Профессии где необходимы знания географии. Географические профессии

Профессии, связанные с географией, отличаются своим многообразием. Освоить их можно в разных образовательных учреждениях. Прямо сейчас в Российской Федерации студенты обучаются на 24 факультетах с географическим уклоном. Это лишь отделения университетов. Помимо этого, существует 41 географический факультет педагогических институтов.

Всё это означает, что профессии, в которых необходимы познания обозначенной науки, востребованы, и их не так мало, как может казаться.

Какими бывают специальности данного направления?

Ниже в тексте приведены не все профессии, но затронуты наиболее актуальные и востребованные из них в наше время. Итак, список выглядит следующим образом:

  • биогеография;
  • ландшафтоведение;
  • гидрология суши;
  • почвоведение.

Исходя из данного перечня, можно сформировать мнение о том, какая профессия нужна студенту, учащемуся на географическом факультете.

Биогеография

Подразумевает под собой изучение фауны и флоры всей Земли. В биогеографии можно выделить два более перспективных «ответвления» – это медицинская география, а также экологическое направление предмета. В свою очередь, первое подразумевает изучение очагов распространения различных заболеваний, и, что самое главное, их первоисточников. Также медицинская отрасль не обходит стороной и очаги возникновения болезней.

Если обозначить область, где трудятся биогеографы, то их рабочим местом чаще всего становятся различные заповедники, парки и дендрарии. Самым частым занятием этих людей ставится поиск диких животных и различного рода растений для их дальнейшего одомашнивания. Также их нанимают для осуществления подбора самых благоприятных мест для будущего построения городов и других населённых пунктов.

Ландшафтоведение является классической специальностью для всех людей, желающих изучить географию. Представители этой области науки занимаются всеми факторами, которые так или иначе относятся к предмету, разбирают взаимосвязь всех природных компонентов: от наименьших элементов (лес, парк, луг, речка, поле, пруд) до самых больших из них – географических оболочек планеты.

Перед людьми данной профессии стоит цель узнать абсолютно всю историю того или иного ландшафта. Им необходимо постараться спрогнозировать развитие почвы, не забывая включать в поле зрения огромное количество всевозможных факторов. По совместительству ландшафтоведам следует разбираться не в одной лишь области географии, а абсолютно во всех научных отраслях, даже в биологии.

Конечно же, эта профессия подразделяется на различные направления, среди которых наиболее востребованными являются:

  • геохимия;
  • геофизика;
  • этнокультурное ландшафтоведение;
  • экологическая оценка территории;

Знатоки геохимии занимаются изучением различных химических процессов, которые тем или иным способом влияют на почву определённой территории. В свою очередь, геофизика анализирует физические явления. Этнокультурное ландшафтоведение изучает то, как люди и растения влияют на почву и, соответственно, как земля влияет на них.

Важно отметить, что профессия требует от людей мобильности, ведь областью изучения её работников является весь земной шар. Чаще всего, конечно, их можно наблюдать на территории России, но знание иностранного языка позволяет отправляться в командировки по всему миру. Примечательно то, что Русская школа, занимающаяся ландшафтом, известна во всём мире как наилучшая. А основана она была ещё в девятнадцатом веке известным географом Докучаевым.

Гидрология суши

К сожалению, в двадцать первом веке человечество столкнулось с огромной нехваткой пресной воды. Доходит до такого, что за обладание ею развязываются целые войны между отдельными государствами. В настоящее время даже разрабатывается проект, который подразумевает различные способы транспортирования ледников с полюсов к засушливым местам Земли. Именно люди, избравшие профессию «Гидрология суши», обязуются рационализировать баланс воды во всём мире, тем самым обеспечить пресной жидкостью все уголки планеты.

Ещё со школьной скамьи все слышали о круговороте воды в природе. Именно это явление и изучают гидрологи. Также они затрагивают влияние самого человека на этот круговорот и анализируют всевозможные режимы водных потоков в различных местах. Кроме того, гидрологи стараются дать прогноз и оценку оптимального потребления всех ресурсов и непосредственно принимают участие в проектах строительства каналов, водохранилищ, дамб, плотин, ГЭС и даже пляжей.

Если появляется вопрос, в какую отрасль географии лучше всего углубиться, чтобы заняться гидрологией суши, то стоит интересоваться:

  • биологией;
  • ихтиологией.
  • гидротехникой;
  • химией.

Озеро Байкал также у гидрологов считается перспективным объектом для исследований. Исходя из некоторых прогнозов, оно станет в будущем настоящим океаном.

Почвоведение впервые начало зарождаться именно в России. Обусловлено это тем, что именно здесь находятся наибольшие массивы самой плодородной земли во всём мире. Данная наука включает в себя познания не только лишь в географии, но и в биологии. Занимается она объективным использованием земельных ресурсов, изучая:

  • динамику;
  • происхождение;
  • развитие;
  • состояние почв.

Почвоведение преподаётся не только лишь на факультетах географии, но и на биологических направлениях. Но люди, закончившие первые, проводят дополнительно:

  • пространственные анализы;
  • оценки почвы;
  • картирование.

Все заметки этих специалистов заносятся непосредственно в базы данных Единого земельного кадастра Российской Федерации.

Задачей почвоведов является изучение таких явлений, как:

  • география почвы;
  • геохимия;
  • биогеохимия;
  • гидрология;
  • генезис;
  • гидрогеология.

Действительно, профессий, связанных с географией, очень много. Отталкиваясь из описаний той или иной специальности, можно сложить свою точку зрения в вопросе, какая из них сейчас нужна людям сильнее всего.

Профессии, связанные с географией, очень разнообразны. Специалисты различных направлений применяют свои знания в этой области.

В своей работе знания географии используют геологи, археологи, лоцманы, штурманы, метеорологи, геодезисты, гиды, и туроператоры.

Связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Он изучает особенности залегания и расположения различных пород.

Геологи принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр.

Знания геологии также используются в строительстве, чтобы выявить особенности грунтов перед застройкой территории.

Изучают культуру древних цивилизаций с помощью останков и следов их жизнедеятельности. В основном работа состоит в проведении раскопок и нахождении места для осуществления исследований.

Ученые-археологи посвящают целые годы на свое открытие и по частям воссоздают быт и культуру древних цивилизаций. Раскопки памятников археологии помогают узнать о народах, живших тысячи лет назад.

Лоцман является судоводителем. Это древняя морская профессия. Именно от лоцмана, а точнее от его знаний береговых особенностей, фарватера определенной местности и морской географии зависит безопасность судоходства.

Лоцман изучает карты морского дна и ведет судно по оптимальному пути с учетом глубин и особенности морского рельефа.

Профессия штурмана очень похожа на профессию лоцмана. Штурман осуществляет управление воздушным, наземным, водным и подводным транспортом.

Он исследует курс, вычисляет пути перемещения транспорта, отмечает его на карте и следит за работой навигационных приборов. Кроме того он учитывает влияние погодных условий на передвижение и маршрут транспорта.

Метеорологи занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также метеорологи составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон.

Занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность.

Гид или экскурсовод должен сопровождать туристов во время походов, экскурсий или круизов. Гид хорошо знает города и страны, в которых он проводит экскурсию, а также культурные и исторические памятники, и владеет иностранными языками.

Работа переводчиков очень разнообразна. Они знают много языков и занимаются переводом текстов, документов различного направления, фильмов и книг.

Могут также сопровождать делегации и переводить устную речь. Вовремя изучения языка, будущий переводчик также изучает обычаи, культуру, историю и географию страны.

Хорошо разбираются в географических и климатических особенностях разных стран туристические операторы. Они помогут вам выбрать наиболее подходящий тур с учетом ваших предпочтений, интересов и возможностей.

Урок географии. Знакомство с профессиями связанные с географией

Выбор профессии на уроках географии.

Цели: помочь учащимся в профессиональной ориентации,
расширить круг представлений о профессиях посредством школьного предмета «география»
Задачи: Познакомить учащихся с профессиями, связанными с географией, расширив тем самым представления о применении знаний по данному предмету в различных сферах деятельности.
Вступление: География – одна из интереснейших наук в школьном образовании. Современная география превратилась во множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки. Две ветви единой географии, физическая и общественная, состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Посмотрите эту презентацию и, может быть, одна из этих профессий заинтересует Вас и станет любимым делом Вашей жизни!
















Угадайте профессию:
Стать ________ хочу –
Камни разные учу.
Вот руда, в ней есть металлы.
Вот различные кристаллы.
Камень здесь – морской коралл,
Рядом жемчуг засверкал.
Самый крепки, знай, алмаз,
Я найду его не раз. геологом..

“Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз,
Ставим на карту жизнь!.." Вулканолог

Когда тебя со всех сторон сожмут тиски холодных стен
Ты не грусти таков закон земля испытывает всех
И темнотой, и теснотой, и ревом рек, и тишиной,
И красотою неземной, и неприступною стеной.

И если ты все это испытал

Тебя своим признает темнота
И холод недоверчивых глубин!

И покоренный навсегда, решив судьбы своей вопрос
Стремиться будешь ты туда, где столько сказок и угроз
Туда, где шорохи живут, цветы из камня, где растут
И пусть по службе обойдут, пусть ненормальным назовут

Во все пещеры ты проник, не пропуская не одной
Встречала каждая из них тебя как отчий дом родной
Но повторяться не с руки свою пещеру ты найди,
Чтоб глубока и чтоб не зги, и раньше не было других!

И если ты все это испытал
Без сил не лег, сорваться не сглупил
Тебя своим признает темнота
И холод недоверчивых глубин! Гимн спелеологов

Заключение:

Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в пргнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

Спосок используемой литиратуры:

1.Программы начального и основного общего образования. Технология. – М.: ВентанаГраф, 2012. – С. 183.
2.Аверичев Ю.П. Ориентация школьной молодёжи на рабочие профессии//Сов.педагогика, 2010,№ 2.-С.25-30.
3.Апостолов С.П. Рынок: молодёжная политика и профориентация учащейся молодежи/ЛИк.и пр-во,2012,№ 3.-С.73-76.
4.Бабосов Е.М. Профессиональная ориентация в школе.-Мн.:Нар.асвета, 2011.-158с.
5.Климов Е.А. Школа и выбор профессии.-М.:Педагогика, 2005.-241с.
6.Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников.М.:Педа-гогика, 2008.- 184с.

Внеклассное мероприятие

"География в профессиях"

Цель: помочь учащимся в профессиональной ориентации, расширить круг представлений о профессиях, связанных с географией.

Задачи: знакомство с внутрипредметными и межпредметными связями в географии; формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, воспитание трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности, обогащение словарного запаса.

Техническая оснащенность и оборудование занятия: компьютер и экран для демонстрации слайдовой презентации, настенная карта полушарий, атласы, компасы, гербарий " Дикорастущие растения", коллекция горных пород, карточки с вопросами и заданиями.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

2. Представление жюри и команд.

3. Выступления учащихся с сообщениями о профессиях связанных с географией, сопровождающиеся слайдовой презентацией.

Профессия «Метеоролог»
Метеорология – от греческого «небесные явления», наука о земной атмосфере и происходящих в ней явлениях. Инженер – метеоролог – занимается анализом материалов различных наблюдений и даёт заключение о состоянии атмосферы в целом, о развивающихся в ней физических процессах, обнаруживая закономерности в изменении погоды и их влиянии на деятельность той или иной отрасли народного хозяйства.

Существует три основные специальности, по которым готовят метеорологов – инженер-метеоролог, агрометеоролог и климатолог. Внутри метеорологической специальности есть множество специализаций: синоптическая, аэрологическая, морская метеорология, авиационная, спутниковая, метеорологического приборостроения и др. Например, синоптик – это метеоролог, специализирующийся на анализе атмосферных физических процессов и предсказания будущего состояния погоды. Важнейшим элементом работы синоптика является синоптическая карта (в настоящее время, в основном, в электронном виде), то есть географическая карта, на которой отражено состояние погоды на сравнительно большой территории, что позволяет обозревать погоду одновременно на большом пространстве. По-гречески «синоптикос» - обозревающий все вместе. Это греческое слово и дало название профессии метеоролога-синоптика, синоптической карте погоды и науке о предсказании погоды – синоптике.

Аэрологи - занимаются изучением состояния атмосферы на высотах, морские метеорологи - обеспечением метеорологической информацией морского транспорта, а авиационные метеорологи - воздушного транспорта. Радиометеорологи разрабатывают вопросы использования различных радиотехнических средств для исследования атмосферы.

Метеорологи - люди со специальным образованием. Среди них есть метеонаблюдатели, операторы метеорологических радиолокаторов, техники, инженеры и научные работники.

Местом работы метеоролога могут быть Метеорологические станции и посты, научно-исследовательские суда. Гидрометеорологическая служба России, информационный центр погоды, аэропорты, морские порты, аэрологические станции, градостроительные организации, научно-исследовательские институты.

Необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии – Наблюдательность. Терпение. Настойчивость. Точность и тщательность при проведении измерений. Склонность к монотонной работе. Умение переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество. Способность анализировать и сопоставлять факты; умение прогнозировать ситуацию.

Основой профессии метеоролога выступают школьные знания по географии; математике; физике; химии.

Конкурс метеорологов

Как называется этот график? Что можно по нему определить?

Как называется этот метеорологический прибор? Что измеряют с его помощью?

Как называется этот вид облаков? В какое время года их можно наблюдать чаще всего?

Профессия «Геолог»

Назначение профессии геолог - изучение участков геосферы, на предмет содержания в них полезных ископаемых, в целях их разработки и добычи, изучение различных пород земной коры для определения их возраста, принадлежности, истории образования, обновления.

В рамках этой профессии существует несколько специальностей. Это – минералогия, петрография, горная геология, палеонтология, гидрогеология, космическая геология, геофизика, геохимия, геоэкология и инженерная геология;

Условия труда у геологов разных специальностей могут быть разные, но чаще всего работа геолога связана с частыми командировками и экспедициями, работающими в полевых условиях.

Тот, кто решил стать геологом должен обладать такими качествами как Наблюдательность. Умение анализировать. Хорошее воображение. Объемное зрение. Умение рисовать. Физическая выносливость. Работа в ограниченном коллективе требует также умения быть терпимым к другим людям.

Конкурс геологов

Командам раздаются образцы горных пород. Учащиеся должны назвать породу, рассказать о её происхождении и использовании.

(гранит, известняк, мрамор, каменный уголь, торф, бурый железняк)

Профессия "Океанолог"

Нашу планету с большим основанием можно было бы назвать планетой Океан, поскольку 71% её поверхности занят морями и океанами. В Океане зародилась жизнь. Океан - важнейший источник пищевых ресурсов. Дно Океана содержит в себе огромные ещё не изведанные запасы полезных ископаемых. В морской воде растворено множество различных газов, солей и редких химических элементов. Океан – неисчерпаемый источник пресной воды и во многих странах уже работают установки по опреснению морской воды. Энергия приливов используется для получения электроэнергии.

Океан не только источник материальных ресурсов и благ, но и опасная, грозная стихия. Над ним зарождаются мощные тайфуны, в результате моретрясений возникают цунами.

Та громадная роль, которую играет Мировой океан, заставляет человека исследовать его со всех сторон. Океан – сложная природная среда, и поэтому океанология синтезирует в себе методы и принципы различных наук.

Специалисты – океанологи изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы.

Исследования ведутся как в отдельных точках океана с кораблей, автономных буёв, так и с помощью спутниковой аппаратуры.

Самостоятельность и творческий подход к решаемой задаче – одна из основных черт океанолога. Квалифицированный специалист не только эрудирован в научном и техническом плане, но и обладает высокими волевыми качествами и хорошей физической подготовкой: ведь он зачастую работает под водой с аквалангом, без которого невозможно проведение многих экспериментов. Длительное пребывание в море сопряжено с большими психологическими нагрузками. Работа в сложных, иногда в штормовых, условиях, требует выносливости, собранности и аккуратности.

Конкурс океанологов

1. Назовите самый большой океан и покажите его на карте.

2. В каких единицах измеряется солёность вод Океана?

1. Назовите самый холодный океан покажите его на карте.

2. Как называются подводные аппараты, на которых океанологи осуществляют глубоководные погружения?

1. Назовите самый глубокий океан покажите его на карте.

2. При какой температуре замерзает океаническая вода?

Профессия «Картограф»

С географическими и историческими картами каждый из нас знаком с детства. Без карты невозможно не только изучение, но и освоение мира. Каждая карта – это труд многих людей. На основе измерений и съёмок, проведённых с помощью сложной техники, инженеры-картографы составляют подробнейшие планы данного участка и разрабатывают проект карты. Проект карты – это система документов, состоящая из нескольких томов или папок, где указывается, цель создания карты, её будущий масштаб, таблицы условных обозначений.

Затем в работу вступают картографы-составители. С помощью специального прибора – координатографа – они строят координатную сетку: километровую или сетку параллелей и меридианов. Программу для этого прибора составляют картографы-математики. После нанесения сетки картограф-составитель с большой точностью (до десятой доли миллиметра) вычерчивает карту. Эта работа может длиться до полугода и требует от специалиста предельного внимания и сосредоточенности.

Когда оригинал карты составлен, над ним начинает работать ещё один специалист – корректор. Он всё проверяет и вносит необходимые дополнения и поправки. После этого карта попадает к картографу-чертёжнику, который готовит издательский оригинал карты для типографии. Чертёжники-картографы работают в больших залах. Там всегда тишина, хотя в одном помещении могут работать по 20 – 30 человек.

Квалифицированного картографа отличает развитый глазомер, усидчивость, собранность, умение с большой точностью дозировать мышечные усилия (твёрдость руки).

Профессия картографа может привлечь человека, любящего работу конкретную, кропотливую, аккуратную. Она подойдёт человеку не очень общительному, избегающему резко меняющихся условий труда.

Конкурс картографов

1. Как называется самая длинная параллель?

2. Как называются линии на карте соединяющие Северный и Южный полюс?

3. Можно ли на карте найти точку, широта, которой равна 110° ?

1) Определите географический объект по его географическим координатам:

г. Аконкагуа -32° ю.ш. 70° з.д.

2) Определите географический объект по его географическим координатам:

Нью-Йорк -41° с.ш.73° з.д.

3) Определите географический объект по его географическим координатам:

вдп. Виктория -18° ю.ш. 27° в.д.

Профессия "Почвовед"

Основной задачей почвоведения является исследование процессов в естественных и в используемых в сельском хозяйстве почвах в целях рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Почвоведы работают в основном в сельском хозяйстве. Они занимаются повышением плодородия почв, исследуют возможность применения тех или иных удобрений, дают рекомендации по мелиорации, борются с эрозией, осуществляют экономическую оценку земель. Данные почвоведения используются также при строительстве дорог, различных сооружений и т.д., при проведении мероприятий по санитарной охране почв (от засорения сточными водами, твердыми отбросами и т.д.). Структуру и свойства почв исследуют самыми разными методами: экспедиционными, стационарными, лабораторными (физико-химические, рентгенографические, радиоизотопные и т.д.).Важная функция почвоведа - составление почвенных карт, необходимых для агротехнических и мелиоративных рекомендаций.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста почвоведа это:

Спокойный, уравновешенный характер;

Самостоятельность мысли и способность принимать важные решения;

Склонность к кропотливой лабораторной работе;

Большой объем долговременной памяти;

Концентрация, устойчивость и избирательность внимания (без которых невозможна успешная исследовательская работа);

Логическое мышление (помогает обеспечить последовательность научных разработок при исследованиях).

Профессия почвоведа имеет и медицинские противопоказания. Это кожные и аллергические заболевания и бронхиальная астма;

Почвовед должен знать:

Задачи по развитию сельского хозяйства;

Основы земельного законодательства;

Агрономию; мелиорацию.

Получить профессию почвоведа можно на биологических и биолого-почвенных факультетах университетов, во всех сельскохозяйственных и многих лесотехнических Вузах.

Работать специалисты почвоведы могут в проектных и научно-исследовательских институтах, агентствах недвижимости, строительных компаниях, фермерских хозяйствах, экологических службах.

Конкурс почвоведов

1. Тундровая глеевая. 2. Торфяно-болотная. 3. Подзолистая. 4. Дерново-подзолистая. 5. Болотно-подзолистая. 6. Серая лесная.

7. Чернозем типичный. 8. Лугово-черноземная. 9. Каштановая. 10. Бурая пустынно-степная. 11. Солонец. 12. Солончак.13. Серозем.

14. Желтозем. 15. Краснозем. 16. Аллювиально-дерновая.

1. Найдите на рисунке тундрово-глеевую почву и краснозём.

2. Найдите на рисунке серую лесную почву и каштановую почву.

3. Найдите на рисунке чернозём типичный и подзолистую почву.

Профессия "Геодезист"

Не одну карту невозможно составить без работы инженеров-геодезистов. Людей этой профессии можно назвать истинными первопроходцами. Чтобы измерить и показать на карте высоты гор, глубины впадин, течение рек, уровни морей и озёр, геодезисты с нивелиром, рейками и теодолитом, делая всевозможные замеры, пешком исходили всю страну. Контуры, высоты и другие характеристики природных объектов, изображённые на картах, используются проектировщиками и строителями. Поэтому геодезисты первыми появляются на строительных площадках, где в дальнейшем вырастут города и заводы, возникнут плотины и линии высоковольтной электропередачи, пролягут железные и шоссейные дороги.

В процессе строительства они осуществляют геодезический контроль за взаимным расположением промышленных, жилых, гидротехнических и прочих сооружений, применяя новейшую контрольно-измерительную аппаратуру.

Геодезисты работают в тайге и в тундре, на высокогорных плато и в каменистых степях, в пустынях и крупных городах.

Основная задача геодезиста – инструментальная съёмка и различные расчёты, связанные с составлением планов и карт.

Каждый желающий посвятить себя геодезии должен хорошо знать математику и географию, иметь острое зрение, обладать физической закалкой, быть выносливым, смелым и хладнокровным человеком.

Конкурс геодезистов

1. определить по карточкам условные топографические знаки

2. Командам выдаются компасы и даются задания на определение азимута.

Профессия «Биогеограф»

Биогеография - наука о распределении по земному шару различных биоценозов, а также животных, растений и микроорганизмов.
Биогеография относится к числу пограничных наук и развивается на стыке биологии и географии. Она составляет теоретическую основу рационального использования растительного покрова и животных, проживающих на данной территории, способствует разработке норм и сроков использования растительных и животных ресурсов в связи с особенностями географической среды. Добыча пушных зверей и дичи, сбор лекарственного и технического растительного сырья, использование кормовых трав невозможны без знания запасов, прироста и других количественных показателей. Разработка мер борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства, с возбудителями, носителями и переносчиками человеческих болезней также нуждается в знании количественных особенностей их распространения и распределения внутри ареала. Изучение биогеографических особенностей различных зон и физико-географических областей необходимо и для правильной организации охраны природы. Работа биогеографов имеет преимущественно полевой и экспедиционный характер. Они составляют комплексные, либо частные сравнительно-географические описания обследуемых территорий, выявляют экологические и биогеоценотические связи и зависимости, количественно оценивают биологическую мощность биогеоценоза в целом или его отдельных составляющих, составляют биогеографические карты. Для будущего биогеографа важны знания по таким школьным предметам, как биология, география, химия, экология. Получить специальность биогеографа можно на биологических факультетах университетов.

Конкурс биогеографов

1. Найдите лишнее растение: 2. Найдите лишнее животное:

Кедр, лиственница, дуб, пихта. Белка, дрофа, лось, дятел.

3. Найдите лишнее животное:

Черепаха, лемминг, песец, олень.

По образцам из гербария определите в какой природной зоне растут эти растения: бук, карликовая берёза, лиственница, саксаул, ковыль, верблюжья колючка.

Профессия «Геоморфолог»

Геоморфоло́гия - это наука о рельефе, его внешнем облике, происхождении, истории развития, современной динамике и закономерностях географического распространения. Основополагающий вопрос геоморфологии: «Как выглядит процесс, формирующий рельеф?» Геоморфологи пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование. На практике дисциплина непосредственно связана с географией, геологией, геодезией, археологией, почвоведением, палеонтологией, а также со строительством. Специалисты- геоморфологи проводят количественный анализ взаимосвязанных процессов, таких как роль солнечной энергии, скорость круговорота воды и скорость движения литосферных плит для вычисления возраста и ожидаемого будущего отдельных форм рельефа. Использование точной вычислительной техники дает возможность непосредственно наблюдать такие процессы, как эрозию, в то время как ранее можно было основываться на предположениях и догадках. Компьютерное моделирование также очень ценно для тестирования определённой модели территории со свойствами, которые схожи с реальной территорией.

В профессии геоморфолога выделяют несколько узких специальностей, например:

Палеогеоморфология -изучает облик поверхности Земли в определённые периоды истории.

Флювиальная геоморфология (или русловедение) – изучает влияние рек на рельеф поверхности.

Ледниковая геоморфология (или гляциология) – изучает ледниковые формы рельефа.

Практическое применение геоморфологии состоит в инженерной оценке рельефа при строительстве, измерении влияния на рельеф климатических изменений, прогнозе и смягчении последствий катастрофических явлений (оползней, обвалов, селей и др.), контроль за водообеспеченностью территорий, береговая защита.

Основные решаемые задачи:

изучение истории и динамики изменения рельефа;

предсказание будущих изменений рельефа;

проведение полевых измерений, физических экспериментов и математического моделирования.

Конкурс геоморфологов

1. Назовите самые высокие горы в России и покажите их на карте.

2. Назовите самые длинные горы в России и покажите их на карте.

3. Назовите равнину, на которой расположена наша область и покажите её на карте.

4. Подведение итогов конкурса и награждение победителей.

5. Заключительное слово учителя.

Просмотров