Конспект занятия в старшей группе «Моё имя. Конспект занятия в старшей группе «Наши имена Конспект занятия мое имя в старшей группе

Тема: «Я и моё имя» (1 класс)

Цель: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей, познакомить со значением их собственных имён.

Задачи:

1. обучить детей правильно и полно называть имена;

2. развивать кругозор, внимание, любознательность;

3. воспитывать уважение к своему имени и к именам других людей;

4. развивать коммуникативные навыки.

5. содействовать сплочению детей в классе.

6. упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм собственных имён существительных.

Оборудование: презентация, детские работы о своих именах, ноутбук,
проектор, презентация.

Ход мероприятия

1.Орг. момент.

Ребята, сегодня у нас гости, повернитесь к ним, найдите глазками кого - ни будь, улыбнитесь им. Теперь повернитесь к друг другу и пожелайте мысленно удачи, садитесь.

Вспомним правила работы: не перебивать, а внимательно слушать друг друга. Каждый может высказать своё мнение.

2. Мотивация к деятельности.

Я решила посмотреть ваши работы, но не поняла где чей рисунок. Как вы думаете, почему? (Не указаны имена. Рисунки необходимо подписать.)

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? («Я и моё имя»)

Что узнаем? Чему научимся?

А как вы думаете, что же такое имя? (имя - это то, что отличает нас от других, это название, наименование, особенное слово).

Без имени можно обойтись?

Почему людям дают имена? (Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого. Чтобы позвать кого-нибудь или обратиться к кому-нибудь…)

Когда человеку дают имя? (при рождении)

Кто дает имя? (родители, взрослые, родственники)

Семь лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Это вы! Мамы и папы дали вам имена.

Назовите свои имена.

Они такие красивые.

Игра «Имя».

На столе у вас волшебные кармашки, достаньте содержимое и найдите свою букву, на которую начинается ваше имя.

Подойдите к доске и прикрепите.

Посмотрите, есть у нас имена на одинаковую букву? (Снежана, Слава)

Но имя можно произносить по - разному. Сердито и ласково.

Игра «Ласковые имена».

(Вызывается ученик. Садится на стул.)

Мы называем все возможные варианты имени. А участник выбирает лучшее.

Ребята, по имени можно узнать о человеке по тому как к нему обратились?

Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Кто это «Андрюшенька» и «Анна Петровна»?

- Правильно. Если ребенка позвали «Оля», а другого «Ваня». Что можно сказать про этих детей? (это мальчик и девочка.)

По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой?

Вы растете, а имена ваши растут? Жила девочка Маша, а выросла стали называть Мария.

Попробуем назвать ваши имена полно (Кирилл, Снежана, Ульяна, Данил, Антон, Рома, Глеб, Вячеслав)

Что заметили? (только одно имя поменялось, не все имена могут меняться?

Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Вы только подумайте, остаться без имени! Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя. Вы иногда кричите друг другу: «Эй, иди сюда!». Это обидно и невежливо. Хорошо ли так звать человека? (нет).

Физминутка.

Работа в паре.

Вспомним работу в парах: работать вместе, дружно. Пары покажите готовность.

Игра «Найди и назови» (карточки)

Найдите те карточки, которые начинаются на ту же букву, что и ваше имя.

А теперь мы вспомним, что значат ваши имена. Кто знает?

- Сегодня в зале тишина. Мы узнаем про имена.

Презентация.

Кирилл: Уважают все Кирилла,

Потому что в нем есть сила,

Любят все его вокруг,

Он надежный, верный друг!

Снежана: Белая, пушистая, как снежок лучистая!

И потому средь нас-звезда!

И будь такою ты всегда!

Ульяна: А у нашей Улечки

Славные кудряшки.

Оттого, что имя

У нее такое:

Милое, кудрявое,

Любимое, родное.

Антон: Не зазнайка, не болтун,

Он с друзьями рядом,

Чувство юмора и ум

У него что надо!

Данил: Данилка - парень хоть куда,
Красавец писаный и знатный,
Он знает толк во всем всегда,
В любой беседе он приятный.

Рома: Рома наш - большой шутник,

Непоседа, озорник.

Всегда играет в мячик,

Рома - славный мальчик!

Слава: Мы желаем: пусть у Славы

Будет больше всех нас славы,

Славы доброй, настоящей,

Никогда не проходящей

Глеб: Глеб серьезный, очень важный,

И послушный, и отважный.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть. И пусть почаще звучат ваши ласковые имена в вашей жизни.

Вывод : Так о чем мы сегодня говорили с вами? Что узнали?

(Что такое имя- это то, что отличает нас от других, это название, особенное слово).

- Посмотрите на доску, мы все разные, а имя у нас одно - 1 б класс.

Снежа, Снежечка, Снежинка, Снежаночка, Снежка, Снежок.

Уля, Улечка, Ульяша, Ульяночка, Ульяшка, Уленька, Уся, Улюшка.

Кириллушка, Кирюшка, Кириллик, Кирильчик. Кир, Киря, Кирюха,

Кирюша, Кирюня, Кируся, Киряша.

Антошка, Антончик, Антоша, Антошенька, Тоша, Тошик, Тоха.

Славка, Славушка, Славкин, Славочка, Славуня, Славик.

Ромочка, Ромушка, Ромчик, Ромашка, Ромуля, Ромик, Романчик, Романушка.

Даня, Данька, Данил, Данила. Данечка, Данюша, Данюшка, Даниша, Дануся, Данилка, Данилка, Данчик.

Глебонька, Глебчик, Глебушка, Глебик, Глебуня, Глебочек.

Татьяна (греч.) – назначенная, поставленная

Конспект внеклассного занятия, проведенного в 1 классе

" НАШИ ИМЕНА"

Цели и задачи:

1. Познакомить детей с различными именами и их значениями; расширять словарный запас и кругозор учащихся;

2. Развивать устную речь, мышление, память учащихся; содействовать формированию сплоченного коллектива; развивать индивидуальные особенности каждого ученика, способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребенка;

3. Воспитывать уважение друг к другу, к семейным ценностям.

Формирование УУД:

Личностные: мотивация учения; навыки сотрудничества, доброжелательность и эмоциональность, создание условий для сплочения коллектива.

Регулятивные: целеполагание, планирование, способность к мобилизации сил и энергии, формирование умения высказывать свое мнение, осуществлять самоконтроль;

Познавательные: общеучебные приёмы – сравнение, анализ, классификация, умозаключения, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог, обращаться за помощью, формулировать затруднения, строить монологическое высказывание, проявлять активность при различных видах деятельности, формулировать собственное мнение, оценивать собственное поведение и поведение других окружающих (управление коммуникацией).

1. Организационный момент

2. Сообщение темы занятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем наш классный час. Чтобы узнать, о чем мы сегодня говорим, отгадайте загадку.

Нас не было, но оно было, Нас не будет, но оно будет, Никто ни у кого его не видел, А у всех оно есть. Это твоё, а пользуются другие. (ИМЯ)

Ребята! У каждого из вас есть свое имя. У кого-то оно привычное, а у кого-то редкое. Но всякое имя прекрасное, потому что его с любовью дали нам наши родители. В древности об этом говорили так:

Между живущих людей Безымянным никто не бывает
В минуту рождения каждый Богатый и бедный
Имя свое от родителей В дар получает.

3. Игра "Назови имена детей нашего класса"

4. Как имя растет.

Ребята, пройдут годы, вы вырастете и станете самыми старшими учениками в нашей школе. Как вы думаете, а ваши имена будут расти вместе с вами? (ответы детей)

Послушайте, какую историю я хочу вам рассказать.Жила-была девочка. Когда она была маленькая, ее ласково называли Ирочка или Иришка. (показ фото) Когда эта девочка подросла и пошла учиться в школы, то ее стали звать Ирой, а в старших классах Ириной.(показ фото) Сейчас она уже взрослая, работает учителем. И зовут ее сейчас.... Вы догадались, о ком я говорю? (показ фото). Да, это я. Видите, я росла, и мое имя росло вместе со мной.

Вы растете, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

5. Словесная игра «Назови полное имя» .

Есть у вас и у меня,

И у всех на свете.

Все имеют имена,

Взрослые и дети.

Имя каждому из нас

При рожденьи дали.

Носим гордо имена

Как бойцы – медали.

Как без имени позвать

Друга иль подругу?

Если безымянным стать

То придется туго.

6. Конкурс “Самое длинное имя”.

Произнесите свое имя шепотом и подсчитайте количество букв в нем. Побеждает тот, у кого в имени наибольшее количество букв. (Александр - 9, Анастасия - 9, Виктория - 8, Владимир - 8)

7. Физминутка:

Давайте отдохнем и проверим ваше внимание.Если я называю полное имя человека, то вы должны 2 раза хлопнуть в ладоши, а если услышите краткое имя, то надо 2 раза топнуть ногами.

8. Отгадывание литературной загадки: "Марусеньке копеечку."

Ребята, а как вас зовут дома близкие? (варианты ответов)

А теперь отгадайте загадку.
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили прянечка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?

(выслушиваются ответы детей)

9. Работа в парах .

Откройте белые конверты, прочитайте имена, написанные на карточках и подумайте, на какие группы их можно разделить. (На карточках имена - Оля, Миша, Лена, Петя, Саша, Коля, Женя, Катя) Какие имена вы не смогли определить в группы? Почему?- Назовите ещё такие имена, которые можно давать и девочкам, и мальчикам. (Валя, Женя, Валера, Вася.)

У меня для вас есть предложение про Женю. Догадайтесь: Женя – девочка или мальчик? Ответ спрятан в самом предложении.

(Женя в воде в очках.)

10. Работа с пословицами.

Про имена люди придумали много пословиц и поговорок. Давайте прочитаем некоторые из них.

"Хорошо там и тут, где по имени зовут"

"Без имени ребенок - чертенок"

"Доброе имя лучше богатства"

(обсуждение пословиц)

11. Знакомство со значением имен

А знаете ли вы что каждое имя что-то обозначает. Например, Ирина в переводе с древнегреческого означает "МИР", а Петр - "КАМЕНЬ". Широко распространено мнение, что имя влияет на судьбу человека. Разумеется, если бы это влияние было полным, бесспорным и решающим, все Иваны и все Маши жили бы совершенно одинаково. Но говорить о том, что имя в какой-то мере влияет на человека, на характер, на его судьбу все-таки можно. Только это влияние разное. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых судеб. Это мы можем проследить на наших Владиславах, Валериях, Андреях. Есть сходства в характерах, но и нельзя сказать, что они абсолютно одинаковые люди.

А что означают ваши имена? Для того, чтобы это узнать, найдите в цветных конвертах звездочки с вашими именами и прочитайте.(Чтение вслух значений имен детей)

А теперь каждый из вас раскрасит свою звездочку. А чтобы вам работалось веселее, я предлагаю делать это под звучание самой известной детской песенки, в которой звучит имя.

(Дети раскрашивают звездочки под песенку"Антошка")

12. Украшение елочки.

Мария Ершова

Программное содержание:

Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён.

Формировать у детей элементарные представления о правах.

Углубить понятия «Свидетельство о рождении», «Паспорт», «Однофамильцы.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: «Я и моя семья», слушание песни «Родина моя».

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом.

Слайды, генеалогические деревья. Паспорт. Свидетельство о рождении.

Лупы 12 штук,12 листочков, 12фломастеров, 12 фото

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

– Здравствуйте дети:

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут Мария Алексеевна.

А как зовут каждого из вас?

Дети: (перечисляют имена)

Воспитатель:

Ребята, а что вы знаете об имени и зачем нам оно?

Может имя совсем не нужно?

Сколько у нас вопросов, попробуем вместе найти ответы.

Попрошу Ваню и Стёпу отойти в сторону и повернуться к нам спиной.

Представим, что у них нет имени. А теперь, Ксюша, попроси кого-то из мальчиков повернуться, но имени не называй.

Дети: / попытки детей позвать ребят, стоящих спиной /

Воспитатель: Ваня и Стёпа, возвращайтесь к нам.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

(показать слайд с новорожденными малышами)

Дети: Они одинаковые.

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Отгадайте мои загадки.

Загадки.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите свои генеалогические деревья и назовите по именам своих родственников.

Дети: несколько детей называет по заранее составленным древам имена своих родителей, бабушек, дедушек


Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Ответы детей:---

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.

Ребята, а вы сами выбирали себе своё имя?

Ответ детей: нет

Кто даёт нам имя?

Ответ детей: родители

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя ласково»

Ксения- Ксюша

Саша – Сашенька

Маша – Машенька….

Физминутка

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Нам вдруг стало хорошо

И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Недавно я узнала, что в нашем городе живут ещё три Ершовых Марии Алексеевны, может такое быть? А вы встречали людей с такими же именами и фамилиями как у вас?

Ответ детей:---

На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи.

Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Воспитатель: Очень, очень давно имена были похожи на прозвища: Первяк, Третьяк, Одинец. Имена давали детям и по названию месяца, в котором родился ребёнок. Отгадайте, в каком месяце родилась: Мая, Августин, Октябрина.

Сейчас имена звучат по-другому. При рождении ребёнку давали имя и записывали в большие книги и никакого документа больше не выдавали.

(показать слайд с древней книгой)


Воспитатель: А сейчас, дети, у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас- детей?

Ответ детей: ---

Воспитатель: Свидетельство о рождении. (показать слайд)


Скажем все вместе: «свидетельство о рождении»

Кто из вас видел своё свидетельство о рождении? Что в него записывают?

Правильно, ваше имя и фамилию.

А вы знаете, какой главный документ у взрослых?

Давайте подойдём к столу. Рассмотрите паспорт. Чей это паспорт? Как вы догадались? Ответ: /по фото/

А ещё как можно узнать, чей паспорт?


Сравните, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении? Что записано в оба документа? А чем они отличаются?

Ответ: в паспорте много страничек, в нём записано много данных о человеке.

Итак, Документы подтверждают, что у каждого человека есть право на что?

Ответ:/на имя/

Воспитатель: В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии, имеется отпечаток пальца. (Показать слайд)

Как вы думаете, для чего?

А вот, оказывается, если у людей похожи имена, отчества и фамилии, то людей различают по отпечаткам пальцев. Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев?

Возьмите, пожалуйста, лупы, посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком пальца другого человека.

А сейчас посмотрите на руку соседа и сравните, похожи у вас рисунки на пальцах? Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется биометрия.

Сейчас я каждому из вас раздам по листочку и вы поставите в квадратик отпечаток своего пальца. Рассмотрите с помощью лупы рисунок на отпечатке.

А теперь посмотрите отпечатки друг у друга, сравните их.

Если рядом вы вклеите своё фото, напишете своё имя, то у вас получится настоящий биометрический паспорт.

(Дети пишут имена и вклеивают фотографии).



Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый из нас имеет на собственное имя. Узнали кто такие однофамильцы, тезка, что такое свидетельство о рождении, паспорт, биометрический паспорт.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Солнышко» в нём живут такие дружные ребята.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему

«Что значат наши имена»

(материал рассчитан на 2 занятия или 1 занятие и беседы

в утренние и вечерние отрезки времени)

Задачи: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей, рассказать о том, как на Руси давались имена и что они означали.

Развивать интерес к этой теме, словотворчество.

Воспитывать чувство гордости за свое имя, уважение к именам других

Словарная работа: безымянный, отчество, залог (дать на хранение), слова (известность, знаменитость), полное имя, покровитель - (ангел-хранитель).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов, заучивание считалок, потешек, дразнилок.

Материал: лента времени (картины или иллюстрации исторических событий начиная с первобытного общественного строя, рабовладельческий, капиталистический, революционный, социалистический), сборники русского устного фольклора.

Ход беседы.

Дети, обратите внимание на групповую фотографию.

Чем вы похожи друг на друга и чем отличаетесь?

Ответы детей:

В - Несмотря на то, что у вас много общего, все-таки у каждого есть что то, что нельзя увидеть, но это отличает его от другого. - Как можно выделить отдельного ребенка?

Ответы детей:

В - Попробуйте хотя бы на один день не употреблять в своей речи имена, и вы увидите, что это невозможно: либо вас вообще не будут понимать, либо придется на столько сложно и многословно описывать людей, которых можно назвать по имени. Например: « К нам в гости придет девочка с другой группы, которая находится напротив нашей группы: а можно сказать: « К нам придет Настя Иванова» это гораздо удобнее. Потому что в группе у них еще несколько девочек и тогда нам надо будет уточнять, кто же именно придет.

Зачем нам нужны имена?

Ответы детей:

В - Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя человеку дается при рождении и на всю его жизнь.

« Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных: В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный, Имя как сладостный дар, от родимых своих получает».

Как вы понимаете слово безымянный?

Ответы детей:

О чем нам могут рассказывать имена?

Ответы детей:

В - По именам можно не мало узнать о человеке: мужчина или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой, определить принадлежность человека к тому или иному народу. Такое распространенное имя: как Иван в Англии будет звучать как Джон, во Франции - Жан, в Испании - Хуан, в Германии - Ханс, в Италии - Джованни, в Польше - Ян.

Что же такое имена?

Ответы детей:

В - Имена - это слова, но особые. Имя человека одно из составляющих его индивидуальности. И поэтому оно стоит впереди фамилии. В древности наши предки наделяли имя особой магической силой, рассматривая его как составную часть лица и скрывали от врагов маской. В некоторых древних сообществах человек мог «заложить», т.е. оставить в залог свое имя, как сейчас оставляют особо ценные вещи или бумаги. И до возвращения взятого никто не мог назвать его по имени. Воины, идя в бой, оставляли свои имена, отдавали на хранение, прятали. Имя человека возникло не случайно: шли годы, чем придумали способ выделения отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени. Путь имен был долгий одни имена забывались, на смену им приходили новые имена. И сегодня мы с вами отправимся в далекие времена, когда люди жили племенами и не имели имен. Обратите внимание на эту ленту времени. На ней изображены исторические события, происходящие в нашей стране за много - много лет. Историю происхождения имен можно проследить по ленте времени.

Иллюстрация.

В - В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличатся друг от друга, придумывали себе и другим клички. Как правило, такие клички отражали какое то главное достоинство человека: «Доброе сердце», «Храбрый», «Зоркий глаз». Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен подтверждать в течении всей жизни. - Поэтому клички давали не сразу после рождения, а у отдельных народов, а то и более.

Иллюстрация.

В - Шло время, жизнь людей менялась, да и людей становилось все больше и больше. Поэтому новорожденных стали нарекать не именами, а простыми словами. Слова давались по разным причинам: одних именовали названием рыб, птиц, зверей, насекомых, растений, хотя они не имели ни какого сходства во внешности.

Как вы думаете, какие имена зверей, птиц, рыб, насекомых давались людям и детям?

Ответы детей:

В - Родители надеялись, что мальчики по имени волк или зубр вырастут

сильными и выносливыми. Заяц и белка быстрыми и ловкими, орел и сокол стремительными и зоркими, хотите послушать, как это звучало. Из старинных документов известно, что был такой торговец Ерш Вислоухов, землевладелец Сом Иванов, кузнец Окунь Федоров, Конь Сидоров, Заяц Некрасов. Нам они сейчас кажутся смешными. Такие имена старались давать таким, которые выражали наиболее характерные признаки или внешние особенности. Весьма популярными были имена по цвету волос, кожи. - Если у человека светлые волосы, как его называли? А если черные, рыжие?

Ответы детей:

В - был беляк, светлый светляк, светлая, светлая белуха, черным чернява, рыжая, рыжик. Имена присваивались по росту, особенно тем телосложениям: Толстый, Сухой, Мал, Малюта, Большой, Голова, Любан. Иногда в больших семьях ребят именовали по порядку их рождения от 1 до 10: Первой, Первунья, Вторяк, Вторуня, Третьяк, Четвертяк, Пятак, Шестак, Семяк, Восьмяк, Девятко, Десятко. Отдельные имена характеризовали времена рождения ребенка (Зима, Весняк), явления природы (Метелица, Снег, Ветер, Пороша).

Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных: Пискун, Любик, Прыгун, называли детей и именами не очень привлекательными: Невенса, Нехорошко, Некрасив, Крив и т.д. Родители их называли так, чтобы нечистая сила, злые духи не погубили их. Были и такие имена как: Кислоквас, Огурец, Износ, Коврига, Тюря.

От чего произошли эти имена?

Ответы детей: названий еды.

В - Почему же потом таких имен не стало?

Ответы детей:

Иллюстрация

В - Обратите внимание на эту иллюстрацию.

Кто здесь изображен?

Ответы детей: - кузнец, охотник, рыболов.

В - В древней Руси на ряду со словами-именами давались и прозвища. Они

отражали род оего занятий. Рыболов, Охотник, Кузнец, Дьяк, Скоморох,

Как понимаете значение этих слов?

Ответы детей:

В - Были и такие прозвища как Селянин, Новожил, Несвой, Татарин.

Почему давались такие прозвища людям?

Ответы детей:

В - Эти прозвища указывают на место жительства человека или национальную принадлежность. Дети, нам с вами эти имена кажутся странными и даже смешными.

Ответы детей:

В - А в те далекие времена эти язычные имена были привлекательными и естественными.

Иллюстрация.

В - На смену именам - прозвищам пришли имена, которые подбирались детям по церковному календарю. Имя давалось ребенку в храме во время обряда крещения. Называли его так. как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником ребенка, или как говорят ангелом - хранителем. А день, имя - наречения называли именинами.

Именины и день рождения - это одни и те же даты или разные?

Ответы детей: - разные, день рождения - когда родился, а именины - когда крестили.

В - Многие из вас тоже крещеные.

А вы знаете имя своего ангела-хранителя?

Ответы детей:

В - Имена у ангелов - хранителей очень сложные и запомнить их трудно. Это может быть и Аккакий, Моккий, Соссия, Хоздазат, Дула, Трифилий, Евлантий, Фотий.

Эти имена живут и по сей день, они вам даются при крещении. Кто крещеный имеет два имени, одним называют родители, а второе дает священник при крещении.

Иллюстрация.

В - Глядя на эту картину, мы видим жизнь людей в далекие времена, неведанные нам. Жили тогда добрые молодцы, девицы - ракрасавицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Ушли пахать да косить, дома рубить, умели холсты ткать, узоры вышивать. А имена у них были Влас, Гаврилла, Ермил, Яким, Силантий, Савелий, Матрёна, Орина, Акулина, Фекла, Федосья, Немила.

А в наше время вы слышали такие имена?

Где? Когда? Кого так зовут?

Ответы детей: - произведениях «Федорино Горе», в сказках «Емелюшкой»,

крошечкой Хаврюшечкой, дразнилках, потешках, играх, или у бабушки или у дедушки.

В - Игра «Перелизы»

Все стоят по кругу один в середине, все говорят слова « у дедушки Трифона

семеро детей,

Семеро детей и все сыновья,

Они не пьют не едят, друг на друга глядят,

И все делают вот так».

Водящий в середине показывает движение и все повторяют его. Кто опоздал или сделал по своему, отдает финт.

В - Давайте вспомним прекрасные русские имена которые к сожалению, сейчас встречаются не часто. В этом нам помогут пословицы. Я вам буду читать пословицы а вы называете имя.

В - По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан.

Дети: Семен, Тимофей.

В - Туги орешки тирешки.

Дети: Терентий.

В - Про горькую водку поют пеню горько.

Дети: Егор.

В - А сейчас давайте вспомним дразнилки.

Иллюстрация

В - На этой иллюстрации мы видим доблестных русских воинов, борющихся со врагом. Поэтому и имена у них были от слова «Слава» Святослав, Ярослав, Любослав, Гремислав, Метислав, Растислав, Гореслав. - О чем нам говорит имя Ростислав? (расти что?), Гремислав (греми что?).

В - Наши предки внимательно относились к выбору имен для своих детей, им хотелось, что бы их дети росли сильными, крепкими, добрыми, смелыми и сильными.

Иллюстрация

В - На ряду с русскими именами уже в древнюю Русь стали проникать

чужеземные имена, которые дошли до нашего времени. Елизавета, Мария, Иван, Федор, Наталья - этими именами называли людей нелегкой крестьянской доли, это труженики, угнетенные люди, работающие на кого?

Ответы детей:

Иллюстрация

В - Глядя на этих людей, не представить их до изнурения работающими на поле или голодающими. - Здесь изображены кто?

Ответы детей: - дворяне.

В - Они при крещении получали те же имена что и крестьяне, но произносились они на французский манер - и тогда Петр становился Пьером. В какой сказке мы встречали это имя?

Ответы детей:

В - Наталья - Натали, Екатерина - Кити, Дария - Доли, Николай - Николя. В - Встречаются ли у нас такие имена - Елизавета, Николай, Наталья, Екатерина, Дария, Ольга.

Ответы детей:

В - Правильно, когда называют по имени, отчеству.

А как называют детей?

Наталья - Наташа,

Николай............................

Валентина...................................

Екатерина..............................

Григорий....................................

Евгений................................

Владимир....................................

Ольга....................................

Сергей........................................

Дария.....................................

Анастасия....................................

В - Наталья, Ольга, Сергей это не полные имена. Лиза, Женя, Вова короткие имена, неполные.

Иллюстрация.

В - На ряду с этими именами появились и другие, это понятно, началась новая жизнь, родителям хотелось чтобы судьба их детей, родившихся при советской власти, бала совсем непохожа на трудные судьбы до революции. Людям хотелось чтобы жизнь была красивой и имена старались давать новые, непохожие на старые. Детей называли именами героев, борцов за свободу. Появились имена, созданные по названию революционных месяцев: Ноябрь, Октябрь, Май называли мальчиков, а девочек Октябрина, Ноябрина, Майя. Также появились и такие имена: Звезда, Заря, Ракета, Лампочка, Электричка, Свобода, Победа, Труд, Мир. Этими именами люди прославляли труд и достижение: Гертруда - героиня труда, Люция - революция, Мирюга - мир. Но с этими именами пришлось быстро расстаться.

Как вы думаете почему?

Как бы звучало имя, отчество?

Ответы детей: - Звезда Ивановна, Андрей Ракетович.

В - Иногда можно услышать такое имя как Зоркий, Звездочки.

В - Кого так называют?

Ответы детей:

В - Очень много русских имен известно нам только из старых документов, они исчезли прожив века или напротив просуществовали очень не долго встречаясь в единых случаях некоторые длинные старинные имена люди заменили на более короткие, убирая конец или начало имени, или заменяя букву в середине слова. Федул - Федя, Селантий - Семен, Метислав - Митя, Гремислав - Гриша, Ростислав - Слава.

В - Многие женские имена произошли от мужских с добавлением звука «А» в конце слова. Павел - Павла,

Евгений..............................

Александр...........................

Июлий................................

Валентин.............................

Валерий..............................

История каждого имени складывалась по разному одни прожили долгую и сложную жизнь, прежде чем дошли до нашего времени, некоторые имена исчезли, другие появились совсем недавно. - Как вы думаете, от каких слов произошли имена сказочных героев?

Айболит...............................

Несмияна..............................

Снегурочка...........................

Незнайка..............................

Белоснежка...........................

В - Вот видите, как много интересного мы узнали про имена, а в следующий раз мы побеседуем о происхождении ваших имен.

ИМЯ. МОЁ ИМЯ

Воспитатель : Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Необычное потому, что вместе со мной его будет проводить вот эта Кукла. Давайте с ней поздороваемся. Она пришла из сказки. Давайте познакомимся, я предлагаю вам назвать Кукле свои имена. Для этого встаньте в круг, кому из вас Кукла бросит мяч, тот и называет своё имя.

Игра : «Назови своё имя»

Кукла : Как красиво звучат ваши имена. А можно каждого из вас назвать грубо? (Да)

Воспитатель : А вы знаете, что назвав грубым именем, человека можно обидеть? (Знаем) . Я надеюсь, что вы никогда не будете называть друг друга грубыми именами.

Игра: «Назови ласково».

Кукла : Ой, ребята, какие у вас красивые имена. А у меня нет имени (начинает плакать).

Кто дал вам имя? (Родители)

Воспитатель: Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

Кукла :- А когда дают ребенку имя ? (Когда рождается)

Воспитатель :- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права , которые его защищают.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Появляются права .

Одно из этих прав - право на имя .

Кукла: Ребята, послушайте мою историю.

В моей сказочной стране живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста. И большие и маленькие дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но большие люди были очень серьезные, очень занятые, они почти не позволяли себе шалить и играть, как маленькие. И ещё они часто говорят: «Я имею право…», «Это моё право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорил. Будто их и вовсе не было. Кроме того, никому не нравилось, что большие люди никогда не называли маленьких по именам. Обычно они обращались к ним так: «малыш, крошка, маленький, котенок». И больше всего им не нравилось, когда большие дразнили маленьких. Вот такая страна: права только у взрослых. Им только всё можно.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему наша гостья обижалась, когда её дразнили, обзывали? (ответы детей). А что вы чувствуете, когда вас дразнят, дают прозвища? (Ответы детей). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Ведь у людей такие красивые имена. Как вы думаете, зачем людям имена? (Чтобы обращаться к человеку) . У каждого человека есть имя, оно выделяет его среди других людей. Обращаясь, мы называем друг друга по имени. Можно сказать : «Эй, Дай мне, пожалуйста, машинку!» - и вопрос прозвучит в пустоту. А можно попросить так : «ВОВА, дай мне, пожалуйста, машинку!» - Вова поймёт, что обращаются именно к нему и обязательно поделится с другом игрушкой.

Каждый ребёнок имеет право на собственное имя . При рождении родители выбирают имя своему ребёнку, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. У вас у каждого есть документ «Свидетельство о рождении» , где указаны имя и фамилия (показываю на доске свидетельство о рождении) .

Кукла : Ребята, у каждого из вас есть такой документ? А вот у меня нет ни документа ни имени.

Воспитатель : А знаете ли вы, милая Кукла, что каждое имя имеет свое особое значение и просто так имя не даётся?

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же имя наше значит.

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными и смелыми. Как вы думаете, как раньше давали имена детям?

По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая) (Слайд 2)

По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) (Слайд 3)

По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) (Слайд 4)

По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка)

Воспитатель: Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно такое имя дали вам родители?

Воспитатель: А давайте посмотрим на нашу гостью повнимательнее и придумаем ей имя?! Как бы вы её назвали? Какая наша гостья?

Кукла: Спасибо, вам, ребята за имя, которое вы мне дали! Мне стало так радостно от этого! Давайте повеселимся?!

ИГРА «Девочки и мальчик».

(Текст сопровождается соответствующими движениями).

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают (приседают на корточки).

Воспитатель : «А у нас в группе есть девочки с одинаковыми именами. Интересно как же их зовут? (Дети называют имена София Шеина и София Ширнина). Люди с одинаковыми именами зовутся «тёзками ». А кто из вас знает своих «тёзок» (Ответы детей) .

А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

Воспитатель : Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами .

Кукла : А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» . Будьте внимательны.

Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

Юля, Олег, Вова, Андрей.

Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель : Ребята давайте присядем. Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Воспитатель : Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя.

Сначала звали эту девочку ласково : Надюшка, Наденька. Девочка подростала и стали её называть Надеждой. Потом она выросла, стала взрослой. И называют её Надеждой Петровной. Отчество никто не придумывает, оно, как и фамилия переходит от отца. Мы растём, и растёт наше имя.

Кукла : Ребята, я очень хочу узнать, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? (дети называют свои имена) .

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна,

И оттого, ты побереги его.

И вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя»!

Кукла : - Ребята, отгадайте загадку:

И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать. Что это? (Дети : Имя.)

Кукла: Я хочу запомнить ваши имена. Скажите вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки – истории. А сегодня я вернусь в свою волшебную страну и расскажу всем о том, с кем я познакомилась. А для этого я должна запомнить ваши имена. Мой знакомый волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нём чудо, которое рядом с нами. Только в чудеса надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена читаем их).

Кукла : ребята, посмотрите какое чудо у нас вышло. Кто нашёл своё имя?

Мне очень понравилось быть у вас в гостях. Я думаю, что вы прославите свои имена и ими будут гордиться ваши родители, бабушки и дедушки. Молодцы! И теперь я с радостью могу отправляться в свою страну. До новых встреч !!!

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие.

Ребята, сегодня на занятии вы узнали, что все люди и большие, и маленькие с самого рождения имеют право на имя.

Наша гостья тоже узнала своё имя и очень обрадовалась.

Ребята, так кто же дал вам имя? (Родители, мама и папа) .

Воспитатель : Кто такие тезки?

Дети : Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель : Кто такие однофамильцы?

Дети : Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель : Как называется праздник имени?

Дети : Именины или День Ангела.

Воспитатель : Какой документ подтверждает ваше право на имя ?

Дети : Свидетельство о рождении.

А что вам больше всего понравилось?

Ребята вы сегодня были молодцы! Хорошо поиграли и поработали!

Просмотров