоры и сложных взаимоотношениях с Константинополем.

Церковный проект Порошенко

Автокефалия православной церкви на Украине – вторая после «евроинтеграции» излюбленная идея полагающего себя православным украинского президента Порошенко. Он провел соответствующее решение через Раду, несколько раз ездил в Стамбул, говорил с патриархом Варфоломеем, даже обещал Константинопольскому патриархату деньги.

Но какие большие деньги из нынешней Украины? По сравнению с теми средствами, которые Фанар (резиденция патриарха в Стамбуле) может получить в случае открытого противостояния с Москвой, это будут сущие копейки. Однако все это — сиюминутная конъюнктура. Когда речь заходит о серьезных проблемах церковной жизни, оживают старые споры и очень древние противоречия.

Варфоломей хочет большего

Вселенский патриархат Константинополя — или, как его именуют в греческой литературе, Великая Церковь Христова – первый по чести среди православных церквей. В византийские времена, на протяжении тысячи лет Второго Рима, симфония патриарха и императора часто определяла судьбы мира. Теперь, конечно, до былой мощи далеко, но воспоминания о ней берегут.

В настоящее время в Константинопольском патриархате 63 епархии и около 3200 приходов на всех континентах (около 5,5 миллионов верующих). В Европе существуют и русские приходы Константинопольского патриархата, объединенные в Русскую православную архиепископию Западной Европы с центром в Париже. До 60-х годов эта архиепископия именовалась «экзархатом русской традиции». У ее истоков (1931 год) – митрополит Евлогий (Георгиевский).

…У Константинополя традиционно сложные отношения с Московской патриархией и Русской православной церковью. Корни противоречий уходят в XIX век, в проблему с Болгарской автокефалией. Но Украина, где роли поменялись с точностью до наоборот, обострила их до крайней степени.

Патриарх Варфоломей (в миру Дими́триос Архондо́нис) – выпускник Папского Восточного института в Риме и Мюнхенского университета, специалист по каноническому церковному праву. И именно правовой аспект проблемы он всегда будет ставить в основание своей аргументации.

Для Варфоломея и Константинопольского синода украинский вопрос – уникальная возможность в разы увеличить церковное и политическое влияние в современном мире, взять исторический реванш за череду унижений и неудач, которые пришлось пережить Вселенской церкви после падения Византийской империи. Это обстоятельство делает дальнейшее обострение конфликта очень вероятным, если не неизбежным.

Аргументы Фанара

В Константинополе любят утверждать, что с церковно-юридической точки зрения статус украинских епархий как принадлежащих Московской патриархии никогда не был окончательно подтвержден.

Как известно, христианство распространялось на Руси из Киева. Более того, первый избранный без согласования с Константинополем глава Русской церкви Иона (1448 год) титуловался митрополитом Киевским и Всея Руси, хоть кафедра его и находилась в Москве (формула «Митрополит Московский и Всея Руси» была принята в 1461 году). Тогда, после провала Флорентийской унии, разделение «украинской» и «великорусской» уерквей могло привидеться нашим соотечественникам только в страшном сне.

Константинопольские же патриархи долгое время вообще не брали в расчет автокефалию Московской митрополии, называли главу Русской церкви своим «экзархом на Москве и в северных странах». После падения Константинополя (1453) они дома, в Османской империи, чувствовали себя очень стесненно, и только на православном северо-востоке могли расправить плечи, потешить себя видимостью власти.

Так или иначе, первый и единственный указ (томос) Константинополя о признании права Москвы на управление украинскими епархиями был выпущен через двести лет, во второй половине XVII века. Да и то под давлением Османского правительства, не желавшего портить отношения с Россией.

Но и тогда Вселенский патриарх Дионисий требовал, чтобы в украинских храмах его имя за литургией возглашалось прежде Московского Иоакима. В Москве подивились этому пожеланию, да и вскоре позабыли о нем. Но с позиций церковного права вопрос остался открыт.

Украинский раскол

Ситуацию усугубляет и церковное разделение в Украине. Православные в стране расколоты на три Церкви:

Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП)

На сегодняшний день единственная каноническая. Она считает себя преемницей древней Киевской митрополии и бывшего Украинского экзархата Русской православной церкви советского периода. Пользуется правами широкой автономии, данными ей специальным указом патриарха Алексия II в 1990 году и расширенными на Архиерейском соборе РПЦ в ноябре 2017 года.

Предстоятель Церкви – митрополит Киевский и всея Украины — избирается пожизненно на Архиерейском соборе УПЦ. С 2014 года Церковь возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский).

У УПЦ (МП) – 12 615 приходов и 43 епархии по всей Украине за исключением Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Она объединяет абсолютное большинство православных общин (67%).

В Московской патриархии подчеркивают, что во всех своих внутренних делах Украинская православная церковь пользуется полной самостоятельностью. При этом епископат УПЦ (МП) сохраняет всю полноту присутствия на Архиерейских соборах и в Синоде РПЦ.

На фоне гражданской войны в Донбассе и политического размежевания в стране духовенство и прихожане УПЦ МП не занимают единодушно пророссийские позиции. То же самое касается и высших иерархов церкви. Откровенно «промосковскими» можно назвать только 3 из 9 членов Синода — наместника Киево-Печерской лавры, митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла (Лебедя), митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) и митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона (Шукало).

Возникла в годы Гражданской войны на территории, подконтрольной Симону Петлюре. В 30-е годы она была практически уничтожена, но оказалась восстановлена во время Второй мировой войны под германской оккупацией. В послевоенные годы эта церковь имела приходы в основном в эмиграции, в Канаде и в Латинской Америке. Ее украинские храмы были либо закрыты, либо переданы РПЦ.

Однако в тех же 40-50–х священники УАПЦ в глубоком подполье окормляли бойцов УПА*. Несколько десятков глубоко законспирированных общин сохранились в Галиции и до 80-х годов. В конце 80-х УАПЦ легально вернулась на Украину. Тогда к ней присоединилось несколько сотен приходов, ушедших из Московского патриархата.

На сегодняшний день у УАПЦ 11 епархий и более 550 приходов. Возглавляет ее Макарий (Мелетич) с титулом митрополита Киевского и всея Украины.

И, наконец, третья, и, быть может, политически самая активная — Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (УПЦ КП).

К ней принадлежит президент Порошенко и большая часть нынешней политической элиты страны. Она была основана на так называемом Всеукраинском соборе в июне 1992 года.

История УПЦ КП практически целиком связана с одним из самых одиозных и противоречивых церковных деятелей советской и постсоветской эпохи Филаретом (Денисенко).

Противники и недоброжелатели обвиняли его в активном сотрудничестве с КГБ (под кличкой «Антонов»), а также в нарушении монашеских обетов. Сам Филарет обвинения, разумеется, отрицал.

После смерти патриарха Пимена митрополит Филарет был назначен местоблюстителем патриаршего престола и надеялся быть избранным на патриаршество. Но не сбылось… Тогда, договорившись с первым президентом Украины Кучмой, он потребовал от РПЦ автокефалии Украинской церкви. Архиерейский собор РПЦ в 1992 отказался давать автокефалию. Причем за это решение проголосовало подавляющее большинство украинских епископов. Собор призвал митрополита Филарета сложить с себя полномочия предстоятеля Украинской церкви, и Филарет, целуя крест, дал клятву, что исполнит это требование.

Но, вернувшись в Киев, Денисенко отказался от клятвы и объявил, что будет «предстоятелем УПЦ до самой своей смерти». В ответ в РПЦ его лишили священства. При полной поддержке государственной власти Филарет нашел выход. В июне 1992 года в своей резиденции он провел так называемый Всеукраинский объединительный собор, на котором объявил об объединении УПЦ и УАПЦ. Новообразованная структура и получила название Киевского патриархата. Ее предстоятель именовался теперь патриархом Киевским и всея Украины.

Первым патриархом был избран живший в США и пользовавшийся величайшим авторитетом в украинской националистической эмиграции 94-летний старец, митрополит УАПЦ Мстислав Скрипник. Филарет стал его заместителем и представителем на Украине. Через некоторое время Скрипник умер, и союз двух неканонических церквей распался. Прошло еще два года — и мечта Филарета исполнилась. Он сам стал патриархом в своей собственной Киевской патриархии. Одновременно в 1997 году Архиерейский собор РПЦ отлучил его от церкви.

На сегодняшний день УПЦ КП – вторая по значению и наиболее аффилированная с украинской властью православная структура страны. В ее составе – 4281 приход и 32 епархии.

По данным украинских соцопросов, УПЦ КП почти сравнялась по количеству верующих с УПЦ МП, а то и опередила ее (за исключением территории ДНР и ЛНР, где, по понятным причинам, опросы не проводились). Но к этим данным нужно отнестись с осторожностью — политический заказ очевиден.

Все последние годы на Украине велись переговоры об объединении УПЦ КП и УАПЦ. Однако они упирались в личные амбиции иерархов. Вопрос об автокефалии совершенно меняет дело. Возможность получить законный статус заставит священноначалие неканонических церквей забыть все противоречия.

Русская и эллинская партии

Точно так же, как нет единства на православной Украине, нет его и во вселенском православии. Церкви во многом разделены, часть из них традиционно ориентируется на Москву, часть – на Константинополь. Поговаривают даже о существовании двух условных партий – русской и эллинской.

К русской партии традиционно относят Антиохийский патриархат, Грузинскую, Сербскую, Польскую, Болгарскую и Чехословацкую церкви. К эллинской – Иерусалимский и Александрийский патриархат, Кипрскую, Элладскую и Албанскую церкви. Влиятельной считается еще и Румынская православная церковь, но она сохраняет своего рода нейтралитет.

Однако в «украинском вопросе» все не так просто. К примеру, Александрийский патриарх Феодор II, вроде бы принадлежащий эллинской партии, прямо говорит:

Украинская церковь является неотъемлемой частью Русской православной церкви.

И еще:

Глава Александрийской церкви заверил, что очень хорошо знает Украину и имеет очень хорошее представление о том, какими стимулами руководствуются люди, которые пытаются сегодня посеять раздор.

С Феодором во многом согласен и его Иерусалимский брат Феофил III, и Кипрский архиепископ Хризостом.

Проконстантинопольскую позицию занимает только Элладская церковь. Тут признание автокефалии Украинской церкви пройдет быстро и безболезненно. Сложные церковные отношения Греции и России в этом году прорвались и в большую политику. Дело дошло до дипломатических скандалов и отказа в греческой визе нескольким высокопоставленным священнослужителям, что вообще уже выходит за всяческие рамки приличия.

В любом случае возможный разрыв евхаристического общения между Москвой и Константинополем поставит большинство православных церквей перед крайне тяжелым историческим выбором. С уверенностью можно сказать одно – в изоляции Русская православная церковь не останется.

Когда разговор заходит о будущем православия в мире, особое значение имеет и суждение афонских монахов. Авторитет Афона в православном мире непоколебим. Обычно они воздерживаются от высказываний, способных внести смуту, но иногда у них нет выхода.

Вот слова архимандрита Парфения (Мурелатоса), игумена афонского монастыря Святого Павла, которые он произнес, будучи на Украине:

Я думаю, что церковное самоуправление в виде автокефалии — это вещь сама по себе неплохая. Но когда существует мир. Когда этот вопрос не становится вопросом разделения людей, паствы. Поэтому мудрость, вероятно, подсказывает, насколько можно сохранять единство с патриархией Московской. Мое мнение, чтобы все страны бывшего Союза были в единой Русской православной церкви.

Если завтра автокефалия

Если в октябре Константинополь предоставит Украине автокефалию, это будет иметь самые серьезные последствия. Однако дипломатия Константинопольского патриархата всегда отличалась хитростью и изворотливостью, вошедшей в легенды. Пример тому — хотя бы та же Ферраро-Флорентийская уния. Правда, она так и не смогла спасти Византию.

Поэтому можно надеяться, что в последний миг патриарх Варфоломей все же воздержится от конфронтации с Москвой. Украинские эксперты говорят, что вместо автокефалии Константинополь может возжелать «экзархата», то есть прямого подчинения, или затеять длительные переговоры на много лет. То есть устроить совсем не то, что нужно Порошенко и его команде.

Что бы ни решил Варфоломей, идею автокефалии на Украине поддержат только Киевский патриархат и УАПЦ.

Не надо быть пророком, чтоб предположить, что в таких обстоятельствах государство с новой силой начнет экономическое, политическое и идеологическое давление на Украинскую православную церковь Московского патриархата. На каждую ее епархию, на каждый приход. По украинскому закону все церковное имущество принадлежит общине, а в любой общине легко инициировать конфликт и по политическим, и по экономическим, и по личным мотивам. Так что дело очень быстро может дойти до кровавых столкновений, причем по всей стране.

* экстремистская организация, запрещенная на территории России

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств» выводят Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и делают невозможным продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами, говорится в итоговом заявлении Священного синода РПЦ.

В нем также приводится подробная аргументация того, почему решения Константинополя, принятые 11 октября, нарушают православные каноны, и оспариваются претензии Вселенского патриархата на то, чтобы считать своей канонической территорией Украину.

«Провозглашаемое Константинополем» учение в заявлении называется «ложным», а действия патриархата «беззаконными». Вместе с тем в нем ни разу не упоминается слово «ересь» и его производные. «Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от Церкви равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами Святой Церкви», — говорится в документе .

Что это значит?

До решения синода РПЦ разрыв канонического общения назывался представителями церквей и экспертами крайней мерой, на которую может пойти Москва в ответ на действия Вселенского патриархата. Хотя звучали и более радикальные предложения. Так, член синодальной Библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков в связи с решениями Константинополя по Украине предлагал созвать в Москве чрезвычайный Всеправославный собор для низложения патриарха Варфоломея и членов его синода.

Евхаристическое общение — каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. Разрыв евхаристического общения — запрет на принятие таинств другой церкви. После разрыва евхаристического общения прекратятся совместные богослужения РПЦ и Вселенского патриархата, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, пояснил Иларион. ​

Заявление РПЦ о расколе с Константинополем привело к появлению «двух враждующих православных миров», говорит сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин. «Московский патриархат реализовал свою угрозу. Это уже полный разрыв общения между двумя патриархатами», — отметил он.

Разрыв евхаристического общения возможен по разным причинам и не обязательно связан с обвинением другой церкви в ереси, пояснил РБК вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Например, в данном случае решение было принято в связи с несоблюдением Константинополем канонов. Крайней мерой стало бы предание патриарха Варфоломея анафеме, говорит он. «Это пока единственное отличие нынешнего «раскола» от Великой схизмы, которая разделила католиков и православных», — говорит Макаркин. Тогда, напоминает эксперт, Византийский патриарх и папа римский взаимно анафемизировали друг друга (анафемы были сняты только в 1965 году). Макаркин считает, что предание анафеме Варфоломея — это пока нереалистичный сценарий.

Лункин считает, что текущий разрыв отношений не похож на тот, что временно произошел в 1996 году из-за Эстонии. «Сейчас и политические обстоятельства, и церковное воздействие совершенно другие. Тогда сравнительно быстро пришли к компромиссу, при этом сейчас в Эстонии сохранились структуры как Московского, так и Константинопольского патриархата. Тогда РПЦ, получается, пошла на уступки, все-таки не стала ставить условием уход Константинопольского патриархата из этой страны, но тогда не было проблемы раскольников. В настоящее время накал политических страстей намного выше, это видно и по заявлениям Порошенко, и по обсуждению в российских СМИ», — пояснил Лункин.

Не первое прекращение общения

Выступая перед журналистами, митрополит Иларион напомнил, что евхаристическое общение РПЦ со Вселенским патриархатом уже прерывалось из-за событий в Эстонии. В 1996 году патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию. После чего Священный синод РПЦ под председательством патриарха Алексия постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. До 2001 года патриархаты провели несколько раундов переговоров, им удалось урегулировать отношения и общение было восстановлено.

Как это скажется на посещении Афона?

Уже после заседания синода пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков заявил, что верующие РПЦ не смогут молиться на расположенной в Греции горе Афон, так как «Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Гора Афон пользуется популярностью у российских политиков. Президент России Владимир Путин был на Афоне как минимум дважды — в 2005 и 2016 годах, несколько раз там бывал премьер Дмитрий Медведев. Кроме того, по данным СМИ, Афон посещали экс-глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин (Слюняев) и другие чиновники петербургской администрации.

Российские меценаты принимали активное участие в реставрации Свято-Пантелеимонова монастыря. Однако религиовед Лункин допускает, что прихожане РПЦ смогут посещать монастыри и старцев Афона: ​ «Афон — отдельная монашеская республика. По решению самих монастырей православные верующие смогут посещать Афон и афонских старцев».

Епархии и приходы, которые подчиняются Константинопольскому патриархату, есть и в других странах, например в Турции (на нее приходится шесть епархий и десять монастырей), Западной Европе, Южной Америки. В каноническую территорию также включены некоторые храмы в Австралии, Сингапуре и даже в Таиланде. Верующие РПЦ или приходить на богослужения во все храмы Константинопольского патриархата, подчеркнул Волков.

Просмотров