f2e21bda029125feff6590955a503c92

Заметки о спектакле «Юнона» и «Авось»

На спектакле «Юнона» и «Авось» аншлаг. В чём же причина такой любви зрителя к нашему первому мюзиклу? Конечно, из-за великолепной музыки Алексея Рыбникова, но что ещё привлекает зрителей? Люди всегда сопереживают разлучённым влюблённым ― это беспроигрышный вариант. Влюблённые не могут соединиться, потому что принадлежат разным вероисповеданиям: он православный, она католичка, и нужно разрешение римского Папы на брак. В наше время это не актуально, можно только порадоваться, что религиозная терпимость в современном мире значительно шире. Но ситуация, в которой находятся Резанов и Кончита, конечно, драматична. Хотя мне видится смысл истории так: русского дипломата посылают налаживать отношения с испанской Калифорнией. Он не удержался и соблазнил дочку губернатора. (Даже если граф Резанов хотел жениться на ней для упрочнения дипломатических отношений, их интимная связь должна была состояться после брака.) А тут Кончита исповедалась: такой скандал. Удар по репутации России. Так-то граф служит государю! Поэтому Резанов стремится, как можно быстрее попасть в Петербург, что бы опередить слухи о своём легкомысленном поступке и попросить царя ходатайствовать перед Папой, чтобы тот дал разрешения на брак с Кончитой. Страх перед гневом Александра Первого — главная движущая сила стремительной гонки через всю Сибирь, в результате которой Резанов простудился и умер, а вовсе не любовь к Кончите. Хотя зритель предпочёл бы, конечно, романтическую версию событий.

Зрителя, конечно, завораживает цифра в 30 лет ― сколько Кончита ждала возвращения Резанова, и я думаю, что за всё это время у неё не закралось подозрение, что граф попросту её обманул, именно по той причине, что их брак должен быть государственным делом. Русский царь не потерпел бы обмана.

Вторая, не менее важная причина популярности рок-оперы «Юноны» и «Авось» в том, что поэт Андрей Вознесенский и композитор Алексей Рыбников смогли удачно сыграть на струнах русской души: это и церковные песнопения, введенные в постановку, и гимн Андреевскому флагу. Но главное, Андрей Вознесенский выдвинул девиз: «наша вера ― авось», этот девиз лучше всего, на мой взгляд, подходит для народа, борющегося за своё выживание на бескрайних просторах России. В этом девизе робкая надежда на чудо и бесшабашная удаль, казалось бы, в безнадёжных ситуациях, составляющие наш национальный характер.

Что касается постановки, то, на мой взгляд, актёру, играющему Резанова, не хватало надрыва Караченцева, но в целом он хорошо справился со своей ролью. Все другие актёры тоже были на высоте.

Михаил Остроухов