Библиотека журнала математическая морфология литературное приложение. Математическая морфология

Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал.

Том 10. Вып. 1. 2011.


УДК 616-001.8:615

ВЛИЯНИЕ ВЕЩЕСТВА pQ1983 НА РАБОТУ ИЗОЛИРОВАННОГО СЕРДЦА ЛЯГУШКИ

2011 г. Сосин Д. В., Бабкина Ю. И., Евсеев А. В., Правдивцев В. А.

Установлено, что вещество pQ1983 обладает прямым кардиодепрессивным действием, которое выражается в снижении амплитудных и временных характеристик деятельности изолированного сердца лягушки. В опытах in vitro в присутствии вещества pQ1983 реакция миокарда на аппликацию адреналина проявляется двукратным увеличением времени его наличной деятельности при сохранении удовлетворительных показателей сердечной активности по сравнению с работой интактного органа.

Ключевые слова: сердце, гипоксия, антигипоксанты, лягушка

Введение. В настоящее время не вызывает сомнений ведущая роль гипоксии в возникновении и развитии многих патологических состояний . Весьма приемлемым способом повышения устойчивости организма к гипоксии оказалась редукция под влиянием фармаколо­гических веществ интенсивности метаболических процессов в тканях. В частности, было показано, что снижение метаболических запро­сов сердечной мышцы, обеспечивающее более экономное использование тканью кислорода, может быть достигнуто с помощью антигипоксантов , из которых перспективными считали производные аминотиолов – гутимин, амтизол, этомерзол и др. .

С появлением в последние годы металлсодер­жащих антиоксидантов, представляющих комплексные соедине­ния биометаллов с природными антиоксидантами, открылись дополнитель­ные возможности для профилактики и коррекции гипоксических состояний . Вещества этой группы, синтезированные на базе НИИ экспериментальной диагностики и терапии опухолей Российского онкологического научного центра РАМН , неплохо показали себя в опытах на мышах, крысах, кошках . Причём наиболее отчётливый эффект продемонстрировало селенсодержащее металлокомплексное соединение pQ1983.

Цель работы. Учитывая, что большинство экспериментов по анализу влияния новых антигипоксантов проводились in vivo, представлялось интересным апробировать их протективные свойства на органном уровне in vitro. В качестве объекта в наших исследованиях мы избрали изолированное сердце лягушки, изменения работы которого изучали с целью параметризации эффективности вещества pQ1983.

Методика Эксперименты (21) ставили на луговых зимних лягушках Rana temporaria. После изоляции сердца оно помещалось в чашку Петри с 20 мл р-ра Рингера для холоднокровных животных . В экспериментах непрерывно измеряли полное сопротивление ткани сердца – импеданс, который, как это было нами ранее установлено, варьирует в зависимости от функционального статуса миокарда. Во время систолы ткань сердца уплотняется, при этом импеданс изменяется в одну сторону. Во время диастолы – ткань сердца расслабляется, при этом импеданс изменяется в другую сторону.

Динамический процесс изменения импеданса сердечной мышцы на протяжении кардиоцикла выводили на экран компьютера, регистрируя таким образом импеданскардиограмму (ИКГ) – кривую, отражающую механическую активность изолированного и нефиксированного сердца лягушки. Параллельно с ИКГ биполярно регистрировали суммарную электрическую активность сердца – ЭКГ, отражающую особенности распространения возбуждения по сердечной мышце. Кривую ЭКГ также выводили на экран компьютера.

Схема эксперимента была следующей. После изоляции сердца, размещения на нем необходимых электродов, регистрировали его спонтанную работу на протяжении некоторого времени. Обычно за это время частота сердечных сокращений стабилизировалась на определенном уровне. В контрольных экспериментах (10) по истечении 15 минут наблюдений на работающее сердце наносили 3 капли 0,1% р-ра адреналина, который вызывал значительные положительные изменения в его работе по показателям частоты, силы сокращений, скорости проведения возбуждения. В экспериментах опытной серии (11) после приготовления препарата изолированного сердца через 5 минут его спонтанной работы в р-р Рингера вводили 3 капли 0,01% р-ра вещества pQ1983. На 15 минуте – на работающее сердце наносили 3 капли 0,1% р-ра адреналина.

Частной задачей экспериментов было определение длительности работы изолированного сердца лягушки, стимулированного адреналином в условиях его пребывания в стандартном р-ре Рингера, а также в условиях пребывания сердца в р-ре Рингера с добавленным в него веществом pQ1983.

Результаты. На рис. 1 представлены данные по 5 опытам, в которых оценивали особенности реагирования изолированного сердца лягушки на аппликацию 0,1% р-ра адреналина.

Рис. 1. Динамика изменений частоты работы изолированного сердца лягушки после аппликации на него 0,1% р-ра адреналина (по данным 5 опытов).

По вертикали – частота работы сердца в минуту. По горизонтали – время

Видно, что уже через 2 минуты после аппликации частота следования кардиоциклов увеличивалась почти в 3 раза (положительный хронотропный эффект). Вместе с тем, в последующем частота следования кардиоциклов плавно снижалась на протяжении времени в диапазоне от 18 до 32 минут.

При усреднении данных всех 10-и контрольных наблюдений продолжительность работы сердца от момента аппликации адреналина. На рис. 2. представлены результаты опыта, в котором в р-р Рингера до аппликации на сердце адреналина вводился р-р вещества pQ1983. Видно, что процесс введения вещества (рис. 2-2) не прошел бесследно для работающего сердца. Наблюдаем небольшое удлинение временных параметров кардиоцикла, а также уменьшение частоты их следования.


Рис. 2. Изменения частоты работы изолированного сердца лягушки после введения в р-р Рингера вещества pQ1983 и аппликации р-ра адреналина.

1 – исходная работа сердца; 2 – работа сердца после введения в р-р Рингера вещества pQ1983; 3 – через 2 минуты после аппликации 0,1% р-ра адреналина; 4 – через 3 минуты после аппликации 0,1% р-ра адреналина

Реакция сердца адреналин (рис. 2-3, 4) была типичный. В составе этой реакции присутствуют положительные инотропный, тонотропный, хронотропный и дромотропные эффекты.

На рис. 3 (продолжение опыта, начало которого представлено на рис. 2) – наблюдаем достоверные изменения в работе сердца к 20 минуте после аппликации адреналина. Отчетливы – уменьшение амплитуды механической работы сердца, удлинение кардиоцикла, ухудшение до полной остановки составила 27±3 мин. проводимости возбуждения (удлинение сегмента ST ЭКГ), выраженные изменения зубца R.


Рис. 3. Продолжение опыта.

На протяжении времени в диапазоне 30-60 минут отмечаем дальнейшее замедление сердечной деятельности, ослабление механической активности миокарда желудочка. Судя по ЭКГ, работа желудочка сердца в данной ситуации определяется водителем ритма 2-го порядка, расположенным в атриовентрикулярной воронке проводящей системы сердца лягушки. Констатируем остановку сердца в опыте на 70 минуте после аппликации на сердце 3-х капель 0,1% р-ра адреналина. В среднем по результатам 11 опытов время работы сердца, стимулированного адреналином, в р-ре Рингера с веществом pQ1983, составило 60±12 мин.

Заключение. На основании представленных данных можно говорить о том, что вещество pQ1983 обладает прямым кардиодепрессивным действием. В литературе имеются сведения о способности антигипоксантов метаболического типа действия оказывать угнетающее влияние на сердечную деятельность . Неслучайно у больных, получавших амтизол, на протяжении первых трёх дней лечения на фоне формирующейся брадикардии заметно понижается артериальное давление. Известно, что кардиодепрессивное действие антигипоксантов нашло применение в клинической практике, позволяя повысить эффективность терапии аритмий сердца, аритмогенного коллапса, кардиогенного шока .

Как показали собственные наблюдения, после внесения в р-р Рингера вещества pQ1983 на фоне адреналиновой нагрузки электрическая и механическая деятельность миокарда достоверно пролонгировалась (без вещества – 27±3 мин, с веществом – 60±12 мин) при сохранении удовлетворительных амплитудных и частотных показателей активности сердца, сопоставимых с характеристиками работы интактного органа. Отметим, что на фоне действия вещества pQ1983 в 4-х опытах наблюдали смену водителя ритма, чего не отмечалось в контрольной серии опытов. Смена водителя ритма подтверждалась исчезновением на ЭКГ зубца Р, замедлением частоты следования желудочковых комплексов, изменением конфигурации комплекса QRS. На импедаскардиограмме отмечали отсутствие пресистолического зубца. Переход на атриовентрикулярный ритм, по-видимому, происходил по причине нарастания выраженности гипоксии ткани миокарда, что, в первую очередь, отражалось на состоянии особенно чувствительных к дефициту кислорода клеток синусного узла . Как следует из кривых, представленных на рис. 3, такие изменения возникали обычно к 30-й–40-й минутам опыта, что, по нашему мнению, явилось отчётливым проявлением метаболического эффекта изученного вещества, оптимизирующего работу сердца в условиях нарастающей гипоксии.

Выводы

1. Вещество pQ1983 обладает прямым кардиодепрессивным действием, которое выражается в снижении амплитудных и временных характеристик деятельности изолированного сердца лягушки.

2. В присутствии вещества pQ1983 реакция миокарда на аппликацию адреналина проявляется двукратным увеличением времени его наличной деятельности при сохранении удовлетворительных показателей сердечной активности по сравнению с работой интактного органа.

3. В опытах in vitro подтверждено наличие метаболических влияний нового селенсодержащего металлокомплексного антигипоксанта pQ1983 на миокард.

Литература


  1. Авербах М.С., Березина М.П., Василевская Н.Е и др. Большой практикум по физиологии человека и животных. – М.: Советская наука, 1954. – 606 с.

  2. Гипоксия. Адаптация, патогенез, клиника / Отв. ред. Ю.Л.Шевченко. – СПб: ООО «Элби-СПб», 2000. – 384 с.

  3. Евсеев А.В., Евсеева М.А., Правдивцев В.А., Парфёнов Э.А. Металлокомплексные соединения в профилактике острых гипоксических состояний // Тез. докл. XXI съезда Физиологического общества им. И.П. Павлова, 19-25 сент. 2010 г., Калуга. – Москва-Калуга, 2010. – С. 200.

  4. Зарубина И.В., Шабанов П.Д. Молекулярная фармакология антигипоксантов. – СПб.: ООО «Изд. Н-Л», 2004. – 368 с.

  5. Парфёнов Э.А., Смирнов Л.Д. Фармакологический потенциал антиоксидантов на основе кумарина. Обзор // Хим.-фармац. журн. – 1988. – Т.22. – С. 1438-1448.

  6. Парфёнов Э.А., Смирнов Л.Д., Дюмаев К.М. Стратегические направ­ления медицинского применения антиоксидантов // Человек и лекар­ство: Тез. докл. IX Рос. нац. конгр. – М., 2002. – С. 765.

  7. Рябов Г.А. Гипоксия критических состояний. – М., 1998. – 288 с.

  8. Семиголовский Н.Ю., Шперлинг К.Н., Нефёдов Р.Б. Сравнительная оценка эффективности девяти антигипоксантов у больных острым инфарктом миокарда // Антигипоксанты и актопротекторы: итоги и перспективы. Мат. Рос. науч. конф. – СПб, 1994. – Вып. 2. – С. 133.

  9. Шабанов П.Д. Метаболические корректоры гипоксии. – СПб.: Информ-Новигатор, 2010. – 912. с.

  10. Шабанов П.Д. Гипоксия и антигипоксанты // Вестник Рос. воен.-мед. академии. – 2003. – № 1(9). – С. 111-121.

  11. Smirnov A.V., Zarubina I.V., Kashina E.A., Krivoruchko B.I. Mechanisms of antihypoxic action of amthizole and bemythil during myocardial ischemia // Hypoxia Med. J. – 1998. – Vol.6, №2. – P. 64.

  12. Sutton J.R., Coates G., Remmers J. Hypoxia. – Philadelphia: B. C. Decker, 1990. – 198 p.

  13. Dyachkova G.I., Glazachev O.S., Dudnik E.N. Changes in the heart rate pattern under graduated hypoxic load depending on the initial level of resistance to hypoxia // Hyp. Med. J. – 2000. – Vol.8, №1-2. – P. 12-16.

INFLUENCE OF SUBSTANCE pQ1983 ON ISOLATED FROG HEART ACTIVITY

D. V. Sosin, Yu. I. Babkina, A. V. Yevseyev, V. A. Pravdivtsev

Was found that the substance pQ1983 demonstrates a direct cardiodepressive action expressed in decrease of amplitude and frequency parameters of an isolated frog heart activity. In vitro the substance prolongs twice a period of heart contraction in presence of adrenaline in comparison with intact organ.

Key wards: heart, hypoxia, antihypoxants, frog

Кафедра нормальной физиологии

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития РФ

Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал.

Том 15. Вып. 2. 20 1 6.


УДК 616-091

ББК 52.5
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ПАТОЛОГОАНАТОМОВ РОССИИ 2016 ГОДА
© 2016 г . Зубрицкий А . Н .

Рембрандт Харменс ван Рейн «Урок анатомии», 1632 год

Зубрицкий А. Н. Памятные даты патологоанатомов России 2016 года. – Смоленск, 2016. – 101 c.

В настоящей электронной книге представлены памятные даты патологоанатомов 2016 года с их анкетными портретами и фотографиями. Подобная книга издана впервые. Издание рассчитано главным образом на патологоанатомов.
Zubritsky A. N. Memorable dates of Russian pathologists 2016. – Smolensk, 2016. – 101 p.

This electronic book presents the memorable dates of pathologists 2016 with their questionnaire portraits and photographs. The similar book is published for the first time. The publication is intended primarily for pathologists.

© А.Н.Зубрицкий, 2016

© A.N.Zubritsky, 2016

FOREWORD

Аничков Николай Мильевич

Аргунов Валерий Архипович

Биркун Алексей Алексеевич

Бульбаков Кузьма Севастьянович

Васильев Александр Александрович

Виноградов Константин Николаевич

Гаршин Владимир Георгиевич

Гедымин Людмила Евгеньевна

Глазунов Михаил Федорович

Доросевич Александр Евдокимович

Ерохин Владислав Всеволодович

Есипова Ирина Константиновна

Загорулько Александр Кимович

Зиновьев Антон Самуилович

Ивановская Татьяна Евгеньевна

Касабьян Степан Сергеевич (Саркисович)

Келина Инесса Николаевна

Куклицкий Александр Николаевич

Лапин Борис Аркадьевич

Любимов Николай Матвеевич

Махулько-Горбацевич Григорий Степанович

Мельников-Разведенков Николай Федотович

Молотков Владимир Герасимович

Непряхин Гавриил Георгиевич

Нефедов Валерий Петрович

Новицкий Илларион Сергеевич

Пастухов Леонид Юрьевич

Петров Семен Венедиктович

Рапопорт Яков Львович

Ротин Даниил Леонидович

Самотейкин Михаил Алексеевич

Сенюткин Иван Иванович

Скворцов Михаил Александрович

Степанов Сергей Алексеевич

Струков Анатолий Иванович

Сутулов Юрий Львович

Талалаев Владимир Тимофеевич

Франк Георгий Авраамович

Цинзерлинг Всеволод Дмитриевич

Чалисов Иосиф Александрович

Шакирова Ася Закиевна

Шкурупий Вячеслав Алексеевич

Яковлева Лелита Андреевна

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ. Образец анкеты биографи c та

ПРЕДИСЛОВИЕ
Впервые предлагаемая книга, написанная в электронном формате, посвящена памятным датам патологоанатомов 2016 года с их анкетными портретами и фотографиями. В отечественной и зарубежной литературе, насколько известно, – это второй труд, составленный из биографий патологоанатомов, представленных в оригинальной компактной анкетной форме с компоновкой их памятных дат, после опубликования книги «Памятные даты патологоанатомов России 2015 года» в электронном математическом и медико-биологическом журнале «Математическая морфология» в начале 2016 года.

Целью данной работы является компиляция памятных дат патологоанатомов 2016 года с изучением и систематизацией их биографических сведений в представленной анкетной форме, что позволяет широкому кругу читателей глубже познакомиться и проникнуть в неизвестные страницы жизни и творческой деятельности биографистов, и, таким образом, вносит весомый вклад в развитие истории патологической анатомии. Кроме того, структуризация материала в таком виде дает возможность его шире популяризировать и пропагандировать среди патологоанатомов.

Данная книга содержит аннотацию и предисловие на русском и английском языках, памятные даты и перечень биографистов (43) в алфавитном порядке с фотографиями персоналий (56), список используемой литературы (106 источников) и приложение, в котором приводится образец анкеты.

Анкетный портрет патологоанатомов представлен в соответствии с разработанной мной анкетой (см. приложение) и получен прежде всего из заполненных биографистами персональных анкет по личной просьбе автора, а также других источников биографических сведений, а именно: научных и популярных изданий, архивов, различных энциклопедий, отечественных и зарубежных биографических словарей, медицинского некрополя, а также других средств массовой информации, в том числе Интернет-СМИ. Наряду с архивными и другими материалами, в ряде случаев использованы воспоминания родственников и знакомых.

Анкета включает в себя следующие графы: ФИО биографиста; профессия; дата и место рождения; ФИО матери и отца, включая девичью фамилию матери; семейное положение (холост, незамужняя, женат, замужем, разведен (а), вдовец, вдова) с указанием ФИО супруга (и); дети с перечислением их имен по старшинству, если они имеются; образование – даты, дипломы; карьера – даты, должности; достижения и награды; научные интересы; публикации с указанием их количества; членства; девиз (кредо); отличительная черта; интересы, хобби; публикации о биографисте – источник, год, том, номер, страницы; адрес, в случае смерти с указанием даты, месяца, года, первоначальной причины смерти и места погребения. В этой связи было введено понятие «анкетный портрет патологоанатома». Благодаря такому подходу получены объективные и достоверные анкетные портреты патологоанатомов.

Однако, не всегда удавалось найти информацию по всем графам анкеты. В таких случаях пустые графы приходилось пропускать. Кроме того, определенные трудности при написании книги заключались в снижении активности и нежелании участвовать в этом деле самих патологоанатомов. Тем не менее, несмотря на трудности, работа успешно завершена.

Следует отметить, что книга не является безупречной. Поэтому, приношу мои извинения биографистам и читателям за возможные опечатки, погрешности в оформлении, неточности или пропуски каких-либо граф в силу отсутствия информации по ним в тех или иных открытых источниках, независящие от автора, и хочу выразить надежду, что они малочисленны и не повлияют существенным образом на впечатление от книги в целом.

Книга предназначена для патологоанатомов, но будет полезна для широкого круга врачей различных специальностей и вообще всех, кто интересуется и занимается данной проблемой.

Издание содержит 1 фотографию на обратной стороне титульного листа с ее подписью, 1 фотографию автора, 56 фотографий биографистов, 106 литературных источника и 1 приложение.

Автор - Александр Николаевич Зубрицкий

FOREWORD
For the first time proposed a book written in an electronic format is dedicated to memorable dates of pathologists 2016 with their personal portraits and photographs. In the domestic and foreign literature, as far as is known, it is the second work composed of pathologists biographies, presented in the original compact questionnaire form with the layout of their memorable dates, following the publication of the book “Memorable dates of Russian pathologists 2015” in the electronic mathematical and biomedical journal "Mathematical Morphology" at the beginning of 2016.

The aim of this work is a compilation of memorable dates pathologists in 2016 with the study and systematization of their biographical data are submitted in the questionnaire form, allowing a wide range of readers to explore and penetrate deeper into the unknown pages of life and creative activity of biographists and thus makes a significant contribution to the development history of pathological anatomy. In addition, the structuring of the material in this way allows it to popularize and promote the wider among pathologists.

This book contains an annotation and foreword in Russian and English languages, the list of memorable dates of biographists (43) alphabetically with photos of personalities (56), a bibliography (106 sources) and the appendix, which is a questionnaire sample.

Questionnaire portrait of pathologists is submitted in accordance with the questionnaire developed by me (see Appendix) and obtained mostly from personal questionnaires completed by biographists at the personal request of the author, as well as of other sources of biographical information, namely: of scientific and popular publications, archives, various encyclopedias, domestic and foreign biographical dictionaries, medical necropolis, as well as other mass media, including online media. Along with archival and other materials, in some cases used the memories of relatives and friends.

The questionnaire includes the following columns: full name of biographist; profession; date and place of birth; full name of mother and father, including the mother’s maiden name; marital status (single, unmarried, married, divorced, widower, widow), indicating full name of husband, or wife; children listing their names in order of seniority, if any; education – dates, diplomas; career – dates, positions; achievements and awards; scientific interests; publications indicating their number; memberships; motto (credo); distinctive feature; interests, hobbies; publications about biographist – source, year, volume, number, pages; аddress, in the case of death, with the date, month, year, the initial cause of death and place of burial. In this regard, it was introduced the concept of “questionnaire portrait of a pathologist”. Through this approach have been the obtained objective and authoritative biographical portraits of pathologists.

However it was not always possible to find information for all the columns of the questionnaire. In such cases, the blanks rows had to pass. In addition, the difficulties in writing the book is to reduce activity and unwillingness to take part in this matter themselves of pathologists. Nevertheless, despite the difficulties, the work is successfully completed.

It should be noted that the book is not perfect. Therefore, I bring my apologies to biographists and readers for possible typos, errors, inaccuracies, or omissions of any columns is due to the lack of information on them in those or other open sources, independent of the author, and want to express the hope that they are few in number and will not impact significantly on the impression of the book as a whole.

The book is intended for pathologists, but will be useful for a wide range of doctors of various specialties and all those interested and engaged with this problem.

The author will be grateful to readers for their suggestions and comments. The publication contains 1 photo on the reverse of the title page with its signature, the author’s photo and 56 photos of biographists, 106 references and 1 appendix.

The author - Alexander N . Zubritsky
К 75 -ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТА РАМН НИКОЛАЯ МИЛЬЕВИЧА АНИЧКОВА

Аничков Николай Мильевич
Патологоанатом.

Мать: Аничкова (Карпова) Зоя Яковлевна, отец: Аничков Милий Николаевич.

Женат. Супруга: Светлана Ивановна.

Дети: Андрей.

Окончил 1-й Ленинградский медицинский институт по специальности «лечебное дело» (1965) и очную аспирантуру (1970); защита кандидатской диссертации на тему «Морфогенез экспериментального псевдотуберкулёза» (1972), докторской – на тему «Опухоли уротелия мочевого пузыря, мочеточников и почечных лоханок» (1982).

М.н.с., отдел патологической анатомии, НИИ экспериментальной медицины АМН СССР (1970); с.н.с., лаборатория патоморфологии, НИИ хирургического туберкулёза МЗ РСФСР (1971–73); доцент (1982), заведующий (1984), кафедра патологической анатомии, СПбГМА им. И. И. Мечникова (1974–2011); декан, лечебный факультет, СПбГМА им. И. И. Мечникова (1985–87); заведующий, объединённая кафедра патологической анатомии, СЗГМУ им. И. И. Мечникова (2012–).

Профессор (1984); член-корреспондент РАМН (2002); Заслуженный деятель науки РФ (2002); главный патологоанатом, Северо-Западный Федеральный округ РФ (2002); серебряная медаль университета г. Парма, Италия (1992); медаль Р. Вирхова (Германия); диплом победителя конкурса диагностов-патологов «Expert-Quiz» (Инсбрук, 1993); лауреат премии Правительства РФ в области образования (2008); грамота Президиума РАМН «За плодотворный труд по развитию медицинской науки и здравоохранения» (2011); памятная медаль Учёного совета ВМА им. С. М. Кирова (2013); памятный знак Санкт-Петербурга «В честь 70-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады» (2014) и др. Председатель диссертационного совета университета (2013–); глава научной и научно-педагогической школы в области структурно-функциональной организации, патофизиологии и патоморфологии человека и животных (2013–); член-корреспондент РАН (2014); под его руководством и при его научной консультации выполнено 7 докторских и 24 кандидатских диссертаций.

Научные интересы: Патология опухолей (верификация маркеров малигнизации и тканевой специфичности опухолей, изучение патогенеза метастазирования и роли лимфангионов в этом процессе, усовершенствование морфологических классификаций опухолей, исследование нейро-эндокринных дифферонов в норме и при опухолевом росте и др.) и инфекционных болезней.

Член исполкома ЕОП (1989–93); основатель (1992) и президент Российского отделения МАП (1995–2003); член Британского отделения МАП (1992), Международной академии информатизации (1992); почетный член Итальянского общества врачей и естествоиспытателей (1992); вице-президент РОП (2006); член президиумов правления Санкт-Петербургского и РОП, МСАП, член редколлегий журналов «Архив патологии», «Клиническая и экспериментальная патология», «Профилактическая и клиническая медицина», «Pathology, Research and Practice» (1989–96), «Системный анализ и управление в биомедицинских системах» (2004–06), и др.

Девиз: Верность Земле и преданиям – золотыми буквами на лазоревой ленте родового герба Аничковых.

Отличительная черта: Мудрость.

Интересы, хобби: История 20 века (Россия, Европа).

О биографисте: Кто есть кто в мире, Маркис, США (1996–99); Кто есть кто: Русское издание. Биографический инновационный справочник / 16-е изд./. Редактор-составитель В. А. Никеров. – М, Астрея-центр, 2013. – С.14; Кто есть кто в патологической анатомии в России. Биографический справочник / Редактор-составитель А. Н. Зубрицкий. – М.: Астрея-центр, 2015. – С.19–21, и др.

Адрес: СЗГМУ им. И. И. Мечникова, Пискаревский пр., д. 47, С-Петербург, 195067; е-mail: [email protected]

Математическая морфология.

Электронный математический и медико-биологический журнал.

Том 8. Вып. 1. 2009.


УДК 372.8

Аудиовизуальные технологии обучения на уроках информатике

2009 г. Максимова Н. А.

В статье описаны основные проблемы, стоящие перед существующей системой образования по внедрению современных технологий обучения в педагогическую практику. Описана предложенная автором структура современной системы обучения, описана методика использования аудиовизуальных технологий обучения на занятиях. Приведено содержательное описание тем курса «Аудиовизуальные технологии обучения информатике» и описаны проекты, которые выполняют студенты при изучении тем данного курса.

^ Ключевые слова : аудиовизуальные технологии обучения информатике, структура современной педагогической системы, мультимедийные учебные пособия, интерактивные доски

Изменения социально-экономической структуры общества, трансформация ценностных ориентаций современного человека способствуют появлению в сфере образования идей и концепций, в которых отражается понимание радикального характера происходящих перемен. В «Программе развития педагогического образования России на 2001-2010 годы» и в Законе РФ «Об образовании» отмечается, что в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования. Выделены следующие проблемы, стоящие перед существующей системой образования:


  • снижение общей и профессиональной культуры педагога;

  • отсутствие научно-методических основ диагностики качества образования;

  • отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки кадров;

  • нарушение механизма преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях;

  • неразвитость информационной культуры преподавателей в системе образования.
Современной системе образования для решения данных проблем нужен педагог, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической культуры.

В связи с этим необходим перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры высшего образования России, повышение фундаментальности образования в сочетании с внедрением современных образовательных технологий (аудио и телекоммуникационных) в учебную и профессиональную деятельность учителя. Использование аудиовизуальных и телекоммуникационных технологий обучения требует от педагога наличия дополнительных знаний, умений и навыков по созданию и разработке современных средств обучения . Можно предложить следующую логическую структуру современной системы обучения (схема 1).

Анализируя данную схему можно утверждать, что современные системы обучения в основном строятся на базе гипермедиа технологии. Системы гипермедиа играют большую роль в высшем образовании. Гипермедиа в качестве инструмента познания следует использовать не как перечень инструкций, являющихся источником информации, а как инструмент, с помощью которого происходит обучение. Использование гипермедиа в образовании выявило глав­ные преимущества этой системы, которые развиваются по мере совер­шенствования аппаратной и программной продукции. Прежде всего, эти преимущества состоят в наличии точек разветвления в программе, что позволяет обучающимся регулировать процесс восприятия информации и либо вернуться для повторения материала, либо перейти к любой другой точке разветвления.

Чем больше таких точек, тем выше интерактивность программы и ее гибкость в процессе обучения. Другим важнейшим преимуществом является аудио сопровождение учебной информации, резко повышающее эффективность восприятия.

Перспективным направлением в совершенствовании подготовки обучающихся является применение компьютерных программ, разработанных на базе технологии мультимедиа, которые сегодня все шире используются в практике отечественной и зарубежной высшей школы. В настоящее время существует достаточное количество компьютерных программ (КП), разработанных для интенсификации процесса обучения. Тем более это становится актуальным с появлением в школах интерактивных средств обучения.

Тема интерактивного пространства становится сегодня одной из самых интересных по своей проблемности и созданию новых взглядов на обычные явления в сфере общения и коммуникации. Под интерактивным пространством подразумевается наличие особой интенсивности отношений, которые возникают в тех областях деятельности, образования и даже обыденной жизни, где используются компьютеры. В этом понятии как бы обобщается представление о динамике взаимосвязей, об их особом качественном отличии от обычных процессов коммуникации. При этом в интерактивное пространство входят и медиатехнологии современные средства обучения.

Сегодняшние медиатехнологии заставляют и преподавателя и учащегося перейти на другой язык коммуникаций – язык аудиовизуальных коммуникаций. Современным учащимся уже требуется, чтобы знания по многим дисциплинам, даже специальным, были поданы на «новом языке», на медийном уровне. Очевидно, что для «погружения» в предмет использование аудиовизуальных и интерактивных технологий становится просто необходимым. На учебных занятиях с помощью инструмента - АВ-технологий возможно не столько увеличить объем образовательной информации, сколько притом же самом фиксированном времени углубиться в материал, лучше понять его. Аудиовизуальные технологии дают возможность вплотную подойти к смене парадигмы образования. Сменить стиль и подачу знаний. Уйти от традиционных вековых форм обучения и прийти к новым. Изменить учебный процесс «изнутри». Сейчас появился новый термин - edutainment - получение знаний с помощью вот таких АВ-инструментов и технологий. Одним из таких инструментов являются интерактивные доски .

Интерактивная доска - удобный инструмент, применение которого во многом зависит от Ваших потребностей. В каждой сфере деятельности работа с интерактивной доской имеет свои особенности. Интерактивная доска в школах, ВУЗах и других образовательных учреждениях помогает включить в учебный процесс новые мультимедийные учебные пособия, сделать занятия более интересными, увлечь учащихся.

Интерактивная доска – средство мультимедиа нового поколения, и кому, как не учителю информатики использовать новые технологии в обучении. Учитель информатики, освоив работу с интерактивной доской, может выступать в роли тьютора для обучения всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Использование интерактивной доски на уроках информатики позволит учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий. Ведущие фирмы-разработчики интерактивных досок выделяют следующие преимущества работы с интерактивными досками:


  1. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.

  2. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения.

  3. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.
Преимущества для преподавателей:

  1. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и Web-ресурсов.

  2. Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

  3. Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом.

  4. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:

  1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  3. Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.

  4. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

  5. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

  6. Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом, повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.
С другой стороны хочется определить ряд проблем, возникающих при использовании интерактивных досок на занятиях. В Internet было проведено ряд исследований мнения преподавателей по этому поводу, представим эти данные и попробуем проанализировать их. Все вопросы можно разделить на несколько групп .

1 группа. К ней относятся вопросы, касающиеся технического обеспечения учебного процесса с использованием интерактивных досок и мотивированности преподавателей. Можно сказать, что здесь более ли менее все благополучно.

На вопрос «Есть ли в вашей школе интерактивная система или доска?»: 60% опрошенных ответили положительно.

На вопрос «Считаете ли Вы, что интерактивные системы/доски предоставляют учителю революционно новые возможности организации и проведения обучающего процесса?»: Да - 50.00%, нет - 25.00%, не знаю - 25.00%.

На вопрос «Как Вы считаете, в преподавании каких учебных дисциплин наиболее рационально использовать интерактивную систему/доску?»: русский язык - 7%; литература - 4%; история, обществознание - 5%; культурология - 1%; иностранный язык - 5%; география - 13%; астрономия - 9%; физика - 13%; химия - 12%; биология - 12%; информатика - 8%; математика - 10%; предметы курса начальной школы - 1%.

На вопрос «Какие возможности интерактивных систем/досок Вас наиболее привлекают?»: новые инструменты (которых нет в традиционно используемом Power Point) для создания презентации учителя и организации процесса обучения. - 15%, библиотеки видео и аудио макетов, поставляемых в составе системы. - 28%, возможности организации оперативной диагности (тестирования) результатов обучения. - 27%, еще одна возможность вовлечения учащихся в обучающий процесс, повышение их активности. - 30%.

Очевидна заинтересованность преподавателей в использовании интерактивных досок в учебном процессе.

2 группа вопросов касается информационного обеспечения интерактивного образовательного процесса и проблем, связанных с использованием ИД. Всего 7% опрошенных преподавателей могут предложить для размещения на порталах свои методические разработки использования интерактивной системы/доски?

На вопрос «Ресурсы какого типа вы используете на своих дисциплинах?»: учебники - 17%, методические пособия - 34%, иллюстративный материал - 32%, мультимедийные комплексы - 17%.

На вопрос «Достаточно ли представленных ресурсов для поддержки уроков, которые Вы ведете?»: да. - 26%, в целом - нет, но существующие материалы "закрывают" большинство тем. - 20%, в целом нет, но существующие материалы существенно помогают в объяснении изучаемого материала. - 26%, нет. - 28%.

На вопрос «Проблемы какого характера возникали у Вас при освоении интерактивной системы/доски"?»: технического - установки аппаратного комплекса. - 33%, освоения программного комплекса и прилагаемых библиотек интерактивной системы/доски. - 15%, методического - включения интерактивной системы/доски в педагогическую деятельность. - 12%, информационного - недостаточность сопровождающей документации. - 34%, проблем установки, освоения и внедрения не было. - 6%.

Из приведенных данных можно сделать следующий вывод: интерактивный АВ-технологии активно внедряются в педагогическую практику. При этом основной проблемой использования является проблема технического плана (установка и обслуживание) и методического обеспечения дисциплин. С появлением интерактивных технологий изменились и требования, предъявляемые к современному преподавателю – он должен владеть всеми данными технологиями и использовать весь инструментарий АВ-средств на своих занятиях.

Интерактивные инструменты (доска) становятся компонентом, который может мягко регулировать внутрисистемные процессы; стимулировать человека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора; организовывать учащегося для решения каких-либо задач, усиливать его мотивацию.

Не секрет, что поставляя оборудование в школы (интерактивные доски) не всегда устанавливается хорошее программное обеспечение, способное помочь в проведении занятий . Поэтому необходимо, обучать студентов работе в таких средах, а так же учить их проектировать программные среды педагогического назначения самостоятельно. Для реализации этих задач в стандарте появилась новая дисциплина «Аудиовизуальные технологии обучения». Требования государственного стандарта по этой дисциплине следующие: «Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов». В ходе изучения данной дисциплины студенты изучают следующие темы:


  1. Психолого-педагогические основы и дидактические принципы применения автоматизированный технологий обучения (АТО) в учебном процессе и внеклассной работе

  2. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий.

  3. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения.

  4. Мультимедиа: создание, технология применения в учебном процессе. Подготовка мультимедийных учебных материалов c помощью компьютера.

  5. Основы работы с Internet. Образовательные ресурсы аудиовизуальных средств обучения. Создание учебных электронных изданий

  6. Основы построения информационно - образовательной среды учебного заведения.

  7. Использование системы порталов в учебном процессе
Кроме того, на практических занятиях студенты выполняют творческий проект. Для этого в рамках компьютерной группы студенты делятся на 2 подгруппы по 5 - 6 человек. Каждая подгруппа выбирает себе тему проекта (любой законченный раздел курса информатики). По данному разделу студенты должны разработать законченный электронный учебный курс (представленный в виде сайта, портала), содержащий следующие разделы:

  1. Видеолекции.

  2. Текстовый конспект лекций в виде материалов help-файлов.

  3. Аудиовизуальное слайд-шоу.

  4. Тестирующая оболочка
В конце семестра каждая группа защищает свой проект. Для того чтобы студенты могли успешно реализовать свои проекты преподавателем проводятся консультации, с целью изучения новых сред разработки. В процессе данной работы студенты изучают около 7 новых программных продуктов (программы по работе со звуком, программы обработки видео, создания сайтов, редактирования изображения и т.д.)

В качестве примера приведем проекты, разработанный студентами в течение 2007-2009 г.г

Проект «Периферийные устройства компьютера». Группа 32 ИИА. Составители: Богоносова Н., Михаленкова Ю., Устян К., Давыдова А. Руководитель Максимова Н.А. Основные скриншоты представлены на рисунках (Рис. 1, 2).

Проект «Обучающая программа по работе в среде MS Word MS Excel». Составители: Мирошкина Е., Романова А., Гадяцкая И., Черей А. Группа 32 ИИА. Руководитель Максимова Н.А. Основные скриншоты представлены на рисунках (Рис 3, 4).


Рис. 1. Главная страница обучающей программы

Рис. 2. Окно электронного учебника


Рис. 3. Главная страница обучающей программы


Рис.4. Окно презентаций

Проект «Электронный учебник по Photoshop». Группа 31 ИИА. Составители: Трофимова Анна, Маркина Дина, Пучкова Дарья, Москалёва Анна. Руководитель Максимова Н.А. Основные скриншоты представлены на рисунках (Рис 5, 6, 7).

Рис.5. Окно презентаций

Рис. 6. Главная страница обучающей программы

Рис. 7. Окно электронного учебника

Итак, использование технических аудиовизуальных средств и аудиовизуальный и телекоммуникационный технологий обучения требует от педагога наличия дополнительных знаний, умений и навыков. Современный преподаватель должен не только иметь представление о существующих технических средствах и информационных технологиях, но и владеть методикой их использования в обучении, обладать умениями и навыками обращения с различными техническими средствами, уметь создавать и использовать современные дидактические материалы на уроке. Таким образом, будущий учитель должен обладать высокой степенью готовности к использованию существующих и разработке новых современных средств обучения.

Литература


  1. Баринова С. Н. Автоматизированные учебные курсы и их влияние на качество процесса обучения / С.Н. Баринова // Материалы конференции ИТО. – 99. – http://ito.bitpro.ru//

  2. Карпова И. П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: Автореф. дисс. ... канд. тех. наук. - Москва, 2002.

  3. Монахов В. М. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В.М. Монахов, Т.К. Смыковская // Школьные технологии. – 2001. – №4. - С. 48-65.

  4. Тюрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра / Л. Тюрина // Высшее образование, 1998. - №1.

  5. Ярославцева Е.И. Человек в интерактивном пространстве: проблема соизмерения.–http://www.smartboard.ru/view_s321_mid_r321_1131613169.htm

  6. http://portal.loiro.ru/votings/

Audio-visual technologies of the education to informatics

M aximova N. A.

In article is described main problems, stands before existing system of the formation on introduction modern technology education in pedagogical practical. It Is described by offered author structure systems of the education, is described methods of the use audio-visual technology education on lessons. It Is description of that course "Audio-visual technologies of the education to informatics" and described projects, which execute the students at study that given course.

Key words : audio-visual technologies of the education to informatics, structure pedagogical system, multimedia scholastic allowances, interactive school boards.

Кафедра методики обучения математике, физике и информатике

Просмотров