Методики лфк при бронхиальной астме. Полный комплекс упражнений лфк при бронхиальной астме

Бронхиальную астму (БА) называют легочной чумой XХ – ХХI вв. По данным статистики, известно, что в мире БА болеет каждый 10 человек и каждые 10 лет это число удваивается. Ежегодно 2 млн человек погибают от астмы в приступе. БА характеризуется приступами удушья из-за сужения просвета мелких и средних бронхиол (спазм гладких мышц бронхов, набухание слизистой, появление в просвете бронхов патологического секрета). Дыхание затрудняется, особенно выдох (экспираторная одышка). Возникает ощущение нехватки воздуха, беспокойство, страх смерти. Воздух задерживается в легких, они растягиваются (эмфизема). Считается, что БА – инфекционно-аллергическое заболевание. Распад бактерий в органах дыхания человека, их токсины создают состояние повышенной чувствительности к ним (сенсибилизация). Аналогичное состояние возникает при аллергии к запаху цветов, сена, грибов, птичьему, рыбному кормам, к консервам, к пыли, в том числе бытовой, книжной, к холоду и т. д.

В приступе больной принимает характерную позу (сидя с упором на руки), страдание на лице. В дыхание включены дополнительные мышцы, затруднен выдох. В конце приступа уменьшается спазм бронхов, улучшается дыхание, отходит мокрота. Частота приступов разная: при легкой степени – один в несколько лет, при тяжелой – несколько раз в день. Длительность приступа от нескольких минут до нескольких часов. В механизме развития БА отмечают нарушения взаимоотношений между разными отделами ЦНС, которые регулируют тонус гладких мышц бронхов. Аллергены тоже возбуждают подкорку, блуждающий нерв, все это усиливает спазм мышц, формируется приступ.

Лечение БА комплексное: двигательный режим, психотерапия, малоаллергенная диета (исключить цитрусовые, красные плоды и овощи, яйца, рыбу и проч.), лекарства, расширяющие бронхи и улучшающие отхождение мокроты, физиолечение, ЛФК и массаж.

ЛФК способствует нормализации тонуса ЦНС, ликвидации застойного патологического очага (уравновешивание процессов возбуждения и торможения к коре и подкорке), снятию мышечного спазма бронхов, умению управлять дыханием (спокойный неглубокий вдох и длинный плавный выдох), тренировке диафрагмального дыхания для увеличения подвижности грудной клетки, предупреждению осложнений, активизации трофических процессов в тканях, созданию психологического настроя на борьбу с болезнью, увеличению силы дыхательных мышц. ЛФК противопоказана при сильно выраженной (декомпенсированной) дыхательной недостаточности и декомпенсированной сердечно-сосудистой недостаточности.

Формы ЛФК при БА: лечебная гимнастика (ЛГ), утренняя гимнастика, дозированные прогулки. ЛФК назначается с учетом: возраста, тяжести и частоты приступов, функции кардиореспираторной системы.

Исходное положение в приступе: лежа на спине с приподнятым изголовьем, сидя на стуле, облокотившись на спинку; вне приступа – сидя, стоя. Курс ЛФК в стационаре состоит из двух периодов.

Подготовительный период (2–3 дня) – для ознакомления с функциональным состоянием больного.

Тренировочный период состоит из специальных и общеукрепляющих упражнений. Делают дыхательные упражнения с произношением звуков (гласные, согласные, шипящие), простейшие гимнастические упражнения (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение конечностей и туловища, наклоны вперед, назад) и массаж. Подобные комплексы повторяются самостоятельно несколько раз в день.

Эти же упражнения рекомендуется выполнять при появлении предвестников приступа (напряженность, беспокойство, нарушение дыхания). При этом следует принять удобное положение: сесть, руки положить на стол, или на спинку стула, или на бедра. Кроме того, следует максимально расслабить мышцы спины, плечевого пояса, живота, диафрагмы, ног. Это облегчает выдох при удушье. Дышать больной должен без глубоких вдохов, так как они усиливают спазм; на выдохе следует задержать дыхание на 4–5 с для уменьшения потока патологических импульсов в дыхательный центр.

ЛГ начинается с легкого массажа лица, задней поверхности шеи, надплечий и грудной клетки. Включаются элементы самовнушения для мышечного расслабления. Общеукрепляющие упражнения чередуются со специальными: удлинение выдоха, произношение звуков (для детей подражания звукам самолета, паровоза, жука, комара), с сопротивлением на выдохе (через сжатые губы, зубы, через трубочку в воду, надувание резиновых игрушек). Необходимо уменьшить гипервентиляцию, так как потери углекислоты возбуждают дыхательный центр. Все упражнения выполняют в начале в покое, затем в сочетании с ходьбой. Если от этого приступ не снимается, то следует применять лекарство.

В межприступный период необходимо учиться поверхностно дышать с постепенным увеличением времени задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль по секундомеру). Тренировка дыхания в этот период должна проводиться осторожно, под контролем спирографии (метод исследования дыхательного аппарата), так как даже кратковременный бег, оптимальная ходьба, психическое напряжение приводят к приступам. Следует стремиться к увеличению подвижности диафрагмы, грудной клетки, силы дыхательных мышц. После достижения стабильных показателей внешнего дыхания можно включать в занятие общеразвивающие упражнения, которые тренируют экстракардиальные факторы кровообращения, увеличивают силу мышц спины, конечностей. Эти упражнения (через 1–2) чередуются с упражнениями на расслабление.

Оценка эффективности ЛФК ведется по числу и длительности приступов, по интенсивности применяемой лекарственной терапии (нужно ли и сколько препаратов), по пульсу, частоте дыхания, времени задержки дыхания на вдохе или выдохе (пробы Штанге, Генчи). Для улучшения адаптации к нагрузке аппарата внешнего дыхания упражнения выполняются при поверхностном дыхании (наклоны, повороты туловища, приседания, отведения ног назад). После каждого упражнения надо максимально расслабить мышцы спины, шеи, живота, грудной клетки. Отдельные упражнения следует выполнять на задержке дыхания, на выдохе. Тренировка дыхания должна быть длительной.

В межприступный период добавляют упражнения с предметами, с отягощением, на снарядах, с произношением звуков (пф, ррр, брор, дорох, брух). После умеренного вдоха на медленном выдохе сдавливается грудная клетка в средних и нижних отделах и произносятся звуки (особенно рр с 5–7 с до 25–30 с). Повторять с удлинением звуков с 4 до 10 раз. Выдох удлиняется с 4–5 с до 12–25 с. Выведение мокроты идет параллельно с кашлевыми толчками. Покашливание – без глубоких вдохов, чтобы не усилить спазм. Эти же упражнения можно делать с полотенцем (опоясать грудную клетку полотенцем, концы впереди) и сдавливать грудную клетку на выдохе и произносить звуки (6-10 раз). Возможно также в положении полусидя (в постели, на кушетке) после умеренного вдоха на медленном выдохе подтягивать ноги к животу и груди. После выдоха поверхностный вдох.

Спустя 1–2 месяца проводятся по 3–4 занятия в день и добавляются упражнения с отягощениями для укрепления дыхательных мышц.

Массаж шеи, грудной клетки и надплечий (поглаживание, растирание, разминание, прерывистая вибрация, сдвигание), вначале массируется передняя, затем задняя поверхность грудной клетки.

Массируют воротниковую область, спину, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру (грудино-ключично-сосцевидные, межреберные мышцы, мышцы живота). Проводится интенсивный массаж мышц спины (особенно паравертебральных областей) на кушетке с приподнятым ножным концом. Продолжительность массажа – 10–15 мин. Курс – 15–20 процедур в сочетании с оксигенотерапией, ЛФК, прогулками, ездой на велосипеде. Массаж проводится до выполнения мышечных нагрузок. В реабилитационном периоде в занятия лечебной гимнастикой включаются дозированная ходьба, плавание, лыжи, коньки, волейбол и др.

Инновационные упражнения (элементы фонационной гимнастики)

Под фонетической ритмикой понимается система социально направленных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Целью данных комплексов упражнений является развитие и укрепление аппарата внешнего дыхания у больных и ослабленных людей, профилактика и реабилитация заболеваний органов дыхания. При этом необходимо начинать с дыхательных упражнений (тренировка диафрагмального дыхания), затем переходить к фонационным упражнениям (произношение звуков, фраз, слов, слогов на выдохе); возможно сочетание движений с разным ритмом, темпом речи, голосом и интонацией. Элементы фонетической ритмики можно использовать также на занятиях в специальных медицинских группах, на статических и динамических уроках во время восстановительных пауз, а также в период самостоятельной (или совместно с родителями) работы в домашних условиях.


Похожая информация.


Физкультура – это один из методов по восстановлению здоровья и возвращению к нормальному дыханию. Регулярное выполнение лечебной физкультуры при бронхиальной астме совместно с принятием медикаментов способно предотвратить развитие болезни и уменьшить число приступов.

Это заболевание вызывает развитие . Появляется отёк слизистого слоя, в котором возникает мокрота, вызывающая спазмы мышц. В результате происходит сжатие бронхов и в дыхании, сильный кашель, приступы удушья.

ВАЖНО! Среди причин появления бронхиальной астмы выделяются: аллергия на шерсть или пыльцу, пыль, наследственность, лекарства.

Астма не возникает вследствие инфекций. Для её лечения , а применяют специальные лекарства. Бронхи реагируют на каждый возбудитель, которыми являются: табачный дым, порошок или пыль, острые запахи, холод. Они могут спровоцировать приступ или сильный кашель. Дети и молодёжь наиболее расположены к бронхиальной астме, но она может возникнуть у любого человека.

Задачи лечебной физкультуры

Часто врачи и сами пациенты недооценивают влияние лечебной физкультуры в процессе лечения. Применение современных и дорогих лекарств без неспособно полностью восстановить организм. Со временем может произойти ухудшение состояния здоровья и развитие более серьёзных заболеваний.

ВАЖНО! Лечебная физкультура полезна всем без исключения пациентам. Нет ограничений по половым признакам, возрасту, стадии болезни. Бронхиальная астма способна доставить много неприятностей и её лечение следует проводить незамедлительно.

У оздоровительных мероприятий следующие цели:

С целью повышения работоспособности мышц дыхательной системы, разработано несколько видов упражнений.

Действия лечебной физкультуры

Лечение выполняется между приступами при нормализации состояния организма.

  1. Упражнения восстанавливают частоту дыхания.
  2. Звуковая способна предотвратить развитие эмфиземы, и улучшить обмен веществ. Во время работы мышц в организме происходит умеренный выброс адреналина.
  3. Появляется нагрузка на мышцы, задействованные в процессе дыхания, что предотвращает возникновение болезни. Можно остановить развитие бронхиальной астмы на начальной стадии.
  4. Программа упражнений составляется для каждого пациента отдельно в зависимости от его состояния здоровья и степени развития болезни.
  5. В комплекс часто включаются лечебная физкультура и дыхание одновременно.

Выполнение программы

Не следует спешить и стараться за короткий срок выполнить как можно больше упражнений. Скорость может спровоцировать появление , и качество выполнения упражнений оставит желать лучшего. На начальных стадиях бронхиальной астмы необходимо начинать с небольшого количества упражнений лечебной физкультуры и постепенно переходить к более сложным упражнениям и со временем повышать нагрузку на организм.

ВАЖНО! Первые несколько дней больной проходит подготовительный курс физкультуры, который подводит его к выполнению основной части лечения.

Дыхательные упражнения позволяют наполнить организм кислородом, укрепить бронхи и очистить их от скоплений слизи, восстановить кровообращение. Лечебную физкультуру рекомендуется выполнять на свежем воздухе или в проветриваемой комнате.

У упражнений имеются противопоказания. Несоблюдение этих рекомендаций может осложнить бронхиальную астму:

  • появление обострения;
  • во время инфекций дыхательных путей;
  • холодная погода (если упражнения выполняются на улице).

Подготовительный курс лечебной физкультуры:

  1. Сидя на стуле держа спину ровно необходимо сделать глубокий вдох через нос. Выдох осуществляется через рот. Необходимо сделать от 5 до 10 вдохов.
  2. Начальное положение то же. Во время вдоха поднимается рука с задержкой дыхания на несколько секунд, после чего с выдохом она опускается.
  3. Сидя на стуле руки опущены на колени. Выполняется круговое движение кистями рук и стопами. В каждую сторону нужно сделать 10 вращений.
  4. Прижавшись к спинке стула или кресла, выполняется несколько глубоких вдохов с задержкой дыхания на 5 секунд. Выполняется 8 подходов.
  5. Нажав на грудь с применением небольшого усилия, происходит покашливание. Нужно покашлять 5 – 8 раз.

Основные мероприятия лечебной физкультуры

Они помогут справиться с бронхиальной астмой, если качественно их выполнить.

  1. Стоя выполняется вдох, при котором происходит наклон вперёд. С выдохом тело возвращается в изначальное положение. Выполняется 5 – 10 повторов.
  2. Стоя, прижав руки к телу, делается вдох носом. В это время руки поднимаются и касаются плеч. Выдох возвращает руки в первое положение. Количество повторов 4 – 15 раз.
  3. Происходит вдох через нос с выставлением живота вперёд. Выдох сопровождается втягиванием живота в себя. Всё продолжается 1 – 2 минуты.
  4. Стоя с прижатыми руками к туловищу происходит глубокий вдох с одновременным подъёмом колена к груди. Нужно постараться довести колено как можно ближе к груди, если это не получается, то на максимально возможную высоту. С выдохом нога опускается на прежнее место. Количество повторений 5 – 7 раз для каждой ноги.
  5. В том же положении во время вдоха происходит наклон вбок со скольжением руки вдоль тела. Выдох, возврат в начальное положение. Выполняется 5 – 10 повторений.
  6. Лёжа на кровати, колено подтягивается к груди с глубоким и медленным вдохом через рот. Выдыхая носом, нога возвращается в первоначальное положение. Число повторений 4 – 8 для каждой ноги.
  7. Стоя на носках, руки разводятся в стороны. С глубоким вдохом руки скрещиваются на груди, ударяя ладонями по лопаткам. Руки возвращаются в начальное положение одновременно с вдохом.

Во время дыхания можно произносить различные звуки. Упражнение может сопровождаться длительным произнесением букв: е, о, у. В основной программе лечебной физкультуры это буквы: с, р, з. На завершающем этапе: ж, х. Звук произносится около 5 секунд с увеличением времени до 1 минуты. Эти упражнения повторяются 3 раза в день по 5 минут, с перерывами в 20 секунд между звуками.

Положительные свойства йоги при бронхиальной астме

Йога отлично влияет на оздоровление организма при бронхиальной астме. Она способна улучшить состояние больного, развить гибкость суставов не только при астме, но и при других заболеваниях. Рекомендуется заниматься йогой и при бронхиальной астме. Упражнения позволяют избавиться от многих симптомов, а некоторые ослабить. Йога позволяет поднять настроение, улучшить физическое состояние больного.

В неё входят дыхательные упражнения и растяжка. После прохождения курса йоги больной научиться и расслаблять все группы мышц.

ВАЖНО! После занятий йогой при бронхиальной астме, через несколько месяцев появятся видимые улучшения. Многие больные замечают восстановление дыхания, улучшения состояния здоровья, исчезновение многих симптомов астмы.

Лечебной физкультуры возрастёт, если начать её применение на начальной стадии болезни. Быстрая ходьба, медленный бег, дыхательные упражнения отлично совмещаются с медикаментозным лечением. Правильно составленная программа упражнений позволит сократить возникновение приступов и предотвратит ухудшение состояния бронхиальной астмы.

ЛФК при бронхиальной астме должна назначаться всем больным в межприступный период при отсутствии противопоказаний. Она не проводится при тяжелой легочно-сердечной недостаточности (пульс более 120/мин, частота дыхательных движений более 25/мин), простудных заболеваниях с повышением температуры тела более 38˚ С.

Влияние ЛФК на организм больного с бронхиальной астмой

ЛФК при бронхиальной астме способствует восстановлению ритма, глубины и частоты дыхания. При этом улучшается вентиляция легких, газообмен в них, нормализуется насыщение крови кислородом. В результате уменьшается выраженность дыхательной недостаточности, улучшается приспособляемость организма к условиям среды.

Дыхательная гимнастика способствует увеличению подвижности грудной клетки. Уменьшается чувствительность к аллергенам и склонность к спазму бронхов. Восстанавливается баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе.

Проведение ЛФК при бронхиальной астме способствует снижению частоты обострений, уменьшению потребности в лекарствах.

Режимы лечебной физкультуры

В комплекс лечебной физической культуры при бронхиальной астме входят общеукрепляющие упражнения, дыхательная, звуковая гимнастика.

Вначале пациент должен освоить так называемое диафрагмальное дыхание. При этом на вдохе диафрагма поднимается, передняя брюшная стенка выпячивается. На выдохе диафрагма опускается, брюшная стенка втягивается. Нужно научиться делать глубокий вдох и длинный выдох.

При проведении звуковой гимнастики пациент на выдохе произносит различные звуки, что вызывает вибрацию голосового аппарата, передающуюся на нижние дыхательные пути. В результате происходит их расслабление, снимается спазм, улучшается очищение от мокроты.

Продолжительность одного занятия составляет 10 – 30 минут. Проводят от 1 до 3 занятий в день.

Программа лечебной физической культуры при бронхиальной астме начинается с курса подготовительных занятий в течение 10 – 14 дней. Затем проводятся ежедневные тренировочные занятия, добавляются ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде.

Проводится сидя на стуле.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Вдох: руки в стороны. Выдох: подтянуть колени к животу с помощью рук.
  3. Вдох: отвести в сторону правую руку и ногу. Выдох: исходное положение. Повторить слева.
  4. Вдох: поднять плечи, голову повернуть в сторону. Выдох: исходное положение.
  5. Вдох: прогнуться, соединив лопатки. Выдох: подтянуть колени к животу.
  6. Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «ш».
  7. Вдох: руки на коленях. Выдох: произносить звук «ж».
  8. Руки поднять перед грудью, пальцы соединить «в замок». Вдох: поднять руки. Выдох: опустить руки, произнося звук «пфф».

Соотношение фаз дыхания регулируется с помощью счета: 1,2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох, 7, 8 – пауза. Продолжительность выдоха должна составлять до 30 – 40 секунд.

Комплекс упражнений (подготовительный режим)

Исходное положение – сидя.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. Вдох: развести колени. Выдох: исходное положение.
  3. Руки на поясе. Вдох: повороты туловища в сторону. Выдох: исходное положение.
  4. Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «ха».
  5. Поза «кучер на козлах» (предплечья лежат на коленях, глаза закрыты, мышцы расслаблены).
  6. Движения, имитирующие греблю на байдарке, с поворотами туловища в стороны (можно использовать гимнастическую палку).

Исходное положение – стоя.

  1. Вдох: руки поднять вверх через стороны, подняться на носки. Выдох: опустить руки вниз через стороны, качнуться с носка на пятку.
  2. Вдох: наклон в сторону, рука скользит по бедру. Выдох: исходное положение.
  3. Руки перед грудью «в замок». Вдох: поднять руки вверх. Выдох: опустить руки, произнося звук «уфф».
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием коленей, активными движениями руками.

В тренировочном режиме 3 – 4 раза в неделю проводятся физические тренировки: бег, плавание, занятия на велотренажере в течение 20 – 30 минут. После такой тренировки необходимо провести дыхательную гимнастику соответственно приведенным выше комплексам упражнений.

Звуковая гимнастика при бронхиальной астме

После вдоха через нос на выдохе следует произносить различные гласные и согласные звуки.

В подготовительном периоде начинают с произнесения звуков у, и, е, о. В тренировочном периоде начинают использовать звуки з, р, с, а в дальнейшем – ж, ш, щ.

Звуки на выдохе нужно произносить в течение 5 секунд с постепенным удлинением в процессе тренировок до 30 секунд

На выдохе можно проговаривать слоги с использованием звуков б, д, х, р (бах, бат, брохх, дррухх и т. п.). Звуковые упражнения повторяются в течение 2 – 3 минут до 5 – 6 раз в день. Между упражнениями следует делать паузу 30 секунд.

ЛФК при бронхиальной астме – это важный метод восстановления и сохранения нормальной функции лёгких . Лечебная гимнастика способствует укреплению всего организма и хорошо тонизирует. Если регулярно делать физические упражнения и принимать лекарственные препараты, что прописал доктор, то можно снизить частоту рецидивов. Особые физические упражнения должны назначаться всем астматикам в период стойкой ремиссии и при полном отсутствии противопоказаний. Нельзя выполнять курс упражнений при тяжёлой сердечной или дыхательной недостаточности, а также в период простудных заболеваний, если они протекают с температурой выше 37,5 градуса.

Влияние лечебной физкультуры на больного

Физиотерапия при бронхиальной астме благоприятно действует на весь организм больного. За счёт регулярных упражнений можно значительно снизить объём принимаемых лекарственных препаратов . ЛФК оказывает такое воздействие на организм человека с бронхиальной астмой:

  • нормализуется механическое дыхание;
  • заметно улучшаются функции центра дыхания, и восстанавливается подвижность грудной клетки;
  • улучшается дренаж бронхиального дерева . Вязкая мокрота быстрее выводится из органов дыхания;
  • тонизируется весь организм, человек становится более выносливым;
  • улучшается эмоциональное состояние больного.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме обычно включает в себя особый комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышечной массы, что участвует в дыхательном процессе, и усиление вентиляции лёгких.

Пациенту с бронхиальной астмой комплекс упражнений показывают в кабинете ЛФК, который есть во всех поликлиниках.

Особенности выполнения

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме может выполняться только в стадии ремиссии, когда общее состояние человека не нарушено . Комплекс физических упражнений следует проводить при открытой форточке, чтобы в комнате был доступ кислорода.

ЛФК полностью противопоказана, если у человека диагностирован астматический статус или его беспокоит сильная одышка. Обычно это происходит, если частота дыхания более 25 вдохов за минуту. Запрещается выполнять упражнения, если у астматика есть дыхательная недостаточность 3 степени тяжести. Если бронхиальная астма протекает весьма тяжко, то до начала выполнения упражнений нужно пропить бронходилататоры.

Курс физических упражнений разрабатывается индивидуально на основе диагностического обследования пациента. При обследовании доктор выясняет тяжесть заболевания, а также частоту рецидивов, при этом все данные сопоставляются с возрастом больного.

До того как больной начинает выполнять полный комплекс лечебных упражнений, необходимо на протяжении двух дней выполнить подготовку . Это необходимо, чтобы протестировать физические и психологические возможности человека. Некоторые упражнения при бронхиальной астме включают произношение определённых звуков. Совокупность простых гимнастических упражнений поможет в полной мере определить степень нужного вмешательства.

Астматикам желательно совмещать ЛФК с плаваньем или скандинавской ходьбой. Такая физическая активность активизирует дыхательную функцию и предотвращает возможные рецидивы.

Механизм влияния ЛФК на больного

ЛФК при астме должна проводиться вне периода обострения, при хорошем самочувствии человека и отсутствии нарушений кровообращения. Гимнастический комплекс при бронхиальной астме способствует укреплению организма и стабилизирует психоэмоциональное состояние астматика. При дозированной физической активности снимается бронхоспазм и активизируется дыхательный процесс :

  • Благодаря лечебной физкультуре стабилизируют многие рефлексы, за счёт этого дыхание становится физиологическим и сосуды в бронхах приходят в норму.
  • Упражнения, которые сопровождаются произнесением звуков, направлены на предупреждение развития лёгочной эмфиземы и улучшение обмена веществ в организме.
  • При проведении упражнений увеличивается активность всех групп мышц, что приводит к выбросу адреналина в кровь. Это положительно отражается на состоянии астматика.
  • При выполнении упражнений на мышцы, которые участвуют в процессе дыхания, накладывается дополнительная нагрузка, благодаря этому больной может предупреждать астматические приступы на начальной стадии и полностью их контролировать.
  • Упражнения для выполнения лечебной физкультуры доктор подбирает индивидуально. При этом учитывается возраст астматика, тяжесть общих симптомов, степень физической подготовки человека, а также особенность течения болезни.
  • ЛФК при астме состоит из комплекса особых упражнений, которые направлены на общее укрепление всего организма и возможность контролировать подвижность грудной клетки.

Особое внимание при проведении гимнастики необходимо уделять упражнениям, которые направляются на развитие диафрагмального дыхания с особым удлинённым выдохом . Правильно проводимый комплекс упражнений помогает хорошо укрепить мышцы брюшины. Очень важно сочетать упражнения лечебной физкультуры с произношением некоторых звуков. Такой подход помогает укрепить мимические мышцы.

Астматик должен выполнять упражнения лечебной физкультуры в то время, когда кто-то из родных дома. Стоит помнить, что во время проведения гимнастики больному может стать плохо.

Упражнений для астматиков

Любые упражнения можно начинать делать лишь в период ремиссии. Комплекс лечебной физкультуры направлен на стабилизацию обменных и нервных процессов, устранение бронхоспазма и нормализацию дыхательного процесса .

  1. На протяжении 40 секунд больной дышит, при этом делая вдохи и выдохи всё реже.
  2. В исходном положении руки сжимают в кулаки, потом их подносят к плечам и глубоко вдыхают. После чего возвращают руки ввниз и выдыхают.
  3. В положении стоя одну ногу сгибают в колене и немного подтягивают к животу, при этом глубоко выдыхают. После чего ногу возвращают в исходное положение и вдыхают. Во время проведения гимнастики ноги чередуют.
  4. Руки вытягивают перед собой, ладонями кверху и поворачиваются в любую сторону. Во время поворота глубоко вдыхают, а при возврате в исходное положение выдыхают.
  5. Выполняют глубокий вдох, при этом пытаясь тянуть звуки Ш или Ж.
  6. Больной садится на стул со спинкой и начинает выполнять наклоны в стороны. Руки при этом скользят по ножкам стула. При наклонах выдыхают, а в исходном положении делают полноценный вдох.
  7. Человек становится, расставив ноги на уровень плеч, руки на талии, а локти разведены в стороны. Вдох следует в спокойном состоянии, а выдох, при соединении локтей.
  8. Больной стоит около стула и делает вдох, при присаживании на стул нужно выдыхать.
  9. Ноги расставляют на уровень плеч, руки ставят на пояс. Необходимо глубоко дышать, но на вдохе и выдохе тянуть звуки А и О.
  10. Ноги на уровне плеч, руки на тали. Больной выполняет наклоны вперёд. В спокойном положении делают вдох, а при наклонах глубокий выдох.
  11. Больной лежит на полу. На вдохе одну руку поднимает, на выдохе опускает. Руки чередуют.
  12. Больной лежит на спине. При выдохе невысоко поднимает одну ногу, на вдохе её нужно опустить. Ноги чередуют несколько раз.
  13. В положении сидя необходимо напрягать голеностопы, при этом синхронно сжимая и разжимая кулаки.

Тренировку проводят несколько раз в неделю. Во время выполнения упражнений нужно открыть форточку, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Продолжительность тренировки не должна быть более 30 минут, все упражнения повторяют по 5-6 раз .

Можно выполнять всю лечебную гимнастику за раз, а можно сделать в день несколько подходов, по 2-3 упражнения в каждом.

Особенности ЛФК у детей

Специалистами разработано несколько оригинальных комплексов лечебной гимнастики для деток. Для проведения всех этих упражнений не нужна специальная подготовка. Дыхательная гимнастика положительно влияет на весь организм ребёнка, тонизирует его и способствует улучшению дыхательной функции. ЛФК у детей проводится с ограничением времени. Продолжительность занятий не должна превышать 20 минут в день .

Нередко астматические приступы у деток возникают при недостаточно активном образе жизни. В подобном случае в дыхательной системе заметна нехватка углекислого газа. Скорректировать такое состояние помогут дыхательные упражнения по Бутейко, которые практически не имеют противопоказаний.

Проводя ЛФК у детей, нужно акцентировать особое внимание на задержке дыхания, после которой ребёнок должен дышать спокойно и поверхностно. Определить подходящий комплекс упражнений для ребёнка должен специалист, учитывая не только возраст и тяжесть болезни, но и наличие сопутствующих патологий.

Если регулярно и правильно выполнять лечебную физкультуру с ребёнком, то бронхиальная астма будет напоминать о себе всё реже.

Бронхиальная астма всегда лечится комплексно. При этом используются лекарственные препараты, физиотерапия и лечебная физкультура. Комплекс ЛФК доктор подбирает индивидуально, такой подход позволяет снизить частоту приступов и улучшить самочувствие больного .

– общие противопоказания для проведения ЛФК;

– дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем;

– астматический статус.

Средства, формы, методы лфк при бронхиальной астме

Физические упражнения

Исходные положения – лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного ребенка позу с целью максимально возможного расслабления мышц), что способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхательными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы ребенок выполняет упражнения с предметами.

Любое упражнение выполняют на выдохе (например, наклоны туловища, сгибание и разгибание), после нескольких повторений движения следует сделать паузу для отдыха или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания более 5–7 с.

Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть равным 1:1, дыхательные упражнения не должны занимать более 40–50% общего времени занятия. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После одного–двух общеразвивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц.

В период ремиссии включают также упражнения с небольшими отягощениями, дозированным сопротивлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхательными упражнениями.

При наличии такой клинико–этиологической формы бронхиальной астмы, как астма физического усилия (напряжения), противопоказаны все формы физической культуры, сопряженные с воздействием холодного воздуха на воздухоносные пути.

Массаж

Как неспецифический раздражитель массаж грудной клетки может использоваться по методикам местного и рефлекторного воздействия и включать в себя различные приемы, такие как перкуссия, вибрация, постуральный дренаж.

Во время приступа целесообразно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны.

На ранних этапах развития бронхоспазма или как вспомогательное средство купирования приступа очень эффективны приемы точечного массажа. В межприступном периоде массаж биологически активных точек проводят 1 раз в день с превентивной целью.

Кроме того, в межприступный период используют сегментарный массаж и самомассаж.

Естественные факторы природы

Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.

Очень важным фактором является присутствие в соляных пещерах больших концентраций углекислого газа. В атмосфере содержатся очень низкие концентрации углекислого газа (0,03%), концентрация же его в соляной пещере в 5 или 10 раз выше, однако не является критической. В то же время более высокое содержание углекислого газа оказывает воздействие на вегетативную нервную систему и стимулирует более глубокое и интенсивное дыхание, что дает эффект дыхательной тренировки.

Современная галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, на стены которого нанесено специальное солевое покрытие. Оно является буферной емкостью по отношению к атмосферной влаге, способствует поддержанию асептических и гипоаллергенных условий среды. В лечебном помещении галокамеры создается и поддерживается лечебная аэродисперсная среда, насыщенная сухим аэрозолем хлорида натрия с преобладающей респирабельной фракцией частиц в определенных диапазонах концентрации, в результате чего реализуются такие лечебные эффекты, как противоотечный, бактерицидный, муколитический, гипосенсибилизирующий, седативный. Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно заряженных частиц сухого хлорида натрия, проникает в глубокие периферические отделы респираторного тракта и оказывает мукорегулирующее действие. При проведении повторных процедур галоаэрозоль действует как физиологический стимулятор защитных реакций дыхательных путей. Положительное действие при бронхиальной обструкции наблюдается независимо от ее характера, но наиболее отчетливо проявляется при высокой степени. Эффективность действия галоаэрозольной терапии на бронхиальную проходимость обусловлена влиянием на воспалительный компонент, изменением реологических свойств мокроты, приводящим к повышению скорости мукоцилиарного клиренса. Улучшение дренажной функции и уменьшение воспаления дыхательных путей могут опосредованно способствовать снижению гиперреактивности бронхов и оказывать влияние на бронхообструктивный компонент.

Спелеотерапия – метод, который позволяет создавать на короткий промежуток времени "идеальные" условия окружающей среды, что очень важно для ребенка, страдающего бронхиальной астмой.

Одним из патогенетически обоснованных методов физиотерапии, часто применяемых при бронхиальной астме, являются аэрозольтерапия и ее разновидность – небулайзерная терапия. Для ингаляций применяют лекарственные препараты.

Кроме того, в лечебно-реабилитационный комплекс при бронхиальной астме достаточно часто включают аэроионотерапию, электрофорез, импульсные токи, низкочастотную магнитотерапию (в том числе на область проекции надпочечников), лазерное излучение, высокочастотную терапию на область проекции корней легких, теплолечение.

В общем комплексе реабилитационных мероприятий рекомендовано курортное лечение, климато-, бальнео-, пелоидотерапия. При назначении курортного лечения учитывается тяжесть клинического течения заболевания, сезон года и климатогеографические особенности курорта. На горных климатических курортах показано лечение больных бронхиальной астмой независимо от клинико-этиологической формы, с сопутствующими аллергическими заболеваниями, с явлениями выраженной реактивности бронхов, с нервно-психическими и эндокринными патогенетическими сдвигами. Надо учитывать, что высокогорная гипоксия активирует функцию надпочечников как у здоровых людей, так и у больных бронхиальной астмой. На приморские курорты целесообразно направление больных с бронхиальной астмой, осложненной эмфиземой легких, и при наличии нестойкой ремиссии воспалительного процесса в бронхолегочном аппарате. При этом не рекомендуется вывозить детей на Черноморское побережье Кавказа. Лучшим выбором считается Кисловодск, далее – южный берег Крыма. Лечение в местных специализированных санаториях и отделениях, где микроклиматические условия мало отличаются от места постоянного жительства больных, проводится лицам с нестойкой ремиссией, при выраженной легочной недостаточности и реконвалесцентам. Кроме того, в местные оздоровительные базы (санатории, дома отдыха, профилактории), расположенные в благоприятных микроклиматических зонах (сухая местность со смешанным лиственным лесом, подальше от сосновых массивов, так как замечено, что в ряде случаев резкий сосновый запах может поддерживать астматическое состояние), показано направление лиц, угрожаемых по бронхиальной астме, или с явлениями предболезни. В некоторых лечебных учреждениях внедрены так называемые безаллергенные палаты, в которых формируется воздушная среда со сниженным содержанием аллергенов с помощью воздухоочищающих аппаратов, позволяющих элиминировать пыль, пыльцу растений, клещи, грибы, вирусы, бактерии, различные газообразные вещества, такие, как окись азота, окись серы, табачный дым.

Закаливание

Поскольку часто бронхиальная астма носит инфекционно-аллергический характер, важно повышение общего иммунитета, что достигается закаливанием. Для закаливания детей, страдающих бронхиальной астмой, рекомендует ежедневные ножные ванны по следующей схеме: перед сном погружают в таз с чуть теплой водой (37–38°С) только ступни. Первый день вся процедура занимает только 1 минуту. Ноги из воды вынимают и насухо вытирают. На другой день ножные ванны проводят уже две минуты и так каждый день прибавляют по одной минуте. Через 10 дней температуру воды в тазу снижают до комнатной – 18-20°С. Еще через 10 дней в таз уже можно наливать воду прямо из водопроводного крана. В последующие дни ножную ванну проделывают в течение 10 минут.

Просмотров