Религия бахаи. Бахаи религия Новая мировая религия вера бахаи

(М, 2000)

К новым религиозным культам, правда с некоторой оговоркой, можно отнести и веру Бахаи (Бахаизм) , история которой начинается со средины XIX в. в Ираке. Молодой иракский торговец по имени Сейд Али Мухаммад, известный под именем «Баб» (по арабски «Врата») 23 мая 1844 г. объявил о своей миссии Посланника Бога; его учение привлекло значительный общественный интерес. Исламские деятели, обеспокоенные распространением идей Баба, использовали свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. Баб был сослан в Иранский Азербайджан и заточен в бастион Мах-Ку и Чихрик. 9 июля 1850 г. в Табризе он был расстрелян. Однако смерть лишь придала уверенность его последователям в справедливости пророчества Учителя о том, что человечество неизбежно обретет «единство», что со временем появится «Обещанный», который объединит всех последователей и сам будет проявлением единственно истинного и живого Бога.

Современный бахаизм считает, что пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али (1817-1892), которого «посвященные» чаще зовут Баха-Аллахом (Баха-Улла). Он признается пророком, продолжающим ряд посланников Бога, в числе которых Будда, Христос и Мухаммед, и вместе с тем - «Обещанный у всех пророков». Своего старшего сына Аббаса Эффенди (1844-1921), впоследствии известного как Абдул-Баха («Слуга Баха»), Баха-Улла объявил своим преемником и толкователем учения. В 1910-1913 гг. Абдул-Баха совершил поездки в Египет, Европу, Северную Америку, где разъяснял учение веры Бахаи. Ко времени кончины Абдул-Баха вера Бахаи имела последователей в 35 странах.

Среди основных положений бахаизма: существование непознаваемого Бога-творца, равенство всех религий, единство человечества и равенство всех людей перед Богом, самостоятельный поиск истины каждым, гармония науки и религии, равенство прав мужчин и женщин, духовное разрешение экономических проблем, всеобщий мир, международный вспомогательный язык, отказ от расовых, национальных и политических предрассудков, нравственный образ жизни. Бахаи избегают употребления алкоголя и наркотиков, важное значение придают институту семьи, особо подчеркивают святость брака.

В бахаизме культовая практика сведена к минимуму. Предписано чтение 3 обязательных молитв. Общие богослужения, проводимые в каждый 19-й день, состоят из молитв, чтения текстов Священных Писаний бахаи и других мировых религий. Всякая работа, выполняемая в духе служения, также рассматривается как богослужение.

Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от пищи и питья от восхода солнца до заката. От поста освобождаются дети до 15 лет и пожилые люди после 70, больные, беременные и кормящие матери, путешественники и лица, выполняющие тяжелый физический труд. По достижении 15-летнего возраста человек может заявить о своей вере в ближайшем Местном Духовном Собрании, которое принимает его в качестве члена общины бахаи. Выйти из общины можно также, уведомив об этом Местное Духовное Собрание.

Храмы бахаистов именуются Домами Поклонения. Они имеют центральный купол и 9 арочных входов, символизирующих единство и разнообразие человеческого рода, Дома Поклонения создаются как духовные центры, включающие в себя различные вспомогательные учреждения научного, воспитательного и административного характера. Бахаи совершают паломничества на святую Землю, в Хайфу и Акку, где покоятся останки Баха-Уллы и Абдул-Бахи.

У бахаи нет духовенства. Координация деятельности каждой из местных общин обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины. Эти советы, предусмотренные в Писаниях Баха-Уллы, называются Домами Справедливости, или Местными Духовными Собраниями. Они избираются раз в год, несут ответственность за организацию всей деятельности общины и заботятся о благосостоянии ее членов. По последним данным, в мире имеется около 30 тысяч Местных Духовных Собраний. Общины финансируют свою работу из добровольных пожертвований своих членов.

Раз в девятнадцать дней вся община собирается для богослужения, совещаний по делам общины и углубления дружеских взаимоотношений. Благодаря учреждению этих Встреч Девятнадцатого Дня мнения и рекомендации каждого последователя веры Бахаи могут передаваться не только местному, но и Национальному Духовному Собранию - вплоть до Всемирного Центра веры Бахаи. Другие собрания местной общины бахаи проводятся во время десяти праздников года бахаи и двух годовщин, связанных с жизнью Абдул-Баха.

Национальные Духовные Собрания имеются в каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи. Они также избираются раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов. Национальное Духовное Собрание несет ответственность за управление делами общин бахаи и за организацию всей их деятельности в национальном масштабе. В настоящее время их число достигло 166.

Верховным органом Международной организации бахаи является Всемирный Дом Справедливости (находится в Хайфе, Израиль). Его состав избирается тайным голосованием действительных членов Национальных Духовных Собраний на 5 лет.

Всемирный Дом Справедливости каждый 5 лет назначает советников из числа выдающихся и преданных бахаи. В настоящее время их 81, 2 из них русские. Существуют пять Континентальных Коллегий Советников, которые подчиняются Всемирному Дому Справедливости. Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий, они непосредственно контактируют с Местными Духовными Собраниями и отдельными бахаи. Число членов Вспомогательных Коллегий достигает 702.

Мировое сообщество бахаи сотрудничает с ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНЕП и ВОЗ, отстаивая идеи создания всемирной федерации, введения общего вспомогательного языка, координации мировой экономики, всеобщей системы образования, единого кодекса прав человека, согласованного механизма коммуникаций в масштабах планеты, унифицированной системы денежных единиц, мер и весов. Бахаитская литература публикуется во всем мире на 700 языках.

В России вера Бахаи была известна еще в дореволюционный период. О ней знал И.С.Тургенев. Лев Толстой относился к ней благожелательно. В Ашхабаде в 1905 г. был построен первый в мире Дом Поклонения бахаи. Сейчас на территории СНГ действуют Российское и Грузинское национальное духовные собрания. В 1992 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс бахаи, одновременно с которым проводились спутниковые конференции в десяти крупнейших городах мира, в том числе и в Москве.

В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано.

ВЕРА БАХАИ

Вера Бахаи - независимая всемирная религия, вторая в мире по географической распространенности после Христианства (согласно данным Британской Энциклопедии).
Общины бахаи существуют в 188 странах и на 45 зависимых территориях. Они объединяют в себе представителей 2112 наций и народностей, выходцев из всех социальных слоев и культур. Священные писания Веры Бахаи переведены на 802 языка. В настоящее время мировая община бахаи насчитывает более 5 млн. последователей.

Основатель Веры Бахаи - Бахаулла (1817-1892). Чье имя в переводе с арабского означает "Слава Божия". Бахаулла объявил о Своей миссии в 1863 году. Его последователи - бахаи - считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей.

Главная тема учения Бахауллы - единство . Он учил, что Бог един, что все религии - выражение "неизменной веры в Бога, вечной в прошедшем, вечной в грядущем", что человечество - единый народ, который призван жить в мире и согласии. Бахаи выступают за сплочение наций во всемирное сообщество, в котором мир поддерживается на основе принципа коллективной безопасности.

Международное Сообщество Бахаи - название неправительственной организации, которая представляет всемирную общину бахаи при Организации Объединенных Наций. Оно зарегистрировано с консультативным статусом при Департаменте Информации, Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОК) и Детском Фонде (ЮНИСЕФ), а также имеет рабочие отношения с Программой ООН по здравоохранению (WHO), Программой по защите окружающей среды (ЮНЕП), с Фондом для развития женщин (ЮНИФЕМ) и др. Работа Международного Сообщества Бахаи сосредоточена на таких направлениях, как социально-экономическое развитие общества, права человека, повышение статуса женщин и нравственное образование.

Все финансовые средства, используемые для деятельности общин бахаи, образуются исключительно из добровольных пожертвований последователей этой религии. Никакая финансовая помощь со стороны не принимается.

В Вере Бахаи нет духовенства, поскольку в соответствии с учением Бахауллы каждый человек способен и обязан самостоятельно искать и воспринимать духовные истины. Управление всеми делами общины осуществляется через уникальную систему администрации, основными органами которой являются демократически избираемые советы. В настоящее время в мире действует более 13 тысяч административных органов бахаи на местном уровне и 181 - на национальном. Руководство на мировом уровне осуществляет Всемирный Дом Справедливости.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕНИЯ ВЕРЫ БАХАИ

Бог един для последователей всех религий и для всего человечества. Все Богооткровенные религии едины в своей основе.

"Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел". (Бахаулла)

Человечество едино в своем многообразии . Любые разделяющие людей предрассудки, будь то расовые, национальные, классовые, политические или религиозные, должны кануть в прошлое.

"Вы - плоды с одного древа и листва с одной ветви. Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и товариществом. Дневное Светило истины есть Мой свидетель! Свет единства столь могуществен, что может осиять всю землю". (Бахаулла)

Мужчины и женщины должны иметь равные права и возможности . Они подобны двум крылам птицы. Пока у одного из крыльев нет возможности проявить все свои возможности, птица человечества не взлетит в полную силу.

"Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца". (Абдул-Баха)

Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой.
"Между истинной религией и наукой нет противоречий. Если религия противопоставляется науке, то она становится лишь предрассудком, ибо противоположность знанию есть невежество... Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма". (Абдул-Баха)

Истинная религия являет собой источник любви и дружбы . Она призвана объединять людей, а не сеять вражду между ними.
"В сей День сущность Веры в Бога и Его религии - дабы различные общины земли и многочисленные вероучения никоим образом не порождали среди людей ни малейшего чувства вражды... Религиозный фанатизм и ненависть суть огонь, пожирающий мир, ярость его неукротима... Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между людьми. Не позволяйте, чтобы он превратился в источник раздора и распри, ненависти и зависти". (Бахаулла)

Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения.
"Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству". (Абдул-Баха)

У всех людей должна быть возможность получить полноценное образование и воспитание.
"Взирай на человека как на рудник, полный бесценных самоцветов. Только образование и воспитание могут извлечь сии сокровища и помочь человечеству обратить их себе на пользу". (Бахаулла)

Миру нужен международный вспомогательный язык .
"Существование универсального языка облегчило бы взаимоотношение всех наций; тогда человеку было бы достаточно знать всего два языка - родной и международный". (Абдул-Баха)
Необходимо создание всемирной федерации народов для достижения всеобщего мира и согласия на планете.
"Благополучие рода людского, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство". (Бахаулла)

Еще одним символом Веры Бахаи считается особое каллиграфическое написание Величайшего Имени. Наиболее распространены две его формы: одна из них – собственно слово "Баха", вторая – восклицание "Йа-Баха-уль-Абха" (О ты, Слава Преславная!), использующее слово "Абха" – превосходную степень слова "Баха" (этот символ также называют "Величайшее Имя"). Ниже вы видите каллиграфическую надпись "Йа Баха-уль-Абха", размещенную в центре купола храма бахаи в Уилметте близ Чикаго, США.

Часто Величайшее Имя можно увидеть в доме бахаи помещенным в рамку на стене (но, естественно, оно не используется в качестве иконы или чего-то подобного). А вот девятиконечная звезда – в самых разнообразных вариациях – может размещаться почти где угодно, в том числе и на футболках.
В Вере Бахаи не допускается распространение изображений Посланников Бога – Баба и Бахауллы, чтобы не допустить превращения их в иконы (или же, наоборот, недостаточно уважительного к ним отношения). Эти изображения можно увидеть только на паломничестве в Святую Землю при посещении Международного Архива Бахаи.
См.

ХРАМЫ БАХАИ

Храмы бахаи (Дома Поклонения) открыты для всех людей, независимо от вероисповедания. В храме служат, естественно, не священники, а волонтеры, добровольцы на определенный срок, в чьи функции входит обслуживание храма и прием посетителей; они также разрабатывают и проводят несколько раз в день молитвенные программы, в которые входит чтение молитв и Священных Писаний (как Веры Бахаи, так и других религий), а также пение молитв а капелла (без сопровождения музыкальных инструментов). Любой человек может также зайти в храм и помолиться самостоятельно.
Первый храм бахаи был построен в Ашхабаде. В будущем Дома Поклонения будут воздвигнуты в каждом населенном пункте, но пока построено только 8 храмов бахаи – по одному на каждый континент или островную группу. Храм в Ашхабаде был разрушен, и теперь "азиатским" храмом является последний на сегодня и самый прекрасный храм бахаи "Лотос" в Нью-Дели, Индия.

Храм Лотоса

Храм Лотоса в Дели – это седьмой в мире по счету молитвенный дом, который был построен бахаистами – последователями нового типа религии, которая объединяет в себе все известные нам верования.
Храм Лотоса расположен возле города Нью-Дели в Индии. Строительство началось в 1978 году и было закончено 22 декабря 1986 года в большей части за счет средств заключенных бахаи Ирана. Архитектор Фариборз Сахба, канадец иранского происхождения. Ранее на месте постройки этого храма располагалось легендарное селение Баха Пур (в переводе с хинди «Жилище Баха»).



Храм Лотоса выглядит как огромный и красивый цветок лотоса, которые построен из бетона и с внешней стороны покрыт белым греческим мрамором. «Цветок» состоит из 27 больших лепестков (Число 27 - символ Мировой Души, символ Вселенной, а заключаемые в нём числа - это символы элементов и составных частей Вселенной, выходит, что Мировая Душа, которая есть основание и форма мирового состава и порядка, содержит в себе такие же элементы, как и число 27), которые выстроены в 3 ряда. Вокруг лепестков находятся 9 искусственных мини-бассейнов квадратной формы.
Центральный зал - диаметр 75 метров, высота 31 метр, вместимость 1300 мест.

При строительстве храма Лотоса ни одной прямой линии не было использовано, а система вентиляции храма была позаимствована у инженеров древнего времени и поэтому в помещение всегда попадает прохладный свежий воздух, который проходит предварительно через всю систему водных бассейнов около храма.
Если посмотреть на Храм Лотоса сверху, то кажется, что как будто он «вырос» из воды.
В центральный зал храма Лотоса ведут целых 9 дверей .
В арабском языке (как и во многих других) каждая буква имеет числовое соответствие; следовательно, каждому слову также соответствует некое число. Для слова "Баха" это число 9, поэтому оно считается священным у бахаи, и одним из символов Веры бахаи является девятиконечная звезда (и храмы поэтому имеют девятиугольную в плане форму). Ниже вы видите купол храма "Лотос" изнутри.

Перед входом в храм обязательно необходимо снять свою обувь. Вход в храм Лотоса абсолютно свободный, однако видео- и фотосъемка, а также разные шумные и громкие звуки в храме Лотоса запрещены как и в Мавзолее Тадж-Махал.

Пророчества про Храм

450 лет назад Шах Акбар величайший из династии Моголов мечтал о своем величественном дворце, об объединении всех народов Индии под знаменем единой всеобщей веры: «И приснилось мне что камень за камнем я воздвиг священный храм. Не пагоду и не мечеть и не церковь, но возвышенное и проще с вратами открытыми для дыхания небес и истина и мир и любовь и справедливость нашли и поселились в нем».



Её основатель Бахаулла (1817-1892) почитается как последний в ряду «явлений Бога», который, помимо Бахауллы, включает Авраама , Моисея , Будду , Заратустру , Кришну , Иисуса Христа , Мухаммеда , Баба . Всемирный центр находится в Хайфе .

Основные положения

Учение бахаи иногда рассматривают в качестве синкретической комбинации предшествующих религиозных верований . Хотя изначально религиозное течение возникло в русле шиитского ислама, сегодня большинство религиоведов считают, что вера бахаи стала самостоятельной религией .

По мнению бахаи, религия всецело основана на учении её основоположника Бахауллы. Существует точка зрения, что бахаи не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой .

В 1925 году исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама .

Однако в истории и настоящее время известны другие мнения на этот счёт . Так, согласно Оксфордской иллюстрированной энциклопедии всемирной истории, бахаизм - это ветвь бабизма .

В исламе учение расценивается как вероотступничество , в связи с чем в Иране и некоторых других мусульманских странах бахаи подвергались преследованиям .

О человеке

Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека - это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.

История

Вера Бахаи́ зародилась в середине XIX века в Персии и в настоящее время объединяет свыше 5 млн последователей в 188 странах и на 45 зависимых территориях . Это представители многих народов, народностей и племён, выходцы из разных социальных слоёв. Части священных писаний бахаизма переведены более чем на 800 языков мира .

Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди , делится на несколько периодов развития. «Героический» (или «Апостольский») век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха ; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум , старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей . В дореволюционной России имелось несколько крупных общин бахаи. Первый в мире храм бахаи был построен в начале XX века в Ашхабаде .

Баб

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой торговец Сейид Али-Мухаммад, известный под именем «Баб » (араб. врата ‎), провозгласил скорое появление Посланника Бога, «ожидаемого всеми народами мира». Хотя, по его словам, он сам являлся носителем божественного откровения, главной целью была провозглашена подготовка человечества к «новому Богоявлению». Исламские духовные лидеры враждебно встретили проповедь Баба и использовали своё влияние для преследования Баба и его приверженцев. Баб был арестован, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе .

Статус Баба с точки зрения религии Бахаи

Для последователей религии Бахаи Баб является независимым Богоявлением и одновременно Предшественником Бахауллы. Шоги Эффенди определяет статус Баба следующими положениями:

  • Двойственный характер Откровения Баба. С одной стороны, Баб был независимым Богоявлением, с другой - позиционировал Себя как «Врата» к «Тому, Кого явит Бог» - Богоявлению, которое будет неизмеримо величественнее Него Самого.
  • Главная причина величия Баба, Его первичная роль - в Его ранге самодостаточного Богоявления.
  • В качестве Предтечи, Баб связан с Откровением Бахауллы. Миропорядок бахаи был порождён двойным Откровением Баба и Бахауллы . Сам момент начала Откровения Бахаи - Провозглашение Баба Мулле Хусейну 23 мая 1844 г.
  • Баб дал начало новому пророческому циклу, пришедшему на смену предыдущему, адамическому . Творческая энергия, высвобожденная в час рождения Его Откровения и духовный импульс Его миссии и Его мученичества наделила человечество потенциалом, необходимым для достижения зрелости; в настоящее время эта энергия раскачивает сложившееся равновесие мирового порядка, чтобы, в конечном итоге, привести его к состоянию всемирного единства.
  • Величие Баба не преуменьшается краткостью Его Откровения (Провозглашение Бахауллы состоялось спустя всего 19 лет после Провозглашения Баба) и краткостью того времени, в которое были действительными Его законы.
  • Баб являлся олицетворением исполнения пророчеств всех мировых религий. Он был «Ушидар-Мах» зороастрийских писаний, возвращение Пророка Илии еврейской традиции, второе пришествие Иоанна Крестителя для христиан и «вторым бичом» Книги Откровения; Каим и Махди , ожидаемый мусульманами.
  • Распространённое в своё время на Западе мнение о том, что Баб был всего лишь «вдохновенным предшественником» Бахауллы, побудило Шоги Эффенди приняться за перевод «Вестников рассвета» Набиля Заранди,- монументального исторического отчёта о личности и эпохе Баба, «чтобы дать возможность лучше понять и ближе воспринять огромное значение возвышенного статуса Баба».

Бахаулла

Мирза Хусейн Али, уроженец области Нур, больше известный под именем Бахаулла («Слава Божья»), родился в 1817 году в аристократической семье, ведшей свой род от правящих династий времён имперского прошлого Персии и владевшей значительными богатствами и обширными землями. Отказавшись от придворных постов, положенных ему по происхождению, Бахаулла прославился своими щедростью и приветливостью, которые снискали ему любовь среди соотечественников.

Бахаулла стал одним из первых и наиболее ярких последователей Баба. Разделив судьбу многих бахаи после казни Баба, Бахаулла потерял всё своё имущество и владения, был заключён под стражу и подвергнут пыткам. В месте первой ссылки в Багдаде в 1863 году Бахаулла объявил, что он есть тот, чьё пришествие было обещано Бабом. Из Багдада Бахаулла был выслан сначала в Константинополь , затем в Адрианополь и, наконец, в Акко , куда он был доставлен в 1868 году.

В Адрианополе и в Акко Бахаулла написал ряд коллективных и индивидуальных обращений к правителям того времени , призвав их засвидетельствовать наступление Дня Божиего и признать Обетованного, предсказанного Писаниями исповедуемых ими религий. Он также советовал им примирить свои разногласия, сократить вооружения и принять систему коллективной безопасности, когда агрессия против одной из стран будет немедленно остановлена вмешательством объединённых сил всех остальных государств.

Бахаулла скончался 29 мая 1892 года в местечке Бахджи, к северу от Акко, и был там похоронен. В то время его учение уже распространилось за пределы Ближнего Востока .

Абдул-Баха

Аббас Эффенди, старший сын Бахауллы, родился 23 мая 1844 года. Вместе с другими членами семьи он сопровождал Бахауллу во всех его ссылках и тюремных заключениях. После смерти отца он взял себе имя Абдул-Баха (то есть «Слуга Баха») с целью подчеркнуть верность ему. Перед своей смертью Бахаулла назначил его единственным полномочным толкователем своего учения. Последователи Веры Бахаи видят в Абдул-Баха модель совершенного образа жизни бахаи.

В 1898 году, когда Абдул-Баха ещё оставался узником Османской империи , в Акко прибыли первые паломники-бахаи с Запада. После освобождения из тюрьмы в 1908 году Абдул-Баха предпринял несколько путешествий в Египет , Европу и Америку . Там он провозглашал весть Бахауллы о единстве и социальной справедливости в религиозных общинах, профсоюзах, на университетских факультетах, перед журналистами и государственными чиновниками, а также во время многочисленных общественных собраний.

Абдул-Баха скончался в 1921 году, за годы своей жизни укрепив основание Веры Бахаи и распространив её по всему миру.

Шоги Эффенди

В своём завещании Абдул-Баха назначил своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897-1957) «Хранителем Веры Бахаи» и толкователем учения бахаи. Шоги Эффенди работал на протяжении 36 лет до самой своей смерти в 1957 году. За эти годы он перевёл многие писания Бахауллы и Абдул-Баха на английский язык , разъяснил их смысл, ускорил становление местных и национальных институтов бахаи и осуществил множество планов, целью которых было распространение веры бахаи по всему миру.

Социальная практика

Символы

Общепринятыми символами Веры Бахаи являются девятиконечная звезда, каллиграфическое написание «Величайшего Имени» (араб. «Йа-Баха-уль-Абха» - «О Слава Всеславного!»), а также каллиграфическое написание имени Баха (араб. بهاء ‎ - «слава»).

Символ «Баха» символизирует непрерывную связь между тремя мирами - мира людей, Явителей и Бога, соединенных Святым Духом.

Основные принципы вероучения Бахауллы

  • Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира.
  • Самостоятельный поиск истины каждым верующим.
  • Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических).
  • Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием.
  • Значимость и необходимость всеобщего образования.
  • Осуществление равноправия мужчин и женщин.
  • Устранение крайних форм бедности и богатства.
  • Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости.
  • Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам.
  • Всеобщий вспомогательный язык, например эсперанто , с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга.
  • Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
  • Отказ от фанатизма .
  • Отказ от азартных игр .
  • Отказ от употребления алкоголя или наркотиков . За исключением предписанного врачом.

Календарь

Администрация

В своём завещании Бахаулла назначил своего старшего сына Аббаса Эффенди (Абдул-Баха) толкователем Писаний Бахаи. Абдул-Баха, в свою очередь, назначил своего старшего внука Шоги Эффенди «Хранителем Веры», с тем же самым правом единоличного толкования Писаний. Шоги Эффенди никого не назначил своим преемником, но сделал все возможное для подготовки избрания первого состава Всемирного Дома Справедливости .

К 1963 году община бахаи стала достаточно велика, чтобы, наконец, можно было избрать представительный Всемирный Дом Справедливости. В первых выборах принимали участие 56 Национальных Духовных Собраний (прообразов национальных Домов Справедливости). Всемирный Дом Справедливости переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания - каждый год. Таким образом, с 1963 года делами мирового сообщества бахаи руководят только выборные органы.

У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно. Образ жизни бахаи включает ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с людьми различных национальностей и социального положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость брака. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост , воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.

Национальные и местные духовные собрания

Ежегодно в мире бахаи избираются 182 национальных духовных собрания (с 2001 года число неизменно). Духовных собраний (ни местных, ни национального) нет в Иране , где бахаи по-прежнему подвергаются преследованиям . Существует более 13 тыс. местных духовных собраний (органы самоуправления общины уровня отдельного населённого пункта (регионального значения); данные за 2005 год).

Святыни и храмы

Всемирный центр бахаи

Всемирный административный и духовный центр религии бахаи находится на севере Израиля . Он является также местом паломничества бахаи со всего мира . В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место - Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.

8 июля 2008 года на своём заседании в Квебеке , Канада , комитет всемирного наследия ЮНЕСКО внёс Всемирный центр бахаи в реестр Всемирного Наследия . Таким образом, сады бахаи в Хайфе и Бахджи стали первыми достопримечательностями в реестре ЮНЕСКО, которые связаны с религиозными традициями, возникшими в современный период истории .

Дома поклонения - храмы бахаи

Свои храмы бахаи называют «Дома поклонения», или Машрикуль-Азкар (араб. «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий .

Первый Дом поклонения бахаи был сооружён в 1908 в Ашхабаде по проекту российского архитектора Волкова (серьёзно повреждён землетрясением в 1948 и снесён в 1963) . В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими храмами» на каждом континенте или части света: в Индии (Азия), Австралии , США (Северная Америка), Германии (Европа), Панаме (Центральная Америка), Уганде (Африка), Государстве Самоа (Океания) и Чили (Южная Америка) .

Некоторые из храмов бахаи получили широкое публичное признание. Так, «Материнский храм» бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс , а Храм Лотоса в Нью-Дели получил целый ряд престижных архитектурных наград .

Бахаи в Иране

Власти Ирана во все периоды относили бахаи к категории «незащищенных неверных», у которых нет никаких прав, несмотря на то, что это самое крупное религиозное меньшинство Ирана, численность которого (350 тыс. человек) существенно превышает численность всех остальных религиозных меньшинств страны, вместе взятых .

В конце сентября 1998 года стало известно об арестах в разных городах страны свыше 36 преподавателей и сотрудников Института Высшего Образования Бахаи (ИВОБ), учрежденного, чтобы дать молодежи бахаи возможность альтернативного образования; имущество и оборудование ИВОБ было конфисковано .

Численность последователей

Ежегодник Британской энциклопедии за 1998 год называет цифру 6,67 млн. , однако бахаи считают, что на тот момент она была значительно завышена, предпочитая говорить, что их было около 5 млн . Также указывается, что прирост последователей сегодня составляет 5,5 % в год по всему миру.

В России общее количество бахаи на конец 2004 года равняется 3676. На Украине с августа 2005 года чуть больше 600 бахаи. В Беларуси на начало 2008 года насчитывается около 350 бахаи.

Международная Община Бахаи признана ООН в качестве неправительственной организации с консультационным статусом . Она аккредитована при Экономическом и социальном совете ООН и Международной организации помощи детям ЮНИСЕФ и сотрудничает с данными организациями по многим направлениям .

Бахаи в России, СССР, СНГ

Когда в Туркестане была установлена российская администрация, там, начиная с 1882 года, стали селиться первые бахаи - беженцы из Ирана . Через некоторое время Ашхабад стал настоящим прибежищем для бахаи. До революции 1917 года на территории Российской Империи общины бахаи существовали по крайней мере в четырнадцати городах, в том числе в Ашхабаде , Баку , Бухаре , Москве , Ташкенте и Тбилиси , однако все они были уничтожены в советское время . Начиная с 1991 местные общины бахаи начали появляться в некоторых крупных городах России и других государств СНГ . В настоящее время в Российской Федерации существует 43 местных духовных собрания. Общее количество населённых пунктов, где проживают бахаи, достигло к началу 2004 года 424. Централизованная религиозная организация «Община последователей веры бахаи в России» зарегистрирована в Министерстве юстиции под номером 218.

Упоминания бахаи в русской культуре

  • Чингиз Айтматов , «Встреча с одним бахаи»
  • Александр Городницкий , Песня «Бахайский храм»
  • Пьесы Изабеллы Гриневской

См. также

Примечания

  1. Ибрагим Т. К. Бахаизм // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 . - Архивировано
  2. Encyclopedia of Religion / Lindsay Jones. - USA: Thomson Gale, 2005. - Т. 2.
  3. Китаб-и-Агдас, К182
  4. Иоаннесян Ю. А. Бахаи религия // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2002. - Т. IV. - С. Страницы. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 5-89572-009-9 . - Архивировано из первоисточника 05-11-2012.
  5. , с. 37.
  6. Stockman, Robert. The Baha"i Faith and Syncretism // . - 1997.
  7. Van der Vyer, J.D. Religious human rights in global perspective: religious perspectives. - Martinus Nijhoff Publishers, 1996. - P. 449. - ISBN 90-411-0176-4 .
  8. Удо Шефер. Вера бахаи - секта или религия?
  9. 1925 г., мусульманский суд в городе Беба рассматривал дело о заключении браков семи мужчин-бахаи с мусульманками. Поскольку вера бахаи была признана отдельной религией, «полностью независимой», со своими собственными «верованиями, принципами и законами», браки были расторгнуты. (недоступная ссылка)

Бахаизм — религиозная доктрина, возникшая в 19-том веке на основе ислама , за короткое время выросла от уровня секты до одной из значимых мировых религий .

Бахаизм относится к религиям авраамического толка — иудаизм, христианство и ислам. Все эти учения объединяет наличие священных писаний (Библия, Коран и др.), вера в единого Бога и его пророков (в бахаизме называются богоявлениями). В настоящее время вера Бахаи насчитывает более 5 миллионов приверженцев и она распространена практически во всех странах мира.

Ключевым отличием Бахаизма является стремление к объединению всех людей , независимо от их вероисповедания, признание множественности путей к Богу, максимальная толерантность .

Бахаизм своеобразно толкует концепцию рая и ада. Согласно представлениям бахаев, рай — это приближение души к Богу, а ад — удаление души от Бога. Взаимодействие с Богом и движение по духовному пути осуществляется посредством молитв, медитаций, изучения священных книг, соблюдения моральных норм и выполнения своих обязанностей по служению человечеству на выбранном поприще.

Бахаизм с исторической точки зрения делится на ряд этапов:

  • Апостольский — с 1844 по 1921 годы (оканчивается со смертью Абдул-Баха),
  • Век становления — идёт в настоящее время (укрепление администрации бахаи, распространение бахаизма),
  • Золотой век — время, когда бахаизм станет нравственной и религиозной основой жизни людей.

История возникновения Бахаизма во многом пересекается с зарождением христианства и ислама — появление пророка , гонения, мученическая смерть, развитие общины от секты до религии . 23 мая 1844 года торговец из персидского города Шираз (его звали Баб, что переводится с арабского как "врата"), провозгласил весть о появлении в ближайшем будущем нового посланника Бога . Проповеди Баба были негативно восприняты исламскими лидерами, в результате чего Баб был арестован и затем расстрелян . Жестоким преследованиям подверглись его последователи — так за 9 лет в Персии были казнены более 20 тысяч человек .

Согласно постулатам бахаизма, Баб по своему духовному статусу превосходит всех Пророков, родившихся до него — Мухаммеда, Иисуса, Моисея и др. Считается, что жизнь и смерть Баба были отражены в пророчествах всех религий: для зороастрийцев ассоциируется с Ушидар-Махом, для иудеев — представляется как возвратившийся Пророк Илия, для христиан — Баб является воплощением Иоанна Крестителя.

Но непосредственным основателем бахаизма считается не Баб, а Бахаулла . Он родился в 1817 году в богатой и знатной персидской семье. Став последователем Баба, Бахаулла как и многие другие подвергся репрессиям со стороны властей, потерял всё своё состояние и был выслан из страны. В 1863 году Бахаулла заявил, что он является тем, о чьём скором пришествии пророчестовал Баб. После смерти Бахауллы общину бахаи возглавил его сын Абдул-Баха, а затем Шоги Эффенди.

Бахаизм включает ряд постулатов, признание которых является обязательным условием для верующего:

  • Единство всех религий;
  • Отсутствие посредничества между Богом и человеком, при этом каждый верующий должен самостоятельно искать истину ;
  • Толерантность — отсутствие притеснения по расовому, половому, религиозному и другим признакам;
  • Гармония религии и научного знания ;
  • Стремление ко всеобщему образованию ;
  • Социальная справедливость — борьба с бедностью ;
  • Стремление к политическому объединению мирового сообщества как единой федерации;
  • Создание новой цивилизации, в основе которой лежат духовные приоритеты ;
  • Личное следование моральным принципам , отказ от фанатизма, азартных игр, потребления алкоголя и наркотиков.

В повседневной жизни бахаизм налагает на своих последователей ряд обязательств, например, бахаи должен ежедневно читать три обязательные молитвы , соблюдать пост один раз в год, приветствовать членов своей общины словами "Алла-у Ахба ", что переводится с арабского — "Бог преславен".

Интересно, что у веры бахаи есть свой собственный календарь , в котором год разделён на 19 месяцев по 19 дней в каждом.

Изначально бахаизм большое внимание уделял вопросам административного управления общиной. Так в каждом городе должен выбираться "Дом справедливости ", в который входят девять и более представителей местной общины, для управления всеми её делами. На более высоком уровне иерархии существуют национальные Дома справедливости, а венчает пирамиду Всемирный дом справедливости. Последний расположен в городе Хайфе, на территории Израиля. Впервые Дом справедливости был избран в 1963 году.

Бахаи активно строят храмы своей веры, называемые Домами Поклонения . В идеале такой храм должен быть создан в каждой местности, где есть община бахаи. Внешне храм имеет девять входов и один купол , что символизирует единство мировых религий. Первый в мире Дом поклонения был сооружён на территории Российской империи в Ашхабаде.

За свою короткую историю бахаизм проделал большой путь , достигнув международного признания наряду с мировыми религиями. Учитывая, что нравственные и духовные постулаты бахаизма созвучны стремлениям в духовном поиске современного человека (единство религий, толерантность, ценность науки и образования) можно предположить, что в ближайшем времени численность последователей бахаизма будет только расти.

Текст буклета -

Краткое введение

Религия Бахаи

Религия Бахаи - независимая мировая религия, божественная в своем происхождении, всеобъемлющая по масштабу. Это религия с широкими взглядами, научная в методах, с гуманитарными принципами, динамично воздействующая на сердца и умы людей. Она исходит из единства Бога, признает единство его Пророков и придерживается принципа единства человеческой расы.

Краткая История Религии Бахаи

В каждую эпоху живительное слово Бога передается человечеству через его посланников, Пророков. Три главные фигуры религии Бахаи – Баб (1819-1850), Баха"у"лла (1817-1892) Абдул Баха (1844-1921).

Баб

23 мая 1844 года молодой человек, известный в Персии под именем Баб (Врата), объявил о предстоящем появлении нового Духовного Лица, а себя назвал его Предтечей. Его учение широко распространилось, но в ортодоксальных кругах воспринято не было. Баба преследовали, в 1850 году он был казнен. За последующие 20 лет более 20,000 последователей Баба были жестоко убиты.

Баха"у"лла

Баха"у"лла, что значит "Слава Бога", родился в знатной семье. С детства его отличали небывалая мудрость, ум и знания. Присоединившись к движению Баба, он подвергся заключению и пыткам. В 1853 году, находясь в тюрьме, Баха"у"лла получил откровение, что он и есть тот, появление которого предвещал Баб. В 1863 году в ссылке в Багдаде Баха"у"лла публично объявил об этом. Он бесконечно преследовался духовенством. Из Багдада его выслали в Константинополь, затем Андрианополь и, наконец, в Акку, в Палестине (1868). Баха"у"лла скончался в 1892 году. Он похоронен в Бахджи у горы Кармель.

При жизни Баха"у"ллы его религия распространилась за пределами Персии и Оттоманской империи: на Кавказе, в Туркестане, Индии, Бирме, Египте, Судане. За годы ссылки Баха"у"лла открыл тысячи вдохновенных Писаний, которые наряду с трудами Баб а и Абдул-Баха являются Святыми Писаниями религии Бахаи. Эти Писания уникальны. Впервые в истории религии они дошли До нас в виде рукописей, написанных лично Баха"у"ллой или записанные секретарем и скрепленные его подписью.

Абдул-Баха

В завещании Баха"у"лла назначил своего старшего сына Абдул-Баха (Слуга Баха)

лидером общины Бахаи и единственным полномочным толкователем учения. С девяти лет (с 1853 г) Абдул-Баха сопровождал отца в ссылке. За годы служения Абдул-Баха вера распространилась в США, Канаде, Великобритании, Европе. Он скончался 28 ноября 1921 года в Хайфе и был похоронен на горе Кармель в гробнице Баба.

По завещанию Абдул-Баха хранителем веры был назначен его старший внук Шоги Эффенди дабы защитить религию от раскола и обеспечить единство верующих.

Шоги Еффеиди

Под руководством Шоги Еффенди вера распространилась по всему миру, был сформирован административный порядок Бахаи. Его труды значительно расширили горизонты веры. Шоги Еффенди упорно работал в течении 36 лет. Он скончался в ноябре 1957 года. Как никогда ранее в истории мировой религии, на протяжении 113 лет религия Бахаи крепла и развивалась под защитой непрерывного руководства.

Администрация Бахаи

Управление общиной Бахаи осуществляется в соответствии с принципами, заложенными Баха"у"ллой, и через институты, созданные им. Руководят данными институтами выборные органы на местном, национальном и международном уровне. Выборы исключают выдвижение кандидатур, пропаганду и агитацию. На всех уровнях администрации решения принимаются путем консультаций. Все члены выборного органа равны выражать собственное мнение.

На Международном уровне - Всемирный Дом Справедливости

Состоит из 9 членов, которые избираются сроком на 5 лет Национальными Духовными Собраниями всего мира. Всемирный Дом Справедливости находится в Хайфе, мировом центре религии Бахаи. Духовным центром веры является Святая земля. По указанию Баха"у"ллы здесь был основан мировой административный орган, здесь же похоронены три главные фигуры религии. Всемирный Дом Справедливости направляет распространение веры и занимается претворением в жизнь принципов учения.

На Национальном уровне – Национальное Духовное Собрание

Выборный орган из 9 членов, которые управляют делами общины Бахаи на национальном уровне. Каждый год Бахаи избирают делегатов на национальный съезд, где проходят выборы Национального Духовного Собрания. Национальное Духовное Собрание координирует и направляет деятельность Бахаи, а также определяет пути развития веры в своей стране.

На Местном уровне - Местное Духовное Собрание

Управление общиной Бахаи начинается на местном уровне с выборов Местного Духовного Собрания, состоящего из девяти членов, которые руководят делами общины в своей местности.

Религия Бахаи и ООН

Община Бахаи имеет аккредитованное представительство в ООН как неправительственная организация с 1948 года. Она имеет право совещательного голоса при Социально Экономическом Совете ООН и Детском Фонде (ЮНИСЕФ). Многие Национальные Духовные Собрания Бахаи официально значатся в списках информационных центров ООН.

Международный Статус религии Бахаи

За короткий срок 148 лет, Бахаи создали мировую общину, объединившую 1820 различных этнических групп в более, чем 360 странах, территориях и островах, поистине являя собой срез человеческой расы. Литература Бахаи переведена на более, чем 740 языков. Такова животворная сила и эффективность Божественно Вдохновленной Администрации.

Принципы Бахаи

Основные принципы, провозглашенные Баха"у"ллой:

а) Единство человечества - Принцип единства человечества - основа учения Баха"у"ллы.

Единство мира - последний этап в эволюции человека на пути к зрелости. Единство мира станет возможно лишь тогда, когда каждый осознает, что единство человечества есть главный духовный принцип нашей жизни.

б) Самостоятельный поиск истины – Впервые в истории человечества самостоятельный поиск истины становится практической реальностью. Искренний поиск истины требует от человека гораздо большего, нежели слепая вера.

в) Единая основа всех религий – Бахаи считают, что все религии Божественны в своем происхождении. Все они были открыты Богом в разных местах, в разное время в соответствии с нуждами и возможностями людей.

г) Гармония науки и религии - Баха"у"лла учит, что наука и религия существуют в гармонии друг с другом. Истинная религия и истинная наука никогда не противоречили друг другу. Это дополняющие друг друга аспекты истины.

д) Равенство мужчин и женщин - Впервые в истории религии Баха"у"лла провозгласил принцип равенства мужчины и женщины.

Этот принцип прочно вплетен в ткань социального порядка, разработанного им, и закреплен законами, согласно которым мужчинам и женщинам предоставлены равные права в обществе.

е) Устранение всякого рода предрассудков – Лучшее лекарство от предрассудков осознание единства человечества. Как только человек духовно осознает единство человечества, он преодолеет свои собственные предруссудки.

ж) Всеобщее обязательное образование – Знание – один из величайших даров Бога человеку. Те, кто лишает себя возможности получить знания, ограничивает свою жизнь.

з) Всеобщий мир – Основа религиозного учения Бахаи - единство человечества и установление всеобщего мира.

Среди других Принципов Бахаи:

а) Принятие всеобщего языка.

б) Устранение крайностей в проявлении бедности и богатства.

в) Мировой трибунал для разрешения спорных вопросов между нациями.

г) Возвышение справедливости как правящего принципа в обществе.

д) Возведение добросовестного труда в ранг молитвы.

е) Религия как основа защиты всех народов и наций.

ж) Духовное разрешение экономических проблем.

з) Лояльность к правительству своей страны.

"Не гордись тем, что любишь свою страну, но гордись тем, что любишь весь мир. Земля – одна страна и человечество ее граждане".

Баха"у"лла

После краткого знакомств а мы сердечно приглашаем вас самостоятельно углубиться в религию Бахаи – и определить, что наиболее приемлемо вам в нашей программе.

За дальнейшей информацией обращайтесь к Бахаи в вашей местности или пишите по адресу:

Дом Преклонения Бахаи

Бахапур, Калькаджи

Нью Дели -110019

Thе Regional Spiritual AssembIy

of the Baha"is of Russia.

Конец текста буклета -

Просмотров