Пение тембр. Женский голос: классификация, самый низкий и высокий женский голос

Тембром называют окраску звука, его яркость, теплоту, мягкость и индивидуальность. Звучание голоса характеризуется основным тоном и рядом обертонов (дополнительных звуков). Большое количество обертонов придает яркость и сочность звуковой палитре.

Тембр голоса зависит от строения человека. Очень редко встречаются люди с одинаковым его звучанием. Довольно трудно изменить голос, хотя человек с помощью определенных упражнений может улучшить его окраску. Для этого можно делать упражнения, рекомендованные учителями вокала, регулярно заниматься декламацией и пением, распевать мантры.

Тембральная окраска зависит от формы и объема ротового резонатора, плотности смыкания связок, формы и объема трахеи. Звучание и тембр голоса часто свидетельствует о работе всего организма человека. Неповторимость его обуславливается строением органов речи и состоянием нервной системы. Благодаря работе в разных режимах, аппарат речи придает тембру различные вариации. Практически любой голос можно поставить (придать правильное звучание), научиться управлять его частотностью и, следовательно, его эмоциональной окраской, которая будет уместна в определенных ситуациях.

По тембру можно судить о состоянии человека. Звучание ухудшается при усталости, подавленности, стеснении, сердитости и других психологических состояниях. При хорошем настроении, уверенности в себе звучание становится прозрачнее и чище.

Часто встречающиеся недостатки тембра: одышка, резкость, хрипота и гнусавость. Одышка говорит о частом вдыхании и выдыхании, поэтому при разговоре нужно стараться контролировать их ритм. Резкость возникает из-за слишком сильной сомкнутости связок, что нередко происходит при нервозности и перенапряжении. Она бывает постоянная и кратковременная. Пронзительный голос часто характеризует сварливых людей. Хрипота возникает чаще всего при недостаточной вибрации голосовых связок. Это может быть при болезнях горла или при переутомлении связок. Гнусавостью называют сильное пропускание струи воздуха сквозь Она появляется у людей, имеющих определенное свойство этой полости: приток воздуха в нее более свободный, чем его выход. Такое явление часто наблюдается при насморке или гайморите.

В сложились некоторые стереотипы восприятия того или иного звука. Так, высокое интонирование ассоциируется людьми с юностью и пассивностью, поэтому к владельцам высокого тембра голоса относятся как к несозревшим индивидам. Нередко такое звучание вызывает у многих неприятные эмоции. Очень низкий тембр голоса, особенно без модуляции, слушать очень тяжело. Его обладателей неприятно слушать и их воспринимают как неинтересных и скучных собеседников. Резкий тембр голоса практически всегда производит неприятное впечатление. Его владельцев ассоциируют с сильно раздражительными и нервными людьми, поэтому к ним относятся с предубеждением. Звучание с некоторым придыханием имеет ярко выраженную сексуальную окраску, поэтому оно часто плохо воспринимается в обычной повседневной жизни.

Идеальным для человеческого уха считают тембр голоса с правильной модуляцией по низким и высоким тонам. Для характеристики различного звучания нередко используют сценическое разделение видов тембра, хотя часто применяют более обыденные названия. Сценический тембр золотой, бархатный, серебряный, медный. Обычное подразделение звучания: жесткий, богатый, мягкий, твердый, слабый, холодный, тяжелый. Певческие голоса нередко подразделяют на приятный, металлический, мелодический, мягкий, глухой. Основная их классификация определяется высотой звучания. Мужские голоса разделяют на:

Бас (очень низкий, бывает центральный (низкий) и певучий (высокий));

Баритон (подразделяют на лирический и драматический);

Тенор (самый высокий, бывает лирическим и драматическим).

Контральто (низкий);

Меццо-сопрано;

Сопрано (очень высокий, его виды: лирическое, драматическое, колоратурное).

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

  • Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над
  • Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
  • Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

  • Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
  • Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
  • Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
  • Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
  • Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
  • Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
  • Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
  • Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.

Характеристика женских типов голоса

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Основные типы мужских голосов

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

Если Вы планируете обучаться вокалу или уже обучаетесь (причем самостоятельно), Вы должны знать о том, что существуют разные типы голосов . Какие это типы? Давайте разберемся в этом.

Прежде чем начинать учиться петь, необходимо определить свой тип голоса. Если Вы учитесь петь у педагога, то он сам Вам подскажет, какой у Вас тип голоса. А если Вы , то это сделать придется Вам самому. Ведь от типа голоса зависит не только обучение в целом, но и подбираемые произведения.

  • Диапазон - это расстояние от самой нижней ноты, которую может взять человек, до самой высокой. Подробнее тут - " ".
  • Октава - интервал от одной ноты до такой же ноты, но в другой высоте (в следующей октаве), например, До-До, Ре-Ре, Ми-Ми. Подробнее тут - " ".

Типы мужских голосов

  1. Бас . Низкий, грубый, "басистый" мужской голос. Диапазон - от Ми большой октавы до Ми первой октавы.
  2. Баритон . Средний мужской голос, который больше всего распространен среди мужчин. Обычный диапазон голоса баритона - от Ля большой октавы до Соль первой октавы.
  3. Тенор . Высокий мужской голос. Обычный диапазон тенора - До малой - До второй октавы.

Типы женских голосов

  1. Контральто . Низкий женский голос. Диапазон - Ми малой - Фа второй октавы.
  2. Меццо-сопрано . Средний женский голос. Диапазон голоса - от Ля малой октавы до Ля второй октавы.
  3. Сопрано . Высокий женский голос. Диапазон голоса обычных сопрано - 2 октавы (1-я и 2-я целиком) - До первой - До третьей октавы.

Типы детских голосов

  1. Альт . Низкий голос (касается и девочек, и мальчиков).
  2. Сопрано . Высокий голос (девочек и мальчиков).
  3. Дискант . Высокий голос у мальчиков.

Давайте посмотрим на вокальные диапазоны самых распространенных типов голосов:

Опять же - это все примерно , ведь у двух разных людей с одинаковым типом голоса - может быть разный диапазон.

Как определить тип голоса?

Вы должны понять, что у начинающего вокалиста очень сложно определить тип голоса , практически невозможно. Потому что в процессе обучения голос меняется, расширяется диапазон (один из критериев для определения типа голоса), меняется тембр и все остальное.

Поэтому если и получится определить тип голоса у новичка, то, скорей всего, "диагноз" будет неправильным.

Признаки, по которым можно определить тип голоса:

  1. Вокальный диапазон . Диапазон, который может взять вокалист - от самой нижней до самой высокой ноты. Про это мы говорили тут - " ". Ну а какой диапазон какому типу голоса соответствует - мы уже выяснили выше.
  2. Тембр голоса .
  3. Переходные ноты . Ноты, где голос переходит с речевого регистра на головной. Об этом мы говорили тут - " ".
  4. Как звучит верх .

Правильно определить тип голоса - очень важная задача. Самостоятельно определить тип голоса практически невозможно (имеется в виду, если человек самоучка в пении). Даже опытные педагоги по вокалу иногда ошибаются и могут назначить ученику другой тип голоса, не тот, который у него на самом деле. Из-за этого ученик долгое время может петь "не своим" голосом. То есть педагог будет подбирать для него такие произведения, которые не подходят для его голоса, что может плохо на нем отразиться.

Мой совет: найдите себе педагога по вокалу. Если у Вас мало денег или просто не хочется тратиться - найдите педагога на несколько занятий. Он определит Ваш тип голоса и научит основам, и с помощью этих знаний Вы уже дальше будете учиться петь самостоятельно.

Заключение

Мы с Вами разобрали, какие бывают типы голосов и как определить тип голоса . Но все же помните, что чтобы правильно определить, какой у Вас тип голоса, сходите хотя бы на пару занятий к педагогу, который это сделает вместе с Вами. Это будет большим плюсом в дальнейшем обучении.

Ранее я говорили Вам о том, что изменить тембр голоса не подвластно ни одному преподавателю по технике речи. Да, это ужасно! Тембр человека не меняется с течением жизни , но что же делать, если вас этот самый тембр голоса не устраивает? Исходя из названия статьи - придавать ему окраску . Перед тем, как мы перейдём к действенным упражнениям, уясним для себя, что же такое тембр.

Тембр – это окраска звука, яркость, мягкость, теплота и индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков. Чем их больше, тем ярче, красочнее, сочнее звуковая палитра человеческого голоса.

От чего зависит тембральная окраска голоса?

  1. От объёма и формы ротового резонатора
  2. От объёма и формы трахеи
  3. От плотности смыкания голосовых связок

Объём и форма ротового резонатора.

– полости в голосовом аппарате, реагирующие на возникающий звук и предающие ему силу, тембр. Верхние резонаторы : ротовая полость, носовая полость, гайморовы и лобные пазухи. Нижние резонаторы : трахея и бронхи. Теперь о том, как развивать ротовой резонатор: Упражнение # 1

  • Пощёлкайте языком, изображая звонкие цоканья копыт. Делайте так 10 – 15 секунд и следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта.

Упражнение # 2

  • Поговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае «тёплым шёпотом» (как похвала) – задействован наибольший объём резонаторов, во 2 – ом – «холодным шёпотом» (как нарекание) – объём резонаторов сокращается.

Объём и форма трахеи.

- дыхательное горло - часть воздухоносного пути трубкообразной формы, соединяющее гортань с легкими. Управляя мышцами шеи, мы в широких пределах изменяем акустику речевого аппарата. За счёт этого можно находить разнообразные оттенки звучания голоса, то есть изменять его тембр. Упражнение # 1

  • Встаньте спиной к стене: прислонитесь к ней затылком, лопатками и пятками. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею вперёд как можно дальше, зафиксируйте это положение, запомните мышечные ощущения. Оттяните шею до предела назад (голова не должна запрокидываться, подбородок чуть опущен), подержите голову в таком положении, запомните мышечные ощущения. Плавно двигайте шею вперёд - назад, произнося слова «Вперёд - назад» - до лёгкого утомления.

Плотность смыкания голосовых связок.

  • Представьте, что вы сидите в самолёте, который стремительно подымается вверх. Повышайте по мере чтения стихотворения голос, но не кричите, пусть голос будет звонче, легче и мелодичнее

Белокрылый мощный Ту Набирает высоту: Он летит всё выше, выше… Превратились в точку крыши… Вот уже он выше туч… А теперь меж облаками… Вдруг ударил солнца луч! Голубой простор под нами. Выше, выше мчится «Ту», Покоряя высоту.

Все эти упражнения крайне действенны, но выполнять их стоит ежедневно, так что дерзайте.

Напоследок - СЮРПРИЗ. :santa:

Просмотров