Значение праздника успения божией матери. Духовный смысл и истинное значение праздника

Информационный отдел Хабаровской епархии

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию смерти (успения) Божией Матери. Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое».

Событие праздника и его эортологическая динамика

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком.

Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский.

Если суммировать все имеющиеся сведения, информативность и достоверность которых неодинакова, можно сказать, что ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых людей вооружила против Нее, чем были вызваны покушения на Ее жизнь. Но Бог хранил Ее от врагов. Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила к святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.

В одно из таких посещений пред Нею предстал архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой).

Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с небес, заключавший Ее молитву словом «Аминь». Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и небесных сил бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, подобно орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно вопрошали: для чего Господь собрал их в одно место?

Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу.

Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненной духовного веселья. Во время беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней.

Настал 3-й час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно заблистал неизреченный свет Божественной Славы, пред которым померкли пылавшие свечи. Видевшие это ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъяснимого света, и сошел Сам Царь Славы – Христос, окруженный множеством ангелов, архангелов и других небесных сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.

Тогда раздалось радостное ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты как Царицы Небесной, с благоговейным страхом ангелы взывали: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно» (стихира праздника на Господи, воззвах ). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, херувимы и серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.

Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовью прикасавшихся к священному одру.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению. Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона и следовало через весь Иерусалим в Гефсиманию.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видели. Многие из злоумышлявших были поражены слепотой.

Иудейский священник Авфония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы. Но ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к одру. Видя такое чудо, Авфония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа.

Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения.

Вечером, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это чрезвычайно обрадовало апостолов и всех бывших с ними. Они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа»), и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Так было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне соблюдается в монастырях.

Вопрос о дате Успения Божией Матери вызывает споры: Евсевий Кесарийский называет 48 год по Р.Х., Епифаний – 58-й, Мелитон Сардский – 55-й, Никифор Каллист – 44-й, есть и иные мнения .

Доподлинно неизвестно и в каком возрасте почила Богородица. Можно рассуждать так. При Ее погребении присутствовал святой Дионисий Ареопагит. Он обращен в веру апостолом Павлом в 52 году, три года путешествовал с ним, был в Иерусалиме у Божией Матери, затем жил в Афинах, где принял епископство. Следовательно, прибыть на погребение Пречистой он мог не ранее 57 года. Считается, что Рождество Христово последовало на 15-м году жизни Марии. А значит, к моменту Успения Ей было 72 года.

Если исходить из вышесказанного, становится очевидным, что и праздник в честь Успения Богородицы не мог возникнуть рано.

Церковь гораздо ранее пришла к мысли о праздновании дня смерти мучеников, чем Успения. Показательно, что в Сирском месяцеслове III–IV веков, в котором каждый день года имеет память какого-либо святого, не содержится ни одного Богородичного праздника. Причина такого явления понятна: мученики страдали и умирали на глазах всех, и дни кончины были запечатлены в сердцах христиан. Что касается Богоматери, нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на Ее достоинство, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на личность Богородицы.

Богородичные праздники, или, точнее, один такой праздник, впоследствии распавшийся на несколько, возникли, должно быть, в связи с Рождеством Христовым (или Богоявлением, ранее совпадавшим и даже отождествлявшимся с Рождеством Христовым). Поэтому нынешний Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря является эортологическим прототипом Богородичных праздников.

Так, и у несториан праздник Пресвятой Марии расположен в календаре тотчас по Рождестве Христовом. В коптском календаре VII века на 16 января (вскоре после отдания Богоявления) попадает рождение Госпожи Марии, а в месяцеслове IX столетия 16 января маркируется как «смерть и воскресение Богородицы».

Согласно древнеармянскому Лекционарию, «день Марии Богородицы» празднуется 15 августа (ср. документы VII Вселенского Собора 787 года, которые фиксируют, что Успение празднуется 15 августа).

В целом ряде богослужебных памятников для Успения установлена чрезвычайно широкая хронологическая амплитуда – между январем и августом. В древнеримском псевдо-иеронимовом Мартирологе (VII в.) 18 января показано как depositio (кончина) Beatae Mariae, a 14 августа – как assumptio (взятие на небо). Подобное разделение знаменательно. Оно демонстрирует, как уже тогдашняя Церковь смотрела на кончину Богоматери: не отрицая телесной смерти Богоматери, она верила, что за этой кончиной последовало воскресение, хотя, по-видимому, думала, что оно произошло не так скоро, как предполагает позднейшее предание.

В более позднем римском календаре (VIII в.) положен уже один праздник – Успение, 15 августа (ср. также Сакраментарий папы Геласия в редакции VII столетия). При этом Галльская Церковь, по свидетельству Григория Турского († 594), праздновала Успение в январе (см. Готико-Галликанский и Люксовиенский миссалы VII–VIII вв.).

В Греческой Церкви достоверные cведения об анализируемом празднике фиксируются только с конца VI столетия. Никифор Каллист утверждает, что празднование Успения установил император Маврикий (592–602). Однако многочисленные факты заставляют усомниться в такой поздней датировке. В Константинополе было множество храмов в честь Пресвятой Богородицы, построенных Константином Великим, Пульхерией, что не может не свидетельствовать о празднике в честь Нее.

По всей вероятности, еще до Маврикия Успение в столице Византии было местным и необязательным праздником. Император, в благодарность за победу, одержанную над персами 15 августа, сделал это празднование общецерковным (см. свидетельства Стишного пролога). Данная версия приобретает доказательную силу, если вспомнить эортологическую историю Сретения.

И на Западе праздник Успения в это древнейшее время не был общераспространенным. Замечательно, что в Папской книге VII столетия под 15 августа представлено греческое наименование праздника – Успение. В Евангелиарии 740 года дается надписание: Sollemnita de pausatione sanctae Mariae (Торжество отдохновения Святой Марии).

Однако в Сакраментарии, который папа Адриан I (772–775) отослал Карлу Великому, уже употреблено иное название праздника – Принятие Марии на небо.

Не исключено, что подобная вариативность в назывании связана, среди прочего, с таким обстоятельством: по крайне мере, до XII века указанный праздник на Западе в торжественности уступает дням особенно чтимых святых.

Праздник в православном богослужении

В отличие от многих других праздников, диахронические изменения Успения Пресвятой Богородицы – прежде всего, в силу достаточно позднего установления – зафиксированы в восточно-христианской традиции в самых мельчайших подробностях. См., например, грузинский перевод Иерусалимского канонаря, где Успение указывается под 15 августа.

Чрезвычайно подробные замечания в связи с Успением Пресвятой Богородицы приведены в уставе Святой Софии Константинопольской. Этим данное празднование существенно отличается от Введения во храм Пресвятой Богородицы, которое всего лишь обозначается.

Согласно уставу, накануне праздника все собирались в церкви и оттуда с литанией шли на площадь, где совершались обычные молитвы. По возвращении служилась Божественная литургия. По отходе пелся тропарь (глас 8) Блажим Тя вси роди , то есть современный ипакои.

На вечерне были три чтения. Далее: тропарь 1-го гласа В рождестве девство сохранила еси, ектения просительная, великое Господи, помилуй ; Премудрость – и начиналось чтение, а после него следовала панихида, чин которой утрачен.

Прокимен, Апостол и Евангелие на литургии положены те же, что и теперь (изменился только второй аллилуарий: не Клятся Господь Давиду Помяни сонм Твой ).

Таким образом, вместо нынешнего богатого разнообразия праздничной гимнографии данный устав содержит лишь две песни. Зато он чтит праздник торжественной литанией (крестным ходом по городу) накануне.

Нечто подобное современный Типикон сохранил лишь для праздников Сретения, Благовещения и Пасхи. Кроме того, устав Великой церкви позволяет непротиворечиво датировать успенские тропарь и ипакои – В рождестве девство , Блажим Тя вси роди.

Константинопольский Софийский устав назначает лишь один день для праздника Успения, если не считать того, что на второй день праздника назначается служба в храме Богородицы вблизи Ксиролофа (подобно тому, как на второй день Рождества Христова назначается собор Богородицы во Влахернах).

Следующей структурно-содержательной ступенью в богослужебном развитии Успения Пресвятой Богородицы можно считать краткий устав Студийского монастыря в Константинополе. В данном типиконе рассматриваемый праздник впервые выходит за пределы одного дня.

В уставе константинопольского Евергетидского монастыря с практикой XI века (по рукописи XII столетия) данная линия находит продолжение. И для Успения Пресвятой Богородицы кодифицируется уже предпразднство и попразднство, равное современному, то есть до 23 августа (восемь дней). Однако и предпразднство, и попразднство отличаются еще меньшей торжественностью, чем в настоящее время. Показательно также, что праздничное бдение состояло не из вечерни, которая всегда служилась отдельно, а из паннихиса и утрени.

Отдельного рассмотрения требует Пролог к Евергетидскому типикону, где есть глава об Успении, гласящая: «Успение должно праздноваться у вас светло, – светло и торжественно, ибо это праздник праздников и торжество торжеств». Итак, «на каковой (праздник) и раздаяние пищи (diadosin – греч.) в пилоне (колоннада, паперть) заповедуем совершать, насколько есть возможность и насколько изобилует рука ваша» . Подобные рекомендации содержат и другие типиконы рассматриваемого типа, например Николо-Казолянский.

Переходя теперь к многочисленным разновидностям Студийского устава и сравнивая их с современной кодификацией, изменения можно обнаружить в основном в ранжировании гимнографии разных частей всенощного бдения, а также праздничных, предпраздничных и попраздничных песнопений.

Несколько слов нужно сказать об Успенском посте, который длится с 1 по 14 августа и занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста, превосходя этим Рождественский. В течение его запрещается вкушение рыбы и растительного масла (исключения в последнем случае составляют субботние и воскресные дни).

Успенский пост, естественно, как и сам праздник, характеризуется сравнительно с остальными постами меньшей древностью.

История данного поста чрезвычайно назидательна, поскольку он установлен без содействия столь могущественной в Церкви силы Предания, а зиждется на прочном фундаменте благоговейной любви к Богородице.

Обращаясь к церковным памятникам, впервые указание (надо сказать, весьма специфическое и не слишком внятное) на Успенский пост можно встретить в типиконе южно-итальянского Николо-Казолянского монастыря, то есть в XII веке . Отныне необходимость пощения (в Кормчей книге, в трудах Анастасия Кесарийского XI–XII вв. и проч.) обосновывается ссылками на Антиохийских патриархов. Из их свидетельств делается вывод о том, что Успенский пост, будучи выделенным из поста святых апостолов, соблюдался еще до императора Льва Мудрого, то есть до IX столетия.

Никон Черногорец говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен .

Итак, Успение Пресвятой Богородицы является в настоящее время великим двунадесятым праздником, который имеет стабильную календарную дату и располагает одним днем предпразднства (14 августа) и восемью днями попразднства (отдание совершается 23 августа).

Последование на преставление Пресвятой Богородицы

Для того чтобы картина праздника Успения была более полной, следует прокомментировать чин погребения Богоматери – Последование на преставление Пресвятой Богородицы. Эта служба установлена в Гефсимании. Здесь, на месте захоронения Богородицы, устроена богато украшенная базилика, главное средоточение успенских празднований.

Итак, утром 14 августа, с 9–10 часов, совершается особая служба погребения Богоматери, состоящая из пения 17-й кафизмы с припевами – похвалами, подобными великосубботним. Служит патриарх. По каждении им одра с плащаницей Богоматери в пещере погребения Ее, после обычного начала службы (Трисвятое до Отче наш ), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится патриарх, а по бокам его до царских дверей – архиереи, архимандриты и иеромонахи. Первосвятитель входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении 1-й статьи погребальных похвал: Жизнь во гробе полагается . Статья, как и в Великую субботу, заключается ектенией с возгласом патриарха. На 2-й статье – Достойно есть величати Тя – кадит (только пещеру и одр) и произносит возглас старейший архиерей. На 3-й статье положено: Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево , и кадит второй архиерей. 3-я статья, как и в Великую субботу, переходит в пение воскресных тропарей: Ангельский собор . После ектений следуют ексапостиларий праздника (Апостоли от конец земли ), хвалитные стихиры и великое славословие. На его Трисвятом , поющемся протяжно, одр с плащаницей выносится иереями на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения. Далее одр перемещается опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей . Затем патриарх творит отпуст .

В России погребальный чин на Успение ранее совершался только в Киево-Печерской лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. При этом в Киево-Печерской лавре он не составлял отдельной службы, как в Гефсимании, а присоединялся к полиелею за всенощной в сам праздник.

В настоящее время последование на преставление Пресвятой Богородицы осуществляется повсеместно.

В Гефсиманском скиту святителем Филаретом (Дроздовым) установлен, кроме Успения, и праздник воскресения и вознесения Богоматери, который празднуется 17 августа. Являясь литургическим обычаем, празднование, однако, не подкреплено общепринятыми уставными рекомендациями. Накануне совершается чин погребения Пресвятой Богородицы, а утром установлена литургия с крестным ходом и иконой «Вознесение Богородицы».

Иконография праздника

События Успения Пресвятой Богородицы также детально представлены в иконографии, полноценное формирование которой относится к постиконоборческой эпохе.

Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке . Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционной для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленатого младенца.

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящие Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, присутствовавших при Успении Богоматери, они символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло сошествие Святого Духа на апостолов.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения – так называемый «облачный тип». Например, фреска из церкви Святой Софии в Охриде (Македония); икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря и проч.

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. Нередко у одра помещен кувшин-стамна, вставленный в чашу: это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.).

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успения конца XVII века.

Казалось бы, что праздничного в таком событии, как Успение (то есть смерть) Пресвятой Богородицы? Такой вопрос часто задают люди мирские, только начавшие знакомство с христианством. Но в Библии смерть каждого праведного или святого человека — это не столько печаль разлуки с родными и близкими, сколько радость от ожидания вознесения на небеса и встречи с Господом. Огромнейшую радость ощущала и святейшая из святых — Пресвятая Богородица — в молитвах ожидая своей кончины и скорой встречи с Господом и Иисусом Христом.

Какого числа Успение Пресвятой Богородицы

Большинство православных церквей отмечают этот день 28 августа, католики и православные западного обряда — 15 августа.

В православной традиции Успение Пречистой Девы Марии отмечается всего один день, но имеет еще 9 дней попразднства.

История праздника Успение Пресвятой Богородицы

После смерти Спасителя Пречистая Дева часто приходила к Гробу Господнему, молилась там. В одно из таких посещений Пресвятая Дева Мария увидела архангела Гавриила. Он поведал ей весть о скором завершении ее земного существования и переходе в жизнь вечную, вручил ей ветвь пальмы.

Вернувшись в Вифлеем, она поведала ангельскую весть праведному Иосифу, а также ученикам Господним. По молитвам Богородицы вскоре Господь послал к деве Апостола Иоанна, а затем и множество Апостолов собрал вместе. Весть о приближении часа вознесения Пречистой Девы к Господу возвестил им Апостол и евангелист Святой Иоанн Богослов.

Когда Апостолы вошли к Богородице, Она не грустила, а была исполнена духовного веселья. В третьем часу они окружили одр, на котором возлежала Богоматерь, молились. Внезапно заблистал Свет Божественной Славы, затмивший многочисленный свечи. К одру сошел Сам Христос, окруженный Небесной Свитой, среди которой были ангелы и архангелы. Звучало пение ангелов. Затем возвысились Небесные Врата, и душа Пречистой Девы вознеслась.

Год Успение Пресвятой Богородицы

Точный год, в который Пресвятая Богородица закончила свой земной путь, нам не известен — этот вопрос вызывает споры, ведь в разных источниках указаны абсолютно разные даты. Например, Мелитон Сардский называет 55-ый год после Христова Рождества, о 44-ом пишет Никифор Каллист. Римский историк Евсевий Кесарийский указывает на 48-ой год.

Мы знаем, что Пречистая Дева Мария родилась в пригороде Иерусалима на границе эпох, в годы правления Ирода Великого. Когда она родила Иисуса — было совсем юной девой. По преданию, к моменту Успения Богородице исполнилось 72 года.

Церковный праздник Успение Богородицы

Этим празднеством в православной традиции заканчивается Успенский пост — строгий, но
самый короткий из постов (с 14 по 27 число последнего летнего месяца).

А на следующий день после Успения Богородицы, 29 августа, верующие уже отмечают другую важную дату — перенесение Спаса Нерукотворного в Константинополь из древнего города Едессы (Греция). Этот день многим людям известен как Ореховый спас.

В Иерусалимском пригороде Гефсимании (именно там, как гласит предание, находится гробница Пречистой Девы Марии), в празднество Успения Богоматери совершается особенная Служба погребения Матери Божией. Кстати, на месте гробницы, под землей, сооружена базилика. Интересно, что ведут в нее ровно полсотни ступеней.

Особые торжества начинаются всенощным бдением вечером 27 августа. В церквях из алтаря торжественно выносится плащаница с изображением Матери Божией.

С плащаницей священнослужители и верующие проходят вокруг храмового сооружения крестным ходом.

Затем следует чин елеопомазания. Зайдя в церковь рано утром 28 августа, верующий попадает на праздничную Литургию. Во множестве Храмов Успения Богородицы отмечают Престольный праздник.

Особенность празднования Успения Богородицы в церкви заключается в том, что священнослужители надевают облачение голубого цвета, символизирующего непорочность и чистоту.

Праздник Успение Богородицы поздравления:

в прозе

1. Вот и закончился пост, светлый праздник Успения Богородицы на пороге. Пусть в этот день ваше сердце наполнится благодатью и небесной радостью.

2. Завтра — Ореховый Спас, а сегодня мы радуемся вместе с Богородицей, которая победила смерть и встретилась со Своим Сыном на небесах. Радости, Любви, Добра!

3. Апостолы пришли издалека, чтобы собраться вместе в этот день. Пусть в светлый Праздник Успения Богородицы ваша душа наполнится радостью!

4. Август — это три Спаса. Ароматные яблоки, сладкий мед, сытные орехи… Но главное — Прекрасный Праздник Успения Богородицы. Пусть Она покрывает Вас своим омофором на всех жизненных дорогах!

5. Заканчивается лето прекрасными праздниками, среди них — Успение Пресвятой Богородицы. Не забывайте молиться Ей, заступнице и защитнице!

в стихах

День Успения Богородицы —

Светлый Праздник Прекрасный

Пусть добро умножается

Дней вам теплых и ясных!

Почила Пресвятая Дева

Пришла в небесные чертоги

И мир покрыла омофором…

А с Богом все светлы дороги…

Пусть согревает дом молитва

И помогает вам в пути

Хоть тяжек путь и день — как битва,

Но с Богом легче крест нести.

И птицы улетают вдаль,

Уносят лето за собой…

Пусть из души уйдет печаль

С Успением Девы Пресвятой!

Успения День: сбор урожая

И в храме колокольный звон.

Тебе от всей души желаю

Любви, и шлю тебе поклон.

Мы Пресвятую Деву почитаем,

Успение Ее сегодня вспоминаем.

Пускай невзгоды обойдут ваш дом,

все радостью пускай сияет в нем.

смс

1. Вот и закончился пост. С чудесным Праздником Успения Богородицы поздравляю!

2. Уходит лето… Но не грусти, меня за все прости. С Успением Пресвятой
Богородицы!

3. Благодати в душе! С Успением Богородицы!

4. Пусть Богородица тебя оберегает! С Успением Богоматери!

5. Сердечной молитвы тебе желаю. С Праздником!

открытки

гифки 5 вариантов

Икона Успение Пресвятой Богородицы

Мастерами написано множество икон с изображением Успения Богородицы. Одна из наиболее известных — Киево-Печерская. Ее главная особенность в том, что перед одром Богородицы находится Евангелие.

Икона известна множеством чудес. Предание гласит, что образ вручила четырём византийским зодчим Сама Божия Матерь. В 1075 году от них икона попала в руки к преподобным Феодосию и Антонию Печерским.

Балканы. Сербия. Сопочаны. Работа XIII века

Часто Успение Богоматери изображали на храмовых фресках.

.

Храм Успение Пресвятой Богородицы

Существует немало храмов с таким названием во всем мире. Например, в одной Москве их насчитывается несколько. Среди них — храм Успения Богородицы, расположенный в районе «Печатники».

Храм Успения Богородицы на Гончарной улице, в районе Таганского холма (храм в Гончарах) был возведен в середине 17 века.

Еще один Храм Успения Пресвятой Богородицы в 16 веке был сооружен на Успенском Вражке. В оформлении этого старинного эклектического сооружения можно найти и мотивы русского стиля.

Храм Успения Богородицы в районе «Вешняки» был возведен в середине 17 века Федором Шереметьевым по обету, данному Господу.

Расписание храма Успение Пресвятой Богородицы

Каждый храм Успения Пресвятой Богородице имеет собственное расписание Богослужений. Например, график служб храма в Вешняках можно найти на его официальном сайте . Однако поскольку в графиках возможны изменения, лучше всего узнать расписание служб на ближайшую дату непосредственно в храме.

Значение иконы Успение Пресвятой Богородицы

В центре одноименных икон изображен одр. На нем покоится тело Матери Божией. Чаще всего он
покрыт багряной тканью. Этот цвет является атрибутом императорской власти, ведь Божия Матерь — Царица Небесная, Владычица. Вокруг одра изображены Апостолы — на некоторых иконах их больше, на других — меньше, но всегда есть Иоанн (оплакивает Богородицу) и Петр (держит кадильницу и окуривает ложе фимиамом). Чаще всего перед одром расположена свеча. Иногда изображен Афония с искалеченными руками, который хотел опрокинуть одр, но его остановил ангельский меч.

Икона Успение Пресвятой Богородицы чему помогает

Многие источники указывают, что именно перед этой иконой верующие молятся для преодоления страха перед смертью. Ведь Богородица не боялась Успения, а, наоборот, с радостью готовилась к встрече с Господом. Также у этой иконы Божией Матери просят защиты, исцеления, помощи на пути спасения.

Молитва Успение Пресвятой Богородицы

В этот Праздничный день на службах в православных храмах исполняются Тропарь, Кондак праздника, а также Величание.

Успение Богоматери — великий православный праздник из числа двунадесятых, который напоминает о победе вечной жизни над телесной смертью. Символизм этого дня призывает каждого бороться со страстями и грехами, стремиться к святости.

Заглянув в церковный календарь 28 августа, можно заметить эту дату выделенной цветом. Посмотрев описание, легко узнать, что отмечается день Успения Богородицы, но что означает слово "успение"? Что такое смерть и воскрешение души? Пожалуй, многие не знают ответа на это, как и саму историю праздника. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Церковные предания

Из слов Святого Писания можно узнать, что, Богородица после вознесения её сына Иисуса Христа на небо осталась на попечении у святого

Многие церковные предания по-разному объясняют Успение, что такое воскрешение души, возникновение празднования смерти. Обычаи и правила празднования Успения мало освещены в писаниях, как и все основные моменты конца земного пути Божьей Матери.

Также из всей священной истории Нового Завета каждый знает, как высоко чтилась Матерь Господа среди апостолов, когда пребывала с ними в Иерусалиме.

К сожалению, до нас дошло очень мало рукописей того времени. В основном эти творения были собраны в Святом Евангелие и Новом Завете.

Благодаря новым археологическим устройствам после многочисленных раскопок в Иерусалиме все-таки были найдены творения святого

В этих документах упоминается о жизни Божьей Матери, показывается само её Успение, что такое это за событие для народа и вся история того периода.

В этом апокрифе (тайная написанная история, которая не вошла в канон Библии) говорится, что после массовых гонений царя Ирода Агриппы на Церковь, Богородица вместе с Иоанном Богословом переехали на время в город Эфес.

Когда гонения были прекращены, Богородица вместе с Иоанном вернулась в Иерусалим, где поселилась в его доме на

История возникновения праздника

Как гласит предание, когда однажды Божья Матерь пошла на Елеонскую гору молиться, ей там повстречался архангел Гавриил, в руках которого была ветка райской пальмы. Он благовествовал Деве Марии, что спустя три дня она преставится на Небеса, Господь вознесёт её, свою родную матерь, в Царство Небесное, в котором она будет находиться с ним вечно.

По возвращении в дом Богородица поведала святому Иоанну о встрече с Архангелом Гавриилом и будущей своей кончине.

В своем завещании она просила похоронить её в Гефсимании, рядом с родителями и её оброчником, праведником Иосифом.

Кроме того, в завещании было указано отдать две её ризы нищим девушкам, которые прислуживали у неё с большой привязанностью и усердным трудом.

Представление Девы Марии Господу

Само представление Пресвятой Богородицы должно было наступить на 15 день августа в третьем часу дня. В это время в храме зажгли свечи, а Мария лежала на украшенном красивом одре. В одно мгновение в Храм залило море света, в котором явился сам Иисус Христос с ангелами, архангелами и всеми небесными силами, и подошёл он к Деве Марии.

Увидев Сына, Пресвятая Дева радостно молвила ему, и Господь с трепетом и гордостью принял её к себе, и она, услышав его одобрение, отдала пречистую душу Своему единственному Сыну.

Согласно церковным верованиям, по смерти Богоматери апостолы положили её тело в гробницу и завалили вход в нее большим камнем. Спустя три дня после смерти к ним присоединился апостол Фома, который слёзно просился и молил дать шанс попрощаться с Пресвятой Девой Марией. По его просьбе апостолы отвалили камень и вошли с ним в пещеру, но каково было их удивление, когда они застали только одеяние Девы, а её самой там не было, а из самой пещеры доносился приятный свежий запах трав.

Празднование в храмах

С давних времён было заведено отмечать этот праздник с утренней службой, на которую верующие приносили семена злаков на освещение и благословение. Происходило это после ночной службы с восходом солнца.

В народе Пресвятую Богородицу называют Госпожию и от этого праздник Успения носит ещё одно название Госпожина дня, Госпожинок. Среди народа принято праздник Рождества Богородицы называть Второй Пречистой, а Успение Пресвятой — Первой Пречистой.

Отмечали этот праздник великим пиром, с домашним сваренным пивом, сладкими блюдами и пирогами.

Итак, одним из великих и последних из двунадесятых праздников церковного календаря в августе является Успение Пресвятой Богородицы.

Духовное значение торжества

Такое явление, как смерть, всегда вызывало страх, колебания, удивление и трепет в душе каждого человека.

На пути к вечному житию каждому требуется пройти путь обучения, переживания и радости в обычной мирской жизни. Именно праведность сегодняшней жизни, наши поступки и деяния оказывают влияние на будущую вечную жизнь в покое и счастье. Это понятие смерти является основой христианской веры.

Если вспомнить Святое Писание, то смерть является не чем-то благородным, а наоборот, процессом грехопадения, непослушания души человеческой воле Божьей.

По учению Церкви, понятие смерти и есть Успение. Что такое смертьи зачем она нужна? Можно с уверенность сказать, что наш Творец вовсе не хотел человеческой смерти, но люди сами себе её предрекли постоянными грехопадениями и непослушаниями.

Но даже в такой ситуации перед нами открываются ворота в Рай, где будут находиться рядом с Творцом те, кто по сей день не нарушает законы Божьи, кто постоянно стремится делать хорошее и приносить радость и помощь окружающим.

Празднование смерти Девы Марии

На иконах, где изображено Успение Богородицы, рядом с её ложем всегда возвышается Христос, в руках которого маленькая фигурка младенца, символизирующая душу умершей Богородицы. Эта детская фигурка и есть прообраз перерождения Души после смерти, которую пришёл принять её Сын.

Исторические сведения

В письменах, где говорится о литургийных практиках древнегреческой Церкви, первые ссылки на Успение Богородицы появились в конце VI столетия.

Правивший в те времена император Маврикий сделал этот день общецерковным. В большинстве церквей этот день отмечали 18 января, но по мнению некоторых специалистов, которые изучают письменность того периода, именно Маврикий перенёс его празднование на август, на День Победы над персами.

Он приходится как раз на окончание Успенского поста, который длился с 1 по 15 августа по старому стилю и с 14 по 28 по новому стилю, а непосредственно 28 - Успение.

Подготовительный период и само празднование

Как говорилось ранее, праздник Успения начинается с очень сурового двухнедельного поста. Это один из четырех годовых постов, и считается он одним из самых древних и строгих. Даже рыбу вкушать разрешено один раз за весь пост и в определённый день.

Священнослужители проводят празднование в голубых одеждах. Церковная литургия начинается с вечера и длится всю ночь, а с самого утра служится уже сама литургия Успения. На третий день выносится плащаница, символизирующая одеяние Девы Марии, подобная плащанице Христа. Единственным отличием здесь является изображение на ней Богоматери, лежащей в гробу.

По обычаю Церкви на утренней литургии перед захоронением плащаницы читаются похвальные молебны, поётся кондак и тропарь, а затем следует торжественный ход с плащаницей вокруг храма.

Как видно из всего рассказанного, значение праздника очень велико. Из его истории можно сделать вывод, что праведный путь жизни всегда вознаграждается нашим Творцом. Все невероятные чудеса вознесения дают надежду каждому верующему обрести вечную жизнь после смерти.

Во всех прописанных канонах и стихирах праздника подчёркивается величие и радость Успения Богородицы. Здесь нету места скорби и горести о смерти, но есть великое счастье победы над ней.

Весь день 28 августа (Успение) люди проводят в молитве и радости, вкушая приготовленные блюда за семейным столом после длительной ночной литургии

В этой статье мы расскажем о Празднике Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Что значит слово « Успение»

« Успение» - это устаревшее слово. Впереводе насовременный русский язык значит « смерть, кончина» .

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника- Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Это один издвунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны ссобытиями земной жизни Господа Иисуса Христа иБогородицы иделятся наГосподские (посвященные Господу Иисусу Христу) иБогородичные (посвященные Божией Матери). Успение- Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается вРусской Православной Церкви 28 августа поновому стилю (15 августа постарому стилю), установлен впамять осмерти Божией Матери. Кнему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, построгости сравнимый сВеликим постом. Интересно, что Успение- последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября поновому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа поновому стилю. Унего есть 1 день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Что можно есть наУспение Богородицы

28 августа, впраздник Успения Божией Матери, если онвыпадает насреду или пятницу, можно вкушать рыбу. Втаком случае разговение переносится наследующий день. Авот если Успение выпадает надругие дни недели, топоста нет. В2016 году праздник Успения- непостный день.

События Успения Богородицы

Все, что мызнаем осмерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто изцерковного Предания. Вканонических текстах мынепрочитаем ничего отом, как ипри каких обстоятельствах Богородица отошла коГосподу ибыла погребена. Предание- один изисточников нашего вероучения, вместе соСвященным Писанием.

ИзНового Завета мыузнаем, что Спаситель, распятый накресте, попросил своего ближайшего ученика- апостола Иоанна Богослова- заботиться оМарии: Увидев матерь иученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! Исэтого времени ученик сей взял Еексебе (Ин19:26– 27). После распятия Христова Богородица вместе сучениками своего Сына пребывала вмолитве ипосте. Вдень Сошествия Святого Духа наапостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Вписьменных памятниках начиная сIVвека мынаходим упоминания отом, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (тоесть взята) сземли нанебо. Произошло это так. Затри дня досмерти Богородице явился Архангел Гавриил ивозвестил опредстоящем Успении. Втовремя она пребывала вИерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли еетело вГефсимании, тамже, где покоились родители Богородицы иеесупруг- праведный Иосиф. Нацеремонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. Натретий день после погребения Фома захотел увидеть еегроб. Гроб открыли, нотела Богородицы внем уже небыло- лишь ееплащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения обистории праздника Успения начинаются лишь сконца VIвека. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в592– 602 годы. Скорее всего, доэтого времени Успение было вКонстантинополе поместным, тоесть необщецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIIIв., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу вцентре образа- она лежит насмертном одре, посторонам отнее- плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель сдушой Богоматери, изображаемой ввиде спеленутого младенца.

ВXIвеке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый « облачный тип» . Мыможем увидеть его, например, нафреске изцеркви Святой Софии вОхриде вМакедонии. Вверхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие ксмертному одру Богоматери наоблаках. Самый древний пример « облачного Успения» наРуси- это икона начала XIII века, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. Вверхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба сзолотыми звездами ифигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится вТретьяковской галерее.

Часто уложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

Упраздника Успения есть один день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября поновому стилю. Апредшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Ондлится с14 по27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Еесовершают поподобию службы Утрени Великой Субботы; вовремя нее читают 17-ю кафизму- « Блаженни непорочнии» . Внастоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть вомногих кафедральных иприходских храмах навторой или третий день праздника. Богослужение начинается совсенощного бдения. Навеликом славословии духовенство храма выходит клежащей посреди храма плащанице сизображением Богоматери; кадит ей, апотом обносит еевокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). Инаконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) иотпуст (благословение молящихся навыход изхрама поокончании богослужения).

Стихиры Успения вVвеке написал Константинопольский патриарх Анатолий. АвVIII веке Косма Маюмский иИоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

Врождестве девство сохранила еси, воуспении мира неоставила еси, Богородице, преставилася еси кживоту, Мати сущи Живота, имолитвами Твоими избавляеши отсмерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство ипопреставлении неоставила мира; Тыперешла квечной жизни, Мати Жизни, имолитвами Твоими избавляешь отсмерти души наши.

Кондак Успения Богородицы

Вмолитвах Неусыпающую Богородицу ивпредстательствах непреложное упование/гроб иумерщвление неудержаста: якоже боЖивота Матерь кживоту престави воутробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, вмолениях неустанную ивходатайствах надежду неизменную, гроб иомертвение неудержали, ибо кжизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся вЕеутробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, ивсеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, ивсеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь наУспение Божией Матери (28 августа 1981 года):

«Мыпразднуем сегодня престольный праздник наш; мывсе стоим перед единым иединственным Престолом, который существует: престол, накотором восседает Бог наш; но, как сказано вСвященном Писании, Бог восвятых почивает: нетолько всвятых местах, новсердце ивуме очищенных подвигом иблагодатью, вжизни ивсамой плоти святых.

Исегодня мыпразднуем день Успения Святейшей всех святых- Божией Матери. Она уснула сном земли; нокак Она была живой досамых глубин Своего естества, так иосталась Она живой: живой душою, вознесшейся кпрестолу Божию, живой ивоскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь имолится онас. Поистине Она является престолом благодати; вНее вселился Живой Бог, вутробе ЕеОнбыл, как напрестоле славы Своей. Искакой благодарностью, скаким изумлением мыдумаем оНей: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет ЕеЦерковь, прославляя Ееводной изикон,- Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Ночтоже Она оставляет нам? Одну только заповедь иодин дивный пример. Заповедь- теслова, которые Она сказала слугам вКане Галилейской: Чтобы нисказал Христос- тоисполните… Иони исполнили; иводы омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому изнас: пойми, каждый изнас, слово Христово, вслушайся внего инебудь только слушателем, ноисполни его, итогда все земное станет небесным, вечным, преображенным ипрославленным…

ИОна оставила нам пример: оНей говорится вЕвангелии, что каждое слово оХристе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала вСвое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что уНее было…

Станем имыучиться так слушать, как слушают всей любовью ивсем благоговением, вслушиваться вкаждое слово Спасителя. ВЕвангелии много сказано; носердце каждого изнас отзывается тонаодно, тонадругое; иначто отозвалось мое или твое сердце- это слово, сказанное Спасителем Христом тебе имне лично… Иэто слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами иБогом, как признак нашего родства иблизости сНим.

Иесли так будем жить, так слушать, так складывать всердце своем слово Христово, как сеют семя вовспаханную землю, тогда инад нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она кней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе отГоспода… Дабудет это иснами; дабудет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ееединственную заповедь, итолько тогда прославление Еенами вэтом святом храме, который Ейдан вжилище, будет истинным, потому что мыпоклонимся тогда Богу вНей ичерез Нее идухом иистиной. Аминь.»

Успенский собор Московского Кремля

ВУспенском соборе вКремле напротяжении шести веков возводили всан епископов, митрополитов ипатриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами ивчесть побед.

Первое каменное здание собора заложили в1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр икнязь Иван Калита. Вконце XVвека великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился ксередине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся донаших дней росписи ииконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы ипатриарха. Также вXIV- XVII веках Успенский собор вКремле был усыпальницей митрополитов ипатриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения внем вновь начали проводить в1990г.

Успенский собор воВладимире

Успенский собор воВладимире построили в1158– 1160 годах поповелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели избелого тесаного камня, онбыл одноглавым стремя небольшими притворами ибашнями узападных углов.

В1185– 1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы ибашни разобрали изаменили навысокие галереи. Собор перестроили- вчастности, онстал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась донаших дней лишь фрагментарно. Кросписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками всеверной галерее, кросписи 1189- фигуры Артемия иАвраамия вюго-западном углу древней части собора.

В1408 году Успенский собор воВладимире расписали преподобный Андрей Рублев иДаниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции « Страшного суда» , занимавшей всю западную часть храма, иеще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин ииконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся вТретьяковской галерее вМоскве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал повремени сжатвой. Вэту пору года русские крестьяне были заняты науборке урожая. Именно поэтому внародном сознании нацерковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

Увосточных славян кУспению приурочивали так называемые « Обжинки» . Обжинки- праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли « Госпожинки» , « Госпожи» , « Госпожин день» - вэтих словах нашло отражение почитание Богородицы, ккоторой верующие обращаются как кГоспоже, Владычице.

Наследующий после Успения день- 29 августа- отмечали « Ореховый (или Хлебный) Спас» . Его назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи. Кконцу августа начинали также собирать грибы, делали овощные иплодовые заготовки назиму. Старались засеять озимые: « Озимь сей затри дня доУспенья итри- после» .

« Ореховый, или Хлебный, Спас»

« Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения изЕдессы вКонстантинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (поновому стилю). Этот праздник приходился напервый день после окончания Успенского поста, тоесть наследующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

« Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи изавершать жатву хлебов.

Проповедь наУспение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Святитель Феофан Затворник:

«После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила вИерусалиме, вдоме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил ЕеСам Господь сокреста. Вот приблизилось время переселиться ейвнебесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась нагоре Елеонской, Ей,- рассказывает предание,- явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, иизвестил оЕекончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, иначала готовиться. Кодню Еепреставления, поповелению Божию, чудесно явились вИерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди повсему миру. Они были свидетелями Еемирной, тихой, святой иблаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, вославе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов иправедных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей исославой вознес Еенанебо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! Свозжженными светильниками ипением псалмов апостолы понесли тело Богоматери вГефсиманию, где погребены были Ееродители иИосиф. Неверующие первосвященники икнижники, пораженные величием погребального шествия иозлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг ивоинов, чтобы разогнать провожавших исжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ ивоины сяростью устремились нахристиан, нобыли поражены слепотой. Вэто время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился когробу снамерением повергнуть его наземлю; ноедва коснулся онруками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части ихповисли уодра, асам Афоний упал наземлю скриком.

Апостол Петр остановил шествие исказал Афонию: « Убедись, что Христос истинный Бог» . Афоний тутже исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию сусердной молитвой обратиться кБогоматери иприложить останки рук кчастям, повисшим уодра. Поисполнении этого руки срослись иизлечились, анаместе отсечения остались лишь знаки. Ослепшийже народ ивоины сраскаянием прикоснулись кодру иполучили зрение нетолько телесное, ноидушевное, ивсе сблагоговением присоединились кшествию.

Натретий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, поволе Божией, апостол Фома, ипожелал видеть Еегроб. Поего желанию гроб был открыт, новнем ненашли тела Богоматери. Вечером тогоже дня, вовремя трапезы своей, апостолы увидели ввоздухе Пресвятую Деву нанебесах, живую, сомножеством Ангелов. Стоящая инеизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: « Радуйтесь! Явсегда свами» ; апостолы воскликнули: « Пресвятая Богородица, помогай нам» . Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, ачерез них ивсю Церковь вЕевоскресении. Вподражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын ЕеиБог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами- посещать святые места.»

Просмотров