Политология как наука: объект, предмет, функции, методы. Западный и отечественный подход к определению политической науки

Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и logos – знание.

Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.

Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Как научная дисциплина политология является синонимом политической науки. Понятие «политическая наука» имеет множество определений, она рассматривается как: а) форма духовной и творческой деятельности по получению новых знаний о политической действительности; б) социальный институт по передаче, хранению и производству политических знаний. Целью политической науки является приобретение нового знания о политической реальности.

Политология представляет систему развивающихся знаний, состоящую из общей теории политологии, прикладной политологии и истории политической мысли. Содержание политологии как теории политики составляет ряд блоков: а) система знаний о сущности и основах политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений понятие субъектов политики, движущих силах и мотивах их действий; б) теория политической власти в) учение о политических системах и институтах; г) теория политической культуры; д) комплекс знаний в области международной политики.

Центральным звеном политологии, ее теоретико-содержательной сердцевиной является учение о власти. Она также включает в себя также анализ структур и механизмов функционирования конкретных типов политических систем, взаимодействие их отдельных элементов, в первую очередь государства и политических партий.

Важным аспектом политологии является изучение взаимодействия политических систем с гражданским обществом. Также существенным элементом политической науки выступает теоретический анализ роли человека в политике, т. е. изучение политики в ее человеческом измерении.

Политологическая наука включает в себя и комплекс практических знаний о технологии политической деятельности, приемах и мотивах поведения личности в политике.

Политология способствует тому, чтобы члены социума – руководители и рядовые граждане – осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, понимали перспективные задачи, которые зачастую перекрываются элементарными нуждами.

Одна из основных задач политологии – выявление основных закономерностей функционирования и развития политики и, таким образом, познавание сущности политики. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает принципы и нормы политической деятельности. Изучение политики важно для понимания гражданами своего места и роли в современном обществе, а способность к анализу политических процессов вырабатывает у отдельной личности умение самостоятельно ориентироваться в мире политики.

Министерство образования РФ

Московский Государственный Университет

технологий и управления


Контрольная РАБОТА

по дисциплине

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

Политология как область знания


Выполнила

студентка 4 курса

специальности 080109 (п.ф.о.)

Стоюнина Анна Игоревна


Москва 2011



Введение

Предмет политологии

Методы политологии

Функции политологии

Заключение


Введение


Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Современная политология начала формироваться с конца XIX - начала ХХ века. В наши дни она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широко распространенную учебную дисциплину.

Надо иметь в виду, что в политологии на протяжении ее существования, как и в большинстве других наук, вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди современных политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет. Одни ученые считают, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества. Другие исследователи, по существу, отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике. Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

Все три точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места. Большинство политологов все же отдает предпочтение последней точке зрения.

Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни.

Во всех сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс обновления. Возрастает и внутринаучный статус гуманитарного знания. Политология в нем играет важнейшую роль. Как отрасль науки она изучает политическую жизнь общества, исследует политику как разновидность продуктивной деятельности, посредством которой люди изменяют свою судьбу и окружение, ищут и осуществляют альтернативные проекты будущего. Важнейший аспект современной политологии - выявление причины, а не цели политической деятельности, выяснение кто есть кто и кто где в политической жизни.


Предмет политологии


Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: politike + logos, и буквально означает политическая наука. Исходное значение термина наука - знание. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: Что есть наука политология? А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было, затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества. Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном.

Основные парадигмы политологии - теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами теории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.

Натуралистическая парадигма ориентируется на обусловленность политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.

Социальная парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни общества - экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.

Рационально-критическая парадигма ориентируется на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день борется за статус самостоятельности, несмотря на, казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, что в политике является политическим.

Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов познания политической действительности. Рассмотрим их.


Методы политологии


Общепризнано, что методы исследования - это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Некоторые авторы считают, будто не существует специфических политологических методов, что исследование политической жизни характеризуется определенной эклектичностью, симбиозом методики гуманитарных исследований и техники эмпирических исследований. Правда, какая из общественных наук может претендовать на чисто свои методы. Известное течение в политологии - эмпирико-аналитическое (сциентистское - представление о единстве наук), основано на такой позиции: всем наукам свойственны одни и те же научно-логические эмпирико-аналитические критерии.

Методов познания действительности довольно много. Существует и их классификация. Говорят, например, о методике экспериментов, о методах обработки эмпирических данных, методах построения научной теории, методах изложения научных результатов. По другой классификации, методы делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Так, методы, имеющие общенаучный характер - это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Есть и иная классификация. Она опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности. Образно говоря, методы можно квалифицировать и по такому признаку: с птичьего полета, с горы и из мышиной норы (Л. Гумилев). В настоящее время углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и методы одних наук все более широко используются в других, конкретизируясь в каждой отдельной науке.

В политологии представляется возможным разделить методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие.

Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.

Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как кто знает одно, не знает ни одного. Известно и высказывание Юма: Если хотите знать греков и римлян - изучайте англичан и французов. Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие подвижные переменные, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

Системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США). Подробно его концепция изложена в теме "Политические системы".

Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие структуры и пытается проследить их функции или же анализирует определенные действия в обратном порядке - вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям

Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Кроме традиционных методов, политология использует и свои средства познания политической реальности. К ним относятся следующие.

Группа бихевиористских методик. Бихевиоризм (от англ. behaviourism поведение) в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований - в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно.

Теория групп. В соответствии с его теорией, главное - это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов.

Групповую теорию политики кратко можно изложить следующим образом: политика - процесс авторитетного распределения социальных ценностей - это достигается с помощью принятия решений; решения - продукт деятельности; любая деятельность не изолирована от прочих ее видов, и совокупность последних характеризуется общей тенденцией в отношении принятия решений; многообразие видов деятельности обусловлено деятельностью групп, поэтому борьба между группами (за интересы) определяет принятие тех или иных решений. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

Итак, группы воздействуют на политическую деятельность и процессы. Это воздействие необходимо исследовать, изучать в свете целого ряда факторов: общенационального или регионального характера групп; их универсальности или специфичности; их структуры и членства; их лидеров и ресурсов, методов мобилизации общественного мнения; их взаимоотношений с политическими партиями и другими квазиобщественными институтами; по степени внутренней автономии и характеру внутренней организации.

Метод политической коммуникации. Коммуникация - передача смысла с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д.

Теория игр и метод принятия решений. В политологии теория игр представляет большую ценность. На уровне политической философии формальные игровые модели помогают исследованию таких категорий как власть, свобода, равенство. С точки зрения изучения бюрократического процесса они полезны при исследовании коммуникации, информатизации, а также централизации и децентрализации. Модели (игровые) также способствуют постановке вопросов, связанных с общественной и политической стабильностью. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения политического лидера. В изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений, они помогают выявить значение таких понятий как, например, угроза.

Составной частью теории игр является метод принятия решений. В любой политической системе имеются лица или организации, принимающие решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время бывают ситуации, когда официальные институты превращаются в марионеток и ответ на вопрос - кто принимает решения - не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения.

В политологии представляется целесообразным разграничение методов и методик. Политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни. Есть, однако, мнение, что по мере развития политологии, все больше используются количественные методы исследования, происходят изменения в ее языке. Это затрудняет восприятие общественностью ее результатов. В связи с этим существует некоторое недоверие к выводам и рекомендациям политологов.

политология общество наука

Функции политологии


Само понятие функция (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу - классических теоретических функций. В нее входят:

) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос что и как делается? ;

) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос почему делается так, а не иначе? ;

) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

Одна из целей науки - прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий. Заметим, что определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества не входит в функцию политологии (это прерогатива науки прогностики).

Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

) методологически оценивающая. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований;

) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и соседа.

Третья группа функций - реализуемые за пределами науки:

) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - как и почему? Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - для чего? Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий. Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, роль которой сегодня в политической модернизации России неуклонно возрастает.

Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе.

Круг вопросов политического знания довольно широк и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них, присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным.

Поэтому политология как и любая общественная наука, если она хочет предотвратить дезинтеграцию или утрату своего структурного единства, сохранить и повысить свое научное и практическое значение, обязана постоянно уточнять свой предмет, категориальный аппарат (язык науки), методы и функции.


Заключение


Заканчивая работу, хочется подчеркнуть, что разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и так далее. Неопределенность и размытость границ политологии дополняются разнообразием социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. И, тем не менее, нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей стране, обостренный интерес к ее проблемам со стороны ученых самых разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут преодолены.

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества и которые можно свести к трем основным:

во-первых, познавательной, связанной с процессом исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, а также описания, объяснения и оценки тех или иных ее событий и явлений.

Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как теоретические изыскания, вырабатывающие принципы познания политических явлений, так и непосредственно исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни;

во-вторых, с познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и так далее. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.

в-третьих, практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать:

долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;

представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных лидеров, партий и так далее.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.


Список использованных источников


1.Лукьянов В.Ю. Политология. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2007

.Малетин С.С. Политология. - Новосибирск, 1998

.Пронин Э.А. Политология. - М.: МИЭМП, 2005. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понятие “политика” впервые ввел в оборот Аристотель в своём трактате с одноименным названием (от греческ. ta politika - то, что относится к государству). В XVIII-XIX веках на место философского, умозрительного анализа приходит рационально-аналитическое воззрение. она разрабатывает методы мышления и научные инструменты политического анализа, чтобы помочь исследовать различные явления политической жизни и прогнозировать их возможные политические последствия. Тесно связана с др. науками. основоположником политической науки является Макиавелли (флорентийский политический мыслитель XVI века), который одним из первых рассматривал политику как самостоятельную сферу общества. Существует и другая точка зрения. Античность была местом рождения не только политической философии, но и политологии. Платон с его идеями об идеальном государстве, то есть нормативистскими воззрениями – отец политической философии, а Аристотель с его реальным анализом форм государственного устройства, то есть рассматривающий политическую реальность как объект исследования – отец политической науки . Тем не менее, начиная с Макиавелли, изменяется и стратегия деятельности политической науки. Возникают новые направления и учения в рамках политической науки (марксизм, бихевиоризм и др.), претендующие на создание строгих, научно обоснованных теорий общественного развития. Результатом этих процессов является институционализация политологии как самостоятельной научной дисциплины. Французский политолог М.Дюверже выделил три крупных периода в истории политической мысли . Первый период - от Античности до Нового времени (политология развивается в русле политической философии). Он представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф.Аквинским и другими мыслителями. Значение данного периода состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания. Второй – с начала Нового времени примерно до середины ХХ столетия (Токвиль, Конт, Маркс). Происходит становление предметного круга политологии, которая формируется под непосредственным влиянием естественных наук. Третий период - ХХ век, который, по мнению Дюверже, собственно и является историей политической науки .

2 Билет Объект предмет и функции политологии

Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.Уровни объекта :

общие закономерности становления , развития и смены политических систем , понятия и категории; реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности); конкретные исследования политических институтов , анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

Предмет политологии – закономерности становления и функционирования политической власти.

Основные методы политологии :

Диалектический; - системный; - структурно-функциональный; - поведенческий; - сравнительный (компаративный); - конкретно-исторический; - социологический; - нормативный; - институциональный;

Синергетический;- антропологический;- психологический;- бихевиористский;- экспертных оценок;

Политического моделирования.

Функции политологии :

теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе;

мировоззренческая, которая способствует выработке определенного видения политической действительности;

методологическая , сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

регулятивная , предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

прогностическая , раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз;

оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.

3. Основные парадигмы и школы политологии

Парадигма – это теория, или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач. Согласно Т. Куну парадигма задает направленность исследования политики, в рамках которой исследователь, опираясь на определенные традиции политических поисков, осуществляет решение конкретной проблемы. Согласно данной концепции, история политологии – это история последовательной смены парадигм, их обновления и обогащения. Основные парадигмы политологии . С точки зрения современной политологии можно выделить следующие виды парадигм. 1.Теологическая парадигма сформировалась на начальном этапе развития политических учений, когда власть и государство рассматривались как носители божественной воли. Существовала с древних времен до позднего Средневековья. 2.Натуралистическая парадигма объясняет особенности политики преимущественно внесоциальными факторами - географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями. Данный подход сформировался в древности. Например, Аристотель считал частную собственность явлением природным. В XVII-XVIII веках натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этой концепции стремились распространить на общественную жизнь законы, установленные в физических науках. Так возникает идея тождества макро - микрокосма (древние греки), рассмотрение общества как биологического организма (аль-Фараби). В политологии натурализм получил воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях. Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж.Бодена, сформировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита французским мыслителем Монтескье. В работе «О духе законов» были оформлены основные принципы геополитики. Согласно Монтескье, географическая среда, в особенности климат определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства. Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой частью формирования политического курса любого государства. 3.Биополитическая парадигма . Теоретической базой данных представлений являются доктрины раннего позитивизма, согласно которым цель любой науки – это описание непосредственного наблюдаемого. Соответственно в политической науке предметом непосредственного наблюдения выступает поведение индивидов, общественных групп и т.д. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме: стимул – организм – реакция. Таким образом, биологические свойства организма, а именно пол, возраст, врожденные качества человека, согласно этой концепции, могут служить основанием объяснения политического поведения. При этом не признавалось существенным влияние других факторов, опосредующих реакцию и поведение человека. На этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) – одно из ведущих направлений американской политологии начала ХХ века. «Человек – властолюбивое животное». Стремление к власти лежит во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными и т.д. Эта же страсть лежит в основе любого политического действия. В настоящее время идеи биополитики находят воплощение в феминистских теориях, исследующих особенности политического поведения женщин, а именно влияние пола, возраста, темперамента на область политики и других учениях. 4.Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни. Этих позиций, например, придерживается марксизм, согласно которому политика ограничивается экономическими отношениями. В западной политологии распространена концепция права, согласно которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики, определяющей ее содержание и направленность. Сторонники данной концепции считают, что право, а не политическая деятельность обеспечивает социально-политический компромисс в обществе. Таким образом, в рамках данной парадигмы провозглашаются те или иные политические ценности, определяющие характер поведения людей.

билет 4 Отрасли политологии.

К таким отраслям традиционно относят: теорию политики, сравнительную политологию и прикладную политологию.

Теория политики представляет собой отрасль, в рамках которой создаются концепции, модели и образы политической действительности. Целью исследований является выявление каузальных связей и построение теорий, описывающих политические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений.

Сравнительная политология также является отраслью политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерона можно найти черты сравнительных исследований. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т. д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов. Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки.

Прикладная политология - отрасль политологии, в рамках которой изучаются конкретные политические проблемы и ситуации, осуществляется выработка практических рекомендаций относительно действий и мер, направленных на решение практических социальных и политических задач по реформированию и изменению организаций, институтов и социальных групп, разрабатываются политические технологии и определяются способы их применения. Основные усилия исследователей в области прикладной политологии направлены на разработку и применение методов политического анализа для исследования конкретных политических ситуаций, изучение процессов принятия решений, выработку и применение технологий политического воздействия. Прикладная политология непосредственно связана с практикой государственного управления, выработкой политической стратегии и тактики политических партий, урегулированием политических конфликтов, проведением избирательных кампаний.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Термин «политология» образовался от греческих слов polites (гражданин) и logos (слово). В более широком смысле он означает знание о политической жизни общества. В своем развитии политическая наука прошла несколько этапов. Зародилась она в Древней Греции. Ее возникновение связано с именами и трудами выдающихся мыслителей Платона и Аристотеля. Они впервые сделали попытку системно описать формы государственного устройства, классифицировать их, выявить закономерности функционирования власти, отношения с другими государствами. Перу Аристотеля принадлежит известное произведение «Политика». В нем он заложил основы политологии как отдельной самостоятельной дисциплины. Поэтому многие считают Аристотеля отцом политической науки. Однако в античную эпоху предмет политологии не выделялся в его современном понимании.

Средневековье: Фома Аквинский и его последователи из Саламанкской школы. Ф. Аквинский: «Вся власть от Бога».

Следующий этап в развитии политологии относится к эпохам Возрождения и Просвещения. Он связан с именами Н. Макиавелли «Государь», Ш. Монтескье, Ф. Бекона, Дж. Локка «Два трактата о государственном правлении», И. Канта, Г. Гегеля и др.

В своих произведениях они обосновали права человеческой личности, принципы свободы, равенства, братства, концепции законности и народного суверенитета, выдвинули идеи вечного мира, основанного на международном сотрудничестве и справедливом устройстве общества. Выдающийся вклад в становление политологии как науки внес Н. Макиавелли. Он выделил предмет политологии, провел дифференциацию между нею, этикой и философией. Н. Макиавелли направил политическую мысль на решение реальных проблем развития человеческого общества, выделил в качестве важнейшей проблему государственной власти. По существу, был сделан крупный шаг к созданию современной политической науки.

Современный облик политология приобрела во второй половине XIX в. Это обусловлено появлением и широким распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования и общим прогрессом социологических знаний. Наиболее крупными представителями этого периода были итальянец В. Парето, немецкие философы М. Вебер, К. Маркс, Ф. Энгельс, американские ученые У. Джеймс, А. Вентли, Ч. Мерриам, Г. Ласевел, А. Каплан и др.

В 1880 г. в США начал издаваться первый политологический журнал, а в 1903 г. была создана национальная политологическая ассоциация.

Интенсивно развивалась политическая наука в России. Видный вклад в развитие мировой политической мысли внесли М. М. Ковалевский, Б. Н.Чичерин, П. И. Новгородцев, М. Острогорский, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.

Процесс становления политологии как самостоятельной дисциплины завершился к началу XX в. Ее развитию способствовало принятие ЮНЕСКО в 1948 г. резолюции, в которой определился перечень проблем, изучаемых политологией: 1) политическая история; 2) политические. институты; 3) партии, группы и общественное мнение; 4) международные отношения. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своем развитии политология, как и любая общественная наука, прошла три стадии: философскую, эмпирическую и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния.

Сегодня политология, наряду с социологией и психологией, занимает ведущее место в американском и европейском обществоведении. По числу исследований и количеству публикаций она занимает первое место среди обществоведческих дисциплин. Политология преподаётся практически во всех высших учебных заведениях за рубежом.

Политология -- наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. Предметом политологии являе тся политическая власть.

1 . Категории политологии

· Свобода

· Система

· Прогресс

· Культура

· Общество

· Население

· Эволюция

· Революция

· Цивилизация

· Образ мышления

· Военно- промышленный комплекс

· Социальные слои и группы

· Правовое государство

· Частная собственность

· Гражданское общество

· Общественное мнение

· Конституция

· Мотивация

· Конфликт

· Политика

· Политическая организация

· Политическая система

· Политический режим

· Политический плюрализм

· Политические интересы

· Политические ценности

· Политическая деятельность

2 . Отрасли политологии

Теоретическая политология - изучает научные проблемы, связанные с формированием знании о политической действительности, разрабатывает методологию политического исследования.

Прикладная политология - изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Сравнительная политология (компаративистика) -- одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.

3 . Разделы политологии

Партология - раздел политологии, изучающий политические партии.

Кратологи я -изучает политическую власть.

Геополитика - область государственной внешней политики, в которой учитываются особенности физической, экономической и политической географии какой-л. страны.

Политическая психология - раздел психологии, изучающий политическое поведение человека, касающееся проблем как внешней политики, так и внутренней.

Политическая социология - отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение: взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти;

взаимодействия личности, общества и государства; функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

4 . Функции политологии

Само понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

1) Познавательная функция. Познание политической действительности.

2) Прикладная функция. Применение политического знания для решения практических задач.

3) Прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

4) Методологически оценивающая функция. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований.

5) Идеологическая функция. Выработка обоснования и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости той или иной политической системы.

5 . Парадигмы политологии

1) Конфликтологическая парадигма - развитие общественности рассматривается через борьбу различных социальных групп

2) Теологическая парадигма . В основе теологической парадигмы источником государственно власти лежат божественные начала. Сторонники этой парадигмы видят истоки власти в Божественной воле и святых писаниях.

3) Натуралистическая парадигма. Данная парадигма рассматривает человека как часть природы и объясняет всю суть политики исходя из природных факторов среды, географические, климатические факторы и др.

4) Геополитическая парадигма. Геополитическая парадигма подразумевает географическое влияние среды на политическую систему.

5) Биополитическая парадигма. В основе этой парадигмы лежит принцип поведения человека, реакций на набор фиксируемых стимулов.

6) Психологизаторская парадигма . Суть такой парадигмы заключается в попытках объяснить политическое поведение только лишь психологическими качествами индивида, или группы индивидов.

7) Социальная парадигма. Социальная парадигма предполагает зависимость политики от уровня экономического развития страны, культурных традиций и т. д. Она объединяет разнообразные теории.

6 . Методы политологии

Политология -- многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

1. Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.

2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура - режим власти, наличие политических партий - избирательная система и т. д.).

4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство - это «вход» системы; реакция на это государства, власти - это «выход».

5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности - в пище, безопасности, свободе и т. д.

6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем. политология наука прикладной парадигма

7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.

8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.).

Использованная литература

1. Абдиева Г. И. Политическое сознание и политическая культура: Учеб. пособие. - Алматы: КазНТУ, 2008. - 115 с.

2. Василин М.А., Вершинин М.С. Политология. Элементарный курс. Учебное пособие для студентов вузов.

3. Конспект лекции

4. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии.

5. УМК по дисциплине « Политология» для специальностей 050507, 050508, 050908, 050708. Алматы: КазНТУ, 2007. Составители: Зайниева Л.Ю, Сырлыбаева Р.Н, Абдиева Г.И, Ивашок А.А.

6. Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политология как система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и процессах, Объект и предмет политологии, взаимосвязь с другими науками, категории и функции. Прикладная политология. Методы исследования, используемые в политологии.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2010

    Подходы к определению термина "политика", возникновение и развитие политической науки. Политические закономерности, предмет, методы и функции политологии. Основные парадигмы и школы политологии. Политология в системе профессиональной подготовки инженера.

    реферат , добавлен 12.02.2010

    История, объект и предмет политологии, основные факторы ее появления. Система категорий, закономерностей и методов политологии. Функции политологии: методологическая, объяснительная, теоретическая, идеологическая, инструментальная и мировоззренческая.

    презентация , добавлен 15.10.2014

    Возникновение политологии, особенности ее предмета. Структура политической науки. Основные уровни политических исследований: теоретический и прикладной. Существенное отличие прикладных политологических исследований как составной части политологии.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Объект и предмет политологии, ее роль и значение как науки и как учебной дисциплины. Методы и направления исследований в политологии, ее функции. История возникновения и становления политической науки. Включение политологии в перечень учебных дисциплин.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Основные этапы становления политической науки. Определение понятия "политология". Система законов политологии. Политическая антропология, социология, философия, история, психология. Методы политологии. Прикладная политология и специфика ее методов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2012

    Ключевые периоды в развитии политологии и их краткая характеристика: философский, эмпирический, рефлексия. Цели и задачи политологии как науки и учебной дисциплины. Основные категории и методы политологии. Политическая сфера жизни и ее составляющие.

    презентация , добавлен 12.10.2016

    Особенности развития политологии как науки, отношение к политике как к "теперешней истории", специфика развития политологии в России и в мире. Предмет и основные методы политической науки. Природа политических знаний и важнейшие функции политологии.

    реферат , добавлен 15.05.2010

    Политология – наука о политике и политическом управлении, о развитии политических процессов, поведении и деятельности субъектов политики. Объект политологии - политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2008

    Формирование политологии как общественной дисциплины о политике, принципах и закономерностях ее функционирования, механизмах, способах и методах осуществления ее власти. Объект и предмет политологии, ее методы и функции. Структура политической науки.

  • Тема 2.1. Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства.
  • 1. Либерализм как идейно-политическое течение
  • 2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма
  • 3. Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма
  • 4. Национализм и подходы к его пониманию
  • Тема 2. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства
  • 2.1. Белорусская общность и государственность. Концепция государственности
  • 2.2. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.
  • 2.3. Национально-государственная идея, основные компоненты и функции
  • 2.4. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.
  • Тема 3. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства
  • 3.1. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства. Конституция Республики Беларусь.
  • 3.3. Республика Беларусь – социальное, правовое государство. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений
  • 3.4. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке.
  • 2 Часть интегрированного модуля «Политология» - «Политология»
  • Тема 1. Теория и методология политической науки
  • 1.1. Политика как сфера общественного и государственного управления. Функции политики
  • 1.2. Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки
  • 1.4. Понятие и структура политической системы общества. Политический режим как функциональный аспект политической системы
  • 1.5. Политическая система и политический режим Республики Беларусь
  • 2.4. Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне
  • 2.5. Судебная власть
  • Тема 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире
  • 3.1. Понятие политического процесса. Сущность, структура и стадии политического процесса
  • 3.4. Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права
  • 3.5. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение
  • Тема 4. Международные отношения и внешняя политика государств
  • 4.1. Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений
  • 4.2. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений
  • 4.3. Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений
  • 4.4. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Беларуси
  • Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси государственная символика
  • Государственный герб республики беларусь
  • Государственный флаг республики беларусь
  • Глоссарий
  • Политические мыслители
  • Список литературы по интегрированному модулю «политология» Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 1.2. Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки

    Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.

    Первые формы специализирован­ного (протонаучного) отображения и осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифологической форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.

    В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­тические категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму.

    Постепенно политическая мысль освобождается от рели­гиозного влияния и философско-этической интерпретации. Наиболее четкое размежевание политической науки от бо­гословия, философии, права, этики, истории осуществил в XVI в. В.. Макиавелли. Он выделил политические исследо­вания в качестве самостоятельного научного направления, что положило начало превращению политологии в самостоя­тельную науку. Макиавелли сформулировал ее предмет и ме­тод (метод политического реализма), впервые поставил в центр изучения проблемы государства и власти. Он по праву считается одним из основателей политической науки.

    С середины XIX в. обозначился новый этап в становлении и развитии политологии. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ставшим университетом). В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки. В 1872 г. первых студентов приняла французская Свободная школа поли­тической науки (сейчас Институт политических исследова­ний Парижского университета). В 1895 г. заработала Лон­донская школа экономической и политической науки, в 1920 г. - Берлинская высшая школа политической науки.

    В начале XX е. процесс выделения политологии в само­стоятельную научную дисциплину в основном завершился. Образовались ее важнейшие национальные школы, направ­ления и центры. В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.

    В 1948 г. ЮНЕСКО (Комиссия ООП по вопросам образова­ния, науки и культуры) рекомендовала курс политологии для изучения в университетах стран членов этой органи­зации.

    В СССР и ряде других социалистических стран политология, как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

    Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х годов ХХ века по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1989 г. курс политологии преподается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси. В 1993 г. была образована Белорусская ассоциация по­литических наук. Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

    В настоящее время политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

    1 .3. Политическая власть: понятие, структура, функции. Функционирование политической власти в Республике Беларусь

    Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Приблизительно 40 тыс. лет процессы постоянного взаимодействия людей и их объединений поддерживались в основном механизмами общественной самоорганизации. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере, заповедях, нравственности.

    Следует отметить, что в политологической литературе существуют многочисленные определения власти данные Т. Гоббсом. М. Вебером, Р. Далем. Г. Лассуэлом и др.

    В общем смысле власть можно определить как способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

    Важно понять, что государственная власть – это всегда политическая власть, но не всегда политическая власть есть класть государственная (власть фаворитов, временщиков).

    Политическая власть выступает как социальное явление и регулятор политических отношений. Политическая власть:

    - это институционально (нормативно) закрепленная прерогатива и организованная сила социальных субъектов по определению целей и задач политики и власти, руководству обществом и мобилизации его ресурсов и совместной деятельности для достижения поставленных целей. Здесь власть функционирует от имени и в интересах всего общества или по крайней мере - его большинства.

    Сущностными чертами политической власти являются:

    Суверенитет (независимость) и неделимость власти. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от ка­ких-либо сил, обстоятельств и лиц,

    – авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитет есть соответствие власти ценностным представлениям большинства граждан, способ осуществления власти, основанный на вере в ее законность и добровольном, осознанном ей подчинении;

    – волевой характер, т.е. наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть кризис ее либо паралич;

    – принуждение, т.е. использование силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть ­ –всегда принуждение, но чем больше ее авторитет, тем меньше степень принуждения.

    Функции политической власти включают в себя:

    – господство (подчинение одних групп, классов другим);

    – руководство (определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества);

    – управление (проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений);

    – контроль (обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп а обществе);

    а также формирование политической системы общества; руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами (поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и др.); организацию политической жизни общества, политических отношений и управление ими (выражение и реализация властно значимых интересов групп и слоев общества; распределение и перераспределение общественных благ, ресурсов с учетом групповых приоритетов; решение других социальных задач); социализацию личности, включение ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества; созидание действительности (проективная функция).

    От выполнения политической властью своих функций зависят ее эффективность, тип правления, политического режима, государственного строя и другие политические характеристики данного общества.

    Субъекты по­литической власти - это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. К ним относятся:

    - социальные общности (классы, народ, социальные группы и слои);

    - государство

    - политические партии и организации;

    Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления);

    Групповое и индивидуальное лидерство;

    Личная власть;

    Отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, демонстраций.

    Власть реализуется различными способами. Способы ре­ализации политической власти – система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов влас­ти и управления в политическом процессе по реализации це­лей политики и власти.

    Способами реализации власти являются господство, ру­ководство, управление, организация, контроль.

    Власть государства как основного, верховного политического института осуществляется специальным аппаратом управления обществом – системой государственных органов, которая имеет свои особенности в каждой конкретной стране.

    Так, систему органов государственной власти в Республике Беларусь, закрепленную Конституцией страны, составляют:

    Президентская власть;

    Органы законодательной власти – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;

    Органы исполнительной власти – Правительство – Совет министров Республики Беларусь, министерства и государственные комитеты, органы местного управления;

    Органы судебной власти – Конституционный суд, общие, хозяйственные и другие суды;

    Контрольно-надзорные органы – прокуратура, Комитет государственного контроля.

    Просмотров