0xVBv ZiaG4

О спектакле «Голодранцы и аристократы»

«Голодранцы и аристократы» в репертуаре Тульского театра драмы уже год с лишним. А на мировой сцене — более века. Пьеса написана Эдуардо Скарпетта в 1887 году, и вот уже 100 лет она не сходит с театральных подмостков. А всего Эдуардо Скарпетта написал около ста комедий, часто используя французские источники. Наиболее известные из его пьес — «Нищета и благородство» (1887), «Неаполитанский турок» (1888), «Ханжа» (1889).

Не много пьес в мире пользуются такой популярностью. Принято считать, что это легкая комедия с элементами фарса: переодевания, внезапные разоблачения, сатира… Чтобы добиться руки возлюбленной, молодой аристократ нанимает бедную семью на роль своей родни. Голодранцам, конечно, недостает аристократизма, зато им не занимать темперамента, азарта и готовности поддерживать игру…

Начало первого акта похоже на пьесу Горького «На дне» с её давящей атмосферой нищеты и бесправия, но дальше события приобретают водевильную легкость. Но это скорей пародия на водевиль.

На протяжении всего второго акта пьесы «Голодранцы и аристократы» над сценой порхает Амур ― бог любви, причём, порхает в прямом смысле. Это статуя, на вид довольно увесистая, на деле, наверное, из папье-маше, ее актёры передают друг другу из рук в руки. И вот эта статуя Амура мешает всем. Хозяин, слуги не знают, что с ней делать и куда приткнуть. По ходу пьесы совершаются две помолвки, восстанавливается семья Феличе и Бетины, происходит хэппи энд, а Амур всё равно продолжает мешать. Очевидно, этой вознёй со статуей Амура режиссёр Дмитрий Краснов показывает, что он не верит в искренность аристократов, они могут увлечься красотой, но настоящая любовь ― глубокое чувство, которое им не знакомо.

Вообще, вся пьеса, как мне кажется, это насмешка над аристократами, о чём свидетельствуют их костюмы в стиле Гуччи, в этом чувствуется советская традиция показывать высшие слои дореволюционного общества клоунами в канареечных нарядах. Но есть одно существенное отличие от советских пьес и фильмов. В советское время борьба за руку девушки непременно бы шла между противным аристократом и бедным симпатичным парнем, ясно, что при этом сердце девушки принадлежало бы парню. В «Голодранцах и аристократах» конфликт происходит между аристократом-отцом и аристократом-сыном, что, конечно, исключает классовый подход в трактовке пьесы.

По сути, зрителю предложено перенестись в идеальную страну, под условным названием Италия. Это страна, где всё понарошку: за обман с переодеванием в худшем случае побьют, а не посадят в тюрьму или «грохнут», как это должно произойти во всех странах во все времена. Однако, зритель этого и хочет: он хочет оказаться в мире, где можно шалить, как в детстве, и не нести при этом никакой серьезной ответственности.

Конечно, прием, применяемый в комедии положений, откровенно банален, но, с другой стороны, это канон. Главное, чтобы он в полной мере был использован для создания комических ситуаций. А с этим в спектакле всё в порядке! И даже тема вопиющей нищеты и социального неравенства отходит на второй план за шутками второго акта пьесы.

Феличе, которого играет Виктор Ананьин, и Паскуале, которого играет Геннадий Вершинин, так хорошо справляются со своей ролью аристократов, что можно с уверенностью сказать: они зря теряли время, работая писцом и цирюльником, им нужно было играть в местном театре или, по крайней мере, стать профессиональными мошенниками. Виктор Ананьин и Геннадий Вершинин блестящая актёрская пара! Хочется отметить и Андрея Сидоренко, у него замечательная способность к перевоплощению, уже смотрю с ним не первый спектакль, и каждый раз он другой. Это высшее искусство артиста. Браво! То же самое касается и Тимура Курбангалеева: его дурацкий вид — истинное украшение комедии.

Михаил Остроухов