Павел владимирович лихачев эскадренные миноносцы типа "новик" в вмф ссср. Павел владимирович лихачев эскадренные миноносцы типа "новик" в вмф ссср Миноносец шаумян

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 1» состояла из 3 единиц — «Ленинград», «Москва» и «Харьков». «Ленинград» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1936 г. «Москва» и «Харьков» были построены на Николаевском заводе №198 и в 1938 г. включены в состав Черноморского флота. Эсминцы «Москва» и «Харьков» погибли в 1941 и 1943 гг. соответственно. «Ленинград» был затоплен в 1958 г. после расстрела в качестве мишени. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 613 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 2х1 – 76-мм зенитных орудия; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 12 глубинных бомб.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 38» состояла из 3 единиц — «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Эсминец «Минск» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1938 г. Эсминец «Баку» был заложен на заводе №199 Комсомольска-на-Амуре как «Киев». В 1938 г. переименован в «Серго Орджоникидзе» и принят в строй Тихоокеанского флота, а в 1940 г. получил наименование «Баку». Эсминец «Тбилиси» (Тифлис) был построен на заводе №199 и принят в строй Тихоокеанского флота в 1940 г. «Минск» потоплен в 1958 г. как мишень, «Баку» списан в 1963 г., а «Тбилиси» — в 1964 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,9 тыс. т., полное – 2,5 — 2,7 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,1 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 621 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 — 310 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 3х1 – 76-мм зенитных орудия; 4-8х1 – 37-мм зенитных автомата; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 36 глубинных бомб.

Корабль был построен на итальянской верфи «OTO» по заказу СССР и зачислен в состав Черноморского флота в 1939 г. Эсминец погиб в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –2,8 тыс. т., полное – 4,2 тыс. т.; длина – 133 м, ширина – 13,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 42,7 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 3×2 — 130-мм орудия; 1х2 – 76-мм зенитное орудие; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 6х1 – 12,7-мм пулеметов; 3х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 110 мин.

Эсминец «Новик» был построен на Путиловском заводе Петербурга и введен в строй Балтийского флота в 1913 г. В 1926 г. корабль переименован в «Яков Свердлов». В 1929 г. эсминец прошел перевооружение. Корабль погиб в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –1,7 тыс. т., полное – 1,9 тыс. т.; длина – 100,2 м, ширина – 9,5 м; осадка – 3,5 м; скорость – 32 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинные установки и 6 паровых котлов; мощность – 36 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 – 76-мм зенитное орудие; 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 450-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 58 мин; 8 глубинных бомб.

Из первой серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц («Фрунзе» (Быстрый), «Володарский» (Победитель), «Урицкий» (Забияка), «Энгельс» (Десна), «Артем» (Азард), «Сталин» (Самсон). Эсминец «Фрунзе» был построен на Херсонском заводе А. Ваддона и принят в состав Черноморского флота в 1915 г. Остальные корабли строились на Петербургском металлическом заводе и были введены в состав Балтийского флота в 1915-1916 гг. Первую модернизацию корабли прошли в 1923-1927 гг., вторую в 1938-1941 гг. Эсминцы «Фрунзе», «Володарский», «Энгельс» и «Артем» погибли в 1941 г. «Урицкий» списан в 1951 г., а «Сталин» затоплен при испытании ядерного вооружения в 1956 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,2 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 98 м, ширина – 9,8 м; осадка – 3 — 3,4 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 — 5 паровых котла; мощность – 23 – 30 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,6 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1-2х1 – 76-мм зенитное орудие; 2х1 – 45-мм или 2х1 – 37-мм или 2х1 20-мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 — 12 глубинных бомб; 80 мин.

Из второй серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц «Ленин» (Капитан Изыльметьев), «Войков» (Лейтенант Ильин), «Карл Либкнехт» (Капитан Белли), «Валериан Куйбышев» (Капитан Керн), «Карл Маркс» (Изяслав), «Калинин» (Прямислав). Все корабли служили на Балтийском флоте. Эсминец «Карл Маркс» был построен на заводе «Беккер и К» и принят в строй в 1917 г. Остальные корабли построены на Путиловском заводе. «Ленин» и «Войков» в эксплуатации с 1916 г., а «Валериан Куйбышев», «Калинин» и «Карл Либкнехт» с 1927-1928 гг. Эсминцы «Ленин», «Калинин» и «Карл Маркс» погибли в 1941 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1,6 тыс. т.; длина – 98 — 107 м, ширина – 9,3 – 9,5 м; осадка – 3,2 — 4,1 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 30,5 – 32,7 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,7 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 — 76,2-мм зенитное орудие или 4х1 – 37-мм зенитных автомата или 2х1 – 45-мм и 2х1–мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 46 глубинных бомб; 80 — 100 мин.

Из третьей серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 4 единицы: «Дзержинский» (Калиакрия), «Незаможник» (Занте), «Железняков» (Корфу), «Шаумян» (Левкас). Корабли были построены для Черноморского флота на Николаевских заводах «Руссуд» и «Наваль». Эсминец «Дзержинский» вступил в строй в 1917 г., «Незаможник» — в 1923 г, а «Железняков» и «Шаумян» в 1925 г. Эсминцы «Дзержинский» и «Шаумян» погибли в 1942 г., «Незаможник» списан в 1949 г., а «Железняков» — в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,5 тыс. т., полное – 1,8 тыс. т.; длина – 93 м, ширина – 9 м; осадка – 3,2 м; скорость – 27,5 — 33 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 5 паровых котла; мощность – 22,5 — 29 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,5 — 2 тыс. миль; экипаж – 140 — 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм и 5х1 — 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 4х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 8 глубинных бомб; 60 — 80 мин.

Серия эсминцев типа «Гневный» (Проект 7) состояла из 28 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Северный флот – 5 единиц («Грозный», «Громкий», «Гремящий», «Стремительный», «Сокрушительный»), Балтийский – 5 единиц («Гневный», «Грозящий», «Гордый», «Стерегущий», «Сметливый»), Черноморский – 6 единиц («Бодрый», «Быстрый», «Бойкий», «Беспощадный», «Безупречный», «Бдительный»), Тихоокеанский – 12 единиц («Резвый», «Расторопный», «Разящий», «Рьяный», «Резкий», «Ретивый», «Решительный», «Ревностный», «Разъярённый», «Рекордный», «Редкий», «Разумный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 35, № 189, № 190, № 198, № 199, № 200 и № 202 и ведены в строй в 1938-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Эсминцы «Резкий», «Рекордный», «Ретивый» и «Решительный» переданы Китаю в 1955 г. Остальные корабли были списаны в 1953-1965 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 535 т. нефти; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 200 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм зенитных автомата; или 4х1 – 37-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Серия эсминцев типа «Сторожевой» (Проект 7У) состояла из 18 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Балтийский – 13 единиц («Сторожевой», «Стойкий», «Страшный», «Сильный», «Смелый», «Строгий», «Скорый», «Свирепый», «Статный», «Стройный», «Славный», «Суровый», «Сердитый», Черноморский – 5 единиц («Совершенный», «Свободный», «Способный», «Смышлёный», «Сообразительный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 189, № 190, № 198, № 200 и введены в строй в 1940-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Остальные эсминцы были списаны в 1958-1966 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,3 тыс. т., полное – 2,5 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 — 60 тыс. л.с.; запас топлива – 470 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 270 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2-3х1 — 76,2-мм зенитных орудия, 3х1 — 45-мм зенитных автомата или 4-7х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Эсминец был построен на Николаевском заводе №200 и принят в строй Черноморского флота в 1945 г. Корабль списан в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,8 тыс. т.; длина – 111 м, ширина – 11 м; осадка – 4,3 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 276 человек. Вооружение: 2×2 — 130-мм орудия; 1х2 –76-мм зенитное орудие: 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 22 глубинные бомбы; 60 мин.

Эсминец был построен на Ленинградском заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1941 г. С 1944 г. корабль был законсервирован, списан в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,6 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 113,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 42 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 70 тыс. л.с.; запас топлива – 372 т. нефти; дальность плавания – 1,4 тыс. миль; экипаж – 260 человек. Вооружение: 3×1 — 130-мм орудия; 4х1 — 45-мм зенитных автомата; 1х2 и 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 глубинных бомб; 60 мин.

Здесь война началась одновременно, как и по всей западной границе. Но здесь её ход заметно отличался от событий на Балтике.

В 3 ч 15 мин 22 июня 1941 года немецкая авиация провела налеты на Севастополь, Одессу, Измаил. Артиллерийскому обстрелу подвергся ряд населенных пунктов на берегу Дуная. Как и на Балтике, флот не понес в первый день войны никаких потерь. Силы гитлеровской коалиции, развернутые юго-западнее советской границы, во многом уступали Рабоче-кре- стьянской Красной Армии, а на море превосходство Черноморского флота над "полудюжиной румынских эсминцев" было просто подавляющим. Уже в первые недели войны линия фронта продвинулась на десятки километров в глубь Румынии. И только в июле под угрозой "нависающих" из северо-западной Украины танковых клиньев немецкой армии советские армии начали отход к Киеву и Одессе.

"Новики" на момент начала войны составляли 1-й дивизион эскадренных миноносцев Черноморского флота. В него входили: "Незаможник", "Фрунзе", "Железняков" (Бывший "Петровский"), "Дзержинский" и "Шаумян".

На начало войны гитлеровский флот не имел кораблей на Черном море. Румынский же флот состоял из 4 эскадренных миноносцев, 3 миноносцев, одной подводной лодки. 3 торпедных катеров, 3 канонерских лодок и двух минных заградителей. Почти все корабли румынского флота являлись устаревшими, а боеготовность личного состава очень низкой. Болгария же объявила войну Советскому Союзу символически, но реально ни в каких боевых действиях болгарские войска не участвовали.

Уже в первые дни войны Черноморский флот, пользуясь своим абсолютным превосходством, попытался вести боевые действия решительнее. Это почти сразу же привело к катастрофе, когда при первой же набеговой операции на румынский порт Констанца подорвался и затонул на минном заграждении один из лучших кораблей Черноморского флота лидер "Москва".


"Шаумян" в походе ">


На второй день войны, 23 июня, эсминец "Шаумян", в сопровождении тральщика выйдя на минную постановку в район Сулина, был на обратном пути атакован тремя бомбардировщиками. Так как зенитное вооружение у "Шаумяна" составляло лишь одио зенитное орудие калибра 76,2 мм и пара пулеметов (сведений о возможном усилении противовоздушной обороны корабля в предвоенные годы автором найдены не были), только по случайности бомбы легли в 60 метрах за кормой корабля. Но даже при этом силы гидравлического удара оказалось достаточно, чтобы все три кормовых 102-мм орудия вышли из строя.

Обстановка на Юго-Западном фронте к концу июля начала быстро ухудшаться. К августу советские войска оставили почти всю западную половину Украины. Бои шли за Киев, за Приднепровье. Десятого августа войска приморской армии были отрезаны от основных сил в районе Одессы. Начиналась героическая оборона Одессы.

Для поддержки Приморской армии 6 августа 1941 года был сформирован отряд кораблей Северо-Западного района. В их число вошли и "Незаможник" с "Шаумяном". С первых же дней обороны Одессы главной точкой приложения сил как нападающих, так и обороняющихся стал район поселка Григорьевка. Обладание им позволяло дальнобойной артиллерии взять под обстрел Одесский порт и прервать транспортное сообщение осажденного города. Первые атаки на Григорьевку отбили бойцы 1 морского полка, при поддержке корабельных орудий. Враг с большими потерями был отброшен севернее.

Положение снова обострилось с началом 20 августа немецко-румынской армией нового штурма Одессы. В этот день был оставлен Очаков, эвакуацию гарнизона которого в ночь на 21 августа прикрывал "Незаможник". В связи с этим 22 августа Одесский отряд был усилен пришедшим крейсером "Красный Крым". Его сопровождали эсминцы "Фрунзе" и "Дзержинский". В тот же день "Фрунзе" ведет обстрел позиции противника у селений Чабанка и Свердловка. В ходе его было выпущено 140 снарядов. 23 августа в Одессу приходит крейсер "Червона Украина", сразу же добавив "голоса" своих 15 130- мм орудий во фронтовую канонаду. Но, несмотря на огромные потери, румынские части после недолгой передышки возобновили наступление по всей дуге оборонительных позиции Одесского оборонительно го района. К 28 августа положение снова стало становиться опасным и потребовало дальнейшего усиления отряда кораблей Северо-Западного района.

В этот день части восточного сектора обороны поддерживают крейсер лидер, эскадренные миноносцы "Смышленый", "Фрунзе", "Шаумян" и канонерская лодка "Красная Грузия" под общим командованием контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко.

Ведя контрбатарейную борьбу, "Фрунзе" получает ответное попадание крупнокалиберным снарядом. Несмотря на надводную пробоину в стыке борта и палубы, машинное отделение не пострадало. Осколками был убит один и ранено четверо моряков, включая командира корабля П.А. Бобровникова.

Обстановка под Одессой продолжала осложняться, и для помощи гарнизону осажденного города был задуман и проведен первый в ходе Великой Отечественной войны крупный тактический десант. Районом для его проведения был выбран участок деревни Григорьевка. Руководство десантом было поручено командующему эскадрой контр-адмиралу Владимирскому. Непосредственное командование отрядом кораблей десанта осуществлял командир бригады крейсеров капитан 1 ранга С. Г. Горшков. Для десанта был подготовлен 3 Черноморский полк морской пехоты (3000 человек), погрузка которого на корабли началась с 7 ч утра 21 сентября в районе Казачьей бухты Севастополя. Соединение вышло в море, взяв курс на Одессу в 13 ч 40 мин.

"Фрунзе" вышел из Севастополя в шесть часов утра, в тот же день. На нем в Одессу вышел контрадмирал Владимирский, для согласования действий с командующим Одесским оборонительным районом (OOP). Вместе с ним находился заместитель начальника штаба OOP, капитан 1 ранга С.Н. Иванов, при котором была вся штабная документация на проведение десантной операции.


Эсминец "Фрунзе" выходит в море ">


Гибель эсминца "Фрунзе". ">


В 14 ч, находясь в районе Тендровской косы, сигнальщики обнаружили, а затем и опознали горящую канонерскую лодку "Красная Армения". Придя на помощь получившему уже попадание авиабомбы кораблю, эсминец отбил повторную атаку немецкого бомбардировщика, и спустив шлюпку, начал спасение людей, плавающих в воде. Но почти сразу спасательные работы пришлось прервать из-за начавшегося нового налета. Эсминец, набирая ход, резко повернул в море и пошел зигзагом, уклоняясь от бомб девятки бомбардировщиков.

Несмотря на ожесточенный зенитный огонь и маневрирование, один из немецких пикировщиков добился попадания в район полубака эсминца. Частично был разрушен ходовой мостик, на котором многие погибли или были ранены, в том числе контрадмирал Владимирский и командир корабля В.Н. Ерошенко. После перевязки последний лично встал к штурвалу, заменив выбывшего из строя рулевого.

Противовоздушная оборона корабля быстро ослабевала, а атаки пикировщиков продолжались. Следующая бомба попала в кормовую часть эсминца у четвертого орудия. Корабль сильно встряхнуло, а затем он резко начал погружаться кормой. Вышли из строя правая машина, машинный телеграф и рулевое управление. "Фрунзе" медленно описывал циркуляцию.

В машинном и румпельном отделениях, в кормовом кубрике аварийные команды яростно сражались за свою жизнь и жизнь своего корабля. С громадным трудом им удалось ввести в строи правую машину.

Но, едва только команда успела вывести эсминец на мелкое место в районе Тендровской косы, начался очередной налет. "Фрунзе", на котором почти закончился боезапас для зенитных пушек, получил новые повреждения и выбросился на отмель. Та же участь постигла подошедший к нему буксир ОП-2. Часть моряков добралась вплавь до Тендровской косы, другие, оставшиеся на полузатонувшем ОП-2, были сняты торпедным катером в 17 ч 30 мин. Из команды "Фрунзе" спаслось 110 человек, погибло около 50.

Весь неравный поединок продолжался около двух часов. Дальнейшее же руководство операцией было поручено капитану 1 ранга С.Г. Горшкову.

Но. несмотря ни на что. в ночь на 22 сентября корабли десанта благополучно прибыли в назначенный район. Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного района, при поддержке корабельной артиллерии, перешли в наступление в восточном секторе. Комбинированный удар сухопутных войск, авиации и морского десанта закончился разгромом двух вражеских пехотных дивизий. Противник потерял около 6 тысяч солдат и офицеров и оставил плацдарм, с которого обстреливал город и ближайшие фарватеры. Корабли и суда получили возможность входить в порт и выходить из него, не опасаясь прицельного артиллерийского огня.

Оборона Одессы стабилизировалась до самой эвакуации города, проведенной в первой половине октября 1941 года. За период 1-15 октября 1941 г на кораблях из Одессы было эвакуировано до 80 тыс бойцов и командиров Приморской армии и Одесской военно-морской базы, 15 тыс. жителей, большое количество боевой техники и грузов. "Новики""-черноморцы в этот период активно участвовали в конвойных операциях.

На юге страны оборона Одессы продолжилась обороной Севастополя. В результате беспримерной в истории по героизму и продолжительности обороны Севастополя оказалась связанной на восемь месяцев трехсоттысячная группировка фашистской армии.

Для обороны города был создан постоянный корабельный отряд артиллерийской поддержки, в который вошли крейсера "Червопа Украина", "Красный Крым", "Красный Кавказ", эсминцы "Бодрый", "Незаможник", "Шаумян", "Железняков" и "Дзержинский". Отряд возглавил начальник штаба эскадры капитан I ранга В.А. Андреев.

В последних числах 1941 года, в дни, когда Севастополь отражал декабрьский штурм силами РККА и РККФ в период с 26 декабря 1941 по 2 января 1942 года была проведена Керченско-Феодосийская десантная операция – одна из крупнейших морских десантных операций Великой Отечественной войны. Целью ее было освобождение Керченского полуострова и создание плацдарма для действия наших войск по снятию блокады Севастополя и освобождению Крыма. Главным пунктом высадки десанта избрали Феодосийский порт, причалы которого позволяли швартовку боевых кораблей с войсками и тяжелой техникой. Командиром отряда высадки был назначен капитан 1 ранга Н.Е. Басистый.

Вечером 28 декабря из Новороссийска вышел отряд корабельной поддержки под командованием капитана 1 ранга В.А. Андреева в составе крейсеров "Красный Кавказ" и "Красный Крым", эскадренных миноносцев "Шаумян", "Незаможник" и "Железняков" с транспортом "Кубань", на борту которых находился передовой отряд десанта в составе более 5000 бойцов.

29 декабря, в 3 ч 00 мин отряд корабельной поддержки подошел к Феодосии и перестроился в кильватерную колонну. Головным шел эскадренный миноносец "Шаумян". Через 40 мин корабли легли на боевой курс и, уменьшив скорость до 6 уз, открыли огонь по порту Феодосия и селению Сарыголь. Эсминцы "Железняков" и "Шаумян" вели огонь осветительными снарядами по порту и узлам обороны противника. В 4 ч 40 мин "Шаумян" (330 десантников) первым из крупных кораблей вошел в Феодосийский порт. Вслед за ним в гавань вошли "Железняков" (287 десантников) и "Незаможник" (289 десантников). "Шаумян" под огнем противника подошел к Широкому молу и начал высадку десанта, которая длилась всего 20 мин. Одновременно эсминец вел огонь по огневым точкам противника. Вражеским снарядом на нем была сбита грот-мачта. После высадки десанта "Шаумян" вышел на рейд и оттуда продолжал обстреливать батареи противника.


Командир эсминца "Фрунзе " капитан-лейтенант ПЛ. Бобровников ">


Эскадренный миноносец "Незаможник" при входе в гавань тоже попал под сильный огонь противника. Стремясь вывести корабль из-под обстрела, командир эсминца при подходе к причалу приказал увеличить скорость, и корабль ударился носом в стенку, сильно повредив форштевень выше ватерлинии. По инициативе боцмана мичмана А.Г. Егорова десант высадился прямо с полубака всего за 16 мин. Затем "Незаможник" отошел на внешний рейд и в 9 ч 15 мин получил приказание следовать в Новороссийск На "Железнякове" же в ходе десантной операции погибло семь моряков, когда минометная мина взорвалась в кают-компании корабля. Высадка десанта первого броска была закончена к 11 ч 30 мин 19 декабря 1941 года. За время высадки эсминец "Шаумян" израсходовал 168 снарядов, "Железняков" 151, "Незаможник" 168.

25 января 1942 года "Шаумян" и "Железняков" участвуют в десантной операции в районе поселка Судак. Наступал 1942 год – год самой упорной борьбы и самых тяжелых потерь за все годы войны. И тем не менее на всем огромном, от Ледовитого океана до Черного моря, фронте были три самых страшных, самых кровавых места боёв за все четыре года войны: под Ленинградом, под Харьковым… И в Крыму!

Вторая оборона Севастополя стала такой же страницей славы России, как и первая оборона. Но, как писал классик марксизма-ленинизма: "самые храбрые, самые преданные бойцы будут разгромлены, если они будут плохо вооружены". В первой половине 1942 года немецкая авиация смогла действовать на морских коммуникациях Севастополя настолько эффективно, что каждый рейс в осажденный город превратился в игру со смертью. В отличие от Ленинграда Севастополь не смог удержать свою "Дорогу Жизни". Крепость медленно угасала из-за отсутствия бензина, снарядов и продовольствия.

В это время, с января по июнь 1942 года, наши ветераны флота совершили в общей сложности 15 рейсов в осажденный Севастополь. Каждый такой рейс был не просто боевым походом, а прорывом через минные поля противника под постоянной угрозой атаки со стороны подводных лодок, торпедных катеров, авиации. "Новики" в числе других кораблей раз за разом выходили на артиллерийскую поддержку войск Севастопольского оборонительного района. 3 апреля 1942 г. в результате навигационной ошибки погиб "Шаумян".

17 апреля 1942 года "Дзержинский" и крейсер "Коминтерн" участвуют в сопровождении небольшого конвоя от Батуми до Туапсе. 240-я истребительная авиационная бригада была "с имуществом" принята на борт "Коминтерна" и доставлена по назначению, как и танкер с бесценным в эти дни горючим. Истребители же, по всей видимости, направлялись на фронт "своим ходом" (3).

13 мая настал час эсминца "Дзержинский". Он участвовал в переброске войск Приморской армии из Новороссийска в пылающий Севастополь, направляясь туда в группе с крейсером "Красный Крым" и эсминцем "Незаможник". "Дзержинский" подорвался на мине ив 12 ч 27 мин затонул. В августе того же 1942 года отремонтированный "Незаможник" снова участвует в эвакуации, по теперь уже Новороссийска.

После падения Крыма и Севастополя фронт приблизился к самым границам Грузии, остановившись только у Туапсе и заснеженных высокогорных перевалах Кавказа. Зажатый войной в юго-восточный угол Черного моря, понеся серьёзные потерн. Черноморский флот оказывается в положении, схожем с положением Балтийского, практически так же запертого в восточной части Финского залива. В сентябре 1942 года флот наносит удары корабельной артиллерии по пунктам базирования вражеских войск в Ялте и Феодосии. В этих действиях снова приняли участие "Железняков" и "Незаможник" Так, например, для уничтожения плавсредств противника в Феодосийском порту 13 октября из Поти вышли эсминец "Незаможник" и сторожевой корабль "Шквал". В 1 ч 42 мин 14 октября корабли с 57 кабельтовых открыли огонь. Израсходовав 151 снаряд на кораблях, на берегу заметили несколько взрывов и пожаров. Повторно корабли обстреливали Феодосийский порт 20 декабря 1942 года.

До решающего перелома в Великой Отечественной войне в море выходят только легкие силы флота.

4 февраля 1943 года "новики" ведут поддержку отвлекающего десанта в районе Южной Озерейки. Бои на "Малой Земле" под Новороссийском уже шли без них – окончательно устаревшие и изношенные черноморские"новики" уже с начала 1943 года не участвуют в боевых действиях. Их не было пи под Новороссийском в 1943 году, ни у крымского побережья в мае 1944 года. В целом же после бездарной набеговой операции, закончившейся 6 октября 1943 года гибелью трех лучших кораблей Черноморского флота во главе с лидером "Харьков", до самого конца войны действия советских крупных надводных кораблей на Черном море отличаются крайней пассивностью. Даже в мае 1944 года, в ходе освобождения Крыма, несмотря на полное превосходство над противником во всех родах войск. Ставка не решается использовать флот.

Тогда же командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский предпринимает последнюю попытку использовать у Херсонеса корабли размером "несколько больше, чем торпедный катер": 9 мая 1944 года из Батуми в Поти был переведен крейсер "Красный Крым", а также эсминцы "Незаможник" и "Железняков". Очевидно, адмирал считал, что ему разрешат рискнуть хотя бы старыми кораблями, но не произошло и этого. Ставка, обещая отдать приказ крупным надводным кораблям действовать, с решением явно медлила.

На этом война для "новиков"-черноморцев закончилась. А еще через три месяца закончилась и сама война на Черном море. В течение буквально десяти недель Германия потеряла контроль над Румынией, Болгарией, Грецией и частично – над Венгрией и Югославией. В сочетании с высадкой союзников в Нормандии, выходом из войны Финляндии и освобождением Белоруссии поражение Германии в войне всему миру становилось очевидным.

Вооружение

Однотипные корабли

Описание конструкции

Согласно спецификации, утвержденной 14 февраля 1915 года по длине и ширине новые эсминцы почти не отличались от предшественников (типа «Дерзкий»): длина наибольшая 93,26 (по грузовой ватерлинии 92,5 м.), ширина наибольшая 9,07 м. (по верхней палубе у мидель-шпангоута 8,6 м.). Нормальное водоизмещение возросло до 1326 т., средняя осадка до 3,2 м., что вызвало уменьшение высоты надводного борта примерно на 0,5 м. (в носу 5,54, у миделя и в корме – 2,6 м.). Теоретический чертеж, конструкция корпуса, расположение помещений и запасов жидких грузов, состав и устройство корабельных систем в основном такие же.

Разрез эсминца "ушаковской" серии

Корпус

В отличии от типа «Дерзкий», на «Левкасе» и систершипах отсутствовали бортовые продольные переборки в носовом котельном отделении, усилены бортовые ветви шпангоутов (угольники 100х65х8 мм., вместо 75х50х6 мм.), утолщены наружная обшивка (килевой пояс и ширстрек на 1,5 мм., 1-й пояс – на 1 мм.), настилка верхней палубы (на 1 мм.), увеличена высота котельного кожуха (с 600 до 750 мм.), добавлены 4 пожарных рожка на верхней палубе.

Энергетическая установка

Количество котлов пять, общая поверхность нагрева 3094 м 2 , рабочее давление пара 17 атм., состав вспомогательных механизмов прежний, но котельные вентиляторы и главные воздушно-конденсаторные насосы получили турбинные приводы, улучшена конструкция циркуляционных насосов, водо- и нефтеподогревателей, усовершенствована схема трубопроводов машинно-котельной установки.

Две главные турбины мощностью по 14500 л. с., при 630 об/мин – прямодействующие, усовершенствованной системы Парсонса (с активным регулировочным колесом). Улучшение электрооборудования коснулось схемы канализации тока, (повысилась живучесть, обеспеченно удобство переключения), электрической арматуры (облегчена, повышена надежность), расширилось применение телефонов вместо переговорных труб.

Запасы топлива 165, котельной воды 10 и питьевой 10 т. Полные запасы соответственно 330, 25 и 18 т.

Вооружение

2 октября 1914 года МГШ в докладе морскому министру предлагал заказать 8 эсминцев усовершенствованного типа «Дерзкий» с усиленным минным вооружением (6 трехтрубных аппаратов). Артиллерийскому вооружению отводилась вспомогательная роль (оставили 2 – 102-мм/60 орудия на баке и кормовом мостике). 31 октября технический совет ГУК согласился с мнением МГШ, но число трехтрубных минных аппаратов сократили до пяти, заменив шестой на третье 102-мм орудие.

1 ноября министр ознакомился с протоколом технического совета и распорядился: «Ничего не дожидаться, а строить ускоренным темпом те же миноносцы с небольшими улучшениями, которые вызваны опытом плавания». Уже 14 ноября МГШ потребовал установить на среднем мостике 152-мм гаубицу предназначенную для борьбы с подводными лодками. В августе 1915 года рассматривалась возможность замены 152-мм гаубицы на четвертое 102-мм орудие, но и на этом изменения не закончились. 21 марта 1916 года установку противолодочной гаубицы отменили, а 21 июня на основании доклада командующего флотом, со ссылкой на опыт боевых столкновений приняли решение о замене пятого (кормового) торпедного аппарата на четвертое 102-мм орудие с увеличением боезапаса с 600 до 800 унитарных патронов.

Таким образом, артиллерийское вооружение должно было составлять: 4 – 102-мм орудия, 2 - 40-мм зенитных автомата (заменены на 2 – 57-мм пушки) и 4 - 7,62-мм пулемета на тумбах.

Но, по результатам испытаний однотипного эскадренного миноносца «Петровский» , зенитное вооружение было изменено, на 76-мм зенитное орудие системы Лендера и 37-мм автомат системы Максима. Минно-торпедное вооружение включало 4 трехтрубных 450-мм торпедных аппарата и 80 мин заграждения на верхней палубе (в перегруз).

Модернизации и переоборудования

«Шаумян» вид с левого, с правого борта и сверху по состоянию на 1925 г.

Во время проведения восстановительного ремонта на «Шаумяне» между торпедными аппаратами №3 и №4 установили пеленгаторскую рубку, а на корме 76-мм зенитное орудие системы Лендера (четвертое 102-мм орудие пришлось сдвинуть к третьему).

С 1926 года в состав минного вооружения ввели мины заграждения образца 1926 года – 60 штук. Кроме этого корабль оснастили параванами-охранителями «К-1», а 7,62-мм пулеметы установили на зенитные станки. В результате полное водоизмещение выросло 1760 тонн.

В ходе капитального ремонта в 1928 – 1930 годах на корабле добавили второе 76-мм зенитное орудие системы Лендера, в носовом минном погребе разместили гирокомпас и центральный артиллерийский пост.

С 1933 года обновилось противолодочное вооружение, теперь оно включало 20 – 30 глубинных бомб ББ-1 и БМ-1.

В средине 1930-х годов на корабле заменили английский 9-футовый дальномер Барр и Струда на отечественный трехметровый ДМ-3. Также установили дымаппаратуру двух типов (ДА-1 паронефтяная и ДА-2 химическая). С 1935 года для постановки дымовых завес, эсминец имел до 10 дымовых шашек МДШ.

С 1937 года установлен радиопеленгатор «Градус-К».

С 1938 года устаревшие 7,62-мм пулеметы системы Максима заменили 12,7-мм ДШК.

В начале 1940-х годов зенитное вооружение корабля усилили двумя 45-мм пушками 21-К. Их установили побортно на полубаке, в районе носового 102-мм орудия.

Постройка и испытания

1916 год.

23 мая после спуска на воду эсминцев «Феодониси» и «Керчь» , на стапеле №3 заложили «Левкас» и «Корфу» .

1917 год.

«Корфу» слева и «Левкос» справа перед спуском на воду. Октябрь 1917 г.

С января название эсминца изменено на «Левкос».

1918 год.

С началом года достройка «Левкоса» и остальных недостроенных кораблей «ушаковской серии» приостановилась.

Осенью совместно с недостроенными эсминцами «Занте» , «Корфу» и «Цериго» передан правительству гетмана Скоропадского. Позже переданы Директории во главе с С В. Петлюрой.

1919 год.

В мае обследован комиссией ГУКа. Готовность низкая. Подготовлены к погрузке котлы и часть механизмов, верхняя палуба не зашита, отсутствуют мачты и трубы.

В августе совместно с недостроенными эсминцами захвачены белыми, занявшими Николаев. Вошел в состав Черноморского флота Вооруженных сил Юга России.

В сентябре обследован комиссией белых во главе с капитаном 1 ранга К. К. Рудниковым.

1920 год.

В конце января совместно с недостроенным эсминцем «Корфу» захвачен в Николаеве Советскими войсками.

«Левкос» в сухом доке в период достройки.

1925 год.

27 мая во время сильного шквала, находясь в Малом ковше завода, столкнулся с оборвавшим швартовы эсминцем «Петровский» .

19 октября предъявлен к испытаниям, а 9 декабря принят в казну. Затраты на восстановление составили 1 803 000 рублей.

История службы

Межвоенный период

1925 год.

10 декабря вступил в строй, а 12 декабря приказом РВС СССР №1176/252 зачислен в боевой состав МСЧМ .

С 14 по 22 сентября 1927 года маневры совместно с МСЧМ КР «Червона Украина» и «Коминтерн» , 2 КЛ , ОДЭМ , ОДПЛ , дивизион ТКА и дивизион СКА .

1928 год.

В начале года в составе 1-го дивизиона ЭМ совместно с ЭМ «Фрунзе», «Петровский», учебный поход Севастополь – Новороссийск – Батум.

С 27 мая по 7 июня совместно КР «Червона Украина», ЭМ «Фрунзе», «Петровский» визит в Стамбул (Турция).

12-13 и 17-19 сентября совместно с крейсерами, ЭМ «Петровский», ОДПЛ (5 ед.), группой ТКА (7 ед.), группой ТЩ (4 ед.) и ГИСУ маневры МСЧМ.

С 3 по 14 октября 1930 года, Совместно с КР «Червона Украина» и ЭМ «Незаможник» визит в Стамбул (Турция), Пирей (Греция), Мессину (Италия).

1931 год.

«Шаумян» после кап ремонта. Конец 1920-х, начало 1930-х гг.

10 июня обеспечивал подъем подводной лодки №16 (бывшая АГ-21) затонувшей во время учений в результате столкновения с ЭМ «Фрунзе».

С 10 по 13 октября совместно с ЛК «Парижская Коммуна» , КР «Коминтерн», «Профинтерн» , «Червона Украина», ЭМ «Дзержинский» , «Незаможник», «Фрунзе», 4 КЛ, МЗ , 3 ПЛ , 2 СКА, дивизион ТКА (12 ед.) двухсторонние маневры МСЧМ.

1932 год.

С 26 августа по 6 сентября совместно с КР «Профинтерн», «Червона Украина», ЭМ «Дзержинский», «Фрунзе», КЛ «Красная Абхазия», «Красный Аджаристан», «Красный Крым» штурманский поход в Азовское море.

1933 год.

«Шаумян» в походе. Конец 1920-х, начало 1930-х гг.

В течении года провел ремонт механизмов на 13-м судоремонтном заводе. Отремонтированы 3 котла, холодильник, ЭО, турбодинамо, трубопроводы, телефоны, РТС, кубрики и надстройки.

С 17 октября по 7 ноября Совместно с КР «Красный Кавказ» , ЭМ «Петровский» визит в Стамбул (Турция), Пирей (Греция), Мессину (Италия).

12 ноября Совместно с КР «Красный Кавказ», ЭМ «Фрунзе», «Петровский» встречали турецкий ПХ «Измир» возвращавшийся с советской делегацией из Стамбула в Одессу.

1935 год.

С 11 января года в соответствии с Положением о Народном коммисариате обороны СССР вошел в состав дивизиона эскадренных миноносцев Черноморского флота. В этом же году проведен капитальный ремонт.

«Шаумян» в походе. Конец 1930-х гг.

В 1936 году на корабле проводились испытания 76,2 мм зенитной пушки 34-К и спаренной 76,2 мм зенитной пушки 39-К.

В 1939 году на бортах корабля нанесли буквенные обозначения «ШМ» («Шаумян»).

1940 год.

С 25 по 31 октября участвовал в маневрах Черноморского флота на тему «Операция флота против баз противника при одновременном содействии флангу армии и обеспечении перевозок в восточной части Черного моря».

Участие во Второй мировой войне

1941 год.

В начале года литерные обозначения заменили на цифры. «Шаумян» получил номер «14». Первая цифра обозначала номер дивизиона, вторая – порядковый номер.

В июне находился в составе 1-го дивизиона эскадренных миноносцев в Севастополе.

В июле дислоцировался в Одессе.

С 17 по 20 июля совместно с КР «Коминтерн», 3 ТЩ обеспечение перехода Дунайской флотилии из Измаила в Одессу.

23 июля совместно с ТЩ «№27» постановка минного заграждения в районе Сулина (50 мин образца 1926г). Атакован германской авиацией. Бомбы разорвались близко от кормы в результате чего 3 кормовых орудия вышли из строя.

С августа на эсминце установлено защитное размагничивающее устройство.

6 августа совместно с КР «Комитерн», ЭМ «Незаможник», 2-м дивизионом КЛ, 5-м дивизионом ТЩ, 2-й бригадой ТКА, отрядом СКА вошел в состав отряда кораблей огневой поддержки северо-западного района Одессы.

9 августа Переход из Севастополя в Одессу с заместителем Наркома ВМФ вице-адмиралом Левченко.

13 августа совместно с ЭМ «Незаможник», КЛ «Красный Аджаристан» провел артиллерийский огонь поддержки в районе Григорьевка из р-на Сычавка.

14 августа совместно с ЭМ «Незаможник» и СКА провел артиллерийский огонь поддержки в районе Сычавка.

25 августа совместно с ЭМ «Беспощадный» , «Незаможник», «Фрунзе», КЛ «Красная Армения», «Красная Грузия», «Красный Аджаристан» провел артобстрел восточного сектора обороны Одессы.

27 августа совместно с ЭМ «Бодрый» , «Незаможник», «Смышленый», КЛ «Красная Армения», «Красная Грузия», «Красный Аджаристан» провел артиллерийский огонь поддержки в районах Свердлово, Кубанка.

29 августа совместно с ЛГКР «Червона Украина», ЛР «Ташкент», ЭМ «Смышленый», «Фрунзе» провел артиллерийский огонь поддержки войск обороняющих Одессу в районе дер. Ильинка, Чебанка.

30 августа совместно с ЛГКР «Червона Украина», ЛР «Ташкент», ЭМ «Смышленый» , «Бойкий» провел артиллерийский огонь поддержки войск обороняющих Одессу.

1 сентября проводил артиллерийский огонь поддержки войск обороняющих Одессу. При стоянке в Одессе получил попадание снаряда в ходовой мостик. Ранено 9 человек.

2 октября совместно с ЭМ «Бойкий», ТЩ, 15 СКА обеспечивал прикрытие перехода судов из Одессы.

7 октября совместно с КР «Коминтерн», МЗ «Сызрань», ТЩ «Земляк», КЛ «Красный Аджаристан» эскортировал из Одессы ТР «Большевик», «Чехов», «Жан Жорес», «Абхазия» и 2 баржи на буксире у СКР «Петраш».

14 октября совместно с ЛГКР «Червона Украина», «Красный Кавказ», ЭМ «Бодрый», «Незаможник», «Смышленый», «Дзержинский» в Одессе.

16 – 17 октября совместно с ЛГКР «Червона Украина», «Красный Кавказ», ЭМ «Бодрый», «Незаможник», «Смышлёный», СКР «Петраш», «Кубань», 4 ТЩ, 20 СКА эвакуация войск, в составе конвоя из 17 ТР, из Одессы в Севастополь.

«Шаумян» с бортовым номером «14». Вид с левого борта по состоянию на 1941 - 42 гг.

23 – 24 декабря совместно с ЭМ «Бойкий», «Способный» , МЗ «Коминтерн», «Островский», БТЩ «Мина», «Взрыв» и ТР «Серов», «Красногвардеец», «Дмитров», «Курск», «Фабрициус», перевозка войск в Севастополь (всего переправлено 9955 чел.).

26 декабря совместно с ЛГКР «Красный Крым» провел артиллерийский обстрел Феодосии. На следующий день вернулись в Новороссийск.

28 – 29 декабря совместно с ЛГКР «Красный Крым», «Красный Кавказ», ЭМ «Незаможник», «Железняков», ТР «Кубань» десант в Феодосийский порт. Поврежден (сбита грот-мачта), 2 убитых, 7 раненых (по другим данным 1 убит, 22 раненых). Получил попадание 3-х снарядов и 1-й мины, 2 надводные пробоины. Израсходовал 168 – 102-мм и 32 – 76-мм снарядов.

30 декабря совместно с ЛГКР «Красный Крым», «Красный Кавказ» провел артиллерийский огонь поддержки десанта. Вернулся в Новороссийск в охранении ЛГКР «Красный Крым».

1942 год.

14 – 15 января совместно с ЛГКР «Красный Крым», ЭМ «Сообразительный» , КЛ «Красный Аджаристан» провел высадку десанта в район Судака.

23 января совместно с ЛГКР «Красный Крым» приняли в Туапсе 1576 человек 544-го полка и перешли в Новороссийск.

24 – 25 января совместно с ЛГКР «Красный Крым», ТЩ «№16», 4 СКА высадил десант в район Судака.

13 февраля совместно с КР «Коминтерн» прорвался в Севастополь с войсками на борту (всего 1034 чел.).

27 февраля совместно с ЛГКР «Красный Крым» и ТР «Росток» прорвался в Севастополь с войсками на борту (всего 664 чел.).

«Шаумян» с бортовым номером «14». 1941 - 42 гг.

1 марта совместно с ЛГКР «Красный Крым», ЭМ «Железняков» поддержал ложный десант в район Алушты.

11 марта прибыл в Севастополь с ТР «Львов». Совместно с ЛГКР «Красный Крым» ушел из Севастополя.

23 марта эскортировал ТР «Василий Чапаев» из Поти в Севастополь (ТР потоплен вражескими торпедоносцами).

29 марта прибыл в Севастополь с ТР «Сванетия», ЛР «Ташкент» и ЭМ «Незаможник» (пополнения на кораблях всего 571 чел.).

3 апреля вышел из Новороссийска в Поти. В следствии плохой видимости и грубых нарушений штурманской службы, выскочил на камни в районе Геленджика возле мыса Тонкий и повредив днище, полу затонул. Разрушен от действия вражеской авиации и штормов.

Командиры

  • Заблоцкий В. П., Левицкий В. А. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» // Морская коллекция: журнал. - М., 2013. - В. 161. - № 3/2013.
  • Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда» . - М.: Военная книга, 2006. - С. 99. - ISBN 5-902863-10-4 .
  • Личный материал автора Верстюк А. Н.

Галерея изображений

П. А. Евдокимов 1932 г.
А. И. Заяц 1933 г.
Е. Н. Жуков 1937 г.
В. Н. Ерошенко 1938 г.

В этот день части восточного сектора обороны поддерживают крейсер лидер, эскадренные миноносцы "Смышленый", "Фрунзе", "Шаумян" и канонерская лодка "Красная Грузия" под общим командованием контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко.

Ведя контрбатарейную борьбу, "Фрунзе" получает ответное попадание крупнокалиберным снарядом. Несмотря на надводную пробоину в стыке борта и палубы, машинное отделение не пострадало. Осколками был убит один и ранено четверо моряков, включая командира корабля П.А. Бобровникова.

Обстановка под Одессой продолжала осложняться, и для помощи гарнизону осажденного города был задуман и проведен первый в ходе Великой Отечественной войны крупный тактический десант. Районом для его проведения был выбран участок деревни Григорьевка. Руководство десантом было поручено командующему эскадрой контр-адмиралу Владимирскому. Непосредственное командование отрядом кораблей десанта осуществлял командир бригады крейсеров капитан 1 ранга С. Г. Горшков. Для десанта был подготовлен 3 Черноморский полк морской пехоты (3000 человек), погрузка которого на корабли началась с 7 ч утра 21 сентября в районе Казачьей бухты Севастополя. Соединение вышло в море, взяв курс на Одессу в 13 ч 40 мин.

"Фрунзе" вышел из Севастополя в шесть часов утра, в тот же день. На нем в Одессу вышел контрадмирал Владимирский, для согласования действий с командующим Одесским оборонительным районом (OOP). Вместе с ним находился заместитель начальника штаба OOP, капитан 1 ранга С.Н. Иванов, при котором была вся штабная документация на проведение десантной операции.

Эсминец "Фрунзе" выходит в море

Гибель эсминца "Фрунзе".

В 14 ч, находясь в районе Тендровской косы, сигнальщики обнаружили, а затем и опознали горящую канонерскую лодку "Красная Армения". Придя на помощь получившему уже попадание авиабомбы кораблю, эсминец отбил повторную атаку немецкого бомбардировщика, и спустив шлюпку, начал спасение людей, плавающих в воде. Но почти сразу спасательные работы пришлось прервать из-за начавшегося нового налета. Эсминец, набирая ход, резко повернул в море и пошел зигзагом, уклоняясь от бомб девятки бомбардировщиков.

Несмотря на ожесточенный зенитный огонь и маневрирование, один из немецких пикировщиков добился попадания в район полубака эсминца. Частично был разрушен ходовой мостик, на котором многие погибли или были ранены, в том числе контрадмирал Владимирский и командир корабля В.Н. Ерошенко. После перевязки последний лично встал к штурвалу, заменив выбывшего из строя рулевого.

Противовоздушная оборона корабля быстро ослабевала, а атаки пикировщиков продолжались. Следующая бомба попала в кормовую часть эсминца у четвертого орудия. Корабль сильно встряхнуло, а затем он резко начал погружаться кормой. Вышли из строя правая машина, машинный телеграф и рулевое управление. "Фрунзе" медленно описывал циркуляцию.

В машинном и румпельном отделениях, в кормовом кубрике аварийные команды яростно сражались за свою жизнь и жизнь своего корабля. С громадным трудом им удалось ввести в строи правую машину.

Но, едва только команда успела вывести эсминец на мелкое место в районе Тендровской косы, начался очередной налет. "Фрунзе", на котором почти закончился боезапас для зенитных пушек, получил новые повреждения и выбросился на отмель. Та же участь постигла подошедший к нему буксир ОП-2. Часть моряков добралась вплавь до Тендровской косы, другие, оставшиеся на полузатонувшем ОП-2, были сняты торпедным катером в 17 ч 30 мин. Из команды "Фрунзе" спаслось 110 человек, погибло около 50.

Весь неравный поединок продолжался около двух часов. Дальнейшее же руководство операцией было поручено капитану 1 ранга С.Г. Горшкову.

Но. несмотря ни на что. в ночь на 22 сентября корабли десанта благополучно прибыли в назначенный район. Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного района, при поддержке корабельной артиллерии, перешли в наступление в восточном секторе. Комбинированный удар сухопутных войск, авиации и морского десанта закончился разгромом двух вражеских пехотных дивизий. Противник потерял около 6 тысяч солдат и офицеров и оставил плацдарм, с которого обстреливал город и ближайшие фарватеры. Корабли и суда получили возможность входить в порт и выходить из него, не опасаясь прицельного артиллерийского огня.

Оборона Одессы стабилизировалась до самой эвакуации города, проведенной в первой половине октября 1941 года. За период 1-15 октября 1941 г на кораблях из Одессы было эвакуировано до 80 тыс бойцов и командиров Приморской армии и Одесской военно-морской базы, 15 тыс. жителей, большое количество боевой техники и грузов. "Новики""-черноморцы в этот период активно участвовали в конвойных операциях.

На юге страны оборона Одессы продолжилась обороной Севастополя. В результате беспримерной в истории по героизму и продолжительности обороны Севастополя оказалась связанной на восемь месяцев трехсоттысячная группировка фашистской армии.

Для обороны города был создан постоянный корабельный отряд артиллерийской поддержки, в который вошли крейсера "Червопа Украина", "Красный Крым", "Красный Кавказ", эсминцы "Бодрый", "Незаможник", "Шаумян", "Железняков" и "Дзержинский". Отряд возглавил начальник штаба эскадры капитан I ранга В.А. Андреев.

В последних числах 1941 года, в дни, когда Севастополь отражал декабрьский штурм силами РККА и РККФ в период с 26 декабря 1941 по 2 января 1942 года была проведена Керченско-Феодосийская десантная операция – одна из крупнейших морских десантных операций Великой Отечественной войны. Целью ее было освобождение Керченского полуострова и создание плацдарма для действия наших войск по снятию блокады Севастополя и освобождению Крыма. Главным пунктом высадки десанта избрали Феодосийский порт, причалы которого позволяли швартовку боевых кораблей с войсками и тяжелой техникой. Командиром отряда высадки был назначен капитан 1 ранга Н.Е. Басистый.

Вечером 28 декабря из Новороссийска вышел отряд корабельной поддержки под командованием капитана 1 ранга В.А. Андреева в составе крейсеров "Красный Кавказ" и "Красный Крым", эскадренных миноносцев "Шаумян", "Незаможник" и "Железняков" с транспортом "Кубань", на борту которых находился передовой отряд десанта в составе более 5000 бойцов.

29 декабря, в 3 ч 00 мин отряд корабельной поддержки подошел к Феодосии и перестроился в кильватерную колонну. Головным шел эскадренный миноносец "Шаумян". Через 40 мин корабли легли на боевой курс и, уменьшив скорость до 6 уз, открыли огонь по порту Феодосия и селению Сарыголь. Эсминцы "Железняков" и "Шаумян" вели огонь осветительными снарядами по порту и узлам обороны противника. В 4 ч 40 мин "Шаумян" (330 десантников) первым из крупных кораблей вошел в Феодосийский порт. Вслед за ним в гавань вошли "Железняков" (287 десантников) и "Незаможник" (289 десантников). "Шаумян" под огнем противника подошел к Широкому молу и начал высадку десанта, которая длилась всего 20 мин. Одновременно эсминец вел огонь по огневым точкам противника. Вражеским снарядом на нем была сбита грот-мачта. После высадки десанта "Шаумян" вышел на рейд и оттуда продолжал обстреливать батареи противника.

Командир эсминца "Фрунзе " капитан-лейтенант ПЛ. Бобровников

Эскадренный миноносец "Незаможник" при входе в гавань тоже попал под сильный огонь противника. Стремясь вывести корабль из-под обстрела, командир эсминца при подходе к причалу приказал увеличить скорость, и корабль ударился носом в стенку, сильно повредив форштевень выше ватерлинии. По инициативе боцмана мичмана А.Г. Егорова десант высадился прямо с полубака всего за 16 мин. Затем "Незаможник" отошел на внешний рейд и в 9 ч 15 мин получил приказание следовать в Новороссийск На "Железнякове" же в ходе десантной операции погибло семь моряков, когда минометная мина взорвалась в кают-компании корабля. Высадка десанта первого броска была закончена к 11 ч 30 мин 19 декабря 1941 года. За время высадки эсминец "Шаумян" израсходовал 168 снарядов, "Железняков" 151, "Незаможник" 168.

Здесь война началась одновременно, как и по всей западной границе. Но здесь её ход заметно отличался от событий на Балтике.

В 3 ч 15 мин 22 июня 1941 года немецкая авиация провела налеты на Севастополь, Одессу, Измаил. Артиллерийскому обстрелу подвергся ряд населенных пунктов на берегу Дуная. Как и на Балтике, флот не понес в первый день войны никаких потерь. Силы гитлеровской коалиции, развернутые юго-западнее советской границы, во многом уступали Рабоче-кре- стьянской Красной Армии, а на море превосходство Черноморского флота над "полудюжиной румынских эсминцев" было просто подавляющим. Уже в первые недели войны линия фронта продвинулась на десятки километров в глубь Румынии. И только в июле под угрозой "нависающих" из северо-западной Украины танковых клиньев немецкой армии советские армии начали отход к Киеву и Одессе.

"Новики" на момент начала войны составляли 1-й дивизион эскадренных миноносцев Черноморского флота. В него входили: "Незаможник", "Фрунзе", "Железняков" (Бывший "Петровский"), "Дзержинский" и "Шаумян".

На начало войны гитлеровский флот не имел кораблей на Черном море. Румынский же флот состоял из 4 эскадренных миноносцев, 3 миноносцев, одной подводной лодки. 3 торпедных катеров, 3 канонерских лодок и двух минных заградителей. Почти все корабли румынского флота являлись устаревшими, а боеготовность личного состава очень низкой. Болгария же объявила войну Советскому Союзу символически, но реально ни в каких боевых действиях болгарские войска не участвовали.

Уже в первые дни войны Черноморский флот, пользуясь своим абсолютным превосходством, попытался вести боевые действия решительнее. Это почти сразу же привело к катастрофе, когда при первой же набеговой операции на румынский порт Констанца подорвался и затонул на минном заграждении один из лучших кораблей Черноморского флота лидер "Москва".


"Шаумян" в походе


На второй день войны, 23 июня, эсминец "Шаумян", в сопровождении тральщика выйдя на минную постановку в район Сулина, был на обратном пути атакован тремя бомбардировщиками. Так как зенитное вооружение у "Шаумяна" составляло лишь одио зенитное орудие калибра 76,2 мм и пара пулеметов (сведений о возможном усилении противовоздушной обороны корабля в предвоенные годы автором найдены не были), только по случайности бомбы легли в 60 метрах за кормой корабля. Но даже при этом силы гидравлического удара оказалось достаточно, чтобы все три кормовых 102-мм орудия вышли из строя.

Обстановка на Юго-Западном фронте к концу июля начала быстро ухудшаться. К августу советские войска оставили почти всю западную половину Украины. Бои шли за Киев, за Приднепровье. Десятого августа войска приморской армии были отрезаны от основных сил в районе Одессы. Начиналась героическая оборона Одессы.

Для поддержки Приморской армии 6 августа 1941 года был сформирован отряд кораблей Северо-Западного района. В их число вошли и "Незаможник" с "Шаумяном". С первых же дней обороны Одессы главной точкой приложения сил как нападающих, так и обороняющихся стал район поселка Григорьевка. Обладание им позволяло дальнобойной артиллерии взять под обстрел Одесский порт и прервать транспортное сообщение осажденного города. Первые атаки на Григорьевку отбили бойцы 1 морского полка, при поддержке корабельных орудий. Враг с большими потерями был отброшен севернее.

Положение снова обострилось с началом 20 августа немецко-румынской армией нового штурма Одессы. В этот день был оставлен Очаков, эвакуацию гарнизона которого в ночь на 21 августа прикрывал "Незаможник". В связи с этим 22 августа Одесский отряд был усилен пришедшим крейсером "Красный Крым". Его сопровождали эсминцы "Фрунзе" и "Дзержинский". В тот же день "Фрунзе" ведет обстрел позиции противника у селений Чабанка и Свердловка. В ходе его было выпущено 140 снарядов. 23 августа в Одессу приходит крейсер "Червона Украина", сразу же добавив "голоса" своих 15 130- мм орудий во фронтовую канонаду. Но, несмотря на огромные потери, румынские части после недолгой передышки возобновили наступление по всей дуге оборонительных позиции Одесского оборонительно го района. К 28 августа положение снова стало становиться опасным и потребовало дальнейшего усиления отряда кораблей Северо-Западного района.

В этот день части восточного сектора обороны поддерживают крейсер лидер, эскадренные миноносцы "Смышленый", "Фрунзе", "Шаумян" и канонерская лодка "Красная Грузия" под общим командованием контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко.

Ведя контрбатарейную борьбу, "Фрунзе" получает ответное попадание крупнокалиберным снарядом. Несмотря на надводную пробоину в стыке борта и палубы, машинное отделение не пострадало. Осколками был убит один и ранено четверо моряков, включая командира корабля П.А. Бобровникова.

Обстановка под Одессой продолжала осложняться, и для помощи гарнизону осажденного города был задуман и проведен первый в ходе Великой Отечественной войны крупный тактический десант. Районом для его проведения был выбран участок деревни Григорьевка. Руководство десантом было поручено командующему эскадрой контр-адмиралу Владимирскому. Непосредственное командование отрядом кораблей десанта осуществлял командир бригады крейсеров капитан 1 ранга С. Г. Горшков. Для десанта был подготовлен 3 Черноморский полк морской пехоты (3000 человек), погрузка которого на корабли началась с 7 ч утра 21 сентября в районе Казачьей бухты Севастополя. Соединение вышло в море, взяв курс на Одессу в 13 ч 40 мин.

"Фрунзе" вышел из Севастополя в шесть часов утра, в тот же день. На нем в Одессу вышел контрадмирал Владимирский, для согласования действий с командующим Одесским оборонительным районом (OOP). Вместе с ним находился заместитель начальника штаба OOP, капитан 1 ранга С.Н. Иванов, при котором была вся штабная документация на проведение десантной операции.


Эсминец "Фрунзе" выходит в море


Гибель эсминца "Фрунзе".


В 14 ч, находясь в районе Тендровской косы, сигнальщики обнаружили, а затем и опознали горящую канонерскую лодку "Красная Армения". Придя на помощь получившему уже попадание авиабомбы кораблю, эсминец отбил повторную атаку немецкого бомбардировщика, и спустив шлюпку, начал спасение людей, плавающих в воде. Но почти сразу спасательные работы пришлось прервать из-за начавшегося нового налета. Эсминец, набирая ход, резко повернул в море и пошел зигзагом, уклоняясь от бомб девятки бомбардировщиков.

Несмотря на ожесточенный зенитный огонь и маневрирование, один из немецких пикировщиков добился попадания в район полубака эсминца. Частично был разрушен ходовой мостик, на котором многие погибли или были ранены, в том числе контрадмирал Владимирский и командир корабля В.Н. Ерошенко. После перевязки последний лично встал к штурвалу, заменив выбывшего из строя рулевого.

Противовоздушная оборона корабля быстро ослабевала, а атаки пикировщиков продолжались. Следующая бомба попала в кормовую часть эсминца у четвертого орудия. Корабль сильно встряхнуло, а затем он резко начал погружаться кормой. Вышли из строя правая машина, машинный телеграф и рулевое управление. "Фрунзе" медленно описывал циркуляцию.

В машинном и румпельном отделениях, в кормовом кубрике аварийные команды яростно сражались за свою жизнь и жизнь своего корабля. С громадным трудом им удалось ввести в строи правую машину.

Но, едва только команда успела вывести эсминец на мелкое место в районе Тендровской косы, начался очередной налет. "Фрунзе", на котором почти закончился боезапас для зенитных пушек, получил новые повреждения и выбросился на отмель. Та же участь постигла подошедший к нему буксир ОП-2. Часть моряков добралась вплавь до Тендровской косы, другие, оставшиеся на полузатонувшем ОП-2, были сняты торпедным катером в 17 ч 30 мин. Из команды "Фрунзе" спаслось 110 человек, погибло около 50.

Весь неравный поединок продолжался около двух часов. Дальнейшее же руководство операцией было поручено капитану 1 ранга С.Г. Горшкову.

Но. несмотря ни на что. в ночь на 22 сентября корабли десанта благополучно прибыли в назначенный район. Утром 22 сентября войска Одесского оборонительного района, при поддержке корабельной артиллерии, перешли в наступление в восточном секторе. Комбинированный удар сухопутных войск, авиации и морского десанта закончился разгромом двух вражеских пехотных дивизий. Противник потерял около 6 тысяч солдат и офицеров и оставил плацдарм, с которого обстреливал город и ближайшие фарватеры. Корабли и суда получили возможность входить в порт и выходить из него, не опасаясь прицельного артиллерийского огня.

Оборона Одессы стабилизировалась до самой эвакуации города, проведенной в первой половине октября 1941 года. За период 1-15 октября 1941 г на кораблях из Одессы было эвакуировано до 80 тыс бойцов и командиров Приморской армии и Одесской военно-морской базы, 15 тыс. жителей, большое количество боевой техники и грузов. "Новики""-черноморцы в этот период активно участвовали в конвойных операциях.

На юге страны оборона Одессы продолжилась обороной Севастополя. В результате беспримерной в истории по героизму и продолжительности обороны Севастополя оказалась связанной на восемь месяцев трехсоттысячная группировка фашистской армии.

Для обороны города был создан постоянный корабельный отряд артиллерийской поддержки, в который вошли крейсера "Червопа Украина", "Красный Крым", "Красный Кавказ", эсминцы "Бодрый", "Незаможник", "Шаумян", "Железняков" и "Дзержинский". Отряд возглавил начальник штаба эскадры капитан I ранга В.А. Андреев.

В последних числах 1941 года, в дни, когда Севастополь отражал декабрьский штурм силами РККА и РККФ в период с 26 декабря 1941 по 2 января 1942 года была проведена Керченско-Феодосийская десантная операция – одна из крупнейших морских десантных операций Великой Отечественной войны. Целью ее было освобождение Керченского полуострова и создание плацдарма для действия наших войск по снятию блокады Севастополя и освобождению Крыма. Главным пунктом высадки десанта избрали Феодосийский порт, причалы которого позволяли швартовку боевых кораблей с войсками и тяжелой техникой. Командиром отряда высадки был назначен капитан 1 ранга Н.Е. Басистый.

Вечером 28 декабря из Новороссийска вышел отряд корабельной поддержки под командованием капитана 1 ранга В.А. Андреева в составе крейсеров "Красный Кавказ" и "Красный Крым", эскадренных миноносцев "Шаумян", "Незаможник" и "Железняков" с транспортом "Кубань", на борту которых находился передовой отряд десанта в составе более 5000 бойцов.

29 декабря, в 3 ч 00 мин отряд корабельной поддержки подошел к Феодосии и перестроился в кильватерную колонну. Головным шел эскадренный миноносец "Шаумян". Через 40 мин корабли легли на боевой курс и, уменьшив скорость до 6 уз, открыли огонь по порту Феодосия и селению Сарыголь. Эсминцы "Железняков" и "Шаумян" вели огонь осветительными снарядами по порту и узлам обороны противника. В 4 ч 40 мин "Шаумян" (330 десантников) первым из крупных кораблей вошел в Феодосийский порт. Вслед за ним в гавань вошли "Железняков" (287 десантников) и "Незаможник" (289 десантников). "Шаумян" под огнем противника подошел к Широкому молу и начал высадку десанта, которая длилась всего 20 мин. Одновременно эсминец вел огонь по огневым точкам противника. Вражеским снарядом на нем была сбита грот-мачта. После высадки десанта "Шаумян" вышел на рейд и оттуда продолжал обстреливать батареи противника.


Командир эсминца "Фрунзе " капитан-лейтенант ПЛ. Бобровников


Эскадренный миноносец "Незаможник" при входе в гавань тоже попал под сильный огонь противника. Стремясь вывести корабль из-под обстрела, командир эсминца при подходе к причалу приказал увеличить скорость, и корабль ударился носом в стенку, сильно повредив форштевень выше ватерлинии. По инициативе боцмана мичмана А.Г. Егорова десант высадился прямо с полубака всего за 16 мин. Затем "Незаможник" отошел на внешний рейд и в 9 ч 15 мин получил приказание следовать в Новороссийск На "Железнякове" же в ходе десантной операции погибло семь моряков, когда минометная мина взорвалась в кают-компании корабля. Высадка десанта первого броска была закончена к 11 ч 30 мин 19 декабря 1941 года. За время высадки эсминец "Шаумян" израсходовал 168 снарядов, "Железняков" 151, "Незаможник" 168.

25 января 1942 года "Шаумян" и "Железняков" участвуют в десантной операции в районе поселка Судак. Наступал 1942 год – год самой упорной борьбы и самых тяжелых потерь за все годы войны. И тем не менее на всем огромном, от Ледовитого океана до Черного моря, фронте были три самых страшных, самых кровавых места боёв за все четыре года войны: под Ленинградом, под Харьковым… И в Крыму!

Вторая оборона Севастополя стала такой же страницей славы России, как и первая оборона. Но, как писал классик марксизма-ленинизма: "самые храбрые, самые преданные бойцы будут разгромлены, если они будут плохо вооружены". В первой половине 1942 года немецкая авиация смогла действовать на морских коммуникациях Севастополя настолько эффективно, что каждый рейс в осажденный город превратился в игру со смертью. В отличие от Ленинграда Севастополь не смог удержать свою "Дорогу Жизни". Крепость медленно угасала из-за отсутствия бензина, снарядов и продовольствия.

В это время, с января по июнь 1942 года, наши ветераны флота совершили в общей сложности 15 рейсов в осажденный Севастополь. Каждый такой рейс был не просто боевым походом, а прорывом через минные поля противника под постоянной угрозой атаки со стороны подводных лодок, торпедных катеров, авиации. "Новики" в числе других кораблей раз за разом выходили на артиллерийскую поддержку войск Севастопольского оборонительного района. 3 апреля 1942 г. в результате навигационной ошибки погиб "Шаумян".

17 апреля 1942 года "Дзержинский" и крейсер "Коминтерн" участвуют в сопровождении небольшого конвоя от Батуми до Туапсе. 240-я истребительная авиационная бригада была "с имуществом" принята на борт "Коминтерна" и доставлена по назначению, как и танкер с бесценным в эти дни горючим. Истребители же, по всей видимости, направлялись на фронт "своим ходом" (3).

13 мая настал час эсминца "Дзержинский". Он участвовал в переброске войск Приморской армии из Новороссийска в пылающий Севастополь, направляясь туда в группе с крейсером "Красный Крым" и эсминцем "Незаможник". "Дзержинский" подорвался на мине ив 12 ч 27 мин затонул. В августе того же 1942 года отремонтированный "Незаможник" снова участвует в эвакуации, по теперь уже Новороссийска.

После падения Крыма и Севастополя фронт приблизился к самым границам Грузии, остановившись только у Туапсе и заснеженных высокогорных перевалах Кавказа. Зажатый войной в юго-восточный угол Черного моря, понеся серьёзные потерн. Черноморский флот оказывается в положении, схожем с положением Балтийского, практически так же запертого в восточной части Финского залива. В сентябре 1942 года флот наносит удары корабельной артиллерии по пунктам базирования вражеских войск в Ялте и Феодосии. В этих действиях снова приняли участие "Железняков" и "Незаможник" Так, например, для уничтожения плавсредств противника в Феодосийском порту 13 октября из Поти вышли эсминец "Незаможник" и сторожевой корабль "Шквал". В 1 ч 42 мин 14 октября корабли с 57 кабельтовых открыли огонь. Израсходовав 151 снаряд на кораблях, на берегу заметили несколько взрывов и пожаров. Повторно корабли обстреливали Феодосийский порт 20 декабря 1942 года.

До решающего перелома в Великой Отечественной войне в море выходят только легкие силы флота.

4 февраля 1943 года "новики" ведут поддержку отвлекающего десанта в районе Южной Озерейки. Бои на "Малой Земле" под Новороссийском уже шли без них – окончательно устаревшие и изношенные черноморские"новики" уже с начала 1943 года не участвуют в боевых действиях. Их не было пи под Новороссийском в 1943 году, ни у крымского побережья в мае 1944 года. В целом же после бездарной набеговой операции, закончившейся 6 октября 1943 года гибелью трех лучших кораблей Черноморского флота во главе с лидером "Харьков", до самого конца войны действия советских крупных надводных кораблей на Черном море отличаются крайней пассивностью. Даже в мае 1944 года, в ходе освобождения Крыма, несмотря на полное превосходство над противником во всех родах войск. Ставка не решается использовать флот.

Тогда же командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский предпринимает последнюю попытку использовать у Херсонеса корабли размером "несколько больше, чем торпедный катер": 9 мая 1944 года из Батуми в Поти был переведен крейсер "Красный Крым", а также эсминцы "Незаможник" и "Железняков". Очевидно, адмирал считал, что ему разрешат рискнуть хотя бы старыми кораблями, но не произошло и этого. Ставка, обещая отдать приказ крупным надводным кораблям действовать, с решением явно медлила.

На этом война для "новиков"-черноморцев закончилась. А еще через три месяца закончилась и сама война на Черном море. В течение буквально десяти недель Германия потеряла контроль над Румынией, Болгарией, Грецией и частично – над Венгрией и Югославией. В сочетании с высадкой союзников в Нормандии, выходом из войны Финляндии и освобождением Белоруссии поражение Германии в войне всему миру становилось очевидным.

Просмотров