Джованни боккаччо - биография, информация, личная жизнь. Джованни Боккаччо: биография и лучшие работы Произведения боккаччо список

Выдающийся итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313 1375), как и Данте, родился во Флоренции. О его детстве известно немногое. Боккаччо было примерно четырнадцать лет, когда его отец, довольно известный флорентийский купец, отдал юношу в обучение крупному коммерсанту в Неаполе, важном торговом и культурном центре Италии того времени. Лишь внешне подчиняясь воле отца, Боккаччо всё свободное время посвящал изучению литературы, прежде всего итальянской. Через четыре года, смирившись с тем, что из сына торговец не выйдет, отец велел ему изучать каноническое право, однако и доходная профессия юриста не привлекала Боккаччо.

Благодаря деньгам и положению отца Боккаччо смог войти в светское и артистическое общество, окружавшее неаполитанского короля Роберта Анжуйского. Именно в это время он познакомился с Джотто, ярчайшей фигурой итальянского Предвозрождения, и был настолько впечатлён личностью этого художника, архитектора, скульптора, поэта и острослова, что позднее сделал его одним из героев «Декамерона». При дворе короля Роберта Боккаччо встретил и Марию д"Аквино, ставшую, в соответствии с понятиями средневековых поэтов-трубадуров, его дамой сердца, позднее Боккаччо вывел её в «Декамероне» под именем Фьямметты.

В этот период творчества (1336-1340) Боккаччо создал большое количество стихотворений, воспевавших Фьямметту, две поэмы и роман «Филоколо».

В 1340 году дела отца пошли очень плохо, и Джованни Боккаччо вынужден был вернуться во Флоренцию. Продолжать дело отца Боккаччо не захотел и в конце концов стал дипломатом на службе Флорентийской республики, заслужив на этом поприще большой авторитет. Одновременно с этим он продолжал заниматься литературным творчеством, создал ряд произведений, проникнутых гуманистическими идеями. Так, в «Амето, или Комедии о флорентийских нимфах» Боккаччо в образе главного героя, пастуха и охотника Амето, представляет аллегорию человека, сначала грубого и неотёсанного, а потом смягчающегося под действием любви и добродетели настолько, что преображённый Амето может лицезреть божественную сущность. Вершиной творчества Боккаччо стало создание сборника новелл «Декамерон» (1350-1353). В эти же годы Боккаччо пишет трактаты «О превратностях судьбы знаменитых людей», «Происхождение языческих богов» и другие.

В 1363 году Джованни Боккаччо перебрался из Флоренции в небольшой городок Чертальдо, целиком посвятив себя литературным занятиям, и прежде всего творчеству Данте. Боккаччо создал биографический труд «Жизнь Данте» и комментарий к «Божественной комедии», а в последний год жизни (1375) читал публичные лекции, посвящённые великому творению Данте.

Биография - БОКАЧЧО ДЖОВАННИ (1313-1375)
Джованни Боккаччо - итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист. Родился в 1313 г., предположительно в июне или июле. Он был рожден во Флоренции и стал плодом любви флорентийского купца и француженки. Возможно, именно из-за матери некоторые источники указывают местом его рождения Париж. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо - по названию местности, откуда происходила его семья.
Примерно в 1330 г. Боккаччо переселился в Неаполь: несмотря на заметную с малых лет литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться премудростям коммерции. Однако юный Боккаччо не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле. Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.
Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.
В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, - с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.
В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, - «Декамерон» - сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.
В 1363 г. Боккаччо покинул Флоренцию и приехал в Чертальдо, небольшое имение, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением. Об этом свидетельствуют и его творчество, и апогей дружбы и единства взглядов с Петраркой. С написанных в эти годы трудов, посвященных Данте, начало развиваться литературоведение нового образца. Публичные лекции о «Божественной комедии» он читал, пока его не свалил с ног тяжелый недуг. Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года. 21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.

2226

16.06.14 14:22

Статуя Боккаччо занимает свое почетное место у флорентийского дворца Уффици, а его творчество стало источником вдохновения для многих знаменитых писателей, среди которых Уильям Шекспир.

Долгий путь к литературе

Джованни Боккаччо родился 701 год назад в Париже: его мать была француженкой. Она родила мальчика от купца Боккачино да Челлино.

Солидный зажиточный флорентиец принял сына к себе еще когда тот был совсем малышом. А уже в десятилетнем возрасте торговец, желая научить отпрыска основам коммерческого ремесла, отослал Джованни к знакомому купцу. Мальчишка отчаянно сопротивлялся и не желал постигать азы коммерции (он рано начал писать стихи и видел своей призвание именно в этом). Так что учитель, бившийся с ним более пяти лет, отправил питомца назад в отчий дом.

Но строгого отца не так легко было сбить с толку. Чуть не десяток лет он продержал сына в Неаполе, где тот грыз гранит ненавистной ему науки. В этот период им написаны поэма «Филострато» и роман «Филоколо» (по мотивам средневековых произведений). Потом папенька смилостивился и позволил наследнику перейти к изучению канонического права.

Однако будущему гуманисту пришлось еще подождать, прежде чем отдаться любимому делу. Случилось это лишь в 35 лет, когда отошел в мир иной его отец.

Влияние Петрарки

Среди знакомых Боккаччо было много знатных особ и ученых. Он вел достаточно разгульную жизнь, предавался любовным утехам и черпал в них вдохновение. Особую благосклонность он питал к некой Марии, позже он вывел этот дорогой ему образ в повести «Фьяметта».

Когда в 1341-м году Джованни познакомился в Риме с Франческо Петраркой, он решил положить конец своим затянувшимся молодеческим забавам, стал серьезнее. Талантливый друг очень хорошо влиял на своего младшего товарища. Именно тогда родились «Фьезоланские нимфы» (поэт черпал мотивы в овидиевских «Метаморфозах»).

Спустя 8 лет Боккаччо обосновался во Флоренции. Именно он был делегирован, чтобы сообщить Петрарке об окончании его изгнания (поэта приглашали возглавить кафедру Флорентийского университета).

Боккаччо занимался творчеством, но вместе тем выполнял различные поручения сильных мира сего, выступал дипломатом и послом в урегулировании конфликтов.

Лучшие работы Джованни Боккаччо

Вклад в науку и литературу

В семейном имении, находящемся в Чертальдо, поэт и ученый провел много времени, изучая древние трактаты, переписывая бесценные рукописи. Он приложил много усилий, чтобы восстановить славу библиотеки монастыря Монте-Кассино (там хранились записки, сделанные руками самого Гомера и Платона), был одним из основателей во Флоренции кафедры греческого языка.

Ему принадлежит фундаментальный (в 15 томах) труд, написанный на латыни, «Генеалогия языческих богов» и сборник «О знаменитых женщинах» (106 жизнеописаний великих представительниц прекрасного пола, начиная от прародительницы Евы, заканчивая правящей тогда в Неаполе Иоанной, с которой писатель был лично знаком).

Потомкам же великий итальянец известен, прежде всего, искрометным «Декамероном». Сюжет строится на рассказах десяти «беженцев от чумы», которые, поселясь в сельской местности, развлекали друг друга веселыми и поучительными историями. Персонажи-повествователи (трое молодых людей и семеро дам) весьма красноречивы: сборник состоит из 100 эпизодов - от откровенно-эротических до трагических. Написана книга в 1352-1354-х годах.

Всего два года успел Боккаччо поруководить кафедрой, посвященной поэме Данте в университете Флоренции. В 1974 году умер Петрарка, лучший друг пережил его меньше, чем на полтора года. Поэта-жизнелюба и ученого не стало 21 декабря 1375-го года.

Боккаччо, его деятельность и произведения. – Оценка его, как гуманиста. – Декамерон и его значение. – Отношение Боккаччо к монашеству и духовенству. – Смешение христианского с языческим в произведениях Боккаччо и позднейших гуманистов. – «Обращение» Боккаччо.

К одному поколению с Петраркой принадлежал , бывший моложе его лишь на девять лет (род. 1313) и умерший в следующем же году по кончине своего друга (1375). Как люди одного поколения, они имеют много общего между собою, и вся разница между ними происходит от несходства в складе ума и характера: Боккаччо в своих произведениях менее субъективен, чем Петрарка , и обнаруживает менее способности – да и склонности менее чувствует – формулировать новые стремления, выражающиеся у него больше в общем настроении, нежели в определенных мыслях. Деятельность Боккаччо принадлежит Неаполю, где ему еще в молодые годы удалось проникнуть в высшее общество, и Флоренции, гражданином коей он был и где он основывается с 1349 г. и в следующем же году начинает получать дипломатические миссии к разным правительствам и к папской курии; между прочим, ему же поручено было ехать к Петрарке (1351), когда Флоренция возвратила ему право гражданства, с предложением поселиться в городе, откуда происходили его предки. Боккаччо еще раньше этого познакомился с Петраркою, и между ними возникла дружба, поддерживавшаяся перепискою и личными свиданиями, и младший из этих двух гуманистов даже сделался первым биографом старшего: их сближало общее обоим стремление к поэзии и изучению классической древности, бывшее одним из проявлений нового настроения духа. Боккаччо для своего времени обладал большою ученостью в классических предметах, о чем свидетельствуют его латинские произведения (о генеалогии богов, о знаменитых женщинах, о несчастьях знаменитых мужей, о горах, лесах, источниках и т. д.); он собственноручно переписывал рукописи с древними произведениями, сверял тексты, учился по-гречески у Леонтия Пилата, которого переманил из Венеции во Флоренцию, читал с ним Гомера и переводил последнего на латинский язык. Эта сторона деятельности Боккаччо имеет значение в истории классического Возрождения, тогда как итальянские его произведения характера поэтического и беллетристического и между ними знаменитый «Декамерон » относятся к истории национальной итальянской литературы.

Джованни Боккаччо. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

Но было бы большою ошибкою думать, что гуманист Боккаччо проявился главным образом в занятиях своих классическим миром и в сочинениях, написанных на латинском языке. На этом языке он писал ученые исследования, бывшие собраниями фактического материала, наиболее же проявил он свое Я как раз в своем итальянском «Декамероне», не обращающем на себя внимания историков, которые отождествляют гуманизм с классицизмом. Быть может, на примере произведений Боккаччо лучше всего можно видеть ошибочность отождествления гуманизма и классицизма , отождествления, сделанного, впрочем, самими же гуманистами и по весьма понятной причине: вырабатывая моральное миросозерцание, сообразно с коим следовало бы направлять развитие индивидуальных свойств личности и её общественную деятельность, гуманисты видели в классической литературе средство к достижению этой цели образования личности, но для многих людей цель заслонялась средством, и тогда они, будучи классиками, не превращались еще в гуманистов, в большинстве же случаев интерес к древности, возбуждавшийся гуманистическими стремлениями, был, действительно, показателем принадлежности к движению и в глазах самих представителей гуманизма. Немудрено, что позднейшие историки сузили смысл всего движения, увидев в нем одну классическую его сторону. С такой точки зрения совершенно неверную оценку Боккаччо сделал исследователь Фохт, разобравший только латинские его сочинения и выставивший его каким-то крохобором и педантом, – взгляд, который нашел место и в элементарных учебниках. Боккаччо отнюдь не был завзятым классиком ни в том смысле, чтобы не признавал иных авторитетов, кроме античных, ни в том, чтобы у него не было интереса ни к чему, что не соприкасалось с чисто учеными занятиями его древним миром. Над ним даже сохраняли еще свою силу многие средневековые понятия: в своих произведениях Боккаччо цитирует рядом с классическими авторитетами и средневековые; он разделяет старые суеверия, отвергнутые, например, Петраркою; в сочинении о знаменитых женщинах говорит не об одних только женщинах античного мира. Только позднейшие гуманисты отворачиваются от средних веков, как от эпохи, в которой для них не могло быть ничего интересного . И гуманизм Боккаччо выразился не только в том, что он защищает поэзию от нападок теологов и монахов, доказывая, что и христианин может ею заниматься, но и во всем его общем жизнерадостном, антиаскетическом настроении . Он не отрицал средневекового миросозерцания с философской точки зрения, но насмешки его над монахами, жившими в разладе со своими идеалами, действовала убийственным образом на это миросозерцание. Философия произведений Боккаччо противоположна аскетизму средних веков: цель жизни – счастье; человеческая природа благородна, благо же личности заключается во всестороннем её развитии и в широком пользовании тем, что дает природа, хотя и лишения могут иметь смысл, но лишь тот, что закаляют характер. Петрарка, человек донельзя субъективный и склонный к рефлексии, интересуется главным образом своим Я и анализирует его, как теоретик, но у Боккаччо отстаивается и чужое индивидуальное право против всего, что стоит поперек личных стремлений человека, например, в любви, которой препятствуют или аскетические воззрения, или сословные перегородки. Боккаччо является своего рода демократом (не в политическом смысле) и космополитом, защищающим нрава личности, более объективным, чем Петрарка, индивидуалистом, относящимся с большим интересом к чужой внутренней жизни не потому только, что она может походить на его собственную, но в силу того же интереса, с каким он относится и к природе, и к современности.

Все эти черты произведений Боккаччо нашли самое полное выражение в его «Декамероне». Известно, что это сборник новелл, которые рассказывают друг другу по вечерам семь молодых красавиц и трое юношей, коротая время в прелестной вилле, куда они удалились из Флоренции во время страшной чумы 1348 года. Со специально-литературной точки зрения в «Декамероне» доведен до высшей степени искусства художественный пересказ содержания разных итальянских хроник, более ранних новелл, фаблио, легенд, баллад и народных анекдотов, создавший итальянскую прозу и вызвавший целый ряд подражателей не только в Италии, но и за её пределами. С другой стороны, важно отношение «Декамерона» Боккаччо к современному ему обществу, отразившемуся в нем, как в зеркале, и так как особенно достается в этой книге монахам и духовным, то ее можно сопоставить с другими литературными произведениями конца средних веков, в коих с насмешкой, грустью или негодованием обличается порча церкви. Обрабатывая традиционный материал в новом духе, изображая именно современную жизнь, сильно удалившуюся от требований средневекового аскетического идеала, Боккаччо проповедует своими произведениями новый взгляд на жизнь, право личности на её радости и особенно на радости любви. Он находит, что «для желания сопротивляться законам природы нужны слишком большие силы», и что «те, которые пытаются делать это, часто трудятся не только понапрасну, но даже с огромнейшим вредом для себя». Он признается, что у него «таких сил нет и что иметь их он не желает, а если бы они у него были, то он скорее предоставил бы их кому-нибудь другому, чем приложил бы к самому себе». Своих хулителей Боккаччо приглашал молчать и не мешать ему пользоваться «радостями, предоставленными нам в этой короткой жизни». Под последними особенно разумеется у него любовь, в коей он готов видеть великую моральную и культурную силу; Боккаччо даже сочувствует монахам, нарушающим свой обет держать себя далеко от женщин. Более инстинктивно, чем принципиально, он высказывается и вообще против монашества, указывая на то, что главною заботою и главным занятием монахов было обманывать «вдов и многих других глупых женщин, а также и мужчин», стремиться исключительно к «женщинам и богатствам». Но протест против порчи нравов и протест против самого учреждения – две вещи разные: Боккаччо, вопреки общему духу своих стремлений, не находит еще аргументов против монашества самого по себе, аргументов, с какими явятся позднейшие гуманисты. Вообще в произведениях Боккаччо нет философского отрицания: ему приходится, например, смеяться над распространенными в его время злоупотреблениями священными предметами, но он был далек от самой возможности составления приписывавшегося ему памфлета «De tribus impostoribus», под коими разумелись основатели трех монотеистических религий. Боккаччо, как и Петрарка, стоит на христианской почве, не имея только его философской вдумчивости и религиозной глубины. Известно, что Петрарка рисовал папскую курию в весьма непривлекательном виде. Произведения Боккаччо также осмеивают пороки духовенства. Он скорбит в них о порче церкви, а одно из его изображений папства и клира прямо оправдывает то, что в одной новелле Авраам (еврей, об обращении коего идет речь), познакомившись с Римом, «не только не сделается из еврея христианином, но если бы он даже принял христианство, то несомненно вернется к иудейству». Стоя, как и Петрарка, на перепутье между двумя мирами, вращаясь в традиционных средневековых формах религии и морали, называя безумием языческие басни, коими сам же он наполнял свои сочинения, Боккаччо за внешнею ортодоксальностью скрывал дух светский, направленный на земное: это земное он не ненавидел, а любил, не представляя себе ничего лучшего, чем стоило бы дорожить, кроме любви славы, богатств.

У Боккаччо есть и произведения религиозного содержания, но он начинает впутывать языческую номенклатуру и фразеологию в изложение христианских предметов: в эклоге «Пантеон» он изображает под языческими именами библейскую историю, называя, например, Христа голым Ликургом, который превратил Фетиду в Бромия (чудо в Кане). В романе «Филокопо» Боккаччо разукрашивает рыцарскую основу волшебными сказками, христианскими легендами и классическими мифами, выводя на сцену языческих богов то в виде реальных личностей, то в смысле аллегорических изображений христианского Бога, когда например, заставляет Юпитера послать своего сына Христа для борьбы с Плутоном или обозначает папу, как викария Юноны . Отмечая эту особенность литературных приемов Боккаччо, мы должны иметь в виду позднейших гуманистов, у коих эта смесь языческого с христианским получила особое развитие. В таком явлении даже усматривают один из признаков паганизма, характеризующего Ренессанс XV века, когда о христианских понятиях и представлениях принято было говорить, пользуясь выражениями, взятыми из языческого словаря.

Эта мода, как и вообще стремление к восстановлению античных литературных форм, придает также классический оттенок произведениям гуманистов. В самом деле, под их пером христианский Бог превращался в «Di Superi», в «Iupiter Optimus Maximus, regnator Olympi, Superum Pater nimbipotens», св. Дева обозначалась, как «Mater deorum» святой становился божественным (divus), отлучение от церкви делалось отрешением от воды и огня (aquae et igni interdictio). Поэт Вида, protégé папы Льва X , пишет поэму, в которой изображает страдания и смерть Иисуса Христа («Христиада»), выводя на сцену целый мифологический аппарат горгон , гарпий , кентавров и гидр в момент крестной смерти или превращая преломляемый хлеб в «sinceram Cererem», а уксус, коим утолили жажду Распятого, в «corrupta pocula Bacchi». Перед папою Юлием II произносится гуманистическая речь на ту же тему крестной смерти, и последняя сравнивается с самоотверженными подвигами Курциев и Дециев, с кончиною Сократа . Мода проникает в официальный стиль, и однажды, например, венецианский сенат обращается к папе с просьбою, uti fidat diis immortallibus quorum vices in terra geris. Подобные примеры можно было бы приводить до бесконечности, но раз первые случаи такого смешения христианского с языческим мы видим в произведениях Боккаччо, хотя и легкомысленного, но все таки остающегося верным, сына католической церкви, сама по себе эта мода, как нечто внешнее и формальное, не может еще служить доказательством паганизма всех итальянских гуманистов, как, с другой стороны, и приверженность к изучению античного мира без нового настроения и новых стремлений не делала из человека настоящего гуманиста. Указанное смешение христианского с языческим в общем было одним из проявлений того стремления к слиянию средневекового с античным, которое характеризует и Боккаччо, и Петрарку. Полное религиозное равнодушие, отчасти сознательное неверие и даже паганизм были явлениями, развившимися в гуманистическом движении лишь во второй половине XV века.

Внутренняя жизнь Боккаччо не была так богата, как жизнь Петрарки, но и в нем, конечно, настроение менялось с годами. Это необходимо иметь в виду, чтобы понять надлежащим образом то «обращение», которое произошло с Боккаччо, когда ему было лет под пятьдесят. В 1361 г. к нему явился монах Джоакимо Чиани, сказавшей ему, будто он послан своим учителем, тоже монахом Пьетро де Петрони, незадолго перед тем умершим в Сиене, с поручением предостеречь Боккаччо от грозящей ему страшной смерти и адских мучений за его греховную жизнь, в особенности за его нечестивые сочинения, если он не поспешит раскаянием. Сам Пьетро, по словам монаха, знал все это из чудесного видения, которое имел перед смертью. На Боккаччо Чиани произвел впечатление, но Петрарка в дружеском письме к нему советовал не забывать, что под покровом религии совершается немало обманов, и что пусть монах согласно выраженному намерению явится к нему, Петрарке, ибо он, Петрарка, узнает, насколько следует давать веры этому монаху. С этим эпизодом связано у некоторых биографов Боккаччо представление о каком-то его «обращении», но в сущности тут не было никакого обращения, и средние века не побеждали Ренессанса. Дело в том, что он и после визита Чиани не бросал своих классических занятий и не переставал защищать поэзию, если же на старости лет он стыдится за «Декамерон», этот грех своей юности, то заботы о спасении души вовсе не окрашивают его ученых работ последнего периода его жизни, а с другой стороны, и до разговора с Чиани Боккаччо был верующий католик: все различие было в том, что к старости ослабела сила его творчества, и что его произведения приняли характер ученого собирания фактов. Да и вообще Боккаччо и прежде не становился в такую резкую оппозицию к средним векам, как Петрарка.

Джованни Боккаччо — итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист.

Джованни Боккаччо родился в 1313 г., в июне или июле во Флоренции в семье местного купца и француженки. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо — по названию местности, откуда происходила его семья.

Где-то в 1330 году переезжает в Неаполь, учится купцовским премудростям (по желанию отца), но, не проявив к ним способностей, начинает заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.

Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.

В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, — с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.

В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, — «Декамерон» — сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.

В 1363 году Джованни покидает Флоренцию и поселяется в небольшом имении в Чертальдо, полностью погрузившись в творчество. Пока его не подкосил тяжелый недуг, читает публичные лекции посвященные «Божественной комедии».

Большим потрясением для Бокаччо стало извещение о смерти его друга Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года.

21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.

Просмотров