Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми. Дидактический синквейн-как средство формирования коммуникативных действий на логопедических занятиях Пдд в работе логопеда с использованием синквейна

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн «. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:

  • Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  • Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
  • Учит определять грамматическую основу предложений.
  • Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи :

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

  1. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  3. 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями . После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн — записывая печатными буквами на листе бумаги.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Кузьменко Л,П.,
учитель-логопед

Аннотация. Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точны-ми словами в правильно построенных предложения. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, . Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин).

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи. По структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).

Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).

Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией).

Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа :

  • работа с опорными символами, используемыми в построении синквейна;
  • подбор слов-признаков к предмету. Постановка соответствующих вопросов;
  • дифференциация понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия»;
  • работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:

  • составлять описательные рассказы о предметах;
  • подбирать «слова-признаки», «слова-действия» к изучаемому предмету;
  • составлять предложения, где ребёнок показывает своё отношение к изучаемому предмету .

Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.

Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «Мой любимый город».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
  • расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
  • закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
  • закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
  • закреплять умение наращивать предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
  • учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование :

  • слайды с достопримечательностями Ульяновска: Краеведческий музей, дом-музей И.А. Гончарова, памятник букве «ё», Ленинский мемориальный комплекс, парк «Дружбы народов», Императорский мост; музыкальная запись «Гимн Ульяновска», стихо-творение об Ульяновске Нины Климко; мяч, карта Ульяновска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, раскраска «Прогулка с Августом Шодэ», магнитная доска, модель автобуса из картона.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках.

Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).

Послушайте музыкальное произведение (фрагмент «Гимна Ульяновска»). Что это за произведение?

Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:

Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней. Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы — Наша гордость, величие, клад. Карамзин, Гончаров и Языков, Всёх не счесть на родимой земле, Словно солнышка ясного блики, Озаряют нам души во мгле. Возвышаются к небу соборы И церквей золотых купола. Как прекрасен ты в снежном уборе Над рекой, что, как мать, обняла. Коронован «Венцом» ты по-царски. Где увидишь такую красу? Сердце полное нежности, ласки Я тебе на ладонях несу. Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.

Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.

Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.

II. Основная часть.

1. Автобусная экскурсия .

Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.

Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)

Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.

Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.

2. «Пожелания городу».

(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).

Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).

Я начну, а вы продолжите:

Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).

Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!

Теперь отдохнём и поиграем!

3. Составление предложения и его удлинение.

Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

Логопед: Ульяновск – это город?

Дети: Ульяновск – это город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город?

Дети: Ульяновск – это красивый город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?

Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.

Молодцы! А теперь сядем за столы.

4. Создание синквейна совместно с логопедом.

Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).

Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).

Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).

И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).

5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.

Ульяновск.

Красивый, родной.

Строится, процветает, растёт.

Я люблю родной город.

III. Подведение итогов.

Молодцы! Хорошие получились рассказы.

Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски «Прогулка с Августом Шодэ»). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2008.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. — №5.
  4. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет, 2011.

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Наталья Рулёва

Цель : развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна .

Задачи :

Коррекционные :

Обогащение и активизация словаря

Развитие грамматического строя речи

- закрепление понятий : предмет, признак предмета, действие предмета.

Образовательные :

Научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна .

Ознакомить с методом составления синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование : лист ватмана для рисования схемы синквейна , плоскостная ёлочка из бумаги на магнитной доске, звездочка, цветные магнитики, картинки (снеговик, мороженое, варежки, обезьянка) скрытые под карточки – подарки. На столе : лист –заготовка для изготовления открытки со схемой синквейна , клей карандаш, салфетки. У логопеда - наборы карточек-полосок со словами для составления синквейнов .

Организационный момент.

Что понравилось больше всего?

Какие подарки получили?

Чему научились за прошедшие выходные?

Основная часть.

Логопед :

Ребята, я тоже чему-то научилась! Я научилась составлять необыкновенные стихи. Эти стихи называются «синквейн » . Синквейн состоит из пяти строк . Ровно столько сколько у вас пальцев на правой руке. Покажите. Ровно столько сколько у вас пальцев на левой руке - покажите!

Затем, логопед пишет цифры в столбик на ватмане.

А теперь считайте строки вместе со мной : первая строка, вторая…. пятая. Каждая строка синквейна содержит определенные слова :

Условные обозначения :

1. Слово-предмет (Кто? Что) - Логопед проводит прямую линию.

2. Слова-признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) - Логопед проводит две волнистые линии, акцентируя голосом «какой»

3. Слова-действия (Что делает) – Три двойные линии, каждая черта соответствует слову вопроса Что ___

делает?___

4. Короткое предложение по теме. (Схема I__ ___ ___ .)

5. Слова-предметы (связанные с первым словом) (Как ствол связан с макушкой) – прямая линия.

По этой схеме я могу составить сиквейн на любую тему. Скажите любое слово и я составлю синквейн !

Новый год

Веселый, шумный

Приходит, дарит, радует

Новый год как белый лист.

Увидев одобрение детей логопед предлагает :

Я могу и вас научить, вот все удивятся, когда вы будете рассказывать такие стихи!

Дидактическая игра «Укрась ёлочку» .

Ребята, чем обычно украшают макушку елки? (звездой) .

Логопед прикрепляет звезду . Дети подбирают слова по схеме синквейна и цветными магнитиками украшают елочку. Составляют одно или несколько предложений. Подбирают возможные слова – ассоциации.

В конце игры дети обнаруживают призы – картинки под карточками - подарками.

Вы выполнили правильно все задания! Давайте будем веселиться!

Динамическая пауза. Дети двигаются свободно под музыку разного ритма : прыгают и веселятся, плавно кружатся или замирают в какой – либо позе. Последним звучит медленный музыкальный отрывок и дети, как снежинки направляются к столу.

Работа по составлению синквейнов .

Дети рассматривают заготовку – открытку, выясняют, как можно украсить левую часть листа и наклеивают картинку-подарок.


Затем логопед предлагает внимательно послушать слова, написанные на полосках бумаги и выбрать слова по смыслу подходящее к картинке. Дети внимательно слушают и выбирают слова, подходящие к картинке. Затем, приклеивают полоски со словом на схему. Так как дети впервые выполняют подобное задание, то слова они просто выбирают из предложенных, подходящих по смыслу, роду и числам.


Когда вся схема заполнена, складывают лист пополам и оформляют лицевую сторону открытки.

Логопед :

Я могу вас удивить! Вы хотите удивиться? Тогда идемте со мной!

Дети проходят вглубь зала и садятся в круг на бумажные снежинки. Логопед на фоне лирической музыки читает детям получившиеся синквейны .


Стихи должны прозвучать максимально выразительно. Дети аплодируют друг другу.

Заключительная часть.

Кто вам может в этом помочь?

Кому вы хотели бы рассказать свой синквейн ? (Если дети хотят, то можно прочить стихи гостям мероприятия. Логопед тихо читает текст по строчке, а ребенок громко декламирует)


Заготовки для оформления открытки постараюсь опубликовать в следующей статье.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

«Путешествие в зоопарк». Интегрированная НОД по ФГОС, с применением мнемотаблицы и приема синквейн для детей 5–6 лет Возрастная группа: разновозрастная группа № 5(-4-6 лет) Форма проведения: интегрированная НОД Форма организации: подгрупповая (5-6 лет).

Деловая игра с педагогами ДОУ «Я ВСЁ УМЕЮ И ВСЁ МОГУ» Цель: Используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов.

Я воспитатель, но еще и мама. И не знаю как у других мам этой чудесной професии, но у меня никогда не хватает времени на своего ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как « пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии

в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса как в количественном, так и в качественном плане. Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как « пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. Такой способ может быть востребован в современной логопедии. При работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения. Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических занятий и методик и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн так же является диагностическим материалом и даёт возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Алгоритм составления синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысловую программу предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во внутренний план.

Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д. Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

1. Мама.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

  1. Волшебница.

Лексическая тема: «Транспорт»

1.Самолет.

2.Новый, серебристый.

3., летит, гудит.

4.Я люблю путешествовать.

5.Воздушный транспорт.

Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии, - про танины. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Составление дидактического синквейна - увлекательная и интересная игра. Целесообразно составлять дидактический синквейн для закрепления какой-либо лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Как же можно использовать в подгрупповой работе индивидуальный подход при применении технологии дидактического синквейна в развитии связной речи? Учитель-логопед может реализовать эту задачу, учитывая индивидуальную избирательность и личную активность каждого ребенка, при предоставлении ему свободного самостоятельного выбора, основанного на стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности. Применение дидактического синквейна позволяет использовать интересы и потребности ребенка на благо развития личности. Чтобы предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителю-логопеду необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учитель-логопед учитывает индивидуальные интересы дошкольников, особенности деятельности, предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности усвоения материала. Поле выбора складывается из ряда альтернатив деятельности, что позволяет осуществлять баланс между инициативами учителя-логопеда и ребенка. Например, задача для учителя-логопеда: получить образовательный продукт - рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор - составить всем синквейн к одному слову-предмету или каждому составить дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Здесь мы видим появление двух альтернатив. В зависимости от выбора детей учитель-логопед организует и структурирует поле выбора: вводит новые условия, меняет ситуацию выбора. Так, возможно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать аппликацию, вылепить, выложить мозаику, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно-графические схемы и составить синквейн устно. Далее учитель-логопед предлагает следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо определить ее на основе имеющихся).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения - синквейн» на тему недели. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн - записывая печатными буквами на листе бумаги. Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

План работы учителя-логопеда Прониковой Е.В.

по обучению составления дидактического синквейна детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Месяц, год

Вид деятельности

Участники

Сентябрь – Декабрь 2015 г.

Предварительная работа: знакомство с понятиями слова –предметы, слова – признаки, слова – действия, предложение, живое - неживое

Январь 2016 г.

Консультация «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные занятия с детьми по обучению составления синквейна.

Воспитанники, учитель-логопед

Февраль 2016 г.

Мастер класс «Учимся составлять синквейн»

Воспитатели группы, родители, учитель-логопед

Март- май 2016г.

Воспитанники, учитель-логопед

Сентябрь- декабрь 2016 г.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению синквейна по лексическим темам в конце каждой недели.

Воспитанники, учитель-логопед

Январь 2017 г.

Конкурс на лучшее сочинение – синквейн.

Воспитанники, родители

Январь – май 2017 г.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению синквейна по лексическим темам в конце каждой недели.

Воспитанники, учитель-логопед

Май 2017 г.

Выставка детских синквейнов с рисунками.

Воспитатели, воспитанники, родители, учитель-логопед

Литература:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов/Д., Феникс, 2011

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал

« Логопед», № 5, 2005

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ПЕРВАЯ СТРОКА

1 слово – существительное (слово – предмет)

КТО? ЧТО?

ВТОРАЯ СТРОКА

2 слова – прилагательные (слова – признаки)

Какой? Какая? Какое? Какие?

ТРЕТЬЯ СТРОКА

3 слова – глаголы (слова - действия)

Что делает? Что делают?

Четвертая строка

4 слова - предложение, фраза по теме

Наталья Вяльцева
Cовременная технология «дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда

Развитие внимания у детей

Учитель - логопед МБДОУ "Детский сад № 139" Вяльцева Наталья Вадимовна

Педагогическая технология - относительно новое понятие педагогической науки. В 60-70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) .

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев) .

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько) .

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков) .

Технология - это искусство , мастерство, умение, совокупность методов обработки , изменения состояния (В. М. Шепель) .

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов) .

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов) .

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) .

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) .

Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование : технос – искусство , мастерство, логос – учение.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии , направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные специалистам :

Технология логопедического обследования.

Технология коррекции звукопроизношения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда .

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий , и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Так, в современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии :

Нейропсихологические технологии ,

Кинезитерапия,

Гидрогимнастика,

Различные виды логопедического массажа,

Суджок-терапия,

Гимнастика Стрельниковой,

Дыхательный тренажёр Фролова,

Фитотерапия,

Аурикулотерапия,

Ароматерапия,

Музыкотерапия,

Хромотерапия,

Литотерапия,

Имаготерапия,

Сказкотерапия,

Песочная терапия,

Различные модели и символы,

Активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,

БОС технологии

В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки .

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.

Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа

В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная : создание условии для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн . Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей предметников в школе, как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Так как человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн .

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что :

Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий , помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда .

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК , использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления) .

Правила составления дидактического синквейна

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка – два слова, прилагательные;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово) .

Например

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

2. Мокрый, холодный

3. Капает, стучит , льётся

4. Я не люблю дождь

2. Белый, пушистый

3. Скачет, прячется, боится

4. Я жалею зайца.

5. Дикие животные.

Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо :

Иметь достаточный словарный запас в рамках темы,

Владеть обобщением,

понятиями : слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,

научиться правильно , понимать и задавать вопросы,

Согласовывать слова в предложении,

Правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.

Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна , упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.

Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги , не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей : нарисовать предмет и составить синквейн . Могут быть использованы такие варианты работы как :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна );

Коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);

Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко , но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Составление синквейна , полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные) .

Таким образом, технология «Дидактический синквейн » гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.

Просмотров