Иван Старов. Архитектура - его жизнь

Архитектор Старов — знаменитый отечественный зодчий, занимавшийся строительством и проектированием различных зданий. Он работал на территории Санкт-Петербурга и одноименной губернии, в Екатеринославе и Херсоне. Всего его произведения выполнены в стиле классицизма. Самые известные из них — Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор в районе Царского Села, Таврический дворец, Князь-Владимирский собор, Пеллинский дворец, дачные дворцы в имениях Сиворицы и Тайцы, усадьба Никольское-Гагарино.

Ранние годы

Архитектор Старов родился в Санкт-Петербурге. Он появился на свет в 1745 году. В 10-летнем возрасте был принят воспитанником в гимназию при Московском университете. Уже через год, хорошо проявив себя в учебе, получил перевод в гимназию при петербургской академии наук.

Изначально будущий архитектор Иван Старов проявлял тягу к искусству. Поэтому после успешного окончания гимназии поступил в Академию художеств. Его первыми учителями стали архитектор Александр Филиппович Кокоринов и французский профессор архитектуры Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот.

Образование

Получив первоклассное образование, герой нашей статьи отправился в путешествие за границу. В качестве пенсионера Академии художеств с 1762 по 1768 годы он жил и работал в Париже. Под пенсионером Академии художеств в то время понимали выпускника императорской академии, который получал соответствующее денежное пособие. По сути, это были аналоги современных правительственных или коммерческих грантов.

Во Франции юноша имел возможность дополнительно совершенствовать свое мастерство. В большинстве случаев пенсионеры тратили деньги, чтобы отправиться в Италию или Францию, где было огромное количество возможностей для оттачивания своего таланта. Стоит отметить, что рассчитывать на пансион могли только лучшие студенты, окончившие курс с Большой золотой медалью. Начиная с XVIII века, пансион выплачивался в течение трех лет, позже этот срок увеличили до шести.

Архитектор Иван Старов так и поступил. В Париже он занимался у одного из крупнейших представителей французского классицизма Шарля Де Вайи, который оказал большое влияние и на него, и на всю русскую архитектурную традицию. Также архитектор Старов учился в Риме.

Возвращение на Родину

Вернувшись в Санкт-Петербург, герой нашей статьи первым делом принялся за проект шляхетского кадетского корпуса. За успешное завершение работы в 1769 году он был официально признан академиком.

После этого получил должность адъюнкт-профессора. Позднее в 1770 году был повышен до профессора.

Среди его самых масштабных проектов стоит отметить план образования города Николаева в устье рек Южный Буг и Ингул в районе построенной верфи. Данный план талантливого архитектора отличался правильными кварталами и прямыми линиями.

В 1794 году уже известный архитектор Иван Егорович Старов стал адъюнкт-ректором. На протяжении нескольких лет он был главным архитектором комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга.

Биография Ивана Егоровича Старова интересует многих ценителей зодчества. Архитектор умер в 1808 году в возрасте 63 лет. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище при Александро-Невской лавре.

Личная жизнь

Старов был женат на Наталье Григорьевне Демидовой, дочери известного отечественного предпринимателя, ботаника и мецената Григория Акинфиевича. Он продолжал дело отца, основав два завода, также был известен как создатель первого на территории России частного ботанического сада, считался корреспондентом шведского ботаника Карла Линнея.

По теме: Приколы про Пашу: анекдоты, частушки

За свою карьеру тесть Старова отметился эффективным управлением демидовскими заводами. Оставаясь часто в тени, он сделал много полезного и важного для своей семьи. В частности, добился раздела наследства между братьями, дал детям первоклассное образование. Трое его сыновей на протяжении многих лет путешествовали по Европе, получая знания в самых разных отраслях. Во многом благодаря ему удалось сохранить коллекцию немецкого естествоиспытателя и врача Георга Стеллера, состоявшую из 80 уникальных растений.

Старов был поручителем на венчании сестры Натальи Пульхерии с директором академии художеств Александром Филипповичем Кокориновым.

Известные проекты

Архитектор Старов в стиле классицизма создал практически все свои сооружения. Одной из самых первых ярких его работ стал Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Место для него было определено еще итальянским архитектором Трезини, именно к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. Первоначальный проект создал Швертфегер. Это должно было быть грандиозное сооружение с двумя внушительными колокольнями, увенчанными шпилями. Собор был заложен в 1722 году. Однако при осадке здания появились трещины, поэтому реализация проекта была приостановлена на неопределенный срок. В 1744 году стройку начали разбирать до «подошвы». К 1755 году собор разобрали, хоть он и был уже готов вчерне.

В 1763 году был объявлен новый конкурс среди архитекторов, но императрице Екатерине II не понравился ни один из проектов. Только в 1774 году к строительству вернулись вновь, поручив его Старову. Императрица через два года утвердила предложенный им проект. В 1778 году состоялась торжественная закладка храма. Освящение состоялось в 1790-м. С этого момента собор святого Александра Невского, работы архитектора Старова, фактически стал капитульным храмом ордена.

Таврический дворец — одно из самых известных зданий, построенных героем нашей статьи. Изначально это была петербургская резиденция Григория Потемкина. Ее строительство велось с 1783 по 1789 годы в стиле классицизма.

Дворец располагался на Шпалерной улице, рядом с Таврическим садом. Построили его по указу императрицы Екатерины II, которая хотела сделать приятное собственному фавориту. На его возведение было потрачено около 400 тысяч рублей золотом. Стоит отметить, что сам Потемкин бывал в нем нечасто, так как преимущественно занимался управлением Новороссией. В 1791 году он приехал в него в последний раз, чтобы отвоевать сердце императрицы у своего нового соперника — Платона Зубова.

Комплекс

Основой Таврического дворца Ивана Старова стал двухэтажный центральный корпус, расположенный в глубине парадного двора. Первоначально дворец был открыт к Неве. Данная архитектурная перспектива просуществовала до постройки напротив дворца водонапорной башни, а также других сооружений, относившихся к городской водопроводной станции.

Стоит отметить, что фасад главного корпуса отличает дорический портик, а садового — полуротонда с балконом. Два флигеля небольшого размера увенчаны купольными башнями.

По теме: Фильм "Возрождение дракона": актерский состав, сюжет, общие сведения, отзывы

В настоящее время в комплекс дворца входит дом садового мастера, построенный в 1794 году архитектором Волковым.

Воскресенскую церковь Иван Старов строил с 1782 по 1785 годы на Волковском кладбище.

Одноэтажное каменное здание было заложено в 1782 году на месте существовавшей ранее деревянной церкви. Второй ярус колокольни, который был расположен над трапезной, венчал шпиль, надстроенный значительно позже, в 1831 году.

Общая композиция здания представляет собой типовой вариант для русского зодчества XVII-XVIII веков. В нем трапезная, колокольня и основное помещение церкви органично связаны между собой в единое целое.

Не только в столице строил знаковые сооружения герой нашей статьи. Дворец Потемкина Ивана Егоровича Старовым был сооружен в небольшом белорусском городке Кричеве. Работы велись с 1778 по 1787 годы. Сегодня он считается настоящим памятником архитектуры эпохи классицизма.

В своем первоначальном плане здание имеет вид монограммы из букв «П» и «Е», что означат инициалы самого графа и императрицы. Поблизости был разбит приусадебный парк, от которого до наших дней сохранились только отдельные деревья.

Сам дворец двухэтажный, на главном фасаде можно увидеть центральный ризолит. На обоих этажах в центре находились круглые зал внушительного размера. Окна центрального ризалита были стрельчатыми, а на боковых — с оригинальными сандриками. Внутренняя планировка, по обычаю того времени, была анфиладной. Ее изменили кардинальным образом в середине XX века. Всего в дворце было около шестидесяти просторных помещений. Парадная группа располагалась на первом этаже, ее венчал вестибюль с лестницей и зал овальной формы. Все комнаты были богато отделаны лепными украшениями, по всему двору располагалась система каминов, отделанных кафелем.

Позади дворца находилась конюшня и плодовый сад. Екатерина II впервые прибыла в Кричев в лютые морозы зимой 1787 года, когда путешествовала по Крыму. Во дворце она обедала и ночевала. На следующее утро она уехала в Чериков.

Судьба здания

О дальнейшей судьбе этой работы архитектора Ивана Старова достоверно известно немного. Можно только утверждать, что Потемкин лишился здания, то ли проиграв его в карты, то ли продав. Шляхтич Ян Голынский, ставший новым владельцем, не уберег дворец во время пожара в 1840-е годы, когда он значительно пострадал.

Более того, со временем потомки Голынского решили его переделать в соответствии с современными им модными тенденциями. Над окнами, расположенными на втором этаже, вылепили стрельчатые сандрики, которые не сохранились до нашего времени. На центральном входе появился ризалит с гранеными пилонами в псевдоготическом стиле.

В 1917 году все ценности были национализированы большевиками, а в самом здании открыли школу. В 1950-е годы здесь разместился интернат. К тому времени дворец пришел в упадок, находился в весьма ветхом состоянии. Работы по реставрации и его восстановлению начались только в 80-е годы XX века. Их законсервировали почти на два десятилетия. В 2008 году реставрация официально завершилась. В здании теперь располагается ЗАГС и краеведческий музей.

Произведения Старова отличают идейная и художественная выразительность, ясность и логичность планировочного и объемного решения, монументальность, достигнутые лаконичными средствами. В своих творческих исканиях Старов был на уровне высших достижений культуры своего времени. По своей величавой простоте, архитектоничности, скульптурности его произведения могут быть поставлены рядом с лучшими сооружениями всех времен и народов. Знаток истории искусства академик И.Э. Грабарь называл Старова «одним из одареннейших зодчих мира».

Иван Егорович Старов родился 23 февраля 1745 года в Москве в семье дьякона. Для того времени это была весьма культурная среда. Он обучался в школе для детей «духовного чина». Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете. Он стал одним из первых ее питомцев.

С самого основания Академии художеств в ней преподавал Александр Федорович Кокоринов. Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.

Впоследствии у Кокоринова и Старова появились родственные связи. Кокоринов женился на старшей дочери богача-горнозаводчика Г.А. Демидова, Пульхерии Григорьевне. Она же была родной сестрой жены Старова, Натальи Григорьевны. Несмотря на значительную разницу в возрасте (восемнадцать лет), отношения зодчих были не только родственными, но и дружескими. После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.

Если даже ограничиться упоминанием только двух имен – Кокоринова и Деламота как архитектурных наставников Старова в Академии художеств, то серьезность его подготовки станет очевидной.

Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу (знак личного дворянства), а за успехи и несомненный талант – золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.

По «Уставу Академии художеств», начиная с 1760 года, тех, кто «отлично себя успехами и прилежностью оказали», отправляли на три года «в чужие края». Командированным за границу выплачивали «пенсион»; посланные за рубеж художники и архитекторы назывались пенсионерами. Приказом тогдашнего президента Академии художеств И.И. Шувалова, подписанным 7 января 1762 года, Старова направили во Францию для изучения «славнейших древностей».

Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург. Из шести лет, проведенных вдали от родины, пять он прожил в Париже и год в Италии.

В Париже Старов практиковался у архитектора Шарля де Вайи. Вначале он знакомился с проектами знаменитых зодчих, копируя их. Затем начал проектировать, руководствуясь программой Королевской Академии архитектуры – одного из лучших в Европе высших художественных заведений.

Один из рапортов Старова, относящихся к этому периоду, характеризует его как скромного и требовательного к себе человека, способного критически относиться к собственным произведениям. В 1764 году он сделал по программе академического конкурса проект здания «Коллегии всех наук». Об этой работе он сообщал: «…сии рисунки могут быть лучше моих прежних, однако они гораздо еще слабы против тех, которые посылаются в Рим на три года от здешней Королевской архитектурной Академии».

В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим «и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии». Впоследствии этот срок сократился до года. В Риме Старов не только тщательно осматривал, но по возможности обмерял и подробно описывал древние сооружения.

В журнале большого собрания членов Академии художеств от 1 сентября 1768 года записано: «Возвратившийся из чужих краев посланный от Академии архитектурного художества пенсионер Иван Старов по представленным от него прожектам удостоен назначенным». Это означало, что Старову было предоставлено право выполнить проект на соискание звания академика.

Каждый год жизни архитектора теперь был отмечен какой-либо значительной работой. В 1769 году Старов выполнил свой первый самостоятельный проект – Сухопутный шляхетский корпус. В течение первых двух лет после возвращения на родину он занимал должность архитектора «при строении» этого здания. Чертежи корпуса не сохранились. В 1772 году Старова определили в «Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В задачи Комиссии кроме вопросов, связанных с работами в столицах, входило и регулирование строительства в других городах. Здесь Старов вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием решаются вопросы застройки «погоревших мест» в Москве, Любиме и Порхове и разрабатываются проекты планировки таких древних русских городов, как Псков, Нарва, Великий Устюг, Воронеж.

В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы. Эта усадьба своим композиционным строем и удивительной пластичностью форм во многом предопределила облик усадебных построек, созданных Старовым под Петербургом, внеся и в них мягкость и колорит Подмосковья.

Храм и колокольня в Никольском-Гагарино свидетельствуют и о глубоком творческом освоении Старовым мирового архитектурного наследия, и о дальнейшем развитии художественно-композиционных приемов допетровского зодчества.

По поводу колокольни села Никольского И.Э. Грабарь писал, что, «не будь подписных чертежей Старова, нельзя было бы и мысли допустить, чтобы эта строгая эллинская дорика колонн, эта внушительная пустынность мощно разрустованного низа, несущего колоннаду второго яруса, могли родиться в голове русского художника 1770-х годов. Самый храм… тоже смотрит моложе своих лет… но стиль колокольни точно издевается над всеми законами эволюции. Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения».

В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга – дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге и усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых – своих шуринов – в Тайцах и Сиворицах.

В 1778 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений – Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году.

Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое.

Троицкий собор удивительно гармоничен, и достигнуто это прежде всего соразмерностью купола и колоколен. Башни колоколен, выдвинутые вперед и включенные в «тело» собора, придают его облику со стороны главного фасада величие. Купол же, более высокий, чем башни, но рассчитанный на восприятие издали, лишь уравновешивает композицию, не подавляя ее.

С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.

В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще. В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим. Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

Расположение дворца на окраине города продиктовало принцип объемно-пространственного решения здания, включающего главный корпус и два флигеля, объединенных с ним галереями. Место дворца в структуре города, его широкая обозримость предопределили его план, масштаб, сочетание объемов и архитектурный облик.

Если мощные аккорды высотных композиций Смольного монастыря и Александро-Невской лавры контрастировали с низкими берегами широкой и полноводной Невы, то Таврический дворец как бы усмирял – уравновешивал – взлеты архитектурных масс плавными разворотами крыльев спокойного невысокого здания.

Архитектура Таврического дворца отмечена удивительной гармонией решения фасадов, объемов и плана – качествами, которые присущи только действительно прекрасным произведениям искусства.

В архитектоническом строе Таврического дворца заложена идея силы и мощи русского государства. Величавой торжественностью овеяны интерьеры главного корпуса – Купольный зал и Большая галерея. Единство ордера Купольного зала и Большой галереи делает переход из него в галерею и органичным и эффектным.

Общая стоимость материалов и работ по сооружению Конногвардейского дома составляла около трехсот двенадцати тысяч рублей. 13 апреля 1791 года в Конногвардейском доме устроили грандиозный праздник в честь взятия русскими войсками крепости Измаил.

В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь. Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска, годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава. Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.

Генеральный план Екатеринослава – яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, – собора, здания магистрата и «каменных лавок».

Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, – мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой. Авторские, хотя и не подписные, чертежи этого несколько помпезного строения хранятся в Государственном Русском музее.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов – дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.

Строительство сначала шло исключительно быстро. Здание возводилось из лучших материалов, с привлечением опытнейших мастеров. К 1789 году основные корпуса подвели под крышу. В том же году работы в Пелле приостановили. Екатерина II объясняла это начавшейся войной с Турцией.

Пелла – гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом. Структура пеллинского Дворцового ансамбля распахнута навстречу речным просторам и вместе с тем гостеприимно открыта со стороны дороги, ведущей из столицы, находящейся от него в тридцати девяти километрах.

Главный фасад ансамбля обращен к Неве. Учитывая эффект восприятия с дальней перспективы, Старов разместил невдалеке от берега трехчастную композицию – центральный парадный трехэтажный корпус и два симметричных двухэтажных, выдвинутых вперед и перекрытых куполами на высоких барабанах. Корпуса связаны с центральной частью галереями.

Идея связи с водным пространством материализована Старовым в ансамбле Пеллы сооружением большой пристани, от которой в сторону дворца поднимались широкие марши каменной лестницы. Северный фасад со стороны Невы впечатляет монументальностью и четкой определенностью объемных соотношений. Одноэтажные галереи подчеркивали ритм всех трех частей дворца, который удачно акцентировался лентами балюстрад.

Двенадцать лет, с 1786 по 1798 год, Старов – главный архитектор руководящего архитектурного органа России – «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавляет работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах и в Шепелевском доме.

Интерьеры Зимнего дворца, созданные Ф.Б. Растрелли, к 1780-м годам перестали отвечать изменившимся вкусам. Парадная половина дворца была перестроена в приемах классицизма. К работам привлекли Старова и Кваренги.

Старов работал в Зимнем дворце с 1788 по 1793 год. Он перестраивал северо-западный угловой корпус, обращенный к Неве и в сторону Адмиралтейства. По-видимому, Старову принадлежала новая отделка Портретного и Зеленого залов. Он также переделывал юго-западный угловой корпус, где был дворцовый театр.

К Зимнему дворцу примыкал дом обер-гофмаршала Д.А. Шепелева. Он был соединен переходами с Малым и Старым Эрмитажами. В 1795 году Старов создал в Шепелевском доме декоративно-художественное убранство интерьеров бельэтажа. Отделывал он интерьеры и в Мраморном дворце.

Не однажды Старов выполнял заказы Шереметевых – одной из богатейших аристократических семей. Он исполнил проект дворца Н.П. Шереметева на Никольской улице в Москве (1789-1792) и усадьбы Вознесенское на Неве (1794).

Последние работы Старова – Богородицкий собор в Казани (1796) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.

Несмотря на огромную занятость, Старов всегда тяготел к преподавательской работе. Но отношения с Академией художеств у него были сложными и противоречивыми. Еще в 1769 году, как написано в постановлении Совета, по собственной инициативе он начал «отправлять в Академии должность адъюнкт-профессора» (помощник профессора). Но вскоре из-за большой занятости, а также, как указывают исследователи, в связи с «трениями с академическим руководством» он оставляет преподавательскую деятельность. Лишь в 1785 году, получив звание профессора, Старов возобновляет преподавание в академии. В 1791 году Старов становится членом ее Совета. Спустя два года ему пожаловали орден Владимира III степени. В 1794-м его избрали адъюнкт-ректором архитектуры.

О серьезном отношении Старова к преподаванию говорит и его тщательное изучение увражей, рисунков, картин, гравюр, работ старых мастеров и современников. Заметим, что помощником Старова – преподавателя Академии художеств долгие годы был А.Д. Захаров – впоследствии великий зодчий.

Старов был связан с Петербургом не только учением, строительной деятельностью и преподаванием. Он жил во многих частях столицы. Молодой адъюнкт-профессор архитектуры Старов в течение нескольких лет, начиная с 1772 года, вместе с семьей занимал дом на Шестой линии Васильевского острова. Возведенный в 1720-1730-х годах дом был двухэтажный, с деревянными службами и небольшим садом. Он принадлежал жене Старова, Наталье Григорьевне Демидовой. С Васильевского острова Старовы переехали на Симеоновскую улицу, в дом, который также входил в приданое Демидовой.

Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями – Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке в 1790 и 1791 годах у Старовых родились две дочери – Наталья и Анастасия.

Судьба дочерей Старова обычна для девушек того времени. Они были выданы замуж. Четверо сыновей Старова в какой-то степени были причастны к архитектуре, но не унаследовали таланта отца.

В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом.

Портрет Ивана Егоровича Старова из книги Кондакова (стр. 391)

Иван Егорович Старов (1745-1808) "архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт-петербургской Академии наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии художеств. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 гг. путешествовал за границей в качестве пенсионера Академии и долее всего оставался в Риме. По возвращении своем в Санкт-Петербург, за проект здания для кадетского шляхетского корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт-ректоры. Служил, кроме того, при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императорских дворцов и садов. Важнейшие из произведенных им сооружений — собор в Александро-Невской лавре (1779—1791), Таврический дворец в Санкт-Петербурге (окончен в 1782), собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях Демидова, Сиворицы и Пелла, Санкт-Петербургской губернии."

(Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)

Из словаря Половцова (статья И. Голубева):

"адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона Московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и перевелся в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении С. оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи что, по окончании академического курса, для дальнейшего совершенствования был, отправлен за границу. Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, С. пробыл всего за границей около шести лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был удостоен звания назначенного в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, и еще более усиливается с 1794 г. - времени назначения его адъюнкт-ректором академии. С. был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, напр., в 1776 г. он Высочайшим указом был определен к сооружению соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. - назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. С. принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности является Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г., с 1906 г. - помещение для Государственной Думы) и собор Александро-Невской лавры (1779-1791 гг.); из менее значительных сооружений его следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова - Скворицы и Пелла, Петербургской губернии. По смерти С. в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.

  • П. Н. Петров , "Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. I, СПб. , 1804 г., по указателю Юндалова, особое издание.
  • Биография Старова в "Примечаниях" к предыдущему "Сборнику".
  • - Д. Бантыш-Каменский, "Словарь достопримечательных людей русской земли", M., 1836 г., s. v.
  • Митропол. Евгений Киевский (Болховитинов), "Словарь русских светских писателей, соотечественников и иностранцев, писавших и России", 1838 г., s. v.
  • Словари Брокгауза, Крайя, бр. Гранат, т-ва "Просвещения", Толя и др."

Из книги: Кондаков С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 - СПб.: Академия художеств, 1914. — 842 с. (стр. 390-391):



Старов Иван Егорович.

Родился в 1743 году; скончался в 1808 г. «Из детей духовного чину». Учился в Московском университете, затем в Санкт-Петербургской Академической гимназии. Воспитанник Академии художеств с 1758 г. В 1762 г. отправлен за границу пенсионером Академии художеств. В 1768 г. - звание «назначенного». В 1769 г. - звание академика за «проект сухопутного шляхетского корпуса»; в том же году определен исполняющим должность адъюнкт-профессора архитектуры. В 1770 г. - адъюнкт-профессор. В 1772 г. уволен, по прошению, «в Комиссию строений в СПб и Москве». С 1785 г. профессор Академии художеств. В 1791 г. определен членом Совета Академии художеств. В 1794 г. адъюнкт-ректор Академии художеств. Член комиссии строения Казанского собора в СПб.

Работы :

  • Таврический дворец (1782 г.),
  • собор в Александро-Невском монастыре,
  • собор в Софии,
  • Дворец в Пеле и другие.

всего статей: 0

СТАРОВ Иван Егорович СТАРОВ Иван Егорович

СТАРО́В Иван Егорович , русский архитектор. Один их основоположников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре.
Образование
Родился в семье церковнослужителя. После окончания гимназии при Московском университете и Академии наук, поступил в архитектурный класс петербургской Академии художеств (1758). Первыми его учителями были Ж. Б. Валлен-Деламот (см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель) и А. Ф. Кокоринов (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович) , строители здания Академии. Вместе с В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) , с которым одновременно окончил академию с золотой медалью (1762), уехал в Париж, где продолжил занятия в школе профессора Шарля де Вайи. Затем с целью изучения античных памятников посетил Италию.
Вернулся в Россию в 1768, а спустя год получил звание академика. В 1770 был определен адъюнкт профессором Академии, что давало право на преподавание. В 1769-72 преподавал в Академии художеств, среди учеников - А. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич) .
В 1772-74 главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Участвовал в разработке проектов планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа.
Первые работы. Строительство усадеб
Одна из первых самостоятельных работ - дворец графа А. Г. Бобринского (см. БОБРИНСКИЕ) , незаконного сына Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) , в Богородицке близ Тулы. Этот небольшой дворец, стоящий на высоком берегу пруда, стал композиционным центром города, на который сходились три лучевые улицы (1773-76). В это же время построил усадьбу в Никольском-Гагарине близ Москвы (ныне больница). Первые работы молодого архитектора отличаются не только последовательной разработкой принципов классицизма, но и изобретательностью композиции.
После женитьбы на дочери горнозаводчика Г. Демидова Старов получает заказы на строительство усадеб для братьев Демидовых (см. ДЕМИДОВЫ) , в том числе в Тайцах (строился с 1774) и Сиворицах (1775-76). В этих работах ему удалось достичь органического сочетания сооружений с окружающей природой.
Александро-Невская лавра
В 1774 начинается работа над реконструкцией Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) в Петербурге. Реконструировав территорию на левом берегу Монастырки, Старов создал новую площадь - площадь Александра Невского. Охваченная полуциркулем каменных стен (1783-85), площадь связывает ансамбль лавры с Невским проспектом. Выстроил Троицкий собор (1776-90) и Надвратную (Скорбященскую) церковь (1783-85).
Троицкий собор, ставший композиционным центром ансамбля лавры, представляет собой крестообразное в плане здание, разделенное на три нефа пилонами, несущими своды, и увенчанное мощным куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две башни звонниц, расположенные по сторонам главного входа, оформленного лоджией и 6-колонным портиком дорического ордера (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) . Две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов, соединяют собор с Духовским и Федоровским корпусами. Троицкий собор, ставший памятником архитектура русского классицизма, был одной из главных работ Старова.
Таврический дворец
В 1778 на Старова обратил внимание всесильный князь Потемкин-Таврический (см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) , и спустя четыре года архитектор получает заказ на проектирование и строительство Таврического дворца (см. ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге (1783-89). Этот лаконичный по архитектуре и декору дворец по праву считается одним из
лучших произведений зрелого классицизма в России.
Величественное здание состоит из трех самостоятельных корпусов. В глубине парадного двора, отделенного от улицы невысокой оградой, расположен центральный 2-этажный корпус с 6-колонным портиком и плоским куполом на невысоком барабане. Два боковых служебных корпуса, соединенных с центральным флигелями, ограничивают с двух сторон парадный двор. Изысканная скромность и простота фасадов дворца контрастировала с великолепной роскошью убранства интерьеров.
По проекту Старова позади Таврического дворца в 1783-89 был разбит прекрасный сад, ставший памятником садово-паркового искусства. На его территории были устроены искусственные холмы, каналы, пруды с островами, мосты (в 19-20 вв. частично перепланирован).
Другие работы
В эти же годы архитектор создает дворец в Екатеринодаре и усадьбу в Островках, а также одну из самых своих значительных работ - дворцовый ансамбль в Пелле под Петербургом (1784-89).
В конце 1780-х гг. был выполнен один из самых интересных замыслов Старова - проект дома Шереметевых. Проект осуществить не удалось, но остались великолепные образцы архитектурной графики, хранящиеся ныне в Останкинском дворце-музее творчества крепостных (Москва). В 1790 получил государственный заказ на разработку проектов планировки Николаева и Екатеринослава. Генеральный план последнего считается одним из лучших образцов регулярной городской планировки. Тогда же проектирует мавзолей-усыпальницу для своего покровителя князя Потемкина в имении его племянницы А. Враницкой.
Став в 1786 главным архитектором «Конторы строений ея императорского величества домов и садов», Старов перестраивает ряд интерьеров Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) . К 1795 становится членом Совета и адъюнкт-ректором Академии художеств.
С 1800 и до самой своей смерти возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре - Некрополе 18 в.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СТАРОВ Иван Егорович" в других словарях:

    Иван Егорович Старов Портрет работы С. С. Щукина … Википедия

    - (1745 1808), русский архитектор. Один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен Деламота; преподавал там же (1769 72). Как пенсионер АХ в 1762 68 работал в Париже и… … Художественная энциклопедия

    Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758‒62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена Деламота. Как пенсионер АХ (1762‒68) жил в Париже… … Большая советская энциклопедия

    Старов Иван Егорович - (1745—1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758—62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт ректор).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1745 1808) российский архитектор. Представитель классицизма. Таврический дворец (1783 89), Троицкий собор Александро Невской лавры (1776 90) в Санкт Петербурге … Большой Энциклопедический словарь

    Старов (Иван Егорович, 1743 1808) архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт Петербургской Академии Наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии Художеств. Окончив в… … Биографический словарь

    - (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт ректор). В 1762 68… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Адъюнкт ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона Московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при… … Большая биографическая энциклопедия

    Старов, Иван Егорович - И.Е. Старов. Троицкий собор (1776 90) Александро Невской лавры в Санкт Петербурге. СТАРОВ Иван Егорович (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Усадебные ансамбли близ Санкт–Петербурга (в Пелле, 1785 89),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - … Википедия

14 ноября 1779 г. императрица Екатерина II подписала грамоту о предоставлении «... Обществу крымских христиан Армянского закона» льгот и права построить и основать сёла в округе крепости св. Димитрия Ростовского. В следующем 1780 г. был утвержден план нового армянского города на берегу Дона и заложена первая деревянная церковь . В 1781 г. состоялось торжество освящения и основания города, получившего название Нахичеван-на-Дону . Его первый генеральный план известен по обнаруженной академиком О. Халпахчьяном в архиве Москвы копии, снятой вахмистром Григорием Горлецким .

По мнению многих историков и искусствоведов, автором генплана, а также предшествовавшего ему эскиза был известный русский архитектор Иван Егорович Старов. Ему приписываются и проекты двух самых значительных культовых зданий Нахичевана: собора во имя св. Григория Просветителя на центральной площади и церкви монастыря Сурб-Хач в окрестностях города.

Подробности биографии Старова недостаточно известны, даже дату его рождения исследователи называют разную: 1743, 1744, 1745, 1748 гг. .

Будущий зодчий родился в семье дьякона. С 11 лет он учился в гимназии при Московском университете, с 1758 г. продолжил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1762 г. окончил её с золотой медалью, получил шпагу (знак дворянства) и стал вторым в истории Академии пенсионером-архитектором, которого отправили на стажировку в Западную Европу (Париж, Рим) . В 1768 г. архитектор вернулся в Петербург и выполнил проект на соискание звания академика.

С 1772 г. он работал в «Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы», участвовал в реконструкции «погоревших мест» Москвы, Любима, Порхова; разрабатывал проекты планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. В эти годы он построил дворцовые ансамбли и усадебные комплексы в Богородицке и Бобриках под Тулой, в Никольском-Гагарине под Москвой, в Тайцах и Сиворицах пол Петербургом .

В конце 1770-х гг., после утверждения России на берегах Чёрного моря, зодчий активно работал по освоению земель Новороссии. Своими проектами он предопределил характер градостроительства в этом регионе, положил начало формированию художественного облика таких южнорусских городов, как Екатеринослав, Николаев, Херсон.

Одна из первых его работ - проект Нахичевана. В отличие от последующих грандиозных планов Старова, это был проект гражданского торгового поселения у судоходной реки. Близость природного строительного материала (камень-ракушечник, глина, камыш) и лесных массивов способствовали быстрому строительству города и его экономическому развитию .

Городская территория с небольшим уклоном к реке обрывалась у берегового склона, изрезанного оврагами.

Отведённая для Нахичевана площадь (780 х 1175 саж.) была рассчитана по нормам XVIII в. на перспективу роста города до 85-90 тыс. чел. |6]. Ориентация основных улиц определялась с запада на восток. Прямоугольные кварталы вытягивались с севера на юг.

Особенностью планировки города было размещение на главной композиционной оси центральной площади с торговым и административным центрами и собором. Вокруг размещались приходские церкви. На берегу намечалось расположить строения для обслуживания судов.

Город обращался лицом к Дону. У реки и в пределах трёх средних кварталов центральной площади предполагалось возвести собор, архиерейский дом, семинарию и другие административные здания. С крепостью город связывали две дороги. Одна из них, ранее ведущая в Полуденку (форштадт), спускалась от восточных ворот крепости к берегу Дона, другая новая шла к главной Соборной улице .

При разработке плана Нахичевана Старовым были сформированы приёмы, получившие развитие в его последующих проектах городов Новороссии: прямоугольная разбивка кварталов, главная перспективная ось города, центральная площадь - административный, торговый, духовный центр, и ритмичное введение приходских церквей в сетку улиц.

С центральной площадью города был органически связан храм Григория Просветителя, занимавший на ней центральное положение и замыкавший перспективу главной улицы.

По преданию, во время возведения Таврического дворца в Санкт-Петербурге императрица Екатерина II сказала зодчему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор» .

Долгая драматическая история строительства собора во имя Григория Просветителя (1783-1807) отразила первые страницы истории города. Храм возвели в стиле русского классицизма. В строгое убранство его фасадов и интерьеров органично вошли древние хачкары (XIV-XVI вв.), привезённые из Крыма.

Среди приземистой нахичеванской застройки начала XIX в. стройная звонница и купол собора стали неотъемлемыми градоформирующими элементами площади и панорамы Нахичевана с Дона.

Крестообразный в плане храм с пристроенной колокольней имел три входа, украшенных дорическими порталами. Аналогичные пилястры оформляли ярусы звонницы и светового барабана. Купола завершались малыми цилиндрическими объёмами, их увенчивали позолоченные кресты.

Местоположение и архитектурный образ храма во многом определил дальнейшее функциональное разделение обширной площади на четыре меньшие, разные по назначению: Екатерининскую, Базарную, Полицейскую, Бульварную, и на облик возводимых здесь строений.

Описывая собор Старова, нельзя не упомянуть о другом произведении архитектора - церкви и колокольне усадебного комплекса в Никольском-Гагарине, созданных в 1773 г. Этот однокупольный храм очень близок своему позднему нахичеванскому аналогу по композиционной основе и трактовке ордера. Надо отметить, что собор Григория Просветителя отличался большим композиционным единством, художественной законченностью и цельностью стиля, нежели никольско-гагаринская церковь . К сожалению, ныне оба храма сохранились только на фотографиях.

Не чуждой оказалась стилистика лаконичных форм русского классицизма армянской монастырской церкви Сурб-Хач, расположенной в окрестностях Нахичевана в излучине реки Темерник.

Церковь заложили в 1783 г. одновременно с храмом св. Григория Просветителя. Монастырь назвали в честь одноимённого армянского комплекса близ поселения Старый Крым на Крымском полуострове.

Здание церкви прямоугольное, в плане оно незначительно расширено в средней части. На восток выступает полуциркулярная апсида. Храм венчался куполом на световом барабане. Его завершал глухой малый фонарь с купольным покрытием и с крестом. Входы оформлялись четырёхколонными портиками. Лаконичное убранство церкви было представлено трёхчастным антаблементом нижнего яруса, венчающим карнизом барабана, пилястрами на краях фасадов и в простенках барабана. Фасады церкви и интерьеры также украшали древние хачкары.

Кроме этих двух нахичеванских храмов, тема однокупольного культового сооружения неоднократно проявлялась в творчестве мастера как на основе крестообразного плана, так и на основе базиликального. Пример тому Казанская церковь в Богородицке (1773), церковь в Бобриках (1771), Екатерининский собор в Херсоне (1778), соборы в Дубровне (1789) и Николаеве (1790), церковь в Богоявленске (1790), проект собора для Екатеринослава (1790). По чертежам Старова был возведён Софийский собор в Царском Селе (1782-1791) .

Об адаптации архитектурных форм классицизма в среде армянского города на Дону существуют разные мнения. Я полагаю, что в нахичеванских строителях и жителях сказалась генетическая память предков о влиянии эллинизма на культуру древней Армении. И на рубеже XVIII и XIX вв. формы классицизма благосклонно принимались новонахичеванцами, ибо будили ассоциативный ряд воспоминаний о счастливом детстве своего народа.

Оценивая сегодня церковь монастыря Сурб-Хач, одно из немногих уцелевших в провинции архитектурных творений И. Е. Старова (несмотря на то, что она ремонтировалась, разрушалась и реконструировалась), хочется напомнить, что это ныне единственный христианский храм XVIII в. на территории современного Ростова.

Последний период жизни зодчего также был плодотворным. С 1786 по 1798 г. он являлся главным архитектором «Конторы строений Ея Императорского Величества домов и садов»; возглавлял работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Неоднократно выполнял заказы богатейших аристократических семей России, преподавал в Академии художеств, получил в 1785 г. звание профессора. В 1793 г. зодчему был пожалован орден Владимира третьей степени .

Оценивая творчество И. Е. Старова, искусствоведы сходятся в том, что в своих произведениях мастер предвосхитил период наивысшего расцвета классицизма в русском зодчестве первой трети XIX в., выдвинувшего прогрессивные приёмы и методы построения ансамблевых композиций. Мы это видим и в планировке Нахичевана, и в архитектурном почерке собора Григория Просветителя и церкви монастыря Сурб-Хач.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону. - Ереван, 1988.
  2. Бархударьян В. Б. История Армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). - Ереван, 1996. - С. 36
  3. Список русских художников / сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914.
  4. Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л.: Лениздат, 1982.
  5. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - С. 41.
  6. Вартанян В. Г., Казаров С. С. Армянская Апостольская церковь на Дону. - Ростов н/Д, 2001. - С. 10.

Просмотров