Скр корабль расшифровка. Так чем же стрелял сторожевой корабль "Ладный"? БПК “ Сторожевой “

November 9th, 2015

40 лет назад, 8 ноября 1975 г., капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой». В тот день Саблин обратился к экипажу со словами: «Нынешний государственный аппарат должен быть основательно очищен и частично выброшен на свалку истории. План действий – идем на Кронштадт, а потом в Ленинград – город трех революций». Он изолировал командира корабля, самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Восстание подавили сразу.

Валерий Михайлович Саблин родился 1 января 1939 году в Ленинграде в семье потомственного военного моряка Михаила Саблина. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Получил специальность корабельного артиллериста и начал службу на Северном флоте в должности помощника командира батареи 130-мм орудий эскадренного миноносца. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию имени Ленина. Академию окончил в 1973 году с отличием: его имя было выбито на мраморной доске среди имён других лучших выпускников академии (в ноябре 1975 года его поспешно вырубили зубилом). После окончания академии капитан III ранга Саблин был назначен замполитом на большой противолодочный корабль «Сторожевой».

Саблин разработал детальную программу переустройства общества. Саблин отличался высокой политической активностью и уже писал Хрущёву, излагая свои мысли о чистоте партийных рядов. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Огласить свою программу, указав на серьёзные ошибки и разложение советского руководства, офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой».

Однако Саблин не мог сразу реализовать свой замысел. Корабль был новый, экипаж только формировался. Офицеры были загружены работой. В ходе несения боевой службы замполит изучал экипаж и постепенно знакомил со своими взглядами и планами некоторых его членов, нашёл среди них единомышленников. Возможность для выступления появилась у Саблина осенью 1975 года, когда корабль был направлен на плановый ремонт в Лиепаю, но перед этим получил приказ принять участие в военно-морском параде в Риге, посвящённом 58-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Некоторые офицеры корабля ушли в отпуск, их отсутствие было на руку Саблину.

6 ноября 1975 года «Сторожевой» прибыл на рейд Риги. 8 ноября 1975 года около 19 часов Саблин хитростью заманил и запер командира корабля Анатолия Потульного на нижней палубе. После этого он собрал 13 офицеров и 13 мичманов в мичманской кают-компании, где изложил свои взгляды и предложения. В частности, он заявил, что руководство СССР отошло от ленинских принципов. Саблин предложил совершить самовольный переход корабля в Кронштадт, объявить его независимой территорией, от имени экипажа потребовать у руководства партии и страны предоставить ему возможность выступлений по Центральному телевидению с изложением своих взглядов. По другой версии, Саблин планировал вести корабль в Ленинград, встать на рейд рядом с «Авророй» и оттуда ежедневно выходить в телеэфир, призывая граждан СССР к коммунистической революции, к смене брежневского партийно-государственного аппарата и установлению социальной справедливости.

Саблин предложил проголосовать за его предложения. Часть офицеров его поддержала, а 10 выступивших против были изолированы. Фактически офицеры и мичманы (даже те, кто не был согласен с Саблиным во всём и до конца) разрешили Саблину захватить корабль. Разрешили своим непротивлением, своим самоустранением от хода событий, своим согласием на арест. Затем Саблин собрал команду корабля и выступил перед матросами и старшинами. Он объявил, что большинство офицеров на его стороне, и предложил экипажу также поддержать его. Дезориентированный экипаж не оказал сопротивления. По сути, один решительный и активный человек подчинил своей воле весь экипаж. Ему мог помешать капитан, но Саблин его умело изолировал от экипажа.

Планы замполита нарушил командир электротехнической группы корабля старший лейтенант Фирсов, которому удалось незаметно покинуть «Сторожевой» и доложить о чрезвычайной ситуации. В результате Саблин утратил фактор внезапности. Он вывел корабль из порта и направил его к выходу из Рижского залива.

Вице-адмирал Косов приказал кораблям, стоявшим на Рижском рейде, догнать мятежника. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Тревожный звонок застал Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Горшкова на даче; по дороге в Москву он связался из машины с министром обороны страны маршалом Гречко. Приказ министра был краток: «Догнать и уничтожить!»

По тревоге были подняты корабли пограничной охраны и Балтийского флота, а также 668-й бомбардировочный авиационный полк. Затем по приказу маршала Гречко взлетел полк стратегической авиации - ракетоносцев дальнего действия Ту-16. Пограничники просили разрешить снести ходовую рубку вместе с Саблиным из пулемётов, но Косов не разрешил. «Сторожевой» предупредили: при пересечении 20-го меридиана будет нанесён ракетный удар на уничтожение.

9 ноября в 10 часов утра адмирал Горшков передал по радио на «Сторожевой» приказ: «Застопорить ход!» Капитан Саблин ответил отказом. Маршал Гречко повторил приказ от своего имени. Вместо ответа Саблин передал в эфир обращение: «Всем! Всем! Всем!..» Корабельный радист в конце текста добавил от себя: «Прощайте, братишки!»

Около трех часов ночи 9 ноября 1975 года 668-й бомбардировочный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Тукумс в двух десятках километрах от Юрмалы, был поднят по боевой тревоге.

Имея на вооружении устаревшие к тому времени фронтовые бомбардировщики Як-28, полк не был подготовлен к нанесению авиационных ударов по морским целям, ночью в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды.

Командир полка, как и требует Боевой устав, начал принимать решение на удар по кораблю, заместители и начальники служб - готовить предложения по решению, штаб - выполнять необходимые расчеты, оформлять это решение и организовывать его выполнение.

Армейский экипаж самолета-разведчика, не подготовленный для таких задач, свою задачу не выполнил - корабль не обнаружил.

Экипаж бомбардировщика, осуществляющий поиск в расчетном районе нахождения «Сторожевого», практически сразу обнаружил крупную надводную цель в границах района поиска, вышел на нее на заданной высоте в 500 метров, опознал ее визуально в дымке как боевой корабль размерности эсминца и произвел бомбометание с упреждением по курсу корабля, стремясь положить серию бомб поближе к кораблю. Бомбы взорвались практически над ее поверхностью, и сноп осколков срикошетил прямо в борт корабля, который оказался советским сухогрузом, вышедшим за несколько часов до этого из порта Вентспилс.

Ошибка выяснилась довольно быстро: сухогруз в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах начало подавать сигнал бедствия, сопровождая его открытым текстом: бандитское нападение в территориальных водах Советского Союза. Корабли Балтийского флота и Пограничных войск КГБ эти сигналы приняли, доложили по команде. Сигнал бедствия это судно подавало более часа, до тех пор пока к нему не подошел один из военных кораблей. Известно, что убитых и раненых на борту не было, а ремонт повреждений судна обошелся Министерству обороны в автоцистерну спирта-ректификата и пятитонный грузовик масляной краски (все перечисленное было отвезено в Вентспилс).

И.о. командующего воздушной армией внезапно приказал поднять весь полк в максимально короткое время для нанесения удара по кораблю (при этом точное местонахождение корабля по прежнему было не известно).

Руководитель полетов на командно-диспетчерском пункте (КДП), первым поняв всю несуразность и опасность сложившегося положения, запретил взлетать без его разрешения кому бы то ни было, чем навлек на себя бурю отрицательных эмоций со стороны командира полка. К чести старого и опытного подполковника, который проявил твердость, взлет полка на выполнение боевой задачи приобрел управляемый характер. Но заранее разработанный боевой порядок полка построить в воздухе уже было невозможно, и самолеты пошли в район удара вперемешку на двух эшелонах с минутным интервалом на каждом. Фактически это была уже стая, не управляемая командирами эскадрилий в воздухе, и идеальная мишень для двух корабельных комплексов ЗУР с 40-секундным циклом стрельбы. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что если бы корабль реально отражал этот авиационный удар, то все 18 самолетов этого "боевого порядка" были бы сбиты.

В это время самолет, осуществляющий поиск корабля со стороны острова Готланд, наконец, обнаружил группу кораблей, два из которых на экране радиолокационного прицела выглядели крупнее, а остальные выстроились наподобие фронта. Нарушив все запреты не снижаться ниже 500 метров, экипаж прошел между двумя боевыми кораблями на высоте 50 метров, которые он определил как большие противолодочные корабли (БПК). Между кораблями было 5-6 км, на борту одного из них четко был виден искомый бортовой номер мятежного "Сторожевого". Второй был корабль-преследователь. На КП полка сразу же пошел доклад об азимуте и удалении корабля от аэродрома Тукумс, а также запрос подтверждения на его атаку. Получив разрешение на атаку, экипаж выполнил маневр и атаковал корабль с высоты 200 метров спереди сбоку под углом 20-25 градусов от его оси. Саблин, управляя кораблем, грамотно сорвал атаку, энергично сманеврировав в сторону атакующего самолета до курсового угла, равного 0 градусов.

Бомбардировщик вынужден был прекратить атаку (попасть при бомбометании с горизонта в узкую цель было маловероятно) и со снижением до 50 метров (экипаж все время помнил о двух ЗРК типа "Оса") проскочил прямо над кораблем. С небольшим набором до высоты 200 метров выполнил маневр, называемый в тактике ВВС "стандартный разворот на 270 градусов", и атаковал корабль повторно сбоку сзади. Вполне обоснованно предположив, что корабль будет выходить из-под атаки маневром в противоположную сторону от атакующего самолета, экипаж атаковал под таким углом, чтобы корабль до сброса бомб не успел развернуться до курсового угла самолета, равного 180 градусов.

Произошло именно так, как и предполагал экипаж бомбардировщика. Саблин стремился не подставить борт корабля, боясь топ-мачтового бомбометания (он не знал, что у бомбардировщика нет тех авиабомб, которые нужны для этого способа бомбометания). Первая бомба серии попала прямо в середину палубы на юте корабля, разрушила при взрыве палубное покрытие и заклинила руль корабля в том положении, в котором он находился. Другие бомбы серии легли с перелетом под небольшим углом от оси корабля и повредили руль и винты. Корабль стал описывать широкую циркуляцию и застопорил ход.

Экипаж бомбардировщика, выполнив атаку, стал резко набирать высоту, держа "Сторожевой" в поле зрения и пытаясь определить результат удара, как увидел серию сигнальных ракет, пущенных с борта атакованного корабля. Доклад на КП полка прозвучал предельно кратко: ракеты пускает. В эфире и на КП полка мгновенно установилась мертвая тишина, ведь все ждали пусков ЗРУ и не на минуту об этом не забывали. Кому они достались? Ведь колонна одиночных самолетов уже подходила к точке нахождения корабля. Эти мгновения абсолютной тишины показались длинным часом. Через какое-то время последовало уточнение: сигнальные ракеты, и эфир буквально взорвался разноголосым гвалтом экипажей, пытающихся уточнить свою боевую задачу.

Самолеты полка вышли на цель, и первый экипаж колонны полка выскочил на один из кораблей преследования и сходу атаковал его, приняв за мятежный корабль. Атакованный корабль от падающих бомб уклонился, но ответил огнем из всех своих зенитных автоматических орудий. Стрелял корабль много, но мимо, и это объяснимо: пограничники вряд ли когда-либо в жизни стреляли по "живому", мастерски маневрирующему самолету.

И это атаковал только первый бомбардировщик из 18-ти в колоне полка, а кого будут атаковывать остальные? В решимости летчиков к этому моменту времени уже никто не сомневался: ни мятежники, ни преследователи. Видимо, военно-морское командование вовремя задало себе этот вопрос, и нашло на него правильный ответ, поняв, что пора прекращать эту вакханалию ударов, по сути, ими же и "организованную". В эфир открытым текстом в радиотелефонном режиме на УКВ-каналах управления авиацией многократно понеслось "Контрольным учениям сил флота и авиации - отбой".

Ещё до наглядного и показательного бомбометания по кораблю, его личный состав, начавший в инициативном порядке предпринимать меры к выводу из строя оружия и части технических средств, самооганизовался и предпринял энергичные действия по освобождению командира и офицеров.

В 10.20, еще до сбрасывания бомб самолетом, они были освобождены группой смелых матросов.

Действия командира корабля при освобождении и в дальнейшем были быстрыми и решительными. По его приказанию был вскрыт арсенал, вооружены матросы, старшины и офицеры.

Вот как рассказывает об этом сам командир «Сторожевого»:
«Я пытался выбраться из отсека, куда меня заманил Саблин. Нашел какую-то железяку, сломал запор у люка, попал в следующий отсек - тоже заперт. Когда сломал и этот замок, матрос Шеин заблокировал люк раздвижным аварийным упором. Все, самому не выбраться. Но тут матросы начали догадываться, что происходит. Старшина 1 статьи Копылов с матросами (Станкявичус, Лыков, Борисов, Набиев) оттолкнули Шеина, выбили упор и освободили меня. Я взял пистолет, остальные вооружились автоматами и двумя группами - одни со стороны бака, а я по внутреннему переходу - стали подниматься на мостик. Увидев Саблина, первое побуждение было его тут же пристрелить, но потом мелькнула мысль: «Он еще пригодится правосудию!» Я выстрелил ему в ногу. Он упал. Мы поднялись на мостик, и я по радио объявил, что порядок на корабле восстановлен».

Это был единственный случай применения огнестрельного оружия на борту «Сторожевого».

Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Саблин и его сторонники были арестованы. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников.

Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в измене Родине – и приговорила к расстрелу. Следствие объявило, что вся эта политическая программа была разработана лишь с целью обмана будущих соратников: на самом же деле Саблин собирался вести корабль не в Ленинград, а к шведскому острову Готланд, где корабельный замполит намеревался попросить политическое убежище в США. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград. Саблин был расстрелян 3 августа 1976 года в Москве.

После распада СССР о Саблине и Шеине заговорили как о жертвах тоталитарного режима. Правоохранительные органы трижды брались за пересмотр их дела, и с третьей попытки в 1994 году военная коллегия Верховного суда пересмотрела-таки его с учетом новых обстоятельств. "Расстрельную" статью об измене Родине переквалифицировали на статьи о воинских преступлениях - превышение власти, неповиновение и сопротивление начальству, по совокупности тянувшие "лишь" на 10 лет лишения свободы. При этом судьи записали отдельной строкой, что полной реабилитации Саблин и Шеин не подлежат. По данным газеты "Аргументы и факты" , в следственном деле хранится и изъятое при обыске письмо Саблина родителям, датированное 8 ноября 1975 года. "Дорогие, любимые, хорошие мои папочка и мамочка! - писал Саблин. - Очень трудно было начать писать это письмо, так как оно, вероятно, вызовет у вас тревогу, боль, а может, даже возмущение и гнев в мой адрес… Моими действиями руководит только одно желание - сделать, что в моих силах, чтобы народ наш, хороший, могучий народ Родины нашей, разбудить от политической спячки, ибо она сказывается губительно на всех сторонах жизни нашего общества…"

Из Обращения Саблина к советскому народу, записанного на магнитную плёнку (расшифровка органов следствия КГБ):

«Товарищи! Прослушайте текст выступления, с которым мы стремимся выступить по радио и телевидению.

Прежде всего большое спасибо вам за поддержку, иначе бы я не беседовал сегодня с вами. Наше выступление не есть предательство Родины, а чисто политическое, прогрессивное выступление, и предателями Родины будут те, кто пытается нам помешать. Мои товарищи просили передать, что в случае военных действий против нашей страны мы будем достойно защищать её. А сейчас наша цель другая: поднять голос правды.

Мы твёрдо убеждены, что необходимость изложить свои взгляды на внутреннее положение в нашей стране, причём чисто критического плана по отношению к политике Центрального Комитета КПСС и Советского правительства, имеется у многих честных людей в Советском Союзе.

[…] Ленин мечтал о государстве справедливости и свободы, а не о государстве жёсткого подчинения и политического бесправия. […] Я думаю, нет смысла доказывать, что в настоящее время слуги общества уже превратились в господ над обществом На этот счёт каждый имеет не один пример из жизни. Мы наблюдаем игру в формальный парламентаризм при выборах в советские органы и в исполнении Советами своих обязанностей. Практически судьба всего народа находится в руках избранной элиты в лице Политбюро ЦК КПСС. Всеобъемлющая концентрация власти, политической, государственной, стала стабильным и общепризнанным фактом. Особенно роковую роль в развитии революционного процесса в нашей стране сыграло уничтожение инакомыслящих в период культа личности Сталина, Хрущёва. А сейчас, к сведению, тоже ежегодно арестовывается до 75 человек по политическим мотивам. Пропала вера в существование справедливости в нашем обществе. А это первый симптом тяжёлой болезни общества. […] Почему-то считается, что народ должен довольствоваться фактами и быть политически безвольной массой. А народу нужна политическая активность… Скажите, где, в каком печатном органе или в передаче радио и телевидения допускается критика верхов? Это исключено. И мы должны честно признаться, что у нас нет политического или общественного органа, который бы позволил развернуть дискуссию по многим спорным вопросам общественного, политического, экономического и культурного развития нашей страны, так как всё находится под давлением партийных и государственных органов. Самый передовой в социальном развитии строй в исторически короткий период времени, 50 лет, преломился в такую социальную систему, в которой народ оказался в затхлой атмосфере беспрекословной веры в указание свыше, в атмосфере политической бесправности и бессловесности, в которой процветает боязнь выступить против партии и иного государственного органа, так как это отразится на личной судьбе. Наш народ уже значительно пострадал и страдает из-за своего политического бесправия. Только узкому кругу специалистов известно, сколько вреда принесло и приносит волюнтаристское вмешательство государственных и партийных органов в развитие науки и искусства, в развитие вооружённых сил и экономики, в решение национальных вопросов и воспитание молодёжи.

Мы, конечно, можем миллион раз хохотать над сатирой Райкина, журнала „Крокодил“, киножурнала „Фитиль“, но должны же когда-то появиться слёзы сквозь смех по поводу настоящего и будущего Родины. Пора уже не смеяться, а привлечь кое-кого к всенародному суду и спросить со всей строгостью за весь этот горький смех. Сейчас в нашей стране сложилась сложная ситуация: с одной стороны, с внешней, официальной, в нашем обществе всеобщая гармония и социальное согласие, ни дать ни взять - всенародное государство, а с другой стороны - всеобщая индивидуальная неудовлетворённость существующим положением дел. […] Наше выступление - это только маленький импульс, который должен послужить началом всплеска. […] Будет ли революция коммунистическая носить характер острой классовой борьбы в виде вооружённой борьбы или ограничится политической борьбой? Это зависит от ряда факторов. Во-первых, сразу ли поверит народ в необходимость социальных преобразований. И в то, что путь к ним только через коммунистическую революцию. Или это будет длительный процесс роста общественного понимания, политического сознания. Во-вторых, будет ли создана в ближайшее время организующая и вдохновляющая сила революции, то есть новая революционная партия, опирающаяся на новую передовую теорию. И, наконец, насколько яростно верхи будут оказывать сопротивление революции, топить её в крови народной, а это во многом зависит от того, на чью сторону встанут войска, милиция и другие вооружённые части. Можно лишь теоретически предположить, что наличие современных средств информации, связи и транспорта, а также высокий культурный уровень населения, большой опыт социальных революций в прошлом позволят нашему народу заставить правительство отказаться от насильственных контрреволюционных мер и направить революцию по мирному пути развития. Однако мы никогда не должны забывать, что революционная бдительность - основа успеха борьбы в революционную эпоху, и поэтому надо быть готовым к различным поворотам истории. Главная наша задача на настоящий момент, когда по всей стране нет пока широкой сети революционных кружков, нет ни профсоюзных, ни молодёжных, ни общественных (а они будут расти быстро, как грибы после дождя), главная задача сейчас - вселить в людей непоколебимую веру в жизненную необходимость коммунистической революции, в то, что иного пути нет, всё иное приведёт к внутренним, ещё большим осложнениям и мучениям. И сомнения одного поколения всё равно выльются в резолюцию следующего поколения, более болезненную и тяжёлую. Эта вера в необходимость революции будет тем дождём, который даст организационные всходы.

[…] Сразу же возникает вопрос - кто, какой класс будет гегемоном революции? Это будет класс трудовой, рабоче-крестьянской интеллигенции, к которому мы относим, с одной стороны, высококвалифицированных рабочих и крестьян, а с другой стороны - инженерно-технический персонал в промышленности и сельском хозяйстве. За этим классом - будущее. Это класс, который постепенно превратится в общество без классов после коммунистической революции. А кто будет противостоять этому классу? Каково социальное лицо противника? Класс управляющих. Он не является многочисленным, но у него сконцентрировано руководство экономикой, средствами информации, финансы. На базе него построена вся государственная надстройка, и за счёт него она держится. К классу управляющих относятся партийные и профсоюзные освобождённые работники, руководители крупных и средних производственных коллективов и торговых центров, кто успешно использует, не нарушая, конечно, советских законов, социалистическую систему хозяйствования для личного обогащения, личного утверждения в обществе в качестве хозяина, путём получения через государственную сеть дополнительных материальных и моральных льгот. Эта новая система эксплуатации путём оборота капитала через государственный бюджет требует ещё подробного изучения для разоблачения и разрушения. […]

И, наконец, стержневой вопрос любой революции - это вопрос власти… Предполагается… что, во-первых, нынешний государственный аппарат будет основательно очищен, а по некоторым узлам разбит и выброшен на свалку истории, так как он глубоко заражён семейственностью, взяточничеством, карьеризмом, высокомерен по отношению к народу, во-вторых, на свалку должна быть выброшена система выборов, превращающая народ в безликую массу. В-третьих, должны быть ликвидированы все условия, порождающие всесильность и бесконтрольность государственных органов со стороны народных масс. Будут ли эти вопросы решаться через диктатуру ведущего класса? Обязательно! Иначе вся революция закончится захватом власти - и не более. Только через величайшую всенародную бдительность - путь к обществу счастья». […]

«А теперь прослушайте радиограмму, которую предполагается дать в адрес командования Флота о нашем выступлении.

Радиограмма в адрес Главнокомандующего ВМФ СССР. Прошу срочно доложить Политбюро ЦК КПСС и Советскому правительству, что на ВПК „Сторожевой“ поднят флаг грядущей коммунистической революции.

Мы требуем: первое - объявить территорию корабля „Сторожевой“ свободной и независимой от государственных и партийных органов в течение года.

Второе - предоставить возможность одному на членов экипажа по нашему решению выступать по Центральному радио и телевидению в течение 30 минут в период с 21.30 до 22.00 по московскому времени ежедневно…

Третье - обеспечивать корабль „Сторожевой“ всеми видами довольствия согласно нормам в любой базе.

Четвёртое - разрешить „Сторожевому“ постановку на якорь и швартовые в любой базе и точке территориальных вод СССР. Пятое - обеспечить доставку и отправку почты „Сторожевого“. Шестое - разрешить радиопередачи радиостанции „Сторожевого“ в радиосети „Маяк“ в вечернее время».

Из магнитофонной расшифровки следственными органами КГБ:

«ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!

Говорит большой противолодочный корабль „Сторожевой“. Мы не предатели Родины и не авантюристы, ищущие известности любыми средствами. Назрела крайняя необходимость открыто поставить ряд вопросов о политическом, социальном и экономическом развитии нашей страны, о будущем нашего народа, требующих коллективного, именно всенародного, обсуждения без давления со стороны государственных и партийных органов. Мы решились на данное выступление с ясным пониманием ответственности за судьбу Родины, с чувством горячего желания добиться коммунистических отношений в нашем обществе. Но мы также сознаём опасность быть уничтоженными физически или в моральном смысле соответствующими органами государства или наёмными лицами. Поэтому мы обращаемся за поддержкой ко всем честным людям нашей страны и за рубежом. И если в указанное нами время, день, в 21.30 по московскому времени, на экранах ваших телевизоров не появится один из представителей нашего корабля, просьба не выходить на следующий день на работу и продолжать эту телевизионную забастовку до тех пор, пока правительство не откажется от грубого попрания свободы слова и пока не состоится наша с вами встреча.

Поддержите нас, товарищи! До свидания»,

Справка БПК "Сторожевой"

БПК (после переименован в СКР) "Сторожевой" проекта 1135 построен в 1973 году. В первую линию был принят 4.06.74 года. Длина - 123 метра, ширина - 14 метров, осадка - 4,5 метра. Скорость - 32 узла. Автономность: 30 суток.

Вооружение: ракетный противолодочный комплекс "Метель" (4 ПУ); 2 зенитно-ракетных комплекса "Оса" (40 ракет); 2 76-мм двухорудийных автоматических артиллерийских установки АК-726; 2 х 4 533-мм торпедных аппарата; 2 двенадцатиствольных реактивных бомбометных установки 12 РБУ-6000; Экипаж - 190 человек.

После бунта Саблина экипаж расформирован, а корабль через Атлантику, Индийский и Тихий океаны отправлен во Владивосток. В июле 1987-го после ремонта во Владивостоке СКР передислоцировали на постоянное место службы на Камчатку. Название не менялось.

"Сторожевой" - самый заслуженный из когда-то многочисленного отряда кораблей этого проекта: прошел без малого 210 тысяч миль, 7 раз был на боевой службе, участвовал в спасении экипажа подлодки К-429, затонувшей в 1983 году в бухте Саранной.

Напомню я вам такую историю, вот например что такое , а вот мы с вами спорили о том, или например как , а был же еще

Сторожевой корабль "Разительный" был зачислен в списки кораблей ВМФ 05.06.1974 г. и 11.02.1975 г. заложен по пр.1135М на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде (заводской номер №161). Спущен на воду 01.07.1976 г., вступил в строй 31.12.1976 г. и 05.02.1977 г. после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь был включен в состав КЧФ.

Водоизмещение: 3200 т.

Размеры: длина - 123 м, ширина - 14,2 м, осадка - 4,28 м.

Скорость хода максимальная: 32,2 узла.

Дальность плавания: 5000 миль при 14 узлах.

Силовая установка: 2 ГТУ по 18000 л.с. (форсажный режим, маршевый - по 6000 л.с.), 2 винта фиксированного шага

Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ), 2х2 76,2-мм артустановки АК-100, 2х2 ПУ ЗРК "Оса-МА-2" (40 ракет 9M-33), 2х4 533-мм торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000.

Экипаж: 197 чел.

История корабля:

Сторожевой корабль пр.1135М

Первый в серии сторожевой корабль пр.1135 вошел в состав отечественного ВМФ в декабре 1970 года. Новый корабль по сравнению с его предшественниками имел более высокие мореходные качества. Он имел втрое большее водоизмещение, вооружение также было мощнее, что придавало ему более высокую боевую устойчивость при действии в морской зоне.

Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Первоначально разработку будущего корабля поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340). Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса "Метель" и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций "Вега" и "Титан". Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П. Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М. Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е. Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Пер­воначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК "Оса" и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС "Титан". Водоизмещение ограничи­валось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса "Метель" его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК "Оса", а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС "Вега". Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков. Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Диаметр циркуляции корабля - 4,3 кбт за 130 с на скорости 32 узла. Рысканье - не более 2°. Инерция с полного хода до остановки - 1940 м за 524 с. Начальная поперечная метацентрическая высота составляет 1,4 м. Наибольший кренящий момент - 85°, запас плавучести - 6450 т. Угол заката статической диаграммы остойчивости - 80°.

Мореходность "одиннадцать-тридцать пятого" заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450-550 т., расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом - 1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль.

Гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были рименены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "Метель" с автономной системой управления "Муссон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики.

Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами поданным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.

В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ. По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.

Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования системы самонаведения.

В дополнение к комплексу УРПК корабли пр.1135 получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2".

Корабль оснащен двумя ЗРК "Оса-М". Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и «Оса-М» для ВМФ создавались по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9М33. В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.

После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр/мин по воздушным целям, 2,8 - по надводным.

В 1973 году на вооружение поступил усовершенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.

Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100.

На всех СКР установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Говоря о сторожевиках пр.1135, их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. "Одиннадцать-тридцать пятый", безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК, "длинная рука" для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК "Метель" и многое другое.

Сторожевой корабль "Разительный" был зачислен в списки кораблей ВМФ 05.06.1974 г. и 11.02.1975 г. заложен по пр.1135М на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калиниграде (заводской номер №161). Спущен на воду 01.07.1976 г., вступил в строй 31.12.1976 г. и 05.02.1977 г. после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь был включен в состав КЧФ.

.
Сейчас их у нас всего пять . (в своё время было более 30 ), и так будет ещё как минимум год - пока не начнут вступать в строй первые "Адмиралы". Горстка сторожевиков, оставшихся после развала ВМФ СССР, славно послужила (и продол жает служить) Родине и достойна самого большого уважения, проявлением которого и является настоящая публикация. Сведения об СКР ЧФ по состоянию на 21.01 с. г. получены мной от пожелавшего остаться неназванным источника, близ кого к Черноморскому флоту, за что ещё раз выражаю ему свою признательность.


СКР "Неустрашимый" (фото из газеты БФ "Страж Балтики" с yaostrov.ru)


1. СКР " Неустрашимый " пр. 11540, б/н 712 ( БФ )

Корабль вернулся в Балтийск с 7-месячной боевой службы (212 суток) 17.10.2013 и сразу же пропал из поля зрения СМИ. Первая информация о том, что СКР находится в ремонте, появилась на одном из форумов 28.11, после чего там же было обозначено и место действия - Калининград. Официальные разъяснения от пресс-службы Минобороны последовали только два месяца спустя (24.01.2014), затем подключился местный новостной портал "Янтарный остров". В результате вырисовалась следующая картина.

"В настоящее время корабль стал в доковый ремонт у причала Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь" для восстановления технической готовности. На корабле будет произведена замена форсажных двигателей, вспомогательных дизель- генераторов. Представители завода выполнят средний ремонт всех основных систем: водоотливной, противопожарной, топливной, электрической, а также системы автоматики и управления" (ссылка 1 ).

"Новый 2014 год, а также день корабля (24.01 - А.Ш.) СКР "Неустрашимый" встретил у причальной стенки ПСЗ "Янтарь"... На данный момент на сторожевом корабле идёт подготовка к большому ремонту... Предполагается замена некоторых комплексов вооружений. Подобный по объёму ремонт на "Неустрашимом" не проводился с момента его постройки... Все работы планируется завершить . в августе 2015 года . . Спустя два месяца . корабль должен приступить к выполнению поставленных командованием Балтийского флота задач" (ссылка 2).

2. СКР " Ярослав Мудрый " пр. 11540, б/н 727 ( БФ )

Самый молодой российский боевой корабль дальней морской (и океанской) зоны - вступил в строй немногим более 4,5 лет назад (19.07.2009). С последней (крайней) боевой службы, продолжавшейся 6,5 месяцев (199 суток) вернулся 05.07.2013 и, показав шись 28.07 на параде по случаю Дня ВМФ в Балтийске, также как и "Неустрашимый", надолго скрылся от посторонних глаз. Четыре месяца спустя (22.11) неофициально засветился в СМИ, став объектом экскурсии студентов Прибалтийского судостроительного техникума на ПСЗ "Янтарь" (ссылка 3). Позднее, информация о том, что СКР находится в ремонте, подтвердилась на форумах, а неделю назад из публикации того же "Янтарного острова" стало известно, что "в настоящее время "Ярослав Мудрый" готовится к сдаче курсовых задач и выходу в море" (ссылка 4).

СКР "Ярослав Мудрый" у ремонтной (достроечной) набережной ПСЗ "Янтарь" (фото Эдуарда Молчанова, ИТАР-ТАСС)

4. СКР " Пытливый " пр. 1135М, б/н 808 ( ЧФ )

Один из двух оставшихся в строю некогда многочисленных СКР пр. 1135 (построено 32 единицы). Возраст - 32 года (30.11.1981). В январе 2013 г. на сайте Рособоронпоставки был объявлен тендер на ремонт обоих 1135-х по техническому состоянию с максимальной ценой контракта по 500 млн. руб. за каждый и сроком исполнения заказа в ноябре того же года. При этом известно, что 05.09 СКР ещё не был поставлен в завод, а 30.12 уже вышел оттуда.

Анонимный источник : "СКР "Пытливый" полностью не отремонтирован, только доведён до состояния безопасного выхода в море. В настоящий момент на корабле ведутся доделочные работы и подготовка к дальнему походу (очевидно, имелся в виду успешный выход на боевое дежурство 05-25.02 с целью обеспечения безопасности Олимпиады в Сочи). И он, и "Ладный" испытывают большие проблемы с ГЭУ (дача самого полного невозможна в принципе) из-за сильного износа и отсутствия запчастей".


СКР "Пытливый" после ремонта, Севастополь, 04.01.2014 (фото Erne с forums.airbase.ru)

3. СКР " Ладный " пр. 1135, б/н 801 ( ЧФ )

В отличие от "Пытливого" относится к базовой модификации с двумя двухорудийными 76-мм АУ АК-726. Возраст - 33 года (29.12.1980). Известно, что 26.06 СКР находился в ремонте, который, однако, далёк от завершения. Источник : "СКР "Ладный" пробудет в ремонте до конца текущего года. Осень (октябрь-ноябрь) - это оптимистичный срок, в который слабо верится. Фактически, приведение в мореходное состояние одновременно обоих черноморских "Буревестников" (шифр пр. 1135 - А.Ш.) практически нереально".


СКР "Ладный" ("не в заводе, но в ремонте"), Севастополь, Угольная пристань, 14.10.2013 (фото Петр. Ш с forums.airbase.ru)

5. СКР " Сметливый " пр. 61/01090, б/н 810 ( ЧФ )

Самый старый боевой корабль отечественного ВМФ - относится к первому (! ) поколению БНК, возраст - 44 года (25.09.1969). 08.02 вернулся в Севастополь после 5-месячной (149 суток) БС в Средиземном море.

Источник : "СКР "Сметливый" по корпусу и ГЭУ в отличном (для своих лет) состоянии. Никаких проблем, которые потребовали бы заводского ремонта на корабле в настоящий момент не имеется, последние несколько лет все исправлялось силами экипажа. " Саморемонтирующийся корабль " (с). Ожидаемый срок службы - до 2017 года" (конец цитаты). Есть сведения, что на текущий год запланировано два выхода на БС (Пытливый808, forums.airbase.ru).


Возвращение СКР "Сметливый" в Севастополь после БС в Средиземном море, 08.02.2013 (фото Erne с forums.airbase.ru)

Сторожевые корабли проекта 50.

Сторожевые корабли проекта 50, создавались как альтернатива кораблям проекта 42, по сравнению с ним, у данного проекта было уменьшено водоизмещение. Головной корабль «Горностай».

Сторожевой корабль СКР-5

Сторожевой корабль СКР-5 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 сентября 1958г., и вступил в строй 31 декабря 1958г., и уже 17 января 1959г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 30 июня 1963г. законсервирован, но 1 июля 1981г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 309, 721(1982), 748. Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Туман

Сторожевой корабль СКР-52 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 15 апреля 1955г., и вступил в строй 26 ноября 1955г. и уже 6 декабря 1955г. вошел в состав Черноморского Флота, а 18 июля 1960г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ) и летом 1960г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 8 августа 1961г. переименован в «Туман» . В 1964г. переведен в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-60.

Сторожевой корабль СКР-60 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 13 апреля 1956г., и вступил в строй 29 июня 1956г., и уже 10 июля 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 10 октября 1956г. совершил переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, где был зачислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ).

Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Иркутский Комсомолец .

Сторожевой корабль СКР-62 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 июня 1956г., и вступил в строй 25 сентября 1956г., и уже 5 октября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 14 февраля 1957г. перешел в состав Северного Флота. В том же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 14июля 1957г. перешел в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). 27 октября 1969г. переименован в «Иркутский Комсомолец».

Бортовые номера: 663(1989).

Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Комсомолец Литвы.




Сторожевой корабль СКР-64 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 августа 1956г., и вступил в строй 31октября 1956г., и уже 12 ноября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1962г. был переименован в «Комсомолец Литвы». Бортовые номера: 642, 717, 752, 541. Списан: 1987г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-68.

Сторожевой корабль СКР-68 - Построен по проекту 50. Cпущен на воду 27 октября 1956г., и вступил в строй 23 марта 1957г., и уже 2 апреля 1957г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 30 октября 1960г. законсервирован, но 1 октября 1972г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 334, 541(1981), 500(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-70.



Сторожевой корабль СКР-70 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 19 февраля 1957г., и вступил в строй 20 июня 1957г., и уже 30 июня 1957г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 29 октября 1963г. перешел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), и 21 декабря 1965г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 901(1978), 906(1990). Списан: 1991г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Архангельский Комсомолец.

Сторожевой корабль СКР-76 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 декабря 1957г., и вступил в строй 15 июня 1958г., и уже 28 июня 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 25 декабря 1965г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), и 24 июня 1967г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 25 октября 1968г. переименован в «Архангельский Комсомолец» . Бортовые номера: 901(1985), 986(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Советский Дагестан.


Сторожевой корабль СКР-77 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 января 1958г., и вступил в строй 29 июня 1958г., и уже 9июля 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 1 октября 1959г. законсервирован и поставлен на отстой, а 14 июля 1961г. расконсервирован и вновь введен в строй. 28 февраля 1969г. перешел в состав Краснознаменного черноморского флота (КЧФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Европы из Кольского залива в Севастополь. В октябре 1973г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 19 апреля 1979г. переименован в «Советский Дагестан» . 7 августа 1979г. перешел в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. 12 июля 1989г. передан морскому клубу «Арга» в г.Махачкале для использования в учебных целях. Бортовые номера: 439, 418(1979), 421(1987). Списан: 1989г.

Данный знак ошибка - подписи "МТ" -минный тральщик, не должно быть.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Росомаха.

Сторожевой корабль Росомаха - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 августа 1953г., и вступил встрой 30 апреля 1954г. и уже 17 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 30 ноября 1973г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 455(1961), 541, 552?, 639, 717(1978), 540(1984), 507(1984). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барс.

Сторожевой корабль Барс - Построен по проекту 50. Спущен на воду 25 июля 1953г. , и вступил в строй 30 июня 1954г., и уже 9 июня 1955г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Списан: 1990г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кугуар.

Сторожевой корабль Кугуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1953г, и вступил встрой 31 августа 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 24 марта 1958г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ), а 4 марта 1988г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Балтийск возвращен в состав ДКБФ. Бортовые номера: 325, 587, 857(1968), 959(198). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барсук.

Сторожевой корабль Барсук - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 февраля 1954г., и вступил в строй 15 сентября 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 272(1956). Списан: 1980г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кобчик.

Сторожевой корабль Кобчик - Построен по проекту 50.Спущен на воду 2 ноября 1954г., и вступил в строй 31 мая 1955г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). В ноябре 1985г. продан ВМС Болгарии и переименован в «Бодри». Бортовые номера: 302, 639(1972), 647(1973), 712, 728(1983), 743(1985). Списан: 1986г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Волк.

Сторожевой корабль Волк - Построен по проекту 50. Спущен на воду 23 июля 1953г., и вступил в строй 31 октября 1954г., и уже 10 ноября 1954г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ). С 1 ноября 1970г. по 1 марта 1971г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1984г. учавствовал в учениях "Океан". Бортовые номера: 851(1979), 819(1979), 855(1980), 817(1985). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пантера.

Сторожевой корабль Пантера - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 августа 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 августа по 15 декабря 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 7 июля 1977г. был переименован в «Советский Туркменистан». 21 июня 1977г. перечислен в состав ККФ. Бортовые номера: 724, 403(1981). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ягуар.

Сторожевой корабль Ягуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 14 февраля 1953г., и вступил в строй 24 апреля 1954г., и уже 30 апреля 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 25.10.1968г. был переименован в «Комсомолец Грузии». В начале июня 1967г. и 1 октября 1970г. по 1 марта 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 897(1977). Списан: 1987г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Рысь.

Сторожевой корабль Рысь - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. включен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 декабря 1962г. законсервирован, но 18 января 1982г. расконсервирован и вновь введен в строй.

Бортовые номера: 838(05.1985). Списан: 1990г.


В этот день 35 лет назад (1975) на БПК «Сторожевой» произошло антиправительственное выступление, возглавляемое замполитом корабля капитаном 3 ранга Валерием Михайловичем Саблиным.

Выступление быстро подавили (правда не обошлось без накладок и недоразумений), а сам Саблин по приговору военного трибунала был расстрелян.
Валерий Саблин — кадровый морской офицер в третьем поколении и среди политработников он был «белой вороной». Саблин в 1960 году закончил старейшее в стране Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе по специальности морского артиллериста и служил на кораблях 9 лет до звания капитан-лейтенанта.

В.М. Саблин - курсант ЛВВМУ им. Фрунзе

В 1969 году он поступил в Военно-политическую академию, которую с отличием окончил в 1973 году.


На основании долгих размышлений к Саблину пришло осознание порочности существующей власти, когда слова расходились с делом и привилегии существовали только для правительственно-партийной номенклатуры. Он разработал (утопическую) программу по переустройству советского общества (из 30 пунктов), чтобы на деле создать общество равноправия и политической свободы. С программой он собирался выступить перед общественностью и руководством СССР. Эта программа на суде явилась доказательством того, что Саблин «длительное время вынашивал замыслы, направленные на достижение враждебных советскому государству преступных целей: изменение государственного и общественного строя, замену правительства».

После академии Саблина направили замполитом на БПК «Сторожевой», в апреле 1975 года его наградили нововведенным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени.

День ВМФ, 1975г. БПК пр.1135 "Сторожевой". В первом ряду четвёртый слева, замполит корабля

капитан 3 ранга В.М. Саблин, рядом командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный

БПК “ Сторожевой “

Леонид Ильич Брежнев

БПК (Большой противолодочный корабль) «Сторожевой» был направлен из Североморска (Северный флот) в Балтийск, где с него был выгружен боезапас перед предстоящим докованием (ремонтом), но до этого корабль должен был принять участие в праздновании 7 ноября в Риге.

Сторожевой корабль пр. 1135 (шифр «Буревестник») спроектирован Северным ПКБ под руководством Н.П. Соболева. Работы над проектом корабля начались в 1964 г. Изначально он классифицировался как большой противолодочный корабль 2-го ранга и предназначался для обеспечения ПЛО корабельных соединений и поиска подводных лодок противника в морской зоне, где эффективность кораблей пр. 35 и пр. 159 была невелика. С 1979 г. пр. 1135 классифицировался как сторожевой корабль.

Схема наружного вида СКР пр. 1135:

I - охранительное устройство БОКА-Ду; 2 - ангар рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 3 - ПУ НУРС СППП ПК-16; 4 - 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - АП РЛС СУАО «Турель»; 7 - АП СУО 4Р-33; 8 - АП радиопеленгатора АРП-50Р; 9 - АП РЛС «Ангара-А»; 10 - передающие антенны комплекса средств РЭБ «Старт»;

II - АП РЛС «Волга»; 12-АП РЛС КСУС «Мусон»; 13-45-мм прожектор; 14 - оптический перископический визир ходовой рубки; 15-ходовая рубка; 16-АП РЛС «Дон-2»; 17 - РБУ-6000; 18 - ПУ ПЛРК «Метель»; 19 - обтекатель антенны ГАС «Титан-2»; 20 - приемная антенна комплекса средств РЭБ «Старт»; 21 - ходовой мостик; 22 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 23 - грузовой катер; 24 - минные рельсы; 25 - шестивесельный ял.

Продольный разрез СКР пр. 1135:

1 - рабочее тело ГАС «Вега»; 2 - лебедка ПОУ (ПОУКБ-1) ГАС «Вега»; 3 - 76-мм АУ АК-726; 4 - подбашенное отделение 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - погреб ЗУР и устройство перезаряжания ПУ ЗРК «Оса-М»; 7 - кубрики личного состава; 8 - посты ЗРК «Оса-М»; 9 - дымоходы; 10 - АП РЛС СУАО «Турель»; ц АП РЛС СУО ЗРК «Оса-М»; 12 - посты РТВ и выгородки высокочастотных блоков; 13 - штормовой коридор; 14 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 15 - АП РЛС «Ангара- д»; 16 - АП РЛС «Волга»; 17 - АП РЛС КСУС «Мусон»; 18 - штурманская рубка; 19 - ходовая рубка; 20 - коридор офицерских кают (кают-компании); 21 - кают- компания; 22 - ГКП; 23 - РБУ-6000; 24 - отделения вентиляторов; 25 - ПУ ПЛРК «Метель»; 26 - посты КСУС «Мусон»; 27 - помещение агрегатов и приводов ПУ ПЛРК «Метель»; 28 - шпилевое отделение; 29 - кладовые различного назначения; 30 - форпик; 31 - цепной ящик; 32 - выгородка антенны ГАС «Титан-2»; 33 - посты гидроакустиков; 34 - цистерны пресной воды; 35 - погреб РГБ-60; 36 - топливные цистерны; 37 - отделение вспомогательных механизмов (энергоотсек) и помещение успокоителя качки; 38 - носовое МО; 39 - кабина дистанционного управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - румпельное отделение.

Пр. 1135-21 ед.

Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение, т:

Стандартное 2810 или 2960 или 3160 - полное 3200 или 3455 или 3550

Главные размерения, м:- длина наибольшая (по ВЛ) 123,0 (113,0) - ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 14,2 (13,2)

Осадка средняя 4,51 или 4,57

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 194 (22)

Автономность по запасам провизии, сут 30

Энергетическая установка:

Тип газотурбинная с совместной работой маршевых и форсажных ГТД

Количество х тип форсажных ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х ДК59 (36 000) или ДТ59 (45 400)

Количество х тип маршевых ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х М-62 (10 000) или ДС71 (18 000)

Количество гребных валов х тип движителей 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт) 5 х ДГ (по 500)

Скорость хода, уз: - полная 30-32 - экономическая 14

Дальность плавания, мили:- ходом 14 уз 3950

Вооружение:

Противокорабельный ракетный комплекс:

Тип «Уран»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x4 (ТПК)

Боезапас 8 ПКР ЗМ-24

Противолодочный ракетный комплекс:

Тип «Метель» или «Раструб-Б»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x4 (КТ-106У)

Боезапас 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

КСУС «Мусон» или «Мусон-У»

Зенитный ракетный комплекс:

Количество х тип 2 х «Оса-М» или «Оса-МА»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)

Боезапас 40 ЗУР 9М-ЗЗМ

Количество х тип СУО 2 х 4Р-33

Артиллерийский комплекс:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2 x 2 - 76/60 (АК-726)

Боезапас 1600 выстрелов

СУАО «Турель» (MP-105)

Противолодочное:

Количество ТА х труб (тип ТА) 2 x 4- 533-мм (ПТА-53-1135)

Боезапас 8 торпед 53-65К или СЭТ-65

КСУС «Дракон-1135»

Количество РВУ х стволов (тип РВУ) 2 х 12 - 213-мм (РБУ-6000)

Боезапас 96 РГБ-60

Радиоэлектронное:

ПОТО «Планшет-35»

РЛС общего обнаружения «Ангара-А» (МР-310А) или «Фрегат-МА»

Навигационные РЛС «Волга» (МР-310У) + «Дон-2»

Система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф»

Комплекс средств РЭБ «Старт» (МП-401)

КРС набор средств или «Буран-6»

Количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 4 х 16 - 82-мм (ПК-16) или 2 х 16 - 82-мм (ПК-16) + 8 х 10 - 122-мм (ПК-10)

ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Титан-2» (МГ-332)

ГАС с антенной в буксируемом обтекателе «Вега» (МГ-325)

ГАК «Звезда-М1»

Саблин принимает решение использовать радиотехнические средства корабля как трибуну для изложения своей программы. По его расчёту отсутствие боезапаса должно было свидетельствовать о мирных намерениях мятежников.
Выступление назначили на 8 ноября. В 21:40 экипаж был собран по большому сбору, командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный — изолирован.
Саблин (советский лейтенант Шмидт) рассказал экипажу план действий: «Сторожевой» пойдёт в Кронштадт, а затем в Ленинград, чтобы начать там революцию по исправлению многих ошибок, допущенных руководством страны.

Саблин был уверен, что выступление «Сторожевого» поддержат военные моряки в Кронштадте и Ленинградской военно-морской базе, а также у трудящиеся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин (добившись у правительства страны права выступить по телевидению) был намерен изложить свои взгляды и планы.

Примерно половина экипажа поддержала Саблина, несогласные же были заперты в нижних помещениях корабля. Однако офицер-механик Фирсов (нештатный секретарь комитета ВЛКСМ корабля) сумел перебраться на соседнюю подводную лодку и сообщить её командиру о бунте на БПК.
В полночь корабль вышел из устья Даугавы. На запрос пограничников о цели выхода, «Сторожевой» ответил ратьером (сигнальным прожектором): «Мы не изменники, идем в Кронштадт».

Выйдя в море, Саблин направил Главнокомандующему ВМФ СССР Горшкову шифровку: «Сторожевой» не изменял ни флагу Родины, ни ей самой, следует в Ленинград с целью добиться возможности выступить по телевидению с обращением к трудящимся Ленинграда и страны, а также приглашает на свободную территорию корабля членов правительства и ЦК партии для изложения им конкретной программы с требованиями справедливого социального переустройства общества”.

Сергей Георгиевич Горшков

Одновременно на многих частотах с корабля передавали открытым текстом: «Всем! Всем! Всем! На БПК «Сторожевой» поднято знамя грядущей коммунистической революции!».

мятежный “ Сторожевой “

Поднятый с постели Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев приказал «остановить мятежников любой ценой и, в крайнем случае, потопить корабль». Командующий Балтийским флотом отправил на корабль радиограмму: «Из Ирбена вас не выпустим. При неподчинении — уничтожим!..»
Первыми эту команду получили пограничные корабли, сопровождавшие «Сторожевой». Они потребовали остановить корабль, грозя применением оружия. Используя наружную громкоговорящую связь, Саблин объяснил морякам-пограничникам свои намерения. Выслушав, они не стали применять оружие против безоружного корабля. Оружие применила авиация…
9 ноября около трех часов ночи 668-й бомбардировочный авиационный полк (оснащённый Як-28П), базирующийся на аэродроме Тукумс в двух десятках километрах от Юрмалы, был поднят по боевой тревоге.

аэродром Тукумс

Як-28П

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Двигатели

2 ТРДР-11АФ2-300

2 ТРДР-11АФ2-300

Тяга, кгс

Максимальная скорость, км/ч

на большой высоте

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

23-мм двухствольная пушка ГШ-23,
2 УР ⌠воздух-воздух■ К-8М-1 или К-13 или К-98, 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60)

23-мм двухствольная пушка ГШ-23, (боекомплект
90 снарядов) на четырех внешних узлах подвески могли размещаться УР ╚воздух-воздух╩ Стандартное вооружение ≈ по УР К-8М-1 или К-13 или К-98, и 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60).

В шифровке, полученной из Штаба воздушной армии говорилось, что в территориальные воды Советского Союза вторгся иностранный боевой корабль (эсминец УРО —управляемое ракетное оружие), который находится в Рижском заливе. Задача: полку быть готовым нанести по кораблю авиаудар с целью его уничтожения.

Для выполнения подобной задачи требовалось применять фугасные авиабомбы, желательно калибра 500 кг. А под самолеты по тревоге были подвешены авиабомбы первого боекомплекта — ОФАБ-250Ш (осколочно-фугасные калибра 250 кг).

Авиабомба имеет встроенное тормозное устройство парашютного типа. Бомбометание может осуществляться с самолетов с высот 150-500 м при скоростях полета 700-1500 км/ч с горизонтального полета, с пикирования и кабрирования, минимальный угол встречи авиабомбы с преградой при заданных режимах бомбометания 0=35 град.
Авиабомба ОФАБ-250Ш поступает в части снаряженной телескопическим взрывательным устройством ТВУ.
Основные данные авибомбы:
Длина авиабомбы - 1560 мм; Диаметр корпуса - 325 мм; Размах стабилизатора - 410 мм;
Масса окончательно снаряженной авиабомбы, подготовленной к подвеске - 275 кг;
Масса заряда ВВ (ТГ-20) - 99 кг;
Коэффициент наполнения - 28 %;
Критическая скорость снижения авиабомбы с парашютной системой - 50 м/с;
Площадь основного купола парашюта - 2 м2;
Длина удлинителя - 600 мм
Масса ТВУ - 3,3 кг
Время дальнего взведения ТВУ - 2,4-3,6 сек.
Длина штока-упредителя ТВУ (в выдвинутом положении) - 1,5 м.


ОФАБ-250Ш

Тяжёлые бомбы в полку имелись, но хранились складе в третьем боекомплекте (в заводской упаковке). А так как авиаудар по кораблю собирались выполнять условно, то бомбы третьего комплекта подвесили на самолеты условно, оставив уже имевшиеся. Лётчики получили приказ провести первое бомбометание не по кораблю, а впереди него по курсу.

Вот как описывает операцию генерал-майор в запасе Цымбалов: «Экипаж бомбардировщика, осуществляющий поиск в расчетном районе нахождения «Сторожевого», практически сразу обнаружил крупную надводную цель в границах района поиска, вышел на нее на заданной высоте в 500 метров, опознал ее визуально в дымке как боевой корабль размерности эсминца и произвел бомбометание с упреждением по курсу корабля, стремясь положить серию бомб поближе к кораблю. Если бы бомбометание производилось на полигоне, то оно было бы оценено на «отлично» - точки падения бомб не вышли за отметку круга радиусом 80 метров. Но серия бомб легла не спереди по курсу корабля, а с недолетом по линии точно через его корпус. Штурмовые бомбы при соприкосновении штангами о воду взорвались практически над ее поверхностью, и сноп осколков срикошетил прямо в борт корабля, который оказался советским сухогрузом, вышедшим за несколько часов до этого из порта Вентспилс
Ошибка выяснилась довольно быстро: сухогруз в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах начало подавать сигнал бедствия, сопровождая его открытым текстом: бандитское нападение в территориальных водах Советского Союза. Корабли Балтийского флота и Пограничных войск КГБ эти сигналы приняли, доложили по команде. Сигнал бедствия это судно подавало более часа, до тех пор пока к нему не подошел один из военных кораблей. Известно, что убитых и раненых на борту не было, а ремонт повреждений судна обошелся Министерству обороны в автоцистерну спирта-ректификата и пятитонный грузовик масляной краски.»
Когда «Сторожевой» был обнаружен и атакован бомбардировщиком, Саблин сумел сманеврировать и уклониться от атаки. Самолёт получил команду на уничтожение корабля и вышел во вторую атаку. Саблин старался не подставить борт корабля, боясь топ-мачтового бомбометания (он не знал, что у бомбардировщика не было нужных авиабомб, которые используются для этого способа бомбометания).

Первая бомба серии попала прямо в середину палубы на юте корабля, разрушила при взрыве палубное покрытие и заклинила руль. Другие бомбы серии легли с перелётом и повредили руль и винты. Корабль стал описывать широкую циркуляцию.
В это время к району событий уже подлетал эшелон из 18 бомбардировщиков. Первый экипаж колонны полка выскочил на один из кораблей преследования и сходу атаковал его, приняв за мятежников.

Атакованный корабль от бомб уклонился, но ответил огнём всех своих зенитных орудий. Стрелял корабль много, но мимо.

После бомбового удара решимость экипажа «Сторожевого» поддержать Саблина пропала.

Никакого вооруженного сопротивления со стороны экипажа "Сторожевого" спецназу оказано не было. Корабль отбуксировали на якорную стоянку у полуострова Сырве, южной оконечности острова Саарема, где был снят с борта и арестован весь экипаж "Сторожевого". Раненному и закованному в массивные наручники Саблину помогали сойти с борта корабля двое матросов, один из которых, обратившись к присутствующим, сказал: "Запомните его на всю жизнь. Это настоящий командир, настоящий офицер советского флота!" Произнесены эти слова были совсем негромко, но в той траурной тишине его голос прозвучал как заклинание.

Они выпустили запертого командира корабля Потульного, который так описал последующие события: «Старшина 1 статьи Копылов с матросами (Станкявичус, Лыков, Борисов, Набиев) оттолкнули Шеина, выбили упор и освободили меня.

А. Шеин

Я взял пистолет, остальные вооружились автоматами и двумя группами — одни со стороны бака, а я по внутреннему переходу — стали подниматься на мостик. Увидев Саблина, первое побуждение было его тут же пристрелить, но потом мелькнула мысль: «Он еще пригодится правосудию!» Я выстрелил ему в ногу. Он упал. Мы поднялись на мостик, и я по радио объявил, что порядок на корабле восстановлен».

Кремлевские вожди расправились с организаторами мятежа с чудовищной жестокостью. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 13 июля 1976 года был приговорен к смертной казни - расстрелу.

Лаконичным было его последнее слово в суде. Он не просил о пощаде, не обещал своим трудом искупить вину. Вот его слова: "Я люблю жизнь. У меня есть семья, сын, которому нужен отец. Всё".

Приговор обжалованию и опротестованию не подлежал. 3 августа 1976 года приговор был приведен в исполнение. Только спустя полгода о его смерти были извещены родные - когда уже не было в живых преждевременно скончавшегося отца, когда была прикована к постели смертельно больная мать.

В.М. Саблин с женой Ниной Михайловной и сыном

братья Саблины: Борис, Валерий, Николай

К восьми годам лишения свободы приговорили матроса Александра Шеина, полностью отбывшего свой срок. Не избежали репрессий многие офицеры Рижского военно-морского гарнизона, имевшие отношение (чаще всего косвенное) к описываемым событиям: они были досрочно уволены из состава ВМФ без выходных пособий и пенсий.

Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли.

мятежный корабль у берегов Камчатки

Просмотров