DSC00378

О спектакле «Тётки в законе» ТАТД

На такой спектакль хорошо пойти в пятницу, чтобы забыть обо всех неприятностях и проблемах, имевших место быть в течение рабочей недели. Посидеть в театральном кафе, потом удобно устроиться в комфортабельном кресле и погрузиться в веселую, озорную, остроумную атмосферу театрального представления.

Представления, которое представляет собой классическое триединство времени, места и действия — «комедию положений», с ее непредсказуемыми коллизиями, которые заставляют вас ждать: а что еще придумали постановщики, как они «выйдут» из очередного эпизода?

А выходят они всегда, что называется, с честью! Невозможно предугадать развитие сюжета в этой комедии по пьесе А. Коровкина, уже известного тульскому зрителю по спектаклю «Палата бизнес-класса». Открываются и закрываются двери — и каждое такое открытие означает рождение новой ситуации.

Вот две немолодых женщины ведут диалог, обсуждая недавнее происшествие — визит грабителя, который ударил по голове одну из них, Генриетту Карловну (ее роль исполняет Ирина Васина), и похитил серебряные вилки — диалог длится долго, это вступление в пьесу, из которого становится ясно, что тетки ждут в гости племянника Роберта (Ян Воробьев), что, вторая сестра, Роза (заслуженная артистка России Ирина Федотова), печет пирожки с капустой, а на кухне завелась мышь, которую надо либо поймать, либо уничтожить. Вместо мышеловки сестры находят мышьяк, в свое время позаимствованный в зубной клинике, где одна из них (вот не запомнил, кто именно!) работала… А тем временем открываются и закрываются двери, звонит телефон, раздается дверной звонок — в подарок Генриетте Карловне, имениннице, доставляют инвалидную коляску (она ведь жаловалась по телефону, что после удара по голове не может стоять на ногах), при этом выясняется, что это коляска покойного мужа дарительницы… Попутно мы узнаем, что кроме Роберта, которого ждут тетки, есть еще один племянник, и о нем сестры стараются забыть, потому что он давно отбывает наказание, что у Роберта, кажется, дела идут неважно… Что к ним приходили с предложением продать дом, в котором они живут и т. д. «Вступительная часть» заканчивается с визитом чиновника Бабакина, роль которого блестяще исполняет Сергей Пыжов.

И начинается главное. Этот Бабакин от имени мэрии предлагает сестрам переехать из родового дома в «однушку» на окраине (потом в «двушку», дело даже доходит до «трешки»!), потому что именно здесь решено построить торговый центр (знакомо?), но не успевает уговорить сестер, потому что как раз тут все и начинается!

Начинается совершенно блестящая игра всего ансамбля актеров, каждый из которых отлично дополняет и оттеняет другого. Нельзя не отметить исполнение роли полицейского Кувыкина заслуженным артистом России Игорем Небольсиным, даже в комедии положений умеющего передать психологию своего персонажа, не упомянуть о дуэте Яна Воробьева и Юрия Богородицкого (брат Роберта Эрик), о Елене Берестеневой, играющей невесту Роберта Ингу (хотя на фоне других ее исполнение все-таки оставляет впечатление некоторой схематичности).

Не буду пересказывать сюжет. Скажу только, что в спектакле масса оригинальных находок, эксцентрики (спасибо хореографу Валерию Сухову), как всегда, замечательное музыкальное оформление Ларисы Козловой, живописные костюмы (художник Елена Погожева)… словом, есть все, что делает спектакль зрелищным.

Вот почему аплодисменты раздаются с завидной частотой и регулярностью, практически, после каждого удачного решения той или иной сценки, а в конце зрители долго не отпускают артистов.

Не случайно же спектакль с успехом идет уже более двух лет. Это, кстати, (последняя?) постановка Гаральда Стрелкова, запомнившегося нам странной трактовкой «Грозы» Островского («Отчего люди не летают», помните? Я запомнил только отсутствие декораций, унылые костюмы и летающие ведра…)

Удивительно, что художественное решение «Теток в законе» никак не напоминает почерк этого мэтра! Хотя это как раз и хорошо.

И в заключение — о том, что речь актеров в этом спектакле была на удивление понятной, без скороговорок, пафоса и перебивания друг друга. Чья это заслуга? Постановщика (Александр Дубровин), режиссера или в этом спектакли сами исполнители вдруг решили озвучивать свои роли именно так — не знаю. Но это здорово!

Анатолий Филиппов