Поведение в мечети. Какие существуют правила посещения мечети? Придя в мечеть

1. Входя в мечеть, скажите следующее дуа :

«Бисмилляхи вас-саляту вас-саляму аля Расулюллах. Аллахумма афтахли абваба рахматик» («Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости») .

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение : «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети ». Сделав это, иншааллах, можно надеяться на духовную пользу от итикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду . В случае если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Проходить, перешагивая через людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана . Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуете его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей . Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдёт перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, перед тем как сесть совершите два ракаата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид . Это очень похвальное дело. Если у вас не остаётся времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остаётся времени даже на то, чтобы совершить суннат-намаз, и джамаат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр . Особенно полезно произносить следующие слова: «Субханаллахи валь-хамдуллиляхи ва ля иляха илляллаху ва Аллаху Акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры , пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения, молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джамаат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды . Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает своё место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь) на арабском языке, то вплоть до окончания пятничной молитвы запрещается совершать намаз, разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие . Однако, если кто-то начнёт разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред .

12. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, спокойно и мягко попросите его не делать этого . Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.

Пятница — день обязательного посещения мечети

Пятница – день мусульман. Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи ).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд ). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим ).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара , и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘ , который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара .

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

Церковь - место особое. Нормы поведения в храме любой конфессии проходили очень длительный путь становления. Каждая религия предусматривает свои нормы и правила поведения в доме Бога. Общими нормами поведения во всех храмах являются лишь следующие: не курить, не распивать спиртные напитки, не шуметь и вести себя с уважением к месту присутствия Бога. Все остальные правила очень различны. С появлением возможности путешествовать за рубежом, многие туристы имеют возможность посещать страны, где другая религия. Знание правил этикета при посещении мечети вам может быть полезным.

Мечеть - молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам - «запретная мечеть», которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин.

Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа.

Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным.

Хотя мечеть и не является святым местом, существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

Женщинам запрещается посещать мечеть в «критические дни». Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться.

Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участие в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Поскольку в исламе не существует института священства, обращение к духовным лицам определяется конкретной практикой, сложившейся в данном регионе.

Наиболее универсальным является обращение «сайд» (по-арабски «господин»), а также «хаджи», то есть совершивший хадж. Но эти обращения не являются исключительной прерогативой духовных лиц.

Посещение хотя бы одной должно быть обязательным пунктом в вашем туристическом маршруте. И неважно, в каком городе Турции вы планируете провести отпуск. В каждом турецком городе обязательно есть мечеть, и не одна, а, например, как в случае со Стамбулом, тысячи. По данным за 2013 год в Стамбуле насчитывается 82,693 мечетей!

Поведение в мечети

Мусульмане придерживаются определенных правил поведения в мечети. Но, даже не будучи мусульманином, следует уважать эти правила. Игнорирование чужих традиций и норм поведения может сказать лишь о вашем невежестве и неуважении к стране, которую вы решили посетить.

Закрыто на время молитвы

Во время часов молитвы (намаза) вход в мечеть запрещен. Но в перерыве между молитвами вы более чем желанный гость. Некоторые люди могут молиться снаружи во время обязательных часов молитвы. Не разглядывайте их, не стойте слишком близко и не проходите перед ними.

Периоды молитвы определяются положением солнца на небе. Пять основных часов молитвы: Сабах (Sabah – рассвет), Ойле (Öğle – полдень), Икинди (İkindi – после полудня), Акшам (Akşam – закат) и Ятсы (Yatsı – ночь). Призыв имама к молитве – это приглашение для верующих прийти и помолиться, и предупреждение для вас о начале молитвы.

Снимайте обувь

Местные жители снимают обувь и оставляют ее на подставке возле входа. Мечети, особо посещаемые туристами, такие как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание предлагают бесплатно пластиковые пакеты для обуви, чтобы избежать путаницы. Таким образом, вы можете взять обувь в пакете с собой, и затем обуться при выходе. Но не везде существует такой сервис, поэтому лучше иметь с собой пакет на всякий случай, если не хочется оставлять обувь без присмотра.

Прикрывайте обнаженные части тела

Поведение в мечети касается и вашего внешнего вида. Верующие приходят в мечеть полностью одетые, без открытых участков тела. К туристам правила не столь строги, но если вы планируете посетить мечеть, лучше одеться скромнее. Волосы женщины должны быть прикрыты, а также плечи и колени, как у женщин, так и у мужчин. Если вы все же оказались не подготовлены, некоторые мечети предлагают шарфы и платья бесплатно, но не все, так что берите что-то с собой, чтобы не оказаться в затруднительном положении.

Тишина

В мечети нельзя бегать, смеяться, обмениваться шутками. Если есть необходимость что-то сказать, старайтесь делать это шепотом. И не забудьте отключить мобильные телефоны.

Фото и видеосъемка в мечети

Фотографировать и снимать видео в мечети разрешается. Однако недопустимо снимать процесс омовения за пределами мечети, и верующих во время молитвы в мечети.

Бесплатный вход

Вход в мечеть бесплатный, но пожертвования очень приветствуются.

Чистота

В мечеть нужно приходить чистым. Это значит, что одежда должна быть чистой, а человек не должен распространять сильные запахи, будь то запах чеснока или аромат духов. Один из основных принципов мусульманской веры – это чистота.

Просмотров