Как дается благодать святого духа. Воскресная школа

С праздником, дорогие братья и сёстры!

Мы с вами уже на исходе замечательного периода святой Пятидесятницы, который в каком-то смысле корреспондирует времени Великого поста. Есть семинедельный пост и есть семинедельная Пятидесятница. Неслучайно даже богослужения в это время совершаются по особым книгам: во время поста и подготовительных недель по Триоди постной, а во время святой Пятидесятницы и следующей недели до Петрова поста – по Триоди цветной, – и эти книги одни из самых замечательных и древних в нашем церковном обиходе. Они часто значительно глубже и интереснее того, что мы читаем в Минеях, где на каждый день расписаны богослужения, посвящённые тем или иным святым и церковным событиям.

Троица всегда является и каким-то завершением, и началом. Это всегда какая-то тайна, всегда что-то мистическое, глубокое, требующее вдохновенного взгляда на то, что же церковная традиция нам предлагает здесь вспоминать, в какую Тайну углубляться.

С одной стороны, мы с вами хорошо знаем, что Пятидесятница – это день рождения Церкви. Дух Святой сходит на собрание учеников Христовых, на первоначальное церковное собрание, потому что Новый Завет не мог открыться и вступить в действие только в силу того, что Христос совершил спасение. Нужно было ещё что-то, что изменило бы до конца само сердце людей, верующих во Христа. Христос на Кресте и в Воскресении, конечно, заключает с Богом-Отцом Новый Завет, но он ещё не может действовать в людях, которые не получили дара Духа и не обрели мудрости, соответствующей этому дару. В Ветхом Завете тоже было прикосновение к Духу, тоже были откровения Духа и тоже была своя мудрость, которую мы неплохо знаем благодаря Священному писанию Ветхого завета. Однако мы видим, какой огромный шаг вперёд был сделан со вступлением Нового Завета в действие.

В день Святой Пятидесятницы в тропаре праздника мы с вами только что пели:


Ты соделал премудрыми рыбарей,
ниспослав им Духа Святого,
и через них уловил все народы.
О человеколюбивый, слава Тебе!

Ниспослание Духа означало явление новой силы – люди по-новому узнали Бога как Духа. По-новому, хотя и были прежде так или иначе, особенно через пророков, приобщены к тому же Духу. Но люди не знали того откровения Духа, которое дано нам в Новом Завете.

Однако этого мало. Если сила Духа явилась, то человек становится мудрым, он обретает новый смысл жизни.

Благословен Ты, Христе Боже наш,
Ты соделал премудрыми (!) рыбарей,
ниспослав им Духа Святого,
и через них уловил вселенную.

Чтобы «уловить вселенную», чтобы исполнить великое поручение Христа сделать Его учениками все народы (Мф 28:19), надо иметь эту мудрость. А обрести её автоматически нельзя. Не достаточно только пожелать её или даже выразить это пожелание в молитве. Многие молились об обретении Духа и его даров, а некоторые даже были готовы заплатить за это изрядную сумму, однако это только гневило Бога. И дело не только в том, платно или бесплатно этот дар даётся людям, а в том, с каким сердцем и для чего они просят себе Духа. Вот если они хотят обрести мудрость, чтобы «уловить вселенную», даже если они простые рыбаки, или крестьяне, или люди городского класса, простые мещане, – то это радует Бога, и Бог в ответ радует нас этим даром мудрости в Духе Святом. Все остальные наши побуждения суетны. Когда мы просто хотим себе здоровья, достатка, покоя – это не основание для получения Духа, и мудрость такой человек не обретёт.

Сегодня здесь было крещение, и мы крестили только детей – это очень редко у нас бывает: обычно мы крестим детей вместе со взрослыми, как бы прибавляя их к взрослым людям. А вот сегодня крестили троих девятилетних детей и ещё одного миропомазывали. И это было благодатное, хорошее крещение. Оно, конечно, должно было совершаться как-то иначе, не так, как в случае со взрослыми людьми, потому что детям трудно понять то, о чём говорится в молитвах. Часто они ничего не понимают – даже девятилетние, я уж не говорю о тех, кто младше по возрасту, – им очень сложно войти в то, что происходит. Но когда уже начинают совершаться таинства – покаяние, крещение, миропомазание, и они готовы по-новому идти на литургию, причащаться, благодарить, – тут всегда что-то происходит, и дети, немножко отвлекающиеся, немножко скучающие (потому что ничего не понимают), включаются, они как бы готовы к тому, чтобы исполнять сказанное, хотя и не понимают, что сказано. Их сердце открывается, у них появляется какое-то новое доверие, появляется новый настрой, лица, как всегда в таких случаях, меняются (правда, мы можем вспомнить нечто подобное даже в случае с младенцами, а уж что говорить про таких больших детей).

Но исполнить волю Божью они ещё не могут. Идти и просвещать все народы, делать их учениками Христовыми они ещё не могут. Ну куда пойдет девятилетний ребенок, интересно? В школу он пойти может, но что в школе делают? В нормальном случае учатся. Это не всегда получается, но всё-таки иногда получается.

Итак, люди уже как-то приобщаются благодати – это видно, это можно засвидетельствовать, и это радостно, и все, кто сегодня присутствовал на крещении, я думаю, это подтвердят. Но исполнить волю Божью они пока не могут. Почему? Потому что у них нет этой мудрости, которую нужно принять, получив Духа. Они пока ещё «накапливают», и их надо продолжать учить до тех пор, пока они не смогут научиться, катехизируясь и входя в полноту церковной жизни – в братстве, в общине, так, как положено по апостольскому преданию нашей православной церкви.

И вот когда происходило это замечательное крещение, я думал: как быть? Церковь всегда колебалась: крестить детей или не крестить. Потому что обрести веру и учиться они могут и некрещёными – они, конечно, должны быть оглашаемыми, должны быть приобщены к благодати, но нужно ли для этого крещение? Этот вопрос остался для меня вопросом, несмотря на то, что можно было в очередной раз засвидетельствовать, что крещение детей было благодатным. Вот в храмах часто крестят так, что засвидетельствовать этого нельзя, то есть можно засвидетельствовать прямо обратное, что это не крещение, а надругательство над таинством. И таких случаев полно, мы знаем множество формально крещёных. Они никакие не крещёные, не нужно обманываться на этот счёт. Но в данном случае точно можно было сказать, что крещение произошло и что благодать коснулась всех этих детей, хотя они все по-разному были подготовлены и совершенно разного характера (вы знаете какая непростая современная ситуация среди детей этого возраста в духовном, душевном и физическом отношении). Единственный ответ, который я нашёл, и даже сказал об этом в проповеди, – что есть великое поручение Христа, но исполнить его им нужно будет позже. Для этого-то им будут нужны и благодать, и премудрость.

Но что дети! У нас часто со взрослыми та же беда: благодать люди как-то получают, а мудрости в них немного. Что тут делать? С детьми понятно: они как ходили в школу, как их родители учили, так это и будет продолжаться до их более или менее взрослого состояния, до возможности их оглашения и так далее. А как быть со взрослыми? Ответ худо-бедно понятен, если они не оглашены. Хотя мы знаем, как много людей откажется идти на оглашение. Скажут: «я крещёный, я причащаюсь, чего вы от меня хотите, вообще отстаньте вы все со своим Евангелием». Мы знаем, как иногда реагируют даже на обычных членов нашего братства, скажем, члены их семей, которые часто считают себя верующими, но при этом категорически против того, чтобы их близкие вообще куда-то ходили, что-то читали, тем более где-то учились, потому что это отрывает их от дома, а нужно дома сидеть. Сидеть дома! По сути дела это два христианства. По сути дела это две церкви – одна Христова, а другая – не знаю, чья... Как бы «домашняя» – но и дома в таких случаях радости немного, и благодати, мягко скажем, немного, да и на работе так же. Как быть?

Мы празднуем праздник Святой Троицы и должны очень хорошо знать, что нам передаёт церковная традиция в этот день. Она даёт строгое задание нам самим и всем нашим ближним: обрести Дух и сохранить его, обретя Премудрость – Премудрость Божью, а не только человеческую. Человеческая премудрость в таких случаях «не пользует нимало». С человеческой премудростью можно защищаться, стать доктором наук, хоть академиком, или быть хорошим бизнесменом, или что-то ещё в этом роде, быть каким-то очень активным деятелем, в том числе культуры, искусства и так далее, без всякой благодати. Можно! В наше время для этого благодать не нужна, она даже «вредна». А вот исполнить волю Божью, исполнить слово Христово без божественной Премудрости – той, которая открылась нам на Пятидесятницу, а не только той, которая была известна в Ветхом Завете или в языческом мире, – невозможно. Путать эти вещи нельзя.

Неслучайно Христос даёт нам новое откровение, Он образует Свою Церковь из людей, которые обрели и Дух, и Смысл, обрели и Дух, и божественную Премудрость через Его Любовь и через веру во Христа. И эта Церковь – всегда малое стадо, это не миллиарды и во многих случаях даже не миллионы. Таких людей немного. Мы с вами это очень хорошо видим, изучая историю XX века: на кого сошёл Дух, кому открылась тайна божественной Премудрости через Христа, а кому нет. Иногда люди, не получившие Духа и Премудрости, могли страдать, потому что их тоже могли, как принадлежащих церковной организации, репрессировать. Бог – Судья, мы не о вечной их участи говорим, мы говорим о том, как они жили на земле.

Одни получают благодать, другие – нет. Одни воплощают её в этой Премудрости, в новой жизни, в центре которой стоит только Христос и ничто и никто иной, а другие – нет. Кому-то важнее остаётся его здоровье, или дача, или материальное благополучие, или общественное мнение, ну и много чего ещё: дети, семья, внуки, артистическая слава – что хотите. Если что-то подобное стоит в центре, то очень сомнительно, что люди, даже когда-то получив благодать, её сохранят. Очень вероятно, что они потеряют её и останутся пустыми, их сердце охладеет и померкнет, и Бог знает, возможно ли такому сердцу снова обрести благодать. Одни думают, что нельзя, другие святые думают, что можно. Наверное, надо стараться, а уж будь что будет.

Терять Дух нельзя. Терять Премудрость Божью нельзя. Надо всегда духовно возрастать и укрепляться, надо идти вперёд и вверх каждый день своей христианской жизни, не разменивая её на мелочи, оставаясь светом миру и солью земли. В этом весь смысл праздника Троицы. Это не «праздник русской березки», это что-то совсем другое. Мы с вами должны это не только знать и помнить, мы должны об этом спокойно, мирно и достойно, но уверенно свидетельствовать. Святая Троица открывается тогда, когда человек готов к принятию своим сердцем и разумом этой Премудрости. Тайна Святой Троицы есть Тайна Христовой Любви. Это не только Тайна Самого Христа, это Тайна Божья. И мы с вами христиане постольку, поскольку приобщены именно к этой Тайне Христовой Любви и к этой Тайне Святой Троицы. Когда мы готовы жить в Духе Святом, готовы жить во Христе, готовы жить в Боге нашем, Небесном Отце, тогда приближается к нам вплотную и Царство Божье, тогда обретаются те силы, которых так не хватает многим нашим современникам.

Владыка, в рукоположении каждому священнику подается особая благодать. Скажите, как это происходит, что за благодать получает пастырь?

- Господь оставил людям великий дар - благодать Святого Духа - и великий наказ: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28 , 19-20). Христос повелел, чтобы Его ученики передавали этот дар: Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10 , 8). Также Господь наделил апостолов властью вязать и решить грехи. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20 , 23), - сказал Христос. Именно эту власть, именно эту благодать, чтобы учить и священнодействовать, с древних времен принимают будущие священнослужители в хиротонии или рукоположении - в Таинстве священства.

Каждый священник, который, прежде всего, является преемником апостолов, не просто наделен Божественным даром - благодатью, он властен передавать его всем верующим. Например, в Крещении. Любой христианин, мирянин в этом таинстве через священнослужителя получает благодать Божью, становится ее наследником. Более того, священник не просто властен передавать благодать, он обязан это делать, обязан делиться ею с людьми, отдавать себя, нести Евангельское учение всему миру. В этом-то и заключается смысл священнического служения. Но в то же время это задача любого христианина, любого мирянина - ты должен не только сам спастись, но и стать проповедником спасения. Как сказал апостол Петр: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3 , 15).

Вы привели в пример строку из Евангелия, где Господь наделяет апостолов силой исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Но ведь современные священники ничего этого не могут. Почему благодать, данная духовенству, не проявляет себя в виде чудотворений, пророчеств, как это было у апостолов, святых?

Каждому времени Господь дает те дары, посылает тех праведников, которые необходимы для того, чтобы направить людей к спасению. Был в жизни христианской Церкви период, когда Господь подавал многим верующим дар слова, дар говорения разными языками. Дар разумения языков - это, кстати, один из главных даров, что получили апостолы. В Книге деяний об этом сказано: и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2 , 4). Тогда на Пятидесятницу каждый, кто был в Иерусалиме, услышал собственное наречие, в котором родился (ср.: Деян. 2 , 8). Дар разумения языков был необходим, чтобы апостолы могли пойти по всему миру и проповедовать Евангельское учение всем народам.

В древности, в первые годы существования Церкви был у людей и пророческий дар. Потом потихоньку Господь его забрал. Почему? Вполне вероятно потому, что необходимость в нем прошла. Церковь перестала в нем нуждаться. Наверное, если такой дар снова потребуется для проповеди веры Христовой, Господь его пошлет. Это произойдет помимо нашего желания: Дух дышит, где хочет (Ин. 3 , 8). Мы все члены Церкви, мы все несем определенное послушание, мы служим в Церкви, но ею, как и всем миром, управляет Господь. Он - Хозяин.

- Получается, что Дары, которые дает Святой Дух, могут быть разными, а благодать для всех одна - что для святых, что для священников, что для мирян?

Да, благодать - это некое обобщенное понятие. Дары Духа Святого - это тоже благодать, но они могут быть разными. Каждому человеку Господь открывается по-своему, в соответствии с его миропониманием, воспитанием. И простецу, и ученому с острым, живым умом Господь открывается в совершенно разных вещах. Скажи: «Бог есть, молись» - и первый сразу поверит, а второй, возможно, сотни книг прочтет, прежде чем Христа обретет. А может, и так: много прочтет, но все равно его ничто не уверит. Иными словами, у каждого своя мера, каждому дары подаются соразмерно трудам и в зависимости от того, к чему сердце расположено. Одному дается дар молитвы, другому - дар служения ближним. Далеко не каждый ведь может работать сиделкой, к примеру. Для этого нужно иметь расположение, способности, может быть, даже определенные черты характера. Кто-то легко смиряется, а кто-то вообще не может этого сделать, и все потому, что один любвеобилен, а другой суров.

Может ли священник лишится благодати, данной ему в хиротонии? Может ли Господь ее забрать? Например, если священник ведет неблагопристойный образ жизни.

Таинство священства, как и Таинство Крещения, как и вообще все церковные таинства, - невозвратно. В таинствах человек обручается с Богом. В Крещении он вступает в Церковь, в хиротонии - соединяется с Церковью брачными узами. Поэтому невозможно «раскреститься», невозможно «развенчаться», невозможно сложить с себя сан. Другое дело - наши неблаговидные, греховные поступки, за которые мы и теряем благодать. Не просто теряем, а сами себя ее лишаем. У пастыря, который, как и все люди, может ошибаться, может чего-то не уметь, может в чем-то заблуждаться, грешить и вообще быть не таким, каким его себе представляют окружающие, благодать священства не отнимется. Все таинства, которые он совершает, будут действенными и истинными, однако для своего личного спасения такой батюшка потеряет очень многое… Поэтому не нужно бояться, что действия неблагочестивого священника повредят мирянину. Мирянин должен в первую очередь о себе, о своей душе заботиться. Священник может ошибаться, падать, но за это Господь не оставит его паству без благодати.

- А можно ли вернуть благодать? Если да, то как это сделать?

- Благодать можно вернуть только через исправление той ситуации, в которой человек ее потерял. Об этом говорит и преподобный Иоанн Лествичник. Если ты потерял благодать, то вспомни, когда, в какой момент это произошло. Что ты сделал, чем согрешил? Вернись к этому и исправь то, что в твоих силах. В жизни как бывает: мы говорим о трудностях, размышляем, откуда они взялись и как их побороть. Но ведь порой достаточно внимательно посмотреть на обстоятельства, при которых они произошли, и сразу все становится понятно - почему так случилось, кто виноват. Если ты виноват, то исправься, пересмотри свое поведение, и тогда, возможно, все начнет налаживаться. В духовной жизни все устроено точно так же. Почувствовал, что ушла благодать, а каждый человек, я в этом убежден, если хоть чуть-чуть старается жить духовной жизнью, - это чувствует, исправь ошибку. Да, это может быть непросто, на это может уйти много времени, но все равно, попытаться это сделать обязательно нужно. Только так можно добиться результата и вернуть благодать.

- Из Евангелия мы знаем, что хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем (см.: Мф. 12, 32). Скажите, что это за грех и почему он не прощается?

Хула - это отрицание очевидного. Хула - это сознательное попрание совести. Я сейчас не говорю о тех случаях, когда человек не хочет грешить, но все равно согрешает, нет. Хула на Духа Святого - это нечто другое. Вот человек видит в своей жизни Промысл Божий, видит, что Господь о нем заботится, чувствует, что Бог есть, и все равно это отрицает, отвергает Его и Его помощь. То есть человек сознательно совершает грех Иудин. Ведь в чем заключается предательство? В том, что Иуда, все понимая, отрекается. Он понимает, Кто перед ним, и, несмотря на это, не останавливается, не пытается исправить ситуацию, а идет до конца. Хула на Духа Святого - то же самое. Это смертный грех. Апостол Иоанн говорит, что есть грех к смерти , а есть грех не к смерти (ср.: 1 Ин. 5 , 16-17). Грех не к смерти - это наши повседневные проступки, ошибки, которые мы все без исключения совершаем, но в которых каемся, которые преодолеваем и движемся дальше. Грех к смерти - это грех, который человек принял и в котором укоренился.

Но любой грех может быть прощен при условии, что человек осознал, что не прав, раскаялся. Что такое покаяние? Покаяние - это отказ от греха, это попытка стяжать добродетели. Если человек переменит свое духовное устроение, искренне сокрушится о грехе, то, конечно, Господь его простит. И хулу простит, но только если человек поймет, что он был не прав и в чем именно.

Владыка, последний вопрос «родился» в храме. Не часто, но бывает, что во время «затяжной» Херувимской прихожане говорят: «Так долго потому, что Святой Дух на Дары еще не сошел». Можно ли вообще определить, в какой момент сходит Дух?

Дух Святой сходит вечно. Он не ограничен ни временными, ни пространственными рамками. Дух Святой всегда сходит во время Литургии, если ее совершает законно рукоположенный священник, если он исполняет определенные священнодействия, если искренне молится. Но Литургия - это таинство, которое все-таки зависит от Бога, а не от человека. Господь говорит: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18 , 20). Там - в храме, на Литургии - всегда присутствует и Господь, и Божественная благодать. Другой вопрос - как ощущает это человек. Если он ничего не чувствует, это не значит, что ничего не происходит.

Благодать Святого Духа – «спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни». (Брошюра «Всенощное бдение. Литургия» изд. Московской Патриархии. Москва. 1991 г. стр. 54).
Благодать Святого Духа (сокращ. благодать) – это реально существующая Божественная энергия (энергия – деятельная сила греческ.), дарованная Господом Иисусом Христом Своей Церкви почти две тысячи лет назад и доныне пребывающая в сохранившей чистоту Вероучения Святой, Соборной, Апостольской, Православной Церкви.
О Благодати Святого Духа следует рассказать подробней, так как это ключевой вопрос в понимании внутренней жизни Церкви, её предназначения.
Когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь Евангелия Царствия Божия, он даровал нам Новую Заповедь – Заповедь Любви. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга!» (Иоан. 13.34)
Эти слова были обращены к народу, который уже много веков жил по данному от Бога через пророка Моисея «Ветхому» Закону – закону справедливости: «око – за око, зуб – за зуб».
И вдруг этот народ слышит слова Иисуса: «Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (Матф. 5.43-44)
Народу, чтобы поверить в то, что Иисус действительно послан Богом, нужны были подтверждения, и Он дал эти подтверждения.
Евангельские повествования изобилуют описаниями неисчислимых чудесных деяний, совершённых Господом Иисусом Христом; исцелений неизлечимых больных, хождения по воде, насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами, воскрешения мёртвых и множества других.
Понимая, что для совершения всех этих деяний требуется сверхъестественная сила, люди спрашивали у Иисуса, какой силой Он совершает чудеса, и Иисус свидетельствовал, что совершает их Силою Отца Своего.
В Евангелии от Луки прямо сказано: «от Него исходила сила и исцеляла всех». (Лук. 6.19)
Эта СИЛА И ЕСТЬ БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ СВЯТОГО ДУХА
Очень важно для христианина понимать, что поскольку все чудеса, совершаемые Господом Иисусом Христом, реальны (кто бы стал Его слушать и следовать за Ним, если бы люди не видели исцелённых больных, воскресших мертвецов, если бы 5000 человек не насытились кусками от пяти разломленных Иисусом хлебов), то и Божественная Благодать Святого Духа, совершающая через Иисуса все эти чудеса, также реальна.
Посылая Своих учеников – Апостолов на проповедь Евангелия для того, чтобы и они могли подтверждать свои слова чудесными деяниями, Иисус наделил их Силой Святого Духа, даровав им способность творить чудеса и передавать эту Силу другим людям. Апостолы, разойдясь во весь мир с проповедью Евангелия Царствия Божия, исцеляли больных, изгоняли нечистых духов, воскрешали мёртвых; словом проповеди и чудесами приводили к вере в Воскресшего Господа тысячи новых христиан. В селениях и городах они собирали из уверовавших общины – малые церкви, и, избирая достойных, с молитвой возлагали на них руки, передавая избранным дарованную Богом Силу Святого Духа, необходимую для совершения священнодействий.
Эти избранные, получившие от апостолов Благодать Святого Духа, вместе с Ней получили и власть совершать этой Силой священнодействия, а также передавать Её другим. Они стали первыми после Апостолов носителями Благодати – Епископами Церкви, которые также через возложение рук передали Благодать своим преемникам – епископам, священникам, диаконам.
Вот уже почти две тысячи лет в Святой Соборной Апостольской Православной Церкви действует передаваемая в Таинстве Хиротонии (хиротония – возложение рук греческ.) Божественная энергия – Благодать Святого Духа, носителями которой являются священнослужители.

По материалам книги священника Александра Торика «Воцерковление для начинающих»

Преподобный Антоний Великий:

Благодать Духа Божия преимущественно дается тем, которые от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни в чем не уступать врагу. Впрочем, Святой Дух призвавший их, сначала все делает для них легким, чтобы поощрить и утешить вступающих в подвиг покаяния, а потом показывает им всю трудность добродетельного пути. Помогая им во всем, Он учит их, как нести труды покаяния, и полагает им пределы и образ как в отношении к телу, так и в отношении к душе, пока не приведет их к совершенному обращению к Богу.

Преподобный Макарий Великий:

Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце - в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами, и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе. Так и истинный Художник Господь украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души.

Преподобный Марк Подвижник:

Человек, хотящий почувствовать в себе действие Святого Духа прежде исполнения заповедей, подобен купленному рабу, который - как только его купили - хочет, чтобы вместе с уплатой денег подписали ему свободу.

Преподобный Кассиан Римлянин:

В деле нашего спасения участвуют и благодать Божия и свободное наше произволение. Человек, хотя может иногда желать добродетели (стремиться к совершенству), но чтобы исполнить эта желание, всегда нуждается в помощи Божией. Не следует думать, человеческая природа способна к одному только злу, Творец всеял в наши души семена всех добродетелей, но для их возрастания нужно воздействие со стороны Бога, так однакоже, что в человеке всегда пребывает свободное произволение принимать или не принимать эти благодатные воздействия.

Как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так Им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или достойное наказание, судя по тому, не радеем ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с промыслом Божиим, простертым на нас Его благостным благоволением. Это ясно раскрылось, например, при исцелении иерихонских слепых. То, что Господь проходил мимо них, это дело Божественного снисхождения. Но то, что они взывали: “ Помилуй нас, Господи, Сын Давидов” (Матф. 20:31), это дело их веры и надежды. Самое же прозрение слепцов - это опять же дело милости Божией.

Благодать Божия всегда направляет нашу волю в добрую сторону, так однакож, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать своих даров беспечным, она выискивает случаи, которыми побуждает нас от холодной беспечности, чтобы щедрое сообщение ее даров не казалось беспричинным, сообщает их после нашего желания и труда. При всем этом однакож благодать всегда дается даром, потому что за наши малые усилия воздает с безмерной щедростью. Поэтому сколько бы не были труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне-даемою. Апостол языков, хотя говорит, что “потрудился более всех апостолов,” впрочем присовокупляет, что “труды эти не ему принадлежат а благодати Божией, которая с ним” (1 Кор. 15:10). Таким образом, словом: “со мною” показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и беспечности пребывающему, а тогда, когда он трудился.

Преподобный Исаак Сирин:

В какой мере человек приближается к Богу своим намерением, в такой Бог приближается к нему Своими дарованиями.

Блаженный Диадох:

Благодать вначале обыкновенно озаряет душу своим светом с сильным того ощущением, а когда успехи в духовно-христианской жизни подвинутся вперед, тогда она большей частью неведомо для боголюбивой души совершает в ней свои таинства; чтобы после того (по умиротворении души) ввести нас в радовании на путь божественных созерцаний, как будто бы мы только были призываемы из неведения в ведение, посреди же подвигов (умиротворения души от страстей) блюсти наш помысел нетщеславным. Подобает нам в меру быть ввергаемыми в печаль, как бы мы были оставлены благодатью, чтобы больше смирились и научились покоряться Господним о нас определениям; а потом благовременно входить в радость, окрыляться надеждой; ибо как безмерная печаль вводит душу в безнадежность, так и чрезмерная радость приводит к самомнению и кичению. Говорю - о младенствующих еще жизнью и разумом. Между просвещением благодати и оставлением середина - искушение; а между печалью и радостью середина - надежда. Ибо говорится: “Уповал на Господа, и Он преклонился ко мне” (Пс. 39:2) и еще: “ При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твоя услаждают мою душу” (Пс. 93:19).

Благодать действует через ум, а сатана через плотские чувства и влечения. Святым Крещением Сатана извергается из души, однако ему попускается действовать на нее через тело. Благодать Божия вселяется в самую глубину души, то есть в ум. Ибо, как говорится: Вся слава дщери царя внутри, невидима для бесов (Пс. 44:14). Поэтому, когда мы с теплотой вспоминаем о Боге, то чувствуем, что любовь, как бы потоком течет из самой глубины сердца нашего. Злые же духи нападают на телесные чувства и в них гнездятся, удобно действуя через подручную им плоть на тех, кто еще младенчествует душой. Таким образом, ум наш, согласно апостолу Павлу, всегда соуслаждается закону Духа, чувства же плотские легко увлекаются сластолюбивыми склонностями (Рим. 7:18). Оттого в тех, которые ревностно преуспевают в ведении, благодать через чувства ума и само тело веселит неизреченным радованием. Когда же нерадиво и беспечно течем путем благочестия, то бесы убийцы, находя нас такими, пленяют нашу душу через телесные чувства, насильно увлекая ее к тому, чего она не хочет.

Говорящие, что два лица, то есть Дух благодати и дух греха вместе сопребывают в сердце верующих, в подтверждении этого своего мнения приводят слова Писания: “ Свет во тьме светит и тьма его не объяла его” (Иоан.1:5) и выводят, что божественная светлость нисколько не оскверняется от сопребывания с лукавым, хотя бы свет Божественный никако и приближался ко тьме бесовской. Но то-же Евангельское слово обличает таковых, что они мудрствуют не согласно со святым писанием: “Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими” (Иоан. 1:9-12).

Итак, не о сатане говорит Евангелист, что он не познал света истинного, потому что он от начала был чужд его, но достойно порицает этим словом людей, которые, слыша о силах и чудесах Божиих, не хотят однакож приступить к свету ведения Его, по причине омрачения сердца их. Господь научает нас в св. Евангелии Своем, что когда сатана, возвратясь, найдет дом свой выметенным и пустым, найдет семь духов, злейших его, входит в него и гнездится там, делая последнее состояние человека того хуже первого (Лк. 11:25). Отсюда надлежит уразуметь, что пока Дух Святой обитает в нас, дотоле сатана не может войти в глубину души и обитать там. По Апостолу (Рим. 7:25) дьявол огненными стрелами нападает на души, носящие в себе Христа Господа, и если не может, как прежде, гнездиться в уме подвизающихся по причине присутствия в нем (уме) благодати, то как гнездящийся в теле, налегает на похотную мокротность, чтобы ее влечением прельстить душу. Почему надлежит иссушать тело, чтобы ум, увлекаемый похотью, не поскользался на приманке сладострастия и не падал.

Преподобный Исаак Сирский:

Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение.

Преподобный Никита Стифат:

Всякое подвизающихся оставление благодатью бывает обыкновенно за следующие вины: 1) за тщеславие, 2) за осуждение ближнего и 3) надмение добродетелями. Почему как скоро что либо из этого окажется вошедшим в душу подвизающихся, то это причиняет им оставление от Бога и не избежать им праведного осуждения за это при падениях, пока, отвергши то, что было прежде причиной оставления, не поспешат стать смиренномудрыми.

Преподобный Григорий Синаит:

Те, которые теряют благодать страдают сие за неверие и нерадение; а которые опять обретают ее, сподобляются этого за веру и рачение. Эти последние подвигаются вперед и вперед; а те, противоположные им, совсем обращают вспять. Благодать приемлющие бывают как зачавшие и непраздные Духом; но бывает, что они отметают божественное семя или через падение, или оттого, что овдовевают от Бога по причине общения с врагом, укрывающимся внутри их. Оставление благодати бывает действа ради страстей (ради услаждения страстными движениями) и совершенное ее лишение ради делания грехов. Ибо душа сластолюбивая и грехолюбивая лишается благодати, и через то делается жилищем страстей.

Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: 1 - Бог, невидимый и безвидный, безначальный и не созданный, причина всего сущего, Тройное Единое и Пресущественное Божество; 2 - чин и стояние умных сил; 3 - составление видимых вещей; 4 - домостроительное сошествие Слова; 5 - всеобщее воскресение; 6 - страшное второе Христово Пришествие; 7 - вечная мука и 8 - Царство Небесное. Четыре первые - прошедшие и совершившиеся, а четыре последние - будущие и еще не проявившиеся, ясно однакож созерцаемые и признаваемые стяжавшими благодатью полную чистоту ума. Приступающий же к этому без света благодати пусть знает, что он строит фантазии, а не созерцание имеет, мечтательным духом будучи опутываем фантазиями и мечтающий.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский:

Благодать святого духа есть достояние каждой души христианской и в то же время - совершенно необходимая помощь свыше истинно христианской жизни. Предоставленные одним своим силам, мы не можем совершить ничего истинно доброго, по слову Господа: “ Без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15:5).

Без благодатной помощи ты не можешь победить ни одной своей страсти. Поэтому всегда проси помощи у Христа, твоего Спасителя. Для того Он и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать тебе, чтобы спасать тебя от насилия страстей и очищать твои грехи, чтобы Духом Святым давать тебе силу творить добро, чтобы просвещать и умиротворять тебя. Ты спрашиваешь: “Как спастись, когда на каждом шагу соблазн и каждую минуту грешишь?” На это ответ простой: “На каждом шагу и каждую минуту призывай Спасителя. Так ты спасешь себя и других.”

Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или Святую Троицу, очищающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла, утешающая и ободряющая в напастях, скорбях и болезнях, споручительствующая в получении вечных благ, уготованных Богом на небесах избранным Его. Горд ли кто был, самолюбив, зол, завистлив, но стал кроток и смирен, самоотвержен, ради славы Божией и блага ближнего, ко всякому доброжелателен, снисходителен, уступчив без потворства, - он стал таким силой благодати. Неверующим ли кто был, но сделался верующим и усердным исполнителем предписаний веры, - он стал таким силой благодати. Сребрелюбив ли кто был, корыстен, неправосуден, жестокосерд к бедным, но, переменившись в глубине души, сделался нестяжателен, правдив, щедр, сострадателен, - он обязан этим силе благодати Христовой. Был ли кто чревоугодником, многоядущим и многопиющим, но сделался воздержником, постником, не по болезни или по сознанию вреда для тела невоздержания, но из сознания цели нравственной, высшей, - он стал таким по силе благодати. Был ли кто ненавистником и злопамятным, мстительным, но сделался вдруг человеколюбивым, любящим и самих врагов, недоброжелателей и ругателей своих, не помнящим никаких обид: он стал таким по возрождающей, претворяющей и обновляющей силе благодати. Холоден ли кто был к Богу, к храму, к богослужению, к молитве, вообще к таинствам веры, очищающим и укрепляющим наши души и тела, и вдруг, переменившись в душе, стал горяч к Богу, к богослужению, к молитве, благоговен к таинствам, он стал таким по действию спасающей благодати Божией.

Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и небоходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: “ Ищите прежде Царства Божия и правды Его” (Мф. 6:33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником царствия небесного.

Долго и я не знал во всей ясности, как необходимо укрепление нашей души от Духа Святого. А теперь Многомилостивый дал мне узнать, как оно необходимо. Да, оно необходимо каждую минуту нашего бытия, как дыхание необходимо на молитве и во всей жизни; без укрепления Его, душа наша постоянно склонна ко всякому греху и, значит, к смерти духовной. Она расслабевает, совершенно обессиливает от входящего в сердце зла и становится немощна для добра. Без укрепления от Духа Святого чувствуешь, как сердце подмывается от различного зла и готово ежеминутно потонуть в бездне его. Тут-то надобно, чтобы сердце наше стояло на камне. А камень-то - Дух Святой: Он укрепляет наши силы и, если человек молится, Он укрепляет сердце его в вере и надежде на получение просимого; Он воспламеняет душу его любовью к Богу, Он навевает на душу мысли светлые, благие, укрепляющие ум и сердце; если человек совершает различные дела, Он укрепляет сердце его сознанием важности и необходимости его труда и терпением несокрушимым, которое все трудности преодолевает. Он, при обращении с людьми различных состояний и обоих полов, вдыхает в него уважение к лицу человеку, который есть равно - образ Божий, кто бы он ни был, искупленный кровью Христа-Бога, и отвлекает его сердце и внимание от его иногда очень неблаговидной внешности тела и одежды, его грубости в слове и обращении. Он-то соединяет всех нас любовью, как чад Отца небесного и во Христе Иисусе учит нас молиться: “Отче наш, Иже еси на небесех.”

С величайшей осторожностью нужно держать в своем скудельном сосуде, в сердце, сокровище Духа, во чреве своем - реки воды живо й (Ин. 7:38); нужно бодрствовать над своим сердцем, быть кротким, удерживаться от раздражительности и движений самолюбия, привязанности к земному, от человеческих плотских восстаний; в противном случае, бесценное сокровище Духа мгновенно оставит нас; вдруг исчезнут из сердца мир и радость, - это чувство необыкновенной, ангельски-духовной легкости души, парящей на свободе сердца и мысли; исчезнут и эти реки воды живой, которые перед тем только текли и напояли обильно бразды души; душу наполнит чуждый огонь, мучительно палящий внутренности, лишающий ее мира и радости и наполняющий ее чувством скорби и тесноты и подстрекающий к раздражительности и хуле.

Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые, тебе благо, легко; когда на сердце спокойствие и радость, тогда в тебе Дух благой, Дух Святой, а когда в тебе недобрые помыслы, или недобрые сердечные движения, тогда - худо, тяжело; когда ты внутренне смущен, тогда в тебе дух злой, дух лукавый. Когда в нас дух лукавый, тогда при сердечной тесноте и смущении мы обыкновенно чувствуем трудность дойти сердцем до Господа, потому что злой дух связывает душу и не допускает ее возвышаться к Богу. Дух лукавый есть дух сомнений, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а Дух благой есть Дух несомненной веры, Дух добродетелей, Дух свободы духовной и широты, Дух мира и радости.

Так явно, так резко обозначаются и сменяются в нас царство Божие и царство врага, царство жизни и царство смерти. Христианин видит это внутренними очами и удивляется Божией правде и святости, удивляется и недремлемости врага, всегда “ как лев ищущего кого поглотить” (1 Петр. 5:8).

По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда - дух злой, и как можно чаще возвышайся благодарным сердцем к Всесвятому Духу, оживотворяющему тебя, и всеми силами беги сомнений, неверия и страстей, с которыми вползает в нашу душу духовный змей, вор и убийца наших душ.

Духа же Святого так же легко верующему привлекать к себе, как воздух; подобно воздуху, Он все наполняет и все проникает. Везде сый и вся исполняй. Кто усердно молится, тот привлекает к себе Духа Святого и молится Духом Святым.

Душе Святый, все мы христиане - Твое дыхание, Твое рождение после крещения, да и по первому зиждительному дуновению в лице первого человека, мы все, все племена земные - Твое дыхание, Твое рождение. Помилуй же и созижди всех нас, Душе Святый! Дыханием твоим прогоняй смрад грехов и страстей наших, искорени смрад всех греховных наклонностей.

Жить в Церкви Христовой - значит ощущать близость Божию и, одновременно, близость Небесной Церкви. - Близость не в смысле только исторических воспоминаний или церковного наследства, а как подлинное, реальное молитвенное соприкосновение с пребывающими в ней апостолами, мучениками, святителями, преподобными и всеми праведниками. Жить в Церкви - значит соприкасаться с духовным миром, все больше открывать свое сердце для вхождения в него Божией благодати. Причащение Тела и Крови Христовой, таинства Церкви и общественная молитва - это те средства, который Бог дал нам для восхождения от земного к небесному.

Старец Нектарий Оптинский:

Внешнее принадлежит нам, а внутреннее - благодати Божией. Потому совершайте внешнее, и когда оно будет в исправности, тогда и внутреннее образуется. Не надо желать или искать чудес. У нас одно чудо - Божественная литургия. Она - величайшее чудо, к которому нужно приникать всей душой.

Старец Силуан Афонский:

Каждый день мы питаем тело свое и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва. Как солнце греет и живит полевые цветы, и они влекутся к нему, так душа, любящая Бога, влечется к Нему и блаженствует в Нем, - и от многой радости хочет, чтобы все люди также блаженствовали. Господь для того и создал нас, чтобы мы вечно на небесах пребывали с Ним в любви.

Слава Господу и Его милосердию: Он так много возлюбил нас, что дал нам Духа Святого, Который учит нас всему доброму и дает силу побеждать грех. Господь, по многому милосердию Своему, дает нам благодать, и мы должны крепко хранить ее, чтобы не потерять, ибо без благодати человек духовно слеп. Слеп тот, кто собирает богатства в этом мире; это значит, что душа его не знает Духа Святого, не знает, как Он сладок, и потому пленяется землею. А кто познал сладость Духа Святого, тот знает, что она ни с чем не сравнима, и не может уже ничем плениться на земле, но пленен только любовью Господа, и покоен он в Боге, и радуется, и плачет о людях, что не познали Господа, и жалеет их.

Когда душа в Духе Святом, то она довольна и не скучает о небесном, ибо Царствие Божие внутри нас; ибо пришел Господь и вселился в нас. Но когда душа потеряет благодать; тогда скучает она о небесном и слезно ищет Господа.

Человек до благодати живет и думает, что у него все на душе хорошо и благополучно; но когда посетит его благодать и пребудет с ним, тогда он видит себя совершенно иначе, а когда потом снова потеряет благодать, тогда только узнает он, в какой великой беде находится.

Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: “Просите, и дастся.” И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией.

Чтобы иметь благодать, человек должен быть воздержанным во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище. И всякому воздержанию помогает поучение в слове Божием. Сказано: “Не одним хлебом будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.”

Блюдите благодать Божию: с нею легко жить; все делается хорошо по Богу, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по какому то прекрасному саду, в котором живет Господь и Божия Матерь. Без благодати человек - грешная земля, а с благодатью Божией человек по уму подобен ангелу. Ангелы умом служат Богу и любят Его, так и человек, как ангел по уму.

Блажены те, которые день и ночь имеют заботу - как бы угодить Господу, чтобы стать достойными любви Его: они опытом и ощутимо познают благодать Святого Духа.

Благодать не приходит так, чтобы душа не знала ее, и когда теряется благодать, то душа сильно скучает по ней и слезно ищет ее. Если бы у родителей пропало любимое дитя, то как они искали бы его повсюду. Но душа, любящая Бога, ищет господа с большей тоской и силой, так что и вспомнить не может про родных и милых людей.

Инструкция

С Божественной энергией, в том или ином ее проявлении, христианин встречается очень часто. Когда священник освящает воду, благодать меняет ее свойства, делая из обычной воды святую. Хорошо известные в христианском мире чудесные исцеления тоже осуществляются благодаря действию благодати. Она может проявлять себя в жизни христианина разными способами, в том числе и очень явно. Яркий пример действия благодати описан в известном разговоре прп. Серафима Саровского и Н.А. Мотовилова.

Чем обретается благодать ? Прежде всего, праведной жизнью, но не только ею. Соблюдение Божьих заповедей является необходимым, но не единственным условием. Более того, само желание обрести благодать уже является ошибкой, так как благодать – это не цель, а награда на пути служения Богу. Стремясь к благодати, человек попадает в сети , самонадеянности, априори считая себя достойным этого божественного дара.

Основными качествами, при наличии которых человек получает шанс ощутить благодать Святого Духа, являются смирение и кротость. Но и это лишь фон, на котором благодать может себя проявить, ее необходимые условия. До того как Святой Дух коснется сердца человека, оно должно быть очищено от грязи, что и достигается кротостью, смирением, незлобием.

Сердце очищается хотя бы в той минимальной степени, при которой Святой Дух может его коснуться. Но его надо позвать, открыв себя. А это, в свою очередь, достигается постоянным памятованием о Боге. Одним из способов такого памятования является Иисусова молитва. Помните о том, что в Иисусовой молитве важна не только повторяемая фраза, но и пауза между ее произнесениями. Именно пауза, момент тишины, в котором вы без единой мысли предстоите Богу, и является тем временем, когда вы приближаетесь к Святому Духу.

Потихоньку увеличивайте паузу, это должно происходить естественно, органично. Критерием того, что пауза слишком велика, служит появление посторонних мыслей. Молчание должна длиться ровно столько, сколько вы можете предстоять перед Богом. Предстоять – значит без единой мысли обращаться к Всевышнему всем своим существом.

Именно в такие секунды человек и может ощутить благодать , как совершенно конкретную энергию, конкретное чувство. Оно приходит внезапно, наполняя тело и сознание неописуемым блаженством и сладостью. Его нельзя ни с чем спутать, ощущение благодати божественно и непередаваемо. Неслучайно святой Исаак Сирин говорил о том, что тот, кто испил сего вина, никогда уже его не забудет.

Благодать приходит очень неожиданно и так же внезапно уходит. Ее появление можно расценивать как своеобразный аванс – Бог дает понять человеку, что видит его усилия, что он на правильном пути. Но следующее проявление благодати . Грубейшей ошибкой в этот момент становится тяга к благодати, желание вновь ее испытать. Поможет здесь молитва с просьбой избавить от неправильных мыслей, удержать на верном пути. Во всем полагайтесь на Бога, так как именно его силой осуществляется ваше восхождение.

Видео по теме

Поиск божественного начала в любом проявлении мира может привести к разным результатам. Но есть некоторые вещи, которые многими людьми толкуются одинаково, а поэтому требуют систематизации и обобщения.

Божья благодать

Используя разные , люди не всегда понимают, о чем говорят. Иногда не знают, потому что не проявляют любопытства, иногда их информация о данном понятии неверна. Божья благодать - это некая неощутимая физическими способами сила, которую посылает Бог человеку, для его очищения от скверны. Само слово благодать говорит о даре, то есть эта сила посылается случайно.

Так как вездесущ, то считается существом намного более развитым, чем человек. Для борьбы с человеческими пороками и страхами Господь дарует благодать. По большей части божья благодать - это проявление того или иного , подтверждение того, что он действительно всю свою веру и жизнь дарует Богу.

Божья благодать - представляется как нечто неосязаемое, как вуаль, отделяющая нас от Ада и Рая. Лишь тот, кто каждый день верует и следует учению Христа, борется с грехом, может понять, что на него снизошла благодать. Осознание того, что благодать божия с вами, не дает вам возможности отречься от Бога и совершать любые деяния, а наоборот раскрывает всю вашу душу и делает вас ярым последователем веры, истинным послушником Христа и Святого Духа.

Почему спасение в благодати

Спасение любого человека - в гармонии с самим собой, Богом и окружающим миром. Лишь смирение перед Богом, не перед священником или любым другим представителем Бога на земле, а именно Богом, наделяет человека в душе благодатью. Спасение же - это и есть гармония, а гармония - единство с Богом и миром, который окружает каждого.

Суть спасения и озарения благодатью в том, что человек не может грешить не потому, что останавливает себя и борется с пороками ежесекундно. Со временем человек достигает такого просветления, что у него не возникает мысли , а , он окончательно изгоняет из себя лукавого. Сегодня, самыми приближенными к такому состояния могут быть , но и любой человек, который строит храм в своей душе, может ощутить божью благодать.

Бывает, что человек, получив благодать, становиться излишне заносчив, позволяет себе то, о чем не смел и думать. В такие моменты Господь отнимает свою благодать у человека. Мирянину кажется, что на него снизошли все наказания, которые могут существовать, его разрывают пороки, но если он сможет одуматься и душа его наполниться истинной верой вновь, Бог вернет к нему свое расположение.

Божья благодать окружает нас каждое мгновение нашей жизни и лишь мы решаем, стать ли нам достойными, чтобы увидеть и воспользоваться ею.

Просмотров