VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

Председательствующего Чариной Е.В.,

При секретаре Брянской В.И.,

С участием:

Представителя истицы Чернышовой Л.В. по доверенности Глазкова А.А.,

Представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» по доверенности Сдобниковой Е.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1015/2015 по иску Чернышовой Л.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» о признании незаконным расчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», компенсации морального вреда и взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя,

установил:

Чернышова Л.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» (далее по тексту – ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы») о признании незаконным расчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», компенсации морального вреда и взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что является собственником квартиры № многоквартирного дома, управление которым осуществляет ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы». Проверив расчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», обратила внимание на произвольно установленный ответчиком тариф, используемый при расчете оплаты за горячее водоснабжение и изменяющийся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просила ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, и удельным расходом тепловой энергии на нагрев воды, установленным постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 для ЗАО «Тулатеплосеть» в размере, при применении которого (удельного расхода тепловой энергии на нагрев воды) тариф на услуги горячего водоснабжения составит вместо используемых ответчиком значений, однако ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» ответило категорическим отказом, сославшись на использование при начислении платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в испрашиваемый период формулы 20 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

На основании изложенного, просила суд признать незаконным расчет ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета тарифа, установленного для ЗАО «Тулатеплосеть» постановлением Комитета Тульской области по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ № в размере; обязать ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме согласно представленному ею (Чернышовой Л.В.) расчету; взыскать с ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» в ее (Чернышовой Л.В.) пользу компенсацию морального вреда в размере, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от взысканной судом суммы.

Впоследствии, после получения судом сведений Комитета Тульской области по тарифам об утвержденных двухкомпонентных тарифах на услугу горячего водоснабжения (для закрытой системы горячего водоснабжения), истица Чернышова Л.В. уточнила заявленное требование об обязании ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указанием иной суммы перерасчета (вместо ранее рассчитанных).

В судебное заседание истица Чернышова Л.В. не явилась, о времени и месте его проведения извещена, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности Глазкова А.А.

Представитель истицы Чернышовой Л.В. по доверенности Глазков А.А. в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования воей доверительницы, пояснив, что при расчете размера платы за коммунальный ресурс «горячая вода» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» не использовало значение удельного расхода тепловой энергии на нагрев воды, установленного постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 для ЗАО «Тулатеплосеть» в размере.

Представитель ответчика - ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» по доверенности Сдобникова Е.О. в судебном заседании уточненные исковые требования Чернышовой Л.В. не признала, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что расчет Чернышовой Л.В. основан на применении рассчитанного ею же тарифа в размере, с чем нельзя согласиться, поскольку данный тариф не утвержден в установленном законом порядке. Обратила внимание, что истица просит признать незаконным расчет ответчиком платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета тарифа, установленного для ЗАО «Тулатеплосеть» постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 в размере, однако постановлением Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45 не установлен тариф в размере. Из текста названного постановления усматривается, что значение, принятое истицей Чернышовой Л.В. за тариф, является удельным расходом тепловой энергии на нагрев воды, который указан Комитетом Тульской области по тарифам справочно, а не утвержден для применения всеми управляющими организациями для расчета с потребителями. Также указала, что ни в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, ни в постановлении Комитета Тульской области по тарифам от 19.05.2014 года № 20/45, ни в иных нормативных актах не установлена формула расчета стоимости коммунальной услуги «горячая вода», составной частью которой было бы значение удельного расхода тепловой энергии на нагрев воды. Согласно пункту 54 упомянутых Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. В многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, поступающей в дом и используемой, в том числе, для производства горячей воды с помощью центрального теплового пункта, расположенного в техподполье. Ввиду отсутствия отдельного учета тепловой энергии, потребляемой на отопление и на нужды горячего водоснабжения, ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» в качестве объема тепловой энергии, расходуемой на приготовление горячей воды, принимает расчетный объем, указанный в договоре с ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Тулатеплосеть» (в отопительный период), либо весь объем тепловой энергии, поставляемый ресурсоснабжающей организацией и фиксируемый общедомовым прибором учета тепловой энергии (в межотопительный период, когда услуга отопления не предоставляется). Правомерность применения договорного объема при расчетах стоимости коммунальной услуги «горячая вода» подтверждено пунктом 121 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», согласно которому в случае отсутствия отдельного учета количество тепловой энергии, теплоносителя, расходуемых на горячее водоснабжение, принимается равным значениям, установленным в договоре теплоснабжения (величина тепловой нагрузки на горячее водоснабжение). Полагала, что использование ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы» при расчете размера платы за коммунальный ресурс «горячая вода» при самостоятельном его производстве по формуле 20 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, не предусмотренных законодателем составляющих и их значений являлось бы со стороны управляющей организации нарушением закона.

Руководствуясь положениями статьи , суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы Чернышовой Л.В., извещенной о месте и времени разбирательства дела.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что Чернышовой Л.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ года.

Организацией, осуществляющей управление и эксплуатацию многоквартирного дома, в котором проживает истица, является ООО «Управление Капитальными Строениями города Тулы».

Квартира Чернышовой Л.В. оборудована индивидуальным прибором учета (ИПУ) горячей воды, а многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ) тепловой энергии. Горячее водоснабжение жилого дома предусмотрено от центрального теплового пункта, расположенного в техподполье. Подготовка горячей воды ведется на пластинчатых теплообменниках, нагрев горячей воды осуществляется от системы отопления многоквартирного жилого дома.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время поставщиком тепловой энергии в жилой дом является ЗАО «Тулатеплосеть» на основании договора № на поставку тепловой энергии, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать абоненту-управляющей организации через присоединенную сеть тепловую энергию в количестве, согласованном сторонами (Приложение № 1) для обеспечения жилых помещений в многоквартирных домах, управление которых осуществляется абонентом, согласно расчету расхода тепла на горячее водоснабжение, выполненному на основании «Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системе коммунального теплоснабжения», Москва, 2003 г., «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального водоснабжения» (МДС 41-4.2000), утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 года № 105.

Для учета количества тепловой энергии, поступающей в многоквартирный жилой дом, проектом застройщика предусмотрена установка двух приборов учета, совокупность которых является общедомовым прибором учета тепловой энергии. Так, общедомовой прибор учета тепла с заводским номером № учитывает тепловую энергию, расходуемую на нужды отопления подъездов 1 и 2 многоквартирного дома, а общедомовой прибор учета тепла с заводским номером – тепловую энергию, расходуемую на нужды отопления подъездов 3, 4, 5 и 6 того же дома, а также тепловую энергию, расходуемую на изготовление горячей воды всем многоквартирным домом. Общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме, принят на коммерческий учет ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей организацией ЗАО «Тулатеплосеть», о чем составлены соответствующие акты.

решил:

в удовлетворении исковых требований Чернышовой Л.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управление Капитальными Строениями города Тулы» о признании незаконным расчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода», компенсации морального вреда и взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Пролетарский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Чарина

Суд:

Пролетарский районный суд г.Тулы (Тульская область)

Истцы:

Чернышова Л. В.

Ответчики:

ООО "УКС г. Тулы"

Судьи дела:

Чарина Екатерина Владимировна (судья)

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

Верховный суд РФ поставил точку в спорах о порядке определения объема потребления тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Теперь ресурсоснабжающая организация обязана начислять плату УК по тем же правилам, что УК начисляет собственникам МКД. А разве могло быть иначе?! - удивитесь вы. Отвечаем…

Мы уже давно и много раз писали о дискриминации, сложившейся на рынке ЖКХ, благодаря умелому лоббированию интересов энергомонополистов (либо неумелому регулированию законодательного процесса) у нас в стране. Так или иначе, но коммунальщикам удалось оттеснить государство от регулирования тарифов на горячую воду, хотя формально (по закону) оно должно было этим заниматься. Но с введением так называемого двухкомпонентного тарифа цена на ГВС стала плавающей (опять же - по закону) и, по сути, не поддающейся регулированию.

Странно, что само государство позволило отобрать у себя рычаги управления в сфере ЖКХ и долгое время не реагировало на ситуацию. Вернее сказать, все попытки реагирования и принятия законодательных инициатив, по сути, нивелировались внесением поправок в окончательный вариант нормативно-правовых документов, что делало их в лучшем случае бесполезными, но чаще, что еще хуже, вносило определенную разбалансировку системы. Напомню, мы уже сообщали о тех многочисленных попытках - письмах с отрицательными отзывами на законопроекты и протестами, которые направляли наши депутаты Законодательного Собрания из фракции «Единая Россия» в федеральный центр.

Как превращается ресурс в услугу

Тем временем управляющие организации пытались защитить свои права самостоятельно. Однако арбитражные суды выносили решения в пользу энергетиков, истолковывая законодательство в их интересах. При этом возникал очевидный казус, на который почему-то упорно не обращали внимания. Так, получалось, что в МКД поставляется коммунальный ресурс (вода и тепло, истраченное на ее подогрев), а внутри дома оно как бы - махалай-бахалай! - перемешивается и возникает ГВС, то есть коммунальная услуга. В результате этого «волшебного» превращения горячей воды из ресурса в услугу возникала разница в начислениях. Ресурсники по прибору учета выставляли УК к оплате одну сумму, а УК разрешалось брать с жителей другую, значительно меньшую сумму - не больше норматива. Разницу эту можно называть по-разному: «выпадающие расходы», «небаланс», «общедомовые нужды» или еще как-то, но сути это не меняет.

Из-за этого перекоса в начислениях управляющие компании накапливали миллионные долги, что подводило их на грань банкротства и фактически ставило в зависимое положение от поставщиков ресурсов. Энергетики могли в любой момент подать в суд и потребовать с УК или ТСЖ деньги, которых у них просто нет. Ведь в управляющей организации нет никаких других средств, кроме тех, что она собирает с собственников за свои услуги, - прокомментировал заместитель председателя президиума Координационного областного совета собственников в ЖКХ Александр ПОТАПОВ. - У нас в регионе принят норматив, но ресурсники (а в основном потребители Ульяновска получают тепло и горячую воду от источников ПАО «Т Плюс») игнорировали его при начислении. А когда мы пытались доказать, что это неправильно, арбитражные суды почему-то вставали на сторону тепловиков, делая ударение на постановление Правительства РФ №124 и не обращали внимания на постановление №354. И вот наконец-то, я считаю, свершилась справедливость: Верховный суд РФ дал определение, в котором указал на главенство постановления №354. На практике, если говорить простым языком, это означает, что не будет никакой плавающей цены ГВС и стоимость горячей воды будут измерять не в объеме очищенной химводы и гигакалорий, истраченных на ее подогрев, а в кубометрах, как это и было раньше. То есть можно будет поставить обычный счетчик воды на трубу с горячей водой и контролировать объем ее потребления. В ситуации же с применяемым ранее двухкомпонентным тарифом такая экономия фактически сводилась на нет, так как чем ниже падало потребление горячей воды, тем дороже за нее выставляли цену поставщики.

Теперь ситуация изменится, что, по мнению эксперта, приведет к определенной стабильности на рынке ЖКХ, а также снизит социальную напряженность. Ведь все будут платить одинаковую цену за кубометр горячей воды, и не будет таких ситуаций, когда в соседних практически идентичных домах стоимость ГВС отличается в разы. Кроме того, ресурсники будут начислять УК плату по тем же правилам, что УК - собственникам. То есть поставщики и потребители будут руководствоваться постановлением №354. Это защитит управляющие организации от необоснованных долгов и банкротства.

Что решил Верховный суд

Чтобы ознакомиться с эпохальным документом, вы можете посмотреть его на официальном сайте Верховного суда РФ - определение от 15.08.2017 г. №305-ЭС17-8232 по делу №А41-27683/2014 . Там довольно обширный текст, с основными тезисами которого в собственном изложении мы вас сейчас ознакомим.

1. Управляющая организация не должна оплачивать коммунальный ресурс в большем объеме, чем их оплачивали бы граждане, если бы получали их напрямую от ресурсников. До этого поставщики нас убеждали, что УК должна заниматься энергосбережением на доме, и, чтобы ее стимулировать, с нее надо брать по показаниям приборов учета , а с жителей - по нормативу. На самом деле - нет. УК является исполнителем, а не заказчиком услуг, и не она, а собственники принимают решение о проведении (или непроведении) энергосберегающих мероприятий в МКД.

2. Энергосбережением и снижением своих издержек должна заниматься сама ресурсоснабжающая организация. Удаление от ТЭЦ или разное состояние тепловых сетей не должно влиять на стоимость горячей воды для потребителей в разных МКД. При расчете стоимости ГВС количество тепловой энергии на подогрев воды должно определяться по установленным нормативам, а не по общедомовым приборам учета. То есть не важно, стоит на вашем доме счетчик тепла или нет - стоимость кубометра горячей воды будет фиксированной, а не разной от месяца к месяцу. Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку в рассматриваемом случае тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг.

Ключевой вывод

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, действуют для всех (и ресурсники - не исключение). Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в трехмесячный срок. Как отреагируют энергомонополисты и станут ли пытаться спорить с Верховным судом РФ - пока не известно. Наверняка сказать можно лишь одно: от попыток получить свою прибыль они точно не откажутся.

Первый Ульяновский портал

Комментарий специалиста

В решении Верховного суда отразились «ошибки», заложенные законодателем и Минстроем в Жилищный кодекс РФ и постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Во-первых, существует несколько схем производства горячей воды (ГВ) при поставке тепловой энергии (ТЭ) от ресурсоснабжающей организации (РСО).

Схема 1. Горячая вода готовится в центральном тепловом пункте (ЦТП) и поступает в дом в готовом виде, где и используется потребителями. Тогда горячая вода измеряется на входе счетчиком горячей воды в куб.м и оплачивается по тарифу горячей воды за куб.м.

Схема 2. Тепловая энергия (ТЭ), поступившая в дом, вычисляется коллективным теплосчетчиком и частично расходуется на отопление, и другой частью на подготовку горячей воды из холодной через теплообменник в ИТП здания. Счетчика ТЭ, затрачиваемой на подогрев ГВ, в доме нет. Коллективный счетчик холодной воды (ХВ) на входе от водоканала установлен, и установлен второй домовой счетчик ХВ на ее подогрев.

В этом случае в соответствие с ПП №354 расчет доли ТЭ на подогрев ХВ производится по нормативам, утверждаемым правительством региона, и плата за ГВ складывается из стоимости ТЭ на подогрев воды и стоимости холодной воды, истраченной на подготовку ГВ. Тепловая компания получает цену только за теплоноситель по общему теплосчетчику, а водоканал – за холодную воду по счетчику ХВ на входе в здание. Эти суммы должны ежемесячно выставляться ресурсоснабжающими организациями (РСО) к оплате управляющей компанией (УК). УК распределяет эти суммы среди потребителей в здании.

Схема 3. По схеме 2, но второй домовой счетчик ХВ на ее подогрев отсутствует. Тогда в соответствие с ПП №354 расчет доли ТЭ на подогрев ХВ и ХВ на подогрев производится по нормативам, утверждаемым правительством региона, и плата за ГВ складывается из стоимости ТЭ на подогрев воды и стоимости холодной воды, истраченной на подготовку ГВ по нормативам. Тепловая компания по справедливости должна получить цену только за теплоноситель по общему теплосчетчику, а водоканал – за холодную воду по счетчику ХВ на входе в здание. Эти суммы должны ежемесячно выставляться ресурсоснабжающими организациями (РСО) к оплате управляющей компанией (УК). УК распределяет эти суммы среди потребителей в здании.

Схема 4. Предпочтительная. По схеме 2, но дополнительно устанавливается теплосчетчик на ТЭ для подогрева ХВ для изготовления в здании ГВ.

В схемах 2 и 3 будут возникать несоответствия между выставленными счетами РСО и насчитанными потребителям счетами за ГВС и отопление. Обычно сумма счетов всем потребителям в здании с учетом нормативов ТЭ на обогрев и норматива ХВ превышает сумму выставленных РСО счетов. В этом случае УК должна возвращать потребителям разницу, возникающую ежемесячно пропорционально потреблению ГВ.

С учетом изложенного следует внести изменения в ПП РФ №354

16) в пункте 38:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Не допускается установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду, если тепловая энергия, использованная на подогрев холодной воды, и холодная вода учитываются коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии без дополнительных приборов учета тепловой энергии и холодной воды для подготовки горячей воды.»

20) пункт 44 изложить в следующей редакции:

«44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета многоквартирном доме, в котором предоставление коммунальных услуг осуществляется ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных пунктом 17 Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, вычисляется исходя из принципа равенства сумм потребленных объемов коммунальной услуги на общедомовые нужды и на индивидуальное потребление общему потреблению коммунального ресурса по коллективному (общедомовому) прибору учета каждого коммунального ресурса. [Далее по тексту]».

В приложении 2 к ПП №354:

пункт 22 изложить в следующей редакции:

«22. Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении и на обслуживание общих помещений многоквартирного дома, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду), причем индивидуальные приборы учета горячей воды установлены не во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в котором установлены коллективные (общедомовые) приборы учета горячей воды, холодной воды на подогрев и тепловой энергии на отопление, часть которой расходуется на подогрев холодной воды в теплообменнике и счетчик тепловой энергии на подогрев холодной воды отсутствует:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + q т × V пгвi ×Т т + V хв ОДН ×S i /S об ×T хв + V гв ОДН ×q т ×S i /S об ×T т,

V пгвi – объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.

T хв – тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

q т – удельный расход тепловой энергии на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

Т т – тариф на тепловую энергию, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, используемую на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

S i – площадь i-го жилого или нежилого помещения, оборудованных прибором учета горячей воды;

S об – общая площадь жилых и нежилых помещений.

V гв ОДН – норматив на ОДН для горячей воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

для j-го жилого и нежилого помещения, не оборудованного индивидуальными приборами учета горячей воды, размер платы за горячую воду определяется по формуле 20.1:

Р бпгвj = (V гв Д –ΣV пгвi) ×S j /S об ×T хв + V хв ОДН ×S j /S об ×T хв + V гв ОДН ×q т ×S j /S об ×T т,

V гв Д – объем потребленной многоквартирным домом горячей воды за расчетный период по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды;

(V гв Д –ΣV пгвi) ×S i /S об ×T хв – индивидуальная составляющая платы за горячую воду в помещении без прибора учета;

V хв ОДН ×S j /S об ×T хв + V гв ОДН ×q т ×S j /S об ×T т – составляющая платы за горячую воду на содержание общедомового имущества (ОДН) для помещений без прибора учета;

S j – площадь j-го жилого или нежилого помещения, не оборудованного прибором учета горячей воды.

Если все жилые и нежилые помещения в таком многоквартирном доме оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды, плата за горячую воду в i-ом жилом и нежилом помещении определяется по формуле 20, где V гв ОДН определяется по формуле 20.2:

V гв ОДН = V гв Д - ΣV пгвi ,

ΣV пгвi – сумма показаний всех индивидуальных приборов учета горячей воды.

Баланс платежей (до копейки) в расчетном периоде осуществляется по формуле 20.3:

ΣР пгвi +Σ Р бпгвj = P хв Д + P Дт,

ΣР пгвi – сумма платежей за горячую воду помещений, в которых установлены индивидуальные приборы учета горячей воды;

Σ Р бпгвi – сумма платежей за горячую воду помещений, в которых не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды;

P хв Д – плата за холодную воду на подогрев для горячего водоснабжения;

P Дт – плата за долю тепловой энергии, израсходованной на подогрев холодной воды в многоквартирном доме, рассчитывается по формуле 20.4:

P Дт = q т × V гв Д ×Т т.»;

Включить пункт 22(1) в следующей редакции:

«22(1)Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду) при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды и v-го коммунального ресурса (кроме энергии теплоносителя), использованного за расчетный период на производство тепловой энергии, в целях предоставления коммунальной услуги по подогреву воды и при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.5:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + q v × V пгвi ×Т v + V гв ОДН × V пгвi / (ΣV пгвi + Σ q гв ×N регi)×T гв;

для j-го помещения, в котором не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, плата за горячую воду определяется по формуле 20.6:

Р бпгвj = q гв ×N регj ×T хв + q v × (q гв ×N регj) ×Т v + V гв ОДН × (q гв ×N регj) / (ΣV пгвi + Σ q гв ×N регj) ×T гв;

q v - удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

q гв – норматив расхода горячей воды на одного проживающего в жилом помещении или работающего в нежилом помещении, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом;

T хв – тариф на холодную воду, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом;

T гв – тариф на горячую воду, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом;

Т v – тариф на v-ый коммунальный ресурс на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом, используемый на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

N регi – количество зарегистрированных жильцов в i-ом жилом помещении или количество работающих в i-ом нежилом помещении, оборудованном прибором учета горячей воды;

N регj – количество зарегистрированных жильцов в j-ом жилом помещении или количество работающих в j-ом нежилом помещении, не оборудованном прибором учета горячей воды.»;

Включить пункт 22(2) в следующей редакции:

«22(2). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и холодной воды, использованной за расчетный период на производство горячей воды, и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии для подогрева воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.7:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + (V гв Д ×T гв - (Σ (q v × q гв ×N регj) ×Т v) × V пгвi / V гв Д + V гв ОДН ×S i /S об ×T гв;

для j-го помещения, в котором не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.8:

Р бпгвj = q гв ×N регj ×T гв + q v × (q гв ×N регj) ×Т v + V гв ОДН ×S j /S об ×T гв.»;

Включить пункт 22(3) в следующей редакции:

«22(3). Размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил (двухкомпонентный тариф на горячую воду) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета горячей воды и v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии, и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, использованной за расчетный период на производство горячей воды, в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома:

для i-го помещения, в котором установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.9:

Р пгвi = V пгвi ×T хв + q v ×V v ×T v × V пгвi /V гв ОДН +V гв ОДН ×S i /S об ×T хв + V ОДН v × S i /S об ×T v ;

для j-го помещения, в котором не установлены индивидуальные приборы учета горячей воды, определяется по формуле 20.10:

Р бпгвj = q гв ×N регj ×T хв + q v × (q гв ×N регj) ×Т v + V гв ОДН ×S j /S об ×T гв.

Баланс платежей (до копейки) в расчетном периоде осуществляется по формуле 20.3.»;

Генеральный директор

ООО «Техем»

канд.техн.наук

ОАО «МОЭК» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ТСЖ «Загорье 1» о взыскании суммы задолженности за горячее водоснабжение в размере 626 251 руб. 82 коп. за период с февраля 2012 по июнь 2012 года.

ТСЖ «Загорье 1» не согласно с предъявленными требованиями по следующим основаниям.

Между ответчиком (ТСЖ «Загорье1») и истцом (ОАО «МОЭК») заключен договор поставки горячей воды №06.501001 ГВС от 01.01.2012.

В соответствии с п. 1.1 настоящего договора теплоснабжающая организация обязуется поставить Потребителю через присоединенную тепловую сеть горячую воду и/или тепловую энергию для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения для собственных нужд или оказания коммунальных услуг гражданам, а Потребитель обязуется принять горячую воду и/или тепловую энергию для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения.

П. 2.1 договора от 01.01.2012 теплоснабжающая организация несет обязательства по поставке горячей воды и/ или тепловую энергию для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения перед Потребителем в объемах, предусмотренных настоящим договором. К данному договору стороны подписали несколько дополнительных соглашений. При этом, в дополнительных соглашениях, касающихся договорных величин объемов поставки горячей воды, никаких величин не установлено. Дополнительные соглашения, где содержатся величины потребления тепловой энергии для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения (приложение 2, 3), содержат величины объема тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения.

13.01.2006 между ТСЖ «Загорье 1» и МГУП «Мосводоканал» заключен договор №214252 на отпуск воды и прием сточных вод в городскую канализацию. Предметом настоящего договора является отпуск холодной воды на нужды многоквартирного дома из систем водоснабжения и прием сточных вод в систему канализации.

Предметом настоящего договора является отпуск холодной воды на нужды многоквартирного дома из систем водоснабжения и прием сточных вод в систему канализации.

МГУП «Мосводоканал» выставляет ответчику счета за поставленную холодную воду на основании общедомового прибора учета холодной воды.
Оплата абонентом производится в порядке акцепта платежных требований, предъявляемых МГУП «Мосводоканалом» на инкассо с приложением расчетов.
Часть этой воды подогревается ОАО «МОЭК» в горячую воду (договор №06.501001 ГВС от 01.01.2012). При этом, расчет за подогрев истец производил арифметическим способом ввиду отсутствия общедомового прибора учета горячей воды, и без учета того объема холодной воды, который поставляется МГУП «Мосводоканал».
Согласно актам приемки-передачи энергоресурсов за период с 01.02.2012 по 30.06.2012 по договору №06.501001ГВС от 01.01.2012 между ОАО «МОЭК» и ТСЖ «Загорье 1» горячая вода поставлена жилому дому №38 по улице Лебедянской в размерах 16 615.79 м. куб, в то время, как согласно актам МГУП «Мосводоканал» в дом №38 по улице Лебедянской было всего поставлено 8274.8 м. куб холодной в оды, в том числе и для подогрева ее вгорячую Иными словами, истец подогрел холодной воды для нужд многоквартирного дома больше, чем МГУП «Мосводоканал» ее всего поставил
Исходя из вышеизложенного следует, что ОАО «МОЭК» с 01.01.12 по 01.08.12 использовало те объемы холодной воды для подогрева в горячую, которые уже были поставлены в дом ФГУП «Мосводоканал» в рамках договора с ТСЖ «Загорье 1» № №214252 и оплачены ТСЖ. То есть по сути, ОАО «МОЭК» подогревало холодную воду, уже приобретенную товариществом.

В каждой квартире по адресу: Лебедянская, 38 стоят счетчики горячей воды. Тем самым, потребители оплачивают горячую воду по счетчикам на основании утвержденных тарифов. При этом, ОАО «МОЭК» осуществляет расчеты не за фактическое потребление горячей воды, а расчетным методом, то есть производит расчет за тепловую энергию, затраченную на подогрев горячей воды (при этом, вода подогревается и циркулирует по трубам несколько раз).
Иными словами, собственники вынуждены оплачивать услугу по поставке горячей воды дважды: по индивидуальным квартирным приборам учета ГВС, установленным в своих квартирах и по перерасходу образовавшемуся в результате арифметических расчетов ОАО «МОЭК»
С 01.08 2012 МГУП «Мосводоканал» и ОАО «МОЭК» заключили доп соглашение, по которому ОАО «МОЭК» покупает у МГУП «Мосводоканал» объем холодной воды для подогорева ее горячу с целью передачи горячей воды для нужд населения дома №38 по улице Лебедянской, исходя из среднесуточного объема водопотребления в размере 54.8 куб. м.
13.11.2012 ОАО «МОЭК» предложило ТСЖ «Загорье 1» в виду отсутствия общедомового прибора учета производить расчеты по балансу водопотребления, предоставленному МГУП «Мосводоканал» из расчета 54,8 м. куб. в сутки, что было оформлено соглашением сторон, в котором утвердили расчет поставки ГВс из исходя из среднесуточного объема водопотребления в размере 54.8, что косвенно подтверждает неправомерность расчетов арифметическим методом.
Согласно п. 3.3 договора №06.501001 ГВС от 01.01.2012 снятие показаний УУТЭ установленного в строении Потребителя и принадлежащего Теплоснабжающей организации, снимаются Теплоснабжающей организацией совместно с представителем Потребителя. По результатам снятия показаний составляется справка и отчетная ведомость, которая передается Потребителю. Согласно п 4.2.5. договора, истец имеет право самостоятельно снимать показания в отсутствии ответчика, только в случае его надлежащего уведомления. Однако, истец в нарушение условий договора снимает показания с узла ИТП в отсутствие представителя ответчика. Доступ собственникам в помещение, где расположен узел ИТП вообще закрыт.
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» регулирует отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливает их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ТСЖ «Загорье 1» не являетсяся производителем (поставщиком) энергии, при заключении договора тепло- и водоснабжения (в горячей воде) жилых домов действует в интересах граждан - жильцов домов, а поэтому условия обеспечения их данным видом коммунальных услуг, в том числе и в отношении порядка определения количества подлежащей оплате энергии при отсутствии приборов учета, не могут быть определены в договоре энергоснабжения иначе, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление коммунальных услуг гражданам, как непосредственным потребителям. Иное привело бы к различному определению количества потребленной энергии в отношениях между ее конечными потребителями и управляющей компанией и между управляющей компанией и поставщиком энергии, и, как следствие - к неосновательному обогащению либо к убыткам управляющей компании, не имеющей иных источников оплаты стоимости энергии за исключением оплаты, получаемой от жильцов.
Данная позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС от 15.07.2010 №2380/10.
Согласно постановлению Правительства РФ № 307
в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п. 15 настоящих Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электро- и газоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для РСО в порядке, определенном законодательством РФ. Если исполнителем является ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо УК, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, газа, электрической и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным на основании законодательства РФ и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги.
В пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 № 57 также указывается, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) (например, услуг по энергоснабжению) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц. Арбитражные суды применяют этот вывод на практике и в отношении управляющих организаций. В

Просмотров