DYBVC12X0AMZqhx

О спектакле «Последняя ночь Дон Жуана»

Писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмит — мировая знаменитость, один из самых читаемых и играемых на сцене французских авторов, лауреат Гонкуровской премии. В его пьесах и фильмах играли звезды французского театра и кино: Омар Шариф, Даниэль Дарье, Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Мишель Ларок и Макс фон Сюдоф и др. Самая востребованная мировым театром пьеса Эрика-Эмманюэля Шмитта это «Последняя ночь Дон Жуана». И тем не менее, судя по замечаниям в зале, эта пьеса осталась непонятной зрителю.

Действительно, конец пьесы открыт. Хеппи энд не состоялся. Но кто поверил бы, что Дон Жуан влюбился. Он начал страдать, сопереживать, почувствовал муки совести — и то уже хорошо! Авторы спектакля не стали сочинять сказку. Они только обозначили путь нравственного исправления, на который стал Дон Жуан. Странно только, что этот путь пресекает лезвие гильотины, приделанное к большому портрету Дон Жуана, который висит посреди сцены. Может быть, это намёк на то, что Дон Жуан решит самоутвердиться на другом поприще и стать революционером во времена Великой французской революции, вместо того, чтобы тешить своё самолюбие чередой дальнейших побед над женщинами.

Конечно, гильотину можно расценивать и с другой точки зрения: женитьба, к которой Дон Жуана принуждают, для него смерти подобна. Женитьба полностью переворачивает всю жизнь пикапера. Он идёт на этот шаг из сострадания и раскаяния, как это следует из пьесы, но переступить через себя и искренне полюбить Дон Жуан не может. Поэтому Дон Жуан в пьесе фигура довольно трагическая. Его можно сравнить с павлином, про которого рассказывает герцогиня де Вобрикурт. Павлин выпрыгнул из окна второго этажа, чтобы полететь, но разбился. Любовь для Дон Жуана, как полёт для павлина.

Интересно, что женщины, собравшиеся в замке, возмутились капитуляцией Дон Жуана. Для них видеть его без ореола окружающей Дон Жуана легенды невыносимо. Спектакль скорее о женщинах, чем о самом Дон Жуане, который больше похож на Каменного гостя из пьесы Тирсо де Молина, где неосмотрительный Дон Жуан кинул вызов статуе, убитого им отца донны Анны.

Женщины собираются в доме вовсе не для того, чтобы судить Дон Жуана, они готовы пойти на любые хитрости, для того, чтобы ещё хоть раз увидеть своего кумира, и этот полёт обречённых мотыльков к открытому пламени завораживает. Безусловно, лидирует в этом хорошо слаженном ансамбле герцогиня де Вобрикурт. Ей нравится играть в заговор: приятно пощекотать нервы ночью в старинном замке, где заседает тайное женское общество. Любовь Спирихина (герцогиня де Вобрикурт) прекрасно смотрится в образе аристократки. Ещё хочется отметить Инну Тараду, она очень тонко сыграла чувствительную мадам Кассэн. Все остальные актрисы то же отлично справляются со своими ролями: они хорошо передают раздражение от старых обид, трудно скрываемое восхищение Дон Жуаном и возникающую ревность к девушке, на которой хотят его женить.

Михаил Остроухов