Анализ стихотворения «Из дневника» – Симонов. Константин Симонов

Тема:

Тип урока: комбинированный урок с сочетание различных форм занятий, урок художественного восприятия произведения.

Класс: 8

Цель: развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

УУД личностные: установление связи между учебной деятельностью и мотивом; формирование нравственно - эстетических ценностей.

УУД регулятивные: учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию; учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания; учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

УУД коммуникативные: развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы; учит правилам участия в коллективной деятельности; учит постановке вопросов; учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

УУД познавательные:

работает над формированием логических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, построение цепочек рассуждений);

опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт;

учит формулировке проблемы;

осуществляет межпредметные связи.

Планируемые результаты:

личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

метапредметные:

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

предметные:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XX вв.;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Основные понятия: общая тематика стихотворения, лирический сюжет и его движение, эмоциональная окраска и жанр, идея стихотворения, образы стихотворения, лексика, языковые выразительные средства, лирический герой, лирические персонажи, ритм, размер, рифмовка, характер рифм.

Межпредметные связи:

с русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией.

Ресурсы:

  1. http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/simonov/
  2. http://pishi-stihi.ru/

Урок художественного восприятия произведения в 8 классе.

« По местам боевой славы. Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография».

К 100-летию со дня рождения Константина Симонова.

Мальцева Ольга Николаевна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска

I. Цель урока:

  • Развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

В соответствии с этими целями и содержанием этого урока основной ведущий метод обучения - творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским методами.

Слайд 1

Эпиграфы к уроку

Мои записи о том лете и осени на Халхин-Голе не история событий, а лишь свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами.

К. Симонов

ХОД УРОКА.

Слайд 2

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами поговорим о неизвестных страницах нашей истории.

«Время боев на Халхин-Голе - время моей юности, предгрозья перед трагическими и великими событиями, началом которых стал Брест, а концом - Берлин. Мои записи о том лете и осени на Халхин-Голе не история событий, а лишь свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами»,- вспоминал Симонов К.М. в «Далеко на востоке. Халхин-гольские записки».

Слайд 3

Вопрос:

  • Прочитайте эпиграфы к уроку, как вы их понимаете?

I.Формулирование темы урока

Учитель: Представим Советский Союз 1939 года. 11 мая 1939 года началась необъявленная война на Халхин-Голе, которая по своему накалу и количеству брошенной в бой техники не уступала многим событиям Великой Отечественной войны.

В советской историографии эти события, как правило, называются «военным конфликтом». Японские историки считают, что это была настоящая локальная война, причём некоторые авторы называют её « Второй русско-японской войной » - по аналогии с войной 1904-1905 гг .

Слайд 4

ВИДЕО: Фрагмент фильма « Трактористы » - советский музыкальный художественный фильм 1939 года , поставленный Иваном Пырьевым . 1938 год. Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В фильме главный герой в исполнении Николая Крючкова в ечерами играет на баяне и поёт трактористкам песню «Три танкиста» . Главная героиня Марьяна изучает книгу «Танкисты» о событиях у озера Хасан . А одним летним вечером Клим с бригадой поёт « Марш советских танкистов ».

Учитель: Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к истории.

ВИДЕО : "Вторжение японских войск на т. СССР".

Учитель: Его любовные стихи миллионы людей знали наизусть, за его романами охотились толстые журналы. Его пьесы ставились на лучших сценах страны. Имя Константина Симонова не забыто и в новых поколениях читателей, его фигура до сих пор остается знаковой. Сложившийся образ советского либерала, человека счастливой писательской судьбы, общественного деятеля, чей путь отмечен множеством государственных наград, любимца Сталина - и одновременно любимца сравнительно вольнодумной читающей публики тех лет.

Ученик (презентация ) : К.М.Симонов.

Слайд 4,5 « Фотография» Константин Симонов

II.Работа с текстом.

Вопрос:

  • Понравилось ли вам стихотворение К. Симонова?
  • Какой образ или слово понравились, заставили о ч е м-то задуматься или, наоборот, показались дал е кими, непонятными?
  • Каким чувством проникнуто это стихотворение?
  • О ч е м это стихотворение?
  • Зачем, по-вашему, автор написал его?
  • Какую картину вы представляете, читая это стихотворение?

Учитель: История создания стихотворения.

Слайд 6

Ученик (сообщение) :

Второй супругой известного советского поэта и прозаика Симонова стала, женщина, отличавшаяся хрупкостью, изяществом, насмешливостью. Они познакомились в Литературном институте, где оба учились. В 1939 году у пары появился сын, названный Алексеем. Практически сразу после рождения мальчика его отец уехал на Халхин-Гол. С мая по сентябрь 1939-го там разворачивались военные действия. В локальном конфликте участвовали две стороны. Одну представляли бойцы СССР и Монгольской Народной Республики. Вторую – солдаты Маньчжоу-го и Японской империи. Победа объединенной советско-монгольской армии сыграла важную роль в Великую Отечественную войну. Благодаря этому японцы отказались от идеи нападать на СССР. Симонов бои на Халхин-Голе освещал как военный корреспондент, хотя изначально он ехал на должность поэта газеты «Героическая красноармейская».

Стихотворение «Фотография» датировано 1939 годом и сопровождено посвящением «Е. Л.» (Евгении Ласкиной). Супружество Ласкиной и Симонова было недолгим. В 1940 году писатель покинул жену и сына, влюбившись в красавицу-актрису Валентину Васильевну Серову. Ее Константин Михайлович считал своей музой. Талантливой и популярной артисткой, обворожительной женщине он посвятил сборник «С тобой и без тебя», в который вошла удивительная по силе и искренности интимная лирика. Именно Серовой адресовано главное любовное произведение Симонова – «Жди меня», ставшее молитвой для миллионов советских женщин в Великую Отечественную войну. С Валентиной Васильевной Константин Михайлович развелся в 1957 год.

Евгения Ласкина была двоюродной сестрой Бориса Ласкина - автора стихов, песен, известных в военное время и популярных до сегодняшнего дня, таких как «Три танкиста», «Спят курганы тёмные», «Марш танкистов».

ВИДЕО: Фрагмент фильма « Трактористы ». « Марш советских танкистов ».

Этот фрагмент поможет понять атмосферу страны 1039 года.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для шеи)

В положении сидя «нарисуйте» носом в воздухе цифры от 0 до 9, прорисовывая все элементы. Амплитуда движений шеи должна быть полной.

Работа с текстом. Анализ стихотворения.

Учитель: Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (Е.Л.).

Всё стихотворение читается как письмо с фронта к женщине.

Слайд 7

При подготовке к уроку учащиеся дома отвечали на вопросы:

II. Структура образов и развития конфликта.

  1. Тема и идея стихотворения.

Учитель:

  • Тема?

Это стихотворение относится к военной лирике. Тема войны – ведущая тема в творчестве К. Симонова.

  • Идея (оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу)?

Строки этого стихотворения заставляют читателя вспомнить о забытых страницах нашей истории.

Речь идет о фронтовых письмах любимой женщине, в форме которых написаны десятки стихотворений поэта. За этими стихотворениями стояло нечто всеобщее и грандиозное - война, нечто всеобщее и всечеловеческое - любовь. Поэтому стихи, написанные одним человеком, поэтом, солдатом, обращенные одной-единственной женщине и первоначально не предназначенные для печати, стали необходимыми миллионам людей в самое тяжелое для них время.

  1. Эмоциональная окраска чувств.

Учитель:

  • Какое настроение ощущает читатель от прочтения этого стихотворения?
  • Обратите внимание на первые четыре строчки стихотворения.

Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В 1-ом четверостишии К. Симонов использует слово «тоска», оно и передает настроение стихотворения. Это «тоска» солдата по родному дому, по любимой женщине.

Учитель:

  • Какие слова из стихотворения усиливают ощущение «тоски»?

(не брал, не показывал, не черствое сердце, а просто война, Пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную)

  1. Композиция, сюжет (если есть).

Учитель:

  • Обратим внимание на структуру стихотворения.

Факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило, перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения.

1 строфа. «Я твоих фотографий в дорогу не брал». Утверждает лирический герой стихотворения, обращаясь к своей любимой. Читатель представляет поезд (военный эшелон, везущий солдат на фронт). Автор указывает пространственные рамки « давно переехав Урал». Перед нами Дальний Восток.

2 строфа. « Никогда не забуду после боя палатку в тылу». Лирический герой видел вражеские палатки после удачного наступления наших солдат. Видел снимки чьих-то возлюбленных, лежащие на полу, - никому не нужные, покрытые пылью и иногда кровью.

3 строфа. Идет описание чужих фотографий.

4 строфа. Размышления лирического о чужих фотографиях.

5 строфа. Я не брал фотографий. В дороге на что они мне? Усиливая отрицание, говорит лирический герой стихотворения, обращаясь к своей любимой.

Вывод: кольцевая композиция. Композиционное кольцо стихотворения замыкается для завершения основной мысли, усиления настроения.

Учитель:

  • В стихотворении два раза мы читает слова « не брал». Для чего используют поэты повтор в своих стихотворениях?

Повтор (композиционный прием, стилистическая фигура) используется для выразительности речи.

В строках, посвященных любимой женщине, автор объясняет, почему не брал её изображения на фотокарточке.

После победы в стычке с японскими бойцами, советские военные разбили попавшие к ним в руки вражеские бумаги. Среди этих документов были и фотографии жен японских солдат. Как ненужный хлам отбрасывались они на землю, пыльные, грязные, в крови. « С косыми глазами» смотрели с прямоугольных картонок чужие женщины, неуместно «улыбаясь». Не хотел Симонов такой участи для своей жены: «Я не брал фотографий».


4. Образный ряд стихотворения (особенности художественных образов).

Учитель:

  • Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ. Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

Образный ряд - это ряд тех зрительных образов-картинок, которые автор закладывает в произведение, то есть те, которые по его расчётам, мы должны представлять по ходу прочтения, чтобы понять основной смысл произведения. Обратим внимание на ключевые слова (существительные) стихотворения: «Фотографии женщин с чужими косыми глазами » , палатка, тыл, трофеи, пыльный пол, дорога, - все это детали войны. И это слово появляется у автора в 4 строфе. У автора это « просто война», всё равно, что «просто работа». Поражает то, что это 1939 год, а это уже «просто война», а впереди ещё страшные годы войны.

В стихотворении появляется традиционный образ для русской литературы – образ дороги. В 1 строфе лирический герой собирается «в дорогу», а в последней строфе «в дороге» появляется ощущение, что герою ещё идти и идти по дороге войны.

Учитель:

  • Остановимся на женских образах в стихотворении. Как вводится образ любимой женщины в стихотворение?

Образ любимой женщины вводится в стихотворение местоимениями «ты, твоих». Стихотворение сопровождено посвящением «Е. Л.» (Евгении Ласкиной).

  • Чей образ противопоставлен образу любимой женщины?

«Женщин с чужыми косыми глазами».

  • На каком слове делает акцент автор?

«Чужими».

  • Какие слова использует Симонов для описания «чужих женщин»?

В этих словах нет теплоты: «Недурна», «запоздалая улыбка».

  • Какой прием использует автор?

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств.

  • Как относится лирический герой к чужим фотографиям?

«Взяв из груды одну, равнодушно сказать: «Недурна»,
Уронить, чтоб опять из-под ног, улыбаясь, глядела».

  • Как вы относитесь к такому поступку героя?

В стихотворении чувствуется возникшее у Симонова сострадание к врагам. Не хотел бы ни Симонов, никто другой оказаться на месте той девушки, что глядит раскосыми глазами с черно-белой картинки. Лирический герой оправдывается:

Нет, не черствое сердце, а просто война:
До чужих сувениров нам не было дела.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

Вверх-вниз . Стараясь не двигать головой, поднимите зрачки максимально высоко и плавно опустите вниз. 5 раз. Затем закройте глаза на минуту и повторите весь цикл снова.

Сделайте 20─25 резких и быстрых морганий. Эта нехитрая процедура поможет восстановить необходимый нашим глазам уровень влажности.

5. Основные черты лирического героя.

В центре лирического стихотворения стоит лирический герой (лирическое «я»), который чаще всего прямо именует себя с помощью местоимения первого лица.

Любое высказывание от первого лица воспринимается как непосредственное выражение мнения говорящего человека (для поэтического текста – мнения самого поэта).

Лирический герой явно не понаслышке знает о вооруженном конфликте на Халхин-Голе. Основных признаков два. Во-первых, упоминаются детали пути: «На четвертые сутки, давно переехав Урал…». Во-вторых, говорится о снимках женщин с «чужими косыми глазами», которые нередко обнаруживались «в груде ржавых трофеев, на пыльном полу». Лирический герой рассказывает, что не стал брать на войну фотографию дорогой сердцу дамы. Он видел вражеские палатки после удачного наступления наших солдат. Видел снимки чьих-то возлюбленных, лежащие на полу, - никому не нужные, покрытые пылью и иногда кровью. Ему не хочется такой судьбы для фото собственной женщины. Он просит ее не ревновать, а попробовать раз увидеть наяву или хотя бы во сне «пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную».

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (Е.Л.). Всё стихотворение читается как письмо с фронта к женщине.

IV. Основные особенности поэтического языка.

  1. Тропы и фигуры.

Эпитет – образное определение. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

«Картонных домов, черным чертиком, бумажной улыбкой, черствое сердце»

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Противопоставление образов любимой и чужой женщин.

Литота – преуменьшение.

«просто война»

Эллипсис - стилистическая фигура: пропуск слова, значение которого восстанавливается из контекста. Содержательная функция эллипсиса – в создании эффекта лирической «недоговорённости», нарочитой небрежности, подчёркнутой динамичности речи.

«Все равно и без них - если вспомним - приедем»

Инверсия – своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами. При инверсии сказуемое предшествует подлежащему, определение ставится после существительного, обстоятельства и дополнения – перед сказуемым. Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность.

«Никогда не забуду после боя палатку в тылу…»

«Взяв из груды одну, равнодушно сказать…»

Риторический вопрос – это обращённый к читателю или слушателю (реальному или же воображаемому) вопрос, не требующий ответа.

«В дороге на что они мне?»

Учитель:

  • Объясните строчку.

«У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой
рыбкой»

Для письма японцы применяют специальные знаки - иероглифы, которые были заимствованы из Китая. Тётины – это круглые, овальные или другой формы подвесные красные японские фонарики. Каркас Тётина состоит их бамбуковой спирали, на которой держится бумажный абажур, чаще красного цвета, с узорами или иероглифами.

«стояли у картонных домов для любви »


Подписи к слайдам:

Константин Михайлович Симонов

КОНСТАНТИН СИМОНОВ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель. 1936-1979

Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).

Родился в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. После седьмого класса пошел на производство; работал токарем. Начал писать стихи в 16 лет после поездки в Ленинград.

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько произведений - в 1936 году в журналах « Молодая гвардия » и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

В том же году Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Чёрный». 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в аспирантуру не вернулся. Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов.

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 году - вторую - «Парень из нашего города». С началом войны призван в РККА, в качества корреспондента из Действующей армии публиковался в «Известиях» , работал во фронтовой газете «Боевое знамя».

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе. В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Знаменитый писатель, лауреат Сталинских премий. Корреспондент газеты «Красная звезда» Работал в разных странах: в Японии в США в Канаде во Франции Книга стихов «Друзья и враги» ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Мемориальный камень, посвящённый памяти К. Симонова, установленный на Буйничском поле.

Презента цию подготовила Ученица 8 класса В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А. А. Хмелевского» Демидова Ольга Руководитель: Мальцева О. Н.

РЕСУРСЫ: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Симонов,_Константин_Михайлович

Предварительный просмотр:

Слайд 2

Константи́н (Кири́лл) Миха́йлович Си́монов (28 ноября , Петроград - 28 августа , Москва ) - русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель.

Слайд 3

Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., полковник Советской Армии. Член КПСС с 1942 года. Заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР .

Слайд 4

Биография

Константин Михайлович Симонов родился 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде в семье генерал-майора Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской.

Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (так отмечал писатель в официальной биографии, по данным его сына А. К. Симонова - следы деда теряются в Польше в 1922 году. В 1919 мать с сыном переехала в Рязань , где вышла замуж за военспеца , преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии А. Г. Иванишева. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах.

Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ ), работал токарем по металлу сначала в Саратове , а потом в Москве , куда семья переехала в 1931 году . Так он, зарабатывая стаж, продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в .

Слайд 5

В 1938 году Константин Симонов окончил . К этому времени он уже написал несколько произведений - в 1936 году в журналах « Молодая гвардия » и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

Слайд 6

В том же году Симонов был принят в СП СССР , поступил в аспирантуру ИФЛИ , опубликовал поэму «Павел Чёрный».

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол , в аспирантуру не вернулся.

Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина - в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность. Мать поэта новое имя не признавала и до конца жизни называла сына Кирюшей.

Слайд 7

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола ; в 1941 году - вторую - «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина , 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в РККА, в качества корреспондента из Действующей армии публиковался в «Известиях» , работал во фронтовой газете «Боевое знамя».

Слайд 8

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе .

Слайд 9

Награды и премии

В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году - звание подполковника, а после войны - полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Слайд 10

После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трёх лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай), работал главным редактором журнала «Новый мир». В 1958-1960 годах жил и работал в Ташкенте в качестве собственного корреспондента « , через несколько дней после кончины генералиссимуса Симонов опубликовал в «Литературной газете» статью, в которой провозглашал главной задачей писателей отразить великую историческую роль Сталина. Хрущёв был крайне раздражён этой статьей. Он позвонил в Союз писателей и потребовал смещения Симонова с поста главного редактора «Литературной газеты»); в 1946-1959 и 1967-1979 годах - секретарём СП СССР .

В 1978 году Союз писателей назначил Симонова председателем комиссии по подготовке к 100-летию со дня рождения поэта Александра Блока 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом . Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, - поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915-1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного не отвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии

Мои записи о том лете и осени на Халхин-Голе не история событий, а лишь свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами. К.Симонов

E. Л. Я твоих фотографий в дорогу не брал: Все равно и без них - если вспомним - приедем. На четвертые сутки, давно переехав Урал, Я в тоске не показывал их любопытным соседям. Никогда не забуду после боя палатку в тылу, Между сумками, саблями и термосами, В груде ржавых трофеев, на пыльном полу, Фотографии женщин с чужими косыми глазами.

Они молча стояли у картонных домов для любви, У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой: И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови, Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой. Взяв из груды одну, равнодушно сказать: «Недурна», Уронить, чтоб опять из-под ног, улыбаясь, глядела. Нет, не черствое сердце, а просто война: До чужих сувениров нам не было дела. Я не брал фотографий. В дороге на что они мне? И опять не возьму их. А ты, не ревнуя, На минуту попробуй увидеть, хотя бы во сне, Пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную.

Первая супруга Симонова ЕвгенияЛаскина с сыном Алексеем.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ I . «Выходные данные». Автор, название (истолковать), время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение (отзывы критиков о нем). II . Структура образов и развития конфликта. Тема и идея стихотворения Эмоциональная окраска чувств. Композиция, сюжет (если есть). Образный ряд стихотворения. (особенности художественных образов) Личностные черты лирического героя. III . Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.). IV . Основные особенности поэтического языка. Тропы и фигуры. Ритм, стихотворный размер, рифма. VI . Личное восприятия стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.


«Слава» Константин Симонов

За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Он мертв. Его никто не знает.
Но мы еще на полпути,
И слава мертвых окрыляет
Тех, кто вперед решил идти.

В нас есть суровая свобода:
На слезы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Анализ стихотворения Симонова «Слава»

Константин Михайлович Симонов (1915–1979) во время Великой Отечественной войны служил корреспондентом. Это сейчас военный репортёр может не присутствовать на поле боя, а передавать вести с безопасного расстояния благодаря современной технике. Тогда же журналисту приходилось делить все тяготы военной жизни вместе с простыми солдатами.

Константин Михайлович помимо своей непосредственной работы осуществлял ещё одну очень важную задачу. Он был не просто тем человеком, который передаёт фронтовикам сообщения из тыла, а тем, кто проводил своих близких на войну, утешит хорошими новостями. Он был известным поэтом, а значит, своеобразным светочем, согревающим сердца людей. Своими стихами он воспламенял души солдат, зажигал в них надежду, примирял с потерями и смертью.

Именно такую цель примирения имело и стихотворение «Слава». Правда, речь в нём идёт не о тех лаврах, о которых грезят юные удальцы, мнящие, что война – это нечто гордое и блистательное. В этом произведении поэт словно срывает с неё сверкающий покров, демонстрируя, что слава эта – суровый дар смерти.

Первые строки стихотворения рисуют в воображении читателя безрадостную картину. Мы видим застывшую чёрную землю:
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.

Мы можем слышать, как мелкие снежные хлопья покрывают собой пространства благодаря аллитерациям – повторяющимся шипящим звукам: «шинель», «лежит», «уж», «запорошилась».

Ещё до того, как мы приступаем к следующей строфе, мы понимаем, что этот персонаж уже умер. Можно представить, что в свою последнюю минуту он выхватил гранату, чтобы бросить её в гущу неприятеля, но беспощадная пуля сразила его за секунду до броска. А может, он всё же успел швырнуть снаряд и, подкошенный вражеским выстрелом, погиб с чувством выполненного долга. В любом случае, этот человек – герой! Неважно, что его имя никому неизвестно. Неважно, что сейчас он лежит на холодной земле. Он прославил себя уже тем, что выступил на защиту Родины. Поэтому поэт говорит о тех, кто следует тем же путём, что их окрыляет слава мёртвых.

Эта слава – страшная. Фронтовая дорога – это путь, на одном конце которого победа, а на другом – смерть. Причём тогда, в 1942 году, когда было написано это стихотворение, второй исход был куда более вероятен. Но люди вставали один за другим и шли в бой.

Поэт постоянно противопоставляет смерть и жизнь в строках:
В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.

Представляется, однако, что по-настоящему над героями войны смерть была не властна. Пусть многие из них остались безымянными для истории, но они живы в воспоминаниях сослуживцев и воспеты в стихах Константина Михайловича. Благодаря этому их подвиг ярко сияет в нашей памяти.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, он поступил в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, прервав учёбу в аспирантуре, куда больше не вернётся. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.

Начало войны потрясло Симонова, и наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт, и в течение войны работал в качестве корреспондента газеты "Красная звезда". Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря. Всё, опубликованное в годы войны в газетах, составило четыре книги: "От Чёрного до Баренцева моря", "Югославская тетрадь", "Письма из Чехословакии".

В годы войны Симоновым написаны пьесы: "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи" и две книги его стихов: "С тобой и без тебя " и "Война". "Корреспондентская застольная", которую потом так полюбили фронтовые журналисты, тоже была написана К. Симоновым и является своеобразным гимном работы военных корреспондентов.

О войне Константин Михайлович писал всю жизнь. Он видел её собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать и работать. В 50-е годы появилась его трилогия "Живые и мёртвые", в которой он рассказывает о трагических военных событиях.

Умер Симонов 28 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян неподалёку от Бобруйска.

Анализ стихотворений К. Симонова " Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины" (1941г.) и "Жди меня".

"Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины" (1941г.)

Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины" (1941г.). По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову.

В нём с огромной поэтической силой поэт передаёт горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать. И "усталые женщины", и "деревни с погостами", и "изба под Борисовым"- всё это для Симонова его Родина, его земля, пусть горькая, но "самая милая", за которую и жизнь отдать в бою не жалко.

" Жди меня " .

Хочется остановиться ещё на одном стихотворении К. Симонова "Жди меня".

Это гимн любви, верности. Такая любимая, которая умеет ждать, "как никто другой", нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.

"Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло…" - стихотворение К. Симонова призывало вопреки всему - надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Феномен "Жди меня", вырезаемого, перепечатываемого и переписываемого, посылаемого с фронта домой и из тыла - на фронт, феномен стихотворения, написанного в августе 1941 на чужой даче в Переделкино, адресованного вполне конкретной, земной, но в эту минуту - далекой женщине, выходит за рамки поэзии. "Жди меня" - молитва атеиста, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью, и оно же - опора этого моста. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек - сильнее войны. Если любит, если верит.

Анализ стихотворения Симонова "Жди меня" (2 вариант)

Одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова "Жди меня", посвящённое любимой женщине поэта - Валентине Серовой.

Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, "Правда" опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…

Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (В.С.). Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов. Поскольку ударение падает на последний слог в строке, можно заключить, что это - мужская рифма. Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению. Пафосность нисколько не портит это стихотворение, а наоборот, заставляет перечитывать его снова и снова.

Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь - жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.

Каждая строфа начинается словами "жди меня, и я вернусь" - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как "Аминь" в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: "жёлтые дожди", "снега", "жара". Читатель понимает, что "ждать", на самом деле, не так просто: "других" уже "не ждут"; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: "Я вернусь". С условием, что его будут "ждать", но не просто, а "очень".

Во второй строфе, на мой взгляд, преобладают минорные ноты. Она уже не читается написанной от первого лица. Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (повторюсь: стихотворение написано в 1941 г, когда ещё неизвестен был исход войны). Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. "Пусть поверят сын и мать", "пусть друзья устанут ждать", действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права. Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое "жди" звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, "помин души", откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.

Третья строфа звучит как гимн любви. Волшебной, всепобеждающей. "Смертям назло". Посторонние люди скажут, что это везение. Нет. "Не понять не ждавшим им", что ожидание, замешенное на огромной любви, приправленное верой и надеждой может творить чудеса. Оно способно даже спасти от пуль "среди огня". Но это секрет только для двоих. Об этом "будем знать только мы с тобой". Но тайна раскрывается просто, "просто ты умела ждать". Ждать так, как может ждать только русская женщина, только в лихолетья - "как никто другой".

Потрясающее стихотворение Симонова "Жди меня" подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное и интимное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

Много на земле стихотворений хороших и разных. Но "Жди меня" Симонова стоит особняком, поскольку затрагивает самые нежные струны человеческой души. Это произведение о любви, хотя это слово ни разу там не упоминается, но каждый, открывающий его для себя вновь и вновь, это понимает. И, как всякое великое искусство, оно делает человека лучше, чище и нравственно богаче.

" Ты помнишь, Алёша " (2 вариант)

Обращение "Алеша" использовано не для создания доверительных и задушевных интонаций, такой элемент жанра послания говорит о тяжести переживаемого, которую просто невозможно вынести одному. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. В эпитетах "бесконечные, злые дожди" сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные, злые слезы. Самое страшное -мужские слезы, непролитые, скупые, в окаменевших от горя сердцах, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И.эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины- солдатки. В таком ракурсе первая строка стихотворения звучит, как крик душевной боли. Эпитет " усталые женщины" подчеркивает трагизм происходящего, усталые не от работы, какая работа в прифронтовой полосе, усталые от безнадежности ситуации, от горя. Сравнение кринки несли, " прижав, как детей, от дождя их к груди"- это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война, это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо больно и горько видеть доверчивые детские глаза.

И вдруг среди печальных строк появляется эпитет "великая Русь". Дети говорят о времени написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа. Дети заметили антитезу, противопоставление в стихотворении. Стал понятен замысел автора, к антитезе "горькое сегодня и великое в исторической памяти" стали подбирать из текста средства выразительности.

В настоящем слезы и смерть. Это подтверждают эпитеты " злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам), вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха", гипербола "слезами измеренный тракт",сравнение "как на смерть одетый старик", инверсия "только пожарища по русской земле раскидав позади", "умирают товарищи", "пули пока еще милуют". Заклинанием звучит анафора: "Мы вас подождем!" В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру?

Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты "великая Русь", "русские околицы", "кресты на русских могилах", "русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина", "песня женская" (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека), "милая горькая земля", метафора "Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых". Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле.

После анализа средств выразительности мы понимаем позицию автора и легко сформулировали основные проблемы: нравственно-психологическая - душевное состояние людей во время отступления, духовность русского человека, муки совести, чувство ответственности за происходящее, проблема исторической правды- война бесчеловечна, противоречит всяким законам жизни, проблема исторической памяти- о чем не следует забывать, философская проблема -значимость человека на земле при жизни и после смерти, неразрывная связь поколений.

Аргументы дети подбирают легко, говорят об автобиографичности стихотворения, подтверждают это строкой "трижды поверив, что жизнь уже вся…", где К.Симонов упоминает о ранениях на передовой, где он был в качестве военного корреспондента.

Таким образом, средства выразительности произведения не только помогают понять позицию автора, проблему, но и вызывают отклик на описанные события в душах наших учеников.

симонов военный корреспондент стихотворение

Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху. Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: " Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ", "Жди меня, и я вернусь", "Майор привез мальчишку на лафете... ". Человек, поставленный в исключительные обстоятельства, подвергающийся самым жестоким испытаниям, заново узнавал мир и от этого сам становился иным: сложнее, мужественнее, богаче социальными эмоциями, зорче и точнее в оценках, как движения истории, так и собственной личности. Война изменила людей. Они теперь иначе смотрят и на мир, и на себя. "Я - другой", "Я не тот, не тот, каким был в Москве до войны", - так утверждается в стихах К. Симонова ("Встреча на чужбине") 1945 года.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Детские годы К. Симонова, учеба, работа в журналах. Первая пьеса "История одной любви". Курсы военных корреспондентов, служба в армии, война, неудачная семейная жизнь. Образ войны в произведениях Константина Симонова. Тексты известных стихотворений.

    презентация , добавлен 10.11.2009

    Исследование жизненного и творческого пути русского советского писателя Константина Михайловича Симонова. Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Характеристика его работы военным корреспондентом. Анализ стихотворений и произведений.

    презентация , добавлен 29.11.2012

    Константин Симонов - военный корреспондент. Военная художественная литература Симонова. Военная лирика. Военная проза. Военная драматургия. "Живые и мертвые" К. Симонова - эпос войны. Образ Германии и немцев в творчестве Симонова. Общественный деятель.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2002

    Ранняя проза К. Симонова. Военная тематика и описание войны в творчестве писателя. Драматургия К. Симонова. Любовь, преданность, верность и патриотизм в творчестве писателя. Острейшие противоречия и конфликты своего времени.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Детство и юность писателя Константина Симонова. Учеба в литературном университете. Формирование основных жизненных принципов. Тема войны в творчестве писателя. Валентина Серова как лирическая героиня и муза поэта. Осень 1949 года. Роман "Живые и мертвые".

    презентация , добавлен 17.04.2013

    Описания детства, юности, учебы в литературном университете. Начало творческой деятельности и первые стихотворения. Формирование основных жизненных принципов поэта. Тема войны в творчестве К. Симонова. Общественная деятельность после Второй мировой войны.

    презентация , добавлен 21.11.2013

    Великая Отечественная война - бессмертный подвиг советского народа. Отражение правды войны в литературе. Героическая борьба женщин с немецкими захватчиками в повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…". Трагедия военного времени в романах К. Симонова.

    презентация , добавлен 02.05.2015

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    Ознакомление с методикой современного изучения лирических произведений в школе. Сопоставительный анализ как один из методических приёмов изучения поэзии. Рассмотрение опыта сопоставительного анализа на примере стихотворений Н. Рубцова и С. Есенина.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Роль любовной лирики в творчестве К.М. Симонова. Цикл стихов "С тобой и без тебя" как лирический дневник в стихах. Женщина как символ вечной красоты. Тема любви на фоне военной тематики. Драматическая история отношений, пронесенная через тяжкие испытания.

Стихотворение «Из дневника» было написано К. Симоно­вым в 1941 году. Основная мысль его - «война - совсем не фейерверк…». Именно об этом поэт говорит в финале: «Да, война не такая, какой мы писали ее, - Это горькая штука…».

Стихотворение называется «Из дневника», оно представ­ляет собой отрывок, раскрывающий личностные впечатления лирического героя, события его жизни, его внутренний мир. Но вместе с тем здесь запечатлены события из жизни страны, ее история. Жанровое своеобразие обусловило и стиль поэта, фрагментарный, отрывистый и лаконичный. Все происходя­щее напоминает нам кадры кинохроники первых военных дней.

В начале стихотворения поэт рисует будничные картины: началась война, лирический герой, вчерашний мальчишка, надевает солдатскую шинель, уходит на фронт, расставаясь со своими близкими. И он - один из многих, сменивших мир­ную, размеренную жизнь на тяжелые фронтовые будни. Вой­на оказывается совсем не такой, какой она представлялась лирическому герою:

Из объятий, из слез, из недоговоренных слов Сразу в пекло, на землю.

В заиканье пулеметных стволов.

Только пыль на зубах.

И с убитого каска: бери!

И его же винтовка: бери!

И бомбежка - весь день,

И всю ночь, до рассвета.

Неподвижные, круглые, желтые, как фонари,

Над твоей головою - ракеты…

Почти все стихотворение состоит из коротких, односос­тавных, неполных предложений («Синий свет на платформах», «Белорусский вокзал», «И мельканье подножек», «И ответа уже не услышать»). Поэт рисует все происходящее пункти­ром, несколькими резкими и четкими штрихами. При этом, добиваясь эффекта достоверности происходящего, он вклю­чает в произведение прямую речь и диалог. Однако вопросы и просьбы остаются у К. Симонова без ответа. И это символич­но. Война стала большим нравственным испытанием для всех, она застала людей врасплох, нарушив привычный мирный ход жизни.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: парцелляцию («Июнь. Интендантство»), ри­торический вопрос («Что это значит?»), восклицательное пред­ложение («Что же делать - война!»), ряды однородных членов и бессоюзие («Из объятий, из слез, из недоговоренных слов»), сравнение («Неподвижные, круглые, желтые, как фонари, Над твоей головою - ракеты…»), анафору и синтаксический па­раллелизм («И с убитого каска: бери! И его же винтовка: бери! И бомбежка - весь день, И всю ночь, до рассвета»), метафору («Это горькая штука»).

Великая Отечественная – еще одна война, ставшая для советского поэта Симонова вдохновением при создании произведений о настоящей дружбе, любви и героизме: работа «Полярная Звезда» датируется 1941 годом.

Это стихотворение начинается с дружбы: военный товарищ просил лирического героя – поэта написать стихотворное письмо его любимой женщине. Симонов утверждает, что просьбу друга исполняют с первого раза, не заставляя его ждать.

Поэт также делает заметку, что не был знаком с женщиной «попутчика»: не видел ее «глаз и рук». Но автору стало

Известно несколько фактов: где живет возлюбленная и когда происходили свидания. Где-то в Азии в «зеленом городке» ходит легкой поступью по песчаной земле девушка, «робко» любившая своего милого. Поэт признается: проще выдать свои чувства через другого человека, передать любовную записку, чем лично, глаза в глаза рассказать о том, что скрыто в сердце. «Не смейте» забывать любви, – искренне просит лирический герой.

При Полярной звезде встречались влюбленные. Находясь в разлуке, они из разных сторон земли все так же сходятся, смотря на яркую точку в затянутом черным полотном небе, – уверен поэт. И пока любимая

Товарища помнит о нем, ждет и верит в скорую встречу, пока продолжает каждый вечер дожидаться появления Полярной звезды, до тех пор будет жить друг поэта, не утратит смелости в бою, не потеряет сокровища в душе.

На полуострове Рыбачий создал Симонов стихотворение. Выбрал он символ самой яркой точки созвездия Малой Медведицы для выражения путеводной звезды для разлученных людей – надежды на встречу.

В произведении использован стихотворный размер ямб. Речь четкая, с небольшим количеством эпитетов, что не мешает выразительно передать сильные чувства. Наоборот, не напыщенность и простота показывают искренность написанных слов.

Война способствует обострению восприятия у людей творческих. Поэтому Симонов в работе «Полярная звезда» расписывает все простыми словами, но в их сочетании ощущается яркость образов, которыми вдохновлялся поэт.

Такие строки западают в душу и читаются не только современниками, но и последующими поколениями; для участников военных событий они душевная ностальгия, для остальных – предостережение о последствиях войны.

Просмотров