Государственные образовательные стандарты. Государственный образовательный стандарт высшего образования, его структура Стандарты фгос впо

Определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.

История разработки

В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.

Структура

Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:

  1. Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
  2. Нормативы базового содержания основных программ.
  3. Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
  4. Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
  5. Требования к условиям обучения.

Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:

  1. Минимум содержания ООП.
  2. Максимальный объем учебной нагрузки.
  3. Нормативы по уровню подготовки выпускников.

При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:

  1. Ликвидирован целевой блок.
  2. Требования к основному содержанию ООП были заменены "обязательными минимумами", то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт - это был, по сути, обычный набор предметных планов.
  3. Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
  4. Были убраны требования к условиям обучения.

Критика и изменения

Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что "трехмерный" государственный стандарт - это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ "О высшем и послевузовском профобразовании" произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.

Этапы

В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого - для ООП, первого и второго поколения - для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.

Формирование системы нормативов

Требования ФГОС могут разрабатываться по:

  1. Уровням.
  2. Ступеням.
  3. Направлениям.
  4. Специальностям.

Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).

Согласование и экспертиза

Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.

Заинтересованные субъекты

Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:

  1. Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов - по проектам нормативов ООП.
  2. Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, - по стандартам полного профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
  3. Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях - по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.

Принятие

По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.

Цели

Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, - это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:

  1. Духовное и нравственное воспитание и развитие.
  2. Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.

В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.

Применение

Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:

  1. Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
  2. Разработки примерных программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
  3. Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
  4. Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
  5. Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
  6. Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
  7. Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
  8. Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  9. Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.

Внедрение в педагогическую деятельность

Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:

  1. Учебный план.
  2. Календарный график.
  3. Рабочие предметные программы.
  4. Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
  5. Методические и оценочные материалы.

Поколения

Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:

  1. Для 1-4 кл. - в 2009 г.
  2. Для 5-9 кл. - в 2010 г.
  3. Для 10-11 кл. - в 2012 г.

Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.

ЕГС ВПО

До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:

  1. Структуру вузовского профобучения.
  2. Документы о в/о.
  3. Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
  4. Объем и нормативы нагрузки студента.
  5. Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
  6. Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
  7. Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
  8. Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.

С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.

Переход на двухуровневую систему обучения в вузах, связанный с введением степени бакалавра и магистра, сопровождается разработкой новых стандартов высшего профессионального образования.

Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.03.02 География (квалификация (степень) «бакалавр») определяет педагогическую работу, связанную со знаниями о Земле как область профессиональной деятельности выпускника, а образование и просвещение - как объекты его профессиональной деятельности наряду с многими другими. Стандарт требует готовить бакалавра к педагогической деятельности (как к одному из нескольких видов профессиональной деятельности) - учебной и воспитательной работе в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Однако указанный стандарт не предполагает изучение методики обучения географии как обязательной дисциплины, она может изучаться в вариативной части профессионального учебного цикла или даже быть дисциплиной по выбору студентов. Следовательно, и количество зачетных единиц, отводимых для ее изучения, определяется вузом, реализующим данную образовательную программу. Заметим, что такие дисциплины, как педагогика и психология, изучаются студентами в соответствии с указанным стандартом довольно кратко. Основное требование к их усвоению связано с формированием общекультурных компетенций. Однако подготовка студентов-бакалавров к педагогической деятельности предполагает освоение следующей компетенции: «владением навыками преподавания географических дисциплин в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования» .

Таким образом, более основательная подготовка в области методики обучения географии становится прерогативой педагогического, а не географического образования. Проекты соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») с четырех- и пятилетним обучением размещены на сайтах «Российское образование» и Московского государственного педагогического университета .

Стандарт, определяющий пятилетнее обучение студентов, отличается от стандарта с четырехлетним сроком обучения тем, что основная образовательная программа осваивается одновременно по двум профилям направления подготовки. Еще одно отличие заключается в том, что бакалавр с пятилетним сроком обучения готовится, наряду с другими, к научно-исследовательской деятельности. Студент, обучающийся четыре года, готовится только к педагогической и культурно-просветительской деятельности. Область профессиональной деятельности бакалавров включает образование, социальную сферу, культуру, а объектами профессиональной деятельности бакалавров являются обучение, воспитание, развитие, образовательные системы.

Программа бакалавриата состоит из трех блоков:

  • 1) «Дисциплины (модули)» - включает базовую и вариативную части программы;
  • 2) «Практики» - относится к вариативной части программы;
  • 3) «Государственная итоговая аттестация» - относится к вариативной (профильной) части программы.

В стандарте с пятилетним сроком обучения методика обучения предметам (в соответствии с профилями) является обязательной дисциплиной (дисциплинами) базовой части профессионального цикла. В стандарте с четырехлетним обучением такое же место занимает методика обучения и воспитания (по профилю подготовки).

В примерной основной образовательной программе бакалавров рекомендуется основательное изучение методики обучения географии, на это отводится 10 зачетных единиц трудоемкости (360 академических часов). В процессе изучения дисциплины у студентов должны формироваться и развиваться общепрофессиональные компетенции:

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

В области педагогической деятельности предполагается овладение следующими компетенциями:

  • способностью реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
  • готовностью применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;
  • способностью применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
  • способностью использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • готовностью включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
  • способностью организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
  • способностью к решению задач воспитания средствами учебного предмета.

Кроме методики обучения географии, студенты изучают в базовой части профессионального цикла педагогику, психологию, безопасность жизнедеятельности, возрастную анатомию, физиологию и гигиену, основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Фундаментальность подготовки будущих специалистов обеспечивается комплексом изучаемых географических дисциплин и дисциплин из смежных отраслей. Студенты приобретают разноплановые знания благодаря включению в учебные планы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (история, философия, иностранный язык, культура речи, экономика образования), математического и естественно-научного цикла (информационные технологии, основы математической обработки информации, естественно-научная картина мира). Вариативная часть позволяет расширять и углублять знания и приобретаемые компетенции как для успешной профессиональной деятельности, так и для продолжения профессионального образования в магистратуре.

  • ФГОС ВО по направлению подготовки 05.03.02 География, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 № 955. URL: http://www.edu.ru/

Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". Мы уже отмечали ранее, что в этом стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов. Это вызвало неоднозначную реакцию во всех слоях академического сообщества, от учителей начальных классов до маститых профессоров вузов.

В менталитете российского общества слово "стандарт" воспринимается как что-то крайне жесткое, однозначное, пусть даже и образцовое, символ унификации и отказа от вариативности. Механический перенос такого понятия в мир человеческих отношений, в котором яркая личность со своей неповторимой индивидуальностью ценится выше всего, кажется не просто нелепым (неумным), но и кощунственным. Правда, понятие "образование" в России исторически связано с представлением о "создании себя по образу Бога", так что высокий образец для саморазвития и духовного совершенствования присутствовал при воспитании и обучении в школах России издревле.

Но нельзя, по мнению многих педагогов, директивно, "сверху", утверждать стандарт на характеристику личности выпускника российской школы или университета. Большой заслугой создателей российских государственных образовательных стандартов явилось то, что они с самого начала отказались от их идентификации со стандартами в техносфере. Образовательные стандарты проектировались на принципиально другой основе, предполагающей создание широкого поля для свободы преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства.

При этом присущая советскому периоду идея нормирования или декретирования в сфере убеждений человека, его идеологических или религиозных взглядов, личностных характеристик, была сразу отвергнута. Со своей стороны Комитет по государственным стандартам России еще в 1993 г. дал по этому поводу специальное разъяснение, указав, что на стандарты в сфере образования не распространяются правила, действующие для создания стандартов в сфере производства материальных ценностей, и исключили, таким образом, образовательные стандарты из сферы своего ведения.

Что же представляет собой российский образовательный стандарт, в частности, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования? Рассмотрим вначале ГОС ВПО с позиции документоведения, т.е. познакомимся с назначением этого документа, его формой, структурой, содержанием и порядком разработки.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно законодательства предназначен для обеспечения:


Единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ;

Качества высшего образования;

Возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО деятельности высших учебных заведений;

Признания и установления эквивалентности документов иностранных государств.

Любой стандарт для определенной образовательной программы, будь-то подготовка учителя или инженера, юриста или экономиста, состоит из двух частей:

Федеральный компонент; национально-региональный компонент. В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:

Расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм

Обучения; требования к условию ее реализации; требования к итоговой аттестации выпускников.

Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.

Сразу же отметим, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства, не подавляя интересов, традиций и научных школ субъектов Российской Федерации.

Федеральный компонент любого стандарта, во-первых, должен включать требования к содержанию образовательной программы, разделенные на четыре блока: блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; блок математических и общих естественнонаучных дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок специальных дисциплин.

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание. Должны быть также указаны содержания учебных и профессиональных практик. Особо отметим, что как федеральный, так и вузовский компонент стандарта в той части, где описано содержание образования, должны выделять часть времени на дисциплины, которые студент может выбрать по собственному желанию.

Во-вторых, федеральный компонент должен содержать требования к уровню подготовки выпускников, освоивших содержание всей программы обучения. Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста, описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен.

Не должна быть опущена при этом и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть и требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологии, педагогики, владению иностранными языками и т.п. Фактически содержащиеся в ГОС требования к уровню подготовки выпускника указывают не степень усвоения им тех или иных дисциплин, а относятся сразу к группе родственных дисциплин, т.е. носят междисциплинарный характер.

Опыт создания первого поколения ГОС ВПО показал, что эти требования, исходя из выше сказанного, можно отнести к различным градациям уровня усвоения.

Характерные требования в порядке возрастания градаций можно сгруппировать следующим образом:

Иметь представление о процессе, явлении, понимать их природу и т.п.; знать, почему и как, решать (или иметь навыки решения) задачи определенного класса;

Владеть знаниями на методологическом уровне, позволяющем применять их для решения нестандартных задач в нештатных ситуациях.

Интересно отметить, что в США стандартные требования к овладению математикой имеют очень широкое семантическое поле в сфере формулировки характера требований. Учащиеся должны уметь: анализировать, знать, логично рассуждать, объяснять, описывать, понимать, представлять, применять, решать, соотносить, истолковывать, исследовать, сравнивать, узнавать и т.д., — более 50 терминов.

В-третьих, федеральный компонент содержит сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику вуза для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома. Это могут быть: экзамен по отдельной дисциплине (например, по предмету, который учитель будет преподавать в школе) или по циклу дисциплин; защита перед комиссией выполненного дипломного проекта (например, для инженерных специальностей) или дипломной исследовательской работы (для окончивших факультеты естественных наук а университетах). Кроме того, разработчики должны кратко описать степень сложности этих испытаний и время для подготовки к ним. Так, для большинства образовательных программ на подготовку дипломных проектов и работ отводится более полугода, считая преддипломную практику.

И, наконец, документ должен содержать ряд сведений о сфере действия стандарта, его разработчиках, дате утверждения и т.п. Рассмотрим созданные в последние годы и реально действующие стандарты ВПО как инструмент влияния на качество российского образования.

Головной научной организацией, координирующей разработку ГОС для высшего профессионального образования (ВПО), выступил Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Непосредственно создание ГОС осуществляли более 70 учебно-методических объединений и 20 научно-методических советов. Общее число разработчиков составляло" несколько тысяч человек. К концу 1996 года были разработаны и утверждены Министерством образования в области высшего профессионального образования: по направлениям подготовки (бакалаврские программы) — 92 стандарта; по специальностям — более 400 стандартов; по магистерским программам — более 220 стандартов.

Разработка ГОС велась в два этапа. На первом (1992-1993 гг.) были сформированы на основе ГОС образовательные программы подготовки бакалавров. Затем, в 1994-1995 гг. на основе ГОС были созданы образовательные программы подготовки специалистов, а позднее — магистров.

Принципиальным решением при разработке ГОС явилось усиление фундаментальности образования. При этом под фундаментальностью понимались не просто научные знания, составляющие фундамент естественнонаучного мировоззрения выпускника, а сочетание фундаментальных знаний, необходимых для всестороннего развития личности. Это означает, что к фундаментальному образованию отнесены как естественные и математические дисциплины (физика, химия, математика и др.), так и гуманитарные и социально-экономические (философия, психология, филология, история, экономика, физическая культура и др.).

Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен, в среднем, на 30%, а для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые. Естественно, объем этого цикла для гуманитариев был в 2-3 раза меньше и представлял собой.небольшой интегральный курс современного естествознания, дополненный необходимыми сведениями по математике и информатике.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин состоял из 10 курсов, часть из которых присутствовала в том или ином виде в образовательных программах советского времени, а некоторые (культурология, политология, социология) вводились впервые.

Произведенные изменения были направлены как на устранение деформации ряда учебных дисциплин, вызванных абсолютным приоритетом в советское время одного политического учения; так и на расширение общекультурной подготовки студента, приобщения его к мировому гуманитарному знанию.

Еще одним принципиальным решением в области фундаментальности высшего образования при создании ГОС ВПО явилось междисциплинарное описание ряда требований к выпускнику. Эти требования, являясь интегральными показателями интеллектуального развития личности, связаны практически со всеми учебными дисциплинами..

Такой подход к описанию требований ориентировал преподавателей вузов на усиление взаимосвязи различных дисциплин, создание интегральных курсов, обеспечивающих формирование целостного научного представления о процессах и явлениях, происходящих в мире природы и общества. Для достижения высокого уровня готовности выпускников к творческой высокой и тнтеллектуальной деятельности создатели ГОС ВПО перенесли центр внимания субъектов образовательного процесса на методологию изучаемых в высшей школе наук, методологию деятельности, моделирование и проектирование. Поэтому более 60% требований к выпускнику— это владение методами различных расчетов, принятия решений, контроля и оценки, прогнозирования, а также принципы моделирования, менеджмента, маркетинга, управления и т.п.

И, наконец, в рамках создания ГОС ВПО был сделан реальный шаг к обеспечению широкого профиля дипломированного специалиста. Введено 90 направлений четырехлетней подготовки бакалавра, на базе которой достраивалась научная специализация (магистратура) и подготовка дипломированного специалиста. Многоуровневая подготовка позволяет студентам получить фундаментальную подготовку по широкому направлению и лишь затем на этой базе — узкую специализированную.

Теперь коснемся использования ГОС ВПО в качестве основы для объективной оценки деятельности вузов в части подготовки специалистов. Отметим тот факт, что укрупненный характер содержащихся в них требований, каждое из которых распадается на множество требований-задач, не позволяет напрямую проверить соответствие уровня подготовки выпускника этим требованиям. Можно в этой связи сказать лишь о том, что требования, содержащиеся в ГОС, выступали в стандартах первого поколения скорее в качестве ориентиров для организации объективного контроля, чем в роли диагностируемых норм.

Однако, эти ориентиры позволили упорядочить работу вузовских комиссий, осуществляющих итоговый контроль выпускников, сделав более прозрачной и понятной эту процедуру как для студентов, так и для членов этих высоких комиссий, имеющих в России статус государственных (председатели таких комиссий по представлению ректора вуза назначаются федеральным государственным органом управления образования, куда, кстати, направляются и где анализируются отчеты об их работе, представленные председателем).

После выхода в 1996 году закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в структуру ГОС ВПО были внесены существенные дополнения и изменения. Кроме того, накопленный опыт вузов по использованию ГОС для реализации образовательных программ выявили ряд их "конструктивных" недостатков.

Наиболее "ощутимые" из них, это:

Недостаточная вариативность блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин, его неориентированность на будущую профессию выпускника;

Уже упомянутая невозможность использования требований, содержащихся в документе и применяемых в процессе промежуточного контроля, для прямой диагностики уровня подготовки выпускников;

Неоправданные различия в содержании образовательных программ родственного профиля, затрудняющих рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах;

Несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

В ходе обновления ГОС (1999-2000 гг.) были выделены инварианты (ядро) ГОС ряда близких по научному базису специальностей и именно это ядро сделано объектом стандартизации на уровне государственного органа управления образованием. Это привело к существенному сокращению объектов ГОС ВПО федерального уровня и расширило правовое поле вузовского уровня.

Более гибко представлен блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В качестве обязательных для изучения студентами всех вузов выделены лишь четыре дисциплины (философия, история, физическая культура и иностранный язык), а остальные включаются в программу обучения по решению вуза и выбору студента. Существенно изменилась форма требований к выпускнику. В обновленных стандартах она представлена не только в виде требований к их знаниям, но и в виде набора задач профессиональной деятельности, с которыми он должен уметь справиться. Из стандарта также фактически исключены все ранее содержавшиеся в них требования, проверить выполнение которых на итоговых испытаниях не представляется возможным,

Введен раздел "Требования к абитуриентам" для определения необходимого предшествующего уровня образования и для унификации требований к абитуриенту.

В заключение еще раз вернемся к тому, что же представляет собой российский государственный образовательный стандарт, с позиции непосредственных субъектов педагогического процесса — студентов и преподавателей.

Для российских вузов, в течение многих десятилетий живших в жестких рамках типовых учебных планов и программ, регламентировавших от имени государства весь объем образовательной программы, новый базовый документ — существенный шаг по направлению к академической автономии и свободе преподавания (вряд ли две строки стандарта, раскрывающие, например, содержание 4-семестрового курса физики, можно считать ограничениями творческой инициативы педагога). С позиции студента, получившего право на участие в формировании своей индивидуальной образовательной траектории — это тоже шаг к свободе обучения. Поэтому ГОС ВПО сегодня можно рассматривать как стандарт, фактически закрепляющий свободы преподавателя и студента с учетом интересов государства и общества в целом.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что ГОС - это совокупность норм и положений, согласующих (гармонизирующих) основные требования к содержанию, проведению и результатам обучения и воспитания со стороны всех субъектов, заинтересованных в деятельности образовательной системы.

Как же конкретно выглядит ГОС, какова его структура? В проекте «Реформа образования в РФ: концепция и основные задачи очередного этапа» отмечается, что разработка ГОС имеет первостепенное значение для реформы содержания образования. ГОСы призваны «… расширить возможности для непрерывного образования и академической мобильности, они должны соответствовать запросам личности, общества, государства…иметь инструментально - педагогическую организацию, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы». ГОСы не должны препятствовать реализации вариативных программ, они должны обеспечивать их преемственность по всем уровням и ступеням образования. ГОС ВПО устанавливает: Структуру ВПО (ПОП)

Общие требования к ПОП и условиям их реализации Общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем Академические свободы вуза в определении содержания ВПО Общие требования к перечню направлений (специальностей ВПО Порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в качестве федерального компонента. Правила госконтроля за соблюдением требований ГОС.

по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование

(квалификация (степень) «бакалавр»)

I. Область применения

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ОК - общекультурные компетенции;

ООП - основная образовательная программа;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования.

III. Характеристика направления подготовки

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень)

выпускников

*) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам;

**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров: образование, социальная сфера, культура.

4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

педагогическая;

культурно-просветительская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

в области культурно-просветительской деятельности:

изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

организация культурного пространства;

разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп;

популяризация профессиональной области знаний общества.

Современное в нашей стране организовывается в соответствии с Федеральным законом о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии со статьей 4 этого закона структура системы высшего профессионального образования представляет собой совокупность «федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования».

В свою очередь, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой систему требований, предъявляемых государством и обществом в целом к качеству высшего профессионального образования в нашей стране.

Это значит, что высшее профессиональное образование , полученное в любом из действующих высших учебных заведений нашей страны, должно соответствовать одним и тем же критериям. Другими словами, выпускники различных технических вузов должны освоить одинаковые программы и подтвердить качество полученных знаний одинаковыми способами. При этом при проверке их знаний требования к студентам должны предъявляться одни и те же, независимо от того, учатся они в столичном ВУЗе или в учебном заведении, расположенном на периферии.

Получить высшее профессиональное образование можно при обучении в высшем учебном заведении: институте, университете, академии, или при прохождении специальных курсов. Но действующий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования позволяет получить соответствующее образование и при обучении экстерном, при котором изучение программы ведется самостоятельно, а в дальнейшем производится сдача в высшем учебном заведении.

Современное высшее профессиональное образование имеет несколько ступеней, первая из которых «бакалавр». Эта степень в нашей стране обозначает наличие законченного базового высшего образования и присваивается после сдачи аттестационной комиссии квалификационной работы. Наличие степени «бакалавр» позволяет ее обладателю занимать должности, на которых имеют право работать люди с высшим образованием, или продолжить учебу в магистратуре. Степень «бакалавр» можно получить только после окончания ВУЗа. Техникумы, колледжи или школы присвоить эту степень выпускнику не имеют права. Степень бакалавра присваивается после четырех лет обучения.

Квалификация «дипломированный специалист» присваивается студенту посла окончания специального курса обучения и проекта или дипломной работы перед специальной аттестационной комиссией. Срок обучения в этом случае составляет период не менее пяти лет. В медицинских ВУЗах не менее шести лет. При этом присваивается квалификация инженера, учителя, врача и т.д.

При обучении в для получения квалификации врача необходимым условием является окончание интернатуры. В соответствии с действующими стандартами высшего профессионального образования в ближайшие годы квалификация «дипломированный специалист» прекратит свое существование.

Степень «магистр» присваивается студентам после прохождения курса обучения в магистратуре, представляющей собой следующую за бакалавриатом ступень высшего профессионального образования, что позволяет углубить знания по выбранному профессиональному направлению.

Стандарты высшего профессионального образования предъявляют единые требования не только к качеству образования, но и к образовательному пространству в целом. Речь идет о том, что в любой точке страны студент высшего учебного заведения должен иметь возможность учиться в равных условиях, а каждое учебное заведение должно периодически подтверждать свое право на ведение учебного процесса. При этом оценка работы высшего учебного заведения должна вестись по одним и тем же критериям, установленным для всех высших учебных заведений в нашей стране

Просмотров