Городская реформа Александра II. Городская реформа в России (1870) Суть городской реформы 1870 года кратко

Вскоре после принятия Положения о губернских и уездных земских учреждениях было утверждено Городовое положение (16 июня 1870 г.) , которое вводило внесословную систему самоуправления в городах.

Подготовка Городового положения сопровождалась теми же серьезными разногласиями, что и Положения 1864 г. Министерство внутренних дел как главный разработчик городской реформы стояло на позициях общественной теории самоуправления, полагая, что эффективным может быть только обособленное от государства городское самоуправление. В свою очередь, Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, также участвовавшее в подготовке реформы, рассматривало городское самоуправление по-иному: как часть системы государственного устройства, в связи с чем полагало необходимым не только разграничить компетенцию городского самоуправления и государственной администрации, но и установить между ними взаимосвязь. Вместе с тем анализ накопленного опыта работы земств и новейшие достижения муниципальной науки, в частности получавшая все большее распространение государственная теория самоуправления, позволили преодолеть наиболее острые противоречия в заявленных подходах, четче и определеннее "прописать" правовой статус городского самоуправления по сравнению с земствами. В частности, городское самоуправление было наделено организационной и финансовой самостоятельностью в решении вопросов местного значения, были закреплены гарантии его независимости: одновременно была ликвидирована мешавшая работе земств изолированность новых учреждений от существовавших правительственных и общественных организаций и установлен порядок их взаимоотношений.

Городовое положение 1870 г. предоставило городскому общественному управлению заботу о городском хозяйстве и благоустройстве, а губернатору – надзор за его деятельностью. К предметам ведения городского самоуправления были отнесены: 1) дела по устройству городского общественного управления и но городскому хозяйству на основании правил, изложенных в настоящем Положении: 2) дела по внешнему благоустройству города; 3) дела, касающиеся благосостояния городского населения, включая меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров, попечение об охране народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиненных ими убытков, попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; 4) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведование ими, участие в народном образовании, а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений; 5) представление правительству сведений и заключений но предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайство по этим предметам; 6) другие обязанности, возлагаемые законом на общественное управление.

С целью решения этих задач создавались учреждения городского общественного управления: городские избирательные собрания, дума и управа.

Все избиратели делились на три разряда (курии) и вносились в общий список в порядке убывания уплачиваемых ими прямых налогов в пользу города. Затем список делился на три разряда избирателей, каждый из которых платил одну третью общей суммы городских сборов. Права голоса лишались недоимщики, лишенные прав состояния по суду. Все разряды избирали равное число гласных, что являлось социально неравным принципом и обеспечивало преимущество крупных налогоплательщиков. Так, в Москве одного гласного выбирали восемь избирателей первого разряда, 38 – второго и 298 избирателей третьего разряда.

Распорядительные функции предоставлялись городской думе, которая объявлялась органом, представляющим собой все городское общество (ст. 54). За ней признавалось право входить в обсуждение дел, касающихся всего городского общества, и действовать его именем во всех случаях, когда закон требует по этим делам общественного постановления или приговора. Управа же являлась исполнительным органом, на который возлагалось непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного управления. В силу ст. 72 Городового положения 1870 г. управа вела текущие дела по городскому хозяйству, изыскивала меры к его улучшению, исполняла определения думы, собирала нужные ей сведения, составляла проекты городских смет (росписей), взимала и расходовала городские сборы на установленных думой основаниях и представляла в назначенные думой сроки отчеты о своей деятельности и состоянии подведомственных ей частей. Характерно, что такие отчеты вместе с заключением по ним думы должны были публиковаться для всеобщего сведения.

Члены управы избирались думой (ст. 82) и не нуждались в утверждении администрацией, они отстранялись от должности и передавались суду постановлением думы. Городской голова также избирался думой, но утверждался в должности в зависимости от ранга города губернатором либо министром внутренних дел. Городской голова не только возглавлял городскую управу, но и являлся председателем городской думы. Дума же избирала членов торговой депутации, а также председателя и членов комиссии для оценки недвижимых имуществ, если такие органы были в городе.

Городовое положение 1870 г. установило четырехлетний срок службы городского головы и членов городской управы. При этом предусматривалась ротация состава управы: он должен был обновляться на половину каждые два года.

Городские, как и земские, органы местного самоуправления не были напрямую включены в систему государственных учреждений и не состояли в подчинении местных правительственных чиновников. Однако государственный аппарат в лице министра внутренних дел и губернаторов имел определенные полномочия по контролю и влиянию на их деятельность.

Во-первых, Городовое положение 1870 г. предусматривало создание в каждой губернии под председательством губернатора губернского по городским делам присутствия, в полномочия которого входило рассмотрение дел о незаконности определений городского общественного управления, возбуждаемых в том числе по собственному усмотрению губернатора (ст. 11). Решения в Присутствии принимались простым большинством голосов и приводились к исполнению немедленно, если в них не было установлено иное (ст. 152). Во-вторых, перед Присутствием губернатор мог поставить вопрос не только о незаконности решений органов самоуправления, но и о противозаконности действий соответствующих должностных лиц, что могло влечь за собой их отстранение от занимаемой должности. Так, например, в 1874 г. эта мера была применена в отношении уфимского городского головы П. В. Попова. В-третьих, губернатор имел возможность приостановить исполнение определения городской думы, переданного па обсуждение Присутствия, на срок не более одного месяца с момента получения им такого определения. В-четвертых, ряд постановлений городского общественного управления подлежали обязательному утверждению губернатором или министром внутренних дел. Это, в частности, определения городской думы: 1) об отдаче впервые участков земли в чье- либо исключительное пользование и об обустройстве на таких участках сооружений, стесняющих проход или проезд (ст. 122); 2) о назначении и размере платы за проход и проезд по сооружениям, созданным за городской счет для сообщения внутри города, а также за стоянку судов в пределах вод, относящихся к городским землям (ст. 123); 3) о займах, поручительствах или гарантиях от имени города, в тех случаях, когда сумма лежащих на городе обязательств превышает в общей совокупности сумму городских доходов за два последних года. Кроме того, принятие городской думой решений по всем вопросам в сфере благоустройства города требовало согласия начальника местного полицейского управления, при отсутствии которого вопрос выносился на рассмотрение губернского по городским делам присутствия. В-пятых, губернаторы наделялись полномочиями по контролю за надлежащим исполнением городским общественным управлением тех повинностей, которые были установлены законом как обязательные для города (ст. 12). Если выяснялось, что городское общественное управление не приняло необходимых распоряжений для исполнения такого рода обязанностей, губернатор сначала "напоминал" о них, а затем – при безуспешности такой меры и по согласованию с губернским по городским делам присутствием – приступал к "непосредственным исполнительным распоряжениям за счет города" с одновременным уведомлением об этом министра внутренних дел.

Государственный контроль за городским самоуправлением данного периода характеризовался как негативными, так и позитивными проявлениями. Вместе с тем при оценке формально- юридических аспектов государственно-контрольного механизма нельзя не признать, что при относительной широте контрольных возможностей губернских и правительственных органов Городо- вое положение 1870 г. в целом ориентировано на то, чтобы создавать действенные правовые противовесы против злоупотреблений административной властью. Среди них можно назвать: а) создание специализированного коллегиального межведомственного органа (губернского по городским делам присутствия), призванного в квазиюрисдикционной процедуре решать все спорные вопросы, связанные с законностью деятельности городского общественного управления; б) исключение возможности привлечения городского общественного управления к ответственности за существо своих хозяйственных распоряжений; в) исключение прямой возможности губернаторского контроля за целесообразностью городской деятельности; г) наконец, признание за городским самоуправлением права обращаться за судебной защитой в Правительствующий Сенат (по первому департаменту) (ст. 8). Последний, как свидетельствует практика, нередко принимал решения в пользу самоуправления. Так, в одном из своих решений, Сенат прямо постановил, что городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти, по указанию ст. 5 Городского положения, действует самостоятельно, и губернатору предоставлено лишь в случае отступления со стороны общественного управления от постановлений закона передавать распоряжения его на рассмотрения губернского присутствия . На основе этого Сенат констатировал, что, отдавая участок земли во владение частного лица, городская дума не вышла из пределов предоставленной ей по закону власти и что вопрос о том, насколько это распоряжение думы было выгодно для города, подлежит окончательному разрешению ей самой, а потому входить в рассмотрение этого распоряжения не представлялось никакого законного основания. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в исторической ретроспективе сенатская практика по данным вопросам не была однородной и с 80-х г. IX в. в ней существенно усилилась позиция защиты государственного интереса.

  • ПСЗ. Собр. 2. Т. XLV. № 48498.
  • См.: Мыш М. И. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. Издание восьмое, испр. и доп. СПб.: Типография Н. А. Лебедева, 1888. С. 14.

Решающее значение для развития страны и выхода из политического кризиса во второй половине XIX века имели реформы 60-70-х годов, организатором которых был император Александр II. Разумеется, что главной из этих реформ была отмена крепостного права. Однако важное значение в повороте России на пути к индустриализации имели и другие буржуазно-либеральные реформы. В числе земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года, первая стала основой для второй.

Земская реформа ввела новые органы местного самоуправления - уездные и городские земства, которые состояли из выборных представителей всех сословий. Распорядительными органами были уездные и губернские собрания, а исполнительными были соответственно уездные и губернские управы. Избирательное право обуславливалось исключительно имущественным цензом. И хотя круг вопросов, которые решали земства, был ограничен хозяйственными делами, за пределы которого они не могли выходить, деятельность земств способствовала индустриальному развитию страны. Работа в земствах помогала формированию гражданского сознания. Их служащие оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревнях, строении школ, больниц, дорог, поднятию местной промышленности.

Городская реформа закрепляла систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу. Думу и управу возглавлял городской голова. Избирательная система очень напоминала избирательную земскую систему - имущественный ценз, курии и так далее. Органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и политических учреждений. Однако создание новых органов способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогло торгово-промышленному развитию русских городов.

Как результат реформ осуществилось реформация русского общества, основная масса населения приобщилась к гражданской жизни. Была заложена основа для новой русской политической культуры, характерной для того времени. Проведенные реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых государств. Они значительно продвинули Россию на пути экономического и политического развития. Но даже после них, Россия оставалась самодержавной абсолютной монархией. Реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствии с потребностями второй половины XIX века, мобилизовав всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества.


Заключение

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган - думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы - гласных - было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской - 180, Петербургской - 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.



Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц.Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).


Список используемой литературы

1. Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - 432 с.

2. Курскова, Г.Ю. История отечественного государства и права / Г.Ю. Курскова. - М.: юнити-Дана, 2012. - 648 с.

3. Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - 682 с.

4. Рассолов, М.М. История отечественного государства и права / М.М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2012. - 800 с.

5. 988 с.


Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 321

Курскова, Г.Ю. История отечественного государства и права / Г.Ю. Курскова. - М.: юнити-Дана, 2012. - С. 312

Рассолов, М.М. История отечественного государства и права / М.М. Рассолов. - М.: Юрайт, 2012. - С. 402

Чистяков, О.И. История отечественного государства и права / О.И. Чистякова. - М.: Юрайт, 2012. -
С. 506

Исаев, И.А. История отечественного государства и права / И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2014. - С. 187

Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 325

Чистяков, О.И. История отечественного государства и права / О.И. Чистякова. - М.: Юрайт, 2012. -
С. 513

Лаптева, Л.Е. История отечественного государства и права / Л.Е. Лаптева. - М.: Юрайт, 2013. - С. 328

ГОРОДСКАЯ УПРАВА,

1) в России исполнительный орган городской думы. Учреждён Городовым положением 1870 года. Члены городской управы избирались городской думой из числа её гласных; с 1892 утверждались губернаторами (градоначальниками). Как и городская дума, городская управа возглавлялась городским головой. Число членов управ определяли сами городские думы (в Санкт-Петербурге и Москве - 8-11 человек), оно не должно было быть меньше трёх (включая городского голову). В 1892 максимальное число членов управ ограничено (в крупных городах - не более 4, в Санкт-Петербурге и Москве - не более 6 гласных). Первоначально городская управа была подотчётна только городской думе (ежегодные отчёты и сметы управ поступали к губернатору, контролировавшему законность деятельности управ, «для сведения»), фактически оказалась бесконтрольной, что вело к злоупотреблениям должностных лиц, состоявших в подчинении городской управы. В 1892 деятельность городской управы подчинена надзору губернатора (градоначальника); он стал утверждать инструкции, которыми городская дума определяла направления деятельности городской управы. Между членами городской управы существовала специализация по отраслям хозяйства (торговля, финансы, медицина, образование и пр.), в крупных городах члены управы возглавляли отраслевые отделения с многочисленным штатом городских служащих (в Москве в начале 20 века - около 22 тысяч человек). Часть дел решались членами управы коллегиально.

После Февральской революции 1917 число членов городской управы увеличилось (в Петрограде - до 22 человек), большинство мест в управах заняли эсеры. При городских управах созданы многочисленные исполнительные комиссии (в Петрограде -20 комиссий), однако наладить работу новые учреждения не смогли. После Октябрьской революции 1917 стали упраздняться, перестали существовать с окончанием Гражданской войны 1917-22.

2) В Российской Федерации в отдельных городских поселениях (например, в городе Калуга) наименование местной администрации - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, наделённого полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществлению отдельных переданных законом органам местного самоуправления государственных полномочий.

Лит.: Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Л., 1984; она же. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX в. СПб., 1994; Писарькова Л. Ф. Московская городская дума, 1863-1917. М., 1998; Галкин П. В., Иванова Е. В. На городской службе: Очерки общественного самоуправления г. Коломны конца XIX - начала XX в. Коломна, 2002.

В. И. Фадеев (городские управы в Российской Федерации).

Моско́вская городска́я Ду́ма (Мосгордума, МГД) - законодательное собрание города Москвы . Статус и полномочия Мосгордумы определются Уставом города Москвы , порядок избрания - Избирательным кодексом города. В Мосгордуму VI созыва, полномочия которой действуют с 2014 по 2019 год, вошли 45 депутатов, избранных по одномандатным округам. С 1994 по 2014 год Председателем Мосгордумы был Владимир Платонов , с сентября 2014 года её возглавляет Алексей Шапошников .

История Московской городской думы восходит к Грамоте на права и выгоды городам , изданной императрицей Екатериной II в 1785 году. В соответствии с положениями Грамоты были учреждены Общая и Шестигласная думы. В 1978 году их деятельность была прекращена указом Павла I , затем возобновлена Александром I , который восстановил действие екатерининского городового положения. Во 2-й половине XIX века и начале XX века порядок выборов и деятельности городской думы определялся Положением об общественном управлении города Москвы 1962 года и Городовым положением Александра III . После Февральской революции летом 1917 года выборы состоялись в соответствии с постановлением Временного правительства. С приходом к власти большевиков 5 (18) ноября 1917 года городская дума была распущена, управление городским хозяйством перешло Совету районных дум, затем в марте 1918 года - Президиуму .

Современная история Мосгордумы началась с выборов I созыва 12 декабря 1993 года. В течении последовавших 6 созывов порядок голосования, круг обязанностей и срок полномочий думы неоднократно менялся: с 1993 по 2001 год выборы проводились по одномандатным округам ; в 2005 году 20 депутатов были избраны по партийным спискам, 15 - по одномандатным округам; в 2009 году 18 депутатов были избраны по партийным спискам, 17 - по одномандатным округам. В соответствии с изменениями избирательного кодекса от 2012 года число депутатов было увеличено до 45 человек, от голосования по партийным спискам отказались в пользу выборов по одномандатным округам. 14 сентября 2014 года состоялись выборы в Мосгордуму VI созыва сроком на 5 лет, в которой на постоянной основе работают Председатель, его заместители и некоторые главы комиитетов, а остальные депутаты собираются на однодневные заседания несколько раз в месяц .

История

Российская империя

Общая и шестигласная думы по Жалованной грамоте городам 1785 года

Первая попытка устройства городского общественного управления в Москве принадлежит Петру I . Среди его нововведений было учреждение в городе ратуши и магистрата , призванных упорядочить сбор налогов. Однако многие идеи остались на бумаге, а в рамках областной реформы 1708 года московская ратуша была реорганизована в управу. Основополагающие принципы городского управления были заложены спустя более полувека Грамотой на права и выгоды городам Российской империи (также называемой «Жалованной грамотой городам»), изданной Екатериной II 21 апреля 1785 года. Грамота состояла из манифеста и 16 разделов, содержащих 178 статей, которые утверждали правовой статус «городских обывателей » (горожан), всесословность органов власти, ведающих делами всего городского населения, и порядок их создания. В установленную систему самоуправления вошли Общая городская дума (законодательный орган власти), Шестигласная дума (исполнительно-распорядительный орган власти) и Градское общество .

К общественному управлению были допущены все горожане, входящие в один из 6 разделов городовой обывательской книги (праобраза списка избирателей). В первый раздел вносились записи о «настоящих городских обывателях» (владельцев домов и иной недвижимости в городе), второй раздел включал членов купеческих гильдий , третий - цеховых ремесленников , четвёртый - приписанных к городу иногородних или иностранных гостей (купцов), в пятый раздел входили именитые граждане (учёные, художники, музыканты, чиновники городской администрации, капиталисты и банкиры с капиталом более 50 тыс. рублей), в шестой - посадские люди . Внутри каждого разряда-курии горожане избирали гласных Общей городской думы сроком на 3 года. Независимо от числа гласных каждый разряд имел 1 голос в Думе. Гласные Общей городской думы избирали по 1 представителю каждого разряда в Шестигласную думу. Особняком стояло собиравшееся 3 раза в год Градское общество, для голосования в котором был предусмотрен возрастной (не моложе 25 лет) и имущественный ценз (не менее 50 рублей годового налога). Это обеспечивало представительство в Градском обществе обеспеченным горожанам (на практике, не беднее купца 2-й гильдии), которые избирали городского голову , старост и других представителей административно-судебной власти .

Дума ведала всем, что «потребно, выгодно и полезно» для города: следила за городским хозяйством, сбором налогов, безопасностью и благополучием горожан и благообразием Москвы. Дума была подотчётна генерал-губернатору . К нему Дума обращалась с ходатайствами о пользах и нуждах города; от него исходили предложения, на которые Дума давала «пристойные ответы»; ему она ежегодно отчитывалась о доходах и расходах. Допускались расходы на содержание магистрата и городских служащих, школ и других заведений приказа общественного призрения и прочих городских строений. Дума также могла ходатайствовать о любых полезных для города затратах. Московская Общая городская дума была торжественно открыта 15 января 1786 года в присутствии гражданского губернатора Петра Васильевича Лопухина , городского головы Семёна Дмитревича Ситникова и 78 гласных. После присяги и проведения молебна гласные провели первое заседание, на котором избрали членов Шестигласной думы. В состав первой Думы вошли 13 представителей «настоящих городских обывателей», 3 гласных от купеческих гильдий, 15 - от представителей цехов, 28 представителей иногородних купцов и иностранных гостей, 1 именитый гражданин и 15 гласных из числа посадского люда .

В 1798 году городские думы были упразднены Павлом I . В апреле 1799 года вступил в силу «Устав столичного города Москвы», учредивший на немецкий манер ратгауз для хозяйственного управления города. В него вошли коронные и выборные чиновники во главе с президентом, назначенным императором по представлению Сената . После вступления на престол Александр I восстановил действие Положения 1785 года, однако на практике самостоятельность городской представительной власти значительно сократилась (степени свободы екатерининского периода местное самоуправление смогло добиться только в 1917 году). В первой половине XIX века эффективность местного самоуправления в Российской Империи значительно снизилась из-за высокого имущественного ценза и малых возможностей городских дум, по причине которых участие в местных представительных органах стало непрестижным и непопулярным. Например, санкт-петербургский губернатор Александр Кавелин после ревизии городской думы в 1843 году обнаружил, что члены Шестигласной думы не посещают заседания, а всё городское управление состоит из думского секретаря и канцелярии. Ситуация в петербургской Думе была охарактеризована как «образец медлительности, упущений, запутанностей, беспорядков и злоупотреблений» и стала предпосылкой для разработки Городового положения 1846 года, призванного улучшить систему органов местного управления .

Общая и распорядительная думы по Городовому положению 1862 года

В 1859 году в Москве по инициативе губернского дворянского собрания был учреждён комитет для составления предположений об улучшении городского общественного управления под председательством генерал-губернатора Павла Алексеевича Тучкова . В основу законопроекта об общественном управлении, над которым работала комиссия, легло петербургское Городовое положение 1846 года, по которому помимо торгово-промышленного люда в число избирателей включались дворяне, чиновники и разночинцы. В марте 1860 года «Положение об общественном управлении города Москвы » было отправлен в Петербург, где после двухлетних обсуждений, дополнений и изменений 20 марта 1862 года получило силу закона. По новому закону в Москве были учреждены Обшая дума и её исполнительный орган - Распорядительная дума. Как и в Петербурге, право участия в городских выборах получили мужчины старше 21 года, прожившие в Москве не менее 2 лет и владевшие капиталом, приносившим не менее 100 рублей чистого дохода. Отвечавшие условиям ценза женщины вносились в списки избирателей и имели право передать свой голос родственнику-мужчине по доверенности, но самостоятельно участвовать в выборах не могли .

Закон разделил избирателей на 5 сословных курий, первую из которую составили потомственные дворяне с собственностью в Москве, вторую - личные дворяне, почётные граждане и разночинцы , третью - купцы, четвёртую - мещане , а пятую - цеховые ремесленники. В предоставлении избирательных прав московское Положение пошло дальше петербургского: к выборам были допущены все домовладельцы, отвечавшие условиям ценза, в том числе крестьяне, лица духовного звания , отставные солдаты, иностранцы и представители других слоёв населения, отнесённые ко второй группе (фактически она включала самые разнородные элементы общества и была, по сути, владельческой, а не сословной). Таким образом, около 4 % москвичей (13,2 тысячи из 351,6 тысячи человек) получили право участия в выборах, в 1862 году им воспользовались чуть более 2 тысяч человек (16 % от числа избирателей) .

Выборы в Москве были двухступенчатыми. Сперва от каждого разряда избирались по 100 выборщиков (в общей сложности, 500 человек). Для их подбора собирались сословные собрания, которые при большом числе избирателей разделялись по территориальным участкам на собрания численностью не более 600 человек. Непосредственно во время чтения списка избирателей происходило выдвижение кандидатов, после чего в несколько приёмов проводилось баллотирование шарами . Участники выборов проходили в зал голосований поочерёдно по алфавиту, проходили в присутствии специально приглашённых студентов или торговых смотрителей вдоль избирательных ящиков с полными именами и званиями кандидатов, получали шар для каждого и опускали его в «избирательное» или «неизбирательное» отделение. Процедура повторялась, пока не исчерпывался весь список кандидатов. Если в течение дня не избирались 100 выборных, процедура повторялась на следующий день с новым списком. После присяги каждое собрание выборщиков избирало из своего числа 35 гласных Общей думы и 2 членов Распорядительной думы, а также сословного старшину и его товарища (заместителя), входивших в состав Общей Думы (таким образом, последняя состояла из 185 человек). Общим собранием всех выборщиков избирался городской голова. Срок полномочий гласных составлял 3 года, членов Распорядительной думы и городского головы - 4 года. Также в Распорядительной думе заседал один человек, назначенный Комитетом министров .

Заседания московской Общей думы проходили в присутствии многочисленной публики, проявлявшей интерес к её деятельности. Сословные отличия были намеренно исключены: в отличие от Санкт-Петербурга, гласные московской Думы имели равное представление в Распорядительной думе, во время собраний Общей думы заседали в одном зале и пользовались равными правами в принятии решений и выборах городского головы. Равенство подчёркивалось формой обращения: правила предполагали, что при обращении к гласному называлась только его фамилия, даже если он имел титул . Положение 1862 года получило одобрение правительства и общества. С некоторыми изменениями оно было введено в Петербурге, Одессе , Тифлисе . Впоследствии его действие предполагалось распространить на все российские города, но в 1870 году было принято новое Городовое положение, принципиальным образом изменившее принципы формирования органов самоуправления .

Московская городская дума и управа по Городовому положению 1870 года

Местное общественное управление претерпело существенные изменения в рамках «великих реформ » Александра II . 16 июля 1870 года вступило в силу новое Городовое положение, которое ввело новую структуру городского управления, отменило деление избирателей по сословному признаку и вывело городскую думу из-под правительственного контроля. По замыслу законотворцев, это должно было привлечь в городские органы местного самоуправления новых, талантливых, заинтересованных людей. Согласно новому Положению структуру городского управления образовывали Городская дума (представительный орган власти, избираемый городским обществом сроком на 4 года), городская управа (исполнительный орган, избираемый Думой на 2 года) и городской голова, который возглавлял работу Думы и управы и назначался на должность губернатором или генерал-губернатором (в Санкт-Петербурге - императором) из 2 предложенных Думой кандидатур .

Впервые в истории городского самоуправления в России городское общество стало всесословным. Избирательное право получили все обыватели, являющиеся русскими подданными, имеющие возраст от 25 лет и уплачивающие городские налоги и сборы 2 видов: с недвижимой собственности и свидетельств на право торговли и промыслов. Избирательных прав не получили плательщики специальных сборов (владельцы экипажей, лошадей и собак) и плательщики косвенных налогов - квартиронаниматели, чернорабочие и другие категории населения. Все избиратели были внесены в общий список по убывающей величине платежей и разделены на 3 разряда-курии из расчёта, что совокупный объём налогов, уплачиваемый всеми представителями одного разряда, был равен уплачиваемым представителями других разрядов. В московских выборах 1870-х и 1880-х годов участвовало от 3 % до 8 % избирателей. К выборам 1889 года (последним состоявшимся по закону 1870 года) из 24 тысяч избирателей 1 % относился к первой курии, 6 % - ко второй и 93 % - к третьей, причём возглавлявший список избиратель вносил в городскую казну 37757 рублей, а последний в списке налогоплательщик - 9 копеек. Неравные по численности курии выбирали по 60 гласных Городской думы, в кандидаты мог быть выдвинут любой человек, независимо от куриальной принадлежности. Численность управы определялась Думой - как правило, это было 8-11 человек, включая городского голову и его товарища (заместителя) .

Более либеральная система, вопреки ожиданиям законодателей, имела ряд существенных недостатков. Чтобы стать кандидатом в гласные, требовалось изъявить желание баллотироваться или быть предложенным хотя бы одним избирателем, в результате чего в выборах 1872 года участвовало 1083 кандидата, а в 1889 году - уже 1184. Многочисленность кандидатов существенно затягивала процедуру баллотирования (избирателю требовалось положить в ящики 300-500 шаров): по подсчётам современников, при 100-процентной явке для проведения выборов потребовалось бы около 14 лет. Для ускорения процедуры с 1885 года подсчёт шаров проводился только в одной половине ящика («избирательной» или «неизбирательной»), которая определялась жребием, но и при этих изменениях баллотировка и подсчёт шаров затягивались до глубокой ночи. При недоборе необходимых 180 гласных проводилась повторная баллотировка, при которой победители считались по относительному большинству . Несмотря на громоздкость и трудоёмкость эта процедура проведения выборов сохранялась до 1917 года .

В результате реформ Александра II городские органы получили относительную независимость от центральной власти. Городская дума получила возможность назначать и отстранять членов управы (за исключением городского головы), не согласовывая кандидатуры с губернатором, а также приобрела самостоятельность во многих делах, включая городской бюджет. На губернаторов была возложена задача по контролю законности действий органов самоуправления, а конфликты между гласными и губернатором разрешал Сенат. По Положению 1870 года в сферу ведения органов местного самоуправления перешли вопросы строительного дела, благоустройства и санитарии, а также содержание больниц и богаделен, начальное образование, надзор за торговлей, ремесленными заведениями, способами уличного передвижения и прочее. Кроме того, Городская дума получила возможность установки сборов с жилого и нежилого недвижимого имущества, документов на право торговли и производства, содержания трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, извозного промысла, аукционов и прочих видов деятельности. Также с 1870-х годов специальной комиссией была подсчитана и введена оплата за работу на благо города - 5000 рублей для городского головы, 2500 рублей для городского секретаря и 1500 - для членов управы .

Городская дума и управа по Городовому положению 1892 года

20-летний период действия Городового положения 1870 года подтвердил опасения, вызванные его противниками на стадии обсуждения проекта. Московский генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков предлагал введение имущественного ценза, позволявшего сократить число избирателей за счёт приказчиков и мелких торговцев, которых считал незаинтересованными в городском хозяйстве и делах общественного управления. Критики положения также отмечали недостатки куриальной системы, разделению избирателей «по имуществам» предпочитавшие территориальное деление, которое не провоцировало общественной розни. Эти предложения были реализованы в Городовом положении от 11 июня 1892 года, принятого в годы контрреформ Александра III . Новый закон унаследовал основные черты прошлого городового положения (выборный характер, организацию, задачи и полномочия общественных учреждений), но существенно изменил избирательную систему и усилил административный контроль. Изменения положительно сказались на деятельности дум и управ, но вызвало резкую критику сторонников расширения общественного участия в городском управлении .

Значительные изменения затронули организационную составляющую избирательных кампаний. На смену имущественным куриям по немецкому образцу пришло избирательное собрание, при многочисленности избирателей подразделявшееся на территориальные участки. В 1893 году Москва была разделена на три избирательных участка: 1-й, включавший Городскую, Тверскую, Сретенскую, Пятницкую, Якиманскую и Серпуховскую полицейские части города; 2-й, включавший Хамовническую, Пречистенскую, Арбатскую, Пресненскую и Сущевскую части; 3-й, в который вошли Яузская, Басманная, Мещанская, Лефортовская и Рогожская части. Накануне выборов 1904 года каждый участок был дополнительно разделён на два, что образовало 6 избирательных участков. Принципами их формирование были объединение сопредельных территорий и приблизительное равенство участков по числу избирателей. С конца 1904 года избиратели каждого участка получили возможность проведения предвыборных собраний для составления и обсуждения списков кандидатов .

Городовое положение 1892 года заменило налоговый ценз имущественным, в соответствии с которым из числа избирателей исключалась торговая часть населения, не владевшая недвижимостью в черте города. Среди московских торговцев право участия в выборах сохранили только купцы 1-й гильдии (в остальных городах - 1-й и 2-й). Избирательные права получили лица, учреждения, общества, предприятия и товарищества, уплачивающие городской оценочный сбор с недвижимого имущества стоимостью не менее 3000 рублей - 0,9 % от стоимости имущества, то есть не менее 27 рублей. На начало 1890-х годов этим требованиям соответствовало 80 % владений в Москве (8975 из 11053), однако воспользоваться избирательным правом могли только аккуратные налогоплательщики - 5758 человек. Вопреки ожиданиям, новое положение не включило в число избирателей квартиронанимателей. Кроме того, упростилась процедура получения избирательных прав «по уполномочию» обществ, товариществ, кампаний и лиц женского пола - их представители вносились в избирательные списки без прохождения имущественного ценза. В результате изменений число избирателей в Москве сократилось с 23 до 6 тысяч человек и составило менее 1 % населения города, причём избирательные права утратили преимущественно те, кто в выборах не участвовал - переселенцы в Москву из Московской и соседних губерний, занятые в торговле и промыслах. Относительно общей численности москвичей процент участников выборов колебался от 0,15 % в 1893 году до 0,26 % в 1908 .

По Городовому положению 1892 года Московская дума должна была состоять из 160 гласных, но избранными считались только получившие абсолютное большинство голосов. Полный состав Думы за время действия положения собирался только однажды - в 1916 году. В остальные годы она насчитывала от 120 до 152 гласных. Помимо 8-11 членов управы в состав Думы входили депутат от духовного ведомства и председатель уездной земской управы. Положение также ввело ряд взысканий за неявку на заседания Думы без уважительной причины: замечание, штраф до 70 рублей и временное исключение гласного из Думы. Одновременно с тем, работа в Думе требовала много времени: она проводила до 40 заседаний в год (вместо предусмотренных законом 24), не считая заседаний многочисленных думских комиссий (в 1912 году было 26 постоянных и 13 временных комиссий). Среди московских гласных того времени были не только политики и общественные деятели, но и учёные, архитекторы, инженеры, врачи, учителя и предприниматели - нередко далёкие от политики люди. Например, в Московскую городскую думу 1912 года были избраны 11 профессоров и докторов наук, 13 инженеров, 3 мировых судьи и 1 учитель рисования. Гласными московской думы, в частности, работали Владимир Пржевальский , брат знаменитого натуралиста Николая Пржевальского и видный юрист Фёдор Плевако . С ростом числа задач городского самоуправления и усложнением вручённого ему городского хозяйства Городская дума получила право привлекать к работе широкий круг специалистов и формировать исполнительные комиссии по дозволению губернатора. К началу 1900-х годов при Городской управе работали несколько комиссий и около 1000 служащих .

Новое законодательство обеспечивало большинство в Московской думе крупной буржуазии, но ставило городское самоуправление под жёсткий административный контроль и опеку. Все значимые решения городской Думы, включая вопросы финансов, городского имущества и градостроительства, подлежали утверждению губернатором или министром внутренних дел. Городской голова назначался по представлению министра внутренних дел из 2 предложенных Думой кандидатов, министр также утверждал товарища городского головы, назначение остальных членов управы подтверждал губернатор. Члены Городской управы считались государственными служащими без присвоения чина, положение которых соответствовало VII классу Табели о рангах (надворному советнику или подполковнику), городской голова состоял в IV классе (действительный статский советник). Городскими головами в конце XIX - начале XX века работали предприниматель Николай Алексеев , юрист-государствовед Борис Чичерин , благотворитель Константин Рукавишников , князь Владимир Голицын , банкир Николай Гучков

Городская дума по Постановлению Временного правительства 1917 года

Значительные изменения в городском самоуправлении произошли после Февральской революции. 15 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях», предписавшее городским думам, не дожидаясь срока завершения полномочий, приступить к подготовке новых выборов .

По постановлению избирательное право получали все горожане старше 20 лет, отменялись национальный, половой, имущественный ценз и ценз оседлости, к выборам были допущены состоявшие на военной службе. Ограничения коснулись только сумасшедших, глухонемых, монашествующих и содержащихся в домах терпимости, временно, на 1-3 года лишались избирательный прав отбывшие срок наказания заключённые. Эти изменения увеличили число избирателей в Москве в 130 раз - до 1,2 миллиона человек. Изменился и порядок подготовки и проведения выборов. Возможность стать гласными получили все жители города и иноземцы, но выдвигать кандидатов могли только группы избирателей численностью не менее половины числа избираемых гласных, а число кандидатов в предложенных списках не могло превышать число гласных. Число гласных в Думе 1917 года составило 200 человек. Каждый избиратель имел 1 голос и мог его отдать за список кандидатов, номер которого указывал в избирательной записке - бюллетене. Эта реформа стала существенным скачком в политическом развитии России, которая опередила многие западные страны. Всеобщее избирательное право, на тот момент, было принято в Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Норвегии, Испании, Португалии, Болгарии, США и Австрии, но избирательные системы этих стран зачастую ограничивали непосредственное участие в выборах, а право голоса приобреталось гражданином, в среднем, в 23-25 лет. Постановление Временного правительства от 9 июня 1917 года регламентировало права и обязанности гласных и значительно расширило полномочия новых органов управления, сократив административный надзор за ними .

На выборах в июне 1917 года участвовало 646,6 тысяч человек - 60 % или 1,2 миллиона избирателей. Наибольшее число (около 58 %) голосов получила партия социалистов-революционеров. Всего в новую думу вошло 200 гласных: 117 эсеров, 33 кадета, 24 меньшевика, 23 большевика и 3 гласных из Народно-социалистической партии. В Думе 1917 года были широко представлены инородческие группы населения, значительную часть которых составили евреи, также были избраны 12 женщин, в том числе Инесса Арманд и Екатерина Пешкова . С полным обновлением состава Думы, в неё вошли партийные политики без опыта решения хозяйственных вопросов, представительный орган утратил преемственность и превратился в политическую трибуну для партийных ораторов. Впервые за свою историю дума отказалась от принципа безвозмездности общественной работы и стала выплачивать гласным по 5 рублей за участие в заседаниях и по 5-10 рублей за работу в комиссии. Также закон 1917 года разрешил городским думам крупных городов (свыше 150 тысяч жителей) создавать сеть участковых дум и управ для решения местных хозяйственных задач. В Москве участковые думы возникли стихийно, ещё до выборов в Городскую думу работало 44 районные думы, 33 из которых имели собственные исполнительные органы - районные управы. На выборах в районные думы в сентябре 1917 года политические пристрастия избирателей значительно изменились: 51,5 % получили большевики, 26,3 % - кадеты, 14 % - эсеры, таким образом, 359 из 710 районных гласных являлись большевиками. На общем собрании районных гласных был избран Совет районных дум, сформировавший из своего состава Бюро районных дум .

25 октября 1917 года Московская городская дума образовала Комитет общественной безопасности, который возглавили городской голова, эсер Вадим Викторович Руднев и полковник Константин Иванович Рябцев . Комитет попытался организовать вооружённый отпор активистам большевистской партии и радикальному крылу эсеров, однако попытки не увенчались успехом. 5 (18) ноября 1917 года Городская дума была распущена, а спустя 3 дня общее собрание районных дум признала Советскую власть. Управление городским хозяйством перешло Совету районных дум, затем в марте 1918 года - Президиуму Московского совета рабочих и солдатских депутатов .

Российская Федерация

Современный период существования Московской городской думы начался с Указа Президента РФ № 1738 от 24 октября 1993 года «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в г. Москве и Московской области», в соответствии с которым было введено Временное положение от системе органов государственной власти Москвы, определившее порядок работы Думы. Распоряжением мэра Москвы № 710-РМ от 8 декабря 1993 года «Об обеспечении деятельности Московской городской Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации» Думе был рекомендован временный Регламент. В январе 1994 года Мосгордума приняла постоянный Регламент, определяющий правила и процедуры её работы. В июне 1995 года Мосгордума приняла Устав города Москвы , провозгласивший источником власти жителей города, обладающих избирательным правом и осуществляющих свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления Москвы. Устав закрепил принципы организации органов местного самоуправления, разграничил сферы полномочий и ответственности органов представительной и исполнительной власти, определил принцип территориального устройства Москвы. Новую редакцию устава Мосгордума утвердила 13 июля 2001 года в связи с принятием федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и других федеральных законов, регулирующих организацию деятельности властей субъектов РФ. Новые версии Регламента были приняты 11 февраля 1998 года, 19 июня 2002 года, 16 ноября 2005 года .

I созыв

Выборы в Московскую городскую думу I созыва прошли 12 декабря 1993 года. Выборы проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 162 кандидата. В голосовании приняли участие 3 миллиона 503 тысячи москвичей, явка составила 51 %. Московская городская дума I созыва была избрана в условиях отсутствия законодательства города Москвы как субъекта РФ, и её деятельность была сосредоточена на принятии основных законов в сфере социального и экономического развития Москвы. Срок депутатских полномочий был определён в 4 года .

Структура Мосгордумы была утверждена постановлением № 14 от 25 февраля 1994 года и включала 7 комиссий:

  • по экономической реформе и собственности;
  • по административно-территориальному устройству, самоуправлению и развитию Москвы;
  • по социальной политике;
  • бюджетно-финансовая;
  • по законности, правопорядку и борьбе с преступностью;
  • по правилам и процедурам;
  • по организации работы Думы;

Постановлением № 38 от 4 июля 1997 года состав Мосгордумы был дополнен комиссией по награждению Почётной грамотой Московской городской думы и Почётным дипломом Московской городской думы, которыми отмечались заслуги горожан и организаций Москвы перед городским сообществом. Для осуществления контроля за исполнением городского бюджета Мосгордума в 1994 году создала подотчётную ей Контрольно-счётную палату, которая на следующий год стала организационно и функционально независимой .

II созыв

Выборы в Московскую городскую думу II созыва состоялись 14 декабря 1997 года. Выборы проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 357 кандидатов. В голосовании приняли участие 2 миллиона 125 тысяч горожан - 31 % от общего числа избирателей. В состав Думы II созыва вошли 17 депутатов Думы I созыва. Особенностью структуры Мосгордумы II созыва стало формирование проблемных (постоянных) и специальных (постоянных и временных) комиссий. Проблемные комиссии создавались на весь срок полномочий депутатов очередного созыва, а специальные - для оперативного решения отдельных задач. Структура Думы II созыва была утверждена постановлением № 4 от 14 января 1998 года в составе 9 проблемных и 2 специальных комиссий, соответственно постановлению № 95 от 29 сентября 1999 года была образована ещё одна проблемная комиссия для решения насущных вопросов городского хозяйства.

  • по экономической политике;
  • по организации власти и развитию самоуправления;
  • по социальной политике;
  • бюджетно-финансовая
  • по законности и безопасности;
  • по предпринимательству;
  • по жилищной политике и коммунальной реформе;
  • по экологической политике;
  • по организации работы Думы;
  • по нормативной базе городской инфраструктуры.

III созыв

Выборы в Московскую городскую думу III созыва состоялись 16 декабря 2001 года. Выборы проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 158 кандидатов в депутаты. В голосовании приняли участие 2 миллиона 95 тысяч избирателей - 30 % от общего числа. В Думу III созыва были избраны 9 депутатов Думы II созыва и 13 депутатов Думы I созыва. В Думу прошли представители партий «Единство» , «Отечество - Вся Россия» , Союз правых сил , «Яблоко» и независимые кандидаты. В течение срока полномочий Думы III созыва действовали 3 фракции: «Единая Россия» (14 депутатов), КПРФ (4 депутата), «Яблоко» (2 депутата).

Структура Мосгордумы III созыва была установлена постановлением № 4 от 15 января 2002 года, изменения и дополнения были внесены постановлениями № 37 от 13 февраля 2002 года, № 96 от 3 апреля 2002 года; № 97 от 3 апреля 2002 года; № 121 от 24 апреля 2002 года; № 248 от 9 июля 2003 года; № 38 от 18 февраля 2002 года; № 213 от 14 июля 2004 года; № 263 от 13 октября 2004 года; № 321 от 10 ноября 2004 года № 250 от 28 сентября 2005 года.

Проблемные (постоянные) комиссии Московской городской думы II созыва:

  • по экономической политике;
  • по государственному строительству и местному самоуправлению;
  • по социальной политике;
  • бюджетно-финансовая;
  • по законодательству;
  • по предпринимательству;
  • по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе;
  • по экологической политике;
  • по организации работы Думы;
  • по городскому хозяйству;
  • по безопасности.

Специальные (постоянные и временные) комиссии Московской городской думы II созыва:

  • по Регламенту, правилам и процедурам;
  • по награждению почётным знаком «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма», Почётными грамотами Московской городской думы и Почётными дипломами Московской городской думы;
  • по социально-трудовым отношениям и занятости;
  • по этике;
  • по науке и технологиям;
  • по здравоохранению и охране общественного здоровья;
  • по делам ветеранов;
  • по культуре;
  • по образованию;
  • по межпарламентским связям;
  • по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской государственной думы.

Особенностью структуры Думы III созыва было увеличение числа комиссий до 11 проблемных и 11 специальных, причём перечень рассматриваемых комиссиями вопросов, их количество и названия менялись в течение всего срока полномочий депутатского корпуса .

В развитие норм, содержащихся в Уставе города Москвы, Московской городской Думой III созыва были приняты Законы города Москвы «О Правительстве Москвы», «О статусе депутата Московской городской Думы», «О Московской городской избирательной комиссии», «О Контрольно-счетной палате города Москвы». В 2003 году Дума приняла Избирательный кодекс города Москвы, а затем в 2005 году - новый избирательный кодекс, отменивший действие прежнего. В частности, произошёл переход к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: 20 депутатов избирались по городскому избирательному округу из числа представителей политических партий, преодолевших барьер в 10 %, а 15 депутатов - по одномандатным округам (на каждого депутата в среднем приходилось около 460 000 избирателей). Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего городской список кандидатов, была увеличена до 100 млн рублей, а кандидата в депутаты Мосгордумы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - до 9 миллионов рублей. Также из избирательных бюллетеней была исключена позиция «против всех» [ ] .

IV созыв

Выборы в Московскую городскую думу IV созыва прошли 4 декабря 2005 года. В соответствии с новым избирательным кодексом Москвы выборы проходили по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе: 15 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, 20 - по единому городскому избирательному округу от избирательных объединений. Явка составила 35 %: на выборах проголосовали 2 миллиона 417 тысяч человек. В состав Думы IV созыва были избраны 12 депутатов Думы III созыва, 4 депутата II созыва, 6 депутатов I созыва. Структура Мосгордумы IV созыва была утверждена постановлением № 4 от 21 декабря 2005 года, изменена и дополнена постановлениями № 39 от 1 февраля 2006 года и № 263 от 27 сентября 2006 года. В составе Мосгордумы IV созыва действовало 18 комиссий, за которыми были закреплены основные направления деятельности:

V созыв

Выборы в Мосгордуму V созыва прошли 11 октября 2009 года. В соответствии с требованиями избирательного кодекса Москвы выборы проходили по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: 17 депутатов избирались по одномандатным округам, 18 - по единому городскому избирательному округу. В выборах приняли участие 2 миллиона 555 тысяч горожан - 36 % от общего числа избирателей. В состав Думы вошли 35 депутатов: 32 члена регионального отделения «Единой России» и 3 члена регионального отделения КПРФ. Повторно избрались 6 депутатов, в третий раз - 11, в четвёртый - 3, в пятый раз - 6 человек. Структура Мосгордумы V созыва была утверждена постановлением № 3 от 21 октября 2009 года, изменена и дополнена постановлениями № 51 от 28 марта 2012 года и № 76 от 18 апреля 2012 года.

В структуре Мосгордумы V созыва работали 19 комиссий:

VI созыв

Выборы депутатов Мосгордумы VI созыва прошли 14 сентября 2014 года по 45 избирательным округам. Увеличились число депутатов и срок их полномочий - с 35 до 45 человек, с 4 до 5 лет. В отличие от выборов IV и VI созывов, была применена мажоритарная избирательная система. Изменился порядок работы Думы: председатель, 2 его заместителя и 15 руководителей комиссий работали на постоянной основе, остальные 27 депутатов - без прекращения основной деятельности .

Здания Думы

Романов переулок, 2/6

Площадь Революции, 2/3

С расширением полномочий Городской думы в конце XIX века, по инициативе городского Николая Алексеева было принято решение возвести для неё отдельное вместительное здание. Под эти нужды был приобретён участок, занимаемый домом губернского правления (где Дума распологалась до переезда в дом Шереметьевых). На проведённом конкурсе победил проект архитектора Дмитрия Чичагова , здание было построено в 1890-1892 годах и освящено 1 мая 1892. Первый этаж нового здания заняли отделы Городской думы, второй - кабинет городского головы и зал торжественных собраний. После октябрьского переворота помещения заняли отделы Моссовета, в 1936 году - музей В. И. Ленина . В современный период бывшее здание Городской думы занял филиал Государственного исторического музея .

Петровка, 22

Сразу после создания в 1993 году Московская городская дума заняла здание на углу улицы Петровка и Рахмановского переулка , построенное в 1928-1929 годах по проекту архитектора П. Н. Кучнистова для сотрудников парфюмерного кооператива «Жиркость». В 2015 году Дума переехала в новое здание на Страстном бульваре, в 2016 году дом на Петровке, 22 был передан Генеральной прокуратуре .

Страстной бульвар 15/29

В 2015 году Мосгордума переехала в новый комплекс, расположившийся в исторических постройках и на территории бывшей усадьбы Гагариных на Страстном бульваре . Ранее - с 1833 по 2009 год - в основном здании усадьбы размещалась Ново-Екатерининская больница . Постройки были отреставрированы, также в охранной зоне памятника было построено новое здание для заседаний и общественных дискуссий по проекту бюро Speech, основанному Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым . Проектированием всего комплекса занимался «Моспроект-2» архитектора Михаила Посохина .

См. также

  • Выборы в Московскую городскую думу (1993)
  • Выборы в Московскую городскую думу (1997)
  • Выборы в Московскую городскую думу (2001)
  • Строящийся комплекс зданий законодательной и исполнительной власти Москвы

Органы городского самоуправления начали формироваться в Ярославле в конце XVIII века.

Толчок развитию органов городского самоуправления дала« Грамота на права и выгоды городам Российской империи"от 21 апреля 1785. Первичным органом городского самоуправления являлось Городское собрание , состоящее из всех« городовых обывателей». Но право избирать и быть избранными имели лишь те, кто достиг 25 лет и имел годовой доход не менее 50 руб. Городское собрание выбирало распорядительный орган городского самоуправления — Общую Городскую Думу , которая состояла из городского головы, избиравшегося сроком на три года, и гласных шести групп городского населения, обозначенных в «Грамоте». Собираясь раз в три года, кроме исключительных случаев, Общая Городская Дума избирала исполнительный орган — Шестигласную Думу , в которой каждая группа населения была представлена одним гласным.

Общая Городская Дума в Ярославле начала действовать 11 ноября 1785, а 12 ноября состоялись выборы в Шестигласную Думу, которая заседала раз в неделю. В ведении Думы находились вопросы благоустройства города, развитие торговли и ремесел, защита сословных прав, строительство школ, гимназий, училищ, наблюдение« доброй веры» и др. Хозяйственная деятельность городского самоуправления ограничивалась недостатком средств. Шестигласная Дума отчитывалась в доходах и расходах перед губернатором и Казенной палатой.

В первой половине XIX в. городские собрания и общие городские думы прекратили свое существование во многих городах, а шестигласные думы стали называться просто городскими думами. Ярославская Шестигласная Дума стала называться Ярославской городской думой в марте 1813. В первой половине XIX в. пост городского головы занимали Ф. С. Сорокин , С. П. Матвеевский , И. П. Оловянишников , В. С. Соболев — люди, немало сделавшие для города. В этот период были проведены работы по укреплению берегов Волги и Которосли, отстроен уничтоженный пожаром гостиный двор, возникли новые учебные заведения. Неоднократно городская дума по распоряжению администрации занималась подготовкой к борьбе с эпидемией холеры.

16 июня 1870 было утверждено новое« Городовое положение», в соответствии с которым создавались бессословные органы городского управления: городская дума и городская управа. Городская Дума являлась распорядительным органом и состояла из гласных , избиравшихся раз в 4 года налогоплательщиками, достигшими 25 лет. Позднее, в 1892, новое« Городское положение» значительно сузило число избирателей, заменив налоговый ценз имущественным. Городская Дума избирала из своего состава исполнительный орган — Городскую управу в составе членов управы и городского головы. Последний утверждался в должности министром внутренних дел, возглавлял и Городскую Думу, и Городскую управу. Управа имела постоянную канцелярию, возглавлявшуюся городским секретарем и разделявшуюся на отделы(столы), соответствующие функциям городского самоуправления. Городская управа ежегодно отчитывалась перед Думой в своей деятельности.

В ведении городского самоуправления оставалось благоустройство города, народное образование, здравоохранение, благотворительные заведения, забота о развитии торговли и промышленности. Для пополнения городских финансов Городская Дума получила право устанавливать в пользу города ряд сборов(с трактирных заведений и постоялых дворов, с извозного промысла, с владельцев собак и др.). Деятельность органов городского самоуправления находилась под наблюдением властей.

Первое заседание Ярославской Городской Думы, избранной на основе« Городового положения» 1870, состоялось 16 марта 1871. В ее состав входило 66 гласных. Городская управа была избрана в составе 4-х членов и 5-ти кандидатов. Пост городского головы занял потомственный почетный гражданин Р. И. Кокуев . Впоследствии этот пост занимали П. А. Шубин, И. А. Вахрамеев , И. Н. Соболев , П. П. Щапов , Д. И. Чистяков , причем некоторые из них избирались не на одно трехлетие. По «Городовому положению» 1870 Городская Дума могла учреждать временные и постоянные специальные комиссии в каких-то чрезвычайных случаях или для управления отдельными отраслями городского хозяйства. Практически постоянно существовали санитарная, школьная, финансовая комиссии.

В 1917 при Городской Думе действовали 16 комиссий: ревизионная, арендная, продовольственная, топливная, юридическая, трамвайная, по благоустройству города, по выборам в Учредительное собрание и др. 27 апреля 1917 в состав гласных Городской Думы вошли представители Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В феврале 1918 Городская управа была упразднена новой властью.

Просмотров