Ехал сюда рожь начинала желтеть. Справочник по пунктуации - Розенталь Д.Э

В косых утренних лучах на опушке ослепительная белизна берез, белее мраморных колонн. Тут, под березами, еще цветет своими необыкновенными цветами крушина, боюсь, что плохо завязалась рябина, а малина сильная и смородина сильная, с большими зелеными ягодами.

С каждым днем теперь все реже и реже слышится в лесу «ку-ку», и все больше и больше нарастает сытое летнее молчание с перекличкой детей и родителей. Как редчайший случай - барабанная трель дятла. Услышишь вблизи, даже вздрогнешь и думаешь: "нет ли кого?" Нет больше общего зеленого шума, вот и певчий дрозд - поет как хорошо, но поет он один-одинешенек… Может быть, эта песенка теперь и лучше звучит - впереди самое лучшее время, ведь это самое начало лета, через два дня Семик. Но все равно, того чего-то больше уж нет, то прошло, начался закат года.

ОСИНКАМ ХОЛОДНО

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

ОСЕННЯЯ РОСКА

Заосеняло. Мухи стучат в потолок. Воробьи табунятся. Грачи - на убранных полях. Сороки семьями пасутся на дорогах. Роски холодные, серые. Иная росинка в пазухе листа весь день просверкает…

В деревне овинный дух.

На утренней заре весело стучат гуськи - дубовые носки.

Гриб лезет и лезет.

ЛИСТОПАД

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался… Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.

Ехал сюда - рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят, и новая опять зеленеет. Тогда деревья в лесу сливались в одну зеленую массу, теперь каждое является само собой. И такая уж осень всегда. Она раздевает массу деревьев не сразу, каждому дает немного времени побыть и покрасоваться отдельно.

С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.

Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли.

И когда, наконец, солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойном и лиственном - не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.

В это время и некоторые высоконастороженные сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине.

ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ

Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник оживленно что-то рассказывает, но вдруг мелькнуло что-нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом: "А о чем я рассказывал?" Не вспомнилось, и - ничего: можно что-нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем-то и, не досказав одно, переходит к другому; вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли…

Двойное небо, когда облака шли в разные стороны, кончилось дождем на два дня, и дождь кончился ледянистыми облаками. Но солнце засияло поутру, не обращая внимания на этот заговор неба, и я поспешил идти на охоту с камерой. Выходила из-под земли посеянная рожь солдатиками: каждый из этих солдатиков был в красном до самой земли, а штык зеленый, и на каждом штыке висела громадная, в брусничину, капля, сверкавшая на солнце то прямо, как солнце, то радужно, как алмаз. Когда я прикинул к глазу визирку камеры и мне явилась картина войска в красных рубашках с зелеными ружьями и сверкающими у каждого солдатика отдельными солнцами, - восторг мой был безмерный. Не обращая никакого внимания на грязь, я улегся на живот и пробовал на разные лады снять эти всходы.

Нет, оказалось, моими средствами нельзя было снять: ведь красные рубашки солдатиков непременно должны были выйти темными и слиться с землей, а брусничины росы при большой диафрагме выйдут только передние, если же сильно задиафрагмировать и поставить на постоянный фокус, то они выйдут слишком мелкими. Не все возьмешь камерой, но не будь камеры, не лег бы я в грязь и на живот и не заметил бы, что всходящие ржинки похожи на красных солдатиков с зелеными ружьями.

ПОСЛЕДНИЕ ЦВЕТЫ

Опять морозная ночь. Утром на поле увидел группу уцелевших голубых колокольчиков, - на одном из них сидел шмель. Я сорвал колокольчик, шмель не слетел, стряхнул шмеля, он упал. Я положил его под горячий луч, он ожил, оправился и полетел. А на раковой шейке точно так же за ночь оцепенела красная стрекоза и на моих глазах оправилась под горячим лучом и полетела. И кузнечики в огромном числе стали сыпаться из-под ног, а среди них были трескунки, взлетавшие с треском вверх, голубые и ярко-красные.

Земля, разрыхленная муравьиной работой, сверху покрылась брусникой, а под ягодой зародился гриб, и мало-помалу напирая своей упругой шляпкой, поднял вверх над собой целый свод с брусникой, и сам, совершенно белый, показался на свет.

Зимой березы таятся в хвойном лесу, а весной, когда листья развертываются, кажется, будто березы из темного леса выходят на опушку. Это бывает до тех пор, пока листва на березах не потемнеет и более или менее не сравняется с цветом хвойных деревьев. И еще бывает осенью, когда березки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.

НА ВОРЕ ШАПКА ГОРИТ

Тихо в золоте, и везде на траве, как холсты, мороз настоящий, видимый, не тот, о котором хозяева говорят морос, значит, холодная роса. Только в восемь утра этот настоящий видимый мороз обдался росой и холсты под березами исчезли. Лист везде потек. Вдали ели и сосны прощаются с березами, а высокие осины - красной шапкой над лесом, и мне почему-то из далекого детства вспоминается тогда совсем непонятная поговорка: "На воре шапка горит".

А ласточки все еще здесь.

В такой тишине, когда без кузнечиков в траве в своих собственных ушах пели кузнечики, с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик. Он слетел в такой тишине, когда и осиновый листик не шевелился. Казалось, движение листика привлекло внимание всех, и все ели, березы и сосны со всеми листиками, сучками, хвоинками и даже кусты, даже трава под кустами дивились и спрашивали: "Как мог в такой тишине стронуться с места и двигаться листик?" И, повинуясь всеобщей просьбе узнать - сам ли собой сдвинулся листик, я пошел к нему и узнал. Нет, не сам собой сдвинулся листик это паук, желая спуститься, отяжелил его и сделал своим парашютом: на этом листике опустился небольшой паучишко.

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Образовательные:

Систематизировать материал по синтаксису бессоюзного сложного предложения;

совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;

Развивающие:

Развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

Развивать умения создавать схемы БСП;

Развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

Воспитательные:

Воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

Воспитывать интерес к изучению предмета.

Ожидаемый результат: ученики могут определять бессоюзные сложные предложения, определять смысловые отношения в БСП, умеют расставлять знаки препинания.

Наглядности: интерактивная доска, карточки с заданиями, видеотест, конверты с заданиями, маркеры, клей.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.

Ход урока:

Организационный момент (2 мин)

а) Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.

б) деление на группы по карточкам со схемами бессоюзных предложений.

А) с тире -- Б) с двоеточием :

II. Тема и цели урока (2-мин)

Что нарисовано на карточках?

Чем они отличаются друг от друга?

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Да, верно. Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Наша цель — повторить и обобщить знания по теме «БСП».

Оценивать свое участие на уроке будете сами. Для этого на карточках будете ставить оценку в соответствующей колонке, а в конце урока сложите все цифры и разделите на количество всех заданий, и таким образом получится оценка за урок.


III. Повторение изученного о БСП

1. «Повторенье – мать ученья». Составление концептуальной карты (БСП) - 3мин

2. Таксономия Блума – 5 минут

Почему предложение наз-ся бессоюзным?

Почему ставится запятая в БСП?

Почему ставится точка с запятой?

Почему ставится двоеточие?

Почему ставится тире?

Видеоповторение с тестом – 8 минут

3. «Создай паспорт» (работа в группах) -5 минут.

(Например: 1. БСП 2. Состоит из 2-предложений 3. Ставится двоеточие, потому что...

4. Схема предложения

Разминка. 2-мин (Скелетоны)

4. «Почта». Задания для групп в 2-х конвертах – 5 минут

Набежали тучи, пошел дождь.

Служить бы рад – прислуживаться тошно.

За всё браться – ничего не сделать.

Я понимал: выручить нас может только случайность.

Печален я: со мною друга нет.

5. «Хочу спросить» -5 мин Что ставится?

IV. Рефлексия. «Телеграмма». 2-мин

Красный - отлично, желтый - хорошо, зеленый – плохо.

точка с запятой

двоеточие

V. Оценивание (считают баллы)

VI. Домашнее задание

1)- если части предложения тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом.

2) - если части менее связаны по смыслу и более распространены (внутри них есть дополнительные знаки препинания).

3) если второе предложение поясняет первое. и мысленно можно подставить союз а именно.

4) если второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию..

5) если второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?

6)если первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если.

7) если второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части и ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чего или так что.

8) если в первое предложение может быть подставлен союз когда

9) если во второе предложение может быть подставлен союз а.

10) если части предложения тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие одновременно.



«Повторенье – мать ученья».

«Таксономия Блума»

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


«Повторенье – мать ученья».

Таксономия Блума

«Создай паспорт»

«Хочу спросить»


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.

5.Чин следовал ему - он службу вдруг оставил


1.Я посмотрел на часы и понял: поезд уже ушел.

2.Выпал снег - в центре города начались автомобильные пробки.

3. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4.Ласточки прилетели - лето хорошее будет.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


1.Эти вещи можно оставить: они нам не пригодятся.

2. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул ветер.

3.Несколько раз оглянулся – никого не было.

4. вскрикнул и обомлел: ему показался мертвец.

5. Назвался груздем – полезай в кузов.


Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.

Печален я: со мной друга нет.


Весь день простояли на месте, потому что сушили имущество и отдыхали.

В. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

С. Если гуси высоко летят, то воды будет много.

Группа «Удача». Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

В. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

С. Когда настанет утро, двинемся в путь.

Группа «Радость». Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания

А. Пробовал бежать, но ноги от страха не двигались.

В. Тихо пахать не годится, потому что вместо хлеба трава уродится.

С. Я сразу понял, что петух был где-то здесь.

8. Изредка в бессоюзном сложном предложении, состоящем из трех частей, встречается постановка двух двоеточий (на разных основаниях или с одним и тем же основанием): Ну, да это само собой разумеется: душа не яблоко: её не разделишь (Т.); Вы всё приставали ко мне: выучиде нас музыке и французскому диалекту: вот вам и француз, и на фортепъянах играет (Т.); Её страсть к чистоте доводила её до самозабвения: она могла целый день чистить, убирать, мыть, стирать пыль и уряжать избу неожиданно искусно: то, бывало, развесит полотенца с выкладью на косяках окон, то зимою над картинками и на зеркальце пристроит золотые веночки из соломы, а летом - пучки цветочков, которые походя соберёт на усадьбе (Гл.); Про весеннюю пору и говорить не надо: дружно цветёт черёмуха, белым-бело, слегка закружится голова, и растеряешься на мгновение: как же так? (Сол.); Однако это меня не утешило нисколько: мысль, раз она пришла в голову, далеко не уйдёт и, когда надо, непременно вернётся, а глухарь улетел, и лицо этого дня, который таким никогда не вернётся, определилось: я прозевал глухаря (Пришв.); А в келье было уже не так темно, как в первую минуту, когда погасла коптилка и сломалась спичка: смутно стали видны контуры лежанки, подушки на кровати и кадка с водой: то полукруглые окошки, чудесно посветлев, лили в келью снежный, лунный, грустный свет глубокой зимы (Берг.)".

Обычно в этих случаях, чтобы избежать скопления двоеточий в предложении, одно из них заменяют знаком тире: «Массы читателей» не существует, даже если книга выходит массовым тиражом: читатели читают по-разному - бывают книги, в которых одно доступно всем, другое только некоторым (Эр.); Есть в этой книге одна особенность - сразу чувствуешь, что она написана живописцем: читатель видит пейзажи, сцены, людей (Эр.); Командование уверенно поручало Воробьёву самые ответственные боевые дела: за короткий срок стало очевидным - этот лейтенант, кажущийся еще подростком, совсем недавно выпущенный из училища, стал волевым, находчивым и, главное, достаточно опытным командиром; Я слушал его внимательно: помню старое правило - лучше всё выслушать до конца, а потом только ставить вопросы или возражать.

"См.: Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М., 1955. С. 171; Лапотько А.Г., Попова З.Д. Тире и двоеточие в их отношении друг к другу в многокомпонентных конструкциях // Современная русская пунктуация. М., 1979. (Многие примеры в разделе заимствованы из этих источников.)

§ 45. Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части в сложноподчиненном предложении) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т.д. (см. условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении, § 44). Ср. попарно приводимые предложения:

Выйти невозможно: на улице проливной дождь (основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина). - На улице проливной дождь - выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания);

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). - Молодёжь ушла - на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

При равноправных смысловых отношениях между обеими частями они имеют значение сопоставления, противопоставления и т.д.

1. Тире ставится в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, если во второй из них содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая - вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой - изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу - зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева

Оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились - лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок

Ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М.Г.); Дунул ветер - всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М.Г.); Метелица был уже совсем близко от костра - вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице - человека не встретишь (Ш.); Не успело солнце пригреть землю - загудело всё небо

(Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].

2. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но

или а): Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему - он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет - не умеет взять иголку; ее бранят - она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц - он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс

Пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина - молчат; стучу - молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу - нет зверя (Л.); Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать - ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав - они усугубляют свои; народ умирает с голоду - они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов - он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу - такого со мной не было (Л.Т.); Косили версту - выкосили грош (М.Г.); Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле (М.Г.); Брался Пика за шитво - нитки путались и рвались; садился в шашки играть - проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья - в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли - последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта - это шёл строитель (Горб.); Он гость - я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат - нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его - раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку - свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают - трусливые погибают (посл.); Лето припасает - зима поедает (посл.); Была не была - пойду; Стучи не стучи - не отворят; Плачь не плачь - потерянного не воротишь; Умру - не скажу.

3. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие, результат, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т.п.): Я умираю - мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый

куст - вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно - он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в летники пошёл - пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры - они вспыхнули (Поп.); Наше жильё - нам и беречь; Ставят самовар в сенцах - запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули - можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян - ломайте дверь.

Примечания: 1. Если значение следствия интонационно не подчеркивается, то вместо тире ставится запятая: ...Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Человек не иголка, найдём (Ч.).

2. В произведениях писателей-классиков вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие: Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец (П.); Мы ехали сзади: никто не видел (Л.); Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно (Т.); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен (Дост.).

4. Тире ставится, если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале пер вой части можно добавить союз когда): Победим - каменный дом построишь (А.Т.); Ехал сюда

Рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно - эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой - все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле - все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд - все двигались вперёд; покажет назад - все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут - руками не машут (посл.).

5. Тире ставится, если первая часть бессоюзного сложного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале пер вой части можно добавить союз если): Будет дождик - будут и грибки; будут грибки - будет и кузов (П.); Пройдёт молодец - приосанится, пройдёт девица - пригорюнится, а пройдут гусляры - споют песенку (Л.) - совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет - скажите Павлу или Татьяне (Т.); Придумано - сделано (Т.); Пропади ты совсем - плакать о тебе мы не будем (Ч.); ...

Случится грех - не проси милости (Ч.); На глаз поверишь - криво отмеришь (М.Г.); Не будут отдавать - выкради!(М.Г.);

Меньше знаешь - крепче спишь (М.Г.); Ругаться будут - не бойся (Гл.); Нравится рисовать - рисуй на здоровье, никто не запрещает

(Пан.); Приказано - повезёшь (А.Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём - полезай в кузов; Любишь кататься - люби и саночки возить; Упустишь огонь - не потушишь; Взялся за гуж - не говори, что не дюж; Волков бояться - в лес не ходить; Пожалеешь лычка - отдашь ремешок; Глубже пахать - больше хлеба видать; Смерти бояться - на свете не жить и др.

Примечание. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения этого типа начинается частицей так, то после первой части со значением условия вместо тире ставится запятая: Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (П.); Смотреть, так выйдешь из терпенья! (Кр.); Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь (Остр.).

6. Тире ставится, если во второй части бессоюзного сложного предложения содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно

или будто): ...Посмотрит - рублём подарит (Н.).

7. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения (нередко - неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта (ср. § 44, п. 3): Овца же говорит - она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается - надо убежать (М.Г.); ...Слышит - за кустами бузины девушка хо хочет (М.Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось - раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали - мед ведь человека задрал (Арб.); Слышу - опять стонет (Пауст.); Движение приостановлено, будем надеяться - ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось - мышь; Но вижу - не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали - будут встречать; Они знали - будет буря; Отстань, не видишь - я занят.

8. Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ - так его воспи-

тал фронт (Вор.); Идти вперёд или погибнуть - так стоял вопрос перед партизанским отрядом; Кривые улицы, маленькие деревянные дома - такой была значительная часть Москвы в начале XX века.

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире: Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, - так дальше продолжаться не может

(газ.) (см. § 46, п. 2).

9. Тире ставится, если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа - дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души - вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально - это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода

Это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать - это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались - эта мысль ошеломила обоих (Гран.) 1 .

Примечание. Часто при наличии перед присоединительным предложением слова это между обеими частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая и

тире (см. § 46, п. 1).

Запятая и тире могут ставиться также перед присоединительным предложением, содержащим дополнительное замечание: Посёлок Первомайский был самым старым шахтёрским посёлком в этом районе, - от него, собственно, и начался город (Ф.).

§ 46. Запятая и тире в бессоюзном сложном предложении

Действующими правилами предусмотрено употребление запятой и тире в качестве единого знака препинания в трех случаях: 1) перед главной частью сложноподчиненного предложения, которому предшествует ряд однородных придаточных, для подчеркивания распадения едино-

"См.: Иванчикова Е.Л. О развитии синтаксиса русского языка в советскую эпоху // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

го целого на две части; 2) перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним дальнейшую часть того же предложения; 3) в периоде для указания перехода от повышения к понижению1 .

Однако на практике постановка запятой и тире в качестве единого знака препинания не ограничивается этими случаями (некоторые

присоединительным предложением, начинающимся местоименным словом это: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, - это неоспоримо (М.Г.); Эдгар По считается отличным мастером формы, оригинальным художником, - это бесспорно (М.Г.); Культурный человек создаётся медленно, с великим трудом, - об этом убедительно говорит нам вся тяжёлая история...

культуры (М.Г.); Если вам писать противно, скучно, не пишите, - это всё равно получится скверно, фальшиво (А.Т.); В такую пору надо говорить грубо и прямо, - это умнее и честнее перед нашими детьми (Леон.); Широкий подъезд был совершенно пуст, - это показалось мне странным (Кав.); Они не только не хотят его отъезда, но, на против, очень огорчились бы разлукой с ним, - это совершенно очевидно; Некоторые считают, что для того, чтобы стать хорошим певцом, достаточно обладать природными данными, - это роковая ошибка; Он говорил о какой-то тайне, - это было дурным предзнаменованием для меня.

То же перед словом вот: Бросится женщина в омут головой от любви, - вот актриса (Остр.).

2. Запятая и тире ставятся между двумя частями бессоюзного сложного предложения, из которых вторая носит присоединительный характер с различными дополнительными оттенками значения (пояснительными, временными, условноследственными и др.); нередко эта часть начинается местоименными словами тот, так, та кой и т.п.3 : Но дай-ка мы выедем в поле с тобою, - ты скоро бы пить запросил у меня (Тв.); Ситанов относится ко мне дружески, - этим я обязан моей толстой тетради, в которой записаны стихи (М.Г.); Нижняя доска обмазыва-

"См.: Правила русской орфографии и пунктуации. М., 1956. С. 102 - 103. 2 См.: Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. С. 343 - 351.

3 См.: Гришко Ф.Т. Наблюдения над употреблением сложного знака «запятая - тире» // Рус. язык в школе. 1971. № 6 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

лась коровьим навозом и три раза поливалась водой на морозе, - после этого она делалась как зеркало (А.Т.); Она сидела неподалёку на скамье под покосившимся деревянным грибом, - такие делают в лагерях для часовых (Пауст.); Значит, то был не Родион, - тот из любой бездны откликнулся бы ей (Леон.); Все предметы вокруг были отчётливы и преувеличенно реальны, - так бывает, когда не спишь всю ночь (Ш.).

3. Запятая и тире ставятся для обозначения «перелома» первоначальной конструкции, для указания, «с одной стороны, на расчлененность предложения, а с другой - на то, что та его часть, которая следует за этим знаком препинания, делает структурный поворот от предшествующей части под некоторым, большим или меньшим, «углом»": Комната наполнилась шумом отодвигаемых стульев, в углу вспыхнул огонёк спички, осветив кисть руки с длинными пальцами, испуганной курицей заклохтала какая-то барышня, - Самгину было приятно смятение, вызванное его словами (М.Г.); Марья села на траву, положила голову Мишки к себе на колени, - у него голова висела, до того был худ (А.Т.); Мне, по крайней мере, известно, что в Краснодоне остались Володя Осьмухин и Толя Орлов, - разве они будут сидеть сложа руки? (Ф.); Эта солидно обставленная длинная комната, обшитая дубовыми панелями, такая спокойная, приветливая, комната, где прошло больше половины его рабочей жизни, - почему он забыл о ней?; С ним постоянно происходит что-нибудь необыкновенное: то он попадает в уличную аварию, то чуть не тонет в мелкой речке, то почти умирает от сердечного припадка, - что именно неважно; Я ничем не мог помочь ему,

Для чего же было приходить?; Мне казалось, что я всё уже понял, знаю,

Ничего подобного!; Как бы там ни было, он не устоял перед соблазном,

Кто из нас без греха?

Ср. также бессоюзные сложные предложения, в которых между частями возможна постановка двоеточия: К этому чувству присоединялась тоскливая зависть, - (:) как хорошо было бы обладать грубой дерзостью Кутузова, говорить в лицо людей то, что думаешь о них (М.Г.); Он было застонал, но уже гораздо легче, чем в первый раз, и вскоре натура взяла своё, - (:) назавтра же пошёл он как ни в чём не бывало гулять и стал выезжать в театры (Тын.); Послушайся моего совета, совета старого друга, - (:) не ходи туда.

1 Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. С. 347 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

Знаки препинания в периоде

В периоде (как правило, многочленном сложном предложении, в интонационном отношении распадающемся на две части - повышение и понижение) обычно ставятся запятая и тире между частями и запятая или точка с запятой внутри частей (членов) периода. Возможны следующие случаи:

1. Период, в котором между повышением и понижением стоят

запятая и тире, а между его членами - точка с запятой:

Как ни тяжело было княжне Марье выйти из этого мира уединённого созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали её участия, и она невольно отдалась им (Л.Т.);

Степи, которым нет конца, где всё раздалось в ширину и беспредельную равнину, где человек встречается как будто для того, чтобы собою увеличить ещё более окружающее пространство; степи, шумящие травою, почти равняющеюся ростом с деревьями; степи, где пасутся табуны и стада, которых от века никто не считал и владельцы не знают настоящего количества, - эти степи увидели среди себя Чингис-хана, давшего обет перед толпами узкоглазых, плосколицых, широкоплечих, малорослых монголов завоевать мир (Г.).

2. Период, в котором между повышением и понижением стоят

запятая и тире, а между его членами - запятые:

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе (Л.Т.).

3. Период, в котором как между повышением и понижением, так и между его членами стоят запятые:

Я был так весел и горд весь этот день, я так живо сохранял на моём лице ощущение Зинаидиных поцелуев, я с таким содроганием восторга вспоминал каждое её слово, я так лелеял своё неожиданное счастье, что мне становилось даже страшно, не хотелось даже увидеть её, виновницу этих новых ощущений (Т.);

Как ни хотелось моему отцу исполнить обещание, данное матери, горячо им любимой, как ни хотелось ему в Багрово, в свой дом, в своё хозяйство, в свой деревенский образ жизни, к деревенским своим занятиям и удовольствиям, но мысль ослушаться Прасковьи Ивановны не входила ему в голову (Акс.).

Как показывают последние два примера, на стыке повышения и понижения ставится запятая в том случае, когда понижение начинается союзом (подчинительным или сочинительным).

Перед второй частью сложного союза если...то могут ставиться

запятая и тире: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись <...>, - то, значит, есть в берёзах движение, и нечего портить берёзу (Пришв.).

Знаки препинания при прямой речи

1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич... с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это»

Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:

Никита, поклонясь в землю, сказал:

Прости, батюшка (М.Г.).

В бессоюзном сложном предложении тире между частями обычно ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания (соответствующая иногда главной части сложноподчиненного предложения) содержится во второй части сложного предложения, а первая часть (соответствующая придаточной части) имеет подчиненное по смыслу значение, указывая время или условие совершения действия, о котором идет речь во второй части, иногда причину, уступку и т. д. [Условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении см. § 44 ,]

Ср.: Выйти невозможно: на улице проливной дождь — основное содержание заключено в первой части, во второй указывается причина; На улице проливной дождь — выйти невозможно — причина указывается в первой части, во второй приводится следствие, вывод, что составляет основу высказывания;

Молодёжь ушла: на вечере стало скучно — ‘ушла, потому: что стало скучно’; Молодёжь ушла — на вечере стало скучно — ‘ушла, поэтому стало скучно’.

При равноправных смысловых отношениях между частями предложения они имеют значение сопоставления, противопоставления и т. д.

1. В бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, перед второй частью ставится тире , если в ней содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий: Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.); Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Кр.); Иван Иванович подошёл к воротам, загремел щеколдой — изнутри поднялся собачий лай (Г.); Дайте ему только нож да пустите его на большую дорогу — зарежет, за копейку зарежет (Г.); Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся, оно нежится (Т.); Вдруг мужики с топорами явились — лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок — ружьё дало осечку (Ч.); Упадёт луч солнца на траву — вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (М. Г.); Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило и засмеялось (М. Г.); Метелица был уже совсем близко от костра — вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Ф.); В полдень пройти по мёртвой улице — человека не встретишь (Ш); Не успело солнце пригреть землю — загудело всё небо (Буб.) [ср. с союзным предложением: Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром (П.)].

2. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире, если в ней выражено противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ): Служить бы рад — прислуживаться тошно (Гр.); Чин следовал ему — он службу вдруг оставил (Гр.); Шить сядет — не умеет взять иголку; её бранят — она себе молчит (П.); Прошла неделя, месяц — он к себе домой не возвращался (П.); Я хвать за пояс — пистолета нет (Л.); Я стал звать хозяина — молчат; стучу — молчат (Л.); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу — нет зверя (Л.); Дуб держится — к земле тростиночка припала (Кр.); Он мучительно провёл глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать — ноги не повиновались (Гонч.); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав — они усугубляют свои; народ умирает с голоду — они сыты; народ вооружается и идёт громить врагов — он выгодно поставляет сукна, провиант (Герц.); Шестнадцать лет служу — такого со мной не было (Л. Т.); Косили версту — выкосили грош (М. Г.); Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле (М. Г.); Брался Пика за шитво — нитки путались и рвались; садился в шашки играть — проигрывал (Ф.); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Пауст.); Не сумку у Мишки украли — последнюю надежду похитили (Нев.); Это не усталый, больной солдат шёл с фронта — это шёл строитель (Горб.); Он гость — я хозяин (Багр.); Бой не нашею волей начат — нашей славой закончим его (Ас.); Не раны, не больное лёгкое мучило его — раздражало сознание ненужности (Павл.); Я за свечку — свечка в печку (Чук.); Смелые побеждают — трусливые погибают (Посл.); Лето припасает — зима поедает (Посл.); Была не была — пойду; Стучи не стучи — не отворят; Плачь не плачь — потерянного не воротишь; Умру — не скажу.

3. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в ней содержится следствие, результат либо вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда и т. п.): Я умираю — мне не к чему лгать (Т.); Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи (Т.); Не было никакой возможности уйти незаметно — он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород (Ф.); Я бы в лётчики пошёл — пусть меня научат (М.); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажёг шнуры — они вспыхнули (Пап.); Наше жильё — нам и беречь; Ставят самовар в сенцах — запах дыма разносится вокруг; За ночь все отдохнули — можно снова приниматься за прерванную работу; Ключ потерян — ломайте дверь.

Примечания: 1. Если значение следствия интонационно не подчеркивается, то вместо тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая : …Я допрошу его осторожно, он и не заметит (Ч.); Человек не иголка, найдём (Ч.).

2. В произведениях писателей-классиков вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие : Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец (П.); Мы ехали сзади: никто не видел (Л.); Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно (Т.); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности: он стал недоверчив, желчен (Дост.).

4. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ): Победим — каменный дом построишь (А. Т.); Ехал сюда — рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно — эту рожь люди едят (Пришв.); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнёт рукой вперёд — все двигались вперёд; покажет назад — все медленно пятились назад (Кат.); Пашню пашут — руками не машут (Посл.).

5. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в первой части обозначается условие совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если ): Будет дождик — будут и грибки; будут грибки — будет и кузов (П.); Пройдёт молодец — приосанится, пройдёт девица — пригорюнится, а пройдут гусляры — споют песенку (Л.) — совмещаются значения условия и времени; Что нужно будет — скажите Павлу или Татьяне (Т.); Придумано — сделано (Т.); Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем (Ч.); …Случится грех — не проси милости (Ч.); На глаз поверишь — криво отмеришь (М. Г.); Не будут отдавать — выкради! (М. Г.); …Меньше знаешь — крепче спишь (М. Г.); Ругаться будут — не бойся (Гл.); Нравится рисовать — рисуй на здоровье, никто не запрещает (Пан.); Приказано — повезёшь (А. Т.). Ср. в пословицах: Назвался груздём — полезай в кузов; Любишь кататься — люби и саночки возить; Упустишь огонь — не потушишь; Взялся за гуж — не говори, что не дюж; Волков бояться — в лес не ходить; Пожалеешь лычка — отдашь ремешок; Глубже пахать — больше хлеба видать; Смерти бояться — на свете не жить и др.

Примечание. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения этого типа начинается частицей так, то после первой части со значением условия вместо тире ставится запятая : Всякому давать на водку, так самому скоро придётся голодать (П.); Смотреть, так выйдешь из терпенья! (Кр.); Всё к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадёшь (Остр.).

6. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если в ней содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союз словно или будто ): …Посмотрит — рублём подарит (Н.).

7. Перед второй частью бессоюзного сложного предложения ставится тире , если она (нередко — неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта: Овца же говорит — она всю ночь спала (Кр.); Иногда мне думается — надо убежать (М. Г.); …Слышит — за кустами бузины девушка хохочет (М. Г.); Тишина была такой полной и угрюмой, а небо таким душным, что мальчику казалось — раздайся хоть один только резкий звук, и в природе произойдёт что-то страшное (Кат.); Вчера на соседнем зимовье рассказывали — медведь человека задрал (Арб.); Слышу — опять стонет (Пауст.); Движение приостановлено, будем надеяться — ненадолго; Кто-то скребётся, мне показалось — мышь; Но вижу — не слушает она меня; Пишут, чтобы мы обязательно приезжали — будут встречать; Они знали — будет буря; Отстань, не видишь — я занят. [Ср. § 44, п. 3. ]

8. Тире ставится перед местоименными словами так, такой, таков, начинающими собой присоединительное предложение, входящее в состав бессоюзного сложного предложения: Приказ есть приказ — так его воспитал фронт (Вор.); Кривые улицы, маленькие деревянные дома — такой была значительная часть Москвы в начале XX века. Идти вперёд или погибнуть — таков был выбор у партизанского отряда;

В этих предложениях выражены суждения, субъект которых назван в первой части, а предикат образует вторую часть. Если логические отношения между обеими частями носят другой характер, то между ними ставятся запятая и тире : Загрязнение окружающей среды угрожает жизни на Земле, — так дальше продолжаться не может (Газ.). [См. § 46, п. 2. ]

9. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение, перед ней ставится тире (возможно вставить слово это, которое иногда имеется в самом предложении): На стене ни одного образа — дурной знак (Л.); Души у вас нет, у вас самолюбие вместо души — вот что я вам скажу (Аж.); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально — это бросалось Клебе в глаза (Фед.); Идёт большая вода — это всего интереснее (Горб.); Он всегда любил поболтать — это было мне отлично известно (Кав.); Они расстанутся, они уже расстались — эта мысль ошеломила обоих (Гран.) .

Примечание. Часто при наличии перед присоединительным предложением слова это между частями бессоюзного сложного предложения ставятся запятая и тире: Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских, — это неоспоримо (М. Г.). [См. § 46, п. 1. ]

Запятая и тире могут ставиться также перед присоединительным предложением, содержащим дополнительное замечание: Посёлок Первомайский был самым старым шахтёрским посёлком в этом районе, — от него, собственно, и начался город (Ф.).

См.: Иванчикова Е. А: О развитии синтаксиса русского языка в советскую эпоху // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966 (оттуда заимствованы и некоторые примеры).

Тире в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий (между обеими частями можно вставить союз и ), например: Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай (Гоголь); Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок ружье дало осечку (Чехов); Упадет луч солнца на траву (Горький); Метелица был уже совсем близко от костра вдруг конское ржанье раздалось во тьме (Фадеев); Еще выстрел кучер выронил вожжи и тихо сполз под колеса (Шукшин);

2) если во второй части выражается противопоставление по отношению к содержанию первой части (между частями можно вставить союз но или а ), например: Прошла неделя, месяц он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу нет зверя (Лермонтов); Он мучительно провел глазами по потолку, хотел сойти с места, бежать ноги не повиновались (Гончаров); В то время вы уже встречаете во Франции класс людей, который при общей потере приобретает: дворянство лишается прав они усугубляют свои; народ умирает с голоду они сыты, народ вооружается и идет громить врагов они выгодно поставляют сукна, провиант (Герцен); На дворе палил летний зной в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина (Бунин); В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья в них оживает и домашний мир вещей и игрушек (Паустовский); Не сумку у Мишки украли последнюю надежду похитили (Неверов); Смелые побеждают трусливые погибают (пословица);

3) если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить слова поэтому, тогда ), например: Я умираю мне не к чему лгать (Тургенев); Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород (Фадеев); Достав из кармана одновременно и спички, и зажигалку, Крайнев зажег шнуры они вспыхнули (Попов).

Примечание. В произведениях писателей-классиков, изредка и в современной художественной литературе, вместо тире в рассматриваемом случае встречается двоеточие, например: Делать было нечего : Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец... (Пушкин); Мы ехали сзади : никто не видал (Лермонтов); Мелкий дождь сеет с утра : выйти невозможно (Тургенев);Володина лошадь хромала : папа велел оседлать для него охотничью (Л. Толстой); Заботы, огорчения, неудачи измучили бедного батюшку до крайности : он стал недоверчив, желчен... (Достоевский).

4) если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз когда ), например: Ехал сюда рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно эту рожь люди едят (Пришвин); Обветренное лицо горит, а закроешь глаза вся земля так и поплывёт под ногами (Бунин); Впереди пробирался старшой, подавал команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед все двигались вперед; покажет назад все медленно пятились назад (Катаев); Красивый парень. Сбрей ему сейчас бородку, надень костюмчик учитель (Шукшин); Пашню пашут руками не машут (пословица);

5) если первая часть обозначает услови е совершения действия, о котором говорится во второй части (в начале первой части можно добавить союз если,когда в значении «если», например: Будет дождик будут и грибки; будут грибки будет и кузов (Пушкин); Что нужно будет скажите Павлу или Татьяне (Тургенев); Пропади ты совсем плакать о тебе не будем (Чехов); Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом (Горький); Ругаться будут не бойся (Гладков); Нравится рисовать рисуй на здоровье, никто не запрещает (В. Панова). Ср. пословицы: Назвался груздем полезай в кузов; Любишь кататься люби и саночки возить; Упустишь огонь не потушишь; Взялся за гуж не говори, что не дюж; Волков бояться в лес не ходить; Лес рубят щепки летят; Пожалеешь лычка отдашь ремешок; Смерти бояться на свете не жить и др.;

6) если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно добавить союзы словно, будто ), например: Молвит слово соловей поет (Лермонтов);

7) если вторая часть (нередко неполное предложение) имеет изъяснительное значение (перед ней можно вставить союз что ), причем в первой части не содержится интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта, например: Кто-то скребется, мне показалось мышь; Ты позвони в квартиру, бабушка спросит кто, назовись;

8) если вторая часть представляет собой присоединительное предложение и перед ним можно вставить слово это, которое может быть в самом предложении, например: На стене ни одного образа дурной знак (Лермонтов); Инга была возбуждена, Левшин наблюдал за ней слишком пристально это бросилось Клебе в глаза (Федин); Идет большая вода это всего интереснее (Горбатов).

Вторая часть может начинаться местоименными словами так, такой, таков, например: Приказ есть приказ так его воспитал фронт (Воробьев); Кривые улицы, маленькие деревянные дома такой была Москва в начале века.

Примечание. Для разграничения случаев постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях можно исходить из следующего общего положения: если основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) заключена в первой части, а во второй (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится пояснение, раскрытие содержания первой части, изложение какого-либо факта, указание на причину, то между частями ставится двоеточие; если же наоборот, основная часть высказывания заключена во второй части, а первая имеет подчиненное по смыслу значение (указывает время, условие и т.д.), то между частями ставится тире. Ср.: Выйти невозможно : на улице проливной дождь (основное высказывание содержится в первой части, во второй указывается причина). – На улице проливной дождь выйти невозможно (причина указывается в первой части, во второй следствие, вывод, что составляет основу высказывания). Ср. также при сохранении того же порядка частей бессоюзного сложного предложения: Молодежь ушла : на вечере стало скучно (ушла, потому что стало скучно). Молодежь ушла на вечере стало скучно (ушла, поэтому стало скучно).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Объясните, почему поставлено двоеточие в БСП.

а) В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела (К.Паустовский).

б) Взглянул на часы: они показывали начало восьмого (Фад.)

в) Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки (В.Жуковский).

г) Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом (А.Толстой).

д) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить ? (Чехов)

е) Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Гр.).

2. Объясните постановку тире в БСП

а) Вдруг дверь каморки быстро распахнулась – вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы (Тургенев); Игнат спустил курок – ружьё дало осечку (Чехов).

б) Прошла неделя, месяц – он к себе домой не возвращался (Пушкин); До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя (Лермонтов)

в) Выпал снег – в центре города начались автомобильные пробки. Я умираю – мне к чему лгать . Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор, и шмыгнул в огород.

г) Ехал сюда – рожь начинала желтеть. Теперь уезжаю обратно – эту рожь люди едят (Пришвин); Победим – каменный дом построишь (А. Н. Толстой)

д) Будет дождик – будут и грибки. Ругаться будут – не бойся. Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает (Панова)

е) Она была в потрясающем платье – такие я видела только на фото в глянцевых журналах.

ж) Посмотрит – рублем одарит (Некр.)

з) Купила я своему псу парик – вора с инфарктом в реанимацию отвезли .

3. Сделать синтаксический разбор

Через минуту опять визг и смех: пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

Просмотров