Год образования казанского ханства. Историческая справка: Казанское ханство

Образование Казанского ханства началось в 1438 году, когда окончательно распалась Золотая Орда. Его столицей стала Казань, а первым правителем - Улуг-Мухаммед. Территория ханства простиралась от реки Сура до и от Верхнего Прикамья до Самарской Луки.

Казанское ханство состояло из четырёх основных округов-даруг: Алатского, Арского, Галицкого и Зюрейского. Из даруг выделялись улусы, в каждый из которых входило несколько поселений. На территории ханства проживали тюркоязычные и финно-угорские народы. Население называло себя казанлы. Их религией было мусульманство.

Наиболее уважаемыми сословиями по традиции считались знать и духовенство. Важнейшие лица из них входили в состав единственного органа власти - Дивана. К военным сословиям относились огланы и казаки. Огланы являлись командирами конных войск, а казаки - простыми солдатами.

К непривилегированным сословиям относились торговцы, крестьяне, ремесленники и вольнонаёмные работники. Они должны были платить определенные ясак (10% дохода), клан (оброк), кулуш, салыг, бач, култыка, сала-хараджи (сельский налог), харадж хараджат (налог на торговлю), сусун (продовольственная подать), тютыньсяны (налог с каждой трубы), гулюфэ (фураж), постой.

Также на землях Казанского ханства процветало крепостничество и рабство. (киши) трудились на землевладельцев. Подобную работу выполняли и рабы-военнопленные. Через 6 лет такой раб получал свободу, но все равно не имел права покидать территорию страны.

Должность главы государства именовалась "хан-чингизид". Его советники, эмиры, также являлись командующими войска. Часто хан-чингизид лишь формально управлял страной, а на деле он был полностью зависим от Дивана. Должности в Диване передавались по наследству и являлись пожизненными. В исключительных обстоятельствах созывался курултай, на котором присутствовали представители сразу трёх самых важных слоёв населения: войска, духовенства и земледельцев.

Жители Казахского ханства выращивали рожь, ячмень, полбу и овёс. Также была развита охота, бортничество, рыболовство, пчеловодство, кожевенное дело.

Не меньшее значение имела торговля. Внешняя была более развита, чем внутренняя, например, Казанское ханство имело торговые отношения с Россией, Персией и Туркестаном. Особое место в экономике государства занимала работорговля. Рабами обычно становились многочисленные военнопленные.

В Казанском ханстве повсместно господствовал ислам. Духовенство возглавлял сеид, который являлся прямым Также лицами духовного звания считались шейхи, имамы, муллы, данишменды, дервиши, хаджи и хафизы. Кроме ислама в ханстве был распространён суфизм, пришедший из Туркестана.

Основным и наиболее многочисленным Казанского ханства была многочисленная конница. Пехота и артиллерия также присутствовали, но были малочисленны и довольно незначительны по сравнению с конницей.

Так как для наступательной войны армия Казанского ханства была недостаточно большой, казанцы вели тактику оборонительной войны, периодически совершая набеги на области, находящиеся во владениях русских князей.

В 1467 году русские войска организовали поход на Казанское ханство с целью посадить на престол человека, лояльного к После этого в 80-х годах 15 века русское правительство регулярно вмешивалось в борьбу за престол ханства. Результатом этого противостояния стал захват Казанского ханства в 1487 году московскими войсками и занятие казанского престола послушным Москве ханом Мухаммед-Эмином. В 1552 году армия Ивана IV штурмом взяла Казань, следствием чего стало присоединение Казанского ханства к Московскому княжеству. После этого события Казанское ханство как отдельное государство перестало существовать.

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО – военно-феодальное государство в Сред. Поволжье, отколовшееся от Золотой Орды (1438–1552). Основано свергнутым золотоордын. ханом Улук-Мухаммедом (1438–45) и его сыном Махмутеком. Запад. граница К.х. проходила по нижней Суре, юж. граница на правобережье Волги – по р. Кубня, на левобережье – по Каме, на В – по Каме; на СВ в состав ханства входили земли юж. удмуртов, на СЗ – луговых марийцев. Оседание татар на территории К.х. началось о вторжения не менее чем 40-тысяч. отряда Улук-Мухаммеда. Общая численность населения в ханстве в сер. 16 в. была ок. 450 тыс. чел. Из татар, составлявших в К.х. меньшинство, формировался господствующий слой. Ясач. татар не было. Преобладали ясач. чуваши (ок. 200 тыс. чел.), проживавшие в Приказанье, Заказанье ( ), север. ицентрал. частях территории современ. Чувашии. Значител. долю населения составляли ясач. марийцы и удмурты. Ханству подчинялась часть башкир и восточ. мордвы. Из среды нетатар. народов были мелкие и сред. феодалы – сотные и десятные князья, тарханы. Численность татар росла за счёт притока из Большой Орды, Ногайской Орды, Крым. и Астрахан. ханств, с Азова. К.х. делилось на 6–7 наместничеств – даруг, управляемых эмирами. Кроме Казани, в ханстве были небольшие города Арск, Лаиш, Мамадыш, Алат, Елабуга, Веда-Суар (Чебоксары), Кам, Тэтеш. В К.х. собственной чеканки монет не было, в основном пользовались рус. монетами.

Преобладающая часть населения занималась сел. хозяйством – земледелием, животноводством, а также охотой, бортничеством, сел. ремёслами. В городах были представлены кожевен., кузнеч., медные, ювелир., гончар. и др. ремёсла. Ханство имело торговые связи с Русью, Кавказом, Сред. Азией, Сибирью. Численность армии, состоявшей из гвардии, отрядов отдел. феодалов и ополчения ясач. людей, доходила до 60 тыс. чел.

В К.х. господствовала восточ. форма феодал. отношений. Феодал. землевладение выступало в виде ясакодержания: были земли государствен., ханские (дворцовые), вакуфные (духовенства), эмиров, биков, мурз, огланов (сойюргал), обрабатываемые ясач. людьми, платившими ясак – феодал. ренту, а также государствен. налоги и пошлины. Сами феодалы хозяйства не вели, но имели усадьбы с дворцами и просторными дворами. Сотные и десятные князья, тарханы, казаки владели земел. участками за службу. Хан и татар. феодалы держали большое количество рабов из пленных. В 20–40-х гг. 16 в. в ханстве томились 100 тыс. рус. пленных.

Верхов. власть принадлежала хану. При нём существовал совет круп. феодалов, в к-ром глав. роль играли 4 карачи из извест. эмир. фамилий (Ширин, Баргын, Аргын, Кыпчак). Созывались курултаи – съезды феодалов. За 114 лет сменилось 14 ханов.

Ясачные чуваши, как и марийцы и удмурты, находившиеся в феодальной зависимости от хана и отдельных татар-ских князей, платили своим владельцамя с а к (десятинную подать) хлебом, мёдом, пушниной и деньгами; калан – подать с возделанных земельных участков, тютюнсани – налог с дома (с дыматĕ-тĕм ), очага; салыг– подушный налог; даругамную подать – налог на содержание ханских наместников и чиновников; запросные деньги – чрезвычайный налог (в основном во время войн), поставляли продовольствие для войска и фураж для конницы, обеспечивали питанием проезжающих послов, курьеров и чиновников, делали элите подарки и подношения. С ясачных людей собиралипошлины: судебную, свадебную, дорожно-мостовую, торговую (тамга), за провоз товаров, судовую (с лодок и др. судов). Сбором государствен. налогов и пошлины ведалдиван – финансовое ведомство хана; осуществляли их сбор специальные чиновники, часто в виде реквизиций с участием воин. отрядов. Феодалы и чиновники собирали в свою пользу сверхокладные поборы. Ясачные люди выполняли в пользу хана повинности: ямскую (обслуживание подводами ямских станций), постойную (предоставление помещений в своих домах проезжающим чиновникам, военным и др.), по по-стройке и ремонту городских стен, укреплений, дорог и мостов. Тяжелейшей повинностью ясачных людей бы-ла служба в ханском войске или отрядах князей во время войн. Приказан. и заказан. чуваши, являвшиеся преимущественно крепостными татарских феодалов, постепенно отатаривались. я сач. чуваши систематически выступали против гнёта ханов и феодалов. В 1496 участвовали в вооружённом восстании против хана Мамука, непомерными платежами вызвавшего ненависть ясачных людей и городского трудового населения, к-рый вынужден был оставить престол.

После завладения в 1521 казанским престолом крымскими ханами податный гнёт народа усилился. В 1531 в результате восстания временно были изгнаны из Казани хан Сафа-Гирей и его ставленники – крымцы-ногайцы. Происшедшее в кон. 1545 «смятение великое» в народе завершилось вторичным изгнанием Сафа-Гирея, к-рый, однако, обещав ногайским князьям передать им горную сторону – Чувашию и Горномарийский р-н, а также Арскую сторону (Южную Удмуртию) в их владение, силами ногайского войска возвратил себе казанский престол.

На территории Чувашии располагалось немало ханских военных лагерей – укреплений с глинобитными и деревянными стенами и жилыми постройками, происходили военные действия между казан. и рус. войсками. Казан. войска шли по ней походом против рус. 31 раз, рус. полки на Казань – 33 раза. Летописи сообщают об 11 сражениях, разоривших чуваш. селения, принёсших населению неисчислимые бедствия. Грабител. набеги на чуваш. селения совершали также ногайские отряды.

Со времени основания до 1487 К.х. вело войны с Моск. Русью, с 1487 по 1521 находилось в вассал. зависимости от неё. В 1521 казан. престол занял крым. хан Сахиб-Гирей, за ним – Сафа-Гирей. В 1524 К.х. признало вассал. зависимость от Турции, казан. войско возобновило походы на рус. земли. Рус. государство с 1545 начало Казан. войну. В 1546 чуваши и горные марийцы, узнавшие о намерении Сафа-Гирея передать их во владение ногайским князьям, восстали против хан. зависимости, призвали на помощь рус. полки. В 1551 правобереж. чуваши, горные марийцы, восточ. мордва по челобитью, мирно вошли в состав Рус. государства. В 1552 Казань взята рус. войсками. К.х. перестало существовать.

Лит.: Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923; Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Казань, 1960; История Чувашской АССР. Т. 1. Ч., 1983; Бахтин А.Г. XV–XVI века в истории Марийского края. Йошкар-Ола, 1998.

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО (1438–1552) – крупное феодальное государство со столицей в г.Казань на территории Волжско-Камского Булгара, от Волги до Вятки и от Оки до Камы, образованное в результате распада Золотой Орды.

Крупное государственное объединение Золотая Орда к концу 14 – в первой половине 15 в. распалось на ряд отдельных государств – Ногайскую орду, Крымское, Астраханское , Казанское, Сибирское и др. ханства.

Этнический состав Казанского ханства был характерен для среднего степного Поволжья – собственно казанские татары (потомки волжских булгар), удмурты, чуваши, мари, башкиры, мордва и др.

Основателем Казанского ханства в 1438 считается Улу Мухаммед хан (потомок Джучи и Тохтамыша), свергнувший своего предшественника.

Высшей государственной властью обладал хан, но его деятельность ограничивалась «диваном» (советом крупных феодалов). Правящую элиту Казанского ханства составляли представители четырех феодальных знатнейших родов – Ширин, Баргын, Аргын и Кыпчак. За ними иерархически следовали эмиры, султаны и мурзы.

Население Казанского ханства разделялось на «кара халюк» (черных людей) – свободных крестьян, плативших ясык (подати) феодалам, «кул» – феодально-зависимых крестьян, «чура» – военнопленных и рабов.

Армия хана достигала до 60 тыс. регулярного войска – ханской гвардии, отрядов феодалов и крестьянского ополчения.

Во второй половине 15 в. окрепшее Московское княжество начинает активную борьбу с Казанским ханством. В 1487, в результате похода русских войск на Казань, был свергнут Али-хан, а на престол посажен его брат, Мухаммед Эмин, ставленник Московского князя Ивана III. Тем самым Казанское ханство было поставлено в вассальную зависимость от Московского княжества.

Русский протекторат над Казанским ханством длился до 1521, пока власть в ханстве в результате переворота не захватили представители династии крымских ханов Гиреев. После смерти Мухаммеда Эмина (1518) его приемника, царевича вассального Москве Касимовского ханства (на территории современной Рязанской области) Шаха-Али, в 1521 свергает брат Крымского хана Сахиб Гирей. С этого момента начинается новая веха Казанского ханства в жестком противостоянии с Великим Московским княжеством (молодым царством Российским), вплоть до его завоевания Иваном IV Грозным.

Сразу же после захвата власти Сахиб Гирей заключил союз с Крымским, Астраханским ханствами и с Ногайской ордой, которые опирались на Турцию. В том же году казанские и крымские татары совершили набег, опустошив окрестности Москвы. В 1524 казанским ханом становится Сафа-Гирей, который официально признает Казань вассалом турецкого султана.

У московского правительства возникла жизненно важная необходимость обезопасить свое существование в связи с усилением влияния Турции и ее вассалов – Крымского (на юге) и Казанского (на востоке) ханств. В 1523 для обороны от татарских набегов была возведена укрепленная крепость Васильсурск (Нижегородская область), а в 1551 – крепость Свияжск (место впадения реки Свияги в Волгу) под руководством русского инженера Ивана Выродкова. Они стали опорными пунктами в борьбе с Казанским ханством. Военной фазе покорения Казани Московским княжеством предшествовала длительная дипломатическая подготовка – Иван IV Грозный сумел внести раскол в ряды мусульманской коалиции противоборствующих правящих группировок в татарском лагере и привлечь на свою сторону ногайского мирзу Исмаила.

В 1552, собрав огромное войско (ок. 150 тыс.), Иван IV лично возглавил поход на Казань. Выдвинувшийся с войском к Туле после призыва турецкого султана Сулеймана II Великолепного на помощь своему казанскому союзнику, крымский хан Давлет-Гирей не решился на открытое столкновение с основными силами русских войск и повернул назад.

В августе того же года Иван IV приступил к осаде Казани. Осада была отлично спланирована. Под руководством И.Выродкова были построены сложные осадные сооружения; под хорошо укрепленные стены Казани были подведены земляные подкопы и заложен порох; была задействована передовая артиллерия. Генеральный штурм Казани начался 2 октября 1552 взрывом части городских стен. Русские войска ворвались и захватили город. Казань пала, а Казанское ханство прекратило свое существование. Все среднее Поволжье было присоединено к русскому царству.

В честь покорения Казанского ханства в 1551–1556 в Москве на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, известный как храм Василия Блаженного.

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет

Кафедра истории и культурологии

Реферат на тему:

«История Казанского ханства»

Выполнил: студент гр. 20

Минубаев И.З.

Проверил: д.и.н., доцент

Никонова С.И.

Казань 2010

Содержание

Стр.

Введение

3

Образование Казанского ханства

4

Территория и население. Первый период существования ханства

5

Экономическая жизнь. Хозяйство, ремесло и торговля

7

Государственное правление и общественный строй

10

Культура казанского ханства

13

Политическая история. Вторая половина 15 века

15

Политическая история. Первая половина 16 века

21

Завоевание Казанского ханства

26

Список литературы

33

Введение

История Казанского ханства наполнена обороной от своего соседа, которая сопровождалась сложными процессами внутри государства: экономические отношения провели в государственном организме водораздельную линию и разбили его на два различных уклона. Одно течение старалось приспособиться к давлению со стороны внешних врагов и выработать формы совместного симбиоза сначала - в виде союза, затем - в виде личной унии двух государств. Другое течение старалось решительно отмежеваться от внешних врагов и вело борьбу за свою полную независимость, на условиях взаимного равновесия обоих держав. Такая борьба двух течений сопровождалась эволюцией политической мысли и ростом государственного самосознания; она была богата яркими моментами, выдвинула немало талантливых деятелей и заслуживает большого внимания.
Целью данного реферата является как можно наиболее полно раскрыть ход казанской истории того периода, показать отношения с Русским государством.
Русских историков история Казанского ханства интересовала лишь как материал для изучения продвижения русского племени на восток. При этом надо отметить, что они преимущественно уделяли внимание последнему моменту борьбы – завоеванию края, в особенности – победоносной осаде Казани, но оставили без внимания те постепенные стадии, которые проходил процесс поглощения одного государства другим. Главной задачей данной работы как раз и является раскрытие всех стадий существование Казанского ханства. При написании реферата использовались в качестве источников литературы работы казанских авторов.

Образование Казанского ханства
Последний золотоордынский хан Улу- Мухаммед со своей семьей и оставшейся армией в 1438 году пришел к Белеву, небольшому русскому городку на Оке – эти земли были в составе Золотой Орды. Здесь он думал перезимовать, но великий князь московский Василий II захотел выжить хана оттуда и послал против него многочисленное войско, которое однако было разбито татарами. Через год Улу-Мухаммед появился под стенами Москвы и, простояв там 10 дней, отступил. Зимой 1445 года он ходил на Муром, но взять его не смог и ушел. Весной того же года хан отправил против великого князя свою армию под руководством двух сыновей – Махмутека и Якуба. Василий II пошел к ним навстречу снова с большим войском, но попал в плен в сражении под Суздалем, и царевичи отвезли его к своему отцу в Нижний.
В конце августа 1445 года Улу-Мухаммед со своими сыновьями двинулся из Нижнего Новгорода к Курмышу – небольшому городку в современной западной Чувашии. Там Василий II получил от хана и его старшего сына Махмутека свободу.
Имя Улу-Мухаммеда после октября того же года больше не упоминается в источниках. Его внезапное исчезновение в какой-то степени находит отражение в сообщении «Казанской истории» о том, что Махмутек убил своего отца и младшего брата Якуба (вернее будет сказать, Юсуфа). Был ли хан убит или он умер своей смертью, – остается загадкой, ибо сообщений об этом в других источниках нет. Но ясно одно, что он сошел с исторической арены, уступив свое место старшему сыну.
Первым ханом, начальным правителем Казанского ханства был Махмутек, и никто другой. Бесспорно, и до него в Казани был свой правитель, но он был не ханом, а лишь князем, т. е. главой Казанского княжества с центром вначале в Старой, а позднее в Новой Казани.
После захвата власти Махмутеком, т. е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом. Именно в этот период, т.е. в 30 – 40-х годах XVвека, возникли и другие татарские ханства, образованные после окончательного распада Золотой Орды.
Однако перечеркнуть имя Улу-Мухаммеда из истории Казанского ханства конечно же невозможно: именно с его приходом в Среднее Поволжье связаны те исторические события, которые предопределили образование нового татарского государства – Казанского ханства. К тому же он является родоначальником династии казанских ханов, которая оказалась наиболее стабильной, и именно она правила государством в период его могущества.
Наконец, в связи с описанными выше событиями необходимо обратить внимание учащихся на один существенный и принципиальный вопрос. В той же «Казанской истории» сообщается, что вместе с Улу-Мухаммедом пришли тогда 3000 воинов. Это – явно приуменьшенное число. Армия золотоордынского хана даже в период распада государства, когда от него ушли многие военачальники и часть войска, никак не могла составлять такое мизерное количество. Да и происходившие затем известные нам события говорят о том, что Улу-Мухаммед располагал еще немалыми силами. Его армия разгромила 40-тысячное войско Василия II, а с отрядом в 3000 воинов сделать это было просто невозможно; также невозможно было осаждать с этим войском Москву в течение 10 дней всего год спустя, а в 1445 году еще раз разгромить московское войско и взять в плен самого великого князя. Учитывая все это, есть основание говорить о том, что армия Улу-Мухаммеда состояла из несравнимо большего числа воинов, чем указано в «Казанской истории».
Следовательно, вместе с Улу-Мухаммедом в Среднее Поволжье пришло солидное количество татарского населения, сыгравшее большую роль в окончательном формировании народности казанских татар.
Территория и население. Первый период существования ханства
Казанское ханство занимало довольно большую территорию северной зоны бывшей Золотой Орды. На востоке его пределы доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. Самые южные пределы ханства по обширным берегам Волги простирались вниз по реке почти до пределов Сары-Тау (Саратов). Наиболее четкой являлась западная граница – это река Сура, за которой располагались уже земли, находившиеся в подчинении Русскому государству. На севере владения Казанского ханства простирались на уровне средних течений Вятки и Камы и почти граничили с таежной зоной.
Кратко описанная выше территория Казанского ханства являлась его общей территорией, территорией государства, занятой, кроме татар, и другими народами, которые были в подчинении Казани.
Татары занимали основные, центральные земли ханства – это главным образом Заказанье, т. е. довольно обширная область к северу от Камы между Волгой и Вяткой. Значительная часть татарского населения проживала также на Горной стороне – в правобережье Волги и в бассейне Свияги, в ее среднем и нижнем течениях. Менее заселенными являлись тогда земли восточнее Вятки на Елабужской стороне и, конечно, степное Закамье – там татарские поселения располагались чересполосно лишь по берегам Камы, Черемшана и некоторых небольших рек северо-западной части закамской низменности.
Земля Казанского ханства, занимая чрезвычайно удобное и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и Камы, отличалась исключительным природным богатством и удивительной красотой. Лесостепная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и вовсе высокогорными плато, высокоурожайные поля и богатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек – все это было весьма привлекательно, и не зря посещавшие эту землю чужестранцы восхищались ее красотой и богатством.
Говоря об основном, татарском населении Казанского ханства, которое занимало описанные выше центральные земли этого государства, следует обратить особое внимание на следующее. В первый период существования ханства, т.е. во второй половине XV века, в качестве названия его народа наряду с этнонимом «татары», параллельно применялись слова «булгары» и «бесермены». Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими.
«Бесермены» же – несколько искаженная, летописная форма «бусурман», т.е. русской транскрипции «мусульман», ибо татары являлись мусульманами. Было и третье название – «казанцы». Несмотря на чередование перечисленных терминов, основным названием, этнонимом татарского населения Казанского, да и других соседних ханств, было «татары».
В Казанском ханстве, главным образом в его столице Казани, проживали представители и некоторых других народов, например, армяне и иные кавказцы в так называемой Армянской слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов и наместников, вооруженные отряды для их охраны. Их стало больше во времена русского протектората в различные годы первой половины XVI столетия.
Таким образом, несмотря на то, что Казанское ханство было многонациональным государством, его основное население составляли татары.
Экономическая жизнь. Хозяйство, ремесло и торговля
Основным видом хозяйственной деятельностинаселения Казанского ханства являлось земледелие. Применялась паровая система, сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, полбу, просо, гречиху, горох, чечевицу. Сельскохозяйственная техника была связана с предшествующей, известной еще с булгарских времен.
Большое значение в хозяйственной жизни играло скотоводство. Долины Волги, Камы и их притоков, широкая низменность под Казанью были богаты обширными заливными лугами с сочной травой, где паслись большие стада животных – лошади, коровы, мелкий рогатый скот. Особое значение придавалось коневодству; преобладающая часть первоклассных коней шла на пополнение ханского войска.
Обширные, часто не обжитые лесные пространства, предоставляли большие возможности для развития разных промыслов, среди которых огромное значение имела заготовка пушнины. Помимо «кун (куниц) дорогих и белок», о чем писал А.Курбский, охотились на бобров. В источниках говорится о бобровых гонах – местах, где водились бобры и устраивали свои норы в лесных речках; на них выдавалось специальное разрешение. Помимо ценнейшего меха, бобр давал еще так называемую бобровую струю.
Развитое земледелие и природные богатства края давали большие возможности для развития различных ремесел, снабжая их сырьем. Земледелие предоставляло прядильные растения (коноплю, лен), а скотоводство и охота - шерсть и меха. Хозяйство тогда было натуральным, и почти все сельское население занималось прядением, ткачеством и кожевенным ремеслом. Выделывались все основные сорта хорошей кожи: юфть, цветной сафьян, плотная и толстая подошвенная кожа. В широком употреблении была и сыромятная кожа – прочный и незаменимый материал в шорном производстве для изготовления конской упряжи и воинского снаряжения. Из шкур домашних животных вырабатывалась овчина, а лесной промысел давал дорогой мех, который являлся также ценным товаром экспорта.
Обширные леса являлись источником богатейшего материала – дерева для строительства домов, оборонительных укреплений городов (башни, ворота, частоколы), мечетей, мельниц мостов, других сооружений; дерево являлось также незаменимым материалом в судостроении. В источниках нередко говорится о различных судах: стругах, паузках, насадах.
Помимо плотничного и столярного дела широкое распространение получило строительство каменных сооружений - ханских дворцов и палат, «мурованных», т.е. кирпично-каменных мечетей, «златоверхих теремов». В строительном деле применяли блочный камень, кирпич, цемент, орнаментированный гипс.
Весьма широкое развитие получила в Казанском ханстве, как в городе, так и на селе, резьба по камню, выражавшаяся, кроме строительства и архитектуры, в изготовлении больших намогильных камней. Еще более массовым, повсеместным было гончарное производство: производство простой и художественной керамики, которая по форме и орнаментации напоминает глиняную посуду XIII – XIV веков, распространенную на территории бывшей Волжской Булгарии, но больше – на нижней Волге, в собственно золотоордынских городах. Естественно, керамика периода Казанского ханства имеет и некоторые свои особенности.
Особо выделялось кузнечное и оружейное дело, ибо вообще нельзя себе представить существование целого государства без вооружения, без орудий труда как сельскохозяйственных, так и промышленных, без производства соответствующих инструментов для изготовления этих орудий, вообще без металлообработки как черной, так и цветной.
Из драгоценных и полудрагоценных металлов делали различные украшения. Ремесленными центрами по изготовлению ювелирных изделий являлись не только города, но и отдельные села в Заказанье, которые еще долго продолжали эту традицию даже после покорения Казани. Несомненно, помимо домашнего производства, основанного на натуральной форме хозяйствования, были настоящие ремесленники, даже ремесленные объединения в городах, изделия которых, особенно ювелирные, кожевенные, среди последних знаменитые казанские ичиги, занимали достойное место на внешнем рынке.
Казанское ханство имело крупную международную транзитную торговлю с целым рядом стран Западной и Восточной Евразии. Еще в самый начальный период существования этого государства его столица Казань установила тесные торгово-экономические отношения с несколькими известными тогда центрами мирового рынка.
С целью лишить татар важных торговых позиций, в 1523 году Василий III запретил русским купцам ездить на эту казанскую ярмарку и основал близ Нижнего Новгорода новую, получившую впоследствии название Макарьевской. Однако, как сообщает С.Герберштейн, от такого перенесения Московия сама ощутила большие невыгоды. «
Итак, география международного товарообмена Казанского ханства была достаточно обширной – от Фландрии на западе до Персии на востоке. В промежутке между ними и Русь, и народы Севера, и непосредственные соседи Казани, и другие татарские ханства и княжества..
Собственно татарскими товарами являлись: мед, хлеб, казанская рыба, ювелирные, кузнечные, и гончарные изделия, дорогая кожа (юфть, сафьян) и кожевенные изделия, среди них изящные женские сапожки; вывозили также строительный лес и другое сырье. Помимо международной существовала, естественно, и внутренняя торговля. В Казани, других городах, в центрах даруг и крупных селах в течение всего года по пятницам шла бойкая торговля самыми разнообразными товарами – это скот, мясо, зерно, мед, воск, масло, сырая и дубленая кожа и все то, что нужно в хозяйстве земледельца, скотовода и ремесленника: сани и телеги, плуги и сохи, хомуты и дуги, лопаты и вилы, пилы и топоры, серпы и косы, котлы и ведра...
И во внешней, и во внутренней торговле большую роль играли деньги. В Казанском ханстве не чеканились собственные монеты (причины этого пока не выяснены), в обороте там ходили бывшие золотоордынские диргемы 20 – 30-х годов XVвека.
Государственное правление и общественный строй
Казанское ханство являлось средневековым феодальным государством восточного типа. Во главе государства стоял хан из бывшей династии Джучи. Как и в былые золотоордынские времена, ни один человек, не будучи джучидом, не имел права на трон как в Казанском, так и в любом другом татарском ханстве. Известно, что ханы, как и императоры, короли, цари, шахи, получали трон по наследству. Бесспорно, бывали случаи назначения, даже избрания монарха, когда династия прекращала существование по причине отсутствия наследника по всем ветвям этой династии или когда умирал государь, не объявив своего преемника. Нередко бывали случаи, когда короля, царя, хана смещали или даже убивали в результате государственного переворота, дворцовых интриг, борьбы различных партий за власть и т.д.
При казанском, как и при любом другом татарском хане, существовал диван, т.е. государственный совет из известных карача-биев золотоордынских родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак, из представителей феодальной знати и крупных военачальников, а также высшего духовенства. Среди карачи выделялся улу (большой) карача – так названы в русских летописях Булат Ширин, «карача казанский большой» и его сын Нурали Ширин. Феодальную элиту представляли улусные эмиры и беки; они же являлись руководителями воинских соединений в военное время. От них в значительной степени зависело проведение государственной политики как внутри страны, так и за рубежом. Среди высшего духовенства особое место занимал сеид – глава всех мусульман Казани и казанской земли. Если учесть, что в Казанском ханстве ислам являлся государственной религией, то роль сеида в политической и идеологической жизни татар была огромной
Ханская администрация состояла из довольно большого числа членов аппарата управления и служителей. Существовали различные чины при дворе ханов, среди которых главенствовали хранители: финансов, печати, ключей, ханского двора, арсенала. Имелись высокие должности организатора ханской охоты, аталыка – воспитателя ханских детей. В канцелярии управления ханством был целый ряд чиновников, среди которых источники особо отмечают тех, которые выполняли ответственную работу в сфере внешних сношений.
Помимо руководителей и служителей центрального аппарата, существовал целый ряд других должностей, которые отвечали за ту или иную область политического и экономического управления ханством. Это – хакимы и кадии, т.е. судьи, решающие дела на основе мусульманского законодательства; судовые, полицейские, таможенные чиновники, чиновники на заставах, посланники, различные уполномоченные.
В административном отношении ханство делилось на даруги (русская форма «дорога») – малые улусы-области, которые можно было бы сравнить с позднейшими уездами. Известны Алатская, Арская, Гаречская («Галицкая» в летописях), Зюрейская, Ногайская даруги, центрами которых являлись города Алат, Арск, Челны (Тябердино-Челны) и другие.
Выше было отмечено, что Казанское ханство являлось типичным феодальным государством. Это выражалось в первую очередь в наличии там тех атрибутов, которые присущи в целом средневековому феодализму, прежде всего в типах землевладения. Таких типов было три. Первый – землевладение отдельных лиц, т. е. крупных феодалов, которые назывались эмирами или беками («бий»). Второй тип землевладения в Казанском ханстве – это землевладение высшего духовенства. Наконец, третий тип – государственное землевладение: во владении самого государства находились большие, неприкосновенные земельные и лесные угодья, доход с которых шел непосредственно в государственную казну.
Крупные феодалы являлись представителями высшей родословной знати, владельцами наследственных земель. Как и в золотоордынское время, в случае войны они становились военачальниками своего улусного войска, т. е. войска отдельной даруги, и по приказу хана должны были явиться с этим войском в полном вооружении. Чуть ниже рангом, но наиболее многочисленной, основной группой феодалов, были мурзы («мурза» дословно означает сын эмира или бека). Надо полагать, что наиболее влиятельные из них также имели право на наследственное владение землей.
Ступенькой ниже мурзы стоял оглан (улан). Если в эпоху Золотой Орды огланом называли ханзадэ-царевича, то в период Казанского ханства его значение несколько сузилось – так стали теперь называть служилых феодалов-военачальников; это типа «детей боярских» в Русском государстве в XV – XVII веках. В средневековье не было постоянных регулярных армий в современном понятии – они являлись в основном ополченскими, собиравшимися в полном составе в случае больших походов и войн. Однако существовали все же какие-то постоянные части в виде ханских и княжеских дружин или военного гарнизона, вокруг которого собиралось потом все войско страны. Вот в таких частях и служили огланы определенный срок. Отслужив этот срок, огланы возвращались к себе домой и получали заслуженную землю.
Наконец, на низшей ступени феодальной иерархии стояли казаки. Они составляли основное ядро ханского войска в военное время и делились на внутренних и внешних. Казаки занимали промежуточное положение между феодалами-тарханами и основными массами крестьян. Однако они составляли весьма значительную силу, на которую опиралась правящая элита при решении важных государственных дел. Землю казаки также получали за службу в пользу хана, т. е. государства.
Рядовые люди в Казанском ханстве носили обычное название «кешел?р» (люди); по-другому их звали еще «кул» (рука), что означало земледельца, по-видимому, зависимого от тархана.
Культура казанского ханства
В Казанском ханстве, прежде всего в его столице Казани, широкое развитие получили строительное дело и архитектура, в том числе и монументальная. Это подтверждается сообщениями очевидцев, данными писцовых книг середины XVI века, некоторыми выдающимися архитектурными памятниками, сохранившимися на территории Казанского кремля, а также обнаруженными там при археологических исследованиях фундаментами тогдашних строений и некоторыми архитектурными деталями.
Писцовые книги 1563 – 1568 годов зафиксировали на территории кремля несколько мечетей, сохранившихся от разрушений при завоевании Казани, среди них названная выше Муралеева и мечеть у ханского дворца. О существовании мечетей монументальной застройки не только в кремле, но и в самом городе, в его пригородах-слободах, например, в слободе Кураишево, даже в сельском Заказанье, свидетельствуют некоторые данные писцовых книг и отдельные рисунки подобных сооружений чуть более позднего времени. Помимо ханского дворца и мечетей, были, особенно на территории Казанского кремля, и другие сооружения кирпично-каменной кладки. Часто упоминаются в источниках различные «палаты», т. е. дворцы, среди них того же Нурали Ширина («Муралеева палата»).
Выдающимся памятником культового зодчества Казанского ханства, сохранившимся на территории кремля города Казани, является знаменитая башня Сююмбике.
Это – Благовещенский собор, Спасская башня и некоторые другие объекты кремля (вторая половина XVI века), Дрябловский дом(XVII век), Петропавловский собор (XVIII век). Если бы и башня Сююмбике была построена в один из этих периодов, то это стало бы известно так же, как и названные только что памятники.
На территории Казанского кремля сохранился еще один памятник культового зодчества татар – это здание бывшей, уже не раз упомянутой мечети Нурали (в настоящее время оно используется в качестве столовой). Долгие годы после падения Казани эта старая мечеть служила артиллерийским складом, потом ее превратили в церковь Введения, а в 1854 году отреставрировали под Дворцовую церковь, тогда она была значительно изменена в своей верхней половине. Однако о былых татарских временах свидетельствуют такие яркие элементы национальной архитектуры фасада второго этажа, как система и формы колоннад между окнами со скосами в верхней части.
Данные археологических исследований показывают, что архитектура Казани обогащалась резной орнаментацией, облицовкой стен мозаичными и майоликовыми плитами, а также узорными кирпичами и облицовочными плитами с изящным орнаментом. Материалы раскопок не оставляют сомнений в существовании в средневековой Казани ремесленников-художников, более того, целой школы этих мастеров по изготовлению перечисленных выше видов декорировки дворцов, палат, мечетей, мавзолеев и иных сооружений.
Массовым видом ремесла, доведенного до уровня искусства, была резьба по камню. Самого высокого уровня развития достигло ювелирное искусство, изготовление различных украшений из благородных металлов в сочетании с самоцветами, т.е. драгоценными камнями.
Достаточно широкую распространенность получила в Казанском ханстве письменность на основе арабской графики, появившаяся в крае еще в начальный период Волжской Булгарии и явившаяся основой грамоты в Золотой Орде. Обучались, как и прежде, в мектебе и медресе; вероятно существование медресе и высшего типа, например, известное медресе Кул Шерифа. Грамотность была необходима в первую очередь представителям администрации и духовенства, но и среди населения она имела достаточное распространение. На арабской графике писались официальные документы внешнеполитического характера, деловые бумаги, ярлыки, а также эпитафии, письма, поэмы.
В Казани и на казанской земле была широко известна восточная поэзия. Зачитывались великолепными творениями Рудаки и Фирдоуси, Омара Хайяма и Маади, Низами и Саади, своих ранних поэтов: Баласагуни и Кул Гали, Кутби и Саифа Сараи, Харазми и Рабгузи... В Казанском ханстве появились и новые поэты, среди них: Мухаммед-Амин (он же хан, конец XV – начало XVI веков), Мухаммедъяр, Эмми-Камал, Гариф-бек, Максуди, Кул Шариф (он же известный казанский сеид, национальный герой татарского народа – первая половина XVI века). В Казани было много других придворных и народных поэтов.
Кроме письменной литературы, последующее развитие получило и устное народное творчество. Легенды и предания о возникновении Старой и Новой Казани своим происхождением, несомненно, связаны с этим периодом. Литературоведы относят к этому же времени такие произведения эпического характера, как «Алпамыш», «Чура-батыр», «Джик-Мэргэн», «Ханэкэ-Солтан байты» и др. В казанский период получил широкое распространение героический эпос «Идегей».
и т.д.................

С распадом Золотой Орды, несмотря на огромный урон, нанесенный походами Тамерлана, внутренней междоусобицей и смутой, государ­ственность и другие завоевания средневековой та­тарской цивилизации не были утеряны; они полу­чили новое воплощение и дальнейшее развитие в татарских ханствах, образовавшихся на обломках улуса Джучи. Речь идет о таких новообразовани­ях, как Астраханское, Казанское, Касимовское, Крымское, Сибирское ханства, Ногайская Орда. Правопреемницей Золотой Орды, как уже говори­лось, была Большая Орда, просуществовавшая до 1502 года. Наиболее сильными и влиятельными были Казанское и Крымское ханства, оставившие глубокий след в истории.

Казанское ханство образовалось на землях бывшей Волжской Булгарии. Здесь в период Зо­лотой Орды произошли серьезные изменения. По­степенно пришли в упадок центральные районы страны с городами Булгар, Сувар, Буляр, Ошель, Кашан и другие. Население этих городов частью было увезено на Нижнюю Волгу для строитель­ства Сарая и других городов, а частью перемеща­лось на северо-восток, на Казанку и в другие мес­та, спасаясь от ханских повинностей и поборов.

Сильно страдали булгарские земли от набегов Русских ушкуйников, начавшихся одновременно с первыми смутами в Сарае, ибо разбойники почув­ствовали ослабление государственной власти. На-Р Я ДУ с ограблением своих, русских городов, на­пример Костромы, Углича, Нижнего Новгорода, эти речные пираты ходили походами на Булгар, "Сукотин и некоторые другие города по Каме в 1360, 1366, 1374 и 1391 годах. Они грабили горо­ду получали выкуп, уводили людей в плен. Не ° с тались в стороне и некоторые русские князья,


Вооружение

казанского воина.

Середина XVI

века-

предпринявшие походы на Среднюю Волгу в 1370, 1376 и 1431 годах. Последний поход, совершенный Федором Пестрым, воево­дой великого князя Василия II, явился разрушительным для Булгара, после чего этот город навсегда сошел с исторической арены.

В это время восходит звезда Казани, города, расположенного у впадения реки Казанки в Волгу. В XIV-начале XV века на­блюдается быстрый рост этого города, нередко называемого «Но­вый Булгар». Казань превращается в новый торгово-экономичес­кий и административно-политический центр булгарских земель.

Поэтому не случайно опальный хан Золотой Орды Улу-Му-хаммед, оказавшись в затруднительном положении, обратил свои взоры именно на Казань. Правда, какое-то время после Белева он со своими сыновьями Махмутеком, Касимом и Якубом нахо­дился в Нижнем Новгороде. Весной 1445 года его армии, руково­димой Махмутеком и Якубом, удалось разгромить в битве под Суздалем войско великого князя Василия II, а его самого взять в плен.


Согласно сообщениям источников, в конце августа 1445 года Улу-Мухаммед с сыновьями двинулся из Нижнего Новгорода к Курмышу - небольшому городку на западе современной Чува­шии. Там Василий II получил от хана и его старшего сына Мах-мутека свободу и вернулся в Москву. Почему Улу-Мухаммед не занял Москву и не поставил там свой ханский престол - остает­ся загадкой.

Имя Улу-Мухаммеда после октября того же года больше не упоминается в источниках. Его внезапное исчезновение в какой-то степени находит объяснение в сообщении «Казанской исто­рии», что Махмутек убил своего отца и младшего брата Якуба-Был ли хан убит или умер своей смертью - все же неясно, ибо


названное сообщение не подтверждается другими источниками. Яо ясно одно: Улу-Мухаммед в 1445 году покинул историческую сцену, уступив место старшему сыну.

Именно Махмутек осенью 1445 года захватил Казань, убил местного правителя (князь Азый, по Никоновской летописи) и основал здесь новое ханство. Таким образом, изменился статус Казани: из центра области она превратилась в столицу суверен­ного государства во главе с ханом-джучидом. Это государство су­ществовало независимо от Большой Орды. Более того, оно пре­тендовало на то, чтобы самому быть правопреемницей Золотой Орды в отношениях с Москвой и другими княжествами Северо-Восточной Руси, отобрав таким образом у Большой Орды право получения «выхода» из названных княжеств. В этом следует, очевидно, искать корни многих политических коллизий второй половины XV века на огромном постордынском пространстве.

Итак, Казанское ханство было основано Махмутеком в 1445 году. Отдадим должное и хану Улу-Мухаммеду как одному из ос­нователей Казанского ханства. Именно с его приходом в Среднее Поволжье связаны те события, которые предопределили образо­вание этого татарского государства. К тому же он является родо­начальником династии казанских ханов, которая оказалась наи­более стабильной, именно она правила государством в период его могущества.

Следует сказать также о численности татар, пришедших в Казань вместе с Махмутеком. В «Казанской истории» называется цифра: 3000 воинов. Это явно заниженная цифра. Армия золото-ордынского хана даже в период распада государства, когда от него ушли многие военачальники и часть войска, никак не мог­ла быть столь мизерной.

Описанные выше события 1438-1445 годов позволяют ска­зать, что Улу-Мухаммед располагал немалыми силами. Его ар­мия в 1438 году под Белевом победила 40-тысячное московское войско, а с отрядом в 3000 воинов сделать это было просто не­возможно. Также невозможно было с таким малым отрядом раз­громить московское войско под Суздалем в 1445 году и взять в плен самого великого князя Василия П.

Логически рассуждая, можно прийти к следующему выводу. Если Улу-Мухаммед победил русскую армию в 40 тысяч воинов, то его войско было едва ли меньше. Таким образом, общую чис­ленность татарского населения улу-мухаммедовской орды можно определить примерно в 200 тысяч человек. В историко-этногра-фической науке для определения численности населения того или иного средневекового государства или города принято число воинов умножать на пять.

Казанское ханство занимало довольно большую территорию северной части бывшей Золотой Орды. На востоке его пределы Доходили до Уральских гор и граничили с Сибирским ханством. На юго-востоке и юге простирались обширные степи, занятые Ногайской Ордой. Здесь каких-то определенных границ не было.


Но условную черту можно было бы провести по пойме реки Са­мары. По обеим берегам Волги земли ханства простирались по. чти до нынешнего Саратова. Наиболее четкой являлась западная граница - по реке Суре, за которой лежали земли, подчиненные Русскому государству. На севере владения Казанского ханства достигали Средних Вятки и Камы.

Из книги немецкого дипломата Сигизмунда Герберштейна «Записки

Свидетельство о московитских делах» (XVI век):

«Царство Казанское, город и крепость того же имени, расположен

на Волге, на дальнем берегу реки, почти в семидесяти милях ниже Нижнего Новгорода; с востока и юга по Волге это царство граничит с пус­тынными степями, с летняго же востока смежны с ними татары, называемые шейбанскими [сибирские]... За татарами казанскими прежде всего встреча­ем татар с прозвищем ногаи, живущих за Волгою, около Каспийского моря, по реке Яику... Астрахань, богатый город и великое татарское торжище, от которого получила имя вся окресть лежащая страна, находится на десять дней пути ниже Казани...»

Земля Казанского ханства, занимая чрезвычайно удобное и выгодное положение в месте соединения двух крупнейших рек Восточной Европы - Волги и Камы, отличалась исключитель­ным природным богатством и удивительной красотой. Лесостеп­ная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и с высокогорными плато, высокоурожайные поля и бо­гатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек - все это было весьма привлекательно и удобно для жизни. Не зря идеолог русского дворянства XVI века Иван Пересветов в своих «челобитных» - просьбах царю Ивану IV называл Казанское ханство «подрайскою землею, угодьем великим», призывая ско­рее завоевать его.

Эти богатые земли в XV-XVI веках были довольно плотно заселены. Население Казанского ханства было многонациональ­ным. Вот как определял этнический состав его участник взятия Казани в 1552 году князь Андрей Курбский: «Во кроме татарс­кого языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чу­вашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский. - Ф. Р.), пятый - башкирский».

Татары занимали основные, центральные земли ханства - это главным образом Заказанье - довольно обширная область к северу от Камы между Волгой и Вяткой. В этой зоне историками зафиксировано 500 татарских селений из общего их количества на территории государства 700. Значительная часть татар про­живала на Горной стороне - в правобережье Волги и в бассейне Свияги: 150 селений. Менее обжитыми были тогда земли восточ­нее Вятки на елабужской стороне и степное Заказанье - там та­тарские селения располагались чересполосно с черемисскими, чувашскими, удмуртскими по берегам Камы, Черемшана и дру­гих небольших рек.

Говоря об основном, татарском населении Казанского ханства, следует обратить внимание на следующее обстоятельство. В первып


период существования ханства (вторая половина XV века) в каче­стве названия его народа наряду с этнонимом «татары» применя­лись слова «булгары» и «бесермены» (мусульмане). Тем самым уТБ ерждалась преемственная связь между Волжской Булгарией и Казанским ханством, отдавалось должное тому бесспорному факту, чт о волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар. Вместе с тем в XV-XVI веках слово «булгары» постепенно выходило из употребления.

В некоторых случаях основное население ханства называли просто «казанцы». В этом нет ничего удивительного, ибо в ан­тичности и средневековье население какого-либо государства не­редко именовали по названию столичного города: римляне, мос­ковиты и т. д.

Несмотря на чередование перечисленных терминов, наиболее часто употребляемым этнонимом основного населения Казанско­го ханства, да и других ханств, было «татары». Этот этноним четко зафиксирован в самых разнообразных исторических источ­никах того времени: в русских летописях, писцовых, разрядных и межевых книгах; в записках западноевропейских путешествен­ников и дипломатов (Иосифат Варборо, Альброджо Контарини, Сигизмунд Герберштейн, Адам Олеарий); в сохранившихся шерт-ных (клятвенных) грамотах некоторых татарских ханов, напри­мер казанского Абдул-Латифа и крымского Менгли-Гирея; в от­дельных произведениях устного народного творчества.

§ 23. Экономическая жизнь

Как и в Волжской Булгарии, главной отраслью хозяйства Ка­занского ханства являлось сельское хозяйство, в котором первое место занимало земледелие.

В системе земледелия был сделан, несомненно, определенный шаг вперед. Прочно утвердился севооборот с паровым полем. В технике обработки земли серьезных изменений не наблюдалось. В черноземных районах Северного Закамья, в бассейне Свияги и в южной полосе Заказанья применялся удобный для глубокой вспашки плуг сабан с характерным лемехом, резаком и полица-Ми на двухлошадной упряжке. В более северных районах, на Подзолистых почвах пользовались сохой с двумя железными со­шниками и однолошадной упряжкой. Выращивали рожь, пшени-Цу, ячмень, овес, полбу, просо, гречиху, горох, чечевицу, овощ­ные культуры.

В тесной связи с земледелием развивалось скотоводство. Оно Также достигло значительных успехов. Долины Волги, Камы и и х притоков, широкая низменность под Казанью были богаты °бширными заливными лугами с сочной травой. Здесь паслись большие стада домашних животных - лощади, коровы, мелкий Рогатый скот. Особое значение придавалось коневодству; боль­шая часть первоклассных коней направлялась на пополнение Ланского войска.

Кроме быстроногих коней, разводили и другие породы лоша­дей - седельных, подводных, обозных, ездовых. Конина счита­лась у татар любимым и весьма полезным для здоровья продук­том питания.

Просмотров