Методика исследования волевой организации личности. Тест по определению развития волевых качеств Проверочный тест по теме волевые качества личности

Методика обработки результатов приводится в конце теста.

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:

1. – так не бывает;

2. – пожалуй, неверно;

3. – может быть;

4. – наверное, да;

5. – уверен, что да.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

А - выполняю планы отдельных домашних заданий;

Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

5. Умение превозмогать негативные настроения:

А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;

Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).


8. Умение подавлять чувство страха:

А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

10. Умение сохранять ясность мысли:

А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;

Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

11. Умение владеть своими чувствами:

А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

12. Умение управлять своими действиями:

А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;

Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);

В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность.

А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:

36 – 45 баллов - высокий уровень;

26 – 35 - средний;

15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые качества Волевые умения Оценки признаков

волевых умений

1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая

и задачи 3 5 4 12

2. Планомерно 4 3 2 9

осуществлять

деятельность

3. Подчинять себя 5 5 5 15

достижению поставленной

____________________

1. Настойчивость и 4. Длительно добиваться

упорство намеченной цели

5. Превозмогать тягостные

состояния

6. Продолжать деятельность,

несмотря на неудачи

3. Решительность и

смелость. и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте основные волевые качества.

2. Каковы условия воспитания волевых качеств у детей?

3. Каково значение воли в деятельности музыканта?

Вопросы для самостоятельного изучения

2. Роль самовоспитания в жизни человека.

3. Произведите анализ волевого действия на примере литературного произведения.

1. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимоотношения. - К., 1989

2. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника. -М., 1988

3. Рогов Е.И. Общая психология. - М., 1998

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997

5. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. - М., 1976

6. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1965

7. Алексеев А.В. Себя преодолеть. - М., 1985

8. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994

9. Вопросы педагогики и психологии воли. Под ред. В.И. Селиванова. М. 1969

10. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - К., 1971

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба. Вы хотите узнать это про себя? Тогда постарайтесь ответить на предложенные вопросы этого теста с максимальной откровенностью.

Можно использовать три варианта ответа: «да» «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить», «нет».

Вопросы теста на силу воли

:

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?

2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе - в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?

Результаты теста:

Ответ «да» - 2 балла

- «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») - 1 балл

- «нет» - 0 баллов.

Теперь посчитайте результаты.

0-12 баллов . С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабых волевых качествах, но и в эгоизме вашей личности. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся - от этого вы только выиграете.

13-21 балл . Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов . С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных путают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Волевые качества - это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это...

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности...

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи...

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным?

Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые...

Тест Несуществующее животное

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности.

Моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально...

Если вы ответили “да” в пунктах 1, 3, 5, 7, 9 и “нет” в пунктах 2, 4, 6, 8, 10, начислите себе по 2 балла за каждый. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.

1. Очень часто я прячу заначку, а потом долго не могу ее найти.

2. Отправляясь за покупками, я всегда пишу список и никогда от него не отклоняюсь.

3. Получая зарплату, я люблю “пошиковать” в первую неделю.

4. Никогда не покупаю “ненужные” вещи в электричках и подземных переходах.

5. Мне часто не хватает...

Итак, предложите своей спутнице выпить, но так, чтобы она могла сама сделать выбор. Когда выбор сделан, узнайте о ней все.

Шампанское - предпочитают кокетки и хохотушки, которые не прочь выйти замуж за человека намного их старше. Они часто изменяют своим мужьям и пьянеют практически мгновенно.

Водка - пьют волевые, сильные женщины с твердым характером. Они не скрывают своих желаний, действуют напрямик и пьянеют очень медленно.

Коньяк - напиток для женщин среднего возраста...

Итак, какой из шести ответов на вопрос “Как дела?” при случайной встрече наиболее характерен для вас:

1. Подробно рассказываю о своей жизни.

2. Отвечаю: “Разве не видно по мне, что плохо!”

3. Вздыхаю: мол, “Хуже не бывает!”

4. “Отлично! А как у тебя?”

5. “Почему тебя вдруг заинтересовали мои дела?”

6. “Все нормально” и перевожу разговор на другую тему.

Ответ № 1. Для вас не важно, что подумает другой человек, вынужденный выслушивать ваш рассказ, вы слушаете только себя...

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба. Вы хотите узнать это про себя? Тогда постарайтесь ответить на предложенные вопросы этого теста с максимальной откровенностью.

Можно использовать три варианта ответа: «да» «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить», «нет».

Вопросы теста на силу воли

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?

2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе — в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?

Результаты теста:

Ответ «да» — 2 балла

- «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») — 1 балл

- «нет» — 0 баллов.

Теперь посчитайте результаты.

0-12 баллов.

С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабых волевых качествах, но и в эгоизме вашей личности. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого вы только выиграете.

13-21 балл.

Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов.

С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться — вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных путают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Волевые качества — это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.


В исследовании приняли участие подростки 9а и 9в классов МАОУ СОШ № 138. Класс общеобразовательный. Возрастные рамки коллектива – 14 – 16 лет. В исследовании участвовало 40 подростков, из них 21 девочек и 23 мальчиков. Исследование проводилось посредством следующих методик.

1. Опросник «Волевые качества личности» (м.В. Чумаков)

Цель: диагностика выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет.

Опросник диагностики волевых качеств личности М.В. Чумакова направлен на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя разные уровни, фазы, стадии.

Методика направлена на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное на основе собственного решения поведения.

Описание методики. Опросник состоит из 78 утверждений направленных на решение жизненных ситуаций. Содержит 9 шкал, отражающих основные компоненты волевой регуляции поведения личности: таких как: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность.

Шкалы ВКЛ:

1. Ответственность.

2. Инициативность

3. Решительность

4. Самостоятельность

5. Выдержка

6. Настойчивость

7. Энергичность

8. Внимательность

9. Целеустремленность

2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (а.В. Зверькова и е.В. Эйдман)

Цель: определить уровень развития волевой саморегуляции.

Оснащение : Опросник, бланки для ответов.

Обработка результатов . Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

3 . «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО) Е.А. КЛИМОВА (Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Опросник ДДО используется для оценки профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

В основу методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

В данном пособии представлена модифицированная А.А. Азбель методика ДДО, где в качестве дополнительной группы рассматриваются профессии, в которых предметом труда выступает сам человек.

4. Опросник профессиональной готовности (опг) автор Кабардова л.Н.

Цель : Выявление уровня профессиональной готовности

Оснащение : опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, бланк ответов.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования связи волевых качеств с профессиональным выбором

В соответствии с темой данной курсовой работы было проведено исследование по уровню развития волевых качеств подростков мальчиков и девочек.

На первом этапе была проведена диагностика волевых качеств личности. Результаты представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что в данной выборке испытуемых, все показатели волевых качеств преобладают в среднем значении, то есть у большинства подростков среднее значение волевых качеств.

Таблица 1 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по методике: «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ответственность

Инициативность

Решительность

Самостоятельность

Выдержка

Настойчивость

Энергичность

Внимательность

7 7

Целеустремленность

Примечание – В таблице 1 полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

У 81,8 % (36 человек) преобладает средний уровень ответственности, который характеризуется склонностью личности умеренно придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

У 4,5 % (2 человек) представлен высокий уровень ответственности, который свидетельствует о гипертрофированной склонности личности придерживаться социальных норм, о четком исполнении своих обязанностей и повышенной концентрации об отчете за свои действия как перед собой, так и перед обществом.

У 13,6 %(6 человек) низкий уровень ответственности говорит о невысокой склонности личности придерживаться социальных норм и в дальнейшем не отдавать полного отчета за свои действия..

Инициативность находится на среднем уровне у 86,3% (38 человека) испытуемых, она заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности являет­ся наиболее трудным моментом волевого акта.

4,5% (2 человек) исследуемых, показывают высокое значение инициативности, что свидетельствует о повышенной способности реализовывать свои идеи.

Мало инициативны 9% (4 человека) исследуемых – отсутствие желания или готовности пробовать реализовывать возникшие идеи. Возникают затруднения в преодоление собственной инертности.

Средний уровень решительности проявляется у большинства выборки 70,5 % (31 человек) из исследуемой выборки. Это может заключается в среднем уровне излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в достаточно своевременном и достаточно быстром принятии решений. Прежде всего решитель­ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват­ных средств достижения поставленной цели.

16% (7 человек) испытуемых показали низкий уровень решительности. Это может проявляться в колебаниях и сомнениях при принятии решений. В затруднении выборе средств, для выполнения поставленной задачи. Долгий переход от выбора действия к самому действию.

У 13,6% (6 человек) решительность находится на высоком уровне, что проявляется при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быст­рый и энергичный переход от выбора действий и средств, к самому выполнению действия.

Самостоятельность у 77% (34 человек) находится на среднем уровне. Это проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели.

Высокий уровень самостоятельности у 9% (4 человека). Самостоятельный человек способен, крити­чески оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформиро­ванные на основе полученных советов.

13,6% (6 человека) имеют низкий уровень самостоятельности, что может выражаться в отсутствии способности принимать решения, такие люди могут поддаваться влиянию различных факторов, которые препятствуют выполнению поставленной задачи.

У 95,5% (42 человек) среднее значение выдержки, что может проявляться в умеренной способности и умении сознательно затор­маживать импульсы, мешающие осуществлению цели.

Низкое значение выдержки, то есть могут поддаться эмоциям и идти на их поводу, теряя контроль над ситуацией. В моей выборке таких подростков 4,5%(2 человека).

Высокое значение выдержки проявляется в сдерживании и подавлении ненужных в данный момент чувств, мыслей и привычек, в способности в любой ситуации вла­деть собой, контролировать свое поведение. В моей выборке таких подростков нет.

Среднюю настойчивость проявили 68% (30 человек) исследуемых. Это деятельные, работоспособные люди, стремящиеся к выполнению намеченного. Их мобилизируют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело.

Низкую настойчивость показали 13,6% (6 человек). Низкие значения по шкале настойчивость свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

18% (8 человека) показали высокий уровень настойчивости. Высокий уровень настойчивости характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

66% (29 человек) имеют среднее значение энергичности, что показывает умеренную способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Низкое значение энергичности соответствует низкому проявлению способности поднимать активность до необходимого уровня для решения поставленной задачи.25%(11 человек).

Высокое значение имеют 9% (4 человека), характеризуется способностью волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высоко­го.

Среднее значение внимательности у 77% (34 человек) это может, выражается в достаточно организованном и целенаправленном отборе поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями.

У 6,8% (3 человек) внимательность находится на высоком уровне. Высокий уровень внимательности выражается в направленности и сосредоточенности сознания, которое предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности испытуемого. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Низкое значение внимательности 16% (7 человек) соответствует отсутствию избирательной и длительной сосредоточенности на одном и том же объекте или виде деятельности.

16% (7 человек) испытуемых показали высокую целеустремленность. Высокий показатель по данному компоненту указывает на очень сознательную и активную направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности.

63,6% (28 человек) показали среднее значение целеустремленности, что может свидетельствовать о средней направленности личности

20Э5% (9 человека) имеют низкое значение целеустремленности – низкая направленность на достижение определенного результата деятельности.

Результаты исследования по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по тест-опроснику «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Саморегуляция

5 0

Настойчивость

Самообладание

Примечание:

1. В таблице 4 - м – мальчики, д – девочки;

2. Полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

По таблице также видно, что половина испытуемых 50% обладают высоким уровнем развития саморегуляции, 43,2%-средним и 6,8%-низким.

По таблице можно проследить, что средний уровень самообладания имеют,52,3% и 47,7%-низкий.

63,6% испытуемых обладают средним уровнем настойчивости,25%-низким и 11,4-высоким.

По результатам исследования волевых качеств по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана …..

Достоверность различий волевых качеств у подростков (1-я группа –?, 2-я группа –?) была определена с помощью? и программы STATISTICA 6.0.

Просмотров