Органные вечера в базилике святой екатерины. Храм святой екатерины александрийской Католическая церковь св екатерины

Тот свой день в Питере я теперь называю не иначе как Днём трёх церквей. До сих пор удивляюсь, как это я так удачно смогла совместить три разных храма и не смешать всё в голове в одну большую кучу))) Наверное, потому, что каждая из этих церквей уникальна по-своему: очень тихая и запоминающаяся своим красивым, но совершенно не вычурным внутренним убранством, армянская церковь Св.Екатерины; брутальный снаружи и немного аскетичный внутри католический храм, носящий имя той же святой; и потрясающей красоты Морской Никольский собор в Кронштадте - огромный, яркий и очень шумный от обилия туристов в нём.
Об , рассказ о кронштадтском соборе ещё впереди, а сегодня я покажу вам католический храм Св.Екатерины.

Нам на шумный Невский проспект…

А если конкретней, то на чётную сторону Невского, где в глубине квартала между домами №№ 32-34 видна католическая церковь Св.Екатерины. Архитектурный стиль - ранний классицизм:

В центре главного фасада - огромная арочная ниша с двумя колоннами:

Это польский костёл, история которого в Петербурге началась во времена Анны Иоанновны. Именно императрица выделила польским католикам участок земли на Невском:

Сначала церковь была деревянной, в 1763 году был заложен каменный храм по проекту Жан-Батиста Валлен-Деламота. Достраивал его уже Антонио Ринальди, храм был освящён в 1783 году:

Над главным входом в храм была сделана мраморная табличка, на которой бронзовыми буквами написано на латыни “Дом мой - дом молитвы” (“Domus Mea, Domus orationis”)

Я долго не могла войти внутрь храма, потому что зависла перед входной дверью. Настолько она привлекла моё внимание своим декором!

Во-первых, эти короны. До чего же красивы!

Во-вторых, дверные ручки. Дело в том, что ручка сделана в форме человеческой руки)))

В общем, очень скоро я поняла, что мешаю остальным посетителям церкви входить и выходить из неё и наконец-то оказалась внутри:

Те из вас, кто периодически читает мои отчёты, уже знают, что в храмы я хожу исключительно ради архитектуры, изучения интерьеров и, конечно же, мне всегда интересно их историческое прошлое. Поэтому я совершенно спокойно посещаю церкви различных конфессий, предварительно изучив правила поведения в них.
Этот католический храм вряд ли поразит кого-нибудь пышным убранством и обилием позолоты, но мне он очень понравился как раз своей спокойной красотой и нежными пастельными тонами интерьера:

Ещё я отметила для себя, что, несмотря на довольно большие размеры, нет ощущения, будто храм давит на тебя и хочется быстрее выйти наружу, как бывает иногда в церквях с мрачной готической архитектурой. В этом плане церковь Св.Екатерины оказалась очень лёгкой и светлой:

Окошки, пропускающие дневной свет, с сидящими по бокам ангелами:

Ажурные светильники на стене:

В 1998 году в храме состоялось торжественное освящение капеллы во имя явлений Девы Марии в Фатиме. Расположена капелла слева от главного алтаря:

Табличка рядом с входом в капеллу поясняла, что это помещение предназначено только для молящихся прихожан.
Я, естественно, не стала нарушать правила, а сделала пару фото через дверь. Зуммер мне в помощь))

Есть у церкви и своя гордость - не совсем обычный большой киот с помещённым в нём образом Св.Екатерины:

Расположен он у балюстрады главного алтаря и появился в храме относительно недавно, в июле 2014 года.
На всякий случай поясню, что киот - это ящик со стеклом, в который помещают иконы для защиты их от свечной копоти и пыли.
Отличие этого киота от тех, что обычно встречаются в русских православных храмах - неширокие поля красного бархата вокруг иконы. Они сделаны как место для посвятительных и благодарственных даров. В Европе часто драгоценные четки, крестики исцелённых помещают на стенах рядом с чтимой иконой или статуей, а иногда - прямо на нее. В России посвятительные дары чаще всего подвешивают в киоте на сам образ или его оклад.
А необычность киота в храме Св.Екатерины состоит в том, что он совмещает эти две традиции. Знаки признательности святой Екатерине находятся под стеклом киота для большей безопасности, но не закрывают саму икону. Так икона сможет оставаться на небольшом расстоянии от молящихся.

Расскажу вам о нескольких исторических фактах, которые я нашла об этом храме.
Храм славился великолепным убранством и прекрасной акустикой, а также огромной библиотекой: в начале 19-го века в ней было 60 000 томов на 30 языках.
В 1829 году в церкви Святой Екатерины венчался архитектор Огюст Монферран, строитель Исаакиевского собора. А незадолго до гибели Пушкина - Жорж Дантес и Екатерина Гончарова, родная сестра Натальи Гончаровой, жены Пушкина.

При храме действовали различные школы и гимназии. С 1884 года при приходе действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значительную роль в жизни поместной Церкви.

В подземельях храма были погребены короли Польши Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский. До сих пор в крипте храма покоится французский генерал Жан Виктор Моро, главнокомандующий союзными армиями в войне с Наполеоном.

В 1938 году храм был закрыт и разорён.

Х рам Святой Екатерины освятил Иоанн Андрей Аркетти архиепископ Халкидонский.
Случилось это еще в царствование Екатерины II в 7 день октября года Господня 1783 года. Но деревянная церковь здесь стояла еще при Анне Иоановне, которая с 1738 года передала этот участок земли католикам.

В то время на всей огромной территории России было менее 3000 католиков и это был первый католический храм на территории России. Костел Святой Екатерины был построен по проектам архитекторов Ж.Б. Валлен-Деламота и Антонио Ринальди.

0.

Он был выполнен в переходном стиле от барокко к раннему классицизму.

1.

Базилика святой Екатерины связана с литургическим «рождением» поместной российской Католической Церкви. Адрес: Невский пр., 32 - 34.

2.

В начале XIX века нижние открытые галереи здания занимали «Нюрнбергские лавки», где немецкие купцы торговали книгами, игрушками и галантереей. Сейчас перед костелом всегда много картин))) тут все оккупировали художники.

3.

Заходим внутрь.

4.

В 1798 году в костеле был захоронен последний король Речи Посполитой - Станислав Август Полянский, который провел в Санкт-Петербурге свои последние годы жизни.

5.

В 1829 году здесь венчался Огюст Монферран, а в 1858 году проходило отпевание гениального зодчего. В 1837 году в костеле святой Екатерины состоялась свадьба Жоржа Дантеса и сестры супруги Александра Сергеевича Пушкина - Екатерины Гончаровой.

6.

После октябрьской революции 1917 года храм был закрыт, и его помещения стали использоваться как склад. Позже здесь был открыт филиал Ленинградской филармонии.

7.

В 1938 году из храма были вывезены останки Станислава Полянского.

8.

В 1984 году здание церкви сильно пострадало от пожара. В здании выгорели интерьеры, было уничтожено все внутреннее убранство храма.

9.

10.

Костел святой Екатерины был возвращен петербургской католической общине только в 1992 году. С этого момента церковь вновь стала открыта для прихожан, в ней возобновились богослужения, открылась воскресная школа.

11.

К 2003 году здание храма было практически полностью отреставрировано от последствий пожара 1984 года.

12.

13.

Двери костела.

14.

15.

16.

17.

Везде полураздетые девицы))) даже у католического зрама. Хоть проституток вокруг нет и памятника проститутке, как в Амстердаме и на том спасибо))

18.

19.

Сейчас её реставрируют.

20.

Старое фото с куполом не закрытым реставраторами.

21.

В ней часто проходят бесплатные концерты.
Сайт церкви.

В базилике святой Екатерины проходят органные вечера. Начало в 21:00.

Деятельность Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» расширяется: возрождаются циклы органных концертов. Дополнительной площадкой для проведения концертов стал Римско-католический собор Святой Екатерины — старейший в Санкт-Петербурге храм Римско-католической Церкви.

Это единственный католический храм России, которому присвоен почётный титул малой базилики (в 2013 году). Такой титул носят прежде всего исторически значимые и паломнические церкви. Базилика святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге стала единственной базиликой в России.


Здание, являющееся памятником архитектуры федерального значения, было построено 1738 — 1783 годах по проектам П. А. Трезини, Ж. Б. Валлен-Деламота, И. Минчиани и А. Ринальди. Храм закрыли в 1938 году, а утварь, иконы и книги из церковной библиотеки выкинули на улицу. Дальнейшая судьба собора столь же драматична: пожар в 1947 году серьезно повредил интерьер, после чего долгое время церковь использовалась как склад, а в 1977 году здание решили превратить в органный зал филармонии (храм некогда славился одним из лучших в Петербурге органов), но пожар 1984 года погубил старинный орган и остановил очередную реконструкцию.

В начале 1990-х годов началось возрождение храма: масштабные реставрационные работы, регистрация вновь образованного прихода святой Екатерины. В 2000 году была заново освящена алтарная часть храма, а в 2003 году было закончено восстановление основной части храма и открыты центральные ворота.


Именно в базилике святой Екатерины продолжатся циклы органных концертов, прерванные в январе 2016 года, когда ГМП «Исаакиевский собор» лишился своей основной площадки — Концертно-выставочного зала «Смольный собор», где органные концерты пользовались особой любовью публики.

Уникальный орган «Monarke» голландской фирмы «Johannus», созданный лучшими голландскими мастерами для Смольного собора, но демонтированный и вывезенный оттуда в январе 2016 года, теперь зазвучит под сводами базилики святой Екатерины на Невском проспекте. Этот орган является цифровым инструментом новейшего поколения, сочетающим достижения передовых технологий и опыт величайших европейских органных мастеров.

Церковь Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге. Действующий католический храм, один из старейших в России, со статусом малой базилики, выполненный в стиле классицизма, был построен в 1738-1783 годах по проекту П. А. Трезини, Ж. Б. Валлен-Деламота, И. Минчиани и А. Ринальди.

Католический приход Святой Екатерины Александрийской появился в Санкт-Петербурге в 1716 году, но собственным храмом он обзавелся не сразу. Только в 1738 году императрица Анна Иоанновна разрешила построить католическую церковь на Невском проспекте, но и тогда строительство затянулось на десятилетия. Первый проект церкви был разработан архитектором Трезини, под его руководством работы продолжались до 1751 года, но после его отъезда на родину стройка остановилась. В 1760-х годах архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот продолжил возведение незаконченного храма, но и он не смог завершить церковь. И только в 1782 году, уже под началом зодчих И. Минчиани и А. Ринальди, были вновь начаты строительные работы. Наконец, в 1783 году новый собор был освящен в честь Святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II.

Конструкция здания, построенного в переходном стиле от барокко к раннему классицизму, выполнена в виде латинского креста и увенчана большим куполом. Главный фасад оформлен в виде монументального арочного портала, опирающегося на свободно стоящие колонны (наподобие арки Новой Голландии). Над фасадом находятся фигуры четырех евангелистов и ангелов, держащих крест. Над входом в храм написаны слова из Евангелия от Матфея на латинском языке: «Domus mea domus orationis» («Дом Мой домом молитвы наречется»).

Внутри католический костел был отделан с изяществом и красотой — богатый мраморный престол привезли из Италии, а внутренние колонны и стены храма оформили искусственным мрамором. К сожалению, многое из оригинального убранства собора до наших дней не сохранилось — большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины» авторства Иогана Меттенлейтера, подаренный храму императрицей Екатериной II, исчез после революции 1917 года; также был утерян орган, который долгое время считался одним из лучших в Петербурге. А вот старинный алтарный крест, спасенный одной прихожанкой после разграбления храма в 1938 году, сейчас находится на прежнем месте.

Первое время собор Святой Екатерины находился в ведении монашеских орденов. Сначала он принадлежал францисканцам, с 1800 года — иезуитам, а в 1815 году здесь обосновались доминиканцы. В 1892 году храм перестал считаться орденским и стал управляться католическими епархиальными священниками.

В этой церкви в 1837 году состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры супруги Александра Сергеевича Пушкина. Также здесь венчался архитектор Огюст Монферран, автор многих зданий Санкт-Петербурга.

Храм был закрыт и разграблен в 1938 году, а утварь, иконы и книги из церковной библиотеки выбросили прямо на улицу. Уничтожение собора довершил пожар в 1947 году, во время которого серьезно пострадал оставшийся интерьер. Долгое время церковь использовалась как склад, а в 1977 году здание решили превратить в органный зал филармонии, но пожар 1984 года остановил и эту реконструкцию.

В 1991 году в Петербурге вновь появился католический приход Святой Екатерины, в 1992 году в церкви начались восстановительные работы, и в 2000 году была заново освящена алтарная часть храма, а в 2003 году было закончено восстановление основной части храма и открыты центральные ворота. В 2013 году церкви Святой Екатерины был дарован статус малой базилики, она стала единственной базиликой в России.

Размеры храма — 44 метра в длину, 25 метров в ширину, 42 метра в высоту. Базилика может одновременно вместить около 2000 человек.

Здание базилики Святой Екатерины Александрийской включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение базилики Святой Екатерины Александрийской будет интересно католическим верующим, остальным туристам, интересующимся церковной архитектурой середины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями —

Базилика Святой Екатерины является одним из старейших католических храмов в России, единственный, которому присвоен почётный титул малой базилики. Приход был основан в 1716 году; в 1738 году императрица Анна Иоанновна разрешила возведение католической церкви на Невской перспективе (Невском проспекте). Первоначальный проект был разработан Пьетро Антонио Трезини, однако не завершён. В 60-х годах XVIII века работы возобновились архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом, но не были завершены. Лишь в 1782 году строительство храма было закончено под руководством архитекторов Минчиани и А. Ринальди, последний был старостой общины. 7 октября 1783 года храм, получивший статус собора, был освящён в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы императрицы Екатерины II. Храм связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (впоследствии перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро. Прихожанином храма был знаменитый архитектор Монферран, строитель Исаакиевского собора. Здесь он венчался и крестил сына. Здесь же было отпето его тело после смерти, после чего его вдова увезла гроб с телом мужа во Францию. Прихожанами храма был ряд российских дворян, перешедших в католицизм: княгиня З. А. Волконская, декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин и другие. Служение в церкви осуществляли представители разных монашеских орденов. Изначально храм принадлежал францисканцам, в 1800 году Павел I отдал храм иезуитам, а в 1815 году, после высылки последних из России, прихожан храма стали окормлять доминиканцы. В 1859 году в храме был крещён будущий архитектор Ф. О. Шехтель. В 1892 году храм перестал быть орденским и стал управляться епархиальными священниками. Перед революцией 1917 года приход насчитывал более тридцати тысяч прихожан. При большевистском режиме члены прихода были подвергнуты репрессиям; настоятель прихода Константин Будкевич был расстрелян в 1923 году. Храм оставался открытым вплоть до 1938 года; в нём служили французские священники. Доминиканец Мишель Флоран служил в храме с 1935 по 1938 год и оставался в это время единственным католическим священником в Ленинграде. В 1938 году храм был закрыт и разграблен; Разорение храма довершил пожар в 1947 году, во время которого пострадал интерьер, детали внутреннего убранства, оплавились металлические трубы органа. О. Флоран был арестован в 1941 году и приговорён к смертной казни, но был выслан. Здание храма использовалось как склад; в 1977 году было принято решение о реконструкции и преобразовании его в органный зал филармонии. В феврале 1984 года, в результате поджога, в здании вспыхнул пожар, который свёл на нет работу реставраторов и окончательно уничтожил внутреннее убранство. В огне погибла вся скульптура, остатки росписей, мраморные алтари и 12-метровый корпус органа конца XVIII века. После этого храм стоял закрытым. В здании монастыря были устроены кабинеты Музея атеизма и частные квартиры. В феврале 1992 года городские власти приняли решение о возвращении храма Церкви. В том же году начались масштабные реставрационные работы. Здание имеет форму латинского креста. Длина здания храма - 44 метра, ширина - 25 метров, высота - 42 метра. Вмещает одновременно ок. двух тысяч человек. Главный фасад здания решён в виде арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом-парапет с фигурами четырёх евангелистов и ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея (на латыни): «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф 21. 13) и дата завершения строительства собора. Над главным престолом ранее был помещён большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины», написанный художником Иоганом Меттенлейтером и подаренный храму императрицей Екатериной II, но разорения храма после революции образ не пережил. В храме не позже 1789 года был установлен орган. Затем иезуиты поменяли его на новый, который славился как один из лучших в Петербурге (инструмент не сохранился), в конце XIX века в церкви установили орган, сделанный в Германии (также не сохранился). Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм. В 2013 году началось восстановление алтарной части, восстановлены по фотографиям двери. В 2014 году по фотографиям восстановлен и установлен алтарный крест.

Просмотров