Анализ стихотворения Заболоцкого «Читая стихи. О том, что больше всего интересует

      Я не ищу гармонии в природе

      Я не ищу гармонии в природе.
      Разумной соразмерности начал
      Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
      Я до сихпор, увы, не различал.

      Как своенравен мир ее дремучий!
      В ожесточенном пении ветров
      Не слышит сердце правильных созвучий,
      Душа не чует стройных голосов.

      Но в тихий час осеннего заката,
      Когда умолкнет ветер вдалеке,
      Когда, сияньем немощным объята,
      Слепая ночь опустится к реке,

      Когда, устав от буйного движенья,
      От бесполезно тяжкого труда,
      В тревожном полусне изнеможенья
      Затихнет потемневшая вода,

      Когда огромный мир противоречий
      Насытится бесплодною игрой,-
      Как бы прообраз боли человечьей
      Из бездны вод встает передо мной.

      И в этот час печальная природа
      Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
      И не мила ей дикая свобода,
      Где от добра неотделимо зло.

      И снится ей блестящий вал турбины,
      И мерный звук разумного труда,
      И пенье труб, и зарево плотины,
      И налитые током провода.

      Так, засыпая на своей кровати,
      Безумная, но любящая мать
      Таит в себе высокий мир дитяти,
      Чтоб вместе с сыном солнце увидать.

      О красоте человеческих лиц

      Есть лица, подобные пышным порталам,
      Где всюду великое чудится в малом.
      Есть лица - подобия жалких лачуг,
      Где варится печень и мокнет сычуг 1 .
      Иные холодные, мертвые лица
      Закрыты решетками, словно темница.
      Другие - как башни, в которых давно
      Никто не живет и не смотрит в окно.
      Но малую хижинку знал я когда-то,
      Была неказиста она, небогата,
      Зато из окошка ее на меня
      Струилось дыханье весеннего дня.
      Поистине мир и велик и чудесен!
      Есть лица - подобья ликующих песен.
      Из этих, как солнце, сияющих нот
      Составлена песня небесных высот.

1 Сычуг - здесь: коровий или свиной желудок, а также кушанье из фаршированного мясом коровьего или свиного желудка.

      Где-то в поле возле Магадана

      Где-то в поле возле Магадана,
      Посреди опасностей и бед,
      В испареньях мерзлого тумана
      Шли они за розвальнями 1 вслед.
      От солдат, от их луженых глоток,
      От бандитов шайки воровской
      Здесь спасали только околодок 2
      Да наряды в город за мукой.
      Вот они и шли в своих бушлатах -
      Два несчастных русских старика,
      Вспоминая о родимых хатах
      И томясь о них издалека.
      Вся душа у них перегорела
      Вдалеке от близких и родных,
      И усталость, сгорбившая тело,
      В эту ночь снедала души их.
      Жизнь над ними в образах природы
      Чередою двигалась своей.
      Только звезды, символы свободы,
      Не смотрели больше на людей.
      Дивная мистерия вселенной
      Шла в театре северных светил,
      Но огонь ее проникновенный
      До людей уже не доходил.
      Вкруг людей посвистывала вьюга,
      Заметая мерзлые пеньки.
      И на них, не глядя друг на друга,
      Замерзая, сели старики.
      Стали кони, кончилась работа,
      Смертные доделались дела...
      Обняла их сладкая дремота,
      В дальний край, рыдая, повела.
      Не нагонит больше их охрана,
      Не настигнет лагерный конвой,
      Лишь одни созвездья Магадана
      Засверкают, став над головой.

1 Розвальни - низкие и широкие сани без сиденья, с боками, расходящимися врозь от передка.

2 Околодок (околоток) - соседняя местность, окрестность.

      Можжевеловый куст

      Я увидел во сне можжевеловый куст,
      Я услышал вдали металлический хруст,
      Аметистовых ягод услышал я звон,
      И во сне, в тишине, мне понравился он.

      Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
      Отогнув невысокие эти стволы,
      Я заметил во мраке древесных ветвей
      Чуть живое подобье улыбки твоей.

      Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
      Остывающий лепет изменчивых уст,
      Легкий лепет, едва отдающий смолой,
      Проколовший меня смертоносной иглой!

      В золотых небесах за окошком моим
      Облака проплывают одно из другим,
      Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
      Да простит тебя Бог, можжевеловый куст!

      Завещание

      Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
      И, погасив свечу, опять отправлюсь я
      В необозримый мир туманных превращений,
      Когда мильоны новых поколений
      Наполнят этот мир сверканием чудес
      И довершат строение природы,-
      Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
      Пусть приютит меня зеленый этот лес.

      Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
      Себя я в этом мире обнаружу.
      Многовековый дуб мою живую душу
      Корнями обовьет, печален и суров.
      В его больших листах я дам приют уму,
      Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
      Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
      И ты причастен был к сознанью моему.

      Над головой твоей, далекий правнук мой,
      Я в небе пролечу, как медленная птица,
      Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
      Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
      Нет в мире ничего прекрасней бытия.
      Безмолвный мрак могил - томление пустое.
      Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
      Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

      Не я родился в мир, когда из колыбели
      Глаза мои впервые в мир глядели,-
      Я на земле моей впервые мыслить стал,
      Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
      Когда впервые капля дождевая
      Упала на него, в лучах изнемогая.
      О, я недаром в этом мире жил!
      И сладко мне стремиться из потемок,
      Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
      Доделал то, что я не довершил.

Вопросы и задания

  1. Как Вы понимаете слова Н. А. Заболоцкого, поставленные в,эпиграф к статье о поэте?
  2. Какие воспоминания детства отразились в ранних стихах поэта?
  3. Какой личностью предстает Н. А. Заболоцкий благодаря рассказам А. Македонова, современников поэта, самого Заболоцкого?
  4. Чем интересны стихотворения Н. А. Заболоцкого о родной природе? В чем их своеобразие?
  5. Прочитайте стихотворения Н. А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание». Какие из них понравились Вам больше других? Выучите наизусть два или три стихотворения и подготовьте их к выразительному чтению.
  6. Как Вы объясните мысль поэта, заложенную в названии стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» и в самом тексте стихотворения? В чем видит поэт примирение в «мире противоречий»?
  7. Красота каких человеческих лиц особенно близка поэту? Вспомните высказывание Н. А. Заболоцкого: «Слова должны обнимать и ласкать друг друга... перекликаться друг с другом...» Есть ли такая перекличка в стихотворении «О красоте человеческих лиц»? Прочитайте и подчеркните это при чтении. В чем смысл стихотворения?
  8. Какая мелодия сопровождает поэтические строки стихотворения «Можжевеловый куст»? Как говорит поэт об ушедшей любви?
  9. Заболоцкий справедливо заметил, что человек считает обыденным окружающий его мир, а поэту удается снять «пленку» с глаз и удивить людей тем, что увидел он сам и сумел это передать в стихотворениях. Перечитайте стихотворения, найдите примеры, когда Вас удивило открытие поэта там, где Вам виделось привычное и очевидное. Благодаря каким художественным средствам Заболоцкому удается воплотить многообразие и богатство мира? Что из увиденного поэтом позволяет ему утверждать: «Поистине мир и велик и чудесен!»?
  10. О каких временах рассказывается в стихотворении «Где-то в поле возле Магадана»? С помощью каких художественных приемов создается неизбывно грустная картина пути «двух несчастных русских стариков»?
  11. Как реализуется в стихотворениях поэта его утверждение: «Мысль - Образ - Музыка - вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт»? Приведите примеры.
  12. Вспомните стихотворения Горация, Державина, Пушкина о памятнике. Как перекликается с ними стихотворение Заболоцкого «Завещание»? На что надеется поэт?
  13. Что в воспоминаниях и высказываниях о Н. А. Заболоцком привлекло Ваше внимание? Какой представляется Вам личность Заболоцкого?
  14. Какие стихотворения Н. А. Заболоцкого показались Вам особенно значительными и современными? В чем их суть?

Обогощайте свою речь

  1. Как Вы понимаете строки?

        Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

        Я не ищу гармонии в природе.

        Как своенравен мир ее дремучий!

        И сладко мне стремиться из потемок, Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок, Доделал то, что я не довершил.

  2. Подготовьте собственный рассказ о поэте, включив в него воспоминания писателей, литературоведов и отрывки из стихотворений поэта. Познакомьтесь с книгами: Македонов А. В. Николай Заболоцкий; Заболоцкий Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. Воспоминания о Н. Заболоцком (сост. Е. В. Заболоцкая, А. В. Македонов, Н. Н. Заболоцкий).

Несчастные удачники, аристократ Попов-Попов, переплывание реки с поднятыми руками и другие мысли великого обэриута, записанные Леонидом Липавским

С сыном Никитой у телевизора. Фотография Натальи Заболоцкой. Февраль 1955 года

О том, что больше всего интересует

«Архитектура; правила для больших сооружений. Символика; изображение мыслей в виде условного расположения предметов и частей их. Практика религий по перечисленным вещам. Стихи. Разные простые явления — драка, обед, танцы. Мясо и тесто. Водка и пиво. Народная астрономия. Народные числа. Сон. Положения и фигуры революции. Северные народности. Уничтожение французиков. Музыка, ее архитектура, фуги. Строение картин природы. Домашние животные. Звери и насекомые. Птицы. Доброта-Красота-Истина. Фигуры и положения при военных действиях. Смерть. Книга, как ее создать. Буквы, знаки, цифры. Кимвалы. Корабли».


О Евангелии

«Удивительная легенда о поклонении волхвов, — сказал Н. А., — высшая мудрость — поклонение младенцу. Почему об этом не написана поэма?»

«Чудеса Евангелия не интересны, но само оно кажется чудом. И как странна судьба его, на что обычно не обращают внимания: в нем всего одно предсказание, и оно, уже скоро выяснилось, не сбылось; последние слова действующего лица — слова отчаяния. Несмотря на это, оно распространилось».


Об опьянении

«Его можно сравнить с курением или чесанием; раздражение кожи, легких, стенок желудка. В этом удовольствие».


О плавании и полете

«Я переплыл реку с поднятыми руками!» (Он воздал похвалы плаванию: плывущий испытывает радость, недоступную другим. Он лежит над большой глубиной, тихо лежит на спине и не боится пропасти, парит над ней без опоры. Полет — то же плавание. Но не аппаратный. Планер — предвестие естественного полета, подобного искусству или полетам во сне, об этом и мечтали всегда.)


О поэзии

«Поэзия есть явление иератическое».

«Когда-то у поэзии было все. Потом одно за другим отнималось наукой, религией, прозой, чем угодно. Последний, уже ограниченный расцвет в поэзии, был при романтиках. В России поэзия жила один век — от Ломоносова до Пушкина. Быть может, сейчас, после большого перерыва, пришел новый поэтический век. Если и так, то сейчас только самое его начало. И от этого так трудно найти законы строения больших вещей».

ТАСС

О тяготении (разговор с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Тяготения нет, все вещи летят, и Земля мешает их полету, как экран на пути. Тяготение — прервавшееся движение, и то, что тяжелей, летит быстрее, нагоняет».

Д. X.: «Но ведь известно, что все вещи падают одинаково быстро. И потом, если Земля — препятствие на пути полета вещей, то непонятно, почему на другой стороне Земли, в Америке, вещи тоже летят к Земле, значит, в противоположном направлении, чем у нас».

(Н. А. сначала растерялся, но потом нашел ответ.)

Н. А.: «Те вещи, которые летят не по направлению к Земле, их и нет на Земле. Остались только подходящих направлений».

Д. X.: «Тогда, значит, если направление твоего полета такое, что здесь тебя прижимает к Земле, то, когда ты попадешь в Америку, ты начнешь скользить на брюхе по касательной к Земле и улетишь навсегда».

Н. А.: «Вселенная — это полый шар, лучи полета идут по радиусам внутрь, к Земле. Поэтому никто и не отрывается от Земли».

Он пробовал еще объяснить свой взгляд на тяготение на примере двух караваев хлеба, одного 10 1/2, другого 11 1/2 фунтов, которые кладут на весы. Но не смог. И скоро прекратил разговор.


О звездах

«Конечно, звезды нельзя сравнивать с машинами, это так же нелепо, как считать радиоактивное вещество машиной. Но посмотрите на один интересный чертеж в книге — распределение шаровых скоплений звезд в плоскости Млечного Пути. Не правда ли, эти точки слагаются в человеческую фигуру? И Солнце не в центре ее, а на половом органе, Земля точно семя вселенной Млечного Пути».


О фамилии

Н. А. (входя) : «Я меняю фамилию на Попов-Попов. Фамилия двойная, несомненно аристократическая».


О работе для Якова Друскина

«Я бы предложил вам, если вы на меня не обидитесь, стать трубочистом. Это замечательная профессия. Трубочисты сидят на крышах, под ними разнообразные ячейки жактовских массивов, а над ними пестрое, как персидский ковер, небо. Да, объединение таких людей — я подразумеваю альянс трубочистов — могло бы изменить мир. Итак, становитесь, Я. С., трубочистом».


О папе

«Я заключил договор на переделку „Гаргантюа и Пантагрюэля“. Это, пожалуй, даже приятная работа. К тому же я чувствую сродство с Рабле. Он, например, хотя и был неверующим, а целовал при случае руку папе. И я тоже, когда нужно, целую ручку некоему папе».


О немцах

Н. А. (возмущенно) : «Немцы! У них вообще сплошное безобразие. Там, например, Тельман сидит уже который месяц в тюрьме. Можно ли это представить у нас?.. А деревья живут очень долго. Баобаб — шесть тысяч лет. Говорят, есть даже такие деревья, которые помнят времена, когда на Земле не было еще деревьев».


О заплатах

Н. А. (взглянув себе на ноги и заметив на коленях заплаты) : «Когда буду богатым, заменю эти заплаты бархатными; а посередке еще карбункулы нашью».


Об Андрее Белом


О внешности (в диалоге с Даниилом Хармсом)

Н. А.: «Некоторые находят, что у меня профиль и фас очень различны. Фасом я будто русский, а профилем будто немец».

Д. X.: «Что ты! У тебя профиль и фас так похожи, что их нетрудно спутать».

Н. А.: «Чистые типы — это основа; помеси, даже конституций, это дурное человечество».


Об искусстве

«Я тут познакомился с одним человеком, и он мне даже нравился, пока я не узнал, что его любимая картина — „Какой простор!“. В этой картине — весь провинциализм, неопрятность и бездарность старого русского студенчества с его никчемной жизнью и никчемными песнями. А как оно было самодовольно! Осиновый кол ему в могилу...»


C женой Екатериной Васильевной. Фотография Натальи Заболоцкой. 1954 год Из книги Никиты Заболоцкого «Жизнь Н. А. Заболоцкого», 1998 год

О счастье

«Знаете, мне кажется, что все люди, неудачники и даже удачники, в глубине души чувствуют себя все-таки несчастными. Все знают, жизнь — что-то особенное, один раз и больше не повторится; и потому она должна бы быть изумительной. А на самом деле этого нет».


О снах о смерти

«Мне кажется, я видел даже больше, момент, когда будто уже умер и расте-каешься в воздухе. И это тоже легко и приятно... Вообще во сне удивительная чистота и свежесть чувств. Самая острая грусть и самая сильная влюбленность переживаются во сне».


О снах

«Когда среди ночи проснешься под впечатлением сна, кажется, его невозможно забыть. А утром невозможно вспомнить. Но сам тон сна настолько отличается от жизни, что те вещи, которые во сне гениальны, кажутся увядшими и ненуж-ными потом, как морские животные, вытащенные из воды. Поэтому я не верю, что можно во сне писать стихи, музыку и т. п., чтобы потом пригодилось».


О здоровье

«Верно, и зубная боль чем-то ценна. Ваши йоги самодовольны; это противное занятие — прислушиваться к своим кишкам».


О том, что помогает искусству

«Были бы лишь подходящие условия для писания. Д. X., например, нужен театр; Н. М. свой журнал; мне две комнаты, а я живу в одной».

Затем Н. А. играл, как всегда, в триктрак и напевал несложную песенку: «Один адъютант имел аксельбант, а другой адъютант не имел аксельбант». 

Тема: Н.А. Заболоцкий. Лирика. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти.

Цель: познакомить учащихся с творчеством Н.А.Заболоцкого, научить вдумчивому чтению поэтических текстов, привить навыки анализа, интерпретации и осмысливания стихотворных произведений, повторить и закрепить умения находить изобразительно-выразительные и стилистические средства, раскрыть философское толкование поэтом взаимоотношений природы и человека, обучение восприятию красоты, гармонии звучания поэтического произведения Заболоцкого, вызвать эмоциональный отклик на стихи замечательного поэта.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил – томление пустое

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя.

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Н.Заболоцкий

Ход урока

1.Организационный момент

2. Вступительное слово

«Блок чёрного мрамора венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое существо, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное создание, не утратившее и в последний миг своего "дивного величья"».

Сегодня мы поговорим о творчестве поэта, который долгое время оставался недопонятым и недолюбленным – это

Николай Алексеевич Заболоцкий ( 07.05.1903 – 14.10.1958)

Цитата: “ На протяжении всей жизни Н. Заболоцкий пользовался авторитетом человека рассудительного и предельно рационального, в 50-е годы, в зрелом возрасте, он имел внешность чиновника средней руки, непроницаемого и высокомерного для малознакомых людей. Но созданные им произведения свидетельствуют о том, каким тонкочувствующим и отзывчивым сердцем он обладал, как умел любить и как страдал, каким требовательным был к себе и какие величайшие бури страстей и мыслей находили утешение в его способности творить прекрасное – мир поэзии”, - пишет А.Ф. Авдеева(43,156).

Его практически никто не принимал за поэта, даже знакомые говорили, что он больше похож на бухгалтера, причем главного или даже на ревизора.

Н.Заболоцкий был абсолютно уверен, что человек только тогда станет личностью, когда он будет без устали бороться с самим собой, со своими слабостями и пороками. Эпиграфом к урокам по лирике Н. Заболоцкого могут стать слова из стихотворения опубликованного в "Новом мире" (1958, №12) почти сразу же после смерти поэта:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил... "На закате", ("Новый мир" (1958, № 12)

    Какой же мир творил в своей душе Н. Заболоцкий?

    Какой его "образ мирозданья"?

Поэт был убежден, что самая большая ценность для человека в том, что он человек. Это давало ему силы жить. В статье Заболоцкого "Почему я не пессимист" читаем: "То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором, - на самом деле не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты - человек! Вот почему я не пессимист".

(1. Запись на схеме: Я - Человек).

Почему Заболоцкий считает, что нельзя изменять себе самому? Как вы это понимаете? (Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственным ценностям).

(2. Запись на схеме: Верность себе самому).

Изменил ли Заболоцкий себе? Об этом мы узнаем, познакомившись с его жизнью, с этапами его творческой биографии.

Детство поэта прошло в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии, отец мальчика работал там ученым агрономом. Здесь родились первые впечатления от общения с природой.

Учеба в уржумской гимназии, в Московском университете (1920 г.) и в Петроградском педагогическом институте им. А. Герцена (1921 г.)

Создание литературной группы ОБЕРИУ. Особенности обериутской поэзии: поиски нового поэтического языка, очеловечивание природы, неприятие бездуховного буржуазного мира. Можно прочитать фрагменты из стихотворения "Вечерний бар", в котором выявляются позиции эстетики обериутов - "поэт голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя". Итог обериутского периода творчества - сборник "Столбцы" (1929 г.)

Для выявления характерных особенностей обериутской лирики можно проанализировать стихотворение "Движение" (1926 г.):

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

    В чем разница в изображении явлений в первой и во второй строфах?

    Охарактеризуйте главные образы стихотворения?

    Какие предметные реалии подчеркивают, что извозчик неподвижен, статичен?

    Какие детали показывают, что конь динамичен, подвижен? В чем аллегорический смысл этого образа?

Почему в первой строфе есть рифма, а во второй нет? Что это дает для понимания текста?

(3. Запись на схеме: Неприятие мещанского мира)

В 30-е годы в лирике Н. Заболоцкого зарождается его любимая тема, тема природы. Он относится к ней с благоговением, верит в ее великую мощь, убежден, что человек - часть природы, сын ее, а не хозяин. Поэтому и не должен действовать на нее силой. В его лирике появляются натурфилософские стихи (можно прочитать стихотворение "Метаморфозы" или "Вчера, о смерти размышляя..."), где поэт рассуждает о жизни, о взаимоотношениях человека и природы, о смерти и бессмертии. Он верит, что природа величественна и сильна, но необузданна и порой несправедлива, а человек - ум и мысль ее. В годы коллективизации Заболоцкий пишет стихи и поэмы, где утверждает, что животные и растения по-своему могут "мыслить" и, как и люди, должны быть освобождены, раскрепощены, и подтверждает свои убеждения цитатой из Велемира Хлебникова:

Я вижу конские свободы

И равноправие коров...

За это он подвержен нападкам критиков, которые обвиняли его чуть ли не в подрыве коллективизации. В 1937 году вышел из печати его новый сборник стихов "Вторая книга", где торжествует поэзия мысли.

(4. Запись на схеме: Природа. Человек - ум и мысль ее)

В 1938 году по ложному обвинению Н. Заболоцкий был репрессирован. Были арестованы и его друзья. В тюрьме его подвергали бесконечным и унизительным допросам и пытались сломать его духовно. Приговор - 5 лет исправительных работ. С 1938 по 1944 год - лагеря: Дальний Восток, Магадан, Алтай, Казахстан, лесоповал, строительство железных дорог, взрывные работы. Только деятельность в качестве чертежника в конструкторском бюро, куда он чудом попал, спасла ему жизнь. В годы тюрем и ссылки он написал всего 2 стихотворения о природе: "Соловей" и "Лесное озеро". В послевоенное время, когда закончился период лагерей, он как бы заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости жизни, счастья свободного поэтического творчества. Таково стихотворение "Гроза" (1946 г.).

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

    О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

    Каков аллегорический смысл грозы?

    Найдите художественные образы, интегрирующие человека и природу? Какова их художественная роль и как вы понимаете эти метафорические выражения?

    Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей?

    Сколько глаголов в первой строфе? А во второй? Какой смысл при этом проявляется?

    Какой мифологический образ появляется во второй части текста? Что он символизирует?

    Каков цвет первой части? А второй? Что это дает для понимания текста?

    Выявите пространственные отношения в стихотворении. Определите направление движения в пространстве в первой и во второй части. Каково оно в последнем стихе?

    Почему в стихотворении такая длинная строка? Что это дает? Почему двенадцатый стих короче всех остальных?

    Какие еще ритмические, фонологические, лексические, синтаксические особенности текста вы заметили?

    Что дает подобный анализ для понимания поэтического смысла стихотворения?

(5. Запись на схеме Творчество. Слово - высшая сила природы.)

Но радость поэта преждевременна. Он бывший "враг народа". Его стихи не печатают. Он живет переводами. Среди его многочисленных переводов "Слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, стихи грузинских, украинских, сербских, венгерских, немецких, итальянских поэтов. Пишет автобиографическую прозу "Ранние годы". В альманахе "День поэзии" за 1956 год было напечатано всего одно стихотворение Н. Заболоцкого "Прощание с друзьями":

    Какое настроение вызывает это стихотворение?

    К какому жанру его можно отнести?

    Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей? Какой поэтический смысл приобретает его кольцевая композиция?

    Каким изображается загробный мир? Почему он миниатюрен, раздроблен, разъят? Гармоничен ли он?

    Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что символизируют у Заболоцкого понятия "верх" и "низ"?

    Какой смысл приобретают в стихотворении его лексические и синтаксические особенности?

    Почему в загробном мире нужно забыть человеческий язык?

    Почему лирический герой считает, что "ему еще не место в тех краях"?

    О чем это стихотворение?

Автор уверен, что хаос небытия преодолевается человеческой памятью. Смерть - это распад на мельчайшие частицы вещества, на его атомы, когда материя становится элементарной, теряет структуру. А признак живого организма - это слово, язык. Заболоцкий убежден, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые потом могут соединиться в новом организме, и человек в своем новом рождении может стать цветком, деревом, солнечным светом, водой в реке. Можно прочитать и обсудить стихотворение "Завещание" (1948), которое сейчас предлагается для изучения в 9 классе. Оно подтверждает философские убеждения поэта о человеческом бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему...

(6. Запись на схеме Дружба. Хаос небытия преодолевается человеческой памятью.)

Но, несмотря на смерть близких, поэт всегда был предельно внимателен к людям, он любит людей с большими и ясными душами, он ценит их за внутреннюю, душевную красоту. Об этом он рассуждает в стихотворениях "Слепой", "Старая актриса", "Смерть врача", "Некрасивая девочка", "О красоте человеческих лиц".

(7. Запись на схеме Люди. Это те, кто не утерял "души естественной своей").

В последние годы жизни Заболоцкий много болел, подолгу жил в Тарусе на Оке. В 1957 году он пишет стихотворение "Гроза идет", где в аллегорической форме итожит прожитую жизнь. В стихах этих лет с особой пронзительностью зазвучала тема последней любви. Вершиной лирического цикла "Последняя любовь" стало стихотворение "Можжевеловый куст". (Можно предложить учащимся попытаться самим составить вопросы для обсуждения этого стихотворения или предложить задания, составленные учителем:

    Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

    Сколько частей в этом стихотворении? Какая из них самая динамичная? Самая неподвижная? Какой смысл при этом выявляется?

    Какие краски, звуки, запахи вы заметили? Какие образы создаются с их помощью?

    Проанализируйте глагольную лексику. Какой смысл подчеркивается отсутствием глаголов в третьей строфе?

    Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что это дает для его понимания?

(8. Запись на схеме Любовь. "И любовь, и песни до конца").

Самобытность поэта отличала его от единомышленников – обэриутов.

Первая книга его стихотворений “Столбцы ” получила одобрительные отзывы.

В 30-е годы, после опубликования поэмы “Творчество земледелия ”, Н. Заболоцкий по сфабрикованному обвинению был причислен к врагам народа и арестован . Его творчество предали забвению. Но лишения и тяготы не сломили поэта, и поэт после освобождения (это было послевоенное время) возвращается к поэзии, занимается переводами. После опубликования “Слова о полку Игореве” в печати не появляется ни одного слова о труде поэта. Ругать мешали явные достоинства перевода, а хвалить не решались. Так и был Н.А. Заболоцкий долгие годы полупризнанным поэтом.

По-настоящему Заболоцкий пришел к читателю только в 1980-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихотворения. Как правило, издания сопровождались портретом автора, вступительными статьями. Появились первые работы литературоведов, посвященные творчеству Заболоцкого.

В стихотворениях 1940–50-х почти невозможно угадать интонации прежнего, молодого Заболоцкого, который будто сознательно запутывал читателя, не позволял разобраться в сюжете, нагромождая одну на другую тяжелые глыбы малопонятных слов. Теперь его тексты стали, напротив, образцом ясности. Подробны и точны, как великолепные фотографии, его пейзажи, понятны и последовательны рассуждения.

«Журавли» - чтение, анализ и заполнение таблицы

Картинный план

Движение чувств

Художественные средства

1-2 строфы. “Вёл вожак свой... народ”

Радость возвращения, восхищение красотой птиц.

Эпитет “отеческой ”, метафора “утопая в небе ”, эпитет “серебряные ”, крылья - светлые, как серебро, прочные, как металл.

3. “Чёрное зияющее дуло...”

Тревога, страх, напряжение.

Антитеза: озеро, прозрачное насквозь - чёрное зияющее дуло; роль эпитета. Зиять - быть раскрытым, обнаруживая глубину, провал. Предложить угадать слово из примера толкового словаря: зияющая... (бездна).

4. “Луч огня ударил...”

Гнев, боль, отчаяние.

Метафора “луч огня”. Почему не использовано слово “выстрел”? “Обрушилось”. В чём особенность этого глагола?

5. “Журавли рванулись...”

Испуг, горе.

Метафора и сравнение, звукопись: Два крыла, как два огромных горя... обняли холодную волну (о-о-о-у).

6. “Им природа снова возвратила...” (это уже не картина).

Стойкость, мужество, гордость.

Метафора (“природа возвратила”, “смерть унесла”)

7-8 “Вожак... погружался...”

Печаль, гордость.

Звукопись:

А заря над ним образовала

Золотого зарево пятно.

«Некрасивая девочка» «Признание» «Лебедь в зоопарке» «О красоте человеческих лиц»

Стихотворение «Гроза идёт».

«Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность…» (Н.Заболоцкий.)

Поэт всё усерднее присматривается к людям. Вот, например, в стихотворении «О красоте человеческих лиц» перед нами целая галерея портретов. В другом произведении – «Некрасивая девочка» - поэт утверждает своё понимание истинной, духовной красоты. (Чтение наизусть и самостоятельный анализ учащимися)

Стихи Н.Заболоцкого очень лиричны и музыкальны, и некоторые из них стали песнями, как, например, «Признание». (Слушание романса «Признание» - «Очарована, околдована…»)

На исходе 50-х годов Н.Заболоцкий находится в расцвете творческих сил. Писатель Слуцкий вспоминает о последних месяцах жизни поэта: «Однажды он сказал мне, что находится в состоянии особого подъёма, когда всё начатое завершается и когда новые большие замыслы обступают со всех сторон». И, словно раскрывая секрет этого поразительного творческого подъёма, Н.Заболоцкий написал стихотворение, появившееся в печати вскоре после его смерти и прозвучавшее исповедью и завещанием художника – «Не позволяй душе лениться». (Чтение наизусть)

Стихотворение «Гроза идёт»

Гроза – одно из самых впечатляющих природных явлений. Она давно интересует многих поэтов и художников. К этой теме обращались художники, о ней писали и поэты: Тютчев, Фет, Некрасов. У Заболоцкого тоже есть стихи об этом грозном явлении: «Гроза», «Засуха». А одно из них называется «Гроза идёт». Читаем его:

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, её увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он – кедр у нашего балкона.

Надвое громами расщеплён,

Он стоит, и мёртвая корона

Подпирает тёмный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины

Пролегает рана от огня,

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звёздами меня.

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнём сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе всё тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Какие чувства вы испытывали, когда читали и слушали это стихотворение?

Самые разноречивые: печаль, горечь, тревога, страх, жалость – в начале. А в конце – надежду, гордость, восхищение.

Почему стихотворение называется «Гроза идёт»?

Во-первых, у него уже есть стихотворение «Гроза». Во-вторых, видимо, для поэта важно само действие, а не просто описание.

Какова тема стихотворения?

Описание грозы и состояния человека.

Какие образы мы выделяем в произведении?

Гроза, кедр и «я» - лирический герой.

К этому уроку вы нарисовали рисунки к стихотворению. Расскажите, что именно вы изобразили и какие чувства вы испытывали, когда рисовали их.

В стихотворении я вижу два мира: мир земной и мир небесный. Что мы отнесём к небесному миру?
Небо, тучу, молнии..

Каков этот мир? (Записываем)

Суров: «нахмуренная туча», «огромна и тягуча», «молниями била», «каменный гром».

Что или кто соединяет небесный мир и мир земной?

Кедр – дерево, держащееся корнями за землю и упирающееся «короной» в небо.

Каков кедр? Выпишем словосочетания:

«Надвое громами расщеплен», «Он стоит, и мёртвая корона подпирает тёмный небосклон» и т.д.

За что он наказан? За то, что посмел подняться так высоко, что хотел, быть
может, достигнуть неба.. Хоть на нём «корона» (теперь уже «мёртвая»), а иглы сравниваются со звёздами, но он принадлежит земле, как и человек.

А человек – это земной мир. Как описан человек? Какие чувства он испытывает? (Записываем словосочетания)

Он тоже боится грозы. «Замедлял я робкие шаги». Ему кажется, что туча преследует его «с фонарём в приподнятой руке», ловит его, бьёт «сломанными молниями».

За что он терпит? За что он наказан? За то, что и он, как кедр, «ворвался в высоту», и он захотел познать недосягаемое, возвыситься, подняться до неба.

Как его встречало там небо? «…его лишь молнии встречали и огнём сжигали на лету».

Каким вышел из этого испытания человек, в отличие от «дерева печали»?

В отличие от «дерева печали», человек не умер, и в его душе не погасло это стремление подняться в высь небесную, и его Любовь не исчезла, и песни он собирается петь до конца!

Так и человек: как бы ни были удары судьбы, как бы внешне ни казалось, что он сломлен, уничтожен, но душу его, сердце его не спалить молнией, не запугать громами.

Вот и узнали мы, какова основная мысль стихотворения. Как можно связать данное произведение с биографией поэта? Когда оно могло быть написано?
После лагерей. Ничто не сломило Н.Заболоцкого, он по-прежнему готов к борьбе с ударами судьбы.
- Поговорим о языке и строфике стихотворения. Как красив и звучен, как метафоричен и выразителен его язык! Какие изобразительно-выразительные средства использует Заболоцкий при описании, например, тучи, кедра?
Олицетворения : туча «нахмуренная», «с фонарём в приподнятой руке»…
Метафоры : «дерево печали», «живое сердце древесины»…
Эпитеты : «огромна и тягуча» (туча), «каменный» (гром)…

Какие стилистические средства использует автор?

Анафору : «Сколько раз…» - мы чувствуем, как растёт ужас у героя перед страшной грозой.

Антитезу: «белый блеск» - «тёмный небосклон», «живое – « умер», «иглы почерневшие» - «осыпают звёздами».

Философские раздумья переданы и через ритм стихотворения. Запишем первую строчку:

Движется нахмуренная туча…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Определим размер.
Хорей с пиррихиями.

В первой строфе в каждой строке только три ударных слога – 3 ударные стопы, 2 – безударные. Запишем 1-ую строчку второй строфы:

Сколько раз она меня ловила…

(_ _) (_ _) (_ _) (_ _) (_ _)

Поэт недаром выбрал чередование частоударных и редкоударных стоп. В первой строфе – движение замедленное, во второй – ускоренное. Как сердцебиение человека – то быстрое, то медленное. Об этом, кстати, говорит и чередование мужской и женской рифмы:

Движется нахмуренная туча, (женская)

Обложив полнеба вдалеке. (мужская)

Это придаёт стихотворению торжественность. Она выражена и через риторические обращения и знаки препинания. Мы можем сказать, что стихотворение Заболоцкого философично и торжественно.

Выводы: Какие бы катаклизмы ни происходили в жизни, настоящий человек найдёт в себе силы противостоять им. Человек не должен терять уверенности в завтрашнем дне, должен верить в себя, в свой талант. Он должен сохранить «в душе всё тот же лютый голод, и любовь, и песни до конца!»

Заболоцкий – один из немногих поэтов, слова которого не расходились с делом. И он прав, говоря: «Надо покорять жизнь! Надо бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется – его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность». Возьмите и вы эти слова, сделайте девизом своей будущей жизни, своим жизненным кредо.

Этапы жизни и творчества.

1.Ранние детские годы. Казань. 1903 – 1910 .

2.Сернурская начальная школа, Уржумский уезд. 1910 – 1914 .

3.Уржумское реальное училище. 1914 – 1921 .

4.Петроградский Педагогический институт имени Герцена. 1921 – 1925 .

5.1927 год. «Объединение реального искусства» (Обэриу).

6.1929 год. Сборник стихотворений «Столбцы».

7.Арест и лагерь. 1938 – 1946 .

8.Творческий подъём в 1946 – 1948 годы.

9.Трудный период в жизни. 1949 - 1952 .

10.Расцвет творческих сил. 1953 – 1958 .

Доклад ученика «Биография Н.Заболоцкого»

Родился 24 апреля (7 мая н.с.) под Казанью в семье агронома. Детские годы прошли в селе Сернур Вятской губернии, недалеко от города Уржума. По окончании реального училища в Уржуме в 1920 едет в Москву продолжать образование.

Поступает в Московский университет сразу на два факультета - филологический и медицинский. Литературная и театральная жизнь Москвы захватила Заболоцкого: выступления Маяковского, Есенина, футуристов, имажинистов. Начав писать стихи еще в школе, теперь увлекся подражанием то Блоку, то Есенину.

В 1921 переехал в Ленинград и поступил в Педагогический институт им. Герцена, включился в занятия литературного кружка, но еще "собственного голоса не находил". В 1925 окончил институт.

В эти годы он сближается с группой молодых поэтов, называвших себя "обэриутами" ("Объединение реального искусства"). Их редко и мало печатали, но они часто выступали с чтением своих стихов. Участие в этой группе помогло поэту найти свой путь. В 1926 - 1927 служил в армии. По окончании службы получил место в отделе детской книги ОГИЗа, активно сотрудничал в детской литературе, в журналах для детей "Еж" и "Чиж". Выходят его детские книжки в стихах и прозе "Змеиное молоко", "Резиновые головы" и др. В 1929 вышел сборник стихов "Столбцы", в 1937 - "Вторая книга".

В 1938 был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. В 1946 вернулся в Москву. В 1930 - 40-е написаны: "Метаморфозы", "Лесное озеро", "Утро", "Я не ищу гармонии в природе" и др.

Последнее десятилетие много работал над переводами грузинских поэтов-классиков и современников, посещал Грузию.

В 1950-е такие стихи Заболоцкого, как "Некрасивая девочка", "Старая актриса", "Противостояние Марса" и др., сделали его имя известным широкому читателю. Последние два года жизни он провел в Тарусе на Оке. Тяжело болел, перенес инфаркт. Здесь были написаны многие лирические стихотворения, поэма "Рубрук в Монголии". В 1957 он побывал в Италии.

Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н.А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры. Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую.

В стихотворении «Читая стихи» перед нами предстает и поэт-мастер, и читатель одновременно. Н.А. Заболоцкий обладает уникальной

Способностью становиться на место другого: ребенка, старой актрисы, слепого. Он мастер перевоплощения, и везде искренен и убедителен «стих, почти не похожий на стих…».

«Любопытно, забавно и тонко» начинает Н.А. Заболоцкий раскрывать тему творчества. Это как бы прелюдия к разговору о большом и важном, и постепенно перед нами возникает портрет настоящего мастера, который понимает «бормотанье сверчка и ребенка», может воплотить в слове «мечты человечьи» и

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

Его герой помогает понять назначение настоящего, подлинного искусства. Н.А. Заболоцкий

Четко разделяет истинную поэзию и «бессмыслицу скомканной речи». Признавая за последней «изощренность известную», автор задает риторические вопросы:

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Ответы ясны, и все же поэт следующей строфой еще раз подчеркивает, что «поэзия ставит преграды…», она предназначена

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Очень важна мысль о значимости русского слова, ибо оно «живая основа» творчества. Поэт обращает внимание на ответственность человека за сказанное и написанное, особенно это необходимо тем, кто сделал слово своей профессией. Ценно, когда оно становится не просто материалом, а настоящей поэзией. В последней строфе возвеличен

Полный разума русский язык.

Постигнуть же «разум языка» способен лишь человек, который «жизнью живет настоящей».

Слово «настоящий» мне кажется главным в этом стихотворении, хотя оно звучит всего один раз. Зато его заменяют контекстуальные синонимы: совершенство, «живая основа». Поэзия – это тоже настоящее, если отражает «мечты человечьи», а не является забавой.

Большое значение в этом стихотворении имеют метафоры, создающие образы живой природы («бормотанье сверчка и ребенка»), творческого процесса («бессмыслица речи», «разум языка»). Благодаря олицетворениям в произведении поэзия оживает: «ставит преграды нашим выдумкам», распознает истинных ценителей и надевающих «колпак колдуна».

Довольно интересен синтаксический строй стихотворения. Наличие риторических вопросов, а также восклицательного слова-предложения говорит об изменении в нем эмоционального фона: от спокойного повествования к размышлению и, наконец, чувственному взрыву. Интересно, что, являясь отрицанием, «нет» в данном случае утверждает мысль, прозвучавшую в риторических вопросах.

Н.А. Заболоцкий не экспериментирует с формой: классический катрен с чередующимся способом рифмовки, трехсложный анапест – все это делает стихотворение легким для чтения и восприятия.

Тема творчества не нова в литературе: и великий А.С. Пушкин, и противоречивый В.В. Маяковский затрагивали ее не раз. Н.А. Заболоцкий не исключение, он придал этой теме новое звучание, внеся исключительные, свойственные только ему мотивы. Поэт соединил классику и современность, недаром стихотворение, написанное в 1948 году, отчасти созвучно с лирической миниатюрой «Русский язык» И.С. Тургенева, созданной в конце девятнадцатого века. Чувство гордости возникает после прочтения подобных произведений.

7 мая этого года исполняется 100 лет со дня рождения Н.А. Заболоцкого. Его стихи и особенно поэмы порой трудны для восприятия. Но в дни экологических катастроф, душевного разброда, потери нравственных ориентиров, наверное, нет в русской поэзии автора, более необходимого нам, чем Заболоцкий, с его чувством природы, учительским пафосом, стремлением к глобальному осмыслению мира.

Н.ЗАБОЛОЦКИЙ

Мысль – Образ – Музыка

Сердце поэзии – в ее содержательности. Содержательность стихов зависит от того, что автор имеет за душой, от его поэтического мироощущения и мировоззрения. Будучи художником, поэт обязан снимать с вещей и явлений их привычные обыденные маски, показывать девственность мира, его значение, полное тайн. Привычные сочетания слов, механические формулы поэзии, риторика и менторство оказывают плохую услугу поэзии. Тот, кто видит вещи и явления в их живом образе, найдет живые необыденные сочетания слов.

Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта. Каждое отдельно взятое слово не является словом художественным. Слово получает свой художественный облик лишь в известном сочетании с другими словами. Каковы же эти сочетания?

Это прежде всего – сочетания смыслов. Смыслы слов образуют браки и свадьбы. Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образ. Сочетаниями образов управляет поэтическая мысль.

Подобно тому как в микроскопическом тельце хромосомы предначертан характер будущего организма, – первичные сочетания смыслов определяют собой общий вид и смысл художественного произведения. Каким же путем идет поэт – от частного к общему или от общего к частному? Думаю, что ни один из этих путей не годится, ибо голая рассудочность не способна на поэтические подвиги. Ни аналитический, ни синтетический пути в отдельности для поэта непригодны. Поэт работает всем своим существом, бессознательно сочетая в себе оба этих метода.

Но смысл слова – еще не все слово. Слово имеет звучание. Звучание есть второе неотъемлемое свойство слова. Звучание каждого отдельно взятого слова не имеет художественного значения. Художественное звучание возникает также лишь в сочетаниях слов. Сочетания трудно произносимые, где слова трутся друг о друга, мешают друг другу, толкаются и наступают на ноги, – мало пригодны для поэзии. Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать, они должны перекликаться друг с другом, словно влюбленные в лесу, подмигивать друг другу, подавать тайные знаки, назначать свидания и дуэли. Не знаю, можно ли научиться такому сочетанию слов. Обычно у поэта они получаются сами собою, и частично поэт начинает замечать их лишь после того, как стихотворение написано.

Поэт работает всем своим существом одновременно: разумом, сердцем, душою, мускулами. Он работает всем организмом, и чем согласованней будет эта работа, тем выше будет ее качество. Чтобы торжествовала мысль, он воплощает ее в образы. Чтобы работал язык, он извлекает из него всю его музыкальную мощь. Мысль – Образ – Музыка – вот идеальная тройственность, к которой стремится поэт.

ВЕСНА В ЛЕСУ

Каждый день на косогоре я
Пропадаю, милый друг.
Вешних дней лаборатория
Расположена вокруг.

В каждом маленьком растеньице,
Словно в колбочке живой,
Влага солнечная пенится
И кипит сама собой.

Эти колбочки исследовав,
Словно химик или врач,
В длинных перьях фиолетовых
По дороге ходит грач.

Он штудирует внимательно
По тетрадке свой урок
И больших червей питательных
Собирает детям впрок.

А в глуши лесов таинственных,
Нелюдимый, как дикарь,
Песню прадедов воинственных
Начинает петь глухарь.

Словно идолище древнее,
Обезумев от греха,
Он рокочет за деревнею
И колышет потроха.

А на кочках под осинами,
Солнца празднуя восход,
С причитаньями старинными
Водят зайцы хоровод.

Лапки к лапкам прижимаючи,
Вроде маленьких ребят,
Про свои обиды заячьи
Монотонно говорят.

И над песнями, над плясками
В эту пору каждый миг,
Населяя землю сказками,
Пламенеет солнца лик.

И, наверно, наклоняется
В наши древние леса,
И невольно улыбается
На лесные чудеса.

Просмотров