ba 55

Заметки о спектакле «Белая акация»

В спектакле «Белая акация» с гениальными песнями на музыку Исаака Дунаевского в духе лучших образцов советского искусства представлен идеальный мир, в котором есть, конечно, приспособленцы, но все они в итоге получают заслуженное наказание, а положительные герои обретают в награду разделённую любовь. В этом мире всё понятно, кто хороший, а кто плохой, система ценностей в нём формировала советского человека, конечно, рождая определённые иллюзии, но главное она задавала правильный с точки зрения советской морали вектор. При столкновении с реальной жизнью иллюзии разрушились: на смену мощному, но травоядному организму ― Советскому Союзу пришла меньшая по размерам, но хищная Россия. И тем не менее, советское прошлое заложило в нас код, на который мы, чья юность прошла в СССР, безусловно откликаемся, когда смотрим такие спектакли, как «Белая акация».

В современном искусстве практически нет произведений о человеке труда: о сталеварах, лесорубах, монтажниках-высотниках, моряках. В лучшем случае люди труда выступают в качестве массовки в сцене, где действуют «эффективные» менеджеры и банкиры. Пьеса «Белая акация», взятая из советского времени, хоть как-то занимает эту нишу. Особенно приятна деталь советской эпохи, когда гарпунер-наставник Чумаков (его выразительно играет Виктор Ананьин), увлекающийся классической музыкой, страстно спорит с театральным парикмахером о таланте оперного певца. Это соответствует правде жизни: в советское время простой человек был приобщён к высокому искусству, впрочем, тогда вообще не делали различий между высоким искусством и массовой культурой. Я не припомню хоть бы раз в современном кино, чтобы «эффективный» менеджер обсуждал с банкиром новую постановку, например, в Большом театре. Хочется отметить, что Алексей Емельянов, играющий театрального парикмахера, к тому же мастерски создал трогательный образ любящего мужа.

Инна Медведева (роль Тони, племянницы Чумакова) копирует своей игрой Тосю из «Девчат», но делает это на очень высоком уровне. Её образ есть обращение к теме народных талантов, свойственной советскому искусству и в лучшем виде выраженной в фильме «Волга-Волга». К сожалению эта тема не получила достаточного развития в «Белой акации». Очень колоритен образ Яшки Буксира (играет Ян Воробьёв), он единственный говорит на Одесском жаргоне, что, собственно, только и доказывает, что дело происходит в Одессе. Фигура Яшки, безусловно, оживляет пьесу и позволяет назвать её комедией. Дмитрий Чепушканов и Антон Архипов неплохо сыграли простецких ребят. И конечно, Инна Тарада просто зажгла зал в образе самовлюблённой и легкомысленной красотки.

В целом о признании этого спектакля говорит мнение одной из зрительниц в фойе театра: «Вот какие спектакли нужны людям!»

Михаил Остроухов