Русская литература XX века. Русская поэзия

Слайд 2

Введение

Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже 19-20 века.

  • Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г;
  • Русско – японскую войну 1904-1905гг;
  • Первую мировую войну 1914-1918гг;
  • Гражданская война

Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.

Слайд 3

Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм.

Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время:

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…».

Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей во всех областях жизни.

Слайд 4

Направления в литературе ХХ века

  • Реализм (Толстой Л.Н.,Чехов А.П.,Короленко В.Г., Куприн А.И., Бунин И.А.Горький А.М и др.
  • Модернизм
  • Символизм (В.Брюсов, А.Блок)
  • Акмеизм (Н.Гумилёв, А.Ахматова)
  • Футуризм (В.Хлебников, В.Маяковский)
  • Имажинизм (С.Есенин).
  • Слайд 5

    Работа с учебником

    Задание: откройте учебник на странице 29 «Литература ХХ века. Штрихи к портрету».
    Чтение по абзацам с остановками для просмотра демонстрационного материала.
    Итак….ХХ век- век военных и революционных потрясений….

    Слайд 6

    Лев Николаевич Толстой

    • Л. Н. Толстой. Портрет работы
    • И. Е. Репина. 1887 год.
  • Слайд 7

    Антон Павлович Чехов

    Основные темы творчества - идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).

    Слайд 8

    Иван Алексеевич Бунин

    БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал.

    Слайд 9

    Александр Блок (символист)

    Александр Блок. Портрет работы И. К. Пархоменко. 1910 год.

    Слайд 10

    Андрей Белый (символизм)

    БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности.

    Слайд 11

    Николай Гумилёв и Анна Ахматова (акмеисты)

    Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном - будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым. 1915.

    Слайд 12

    Хлебников Велимир (футурист)

    ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.

    Слайд 13

    Владимир Маяковский

    МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (7 (19) июля 1893, с. Багдади Кутаисской губернии - 14 апреля 1930), Москва, русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства 1910-1920-х годов.

    Слайд 14

    Марина Цветаева

    ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе - 1926).

    Слайд 15

    Сергей Есенин (имажинист)

    ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов

    Слайд 16

    Владимир Набоков

    НАБОКОВ Владимир Владимирович (12 (24) апреля 1899, Петербург - 3 июля 1977, Монтре, Швейцария), русский и американский писатель; прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик.

    Слайд 17

    Алексей Ремизов

    РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877-1957), русский писатель. Поиски архаичного стиля, ориентированного на литературу и устное слово допетровской Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). В 1921 эмигрировал.

    Слайд 18

    Марк Алданов

    АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) , русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).

    Слайд 19

    Максим Горький

    ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист.

    Слайд 20

    Михаил Шолохов

    ШОЛОХОВ Михаил Александрович (1905-84), русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического,Труда (1967, 1980).

    Слайд 21

    Николай Островский

    ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (1904-1936), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-1934; некоторые главы не были пропущены цензурой) - о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) .

    Слайд 22

    Александр Твардовский

    ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (1910-71), русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (1950-54, 1958-70). Поэма «Василий Теркин» (1941-45) - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны

    Слайд 23

    Константин Симонов

    СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915-79), русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).

    Слайд 24

    Юрий Бондарев

    БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15 марта 1924), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983).

    Слайд 25

    Евгений Шварц

    ШВАРЦ Евгений Львович (1896-1958), русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы-сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена «Голый король» (1934), «Тень» (1940); сатирические пьесы «Дракон» (1944), «Обыкновенное чудо» (1956); пьесы для детей, повести, сценарии.

    Внимание!

    Екатерина Ликовская

    что рождено землёй — то уходит в землю,
    всё, что скиталось, — вновь обретает дом,
    каждой русалке снится морская пена,
    каждой октаве грезится нота «до».
    да, всё вернётся — это закон природы.
    к мальчику в пёстрой куртке — бумажный змей.
    что рождено водой — то уйдёт под воду.
    что рождено душой —
    остаётся в ней.

    Да здравствует мир, в котором

    Привет тебе, путь узорный
    витой, словно лента кружев.


    никто никому не нужен!

    Узлы расплетая, споро
    готовишь вторую кожу.

    Да здравствует мир, в котором
    никто никому не должен!

    Стежок, ставший тропкой горной,
    ещё один, ставший речкой.

    Да здравствует мир, в котором
    ничто ничего не легче.

    Рисованных сто историй,
    и нет среди них любимой.

    Да здравствует мир, в котором
    мне больше не нужно имя,
    звучащее слишком гордо.

    Пусть будет поименован
    тобой - этот мир, в котором
    ничто не бывает новым.

    Ты сам себе высь и корень,
    ты сам себе плащ и пряха.

    Да здравствует мир, в котором
    ты больше не знаешь страха.

    Всё выше туман клубится,
    становится всё труднее
    дышать, а чужие лица
    становятся всё бледнее.

    Всё ниже картонный город
    под мёртвой скалой маячит.

    Да здравствует мир, в котором
    никто ни о ком не плачет.

    Мне холод течёт за ворот,
    мне ветер смыкает веки.

    Да здравствует мир, в который
    уходим мы все навеки,

    где смерть, что подобна морю,
    тихонько целует в губы.

    Да здравствует мир, в котором
    никто никого не любит,
    никто никому не горе,
    никто ни над кем не властен,

    никто никому не счастье.

    А после - на ветке ворон,
    сидит, надрывая горло:

    Да здравствует мир, в котором,
    да здравствует мир, в котором!

    Да здравствует мир, в котором,

    да здравствует мир, в котором,
    да здравствует мир, в котором

    ЗАКЛИНАНИЕ

    Расскажи мне, свеча, про любовь и печаль.
    Не гадать-ворожить я желаю сейчас,
    я стою на краю. Оплавляешь края.
    Мы вдвоём в тишине. Только ты, только я.

    Человеческой, горькой судьбе поперёк
    свыше дали мне силы в количестве трёх.
    Эти элементали до Судного дня
    и беречь, и питать обещали меня.

    Сила первая — с первого слова со мной,
    сила горькой полыни и тропки лесной,
    сила прутика, зёрнышка, пряди волос
    или — острой иглой протыкаемый воск.

    Мор накликать и скот загубить-исцелить.
    Эта сила — могучая сила Земли.

    И вторая стихия — в основе основ,
    назовём её жидкой субстанцией снов,
    где веду я беседы не только с людьми,
    это — странный родник, отражающий мир.

    Сила третья — в тебе. Первозданный Огонь,
    теплота и покой — осторожно, не тронь —
    укрощённый титан. И я знать не хочу,
    что бывает, когда опрокинут свечу.

    Ах, видением, тенью мозги не морочь,
    только ты мне сегодня способна помочь,
    только ты, только я. Мы вдвоём в тишине.
    Три — уже у меня.
    Дай четвёртую мне.

    Та четвёртая сила есть Воздух и Дух,
    чтоб связать воедино могущество двух,
    чтоб впустить меня в сон, где моё колдовство
    сотворит ветхий мир и достроит его,
    и наполнит энергией, жизнью, огнём,

    и тогда, воздавая хвалы Четырём,
    я войду во все двери, растаю во всём,
    я смогу разорвать этот круг и начать…
    Но для этого — просьбу исполни, свеча:

    забери меня всю, до конца, до конца
    и сотри нетерпение, горечь с лица,
    я хочу научиться твоей тишине
    и спокойному пламени,
    будто вовне.

    © Екатерина Ликовская

    Александр Филатов

    Досвидания

    Претензий к пуговицам нет — пришиты крепко,
    Другое дело белый свет — одна таблетка,
    Второй стакан, четвёртый день бессонных бдений —
    И вместо мира дребедень несовпадений.
    В глазах танцует пелена невнятный танец,
    Здесь Досвидания страна, я — досвиданец,
    Здесь согревает после всех кульбитов-сальто
    Дыханье жаркое восставшего асфальта.

    При прояснении туман — куда яснее,
    Что важен только Океан, и только с Нею,
    А остальное по волнам седым уносит —
    Туман и в Африке пространство альбиносит.

    Колбасит мысли — от ума не вяжут спицы,
    Колёсам не за что в тумане зацепиться,
    Всё невпопад — неадекватная картина:
    Я рвался ввысь и стал поверхностным, как тина,

    Я рвался ввысь и оторвался от тормашек —
    Не жизнь и даже не эскиз — косой коллажик,
    Где мирозданье колыхается, как пьяный.
    Эх, Досвидания, хочу в другие страны!

    Итак, итог: душа в Париже ждёт, а тело
    Не то чуть-чуть не доползло, не то вспотело
    Взлетать настолько высоко, что падать низко,
    А раскалённый мозг не тянет переписку.

    Курки взведённых состояний. Время Оно.
    Звонок будильника прогонит хмарь с перрона.
    Мир остановится согласно расписанью.
    И Досвидания услышит «До свиданья!»

    © Александр Филатов

    Полина Синёва

    Эвридика

    Ты то мелькал впереди, в толпе, то пропадал из вида.
    С севера на материк опять надвигались льды.
    Фракия, Крит, Шумер и темная Атлантида
    уходили под воду и вновь выходили из-под воды.

    Жег мне ступни горячий песок пустыни.
    Проносилась мимо воинственная Орда.
    Позади оставались Мекка, Турин, Калифорния, их святыни.
    Может, меня и нет? Не было никогда?

    Заходились лаем надрывные псы конвоя.
    Ладоги страшный лед подо мной трещал.
    А я так хотела белое… Нет, не белое — голубое.
    Помнишь, ты обещал.

    Я добывала хлеб со вкусом земли и снега,
    завтрашний день со вкусом хлеба и лебеды.
    Я отставала, чтобы родить нового человека
    и с ним на руках опять догоняла твои следы.

    Все это было давно. Как разрослась планета!
    Дети наши рассеялись по сторонам Земли.
    Сколько раз довелось миновать край света —
    а мы еще не пришли.

    Где-то в садах, наверное, яблоком зреет август,
    вода из колодца дышит холодом поутру.
    Жизнь никак не проходит. Жизнь проходит. Нет, показалось.
    Страшно: вдруг никогда не состарюсь и не умру.

    Где-то в забытом доме ходики стрелки крутят,
    на половицах — свет уходящего в вечность дня…
    Пожалуйста, обернись — мне все равно, что будет.
    Посмотри на меня.

    Вещи

    Сияет пропасть чистого листа,
    и ярок день, слепящий и зловещий.
    Но вязкая, густая чернота,
    как истина, стоит за каждой вещью.

    Когда они возникли на свету,
    когда они ощерились, как звери, -
    я видела, что вещи - это двери,
    заделанные дыры в пустоту.

    Их ребра, их облупленные рты
    топорщатся в картоне и фанере,
    крича об осязанье и размере,
    насилуя зрачок до дурноты.

    Тускнеет лак и проступает клей,
    а там, внутри - песок, трава и глина,
    ступеньки, ночь, и запах нафталина,
    и снова дверь, и черный ход за ней.

    © Полина Синёва

    Сима Радченко

    Сосед

    Ведь дело, ты сам понимаешь, не в том,
    что он не сыграет в своем ля-миноре,
    не гаркнет в сердцах, недовольный котом,
    который истошно орет в коридоре,
    и дело не в том, что сантехник сказал,
    сжимая болгарку в трясущихся пальцах,
    о том, что неделю покойник лежал,
    пока не хватились его постояльцы
    (да-да, не родня, а его кореша —
    когда не позвал на бутылку в субботу),
    а в том, что лежал он, вот так и лежал,
    пока ты вставал и ходил на работу,
    пока я с ребенком учила этюд,
    и так — без конца, по привычному кругу.
    И ты возвращался в тепло и уют,
    и мы вечерами любили друг друга.

    Невидимка

    Внезапно в доме отключили свет. Нет света — и заняться тоже нечем…
    Родители устроили совет. В конце концов нашлись на полке свечи.
    Огонь пробился слабеньким ростком сквозь толщу ночи, невесом и тонок.
    И в темноте тягучей и густой вдруг оказалось: в доме есть ребенок.

    Он, оказалось, был уже давно, и говорил неплохо, и о многом,
    но как-то было все не до него — «уйди и не мешайся, ради Бога».
    Но в этот вечер, в хрупкой тишине не смог уткнуться папа в телевизор.
    И сказочные тени по стене взбегали и гуляли по карнизам.

    И мама не стояла у плиты, и не велела убирать игрушки.
    И сказочные феи и коты кружились по дивану и подушкам,
    не разжимая крепких лап и рук, — и в вальсе, и галопом, и вприпрыжку!
    И мама с папой превратились вдруг в бесхитростных девчонку и мальчишку…

    Он рассказал им все, и никогда они еще не слышали такого.
    О том, как бродят пестрые стада по покрывалу зарева ночного,
    о том, что у соседей есть малыш, который плачет, если сны плохие,
    о том, что если вслушаться, то с крыш поскачут капли-воины лихие,
    о том, что вечерами у планет укрыты спинки сумеречной дымкой…

    А утром… утром снова дали свет. И снова стал ребенок невидимкой.

    © Сима Радченко

    Дана Сидерос

    Отрывок из поэмы «Час пик»

    Мне снится огромное
    черное сердце промзоны,
    стеклянный снежок
    в жухлом свете ночных фонарей.
    Я вижу его, незнакомца,
    он сеет минуты, как зёрна,
    минуты апреля
    хоронит
    в колючем пустом январе.

    Мне снится,
    как он поливает
    промёрзшую землю июлем
    моим, неслучившимся, жарким,
    бездумным, цветным.
    Я вижу сквозь толщу земли,
    в ней дремлют минуты, как пули,
    отлитые в форму и смятые
    зерна войны.

    Мне снится:
    мои семена,
    вырастают на сажень
    из пуль превращаются в бомбы,
    ворочаются, поют,
    и первый мерцающий день
    пробивается в полночь и сажу,
    зелёным огнём выжигая
    январский больной неуют.

    И шумные кроны недель
    взрываются
    и взмывают
    на стройных стволах,
    светят, дышат и говорят.
    Цветут медоносные дни
    моего непрожитого мая,
    несбывшегося июня,
    непрошлого октября.

    Вот тут я всегда просыпаюсь,
    с неясным чувством утраты
    и после весь день не знаю,
    куда бы себя приткнуть.

    Ну что ты хочешь спросить?
    Хотел бы я их обратно?
    Да ну…

    © Дана Сидерос

    Илья Турков

    Я выхожу, снаружи — перезвон
    ворчливый дождь пронизывает вечер,
    он стар и сед, и кажется, он вечен,
    и кажется, не прекратится он.

    Стою на улице, и улица пуста,
    стекают струи по пустыням окон,
    и мир уже привычно тих и мокр,
    уродливей опавшего листа.

    Почти неотличима от земли
    густая взмесь над гранью горизонта.
    Таков пейзаж эпохи и сезона.
    Прохожий появляется вдали.

    И следом появляется второй,
    бредут сутуло оба, без оглядки,
    за ними появляются десятки
    таких же. Бесконечен строй.

    Усталая пехота в никуда
    шагает по разбитым тротуарам,
    к ним примыкает пьяница из бара,
    и с неба все сильнее льет вода.

    Рабочие, повесы и торчки
    в компании политиков, юристов,
    священников, поэтов, атеистов,
    приятели, любовники, враги
    уже совсем приблизились ко мне,
    и то ли это холод, то ли влажность,
    но отчего-то стало очень страшно,
    как-будто ничего страшнее нет.
    Стою. Они равняются со мной.
    Вблизи они корявее, сутулей.
    Я слышу каждый голос в этом гуле,
    во многом очень схожем с тишиной.

    © Илья Турков

    Алексей Цветков

    С перрона сгребают взлохмаченный лед
    Настырней мышиной возни.
    Под вымерзшим куполом твой самолет
    Зажег бортовые огни.

    Гляжу, меж тоской, изначально простой,
    И робостью странно двоим,
    Как ты, не прощаясь, зеленой звездой
    Восходишь над миром моим.

    Над темной планетой в артериях рек
    Смятенье колеблет весы.
    В диспетчерской рубке пульсирует век,
    Разьятый на дни и часы.

    В прокуренном зале мигает табло.
    Из гула растет тишина.
    Оконный проем рассекает крыло
    На два непохожих окна.

    И надо стереть лихорадочный пот
    И жизнь расписать навсегда,
    Как если б вовеки на мой небосвод
    Твоя не всходила звезда.

    отверни гидрант и вода тверда
    ни умыть лица ни набрать ведра
    и насос перегрыз ремни
    затупился лом не берет кирка
    потому что как смерть вода крепка
    хоть совсем ее отмени

    все события в ней отразились врозь
    хоть рояль на соседа с балкона сбрось
    он как новенький невредим
    и язык во рту нестерпимо бел
    видно пили мы разведенный мел
    а теперь его так едим

    бесполезный звук из воды возник
    не проходит воздух в глухой тростник
    захлебнулась твоя свирель
    прозвенит гранит по краям ведра
    но в замерзшем времени нет вреда
    для растений звезд и зверей

    потому что слеп известковый мозг
    потому что мир это горный воск
    застывающий без труда
    и в колодезном круге верней чем ты
    навсегда отразила его черты
    эта каменная вода

    © Алексей Цветков

    Антон Сергеев

    Пожалуй, теперь механизм сломался
    И стало понятно: зима без края.
    Откуда-то поезд уходит в Лхасу,
    А здесь снегопад, и башку срывает,

    Башку заметает и кружит ветром,
    Вдувает снежинки буран под темя,
    Еще не успеешь шагнуть за двери —
    Заплеван донельзя с утра метелью.

    Настолько с утра голова забита,
    Допустим, что вдруг очутился где-то,
    Допустим — бистро, и жуешь бисквиты,
    И кремы — белее снегов Тибета,

    И скатерть белеет, в глазах белеет,
    Зима языком роговицу лижет,
    Заносит в сугробе тебя по шею,
    И, словно из давнего сна услышав:

    «Сюда проходите, к свободной кассе» —
    Почудится: тонут в снегу дороги,
    «Последний! Последний состав на Лхасу!»
    Теперь не успеть. И невольно вздрогнешь

    Ураган разметет флюгера и кровли,
    Дернет тросы на Банковском с диким гиком —
    Вырвет глотки грифонам —
    Истошно кровью
    Изойдут златокрылые безъязыко;
    Безъязыко и дико,
    Беззвучно взвоют,
    Рухнут в воду,
    И воду расточит камень,
    Если хрупкая,
    Если с хрустальным звоном
    Невзначай поломается ось земная,
    Если лопнет печально земная струнка
    И расхлещет свободно и страшно воздух…

    Не отдергивай — слышишь, не надо — руку.
    Это больно и более чем серьезно.

    Кружит мост над каналом,
    На нем зверушки,
    Что растят из голов фонари-помпоны,
    Спас поодаль на кровушке тоже кружит.
    В непрестанном круженье весь город стонет,
    Стонет, вертится, терпит —
    Куда деваться.
    По секрету:
    Вращенье — всего основа,
    Красота динамических трансформаций,
    Вечность вечного
    И простота простого.
    И на чем же всей этой фигне вертеться,
    Чтобы кошкам на Банковском было няшно?
    Непрерывно и тонко
    От сердца к сердцу
    Ось земная идет через руки наши.

    Мяч был подарен на пятое лето жизни.
    Теннисный мячик — прыгучий, веселый, яркий.
    Можно сознаться: ты рад ему был, как шизик.
    Собственно, что? Как обычный пацан подарку.

    Если во двор — обязательно с ним в кармане.
    Круглый резиновый друг непременно нужен
    В каждой игре. Он по окнам летал — нормально,
    Кошек пугал и прикольно скакал по лужам.

    Взрослые ели, смеялись, ловили рыбу —
    К озеру съездили как-то в конце недели,
    Теннисный мячик случайно в кусты упрыгал
    И оказался навеки тобой потерян.

    Прошлое дело — в подушку ревел ночами,
    Мать обещала конструктор купить в апрашке,
    Не понимала причин, глубины печали:
    Мячику там одиноко, темно и страшно.

    Вырос, окреп и давненько страну покинул,
    Детские беды теперь вспоминать забавно.
    Хуле: успешен, женат и вообще — a winner! —
    Жизнь протекает размеренно, четко, плавно.

    Только обхватишь (эх, Бродский) рукой колени,
    Куришь полночи, сосешь потихоньку пиво,
    Зная, что где-то на той стороне вселенной
    Мяч до сих пор одиноко лежит в крапиве.

    Вечер в реке утопил звук
    Сонных машин и зажег свет
    Мягкий и влажный. Луны круг
    Виснет на ветке ольхи. Нет

    Ни воздыханий, тоски нет.
    Просто неясная грусть-тень,
    Словно предчувствие тех лет,
    Что не минули еще; тех

    Несостоявшихся снов, встреч,
    Ради которых пока жив.
    Каждое слово твое, речь
    Тихой реки и наклон ив

    Только и ради того, чтоб
    Вечер однажды сгустил даль,
    И твои руки согрел тот,
    Кто безнадежно тебя ждал,

    Кто продирался к тебе, пел
    Песни твои и стонал от
    Боли твоей и грехов, дел
    Вольных, невольных. Смотри: вот

    Вечер в реке утопил звук
    Сонных машин и зажег свет.
    Слушай руками тепло рук
    Друга, которого нет… нет.

    Введение. Русская литература ХХ века имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связанно с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже века. Россия пережила три революции: 1905 год., Февральскую и октябрьскую 1917 г; Русско – японскую войну гг; Первую мировую войну гг; Гражданская война Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложной.


    Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями. Они перевернули представления о познаваемости мира. Это привело к поиску объяснения новых явлений через религию, мистицизм. Философ Николай Бердяев так охарактеризовал это время: « Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интерес к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…». Итак, на смену одному господствующему мировоззрению пришло многообразие мнений, идей вовсех областях жизни.






    Лев Николаевич Толстой Л. Н. Толстой. Портрет работы И. Е. Репина год.


    Антон Павлович Чехов Основные темы творчества идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).


    Иван Алексеевич Бунин БУНИН Иван Алексеевич (), русский писатель, почетный академик Петербургской АН (1909). В 1920 эмигрировал.


    Александр Блок (символист) Александр Блок. Портрет работы И. К. Пархоменко год.


    Андрей Белый (символизм) БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности.


    Николай Гумилёв и Анна Ахматова (акмеисты) Анна Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном будущим знаменитым историком Л. Н. Гумилевым


    Хлебников Велимир (футурист) ХЛЕБНИКОВ Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (), русский поэт, одна из ключевых фигур авангарда.


    Владимир Маяковский МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович , русский поэт, один из ярчайших представителей авангардного искусства х годов.


    Марина Цветаева ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе 1926).


    Сергей Есенин (имажинист) ЕСЕНИН Сергей Александрович (), русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В входил в группу имажинистов




    Алексей Ремизов РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (), русский писатель. Поиски архаичного стиля, ориентированного на литературу и устное слово допетровской Руси. Книга преданий, апокрифов («Лимонарь, сиречь: Луг духовный», 1907), романы «Пруд» (1908), «Слово о погибели Русской земли» (1918). В 1921 эмигрировал.


    Марк Алданов АЛДАНОВ Марк Александрович (наст. фам. Ландау) , русский писатель; прозаик и эссеист; один из самых читаемых (и переводимых на иностранные языки) писателей первой русской эмиграции, который получил известность благодаря своим историческим романам, охватывающим события двух веков русской и европейской истории (с середины 18 века).


    Максим Горький ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя и фам. Алексей Максимович Пешков) (), русский писатель, публицист.


    Михаил Шолохов ШОЛОХОВ Михаил Александрович (), русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического,Тр уда (1967, 1980).


    Николай Островский ОСТРОВСКИЙ Николай Алексеевич (), русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (; некоторые главы не были пропущены цензурой) о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен).


    Александр Твардовский ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (), русский поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (,). Поэма «Василий Теркин» () яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны


    Константин Симонов СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (), русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974).




    Евгений Шварц ШВАРЦ Евгений Львович (), русский драматург. Насыщенные остроактуальным социальным и политическим содержанием, едкой иронией пьесы-сказки по мотивам произведений Х. К. Андерсена «Голый король» (1934), «Тень» (1940); сатирические пьесы «Дракон» (1944), «Обыкновенное чудо» (1956); пьесы для детей, повести, сценарии.


    Василий Шукшин ШУКШИН Василий Макарович (октября 1974), русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России (1969). В рассказах (сборник «Сельские жители», 1963, «Там, вдали», 1968, «Характеры», 1973), романе «Любавины» (ч. 1-2,) и фильмах («Живет такой парень», 1964, «Печки- лавочки», 1972, «Калина красная», 1974




    Русская литература ХХ века имеет трагическую историю. В 20 годы из России уехали и были изгнаны писатели (Бунин, Куприн, Шмелёв). Губительное воздействие цензуры: публичное гонение художников слова (Булгаков, Пильняк) С начала 30-х годов проявляется всё ярче тенденция приведения литературы к единому художественному методу – социалистическому реализму. В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны и погибли в лагерях Н.Клюев, О.Мандельштам, И.Бабель, И.Катаев, Б.Пильняк. Prezentacii.com

    В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

    Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

    В 30-е годы наметился "великий перелом": тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

    С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике - очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

    Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

    Русские писатели XX века

    М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали "школой мастерства" для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

    Избранные произведения:

    Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя - одна из первых "ласточек" эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

    Избранное произведение:

    А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна - яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме "маленького человека". Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

    Избранные произведения:

    К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

    Избранные произведения:

    М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края - на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

    Биография:

    Избранные произведения:

    А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма. Являясь главным редактором журнала "Новый мир" А. Твардовский открыл миру имена многих "запретных" писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

    Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне - поэмы "Василий Тёркин".

    Избранное произведение:

    Б.Л.Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман "Доктор Живаго". Известен также как поэт и переводчик.

    Избранное произведение:

    М.А. Булгаков … В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

    Избранные произведения:

    В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы - это реализм в самом ярком его воплощении.

    Избранное произведение:

    — одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

    Избранное произведение:

    С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

    Все мы знаем самых популярных поэтов прошлых веков, каждый из нас помнит и любит их стихи. Однако стоит сказать, что и в наше время существует немалое количество талантливых людей, радующих читателей своим творчеством и пришедших на смену великим и любимым поэтам. Возможно, не многие люди знают их в лицо, потому как в 21 веке появилась возможность свободно выражать себя и демонстрировать свои таланты. В связи с этим многие люди представляют общественности своё творчество, и поэтому трудно запомнить всех талантливых людей. Поэты современного века творят ничем не хуже, чем таланты прошлых веков, поэтому стоит вспомнить их имена.

    Поэт современности Сергей Жадов

    Жадов Сергей - современный поэт, радующий своим творчеством ещё сравнительно недолго. Он родился в 1988 году в Свердловске. Его стихи настолько проницательны и фантастичны, что ни один читатель, познакомившийся с ними, не останется равнодушным.

    Нужно сказать, что творчество Сергея вызывает у читателя бурю эмоций и переживаний. Его стихи заставляют читателя задумываться о вечном, о вещах, которые ранее не проникали в его мысли. О его стихах говорят, что они насквозь пронизаны противоположностями. Только чётко видно ноты ненависти, и тут же можно разглядеть тонкий лучик надежды. Ненависть и любовь, страх и вера, безысходность и надежда в стихах этого автора ходят совсем рядом. Противоположности в них как сёстры.

    Самыми известными произведениями Сергея Жадова являются «Чего же ты хочешь, моё поколенье?», «Маме», «Лезвием», «Петли союзов» и т. д. Ни один читатель не останется равнодушным к его стихам, так как они вызывают массу эмоций и оставляют после себя незабываемые впечатления.

    Современные писатели и поэты радуют читателей своим творчеством. Нужно сказать, что они - настоящее сокровище 21 века, которое достойно стать в ряды лучших поэтов и писателей столетий.

    Поэт современности Евгений Черников

    Черников Евгений - современный поэт, который родился в 1985 году в Каменске-Уральском. Стоит отметить, что Евгений является автором двух поэтических книг «Сквозь шум» и «Беда».

    Большинство стихов Евгения не имеют названий, и можно сказать, что именно этим поэт отличается от других. Черников не пишет про любовь. Все его стихотворения имеют глубокий смысл, который сможет разглядеть каждый читатель. Познакомившись с творчеством поэта, можно заметить, что все его стихи полны человеческих переживаний, которые свойственны каждому.

    Современный поэт Давид Гордон

    Давид Гордон - современный поэт и очень талантливый писатель. Он родился 1 мая 1987 года в Весьегонске. Автор делится, что писать для него - это смысл жизни. Поэзию и прозу он сравнивает с глотком воздуха. Давид говорит, что от своего творчества он получает огромное удовольствие, и жизнь без этого - не та.

    Гордон часто пишет о любви и человеческих чувствах. Стихотворения такого рода не оставляют равнодушным ни одного читателя, потому что в строках стихов Давида можно узнать самого себя.

    Одним из самых известных стихотворений Давида Гордона является «Пони». Оно облетело практически весь интернет, и не многие из его пользователей знают, что автором стиха является именно Давид.

    Современный поэт Александр Колобаев

    Александр Колобаев - современный поэт, который родился 31 августа 1951 г. Мужчина непродолжительное время работал патологоанатомом, но вскоре понял, что его призвание - писать стихотворения.

    Все стихотворения Александра чувственны и эмоциональны. Познакомившись с его творчеством, можно понять, что Колобаев очень умело пользуется изобразительными средствами языка, придавая своим стихотворениям загадочности, необычности и чувственности. Несколько стихов Колобаева посвящены женщинам, их красоте и любви к ним.

    Современные русские поэты описывают в своих стихотворениях человеческие чувства и переживания, потому что именно эти темы близки каждому читателю. Они умеют передавать читателю и переживания через свои стихи, которые надолго оставляют о себе самые яркие и незабываемые впечатления.

  • Просмотров