Человек, который обнаружил, как мы видим. Арабская психология (Ибн аль Хайсам, Ибн-Сина, Ибн-Рушд) Арабский ученый ибн аль хайсам

На сайте есть статьи о других людях с куньей Абу Али, именем Хасан и нисбой Басри .

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم ‎‎, 965, Басра - 1039, Каир) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен ).

Биография

Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет. Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа, упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

В честь учёного назван кратер на Луне.

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида» Ибн аль-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта», у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата.

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла.

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн аль-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» (в 7 книгах).

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама - Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.

Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла.

В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике - «Перспектива» Витело - представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.

Ибн аль-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Примечания
  1. Храмов, 1983, с. 13
Литература

Сочинения Ибн аль-Хайсама

  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733-762.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399-448.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131-146.
О нём
  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн аль-Хайсама // Учёные записки Азерб. ун-та . - 1963. - № 4.
  • Льоцци М. История физики. - М .: Мир, 1970. - 464 с.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1976. - 324 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1983. - 124 с.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама // Историко-астрономические исследования . - 1984. - Т. 17. - С. 67-122.
  • Храмов Ю. А. Альхазен (латинизированное имя Абу Али Хайсама) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука, 1983. - С. 13. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Roshdi Rashed. A Polymath in the 10th century // Science . - 2002.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Абу Али ал-Ха-сан ибн ал-Хай-сам ал-Бас-ри /965, Бас-ра – 1039, Ка-ир/ — вы-да-ю-щий-ся уче-ный араб-ско-го Вос-то-ка. Бла-го-да-ря сво-им спо-соб-нос-тям он за-ни-мал в род-ной Бас-ре долж-ность ви-зи-ря. Од-на-ко лю-бовь к на-уке по-бу-ди-ла его оста-вить по-ли-ти-чес-кую карь-е-ру. Сред-не-ве-ко-вый си-рий-ский уче-ный ибн Аби Усай-би упо-ми-на-ет в сво-ем «Ис-точ-ни-ке све-де-ний о раз-лич-ных клас-сах вра-чей» 92 со-чи-не-ния ибн ал-Хай-са-ма, из них 89 по-свя-ще-ны ма-те-ма-ти-ке, аст-ро-но-мии, оп-ти-ке и ме-ха-ни-ке.

Ибн ал-Хай-сам пы-тал-ся до-ка-зать пя-тый пос-ту-лат Ев-к-ли-да. До-ка-за-тельст-во его бы-ло оши-боч-но, но он впер-вые рас-смот-рел так на-зы-ва-е-мый «че-ты-рех-уголь-ник Лам-бер-та», у ко-то-ро-го три внут-рен-них уг-ла - пря-мые. Он сфор-му-ли-ро-вал три воз-мож-ных ва-ри-ан-та для чет-вер-то-го уг-ла: ост-рый, пря-мой, ту-пой. Об-суж-де-ние этих трех ги-по-тез мно-го-крат-но воз-ни-ка-ло в позд-ней-ших ис-сле-до-ва-ни-ях пя-то-го пос-ту-ла-та.

В трак-та-те «Об из-ме-ре-нии па-ра-бо-ли-чес-ко-го те-ла» ибн ал-Хай-сам при-во-дит фор-му-лы для сум-мы по-сле-до-ва-тель-ных квад-ра-тов, ку-бов и чет-вер-тых сте-пе-ней, и ряд дру-гих фор-мул для сумм ря-дов. С по-мощью этих фор-мул он при-во-дит вы-чис-ле-ние, рав-но-силь-ное вы-чис-ле-нию опре-де-лен-но-го ин-тег-ра-ла.

В трак-та-те «Об изо-пе-ри-мет-ри-чес-ких фи-гу-рах» ибн ал-Хай-сам сде-лал по-пыт-ку до-ка-зать, что круг име-ет са-мую боль-шую пло-щадь из всех фи-гур рав-но-го пе-ри-мет-ра, а шар – са-мый боль-шой объ-ем из всех тел с рав-ны-ми по-верх-нос-тя-ми.

Ему при-над-ле-жат так-же со-чи-не-ния «О квад-ра-ту-ре кру-га», «Об из-ме-ре-нии ша-ра», «О по-стро-е-нии се-ми-уголь-ни-ка», «О по-стро-е-нии пя-ти-уголь-ни-ка, впи-сан-но-го в квад-рат», «О свойст-вах вы-со-ты тре-уголь-ни-ка», «О цир-ку-ле для ко-ни-чес-ких се-че-ний», «Об из-вле-че-нии ку-би-чес-ко-го кор-ня», «О па-ра-бо-ле», «О ги-пер-бо-ле», «О ма-ги-чес-ком квад-ра-те». Из-вест-но так-же, что он при-ме-нял гео-мет-ри-чес-кие ме-то-ды к ре-ше-нию урав-не-ний 4-й сте-пе-ни.

Уче-но-го час-то име-ну-ют «от-цом оп-ти-ки». Ему при-над-ле-жит фун-да-мен-таль-ный труд «Кни-га оп-ти-ки» в 7-ми кни-гах. В об-лас-ти фи-зио-ло-ги-чес-кой оп-ти-ки он да-ет опи-са-ние стро-е-ния гла-за и на опыт-ной ос-но-ве до-ка-зы-ва-ет оши-боч-ность те-о-рий Пла-то-на и Ев-к-ли-да о све-те как о лу-чах, ко-то-рые ис-пус-ка-ют-ся гла-зом и «ощу-пы-ва-ют» пред-ме-ты. Ибн ал-Хай-сам вы-дви-нул свою те-о-рию, со-глас-но ко-то-рой «ес-тест-вен-ный свет и цвет-ные лу-чи вли-я-ют на глаз», а «зри-тель-ный об-раз по-лу-ча-ет-ся при по-мо-щи лу-чей, ко-то-рые ис-пус-ка-ют-ся ви-ди-мы-ми те-ла-ми и по-па-да-ют в глаз». Он счи-тал, что каж-дой точ-ке на-блю-да-е-мо-го пред-ме-та мож-но по-ста-вить в со-от-вет-ст-вие не-ко-то-рую вос-при-ни-ма-ю-щую точ-ку гла-за. Он да-же дал пра-виль-ное пред-став-ле-ние би-но-ку-ляр-но-го зре-ния. На-ко-нец, он вы-ска-зал пред-по-ло-же-ние о ко-неч-нос-ти ско-рос-ти све-та.

Сре-ди опы-тов, про-ве-ден-ных уче-ным, вы-де-ля-ют-ся опы-ты с ка-ме-рой-об-ску-рой, опы-ты по пре-лом-ле-нию све-та и экс-пе-ри-мен-ты с раз-лич-ны-ми ви-да-ми зер-кал.

В XII ве-ке его «Кни-га оп-ти-ки» бы-ла пе-ре-ве-де-на на ла-тин-ский язык под на-зва-ни-ем «Со-кро-ви-ще оп-ти-ки» («Opticae thesaurus») и ока-за-ла боль-шое вли-я-ние на раз-ви-тие оп-ти-ки в Ев-ро-пе. Ис-сле-до-ва-тель со-ста-вил так-же ряд трак-та-тов о за-жи-га-тель-ных стек-лах и трак-та-ты «О све-те Лу-ны», «О га-ло и ра-ду-ге», «О свойст-вах те-ней».

Ве-лик вклад ибн ал-Хай-са-ма и в аст-ро-но-ми-чес-кую на-уку. Его пе-ру при-над-ле-жит ряд со-чи-не-ний по аст-ро-но-мии: «О све-те све-тил», «О фор-мах за-тме-ний», «О дви-же-нии Лу-ны», «О ча-со-вых ли-ни-ях», «О сущ-нос-ти сле-дов, ви-ди-мых на по-верх-нос-ти Лу-ны», «Об опре-де-ле-нии ази-му-та киб-лы», «Об опре-де-ле-нии ме-ри-ди-а-на по од-ной те-ни», «О го-ри-зон-таль-ных сол-неч-ных ча-сах», «О раз-ли-чи-ях в вы-со-тах све-тил», «О спо-со-бах на-блю-де-ний», «Об опре-де-ле-нии рас-сто-я-ния меж-ду дву-мя го-ро-да-ми с по-мощью гео-мет-рии» и др.

В «Кни-ге о фор-ме ми-ра» ибн ал-Хай-сам раз-ви-ва-ет из-ла-гав-шу-ю-ся ал-Фар-га-ни и ал-Ха-зи-ном идею о мас-сив-ных эфир-ных ор-би-тах пла-нет.

Уче-ный по пра-ву счи-та-ет-ся од-ним из ос-но-во-по-лож-ни-ков экс-пе-ри-мен-таль-но-го ме-то-да в на-уке. Тща-тель-ные экс-пе-ри-мен-ты он со-че-тал со стро-гим ма-те-ма-ти-чес-ким до-ка-за-тельст-вом сво-их вы-во-дов.

Ин-те-рес-ные фак-ты: Од-наж-ды фа-ти-мид-ский ха-лиф Егип-та ал-Ха-ким /996-1021/ узнав о том, ибн ал-Хай-сам со-ста-вил про-ект ре-гу-ли-ро-ва-ния вод Ни-ла с по-мощью пло-ти-ны юж-нее го-ро-да Асу-ан, при-гла-сил его в Еги-пет. Но, при-быв на мес-то, уче-ный убе-дил-ся, что со-вре-мен-ный уро-вень тех-ни-чес-ких средств не по-зво-ля-ет ре-а-ли-зо-вать этот про-ект (Справ-ка: стро-и-тельст-во Асу-ан-ской пло-ти-ны ста-ло воз-мож-ным толь-ко в се-ре-ди-не XX ве-ка). Ха-лиф раз-гне-вал-ся на не-го и кон-фис-ко-вал иму-щест-во, а са-мо-го уче-но-го под-верг до-маш-не-му арес-ту. Зная жес-то-кость ал-Ха-ки-ма, уче-ный был вы-нуж-ден при-тво-рять-ся су-мас-шед-шим, что-бы со-хра-нить свою жизнь. Что-бы иметь средст-ва к су-щест-во-ва-нию, он не-сколь-ко лет пе-ре-пи-сы-вал кни-ги по ма-те-ма-ти-ке и точ-ным на-укам, и толь-ко пос-ле смер-ти ха-ли-фа смог вер-нуть-ся к нор-маль-ной жиз-ни. Остав-шу-ю-ся жизнь он про-жил в по-че-те, за-ни-ма-ясь на-ука-ми и умер в Ка-и-ре в 1039 го-ду.

В сред-не-ве-ко-вой Ев-ро-пе он из-вес-тен под име-нем «аль-Ха-зен» («Alhazen»). В честь не-го на-зван кра-тер на Лу-не.

По ма-те-ри-а-лам: Мат-ви-ев-ская Г.П., Ро-зен-фельд Б.А. Ма-те-ма-ти-ки и аст-ро-но-мы му-суль-ман-ско-го сред-не-ве-ковья и их тру-ды (VIII-XVII вв.). т.2. М., «На-ука», 1983.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم ‎, , Басра - , Каир) - арабский учёный-универсал: математик , механик , физик и астроном . В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен ) .

Биография

Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана , он пригласил учёного в Египет . Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени (почти за тысячелетие до сооружения существующей Асуанской плотины). Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа , упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике , астрономии , оптике и механике . Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида » Ибн аль-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта », у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата .

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла Невозможно разобрать выражение (Выполняемый файл texvc не найден; См. math/README - справку по настройке.): \int\limits_0^a\sqrt{x}dx .

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн аль-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» (в 7 книгах).

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену , и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама - Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.

Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения . Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света .

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой , опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла .

В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике - «Перспектива» Витело - представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.

Ибн аль-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Напишите отзыв о статье "Ибн аль-Хайсам"

Примечания

Литература

Сочинения Ибн аль-Хайсама

  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733-762.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399-448.
  • Ибн аль-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131-146.

О нём

  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.
  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн аль-Хайсама // Учёные записки Азерб. ун-та. - 1963. - № 4 .
  • Льоцци М. История физики. - М .: Мир, 1970. - 464 с.
  • Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1976. - 324 с.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. - М .: Наука, 1983. - 124 с.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама // Историко-астрономические исследования. - 1984. - Т. 17 . - С. 67-122 .
  • Храмов Ю. А. Альхазен (латинизированное имя Абу Али Хайсама) // Физики: Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера . - Изд. 2-е, испр. и дополн. - М .: Наука , 1983. - С. 13. - 400 с. - 200 000 экз. (в пер.)
  • Roshdi Rashed. // Science. - 2002.
  • Nader El-Bizri, "A Philosophical Perspective on Alhazen’s Optics", Arabic Sciences and Philosophy, Vol. 15, Issue 2 (2005), pp. 189-218 (Cambridge University Press)

Ссылки

  • Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон . (англ.) - биография в архиве MacTutor .
  • A. I. Sabra ,

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Ибн аль-Хайсам

– Ой, ну что-о вы, как можно!.. Я его буду очень любить, пока вы вернётесь...
Девчушка готова была просто из кожи лесть вон, только бы получить своего невероятного «чудо-дракона», а это «чудо» дулось и пыхтело, видимо стараясь изо всех сил понравиться, как будто чувствовало, что речь идёт именно о нём...
– А вы когда ещё придёте? Вы очень скоро придёте, милые девочки? – в тайне мечтая, что мы придём очень нескоро, спросила малышка.
Нас со Стеллой отделила от них мерцающая прозрачная стена...
– С чего начнём? – серьёзно спросила озабоченная не на шутку девчушка. – Такого я никогда не встречала, но я ведь здесь ещё не так давно... Теперь мы должны что-то делать, правда же?.. Мы ведь обещали!
– Ну, давай попробуем «надеть» их образы, как ты и предлагала? – долго не думая, сказала я.
Стелла что-то тихонько «поколдовала», и через секунду стала похожа на кругленькую Лию, ну а мне, естественно, досталась Мама, что меня очень рассмешило... А надевали мы на себя, как я понимала, просто энергетические образы, с помощью которых мы надеялись найти нужных нам, пропавших людей.
– Вот это есть положительная сторона использования чужих образов. А существует ещё и отрицательная – когда кто-то использует это в плохих целях, как та сущность, которая надела на себя бабушкин «ключ», чтобы могла меня бить. Это мне всё Бабушка объясняла...
Забавно было слышать, как эта малюсенькая девчушка профессорским голоском излагала такие серьёзные истины... Но она и впрямь относилась ко всему очень серьёзно, несмотря на её солнечный, счастливый характер.
– Ну что – пошли, «девочка Лия»? – уже с большим нетерпением спросила я.
Мне очень хотелось посмотреть эти, другие, «этажи» пока ещё хватало на это сил. Я уже успела заметить, какая большая разница была между этим, в котором мы находились сейчас, и «верхним», Стеллиным «этажом». Поэтому, было очень интересно побыстрее «окунуться» в очередной незнакомый мир и узнать о нём, по-возможности, как можно больше, потому что я совсем не была уверена, вернусь ли сюда когда-то ещё.
– А почему этот «этаж» намного плотнее чем предыдущий, и более заполнен сущностями? – спросила я.
– Не знаю... – пожала своими хрупкими плечиками Стелла. – Может потому, что здесь живут просто лишь хорошие люди, которые никому не делали зла, пока жили в своей последней жизни. Поэтому их здесь и больше. А наверху живут сущности, которые «особенные» и очень сильные... – тут она засмеялась. – Но я не говорю про себя, если ты это подумала! Хотя бабушка говорит, что моя сущность очень старая, больше миллиона лет... Это ужас, как много, правда? Как знать, что было миллион лет тому назад на Земле?.. – задумчиво произнесла девочка.
– А может быть ты была тогда совсем не на Земле?
– А где?!.. – ошарашено спросила Стелла.
– Ну, не знаю. Разве ты не можешь посмотреть?– удивилась я.
Мне тогда казалось, что уж с её-то способностями возможно ВСЁ!.. Но, к моему большому удивлению, Стелла отрицательно покачала головкой.
– Я ещё очень мало умею, только то, что бабушка научила. – Как бы сожалея, ответила она.
– А хочешь, я покажу тебе своих друзей? – вдруг спросила я.
И не дав ей подумать, развернула в памяти наши встречи, когда мои чудесные «звёздные друзья» приходили ко мне так часто, и когда мне казалось, что ничего более интересного уже никак не может быть...
– О-ой, это же красота кака-ая!... – с восторгом выдохнула Стелла. И вдруг, увидев те же самые странные знаки, которые они мне показывали множество раз, воскликнула: – Смотри, это ведь они учили тебя!.. О-о, как это интересно!
Я стояла в совершенно замороженном состоянии и не могла произнести ни слова... Учили???... Неужели все эти года я имела в своём же мозгу какую-то важную информацию, и вместо того, чтобы как-то её понять, я, как слепой котёнок, барахталась в своих мелких попытках и догадках, пытаясь найти в них какую-то истину?!... А это всё уже давным-давно у меня было «готовеньким»?..
Даже не зная, чему это меня там учили, я просто «бурлила» от возмущения на саму себя за такую оплошность. Подумать только, у меня прямо перед носом раскрыли какие-то «тайны», а я ничего и не поняла!.. Наверное, точно не тому открыли!!!
– Ой, не надо так убиваться! – засмеялась Стелла. – Покажешь бабушке и она тебе объяснит.
– А можно тебя спросить – кто же всё-таки твоя бабушка? – стесняясь, что вхожу в «частную территорию», спросила я.
Стелла задумалась, смешно сморщив свои носик (у неё была эта забавная привычка, когда она о чём-то серьёзно думала), и не очень уверенно произнесла:
– Не знаю я... Иногда мне кажется, что она знает всё, и что она очень, очень старая... У нас было много фотографий дома, и она там везде одинаковая – такая же, как сейчас. Я никогда не видела, какой она была молодой. Странно, правда?
– И ты никогда не спрашивала?..
– Нет, я думаю, она мне сказала бы, если бы это было нужно... Ой, посмотри-ка! Ох, как красиво!.. – вдруг неожиданно в восторге запищала малышка, показывая пальчиком на странные, сверкающие золотом морские волны. Это конечно же было не море, но волны и в правду были очень похожи на морские – они тяжело катились, обгоняя друг друга, как бы играясь, только на месте слома, вместо снежно-белой морской пены, здесь всё сплошь сверкало и переливалось червонным золотом, распыляя тысячами прозрачные золотистые брызги... Это было очень красиво. И мы, естественно, захотели увидеть всю эту красоту поближе...
Когда мы подошли достаточно близко, я вдруг услышала тысячи голосов, которые звучали одновременно, как бы исполняя какую-то странную, не похожую ни на что, волшебную мелодию. Это была не песня, и даже не привычная нам музыка... Это было что-то совершенно немыслимое и неописуемое... но звучало оно потрясающе.
– Ой, это же мыслящее море! О, это тебе точно понравится! – весело верещала Стелла.
– Оно мне уже нравится, только не опасно ли это?
– Нет, нет, не беспокойся! Это просто для успокоения «потерянных» душ, которым всё ещё грустно после прихода сюда... Я слушала его здесь часами... Оно живое, и для каждой души «поёт» другое. Хочешь послушать?
И я только сейчас заметила, что в этих золотых, сверкающих волнах плещутся множество сущностей... Некоторые из них просто лежали на поверхности, плавно покачиваясь на волнах, другие ныряли в «золото» с головой, и подолгу не показывались, видимо, полностью погружаясь в мысленный «концерт» и совершенно не спеша оттуда возвращаться...
– Ну, что – послушаем? – нетерпеливо подталкивала меня малышка.
Мы подошли вплотную... И я почувствовала чудесно-мягкое прикосновение сверкающей волны... Это было нечто невероятно нежное, удивительно ласковое и успокаивающее, и в то же время, проникающее в самую «глубинку» моей удивлённой и чуть настороженной души... По моей стопе пробежала, вибрируя миллионами разных оттенков, тихая «музыка» и, поднимаясь вверх, начала окутывать меня с головой чем-то сказочно красивым, чем-то, не поддающимся никаким словам... Я чувствовала, что лечу, хотя никакого полёта наяву не было. Это было прекрасно!.. Каждая клеточка растворялась и таяла в набегающей новой волне, а сверкающее золото вымывало меня насквозь, унося всё плохое и грустное и оставляя в душе только чистый, первозданный свет...
Я даже не почувствовала, как вошла и окунулась в это сверкающее чудо почти с головой. Было просто невероятно хорошо и не хотелось никогда оттуда выходить...
– Ну, всё, хватит уже! Нас задание ждёт! – ворвался в сияющую красоту напористый Стеллин голосок. – Тебе понравилось?
– О, ещё как! – выдохнула я. – Так не хотелось выходить!..
– Вот, вот! Так и «купаются» некоторые до следующего воплощения... А потом уже больше сюда не возвращаются...
– А куда же они идут? – удивилась я.
– Ниже... Бабушка говорит, что здесь место тоже надо себе заслужить... И кто всего лишь ждёт и отдыхает, тот «отрабатывает» в следующем воплощении. Думаю, это правда...
– А что там – ниже? – заинтересованно спросила я.
– Там уже не так приятно, поверь мне. – Лукаво улыбнулась Стелла.
– А это море, оно только одно или таких здесь много?

ИБН АЛЬ ХАЙСАМ (Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам) (965–1039). Уроженец Басры (Ирак), из-за чего при жизни получил прозвище «аль-Басри». Благодаря своим выдающимся способностям занимал на родине должность визиря, но любовь к науке заставила его оставить эту должность. Ибн аль-Хайсам был выдающимся математиком, физиком и астрономом, врачом и философом, комментатором Аристотеля.

Ибн аль-Хайсам считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгим математическим доказательством своих выводов.

Фатимидский халиф Хаким би-амри-лла (996–1021) (см . ФАТИМИДОВ ДИНАСТИЯ), узнав о том, что Ибн аль-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее города Асуан, пригласил его в Египет. Но, прибыв на место, ибн аль-Хайсам убедился в том, что уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволяет реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 в.). Халиф разгневался и конфисковал имущество Ибн аль-Хайсама, а самого подверг домашнему аресту. В ожидании своей участи и зная о крутом нраве халифа, Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие. Чтобы иметь средства к существованию, аль-Хайсам несколько лет переписывал книги по математике и точным наукам, и только после смерти халифа в 1021 получил возможность вернуться к нормальной жизни. Он оставался в Каире до конца своей жизни, занимаясь наукой.

В Европе ибн аль-Хайсам известен как «Аль-Хазен» (Alhazen). Его труды знали многие ученые средневековья. В Источнике сведений о различных классах врачей cирийского врача Ибн Аби Усайби" (1194–1270) упомянуто 92 произведения, автором которых был Аль-Хайсам, 89 из них посвящены математике, астрономии, оптике и механике.

Наиболее известны трактаты, посвященные измерениям шара, квадратуре круга, о построении семиугольника, вписанного в круг, пятиугольника, вписанного в квадрат, об определении основания куба из кубического числа, о свете светил, о формах затмений, о движении Луны; об определении азимута киблы (направлении на молитву); об определении меридиана, о сущности следов, видимых на поверхности Луны. Часть работ Ибн аль-Хайсама являются комментариями и дополнениями к Началам Евклида.

Особе место среди его трудов занимает Книга оптики (Китаб аль-Маназир ). Ибн аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред.

Вслед за древнеримским ученым-медиком Галеном, Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.

Ибн аль-Хайсам ввел в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него ученые стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 в. больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 в. Кемаль ад-дин Абу-ль Хасан аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 Книга оптики была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.

Ольга Бибикова

С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Так, известный ученый того времени Ибн аль-Хайсам (965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Он доказывал, что этот процесс определяется внешними, физическими причинами, поскольку в дальнейшем к прямым оптическим эффектам присоединяются, хотя и бессознательно, дополнительные психические акты, благодаря которым возникает восприятие формы окружающих предметов, их величины, объема и т.д.
Большое значение для психологии имели и работы другого выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037), который был одним из самых выдающихся врачей в истории медицины.
В своих философских трудах Ибн Сина разработал так называемую теорию двух истин, В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное.
у Ибн Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
Другой известный арабский мыслитель - Ибн Рушд (латинизированное имя - Аверроэс, 1126-1198) Его основные труды представляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристотеля.
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека.

  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ).
    За основу зрительного восприятия Ибн аль -Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта.


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем... подробнее ».


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ). С VIII по XII в. большое количество психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем. Загрузка.


  • Арабская психология (Ибн аль Хайсам , Ибн -Сина , Ибн -Рушд ). С VIII по XII в. большое количество психологических исследо¬ваний проводилось на Востоке, куда перем.


  • Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания двух других видных арабских ученых Средневековья – Ибн аль -Хайсама , или Альгазена (965-1038), и Ибн Рушда, известного под именем Аверроэса (1126–1198).


  • Характеристика арабской средневековой психологии
    Именно там зародились многие крупнейшие умы, среди которых особенно следует выделить среднеазиатского ученого XI в. Абу Али ибн Сину , создавшего «Канон...


  • Характеристика арабской средневековой психологии оказалась бы далеко не полной без упоминания.
    Достаточно скачать шпаргалки по истории психологии - и никакой экзамен вам не страшен!


  • Плотин: Психология как наука о сознании. Принцип абсолютной нематериальности души утвердил Плотин (III в. н. э.) – древнегреческий фило.
    Расцвет естествознания на Арабском востоке.


  • География современного арабского мира удивительно разнообразна. Арабская средневековая культур. Театр, живопись, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство японской культуры.


  • Мифолого-религиозное сознание включает следующие компоненты: вера как психологическая установка прин... подробнее ».
    Арабская религиозная философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики. Основным смыслом... подробнее ».

Найдено похожих страниц:10


Просмотров