Опыт о неравенстве человеческих рас. Опыт о неравенстве человеческих рас Представители расово-антропологической школы

Биография

Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году Алексис де Токвиль , непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в Турине.

Идеи

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект .

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Xьюстон Чемберлен .

Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» . Гобино - ученик Стендаля и Мериме .

Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке . Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха , хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену , возведен в ранг «народного мыслителя».

Библиография

  • Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века , ).
  • Les Pléiades (Плеяды, );
  • Nouvelles Asiatiques, .
  • Histoire d’Ottar Jarl, .
  • La Renaissance (Savonarole, César Borgia), .
  • Alexandre (Александр Македонский).
  • Amadis (посмертн).
  • Etudes critiques ( -), P., Sim. Kra, .
  • Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., .
  • Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., .
  • Великий чародей, перевод Р. Ивнева , Гиз, М., .
  • Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., .
  • Журнал «Europe» от 1/Х- (статья и подробная библиография).
  • Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, .
  • Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, .

Примечания

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. - М .: Ладомир, 2009. - 240 с. - ISBN 978-5-86218-473-0

Ссылки

  • Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып.7. - М., 1977. - С.128-142

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 июля
  • Родившиеся в 1816 году
  • Родившиеся в Виль-д"Авре
  • Умершие 13 октября
  • Умершие в 1882 году
  • Умершие в Турине
  • Историки Франции
  • Социологи Франции
  • Расология
  • Расизм
  • Писатели Франции
  • Писатели на французском языке
  • Историки по алфавиту
  • Графы
  • Дипломаты Франции
  • Востоковеды Франции
  • Востоковеды XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Жозеф Артюр де Гобино. Опыт о неравенстве человеческих рас. Издательство Одиссей - Олма-пресс, 2001 г. «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853-1855) является наиболее известным сочинением французского дипломата, поэта и философа графа Жозефа Артюра де Гобино (1818-1882). Несмотря на спорность многих положений этой книги, а также учитывая негативный фон, который был создан вокруг нее, необходимо подчеркнуть, что это была по сути первая осознанная попытка систематического осмысления истории с позиций биологического детерминизма – философского направления, рассматривающего наследственные различия расовых типов в качестве исходных предпосылок к общественной жизнедеятельности и переносящего законы органической жизни на нормы человеческого поведения и познания. (Владимир Авдеев)

Мы должны здесь сказать о работе Гобино, который рассматривал проблему рас не с естественнонаучной точки зрения, а с точки зрения истории культуры.

Основные идеи теории Гобино казались тогда гораздо более гипотетическими, чем они выглядят в свете результатов новейших исследований. В середине XIX века еще безраздельно господствовало мнение, что все люди по сути своей одинаковы, а расовые различия обусловлены влияниями среды.

Главная идея Гобино о наследственном характере расовых признаков тесно соприкасается с теорией Канта. Но Гобино не знал работ Канта по расологии и шел к своим взглядам совсем иным путем.

Оригинальность и новизна теории Гобино несомненны. Ученые в большинстве своем до тех пор боязливо избегали давать оценки результатам своих исследований. Гобино сделал расовые различия движущей причиной всех событий человеческой истории.

Со времен предложения Мопертюи о плановом выведении людей таких попыток переноса биологических принципов в область культуры не делалось, если не считать аналогичных попыток Огюстена и Амедея Тьерри (1817 и 1828) и У. Ф.Эдвардса (1829), и после Гобино ученые долго еще не нарушали границы между естественными и гуманитарными науками.

Перехожу к критическому анализу трудов Гобино. Налицо глубокое противоречие между основными идеями Гобино и тем, во что он их превратил. Он начал с вопроса об истинных причинах упадка человеческих обществ и цивилизаций. Главной причиной этого он считал вырождение народа, вызываемое расовым смешением.

Но Гобино отрицал, что, при всех различиях между человеческими расами, какие-то из них ближе к приматам, чем остальные.

Гобино пользовался описаниями древних авторов, причем не всегда черпал сведения из лучших источников. Он склонялся к признанию разного происхождения рас (к полигенизму), но его удерживало от этого благоговение перед библейской историй творения.

Гобино допускал, что в начальный период существования человеческого рода влияния среды были гораздо более мощными. На основании этой теории среды древних времен Гобино описывал проторасы или прототипы, возникшие на плоскогорьях Центральной Азии: белую (кавказскую, семитскую или яфетическую) расу, черную (хамитскую) расу и желтую (алтайскую, финскую или татарскую) расу. Прочие типы – результат смешений. Есть природнаяиерархия рас: высшую ступеньку занимает белая раса, низшую – черная. Иерархии рас соответствует иерархия их языков.

В истории почти всех народов Гобино искал арийскую примесь, считая арийцев единственными творцами культуры. По его мнению, Северную и Центральную Европу в каменном веке населяла финская раса, лишь в бронзовом и железном веке сюда пришли арийские племена.

Общий вывод: история человечества определяется только расой. Раса изначальна, все зло – от смешения рас.

Познания Гобино в области естественных наук не были на той же высоте, что и его исторические знания, поэтому его книга это, собственно, не расовая теория, а история культуры, апеллирующая к расовой теории. Сложные взаимосвязи между расовым составом народа и его культурными проявлениями Гобино представлял себе либо упрощенно, либо не биологически.

Поэтому внутреннюю связь между расологическим и историческим взглядами на человеческую жизнь у него заменяет расовое толкование истории, часто основанное на односторонних, предвзятых оценках. В целом можно сказать, что Гобино шел к верной цели ложным путем.

Во второе издание своей работы (1884 г.) Гобино отказался вносить какие-либо изменения. Он отверг теорию Дарвина, но говорил: «Дарвин и Бокль создали важнейшие ответвления потока, который открыл я». (Из книги: Вальтер Шейдт. Всеобщая расология. – М.: Белые альвы, 2014.)

Гибель цивилизаций и обществ. Фанатизм, роскошь, дурные нравы и безверие. Качество правления. Вырождение, распад общества. Этническое неравенство. Прогресс и стагнация. Христианство. Определение слова «цивилизация». Происхождение человечества. Этнические различия. Неравенство рас. Языки. Социальные последствия смешения. ГЛАВА I ГЛАВА II ГЛАВА III ГЛАВА IV ГЛАВА V ГЛАВА VI ГЛАВА VII ГЛАВА VIII ГЛАВА IX ГЛАВА Х ГЛАВА XI ГЛАВА XII ГЛАВА XIII ГЛАВА XIV ГЛАВА XV ГЛАВА XVI

Хамиты. Семиты. Приморские ханаанеяне. Ассирийцы; евреи; хореяне

ГЛАВА I ГЛАВА II ГЛАВА III ГЛАВА IV ГЛАВА V ГЛАВА VI ГЛАВА VII

Развитие брахманизма. ГЛАВА III. Буддизм; его поражение; нынешняя Индия. Желтая раса. Китайцы. Истоки белой расы.

Обосновал теорию элит

Жозеф Артур де Гобино, (Gobineau), (1816-1882); французский социолог, писатель и публицист, один из основателей расистской теории и расово-антропологической школы в социологии. Родился 14 июля 1816 в Париже. В 1849-1877 на дипломатической службе. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855) пытался обосновать необходимость существования господствующей элиты и выдвинул теорию, по которой неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. По мнению Гобино, наиболее способной к культурному развитию является белая (арийская) раса, особенно ее германская ветвь. Стремясь к расширению своего влияния, арийская раса смешивается с другими расами, что ведет к снижению ее способностей и культуры. Это приводит к утрате высшими расами господствующего положения и возникновению демократии, которую Гобино считал худшей формой государства. Гитлер и другие идеологи нацизма заимствовали и приспособили к собственным мировоззренческим концепциям многие положения теории Гобино с целью обосновать "право" немцев господствовать над миром.

Гитлер: "Вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, - плоды творчества арийцев... Он [ариец] - Прометей человечества, со светлого чела которого во все времена слетали искры гениальности, разжигающие огонь знаний, освещающий мглу мрачного невежества, что позволило человеку возвыситься над другими существами земли..."

Гиммлер: "Мы считаем, что пока люди живут на земле, законом истории является борьба между людьми и недочеловеками. Право сильной расы является детерминантом справедливости".

Гитлер: "Если поделить человечество на три категории: творцов культуры, ее носителей и ее разрушителей, то представителем первой следует считать лишь арийцев... Немецкий народ - воплощение достоинств арийской расы, он призван в качестве расы господ подчинять себе менее ценные народы, прибегая к любым средствам принуждения... Пусть тот, кто хочет жить, вступает в борьбу, а тот, кто не хочет воевать в этом мире вечной борьбы, не заслуживает права на жизнь".

Использованы материалы сайта http://www.symmetry.ru/mif/reich/00053.htm#329

Другие биографические материалы:

Жуков Д. Первым обосновал расовую теорию (Дмитрий Жуков. Оккультизм в Третьем Рейхе. М., «Яуза», 2006 ).

Федорова М.М. Социальный мыслитель (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д ).

Герман Л.О. Оказал влияние на формирование французской и германской расистской идеологии (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963 ).

Д.Р. Бейкер. Был человеком исключительно широких интересов (Бейкер Джон Р. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. / Джон Р. Бейкер, перевод с английского М.Ю. Диунова. – М., 2015 ).

Гитлер его не читал, но заимствовал (Энциклопедия Третьего рейха ).

Французский философ (Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 ).

Гобино и другие создатели расовой теории (Культурология XX век. Энциклопедия. Том второй м-я С-П., Университетская книга. 1998 ).

Далее читайте:

Гобино, Жозеф Артур де Опыт о неравенстве человеческих рас , Москва, "Одиссей" - "Олма-пресс", 2001 г.

Литература:

Вольтман Л. Полит, антропология: Исследование о влиянии эволюц. теории на учение о полит, развитии народов. СПб., 1905;

Чемберлен Х.С. Арийское мировоззрение. М., 1913;

Ammon О. Die naturliche Auslese beim Menschen. Jena, 1893; Idem. Die Gesellschaftsordnung und ihre naturlichen Grundlagen. Jena, 1895;

Chamberlain H.S. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts. Bd. 1-2. Munch., 1899; Idem. Natur und Leben. Munch., 1928; Idem. Politische Ideale. Munch., 1915;

Herts F.0. Rasse und Kultur. Lpz., 1925;

Gobineau J.-A. de. Essai sur 1"inegalite des rases humaines. V. 1-2. P., 1933;

Hankins F.H. The Racial Basis of Civilization. N.Y.; L., 1926;

Lichtsinn H. Otto Ammon und die Sozialanthro-pologie. Fr./M., etc., 1987;

Race and racism: Essays in Social Geography. L. etc., 1987.

Gaulnier J. Spectre de Gobineau. Pauvret, 1965.

Биография

Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж . Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году Алексис де Токвиль , непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне , Ганновере , Франкфурте-на-Майне , Тегеране , Афинах , Рио-де-Жанейро и Стокгольме . Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в Турине.

Идеи

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии . Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса , или, что для Гобино является синонимом, этническая группа . По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства , которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции , согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект .

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом . Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике Xьюстон Чемберлен .

Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях , подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» . Гобино - ученик Стендаля и Мериме .

Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии . В г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке . Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха , хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену , возведен в ранг «народного мыслителя».

Библиография

  • Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века , ).
  • Les Pléiades (Плеяды, );
  • Nouvelles Asiatiques, .
  • Histoire d’Ottar Jarl, .
  • La Renaissance (Savonarole, César Borgia), .
  • Alexandre (Александр Македонский).
  • Amadis (посмертн).
  • Etudes critiques ( -), P., Sim. Kra, .
  • Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., .
  • Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., .
  • Великий чародей, перевод Р. Ивнева , Гиз, М., .
  • Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., .
  • Журнал «Europe» от 1/Х- (статья и подробная библиография).
  • Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, .
  • Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, .

Примечания

Литература

  • Пьер-Андре Тагиефф Цвет и кровь. Французские теории расизма = La couleur et le sang doctrines racistes a la francaise. - М .: Ладомир, 2009. - 240 с. - ISBN 978-5-86218-473-0

Ссылки

  • Гофман А. Б. Элитизм и расизм (критика философско-исторических воззрений А. де Гобино) // Расы и народы. Вып.7. - М., 1977. - С.128-142

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 14 июля
  • Родившиеся в 1816 году
  • Родившиеся в Виль-д"Авре
  • Умершие 13 октября
  • Умершие в 1882 году
  • Умершие в Турине
  • Историки Франции
  • Социологи Франции
  • Расология
  • Расизм
  • Писатели Франции
  • Писатели на французском языке
  • Историки по алфавиту
  • Графы
  • Дипломаты Франции
  • Востоковеды Франции
  • Востоковеды XIX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

Введение

Жозеф Артюр де Гобино, граф (фр. Joseph Arthur comte de Gobineau ; 14 июля 1816-1882) - известный французский писатель-романист, социолог, автор расовой теории, впоследствии "взятой на вооружение" национал-социалистами .

1. Биография

Гобино происходил из дворянской семьи. В 1835 году приехал в Париж. Работал служащим во Французской компании газового освещения, затем в почтовом ведомстве, одновременно подрабатывая журналистским и литературным трудом. В 1849 году А. де Токвиль, непродолжительное время занимавший пост министра иностранных дел, принимает его на службу в качестве начальника своей канцелярии. После отставки Токвиля Гобино находится на дипломатической службе, являясь первым секретарём, а затем главой дипломатических миссий в Берне, Ганновере, Франкфурте-на-Майне, Тегеране, Афинах, Рио-де-Жанейро и Стокгольме. Однако послом он не стал и вынужден был раньше времени уйти в отставку.

Деятельность Гобино не ограничивалась сферой дипломатии: он был талантливым писателем, выступавшим в самых различных жанрах: новеллы, романа, поэмы, драмы. Он писал труды по истории Востока и оставил лингвистический «Трактат о клинописях». Публицистическая деятельность Гобино также была активной. Он увлекался и скульптурой. Его основное сочинение, четырёхтомный «Опыт о неравенстве человеческих рас» (1853, 1855), при жизни автора не пользовалось успехом. Современники почти не замечали его творчества. Скончался 13 октября 1882 года в психиатрической лечебнице Гренобля.

2. Идеи

Жозеф-Артюр де Гобино оставил след в истории социальной мысли как один из основоположников современной расистской идеологии. Гобино был по существу первым в XIX в., кто в развернутом виде сформулировал объективный тезис о расовом неравенстве как объясняющем принципе исторического развития, отразив таким образом субъективную духовную оценку равенства, как идеи, являющейся для человека унизительной. Гобино отождествлял равенство с торжеством посредственности, усредненности, одинаковости, серости. Таким образом, расизм у Гобино - неотъемлемая составная часть его элитистского мировоззрения. Все виды равенства способны вызвать отвращение, но расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным и первичным, из него, по мнению Гобино, проистекают все остальные иерархии.

Центральная проблема, которую Гобино ставит и стремится разрешить в своем главном труде, - это проблема упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или, что для Гобино является синонимом, этническая группа. По его мнению, социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас (этнических групп), но, напротив, детерминируются ими. Институты, которые не согласуются с глубинными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Гобино отрицает цивилизующую роль мировых религий, например, христианства, которое, будучи воспринято самыми различными народами, не может само по себе поколебать их глубинных характеристик и наклонностей.

В трактовке происхождения человеческих рас Гобино тяготеет к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.

Цвет кожи служит для Гобино основанием выделения трех основных рас: белой, жёлтой и чёрной. Эти расы Гобино рассматривает в виде трёхступенчатой иерархической лестницы с белой расой вверху и чёрной - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по Гобино, «арийцы». Расы, по его мнению, отличаются постоянством и неуничтожимостью физических и духовных черт; белая раса превосходит остальные в физической силе, красоте, упорстве и т. д. Но самый главный критерий места в расовой иерархии - это интеллект.

Реальное существование трех «чистых» расовых типов Гобино относит к далекому прошлому. Таким образом, «чистых» первоначальных рас давно уже не существует, и в современную эпоху имеют место расовые типы, бесчисленное множество раз смешанные между собой. Понятие «раса» у Гобино выходит из узких антропологических определений, получая символический смысл.

Гобино стремится обнаружить внутренние, «естественные законы, управляющие социальным миром», которые обладают неизменным характером. Такими двумя законами, по Гобино, являются законы отталкивания и притяжения между человеческими расами. В качестве конкретизации этих «законов» выступает фатальный феномен смешения разделенных рас и их бесчисленных комбинаций. Смешение представляет собой необходимый источник возникновения и развития цивилизаций (с обязательным участием «белой» расы), но оно же в дальнейшем является причиной их вырождения.

Тезис о пагубном характере расовых смешений определяет антиколониалистскую позицию Гобино, так как колониальные захваты, по его мнению, способствуют смешениям и, следовательно, вырождению европейской цивилизации.

В трактовке судеб цивилизаций фатализм у Гобино тесно связан с пессимизмом. Он констатирует вырождение европейской цивилизации и пророчит её близкий конец. Гобино отрицает существование общественного прогресса и считает, что европейская цивилизация во многом движется по пути регресса.

Фатализм и пессимизм Гобино исключали практическое применение расистских постулатов, за что и подвергал его критике X.C. Чемберлен.

3. Беллетристика

Жозеф де Гобино проводил свои взгляды и в беллетристических произведениях, подчёркнуто резко изображая классовую борьбу, становясь при этом на сторону аристократии. Будучи ориенталистом по увлечениям, Гобино передаёт «couleur locale» в «Азиатских новеллах», его «Тифенское аббатство», «Возрождение» . Гобино - ученик Стендаля и Мериме.

4. Гобино и национал-социализм

Известность и признание пришли к Гобино только после его смерти и вначале не на родине, а в Германии. В 1894 г. в Германии было основано «Общество Гобино», число членов которого в 1914 г. достигло 360. Особенно активную роль в распространении гобинизма в Германии сыграл основатель этого общества Людвиг Шеман, издавший ряд сочинений Гобино и исследований о нём. Он же в 1897-1900 гг. впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке. Национал-социалистические теоретики оценили это сочинение так высоко, что специально подобранные фрагменты из него публиковались в 30-е годы в популярных антологиях о расах и приводились даже в школьных учебниках. Таким образом идеи Гобино пригодились в идеологии Третьего рейха, хотя он и не был, подобно X.C. Чемберлену, возведен в ранг «народного мыслителя».

5. Библиография

    Abbaye des Typhaines (Тифенское аббатство, из эпохи восстания коммун XII века, 1867).

    Les Pléiades (Плеяды, 1878);

    Nouvelles Asiatiques, 1876.

    Histoire d’Ottar Jarl, 1879.

    La Renaissance (Savonarole, César Borgia), 1877.

    Alexandre (Александр Македонский).

    Amadis (посмертн).

    Etudes critiques (1844-1848), P., Sim. Kra, 1927.

    Кандагарские любовники, перевод И. Мандельштама, изд. «Книжный угол», П., 1923.

    Влюбленные из Кандагара, Гиз, М., 1926.

    Великий чародей, перевод Р. Ивнева, Гиз, М., 1926.

    Kretzer E., A. Graf v. Gobineau, Lpz., 1902.

    Журнал «Europe» от 1/Х-1923 (статья и подробная библиография).

    Schemann C. L., Quellen und Untersuchungen zum Leben Gobineaus, 2 Bde, 1919.

    Lange M., Le comte A. de Gobineau, étude biographique et critique, 1924.

Список литературы:

    Виктор Клемперер. LTI. Язык Третьего рейха.

Просмотров