Полоцкая земля в 12 13 веках. Полоцкое княжество - русская историческая библиотека

И возникло на пути «из варяг в греки». Именно этот путь поспособствовал быстрому возвышению княжества, его сильной экономике и известной культуре. Стремление к независимости, борьба против киевских князей, а затем сменивших их литовцев - это история полоцкого княжества. Кратко, это выглядит так: чем больше Киев надавливал на полоцкую знать, тем мощнее становилось сопротивление и стремление Полоцка к независимости. Однако войны с Киевом ослабили княжество, и в 1307 году Полоцк вошел в состав Великого княжества Литовского.

Образование и отмежевание княжества

В русских летописях Полоцк упоминается в 862 году. В середине X века у Полоцка появляется собственный владыка - Рогволод Полоцкий, которого, в конце X века убивает, а его дочь берет в жены. Что позволяет присоединить эту землю к новгородским владениям. В 987 году князь Владимир назначил князем Полоцка наследника Изяслава, а столицей стал город Изяславль.

Будучи уже взрослым князь Изяслав заново отстроил Полоцк, передвинув столицу княжества на левый берег реки Полоты, в самое непреступное и высокое место. При нем же и затеялось обособление княжества от владычества Киева. Необходимо заметить, что в начале XI века, Полоцкая земля занимала огромную территорию Северо-Западной Руси. Большие выгоды княжеству давало расположение Полоцка на пересечении водных путей Западной Двины и Верхнего Днепра. Не малую роль в самостоятельности княжество сыграло железодеятельное производство.

Правление Всеслава Чародея (1044 - 1101)

Наибольший расцвет княжество приобрело при внуке Изяслава - Всеславе Брячиславовиче. После похода на торков, в 1060 году, Всеслав начал длительную борьбу с Киевом за владение Северо-Западной Русью. В 1065 году князь совершил неудачное нападение на Псков. Неудача не сломила князя, и на следующий год он напал на Новгород и разграбил город. Однако затем удача отвернулась от Всеслава и в феврале 1067 киевские князья Ярославовичи напали на Полоцкое княжество, захватив Минск.

3 марта случилось знаменательное сражение под рекой Немигой. Несколько дней противники не решались начать битву, не уступая друг другу в упрямстве и не идя на компромиссы, и на седьмой день Всеслав Полоцкий решился прогнать Ярославовичей с родной земли. Эта битва была описана в Слове о Полку Игореве, а так же киевских летописях. Сам князь избежал плена и бежал в Полоцк. По легендам князь был Чародеем-оборотнем и сбежал с поля битвы в образе волка.

Летом того же года Ярославовичи пригласили князя в Киев на мирные переговоры, обещая перед крестом ему безопасность. Слово свое, однако, Киев не сдержал, и Всеслав попал в плен. В 1068 году Ярославовичам пришлось защищать родную землю уже против половцев. Однако, битву на реке Альте они проиграли, и бежали. Киев же остался без защиты. 15 сентября 1068 года случилось киевское восстание, и киевляне силой освободили Всеслава, назначив его великим князем. Ярославовичам такой оборот дел само собой не понравился и те убежали за помощью к Польше.

Когда Всеслав услышал, что на Киев направилось войско Ярославовичей он бросил город и сбежал в родную землю - Полоцк. Мол, дома и стены помогают, а Киев ему нужен, как волку второй хвост. Это ему мало помогло, и Изяслав захватил Полоцк, поставив княжить там своего сына. В 1072 году Всеслав вернул себе Полоцк, после чего началось сближение Изяслава и Всеслава. С остальными Ярославовичами он сражался непримиримо.

Присоединение Полоцка к ВКЛ

Имея в семье множество сыновей, Всеслав Чародей разделил Полоцкую землю на 6 уделов, которые в дальнейшем дробились все больше и больше. В 1127 году Киев захватил Полоцкие земли, опустошил их и выслал Полоцких князей в Византию. Впрочем, через три года власть попала к одному из полоцких князей, а после его смерти наступила борьба за трон между тремя династиями потомком Всеслава, что окончательно подорвало боеспособность Полоцка, и в 1216 году земли в низовьях Западной Двины захватил Ливонский орден.

Через столетие княжество подчинилось Великому княжеству Литовскому (ВКЛ). Окончательно княжество перестало существовать через 76 лет, когда Литва отменила автономию Полоцка.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

"Белорусский государственный университет транспорта"

Кафедра: философии истории и политологии


Самостоятельная управляемая работа студента

Полоцкое и Туровское княжества


Выполнил

студент механического факультета

Группа МВ-11 Струк А.В.

Проверила

Старший преподаватель

Рябцева Н.А.


Гомель 2014



Туровское княжество

Христианство и просвещёние

Список литературы

полоцкий княжество туровский христианство


1. Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления


Первые летописные сведения о Полоцке относятся к 862 году. Под этой датой в "Повести временных лет" встречаются сведения, о том, что скандинавский князь Рюрик - новгородский князь, начал раздавать города "мужам своим" наряду с другими городами упоминается и Полоцк. В "Повести" не сохранилось имя этого князя, но можно предположить, что он был, как и Рюрик варягом.

То, что Полоцк попал под влияние Рюрика, который стремился подчинить себе северную часть пути "из варяг в греки", не могло не вызвать противодействия со стороны Киева. Киевские князья Аскольд и Дир в 865 году (по некоторым сведениям в 867 г.) осуществляют поход на кривичей. Ипатьевская летопись не даёт информации о последствиях похода, но отмечает, что киевские князья "воевали полочан, и много беды им натворили".

В конце IX в. Полоцк был завоёван князем Олегом и присоединён к Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание в летописях похода князя киевского Олега на Смоленск, после которого была установлена дань для кривичей. Значительное влияние Киева на развитие Полоцкого княжества того времени подтверждается и летописными сведениями о походе Олега в 907 году на Царьград, в котором принимали участие и полочане. Об этом свидетельствует перечень городов, которые получили вознаграждение. Полоцк помимо положенных 12 гривен каждому участнику похода получил ещё и дополнительное вознаграждение из-за того, что в нем князем был вассал Олега.

О выходе Полоцкого княжества из-под власти Киева, как о военно-политическом событии летописи упоминаний не сохранили, но о том, что это тем или иным способом произошло с 907 по 947 подтверждается следующим: в 947 году княгиня Ольга начинает на землях, зависимых от Киева, устанавливать регламентированный размер дани. Среди земель, для которых устанавливались новые значения дани нет Полоцкой, следовательно, она не платила дань Киеву.

К 980 году определенно можно говорить о самостоятельности Полоцка как от Киева, так и от Новгорода. В это время княжит князь Рогволод, про которого в "Истории российской" Татищева сказано: "Рогволод был от пришедших князей из варяг". В исторической литературе нет единого подхода к этнической принадлежности Рогволода: был ли он славянином, или варягом, но главное то, что именно при нем Полоцк превратился в сильное самостоятельное государство. Определение, которое дали летописцы первому полоцкому князю Рогволоду: "Держал, владел и княжил Полоцкую землю" - свидетельствует о завершении первого этапа становления государства. Были определены границы, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности времён Рогволода совпал с аналогичными процессами и у других европейских народов: чехов, моравов, хорватов, словенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Скандинавии - Дании, Швеции и Норвегии.

Полоцкое княжество при Всеславе Брачиславовиче

К середине XI в. внутри Полоцкого государства накопились большие внутренние ресурсы, делавшие возможным её дальнейшие развитие, охраны и отстаивания своих интересов, независимости. Все это очень ярко проявилось во второй половине XI - начале XII в. во времена жизни и деятельности Полоцкого князя Всеслава Брачиславича. Повесть временных лет сообщает: "В тот же год умер Брачислав, сын Изяслава, внук Владимиров, отец Всеслава, и Всеслав сын его сел на княжеском столе в Полоцке"

Деятельность этого князя всегда вызывала неоднозначную оценку как современников, так и историков. Он родился около 1029 г. Уже само рождение князя было окутано таинственностью, легендами. Согласно летописи, мать родила его "от волхования", и было при рождении у младенца некое "язвено" на голове. Волхвы (служители языческого культа в Полоцке) посоветовали матери это "язвено" повязать ему на шею в виде ладанки, дабы носил до самой смерти. Что и было сделано. "Сего ради немилостив был на кровопролитие" - подвёл итог неизвестный летописец. С момента вступления князя на полоцкий престол в 1044 г. после смерти отца и по 1060 г. он ничем себя не проявлял на восточноевропейском пространстве. Всеслав поддерживал мирные отношения с Ярославом Мудрым, который поддерживал стабильность в Киевских землях, подавляя междоусобицы. После его смерти в 1054 году политику отца на недопущение междоусобиц его сын Изяслав, в союзе с братьями Всеволодом и Святославом. Можно положить, что до 60-х годов XI в. Всеслав укреплял доставшеёся ему в наследство государство. Из 35 городов, которые существовали на территории Беларуси в это время, Полоцкой земле принадлежали самые крупные: Витебск, Заславль, Друцк, Браслав, Минск, Орша, Логойск. Происходит рост самих городов. Собственно, Полоцк занимает в это время площадь болеё 20 га с населением около 10-15 тыс. человек. Именно в это время в городе строится первый и самый большой христианский кафедральный собор - в честь Святой Софии - Мудрости Божией, по аналогу Константинопольской, Охридской и в противовес киевской и новгородской Софиям.

Подтверждением союза Всеслава с южнорусскими князьями служит поход 1060 г., когда южнорусские князья-братья Ярославичи приглашают Всеслава Полоцкого принять участие в объединённом походе на кочевников - торков. Поход был удачным, ибо как сообщает летописец, торки бежали, едва увидели огромное объединённое войско славянских князей.

Союз был нарушен самим Всеславом, нападением в 1065 году на Псков и в 1066 году на Новгород. Основной причиной, как отмечают исследователи, было столкновение экономических интересов этих городов с интересами Полоцкого княжества.

Для нападения на Псков Всеслав выбрал удобный момент. В это время Изяслав, Святослав и Всеволод были втянуты в войну за власть в Тмутаракани. Осада Пскова не принесла результатов. Несмотря на то, что полоцкий князь впервые в истории восточнославянского военного дела применил при осаде города стенобитные машины - "пороки". Стены Пскова не поддались, и полочане были вынуждены отступить в Полоцк.

В 1097 г. по инициативе внука Ярослава переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (по материнской линии Владимир был внуком византийского императора Константина Мономаха) в городе Любече собрался съезд князей. Князья оценили гибельные последствия усобиц и, чтобы избежать их, установили новый принцип организации власти: "каждый да держит отчину свою". Владения каждой княжеской семьи становились её наследственной собственностью. Это решение закрепляло феодальную раздробленность.

Полоцкий князь Всеслав не участвовал в съезде князей в Любече. Это объясняется тем, что он был самостоятельным правителем в своих землях. Полоцкие князья являлись сюзеренами территории, где осуществлялась их власть, так же как и в других средневековых государствах. Формирование между владениями Полоцкого князя в качестве сюзерена страны происходит в X-XI вв.

Но Всеслав Брачиславович был последним князем, который владел всей Полоцкой землёй. После его смерти из состава Полоцкой земли начинают выделяться уделы-области, в которых имели право княжить представители полоцкой княжеской династии. После смерти Всеслава Полоцкое княжество было поделено на уделы между его сыновьями.

Процесс децентрализации Полоцкого княжества начался ещё с конца ХІ в., когда наряду с областями подчинёнными Полоцку уже существуют области-уделы, которыми руководят старшие сыновья Всеслава. В "Истории российской" упоминается 7 имён "Всеславичей": Давыд, Глеб, Рогволод, Борис, Роман, Ростислав, Святослав. В исторических источниках нет подтверждения той информации, что каждый из них получил свой удел, но по данным "Истории Российской" можно сделать вывод, что во всех областях Полоцкого княжества закрепились сыновья Всеслава.

Старшими сыновьями прославленного князя были, по-видимому, Давыд, Борис и Глеб. Полоцкого князя Давыда полочане свергли в 1128 г. и посадили на его место Рогволода, однако в 1128 г. сообщается о смерти не Рогволода, а Бориса. Можно предположить, что Рогволод имел крестное имя Борис. Это же подтверждает поздняя Густынская летопись, которая по неизвестным нам источникам прямо указывает: "Рогволод или Борис"; Борис был, очевидно, вторым сыном Всеслава, третьим был Глеб.


Общественная жизнь и экономическое развитие Полоцкой земли


Первые исторические сведения о Полоцке летописи относят к 862 г. Князь Рогволод "Держал, владел и княжил Полоцкую землю", что свидетельствует о завершении первого этапа становления государства. Были определены границы этой земли, утвердилась политическая система, внутренние хозяйственные отношения. Процесс создания государственности времён Рогволода совпал с аналогичными процессами у чехов, моравов, хорватов, славенцев, поляков, а также с созданием первых централизованных государств в Дании, Швеции и Норвегии. Города Полоцкой земли были не только центрами пребывания княжеской администрации (региональными столицами), они выполняли также сакральные, оборонительные, торговые и ремесленные функции. В XII-XIII вв. монахам-летописцам было известно о существовании на территории современной Беларуси 36 городов.

В "Повести временных лет" встречается термин "полочане" одновременно с эндоэтнонимом жителей Полоччины - "кривичи". Тем самым летопись констатирует племенное территориальное самоопределение части кривичей (в отличие от псковско-изборских и смоленских) на основе создания отдельного княжества со столицей в Полоцке. Большинство современных исследователей соглашаются, что название "полочане" "является территориальным", а не этническим.

Экономической основой Полоцкой земли, кроме традиционного земледелия, было ремесло, торговля и выгодное геополитическое положение княжества. Центральное место в торговых отношениях Полоцка с Европой, Византией, странами арабского Востока, Персией отводилось знаменитому пути "из варяг в греки". Одно из крупнейших ответвлений этого пути проходило по Двине через Полоцк.

Идеологическим фундаментом государства на начальном этапе было язычество, близкое как славянам, так и балтам, а с 988 г. - христианство, но с терпимым отношением к прежним традициям. Основным вопросом внешней политики Полоцкой земли была борьба за геополитическое лидерство и использование выгод от трансевропейских торговых путей. Это приводило к военно-политическим конфликтам Полоцка с Новгородом и Киевом. В XII в., несмотря на фактическую раздробленность Полоцкой земли, её по-прежнему нередко рассматривали как целостное государство. Тогда же в общественно-политической жизни Полоцкой земли начались большие перемены. Активизировалось вече - общее собрание горожан, которое было и высшей судебной инстанцией. Развилось многоукладное хозяйство. Родоплеменное производство и рабовладение уступали место феодальным отношениям. Дань была заменена феодальной рентой, появились вотчины и волости, разрушился патриархальный уклад, в городах создавались первые цеховые организации. Между "старшими" и "младшими" князьями устанавливались вассальные отношения.

В 1201 г. с разрешения Полоцкого князя Владимира в устье Двины немецкие рыцари-крестоносцы и миссионеры основали Ригу. Это стало началом конца самостоятельности Полоцкой земли. Сопротивляясь внешней агрессии, Полоцк вынужден был пойти на союз с Новгородом и Литвой. В конце 50-х - начале 60-х гг. ХІІІ в. на полоцком княжении появляется первый литовский князь Товтивил. Так начался новый период существования Полоцких земель - в составе Великого княжества Литовского.


Туровское княжество


Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и её притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вёл борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было ещё характерно только для Новгорода Великого.

В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240-1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары ещё не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому. Туровские события очень показательны события произошли около 1013 г. в Турове. Правда, они почему-то не нашли своего отражения в киевском летописании, и сведения о них дошли до нас из чужеземных источников, а именно из "Хроники" Дитмара, епископа Мерзебургского. Нам уже известно, что князем в Турове был поставлен Святополк, один из сыновей Владимира Святославича, хотя, согласно некоторым источникам, он мог быть и сыном Ярополка, с женой которого после победы над последним женился Владимир. Считается, что Святополк мог родиться в 978-980 гг. Когда он стал туровским князем, точно неизвестно. Где-то в промежутке 1008-1013 гг. он женился на дочери польского короля Болеслава. Исследователи видят в этом, с одной стороны, стремление Владимира закрепить за собой завоёванное у поляков (в таком случае правы те, кто относит этот брак к 992 г., ибо тогда Владимир завоевал Червенские города), а с другой стороны - стремление Болеслава с помощью зятя усилить свое влияние на востоке.

По Дитмару, вместе с женой Святополка в Туров приехал и её духовник, калабражский епископ Рэйнберг, задачей которого скорее всего и было способствовать проникновению и продвижению интересов Болеслава. Он якобы сблизился с Святополком и с ведома Болеслава начал подстрекать Туровского князя к принятию латинства и выступления против отца. Но последний узнал об этом и посадил Святополка в темницу вместе с женой и Рэйнбергам. Болеслав в ответ на это собирался идти против Владимира, но из-за разлада с печенегами поход остановился, возможно, причиной этого было и согласие Владимира на требование Болеслава освободить Святополка. Старая историография эти события рассматривала только в свете Киевско-польской борьбы. Но никак нельзя забывать и об интересах Турова. Если Полоцку принадлежала решающая роль в борьбе Киева и Новгорода, то Туров занимал такое же место в борьбе Киева с Польшей. Но, как Полоцк имел свои собственные интересы и вёл свою собственную политику, используя противоречия Киева и Новгорода, так и Туров, несмотря на свою зависимость от Киева, тоже никогда не забывал о своих интересах и, ради удовлетворения их, мог играть на противоречиях Киева и Польши и прежде воздействовать на политическое поведение Святополка. Подтверждением этому может быть и то, что Святополк и потом, как был выведен из Турова, по-прежнему оставался его князем, и, что самое важное, он поддерживал общение со своими поклонниками здесь. Во время борьбы с Ярославом он собирал, по Суздальского летописи, "воинов" в Туровской земле ("в Пинску"). В Дитмара есть сообщение, что Ярослав, сражаясь с Святополком, занял некий город, под которым, как полагают некоторые исследователи, надо видеть Туров, что как будто может доказывать поддержку этим городом Святополка. Хотя все это не имеет твёрдого грунта, однако возможность такого тоже нельзя полностью отрицать.

В условиях насильственного присоединения отдельных исторических земель под власть Киева и, назначенные туда сыновья великого князя, могли легко проникаться местными интересами и становиться их проводниками. Даже Ярослав, став великим князем киевским (он жестоко наказывал за сепаратизм), сидя в Новгороде, готовил отделение последнего от Киева. Что уж тогда говорить о Святополка, который сидел хоть и в близкой к Киеву земли, но очень изолированной от его природными условиями, которая не могла не чувствовать всего бремени зависимости. Но какими бы для нас неясными и спорными ни были события 1013 г., в них впервые проявились очень важные моменты нашей истории: стремление Турова к обособлению от Киева, что подтвердить его дальнейшая история; это первый зарегистрированный источниками факт соперничества Руси и Польши за одну из белорусских земель.

В дальнейшем оно станет одним из неблагоприятных факторов нашей истории, который находится в тесной связи с предыдущим - началом борьбы латинства и православия за превосходство в среде белорусского населения. Непосредственно с борьбой Ярослава и Святополка связано и первое упоминание города Бреста (совр. Брест). Ипатьевская летопись сообщает, что в 1019 г. Святополк, потерпев поражение в борьбе за великокняжеского должностей, убегает за пределы государства и на некоторое время останавливается в Бресте. На основании этого исследователями высказывается мнение, что этот город являлся последним пунктом перед "Ляцкой землёй" и что он, построенный на земле, "скаланизаванай" дреговичами, изначально входил в состав Туровского княжества. Археологические материалы позволяют датировать пред материковые пласты древнего городища рубежом X-XI вв. Возникновение города на мысе при впадении Мухавца в Вост. Буг было обусловлено его значением как пограничной крепости и опорным пунктом славянского освоения окружающей территории. Одновременно он имел и важное торговое значение. Граничный положение Бреста приводило к тому, что город с самого начала своей истории стал объектом завоевательных атак с разных сторон. Так, уже непосредственно с борьбой Ярослава и Святополка связано и первое упоминание города Бреста. Ипатьевская летопись сообщает, что в 1019 г. Святополк, потерпев поражение в борьбе за великокняжеского должностей, убегает за пределы государства и на некоторое время останавливается в Бресте. На основании этого исследователями высказывается мнение, что этот город являлся последним пунктом перед "Ляцкой землёй" и что он, построенный на земле, "скаланизаванай" дреговичами, изначально входил в состав Туровского княжества. Археологические материалы позволяют датировать пред материковые пласты древнего городища рубежом X-XI вв. Возникновение города на мысе при впадении Мухавца в Восточный Буг было обусловлено его значением как пограничной крепости и опорным пунктом славянского освоения окружающей территории. Одновременно он имел и важное торговое значение. Граничный положение Бреста приводило к тому, что город с самого начала своей истории стал объектом завоевательных атак с разных сторон. Так, уже в 1022 Ярослав делает поход под этот город. Летопись не сообщает ни о целях, ни о результатах этого похода, что и дало повод некоторым исследователям для мнения, что Ярослав делал этот поход, чтобы вернуть Брест, захваченный в 1020 Болеславом, и что достиг этого он только в 1044 г.


Христианство и просвещение


Как известно, в 988 году киевский князь Владимир провозгласил христианство официальной религией своего государства. Дело было за малым. Донести эту мысль во все концы Руси. А концов было много, и далеко не все из них радостно восприняли княжескую инициативу. Поэтому часто приходилось применять насилие. Как говорили в те времена, Русь крестили "огнём и мечом".

На земли современной Беларуси христианство приходило разными путями. В Полесье, вотчину дреговичей, новую религию удалось принести мирным путём. Существует легенда о каменных крестах, приплывших по Днепру и Припяти прямо от Киева, и обагривших кровью воды в районах Турова и Пинска. Поражённые таким зрелищем, полещуки, приняли новую веру. Тех, кто не принял, убеждали военные формирования из Киева.

Несколько по-другому процесс христианизации пошёл в землях кривичей. Кривичи никогда не были абсолютно подчинены Киеву. А столица их Полоцк старался вести обособленную политику. У Киева не было достаточно военных сил для силового решения вопроса.

Однако в Полоцке понимали, что принятие христианства неизбежно. К тому же оно несёт определённые выгоды. Развитие культуры и письменности, поддержание отношений с соседними, уже христианскими странами. Ведь на тот момент все соседи кривичей, кроме Литвы, уже крестились.

Первыми известными христианами Полоцка были княгиня Рогнеда (в крещении Анастасия), и её сын Изяслав. Изяслав был человеком набожным и сделал немало для развития письменности и наук в Полоцке.

В 992 году была создана Полоцкая епархия на землях кривичей. Несколько позже в Турове была создана епархия для дреговичей. Дольше всех процессу христианизации сопротивлялись радимичи. В их земле, Смоленском княжестве, епархия организована была только в 12 веке.

Через христианскую культуру Беларусь вошла в европейскую цивилизацию. Постепенно искоренялись такие пережитки язычества, как многожёнство, кровная месть, языческие жертвоприношения.

На землях Беларуси стали появляться каменные архитектурные сооружения, наиболее величественным из которых, бесспорно, является храм Святой Софии в Полоцке над Двиной.

При церквях и монастырях были школы. Там же переписывались книги. Образованные монахи были советниками князей в государственных делах.


Список литературы


1. Повесть временных лет // Повести Древней Руси XI-XII века;

. #"justify">. #"justify">. В. Игнатовский Краткий очерк истории Белоруссии. Мн. 1991 г.

История Беларуси. Под ред. А. Кохановского. Мн. 1997 г.

М. Ермолович Древняя Белоруссия: Полоцкий и новогородский периоды. Мн. 1990 г.

Киев и западные земли Руси. Сборник статей. Ин-т истории АН БССР, Мн. 1982 г.

Древнерусские княжества. Сборник статей. Институт истории АН СССР, Мн. 1975 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Первое из удельных княжеств, отделившееся от состава древнерусского государства, в дальнейшем обретя независимость. В период с 14 по 18 век входило в состав .

Свою историю существования Полоцкое княжество несет еще до . Известно, что еще в начале 870-х годов князь обязал полочан платить дань, позже аналогично поступил и киевский князь . В период с 972 по 980 гг. на Полоцкой земле княжил норманн Рогволод, княжество считалось зависимым от правившего тогда в Киеве князя . Полоцкая земля числилась в составе древнерусского государства уже в 980 году после того, как князь убил Рогволода, захватил Полоцк и женился на дочери убитого - Рогнеде. В 988 - 989 гг. Владимир назначил на престол своего сына Изяслава, в дальнейшем ставшего родоначальником княжеской династии. В 992 году образовалась Полоцкая епархия.

Несмотря на то, что земли княжества были почти неплодородными, оно располагалось на пересечении значимых торговых путей по Двине, Неману и Березине; от нападений врагов защищали труднопреодолимые леса. Это поспособствовало переселению сюда чужих народов. Города стремительно развивались, становясь торгово-ремесленными центрами (Полоцк, Изяслав, Минск и др.). Такое процветание в экономике дало Изяславичам некоторые ресурсы, опираясь на которые они боролись с киевской властью за независимость.

С 1001 по 1044 гг. Брячислав - наследник Изяслава вел самостоятельную политику, пытаясь расширить свои владения, воспользовавшись ослаблением Руси из-за . В 1021 году ему удалось захватить Великий Новгород, однако потом князь дал ему отпор на р. Судоме. Ярослав из вежливости к Брячиславу выделил ему Усвятскую и Витебскую волости.

Верхушкой могущества Полоцкого княжества принято считать период правления Всеслава (1044 - 1101 гг.), сына Брячислава. Он занялся расширением земель на север и северо-запад, обложив данью соседские племена ливов и латгалов. В 1067 году, после неудачных походов на , князь нанес ответный удар Всеславу, захватив Минск, разбив его дружину, и вместе с двумя его сыновьями взял в плен. Полоцкое княжество перешло во владения Изяслава. 14 сентября 1068 года восставшие против Изяслава киевские жители свергли его и Всеслав вернул себе Полоцк. В 1069 - 1072 гг. несмотря на жестокую войну с Изяславом, Мстиславом, Святополком и Ярополком (сыновья Изяслава), Всеслав сохранил Полоцкое княжество.

В 1078 году захватил Смоленское княжество и часть на севере. Однако в 1078 - 1079 гг. князь напал на Полоцкое княжество и уничтожил некоторые из городов. В 1084 году захватил Минск и разгромил Полоцкую землю. Всеслав исчерпал все свои ресурсы и перестал расширять свои владения. После смерти Всеслава в 1101 году Полоцкое княжество распалось на уделы. В 1119 году агрессия Изяславичей против соседей прекращается после неудачных попыток заполучить Новгород и Смоленское княжество. Княжество слабеет, Киев пользуется моментом: в 1119 году Владимир Мономах захватывает удел Глеба Всеславича, а его самого бросает в темницу; в 1127 году разоряет Полоцкую землю в районе юго-запада; в 1129 году благодаря отказу Изяславичей от похода с русскими на половцев, Мстислав захватывает княжество и на Киевском съезде просит заточения и высылки в Византию полоцких князей; Затем отдает Полоцкую землю своему сыну Изяславу, а в городах сажает наместников.

В 1132 году одному из Изяславичей - Василько Святославичу удалось вернуть Полоцкое княжество, но не его былую власть и силу. В 12 веке между Рогволодом Борисовичем и Ростиславом Глебовичем разгорается жестокая борьба за княжеский престол. В 1150 - 1160 гг. Рогволод терпит неудачу в попытке воссоединить княжество из-за разногласий с другими Изяславичами и вмешательства извне (князь и др.). К 13 веку немецкие рыцари завоевывают данников Полоцка; к 1252 году Полоцк и другие города были взяты литовскими князьями; в конце 13 века в борьбе между Тевтонским орденом, Литвой и смоленскими князьями за Полоцкие земли, Литва одерживает верх.

В 1307 году литовский князь Витень отвоевал у меченосцев Полоцк, а Гедемин, правивший после, завладел Минским и Витебским княжествами. К 1385 году Полоцкое княжество вошло в состав Литовского государства.

В письменных источниках раннефеодальное государственное образование восточных славян Полоцкое княжество известно под названием «земля». Его центром являлся город Полоцк, который упоминается и летописи «Повесть временных лет» под 862 г. Город находился на реке Западная Двина, которая была частью важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту Полоцка и превращению его в крупный центр торговли и ремесел.

Первым исторически известным полоцким князем был Рогволод. В 60–70-х гг. X в. Полоцку как возможному союзнику придавалось важное значение в соперничестве между Киевом и Новгородом, также находившимися на пути «из варяг в греки». Рогволод дал согласие на брак своей дочери Рогнеды с более сильным киевским князем Ярополком. Новгородскому князю Владимиру, который также просил руки дочери полоцкого князя, было отказано. Отказ оскорбил Владимира. Полоцк был взят и сожжен его войсками. Рогволод вместе с двумя сыновьями были убиты. Рогнеда насильно стала женой Владимира. Это событие произошло около 980 г.
В дальнейшем Владимир убил своего брата Ярополка и стал великим киевским князем. Сего именем связано принятие в 988 г. и распространение на землях восточных славян новой религии – христианства. При Владимире достигло своего наивысшего расцвета древнерусское государство восточных славян Киевская Русь, в состав которого, как считают некоторые историки, входила Полоцкая земля.

Владимир дал Рогнеде новое имя Горислава. Возможно, Рогнеда, прожившая с Владимиром несколько лет, так и не простила ему смерти отца и совершила покушение на его жизнь. Но покушение не удалось, и Рогнеду по тогдаш­ним законам должны были убить. Мать защитил с детским мечом в руках малолетний сын Изяслав, который сказал Владимиру: «Отец! Ты здесь не один!» Владимир приказал выслать Рогнеду с сыном и Полоцкую землю. Тут для нее был построен город, названный именем сына – Изяславль. Рогнеда постриглась (по другому мнению, была пострижена) в монахини под именем Анастасия. Она осталась известной в истории как княжна с тремя именами и одна из первых монахинь среди восточных славян.

При жизни Рогнеды жители Полоцка пригласили Изяслава на княжение. Он известен в истории как князь-книжник, который знал и распространял письменность вместе с христианством в Полоцке. Князь Изяслав умер молодым в 1001 г., на год пережив свою мать.
Усиление Полоцкого княжества произошло в XI в. при сыне Изяслава, полоцком князе Брячиславе. Он со своими войсками захватил волоки, соединявшие реки Западную Двину и Днепр на пути «из варяг в греки» и принадлежавшие Новгороду. Они позволяли с помощью бревен провести («проволочь») суда и таким образом пройти от Балтийского (Варяжского) до Черного (Русского) моря. Однако войско Брячислава было разбито его дядей киевским князем Ярославом Мудрым. Тот сам хотел контролировать путь «из варяг в греки» и собирать дань с купцов.

Легендами овеяно имя сына Брячислава – полоцкого князя Всеслава, прозванного Чародеем. Он будто бы родился при помощи колдовства. Неизвестный автор «Слова о походе Игореве» сравнивает князя Всеслава с оборотнем. Более 50 лет, с 1044 по 1101 г., князь управлял Полоцкой землей, которая достигла при нем наивысшего расцвета.

Всеслав, расширяя свою власть, стремился захватить земли и города за пределами Полоцкого княжества. Не сумев взять Псков, он захватил и разграбил Новгород. В ответ на действия Всеслава трое сыновей киевского князя Ярослава Мудрого напали в 1067 г. на пограничный город Полоцкой земли Менск (нынешний Минск). Город был сожжен, а его жители – меняне – взяты в плен и проданы в рабство.

Способ государственного управления в Полоцкой земле представлял собой княжеско-вечевой строй. Власть князя была связана с существованием веча – общего собрания взрослых мужчин, которое могло снимать и назначать князя. Название «вече», вероятно, происходит от того, что па собрании вели разговоры («вещали») о важных общественных делах. Па собрание граждан призывал звук вечевого колокола, а решение принималось по силе крика тех, кто его поддерживал. В обязанности князя входили организация и командование войском, сбор дани с местного населения.

Войска и Полоцке состояли из дружины – специально обученного военному делу вооруженного отряда людей – и народного ополчения, состоявшею из горожан и называвшегося «полком».

На восточнославянских землях действовали законы, называвшиеся «правдами». Наиболее известен среди них сборник «Русская правда», разработанный при великом киевском князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял князь или его представители. Вина обвиняемого определялась обычно в пользу князя через денежные штрафы либо физические наказания. Считалось, что доказательство вины зависит от «суда божьего». Например, если у обвиняемого оставались ожоги после держания руки над огнем, то это показывало, что он действительно виновен.

Полоцкое княжество - княжество кривичей на "Пути из варяг в греки". Первые летописные сведения о нем связаны со скандинавскими варягами. Хроника "Деяния данов" (Gesta Danorum) рассказывает о походе на Полоцк легендарного короля Фроди I (V-VI в. н.э.). В "летописях руских" впервые упоминается в 862 году ("Повесть временных лет").

Подробный анализ сведений о "Полоцке времен Аттилы" можно посмотреть .

Поскольку Полоцкие летописи исчезли вместе с разрушенным Софийским собором, о многих эпизодах истории мы сегодня знаем только из скандинавских хроник. Так София, княжна Минская - рускими летописями не упоминается, но хорошо известна из западных источников (сочинения Саксона Грамматика, "Саги о Кнютлингах", генеалогии датских королей) - она была королевой Датской, женой Вальдемара I Великого.

Забавные факты

  • Восточная граница Полоцкого княжества является самой старой границей Беларуси . Сегодня, спустя 1000 лет, она проходит по тем же местам

  • За эту 1000 лет свыше 90% войн с соседними государствами адбылося на восточной границе.

  • До XIX века в академических круга бытовало твердое убеждение, что по этой границе (плюс-минус Смоленск) проходит разделение между "Руссами финского племени" и "кривичами-поляками". Это нашло отражение в первом "Описании всех обитающих в Российском государстве народов" 1799 года Императорской Академии наук.

X век

Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого "древнерусского государства".

Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.

Язычество и христианство

К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.

В первой половине XI века были построены Софийские соборы - в Киеве, Полоцке и Новгороде. Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых - св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир "креститель Руси" и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава (всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).

Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе - Брячеслав "обращался к волхвам и сын его рожден от волхования", а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей. Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был Торвальд Кодранссон , креститель Полоцка.

Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях .

1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются Двинские (Борисовы) камни - огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами. Массовое "крещение" языческих капищь в Полоцком княжестве - так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней.

Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) - Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава "Чародея") и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов - "ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя..."

Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, "крестовый поход" на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) - богослов, писатель и проповедник. Одно из ярких имен XII века - внучка Всеслава "Чародея", св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) - монахиня и просветительница, легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева началось еще в XII веке - существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.

[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения - Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой. И хотя ее имя упоминается в "Степенной книге царского родословия" (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк), первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году. Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что "преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли". Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ земли, которая называется БЕЛАРУСЬ. ]

XIII-XIV век

Рядом с Полоцким княжеством, на берегу моря Геродота , в исторической Литве под предводительством Миндовга складывается княжество Литовское . К 1266-69 году, после смерти его сына Войшалка и зятя Шварна , княжеская (королевская) династия обрывается.

В Пруссии начинает доминировать Тевтонский Орден. В Ливонии папской буллой утвержен Орден Меченосцев (Ливонский Орден). Основание на Двине города Динабург (Даугавпилс) в 1275 году снижает роль Полоцка в транзитной торговле. Установившаяся граница с Латгалией (Латвией) существует по сей день.

Anarchie или sans duc. (анархия, без князя ; франц.) - так характеризовали в старых учебниках период с 1223 года в Полоцком княжестве и с 1267 в княжестве Литовском. Конец этого периода связывали с княжением детей Лютувера (Lutuver) - в 1307 князя Воина в Полоцке и в 1291 князя Витеня в Литве.

Собраны мирно - нет в хрониках упоминания о битвах и осадах. Полоцкая София нетронутой простояла еще 300 лет (до прихода московского войска) - что несравнимо с походами Давида Городенского (наместника Гедимина) на Ревель (Таллин) или Мазовию.

* Комментарий редакции

Родовод Гедиминовичей.

Некоторые современные историки, оспаривая выводы Императорского географического общества (хотя и не имея доступа к его архивам - с Полоцкой летописью после Татищева уже никто не работал), считают Гедимина потомком жмудинов , которые "уже давно сидели на княжеских престолах уделов Полоцкого княжества - оно было ослаблено и туда приглашались/назначались князья из сильной Летувы (Жмуди), поэтому присоединение Полоцких земель происходило добровольно и мирно"

Сразу возникает такой вопрос, на который не дается ответ.
Насколько вероятно приглашение (мирное - никакого завоевания не было) на княжеский престол в христианский центр вождей аборигенов-язычников

[ "Самогиты носят плохую одежду и притом в огромном большинстве случаев пепельного цвета. Жизнь свою проводят они в низких и притом очень длинных хижинах; посредине в них поддерживается огонь, у которого сидит отец семейства и видит скот и всю свою домашнюю утварь. Ибо у них в обычае держать скот, без всякой перегородки, под той же кровлей, под которой живут сами. Более знатные употребляют также рога буйволов в качестве кубков. ...Землю взрывают они не железом, а деревом... Собираясь пахать, они обычно несут с собою очень много поленьев, которыми роют землю"
С.Герберштейн, "Записки о Московии" , XVI век, о современных ему жмудинах. (В XIII веке было еще печальнее) ]

И чем руководствовались жители, предпочтя их выходцам из соседних (Волынь, Киев, Смоленск, Новгород, Мазовия) княжеств, которые

  • представляют мощное государственное образование
  • ближе по культуре
  • ближе по языку
  • династически родственны
  • живут в городах, знают письменность и подобие законов

И это при том, что в то время в Полоцке была "свободность Полоцкая або Венеция" - неугодных правителей довольно часто просто изгоняли.

Возможно, Императорское Русское Географическое Общество ("Живописная Россия" , 1882) было право, утверждая происхождение Гедыминовичей от Полоцких Рогволодовичей - из многих версий эта выглядит наиболее логично.

Просмотров