2 к показателям физической подготовленности относятся. Уровень физической подготовленности обучающегося

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Контрольная работа № 1

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Контрольная работа № 2

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Лекция № 5

От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура»

«Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».

К.Д. Ушинский

Одним из основных путей радикального улучшения образования в области здоровья детей, мотивации их к двигательной активности, нормальному физическому развитию (особенно в условиях интенсивной компьютеризации, информатизации, интернетизации процесса обучения) должен стать ЕГЭ по предмету «физическая культура». Сегодня экзамен по физической культуре в ряде школ проводится по выбору, а в некоторых вузах стал обязательным.

В предыдущих лекциях мы познакомились с новым направлением развития Федеральной системы тестирования в образовании России методикой тестирования показателей здоровья. Это важнейшая часть работы учителя физической культуры, позволяющая ему оценить эффективность своего труда по сохранению и укреплению здоровья детей. В структуре экзамена она составляет практическую часть – демонстрацию умений и навыков, подтверждающих нормальное половозрастное развитие и физическую подготовленность учащихся.

Не менее важно сформировать у учащихся сознательное отношение к нашему предмету, физическому воспитанию, здоровому образу жизни. Этому посвящена теоретическая часть экзамена – контроль знаний по предмету с помощью тестовых заданий.

Предмет «физическая культура» не вошел в число 14 предметов, для контроля уровня знаний которых разработаны тестовые задания (централизованное тестирование, ЕГЭ).

Учителя-практики совместно со специалистами сферы физической культуры, спорта и туризма должны объединиться, чтобы восполнить этот пробел в знаниях учащихся.

Методические основы разработки тестовых заданий

Разработку тестовых заданий по предмету «физическая культура» (как и по любому другому предмету) рекомендуется начать со знакомства с научно-методическими основами их составления по работам В.С. Аванесова, А.Н. Майорова, по новым журналам «Педагогическая диагностика», «Педагогические измерения» и др. Слушателям поможет и материал из лекции № 2, посвященный тестированию, а также некоторые примеры тестовых заданий для различных возрастных групп учащихся, приведенные в данной лекции и в лекции № 7. При разработке и составлении тестовых заданий по предмету «физическая культура» предлагается использовать материалы Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утвержден Министерством образования России от 5 марта 2004 г., приказ № 1089), журнал «Физическая культура в школе», публикующий экзаменационные вопросы и ответы на них, вопросы олимпиад по предмету «физическая культура» (см. список литературы в конце лекции).

Тестология (по В.С. Аванесову) – наука, занимающаяся изучением тестов. Она появилась в начале XX в. на стыке психологии, педагогики, социологии и других наук. Тестология представляет собой прикладное направление научной педагогики, которое занимается разработкой тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков, представлений. Сегодня тестовые задания по различным предметам, получившие название контрольно-измерительных материалов, составляют основу ЕГЭ и введены во всех учебных учреждениях России. Основной теоретической базой для разработки тестовых заданий является учебная программа по предмету «физическая культура» и материал, изложенный в моем учебном пособии. Сначала мы составляли тестовые задания в альтернативной форме для выпускников 9-х и 11-х классов. Основная цель – сформировать у учащихся сознательное отношение к своему здоровью и учебному предмету. Постепенно тестовые задания усложнялись и совершенствовались как по форме, так и по содержанию.

Все известные педагогические задания можно разделить на три группы:

    тестовые – основанные на требованиях математической теории тестов, в основе которой лежит принцип статистической независимости тестовых заданий друг от друга;

    псевдотестовые – когда для испытуемых одного уровня подготовленности правильный ответ на одно задание зависит от правильного ответа на другое задание, они выражают последовательность развертывания темы, сюжета, фактов, ситуаций;

    нетестовые – это задачи, вопросы, примеры, упражнения и т.д., не имеющие отношения к тем тестам, которые составляются профессионалами для итогового контроля знаний, они могут быть тестовыми по форме и содержанию, но не соответствовать тестологическим требованиям.

Тестовые задания с содержательно-деятельностными показателями делятся на две группы:

1) задания закрытого типа – с выбором одного правильного ответа, с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствия или правильной последовательности;
2) задания открытого типа – свободного изложения материала, или его дополнения.

В композиции тестовых заданий различают (по B.C. Аванесову) несколько форм и видов.

Первая форма

Вид 1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких готовых ответов.

Пример. Самый высокий ранг соревнований:

а) чемпионат мира;
б) Олимпийские игры .

Вид 2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.

Пример.

а) масса тела ;
б) рост;
в) частота сердечных сокращений.

Вид 3. Задания с выбором одного наиболее правильного ответа из некоторого числа ответов, правильных в разной степени.

Пример. Наилучшие показатели работоспособности человека характеризуются следующими значениями индекса Руффье:

а) 0,5 ;
б) 0,6;
в) 0,7;
г) 0,8.

Принципы композиции

Различают две группы логических и методических принципов при разработке тестовых заданий первой формы.

Первая группа принципов используется при разработке ответов к заданиям.

1. Принцип противоречия – используется отрицательная частица «не»: второй ответ отрицает первый.

Пример. Физическое развитие весоростовой индекс:

а) характеризует ;
б) не характеризует.

2. Принцип противоположности – отличается от предыдущего по логическим свойствам и языковым тонкостям.

Пример. С увеличением значения индекса Руффье работоспособность:

а) возрастает;
б) снижается .

Из сравнения этих двух принципов и примеров к ним следует, что при противоречии используется отрицание, а при противоположности один содержательный ответ заменяется другим, антонимичным по смыслу. Ответов может быть два и более вариантов.

3. Принцип однородности – подбираются ответы, которые относятся к одному роду, виду или отражают основные стороны, грани явления.

Пример. Для развития общей выносливости используют бег:

а) спринтерский;
б) стайерский .

4. Принцип кумуляции – содержание второго ответа вбирает в себя (аккумулирует) содержание первого, содержание третьего - второго и т.д.

Пример. Для развития скоростных качеств используют бег:

а) спринтерский;
б) спринтерский и с ускорениями;
в) спринтерский, с ускорениями и повторный бег с максимальной скоростью .

5. Принцип сочетания – используется сочетание слов (знаков) по два, три и т.д. в каждом ответе. Предлагается три варианта сочетаний: 1) пары ответов однородны, похожи и правдоподобны; 2) одно слово (понятие) сочетается с несколькими; 3) сочетание слов в виде цепочки.

Пример 1. Физическое развитие человека может быть представлено показателями:

а) весовыми и ростовыми;
б) весоростовыми и силовыми .

Пример 2. Взрывную силу характеризуют тесты:

а) прыжки в длину и высоту ;
б) прыжки в длину и через скакалку;
в) прыжки в длину и челночный бег.

Пример 3. К тестам функционального состояния относятся:

а) частота дыхания и сила;
б) сила и частота сердечных сокращений;
в) частота сердечных сокращений и время задержки дыхания .

6. Принцип градуирования – используется для заданий с тремя и большим числом ответов.

Пример. С увеличением значения весоростового индекса:

а) возрастает дефицит массы тела;
б) снижается избыток массы тела;
в) возрастает избыток массы тела ;
г) снижается дефицит массы тела.

Вторая группа принципов используется при составлении тестовых заданий.

8. Принцип фасетности составления задания . Фасет – это форма записи нескольких вариантов одного и того же задания. Применение фасетности позволяет в процессе контроля знаний исключить списывание, создавать сразу несколько вариантов заданий.

Пример. К показателям физического развития относятся:

а) вес и рост ;


К показателям функциональной подготовленности, характеризующим физическое состояние, относятся:

а) вес и рост;
б) артериальное давление и частота сердечных сокращений ;
в) время задержки дыхания и окружность грудной клетки;
г) сила, выносливость, скорость.

К показателям физической подготовленности относятся:

а) вес и рост;
б) артериальное давление и частота сердечных сокращений;
в) время задержки дыхания и окружность грудной клетки;
г) сила, выносливость, скорость .

9. Принцип импликации относится, как и принцип фасетности, к формулировке содержания теста. Он позволяет проверить знание причинно-следственных связей и исключить примитивизм, за который критикуют тестовый контроль.

Пример. Если в полдень стать спиной к солнцу, то (впереди, сзади, справа, слева) будет:

а) юг;
б) север ;
в) запад;
г) восток.

10. Принцип формулирования заданий с ответами, правильными в различной мере , ориентирует на проверку сопоставительных знаний, а ответы формулируются так, чтобы был реальный выбор между ответами, правильными в разной степени.

Пример. Физическое здоровье человека определяют:

а) сила и выносливость;
б) волевые, духовные и нравственные качества;
в) функциональная и физическая подготовленность .

Правильное применение принципов зависит от знания основных элементов композиции тестовых заданий. Такими элементами являются: инструкции для испытуемых, содержание заданий, форма, число ответов, рейтинговые оценки.

Первый элемент – инструкция для испытуемых

Первый вариант инструкции – когда имеется только один правильный ответ.
При проведении тестового контроля с помощью бланков испытуемый отмечает крестом правильный ответ.
При проведении компьютерного тестирования следует машинная версия инструкции: «Отвечая на задание теста, нажмите на клавишу с буквой или номером правильного ответа».

Второй вариант инструкции – когда все ответы правильные, но в разной мере. Тогда рекомендуется отметить крестом в бланке наиболее правильный ответ. В этом случае испытуемым проводится сравнительная оценка ответов и самый правильный должен быть оценен более высоким баллом.
Тестовые задания, сформулированные в разных формах, требуют изменения инструкций.

Третий вариант инструкции – когда в заданиях имеется несколько правильных ответов. Тогда в бланке отмечаются крестом два или три ответа.

Второй элемент – содержательная основа заданий

Варьирование содержания заданий достигается использованием фасета (форма записи нескольких вариантов одного и того же задания). Всегда интересны задания, начинающиеся с сильных слов «самый», «наибольший», «наименьший», «наилучший». Это обеспечивает быстрое понимание смысла задания.

Пример. Самый быстрый бег:

а) стайерский;
б) марафонский;
в) спринтерский ;
г) трусцой.

Краткость содержания задания – привлекательная сторона тестирования. Такое задание понятно испытуемым.

Пример. Число семь: четное? нечетное?

Шрифтовое оформление задания . Текст задания – прописные буквы, ответы – строчные. Это позволяет с первого взгляда отделить содержание задания от содержания ответов, влияет на восприятие задания и быстроту ответов испытуемых. В условиях дефицита времени этот фактор является значимым.

Третий элемент – ответы к заданиям

Ответы должны быть содержательными и, по возможности, короткими. Короткие ответы хорошо смотрятся с короткими заданиями.

Пример. Металл

Ответы могут кодироваться как цифрами, так и буквами (предпочтительно строчными). Цифровые коды в тестовых бланках удобнее для проверки качества ответов. При формулировании заданий особое внимание уделяется подбору неправильных ответов (неправильный, но правдоподобный ответ – дистрактор, от англ. to distract – «отвлекать»).

Пример. Температуру и влажность воздуха измеряют:

1) гигрометром;
2) психрометром .

Чем лучше дистракторы, тем лучше задание. Талант разработчика проявляется в подборе дистракторов.
Ответ должен привлекать к себе испытуемых. Правильный привлекает знающих, неправильный – незнающих.
Считается, что чем выше доля выбора неправильных ответов, тем лучше сформулировано задание.
Для усиления эффекта дистракторов прибегают к некоторым хитростям.

Пример 1. В слесарном деле резьбу нарезают:

1) плашками и метчиками ;
2) нарезным резцом и плашками;
3) метчиками и резьбонакатыванием;
4) резьбофрезерованием и резьбонакатыванием.

Пример 2. Закалка эффективна для сталей:

1) доэвтектоидных;
2) эвтектоидных ;
3) заэвтектоидных.

С увеличением числа ответов вероятность угадывания снижается. Однако громоздкость задания растет, и весь тест противоречит его сущности, а именно – компактное задание, позволяющее за короткое время объективно оценить большое количество испытуемых. Поэтому надо стремиться к улучшению качества ответов и оптимизации их числа.

Четвертый элемент – оценка, выставляемая за правильное выполнение задания

Обычно за правильный ответ ставится один балл, за неправильный – ноль баллов. Сумма набранных баллов (число правильных ответов) ассоциируется с уровнем знаний и с понятием «тестовый балл испытуемого». У нас при трехуровневой системе оценки тестовые задания шкалируются в соответствии с элементарным (3 балла), базовым (7 баллов) и инновационным (10 баллов) уровнями. Разработчик теста вправе устанавливать систему оценки за выполнение задания, если она тестологически и педагогически, т.е. научно, обоснована. Задания возрастающей от уровня к уровню трудности позволяют качественно оценить структуру знаний и эффективно количественно измерить их уровень.

В заданиях с выбором одного наиболее правильного ответа шкала может быть другой. За самый правильный ответ – 3 балла, за наиболее правильный – 2 балла и за менее правильный ответ – 1 балл. Или, соответственно, 1 балл, 0 баллов, –1 балл. Получаемая при этом сумма имеет педагогический смысл и, соответственно, педагогическое обоснование, во втором случае – особое.

Для предотвращения угадывания правильных ответов испытуемые предупреждаются о вычитании одного балла за неправильный ответ. Тогда рекомендуется лучше не выбирать никакой ответ. За отсутствие ответа – 0 баллов, а за неправильный – вычитание 1 балла (штраф).

Типичные ошибки в тестовых заданиях

Пример. Зависимость уровня физической подготовки от времени тренировочных занятий:

1) прямо пропорциональная;
2) обратно пропорциональная;
3) зависимости нет.

Задание и ответ находятся в противоречии.

Вторая форма

Это задания открытой формы, в которых ответ надо вписать самому в отведенном для этого месте. Формулируется задание в виде утверждений, которые превращаются в истинное высказывание, если ответ правильный, и в ложное – если ответ неправильный.

Пример 1. Страна первых Олимпийских игр...

Пример 2. Первые Олимпийские игры проведены в...

Пример 3. Первым Президентом США был…

Принципы композиции

Основной принцип композиции в заданиях второй формы – логическая определенность содержания заданий.
В примерах 2 и 3 этот принцип нарушен.
Пример 3 после исправления. Фамилия первого президента США...
Принципы фасетности, обратимости, неотрицательности, краткости и др. также используются при формулировании заданий второй формы.

Составление заданий

Текстовые задания – совокупность заданий открытой формы, созданных для контроля знаний каждого непрерывного целого учебного текста (литературное произведение, теорема в математике, закон в физике и т.д.).

Пример.

Цифры в скобках обозначают номер дополнительного слова. По этому номеру компьютерная программа может контролировать ответ.

Ситуационные задания – разрабатываются для проверки знаний и умений испытуемых действовать в практических, экстремальных и других ситуациях.

Пример ситуации. Самолет совершил вынужденную аварийную посадку среди болот и тайги зимой. Пилоты погибли. До населенного пункта 100 км.

Задания второй формы применяются там, где надо исключить вероятность получения правильного ответа посредством угадывания и тем самым повысить качество педагогического измерения.

Третья форма

К третьей форме относятся задания на установление соответствия. Элементы одного множества требуется поставить в соответствие с элементами другого множества.

Пример.

Показатели

1. Физического развития;
2. Физической подготовленности;
3. Функциональной подготовленности.

Параметры

а. Выносливость;
б. Артериальное давление;
в. Масса тела;
г. Частота сердечных сокращений.

Ответы: 1 в, 2 а, 3 б, г.

Основной принцип композиции в заданиях третьей формы – вариативность (фасетность).

Основные элементы композиции

1. Инструкция для испытуемых состоит из слов: «Установить соответствие».
2. Четкое написание названий двух столбцов.
3. Элементы столбцов выражают содержание задания и ограничены учебным планом и программой курса.

Оценка

Существует несколько подходов. Первый: 1 балл дается за правильное выполнение всего задания, в противном случае – 0 баллов, даже за одну допущенную ошибку.

Другой подход: по одному баллу дается за каждое правильно установленное соответствие. В одном задании можно набрать несколько баллов.

Задания на соответствие удобно применять при текущем и тематическом контроле знаний, а также при самоконтроле. Реже их используют при входном и выходном контроле знаний и почти не используют при аттестации из-за их громоздкости.

Четвертая форма

Задания на установление правильной последовательности (алгоритм действий).

Пример. Проранжируйте этапы проведения тестирования:

1. Обработка информации. (3)
2. Нанесение на дискету. (2)
3. Фактические измерения. (1)
4. Получение результатов. (4)
5. Анализ и оценка итоговых рейтинговых значений. (5)

– последовательность исторических событий;
– последовательность технологических условий и операций;
– последовательность различных процессов;
– цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.

В этих вариантах можно выразить содержание многих, если не всех, учебных дисциплин. Они формируют такую интеллектуальную способность, как алгоритмическое мышление (алгоритм – система четких правил упорядоченной деятельности).

Основные элементы композиции

1. Инструкция для испытуемого: «Установить правильную последовательность» сопровождается примером и пояснениями.
2. Из названия задания должно быть ясно, о чем спрашивают испытуемого и что он должен продемонстрировать.
3. Место для ответов – это прямоугольник слева напротив названия каждого элемента. В них проставляются соответствующие цифры (ранги).
4. Удачно или неудачно составлено задание, могут показать результаты эмпирического исследования.

Оценка

Оценка может варьироваться в зависимости от важности и трудности задания. Чаще всего используется дихотомическая оценка 1/0. Особенность заданий этой формы: если первый ответ определен неправильно, то неправильно определяются и другие ответы.
Гете: «Камзол не может правильно застегнуть тот, кто ошибается на первой пуговице».

Отсюда можно вывести правило:

    безошибочное решение – 3 балла;

    ошибка в конце задания – 2 балла;

    ошибка в середине задания – 1 балл.

Задания четвертой формы применяются для реализации двух функций тестов: контролирующей и обучающей. Они удобны для создания автоматизированных контрольно-обучающих систем.

Заключение

Каждая из четырех форм проверяет определенные виды знаний. Их выбор зависит от учебной дисциплины, от цели применения тестов, от способов обработки данных, от приверженности разработчика тем или иным тестологическим требованиям, определенным теорией тестов. Поэтому выбор формы заданий – процесс творческий, так же как и культурное применение тестов.

О тестологических требованиях

Композицию тестовых заданий только тогда можно признать успешной, когда форма заданий органично соединяется с содержанием.

Форма устойчива (инвариантна) и не зависит от содержания, а содержание задания вариативно, часто меняется и нередко зависит от формы.

Педагог-эксперт вначале оценивает содержание, тестолог – форму и тестологические характеристики (меру трудности, эффективность, надежность и валидность теста в целом и другие).

Компетенция преподавателей – содержание задания и его анализ.

Анализ формы заданий относится к общей теории тестов. Прикладная наука педагогическая тестология – это наука о тестах, методах их разработки и эффективного применения.

В определении трудности задания различают два способа:

    эмпирический – опробование задания с подсчетом доли неправильных ответов по каждому из них;

    по числу и характеру умственных операций, необходимых для успешного выполнения задания.

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: Адепт, 1998.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000.

3. Ланда Б.Х. ЕГЭ по физической культуре: структура и методика. – М.: Новости образования. – № 1 (53). – 2004. – С. 8.

4. Чесноков Н.Н., Кузин В.В., Красников А.А. Олимпиада по предмету «физическая культура». – М.: Физическая культура, 2005.

5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. / Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как различают тестовые задания по форме и видам?

2. Принципы построения тестовых заданий и ответов к ним?

3. Что такое дистракторы?

4. Начать разработку тестовых заданий для выбранного Вами контингента учащихся. Это подготовка к итоговой работе по курсу.

а - педагогический процесс по физическому совершенствованию человека;

б - регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма;

в - достижения общества, отражающие физическое и духовное развитие человека.

    Какое из понятий является наиболее емким (включающим все остальные):

а - спорт;

б - система физического воспитания;

в - физическая культура.

    Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется:

а - общей физической подготовкой;

б - специальной физической подготовкой;

в - гармонической физической подготовкой;

г - прикладной физической подготовкой.

    Состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий, обозначается как:

а - развитие;

б - закаленность;

в - тренированность;

г - подготовленность.

    К показателям физической подготовленности относятся:

а - сила, быстрота, выносливость;

б - рост, вес, окружность грудной клетки;

в - артериальное давление, пульс;

г - частота сердечных сокращений, частота дыхания.

    Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как:

а - тренировка;

б - методика;

в - система знаний;

г - педагогическое воздействие.

    Какая страна является родиной Олимпийских игр :

б - Китай;

в - Греция;

г - Египет.

    Где проводились древнегреческие Олимпийские игры:

а - в Олимпии;

б - в Спарте;

в - в Афинах.

    Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира:

а - они имели мировую известность;

б - в них принимали участие атлеты со всего мира;

в - в период проведения игр прекращались войны;

г - они отличались миролюбивым характером соревнований.

    Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые:

б - 4 года;

в - 2 года;

г - 3 года.

    Зимние игры проводятся:

а - в зависимости от решения МОК;

б - в третий год празднуемой Олимпиады;

в - в течении последнего года празднуемой Олимпиады;

г - в течении второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

    Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает:

а - упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек;

б - регулярное обращение к врачу;

в - физическую и интеллектуальную активность;

г - рациональное питание и закаливание.

    Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека:

а - образ жизни;

б - наследственность;

в - климат.

    При физической работе в душном помещении или одежде, которая плохо пропускает воздух, может возникнуть:

б - тепловой удар;

в - перегревание;

г - солнечный удар.

    Основными источниками энергии для организма являются:

а - белки и минеральные вещества;

б - углеводы и жиры;

в - жиры и витамины;

г - углеводы и белки.

    Рациональное питание обеспечивает:

а - правильный рост и формирование организма;

б - сохранение здоровья;

в - высокую работоспособность и продление жизни;

г - все перечисленное.

    Физическая работоспособность - это:

а - способность человека быстро выполнять работу;

б - способность разные по структуре типы работ;

в - способность к быстрому восстановлению после работы;

г - способность выполнять большой объем работы.

    Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются:

а - фагоцитарной устойчивостью;

б - бактерицидной устойчивостью;

в - специфической устойчивостью;

г - не специфической устойчивостью.

    Что понимается под закаливанием:

а - посещение бани, сауны;

б - повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды;

в - купание, принятие воздушных и солнечных ванн в летнее время;

г - укрепление здоровья.

    К объективным критериям самоконтроля можно отнести:

а - самочувствие, аппетит, работоспособность;

б - частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию;

в - нарушение режима, наличие болевых ощущений.

    Назовите основные факторы риска в образе жизни людей:

а - малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы;

б - нарушение в питании, переедание, алкоголизм, наркомания, курение;

в - все перечисленное.

    Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся:

а - переоценивают свои возможности;

б - следуют указаниям учителя;

в - владеют навыками выполнения движений;

г - не умеют владеть своими эмоциями.

    При получении травмы или ухудшении самочувствия на уроке учащийся должен прекратить занятие и поставить в известность:

а - учителя, проводящего урок;

б - классного руководителя;

в - своих сверстников по классу;

г - школьного врача.

    Какими показателями характеризуется физическое развитие:

а - антропометрическими показателями;

б - ростовесовыми показателями, физической подготовленностью;

в - телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья.

    Формирование человеческого организма заканчивается к:

а - 14-15 годам;

б - 17-18 годам;

в - 19-20 годам;

г - 22-25 годам.

    Главным отличием физических упражнений от других двигательных действий является то, что они:

а - строго регламентированы;

б - представляют собой игровую деятельность;

в - не ориентированы на производство материальных ценностей;

г - создают развивающий эффект.

    Техникой движений принято называть:

а - рациональную организацию двигательных действий;

б - состав и последовательность движений при выполнении упражнений;

в - способ организации движений при выполнении упражнений;

г - способ целесообразного решения двигательной задачи.

    Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов):

а - стойкость;

б - гибкость;

в - ловкость;

г - бодрость;

д - выносливость;

е - быстрота;

    Это физическое качество проверяют тестом «челночный бег 3 по 10» у учащихся общеобразовательных школ:

а - выносливость;

б - скоростно-силовые и координационные;

в - гибкость.

    Ловкость - это:

а - способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями;

б - способность управлять своими движениями в пространстве и времени;

в - способность ловко управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека.

    Быстрота - это:

а - способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени;

б - способность человека быстро набирать скорость;

в - способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции.

    Под гибкостью как физическим качеством понимается:

а - комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона;

б - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений;

в - комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев;

г - эластичность мышц и связок.

    Сила - это:

а - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины и условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц;

б - способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными напряжениями значительной величины;

в - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.

    Под выносливостью как физическим качеством понимается:

а - комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки;

б - комплекс психофизических свойств человека, определяющий способность противостоять утомлению;

в - способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь;

г - способность сохранять заданные параметры работы.

    Нагрузка физических упражнений характеризуется:

а - величиной их воздействия на организм;

б - напряжением определенных мышечных групп;

в - временем и количеством повторений двигательных действий;

г - подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья.

    Активный отдых - это:

а - специфическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям;

б - двигательная деятельность, снимающая утомление и способствующая восстановлению работоспособности;

в - деятельность, направленная на совершенствование двигательного действия в изменяющихся условиях.

    Подводящие упражнения применяются:

а - если обучающийся недостаточно физически развит;

б - если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

в - если необходимо устранять причины возникновения ошибок;

г - если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

    Бег на дальние дистанции относится к:

а - легкой атлетике;

б - спортивным играм;

в - спринту;

г - бобслею.

    При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется:

а - низкий старт;

б - высокий старт;

в - вид старта по желанию бегуна.

    В переводе с греческого «гимнастика» означает:

а - гибкий;

б - упражняю;

в - преодолевающий.

    XXI зимние Олимпийские игры проходили в:

б - Саппоро;

г - Ванкувере.

    Динамика индивидуального развития человека обусловлена:

а - влиянием эндогенных и экзогенных факторов;

б - генетикой и наследственностью человека;

в - влиянием социальных и экологических факторов;

г - двигательной активностью человека.

    Простейший комплекс ОРУ (обще развивающие упражнения) начинается с упражнения:

а - для мышц ног;

б - типа потягивания;

в - махового характера;

г - для мышц шеи.

    При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать:

а - через рот и нос попеременно;

б - через рот и нос одновременно;

в - только через рот;

г - только через нос.

    Правила баскетбола при ничейном счете в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью:

а - 3 минуты;

б - 7 минут;

в - 5 минут;

г - 10 минут.

    Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину:

а - из зоны нападения;

б - с любой точки площадки;

в - из зоны защиты;

г - с любого места внутри трех очковой линии.

    Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум...... удара (передачи) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания на блоке):

    Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей, принято называть:

а - гимнастикой;

б - соревнованием;

в - видом спорта.

    Основой методики воспитания физических качеств является:

а - простота выполнения упражнений;

б - постепенное повышение силы воздействия;

в - схематичность упражнений;

г - продолжительность педагогических воздействий.

    Назовите способы передвижения человека (несколько ответов):

а - ползание;

б - лазанье;

в - прыжки;

г - метание;

д - группировка;

    Какие основные базовые виды двигательных действий входят в школьную программу физического воспитания (несколько ответов):

а - метание дротика;

б - ускорения;

в - толчок гири;

г - подтягивание;

д - кувырки;

е - стойка на одной руке.

    Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке:

а - вверху - красное, голубое, черное, внизу - желтое и зеленое;

б - вверху - зеленое, черное, красное, внизу - голубое и желтое;

в - вверху - голубое, черное и красное, внизу - желтое и зеленое;

г - вверху - голубое, черное, красное, внизу - зеленое и желтое.

    Пять олимпийских колец символизируют:

а - пять принципов олимпийского движения;

б - основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады;

в - союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх;

г - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека.

    Укажите, кто из выдающихся спортсменов РФ в настоящее время является членом Международного олимпийского комитета (МОК):

а - Вячеслав Фетисов;

б - Юрий Титов;

в - Александр Попов;

г - Александр Карелин.

    Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является:

а - биологический возраст;

б - календарный возраст;

в - скелетный и зубной возраст.

    Систематическое употребление веществ, изменяющих психологическое состояние человека (табака, алкоголя, ингаляторов), специалисты расценивают как:

а - асоциальное поведение;

б - респективную привычку;

в - вредную привычку;

г - консеквентное поведение.

    Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде:

    Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок:

а - «с разбега»;

б - «перешагиванием»;

в - «перекатом»;

г - «ножницами».

    Гиподинамия - это:

а - пониженная двигательная активность человека;

б - повышенная двигательная активность человека;

в - нехватка витаминов в организме;

г - чрезмерное питание.

    Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения, звучит как:

а - «Быстрее, выше, сильнее»;

б - «Главное не победа, а участие»;

в - «О спорт - ты мир!».

Ответы на тестовые вопросы

Физическая подготовленность - это состояние человека, которое достигается вследствие силовых нагрузок и отличается хорошей работоспособностью, разнообразной двигательной практикой и усовершенствованием физиологических особенностей.

Что она дает

Человек, обладающий замечательной самоподготовкой, имеет хорошую устойчивость к разным болезням, напряженной обстановке и влиянию других негативных факторов. У него неплохо развиты системы дыхания и кровообращения, обмен веществ. Мышление, внимание и память у такого человека меньше склонны к развитию утомления. Все эти особенности дают человеку возможность добиваться отличных успехов в учебной, соревновательной и трудовой практике. Максимальный уровень физической подготовленности приобретается благодаря выдержке и старанию учащихся.

Спортивные качества

Главными физическими свойствами считаются:

  • сила;
  • гибкость;
  • скорость;
  • уровень опыта и мастерства;
  • координация (ловкость);
  • выносливость.

Эти все черты должны совершенствоваться в совокупности для достижения наилучших результатов.

Как влияет на организм

Физическая подготовленность - это в какой-то степени и изменение физиологии спортсмена, у которого хорошо начинает развиваться пластика, подвижность и укрепляются мышцы. Также в организме заметно ускоряется обмен веществ, улучшается общее состояние, чувствуется легкость тела.

От чего оно зависит?

Физическое развитие и физическая подготовленность человека в большей мере обуславливаются особенностями его организма. К сожалению, окружающая среда по большей части негативно влияет на организм в целом. И здесь большое значение имеют занятия физкультурой, питание, отказ от вредных привычек, а также ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Физиологическое формирование так же, как рождение и смерть, считается естественным процессом для человека. Процессы физического развития и полового созревания связаны между собой, и на этой стадии происходят заметные перестроения в организме, а также люди изменяются внешние. Однако такие процессы еще ощутимо зависят от санитарно-гигиенических, социальных, экономических и других обстоятельств.

Показатели физической подготовленности еще обуславливаются принадлежностью людей к различным Молодому поколению гораздо легче развивать красивую и ровную осанку, выполнять определенный ряд упражнений, а также выдерживать некоторые силовые нагрузки. Человеку преклонного возраста в тренировках уже много чего будет не под силу, так как здоровье просто-напросто не позволит справиться с дополнительной работой.

Характеристика спортивной подготовки

Высокая степень такой готовности дает хорошие показатели умственной и мышечной трудоспособности. Понятие "тренировка" и "развитие" очень часто путают. Необходимо учесть, что физическая подготовленность - это достижение значимых успехов в результате длительных и изнурительных занятий, которые проводятся для приобретения нужных профессиональных навыков. А развивается человек просто физиологически, по внешним признакам, без помощи какого-либо рода силовых занятий.

Такая подготовка еще способствует развитию разных систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) и приобретению таких способностей, как гибкость, ловкость, сила, стойкость, быстрота.

Оценка физической подготовленности

Анализ уровня данной подготовки совершается по итогам (тестов) на выносливость, интенсивность нагрузки и многое другое. Уровень общей физподготовки устанавливается посредством ряда диагностик. Программа и подборка тестов должны быть выбраны с учетом профессиональных качеств, возраста и пола, а также соответствовать используемым физкультурно-оздоровительным методикам.

Нормы занятий спортом

Существуют основные параметры и показатели физической подготовленности, которых необходимо придерживаться.


Заключение

Физическая подготовленность - это еще и процесс развития, который распознается по внешним характеристикам. Даже внешне человек с высоким уровнем подготовки отличается от того, кто далек от спорта и не следит за питанием. Ведь человек, который придерживается определенного графика занятий, соблюдает диету, отказывается от различных пагубно влияющих на состояние организма привычек, всегда будет выглядеть хорошо и чувствовать себя просто замечательно!

Показатели физической подготовленности

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности. Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется 1 и др..

Физическую подготовленность характеризует морфофункциональное состояние организма, и она проявляется, в частности, в физических качествах - выносливости, силе, быстроте, ловкости и гибкости, а также в нейромышечной координации 50,51.

Индивидуальный подход на занятиях физического воспитания должен быть основан на особенностях физической подготовленности индивида. Как правило, в структуре физической подготовленности человека преобладает или недостаточно развито то или иное физическое качество. Наиболее распространено сильное или слабое развитие скоростно-силовых способностей, гибкости, ловкости или выносливости. Реже встречаются люди с равномерным развитием всех физических качеств в структуре физической подготовленности.

В основе индивидуального выбора средств физической культуры (видов спорта или систем физических упражнений) для направленного развития отдельных физических качеств лежит личная мотивация с целью:

Укрепления здоровья, коррекции отдельных недостатков физического развития и телосложения;

Повышения функциональных возможностей организма;

Психофизической подготовки к будущей профессиональной деятельности и овладения необходимыми умениями и навыками;

Достижения наивысших спортивных результатов.

Физическая подготовленность определяется путем измерения максимальной статической, динамической или смешанной работы, которую способен выполнить спортсмен. Критерием физической подготовленности при выполнении различных упражнений служат выраженные в единицах работы (кГм) или мощности (кГм / мин или ватт) эргометрические показатели. Таким показателем может быть, например, выраженная в килограммометрах суммарная работа, которую спортсмен способен выполнять, педалируя до изнеможения на велоэргометре при ступенеобразной повышающейся нагрузке. Другой показатель - максимальная мощность (в килограммометрах в 1 мин. или ваттах), которую испытуемый может удержать при восхождении на ступеньку или работе на велоэргометре в течение, например, 3 мин. В качестве эргометрического показателя может быть использовано время, на протяжении которого обследуемый способен пробежать определенную дистанцию в заданном темпе, не снижая скорости. Поднятый спортсменом вес также является эргометрическим показателем.

Для характеристики физической подготовленности можно прибегнуть к различным физиологическим критериям. Физическая подготовленность в большей мере зависит от состояния системы транспорта кислорода. Последнюю, в свою очередь, характеризует максимальное потребление кислорода, или так называемый кислородный потолок. При больших физических нагрузках возможность потребления кислорода зависит от жизненной емкости легких, минутного объема дыхания, коэффициента использования кислорода, диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану, состава крови - количества эритроцитов и гемоглобина, минутного объема кровообращения и уровня использования кислорода в тканях. Одно из важнейших звеньев этой цепи - максимальный сердечный выброс. У нетренированных лиц он достигает 20-25 л., а у отдельно выдающихся спортсменов, у которых выносливость основное качество, даже 40 л. в 1 мин. Отметим, что при мышечном покое минутный объем крови составляет 4-5 л. в 1 мин.

Работу, при которой кислородный запрос не превышает его потребление, называют аэробной. При выполнении интенсивной нагрузки система транспорта кислорода не может обеспечить доставку, соответствующую полному объему запроса. В таких условиях энергопродукция происходит в отсутствии кислорода - анаэробным путем. При этом образуется кислородный долг, который оплачивается после окончания работы.

Одним из главных показателей анаэробных способностей является максимальный кислородный долг, который наряду с кислородным потолком характеризует физическую подготовленность спортсмена. Кроме того, для оценки последней измеряют также силу, быстроту и гибкость 8,23,30,46.

Проблему информации процессов физического воспитания в современных условиях можно решить с помощью методов математической статистики, обеспечивающих реализацию качественно новых методов учебно-педагогической деятельности. Основная задача при этом состоит в создании единой системы сбора и обработки, хранения и использовании информации об этапном, текущем и оперативном состоянии студента. В системе должна использоваться такая информация, которая по своему объему, структуре, модальности и форме представления была бы доступна для восприятия студента, понятна ему. Более того, именно ее отражение в сознании студента должно побуждать мотив к двигательному действию, направленному на построение собственного здоровья и профессиональной подготовленности.

При традиционной организации процесса физического воспитания, ориентированного на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства выступают лишь возможности педагога, существуют определенные пределы эффективности и функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности.

Необходимо расширение совокупности компонентов, составляющих обучающую среду процесса физического воспитания, что и позволит расширить возможности реализации дидактических принципов, активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогический процесс и тем самым оказывать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания.

Совершенно очевидно, что такая система может быть создана, и эффективно функционировать только на базе комплексного педагогического контроля, а ее применение может быть эффективно, особенно для текущего и оперативного контроля, только с использованием современных технологий.

Применение различных таблиц для перевода результатов в баллы, в килограммы, в проценты и т.д., не решает, но, в некоторой мере поможет выявить индивидуальные способности и уровень физической подготовленности студентов I - IV курсов, стимулировать их к устранению недостатков. Здесь главное, чтобы этапный контроль способствовал формированию стратегии физкультурной активности.47.

Потребность в оценке физической подготовленности людей появилась более 100 лет назад и была связана с призывом на военную службу, профессиональным отбором, обучением в высших учебных заведениях.

Как любой тест, ТФП (тест физической подготовленности), обязан иметь высокую валидность и надежность. Процедура тестирования должна быть стандартизирована. Следовательно, выполнение тестовых упражнений следует строго регламентировать, а их результаты измерять с достаточной точностью.

Если ТФП является элементом систем физического воспитания и образования в России, то в соответствии с этим он должен отвечать требованиям, отражающим правовые, ресурсные (финансы, материально-техническая база, время, необходимое для тестирования, квалификация кадров и т.д.), организационные и другие аспекты функционирования этих систем. Вытекающие из этого требования можно сформулировать так:

1. Число тестовых упражнений - по возможности минимальное;

2. Тестовые упражнения должны быть относительно простыми;

3. Использование сложных технических средств исключается;

4. Выполнение тестовых упражнений не должно приводить к травмам;

5. При тестировании необходимо соблюдать технику безопасности;

6. Тестируемые, одного пола и возраста, относящиеся к основной медицинской группе, тестируются и оцениваются по одному стандарту.

В соответствии с концепцией, принимаемой разработчиками ТФП, формируется еще одна группа требований, регламентирующих следующие вопросы: состав теста, форму оценивания результатов тестирования, нормативы в тестовых упражнениях или испытаниях, индивидуализацию, представления о гармонии физического развития человека и др.

Кроме своего прямого назначения ТФП может быть использован в следующих случаях:

1. Для получения информации об эффективности той или иной физкультурно-оздоровительной программы и всей системы физического воспитания населения.

2. Наряду с медицинскими, социальными и другими составляющими для оценивания уровня здоровья.

3. Как проводник ценностей физической культуры в сознание людей.

4. В качестве одного из каналов, через которые передается управление, в частности, это может быть изменение концепции физического воспитания и др.

В соответствии с вышеперечисленными целями могут быть разработаны различные тесты. Однако было бы очень заманчиво разработать ТФП многоцелевого назначения.

Нередко в качестве интегрального и универсального показателя уровня физической подготовленности человека предлагалось определение физической работоспособности, отождествляемое с проявлением общей (аэробной) выносливости. Тридцать лет назад Купер предложил характеризовать физическую работоспособность с помощью расстояния, пробегаемого за 12 мин.

Другими исследователями показано, что результат 12-минутного бега пропорционален такому интегральному показателю аэробной работоспособности, как максимальное потребление кислорода.

Не отрицая важности определения аэробной производительности, большинство отечественных и зарубежных авторов являются сторонниками комплексного подхода к оценке физической подготовленности человека, расходясь, однако, относительно количества и качества необходимых показателей.

На сегодняшний день существует множество форм тестирования для определения физической подготовленности человека, предлагаемые отечественными и зарубежными авторами.

Легкая атлетика - одно из основных средств укрепления здоровья и повышения уровня физической подготовленности

Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в практике учебного процесса по физическому воспитанию в вузах, среди разнообразных форм направленного использования физической культуры, призванных удовлетворять интересы молодежи, все более популярными становятся занятия легкой атлетикой. Разумное сочетание различных упражнений легкой атлетики (ходьба, бег, прыжки, метания и др.) позволяет достичь высокого уровня развития основных физических способностей, способствует формированию высоких моральных и волевых качеств занимающихся.

Тестовые вопросы по физической культуре. 1.Под физической культурой понимается: а - педагогический процесс по физическому совершенствованию человека; б - регулярные занятия физическими упражнениями, закаливание организма; в - достижения общества, отражающие физическое и духовное развитие человека. 2.Какое из понятий является наиболее емким (включающим все остальные): а - спорт; б - система физического воспитания; в - физическая культура. 3.Процесс, направленный на разностороннее воспитание физических качеств человека, обеспечивающий формирование с детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием, называется: а - общей физической подготовкой; б - специальной физической подготовкой; в - гармонической физической подготовкой; г - прикладной физической подготовкой. 4.Состояние организма, характеризующееся прогрессивными функциональными изменениями, произошедшими под влиянием повторения двигательных действий, обозначается как: а - развитие; б - закаленность; в - тренированность; г - подготовленность. 5.К показателям физической подготовленности относятся: а - сила, быстрота, выносливость; б - рост, вес, окружность грудной клетки; в - артериальное давление, пульс; г - частота сердечных сокращений, частота дыхания.6.Совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательными и другим умениям и навыкам, а также их дальнейшее совершенствование обозначается как: а - тренировка; б - методика; в - система знаний; г - педагогическое воздействие. 7.Какая страна является родиной Олимпийских игр: а - Рим; б - Китай; в - Греция; г - Египет. 8.Где проводились древнегреческие Олимпийские игры: а - в Олимпии; б - в Спарте; в - в Афинах. 9.Почему античные Олимпийские игры называли праздниками мира: а - они имели мировую известность; б - в них принимали участие атлеты со всего мира; в - в период проведения игр прекращались войны; г - они отличались миролюбивым характером соревнований. 10.Олимпийские игры (летние или зимние) проводятся через каждые: а - 5 лет; б - 4 года; в - 2 года; г - 3 года. 11.Зимние игры проводятся: а - в зависимости от решения МОК; б - в третий год празднуемой Олимпиады; в - в течении последнего года празднуемой Олимпиады; г - в течении второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.12.Здоровый образ жизни (ЗОЖ) предполагает: а - упорядоченный режим труда и отдыха, отказ от вредных привычек; б - регулярное обращение к врачу; в - физическую и интеллектуальную активность; г - рациональное питание и закаливание. 13.Какой фактор играет определяющую роль для состояния здоровья человека: а - образ жизни; б - наследственность; в - климат. 14.При физической работе в душном помещении или одежде, которая плохо пропускает воздух, может возникнуть: а - ожог; б - тепловой удар; в - перегревание; г - солнечный удар. 15.Основными источниками энергии для организма являются: а - белки и минеральные вещества; б - углеводы и жиры; в - жиры и витамины; г - углеводы и белки. 16.Рациональное питание обеспечивает: а - правильный рост и формирование организма; б - сохранение здоровья; в - высокую работоспособность и продление жизни; г - все перечисленное. 17.Физическая работоспособность - это: а - способность человека быстро выполнять работу; б - способность разные по структуре типы работ; в - способность к быстрому восстановлению после работы; г - способность выполнять большой объем работы.18.Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями в сочетании с использованием оздоровительных сил природы, отличаются: а - фагоцитарной устойчивостью; б - бактерицидной устойчивостью; в - специфической устойчивостью; г - не специфической устойчивостью. 19.Что понимается под закаливанием: а - посещение бани, сауны; б - повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды; в - купание, принятие воздушных и солнечных ванн в летнее время; г - укрепление здоровья. 20.К объективным критериям самоконтроля можно отнести: а - самочувствие, аппетит, работоспособность; б - частоту дыхания, ЖЕЛ, антропометрию; в - нарушение режима, наличие болевых ощущений. 21.Назовите основные факторы риска в образе жизни людей: а - малая двигательная активность (гипокинезия), психологические стрессы; б - нарушение в питании, переедание, алкоголизм, наркомания, курение; в - все перечисленное. 22.Вероятность травм при занятиях физическими упражнениями снижается, если занимающиеся: а - переоценивают свои возможности; б - следуют указаниям учителя; в - владеют навыками выполнения движений; г - не умеют владеть своими эмоциями. 23.При получении травмы или ухудшении самочувствия на уроке учащийся должен прекратить занятие и поставить в известность: а - учителя, проводящего урок; б - классного руководителя; в - своих сверстников по классу; г - школьного врача.24.Какими показателями характеризуется физическое развитие: а - антропометрическими показателями; б - ростовесовыми показателями, физической подготовленностью; в - телосложением, развитием физических качеств, состоянием здоровья. 25.Формирование человеческого организма заканчивается к: а - 14-15 годам; б - 17-18 годам; в - 19-20 годам; г - 22-25 годам. 26.Главным отличием физических упражнений от других двигательных действий является то, что они: а - строго регламентированы; б - представляют собой игровую деятельность; в - не ориентированы на производство материальных ценностей; г - создают развивающий эффект. 27.Техникой движений принято называть: а - рациональную организацию двигательных действий; б - состав и последовательность движений при выполнении упражнений; в - способ организации движений при выполнении упражнений; г - способ целесообразного решения двигательной задачи. 28.Назовите из предложенного списка неправильно названные физические качества (несколько ответов): а - стойкость; б - гибкость; в - ловкость; г - бодрость; д - выносливость; е - быстрота; ж - сила.29.Это физическое качество проверяют тестом «челночный бег 3 по 10» у учащихся общеобразовательных школ: а - выносливость; б - скоростно-силовые и координационные; в - гибкость. 30.Ловкость - это: а - способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответствии с изменяющимися условиями; б - способность управлять своими движениями в пространстве и времени; в - способность ловко управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека. 31.Быстрота - это: а - способность человека совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени; б - способность человека быстро набирать скорость; в - способность человека выполнять упражнения в беге с максимальной скоростью на короткие дистанции. 32.Под гибкостью как физическим качеством понимается: а - комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека, определяющий глубину наклона; б - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений; в - комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его звеньев; г - эластичность мышц и связок. 33.Сила - это: а - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины и условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц; б - способность противостоять утомлению, вызываемому относительно положительными напряжениями значительной величины; в - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему с помощью мышечных усилий.34.Под выносливостью как физическим качеством понимается: а - комплекс психофизических свойств человека, обусловливающий возможность выполнять разнообразные физические нагрузки; б - комплекс психофизических свойств человека, определяющий способность противостоять утомлению; в - способность длительно совершать физическую работу, практически не утомляясь; г - способность сохранять заданные параметры работы. 35.Нагрузка физических упражнений характеризуется: а - величиной их воздействия на организм; б - напряжением определенных мышечных групп; в - временем и количеством повторений двигательных действий; г - подготовленностью занимающихся, их возрастом и состоянием здоровья. 36.Активный отдых - это: а - специфическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям; б - двигательная деятельность, снимающая утомление и способствующая восстановлению работоспособности; в - деятельность, направленная на совершенствование двигательного действия в изменяющихся условиях. 37.Подводящие упражнения применяются: а - если обучающийся недостаточно физически развит; б - если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы; в - если необходимо устранять причины возникновения ошибок; г - если применяется метод целостно-аналитического упражнения. 38.Бег на дальние дистанции относится к: а - легкой атлетике; б - спортивным играм; в - спринту; г - бобслею. 39.При беге на длинные дистанции по правилам соревнований применяется: а - низкий старт; б - высокий старт; в - вид старта по желанию бегуна.40.В переводе с греческого «гимнастика» означает: а - гибкий; б - упражняю; в - преодолевающий. 41.XXI зимние Олимпийские игры проходили в: а - Осло; б - Саппоро; в - Сочи; г - Ванкувере. 42.Динамика индивидуального развития человека обусловлена: а - влиянием эндогенных и экзогенных факторов; б - генетикой и наследственностью человека; в - влиянием социальных и экологических факторов; г - двигательной активностью человека. 43.Простейший комплекс ОРУ (обще развивающие упражнения) начинается с упражнения: а - для мышц ног; б - типа потягивания; в - махового характера; г - для мышц шеи. 44.При длительной нагрузке высокой интенсивности рекомендуется дышать: а - через рот и нос попеременно; б - через рот и нос одновременно; в - только через рот; г - только через нос. 45.Правила баскетбола при ничейном счете в основное время предусматривают дополнительный период продолжительностью: а - 3 минуты; б - 7 минут; в - 5 минут; г - 10 минут.46.Два очка в баскетболе засчитывается при броске в корзину: а - из зоны нападения; б - с любой точки площадки; в - из зоны защиты; г - с любого места внутри трех очковой линии. 47.Правилами волейбола каждой команде во время игры предоставлено максимум...... удара (передачи) для возвращения мяча на сторону соперника (не считая касания на блоке): а - 2; б - 4; в - 3; г - 5. 48.Вид деятельности, являющийся предметом соперничества и исторически оформившийся как способ выявления и сравнения человеческих возможностей, принято называть: а - гимнастикой; б - соревнованием; в - видом спорта. 49.Основой методики воспитания физических качеств является: а - простота выполнения упражнений; б - постепенное повышение силы воздействия; в - схематичность упражнений; г - продолжительность педагогических воздействий. 50.Назовите способы передвижения человека (несколько ответов): а - ползание; б - лазанье; в - прыжки; г - метание; д - группировка; е - упор.51.Какие основные базовые виды двигательных действий входят в школьную программу физического воспитания (несколько ответов): а - метание дротика; б - ускорения; в - толчок гири; г - подтягивание; д - кувырки; е - стойка на одной руке. 52.Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке: а - вверху - красное, голубое, черное, внизу - желтое и зеленое; б - вверху - зеленое, черное, красное, внизу - голубое и желтое; в - вверху - голубое, черное и красное, внизу - желтое и зеленое; г - вверху - голубое, черное, красное, внизу - зеленое и желтое. 53.Пять олимпийских колец символизируют: а - пять принципов олимпийского движения; б - основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады; в - союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх; г - повсеместное становление спорта на службу гармонического развития человека. 54.Укажите, кто из выдающихся спортсменов РФ в настоящее время является членом Международного олимпийского комитета (МОК): а - Вячеслав Фетисов; б - Юрий Титов; в - Александр Попов; г - Александр Карелин. 55.Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является: а - биологический возраст; б - календарный возраст; в - скелетный и зубной возраст.56.Систематическое употребление веществ, изменяющих психологическое состояние человека (табака, алкоголя, ингаляторов), специалисты расценивают как: а - асоциальное поведение; б - респективную привычку; в - вредную привычку; г - консеквентное поведение. 57.Игры, проведенные в Москве, были посвящены Олимпиаде: а - 20-ой; б - 21-ой; в - 22-ой; г - 23-ой. 58.Один из способов прыжка в длину в легкой атлетике обозначается как прыжок: а - «с разбега»; б - «перешагиванием»; в - «перекатом»; г - «ножницами». 59.Гиподинамия - это: а - пониженная двигательная активность человека; б - повышенная двигательная активность человека; в - нехватка витаминов в организме; г - чрезмерное питание. 60.Олимпийский девиз, выражающий устремления олимпийского движения, звучит как: а - «Быстрее, выше, сильнее»; б - «Главное не победа, а участие»; в - «О спорт - ты мир!».О т в е т ы: 1 . в 2 . в 3 . а 4 . в 5 . а 6 . б 7 . в 8 . а 9 . в 1 0 . б 1 1 . б 1 2 . в 1 3 . а 1 4 . б 1 5 . б 1 6 . г 1 7 . г 1 8 . г 1 9 . б 2 0 . б 2 1 . в 2 2 . б 2 3 . а 2 4 . а 2 5 . г 2 6 . в 2 7 . а 2 8 . а, г 2 9 . б 3 0 . а 3 1 . а 3 2 . в 3 3 . в 3 4 . б 3 5 . а 3 6 . б 3 7 . б 3 8 . а 3 9 . б 4 0 . б 4 1 . г 4 2 . а 4 3 . б 4 4 . в 4 5 . в 4 6 . г 4 7 . в 4 8 . б 4 9 . б 5 0 . а, б, в 5 1 . б, г, д 5 2 . в 5 3 . в 5 4 . в 5 5 . а 5 6 . в 5 7 . в 5 8 . а 5 9 . а 6 0 . а57.в 58.а 59.а 60.а

Просмотров