Житие святителя николая чудотворца читать. «И ты на это смотришь?»

Епископ Мирликийский причислен к лику святых за чудеса, которые происходили во время его жизни и после смерти. Годы жизни Николая Чудотворца наполнены верностью, служением Богу, людям особой любовью. Великую помощь оказывали молитвы Святого тем, кто путешествовал , находился в море. Особо помогал Святитель незаконно осужденным , обиженным и брошенным детям, о чем свидетельствует биография краткая Николая Чудотворца.

Детство будущего святителя

Римская провинция Ликия, а именно греческая колония Патара стала местом рождения особого мальчика. Это случилось в 270 году нашей эры.

Родители его были истинными христианами, их вера передалась сыну. Отец Николя, так назвали ребенка, был обеспеченным человеком и сумел дать сыну образование. В некоторых источниках существует ошибочное мнение, что родителей будущего Чудотворца и Угодника Божьего звали Епифаний и Нонна. Такие люди действительно жили в то время, но были они родителями другого святого, имя которого Николай Пинарский.

Родители дали сыну имя Николай, пророчествуя, что станет он победителем народов. По вере любящих сына людей Бог даровал мальчику особое помазание с самого рождения побеждать злобу века сего.

По преданиям святых во время преподношения перед Богом, при окунании в купель, младенец встал на ноги, самостоятельно простоял так несколько часов, с поднятыми для прославления Всевышнего руками.

Интересно. Также предания утверждают, что маленький мальчик прикладывался только к правой груди, предопределяя тем самым свое место около Господа. В дни, когда православные обычно не вкушают скоромную пищу, а это среда и пятница, маленький Николя требовал грудное молоко только после вечерней молитвы родителей. В будущем Святой Угодник в эти дни будет строго придерживаться поста.

Николай Чудотворец

Время познания Божественного Писания

Совсем мало времени понадобилось талантливому ученику из Ликии, чтобы познать глубокую мудрость Святого Писания.

Биография краткая Николая Чудотворца гласит, что в отроческие годы он не любил проводить время в пустых развлечениях с друзьями, все свое свободное от учебы времяпровождение он находился в храме.

Наполняясь благодатью Божию , ведомый Духом Святым, отрок совершенствовал свой разум и тело, чтобы соответствовать Храму, в котором живет Дух Святой (Первое Кор. 3:16).

Видя посвященность отрока Христу, его дядя, известный мирянам под именем Николая Патарского, доверил богобоязненному племяннику место чтеца. По смерти родителей будущий Святитель роздал все свое наследство бедным и полностью посвятил себя Богу.

Начало служения Господу

Служа под началом дяди, Николай был рукоположен в сан священника . Это было время после страшных христианских гонений.

Римский император Диоклетиан ввел закон, разрешающий уничтожать христиан по всей империи, который поддержал император Максимиан. На протяжении многих лет (303-311) христиан убивали, бросали в печи, отдавали на растерзание зверям, пока перед смертью император Галерий повелел терпимо относиться к различным верованиям. Его преемник Лициний, который правил до 324 года, позволил христианским общинам развиваться.

Будучи в паломнической поездке в Палестине, священник подошел к храму, но обнаружил его закрытым. Помолившись перед воротами, он был удивлен падением замков.

Во время пребывания в Палестине Чудотворец узнал, что ликийский народ умирал от голода, страшное бедствие накрыло страну.

Святой Угодник проводил часы в посте и молитве, прося Бога простить народ и спасти его от голодной смерти.

Молитва ко святому:

В далекой Италии в это время торговец, погрузил на корабли хлеб, чтобы отправиться в дальние страны, однако решение было изменено после ночного сна, во время которого Святитель приказал торговцу плыть в Ликию, оставив золотые.

Наутро итальянец обнаружил монеты в зажатой руке. Не осмелившись нарушить приказ Святого, он поплыл в Ликию, чем и спас многих людей от смерти.

Интересно. В Палестине из поколения в поколения передаются сведения о добрых делах, дарованных Богом по молитвам веры, совершенных Святым Угодником. Поныне палестинцы-христиане приходят с просьбами и молитвами в церковь Святителя Николая Чудотворца, построенную в городе Бейт-Джала на месте разрушенного храма третьего столетия, в котором молился Угодник.

Велико было желание святителя остаться в уединении, но по Божьему повелению, но не в родные Патары, где его хорошо знали жители города, а в Миры. Здесь Священнослужитель жил, как нищий, довольствуясь самым малым как в жилье, так и пропитании.

К этому времени уже епископ Мирликийский проповедует в Мире. Ныне это турецкая провинция Анталия, город Демре.

Икона Николая Чудотворца в городе Бейт-Джала

Получение сана архиепископа

История посвящения в сан архиепископа наполнена Божьим водительством.

В городе Миры после смерти архиепископа на собрании местных архиереев никак не могли сделать выбор нового помазанника Божьего.

Священнослужители Мирликийские проводили часы в молитвах, пока старейшему из епископов не приснился сон. Господь указал ему, что утреннее богослужение первым посетит муж, угодный Богу на престоле архиепископа, имя которому Николай.

Свой сон старейший передал остальным членам собрания. С великим волнением стояли священники вдоль притвора церкви, ожидая будущего архиепископа.

Как только святитель появился у входа в храм, его попросили назвать свое имя. Смиренно и тихо прозвучал ответ, что зовут его Николай, и он признает себя рабом владыки.

Радостная весть об избраннике в полночь разнеслась по городу, Николаю в ту же ночь были переданы все права архиепископа Мирликийского.

«Примите, братие, своего пастыря, которого помазал для вас Святой Дух и которому он поручил управление ваших душ. Не человеческий собор, а Суд Божий поставил его. Вот теперь мы имеем того, кого ждали, приняли и обрели, кого искали. Под его мудрым руководством мы смело можем надеяться предстать Господу в день Его славы и суда!»

Новый сан не стал причиной гордыни и превозношения святителя, эти чувства были ему чужды. Глава Мирликийской епархии принимает решение всецело служить людям, забыв о собственных нуждах.

Первый Вселенский Собор

В это время еще продолжались гонения на христиан. Чудотворец с паствой попадает в темницу. Видя постоянно молящегося священника, ощущая его поддержку, многие христиане выстояли, не отреклись от своей веры.

Ревностный христианин, Мирликийский епископ был нетерпим к язычеству . По его приказу был разрушен знаменитый храм богини Артемиды.

На Первом Вселенском Соборе (325 г.) решался вопрос о праздновании Пасхи, Символах веры, Божестве Христа.

Епископ Ария и несколько священников стали опровергать божественность Иисуса, за что, по словам некоторых историков, архиепископ Мирликийский дал пощечину еретику за откровенную ересь . Этот факт не нашел подтверждения в официальных сообщениях, но упоминается в некоторых документах присутствующих на Соборе епископов.

Добрые дела, совершенные Святым Угодником

По свидетельству историков, Николай Угодник всегда вставал на сторону оклеветанных людей, требовал справедливо относиться к осужденным.

Где бы ни появлялся Чудотворец, он всем оказывал помощь:

  • больных исцелял;
  • бесов изгонял;
  • дарил утешение;
  • голодных кормил;
  • нагих одевал;
  • восстанавливал справедливость.

Его добрые дела совершались с кротостью и смирением, в нем не было надменности и корыстолюбия. Всю славу и благодарности от людей Святой Угодник направлял к Богу.

Нет конца перечня добрых дел, сотворенных Святым Николаем Чудотворцем.

В исторических записях хранятся сведения о воскрешении мертвых, исцелении больных, освобождении пленников буквально из-под меча, многое другое.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца в алтаре базилики святителя Николая Чудотворца в Бари

Тихий благословенный уход

Святитель Мирликийский дожил до глубокой старости, ведя аскетический образ жизни. Точной даты ухода Святого Угодника в мир иной не сохранилось. По историческим предпосылкам это случилось в период между 345 и 351 годами.

С вятитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе - благодатные иконы святителя Николая.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.- «победитель народа»). Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв.

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно.

Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда.

Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю - совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении.

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции).

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор.

В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека - богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого - святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284-305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви.

Новый император Константин Великий (324-337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир.

Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345-351).

В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59).

Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.

29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари.

Житие св.Николая /

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Он родился в 260 г. от РХ в городе Патаре Ликийской области Римской Империи (на южном побережье Малоазийского полуострова, ныне провинции Анталья и Мугла, Турция), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 - 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя (совершил рукоприкладство), за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости. Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 6 декабря 345 г . Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. 9 мая 1087 года мощи его были перенесены из захваченного мусульманами города Мир в итальянский город Бар, где почивают и поныне.

Дни памяти святого Николая Чудотворца:
22 Мая (9 Мая - по старому стилю) - День св. Николая
19 Декабря (6 Декабря - по старому стилю) - перенесение мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

А. Вознесенский

Николай Чудотворец: полная история жизни, чудес и святости

«Благословите, братия, про чудо сказать,

про чудо Святителя Миколы,

про Святителя Миколу Чудотворца»

Предисловие

Величие чудесных явлений и знамений Угодника Божия Николая было причиной того, что уже с самых ранних пор (с V в.) появились жизнеописания его, число которых с течением времени увеличивалось. С XI века «Жития св. Николая» переходят к нам в Россию и появляются главным образом в двух редакциях: в рукописных списках и сборниках. В последнее время и в нашей агиографической литературе появились опыты критического отношения к существовавшим изложениям жизни Святителя Николая.

Предлагаемое читателям «Житие Святителя Христова Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца», следуя «Житию» его по изложению св. Димитрия Ростовского, проверено и пополнено всеми, по возможности, сведениями, какие только возможно было собрать у церковных писателей. Кроме того, жизнь его представлена здесь в связи с теми великими событиями, при которых жил и действовал Святитель Николай. Эти события необходимо влияли на жизнь и деятельность Божия Угодника и отражались на ней более или менее заметно, и поэтому современные писания о них не только поверяют и поясняют, но отчасти и пополняют скудные сведения о той или иной поре жизни великого Чудотворца.

Блаженная кончина Святителя Николая произошла в Мирах Ликийских. Но честные его мощи оставались здесь только до конца XI в., когда они, по воле Божией, были перенесены в италийский город Бари. Перенесение честных мощей Святителя Николая в Бар-град с непосредственно предшествовавшими и следовавшими за ним событиями составляет поэтому предмет второго раздела «Жития».

Ввиду несомненного интереса, который представляют для христианина Мирликийская церковь, где первоначально были погребены мощи св. Николая, и Барградская церковь, в которой они находятся в настоящее время, мы поместили рассказы об этих дорогих для христиан достопримечательностях и наших русских путешественников к святым местам.

По милости Божией пастырская деятельность св. Николая не закончилась праведным успением его в Мирах Ликийских, а чудесно прославилась по всем почти следовавшим векам на пространстве Православной Церкви.

О. Гусев

Вместо предисловия ко второй части настоящего труда, в качестве составителя ее, считаю нужным заметить со своей стороны следующее.

Потребность в подобном предпринятом нами подробном сборнике сведений о Святителе Николае давно уже назрела в нашем обществе и требует удовлетворения. С разных сторон давно уже слышатся запросы о цельном и полном исследовании об Угоднике Божием, искони столь славном и почитаемом в нашем отечестве. Поэтому, когда я увидел, что располагаю уже довольно обширным запасом сведений о Чудотворце, хотя еще и не совершенно законченным, я решил на время остановиться и окончить свою работу, хотя и из того неполного, что я имел. Меня подкрепляла в моем решении мысль, что и в том, что даст моя работа в настоящем своем виде, она крайне своевременна, полезна и даже необходима. Я думал, что если и выйдет односторонне обработанным мое исследование, то – во-первых – этим оно не лишает меня возможности продолжать далее свои изыскания и впоследствии дополнить и обработать свой труд совершенно. Во-вторых – православные читатели, которым главным образом посвящается это исследование, легко извлекут из него и в таком виде все потребное для их души, ума и сердца. Религиозному сознанию русского народа и из предлагаемого будет видно все великое национальное, историческое значение славного Чудотворца для нашего отечества, и сердцу каждого благоговейного русского человека достаточно будет и сказанного для проникновения чувствами удивления, восторга, благодарности и любви к Святителю. Вместе с тем я надеялся, что и в таком виде мой труд представит во всей целостности если не всю сущность, то весь объем и путь исследования о великом Угоднике по отношению к его величайшему значению для нашей земли. Осмеливаюсь полагать, что, в соединении с первой половиной труда моего сотоварища, моя часть и в таком виде доставит почитателям Святителя если не все постоянное законченное здание литературного храма имени Чудотворца, то хотя весь план этого памятника, широко намеченный, и много материала.

Итак, основываясь на всем вышесказанном, прошу моих будущих читателей благосклонно извинить мне многие недостатки моего труда, все, иногда столь очевидное, в нем несоответствие между величием взятой на себя задачи и несовершенством ее исполнения.

В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю свою признательность всем лицам, сочувственно отозвавшимся на мои запросы о их местных святынях имени Угодника и помогшим мне художественным и литературным материалом в моей работе, и особенно глубокочтимому профессору Н. В. Покровскому.

А. Вознесенский

Житие и чудеса Cвятителя Николая

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ХРИСТОВА НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Гонение на христиан Валериана. Рождение святого Николая до выступления на общественное служение

Около 16 веков прошло с тех пор, как жил на земле Святитель и Угодник Божий Николай, великий чудотворец, архиепископ Мирликийский, которого теперь чтит и прославляет весь христианский мир за его ревность по вере, добродетельную жизнь и бесчисленные чудеса, совершаемые им и до сих пор всем, прибегающим к нему с верой в его помощь и милосердие Божие.

Промыслу Божию угодно было послать на землю Святителя Николая в одно из самых трудных для христианства времен. Третий век по Рождеству Христову, во второй половине которого он родился, был временем решительной борьбы христианства и язычества, когда окончательно должен был решиться вопрос – Христова ли вера заменит язычество, или же последнее останется несокрушимым и навсегда подавит христианство? Христианство, несомненно, превосходило уже разлагавшееся язычество своей внутренней силой, основанной на божественном учении Иисуса Христа и Его святых апостолов. Но на стороне язычества находилась в то время внешняя сила, которая всеми доступными ей средствами старалась подавить ненавистное для нее христианство. Так, христианин считался преступником законов, врагом Римских богов и кесаря, язвой общества, которую всячески старались истребить. Ревностные язычники – римские императоры, – считая христианство погибелью для Римской империи, а христиан – самыми опасными ее врагами, устроили на них жестокие гонения, во время которых заставляли их отрекаться от Христа и поклоняться идолам и изображениям кесаря. Если же христиане не соглашались на это, их бросали в темницы и подвергали мучительнейшим пыткам – томили голодом и жаждой, били розгами, веревками и железными прутьями, жгли на огне. Если же и после всего этого они оставались непоколебимы в христианской вере, то их предавали не менее мучительной смерти – топили в реках, отдавали на растерзание диким зверям, сжигали в печах или на кострах. Невозможно перечислить все те жестокие мучения, которым подвергали раздраженные язычники ни в чем не повинных христиан! Одним из самых тяжелых гонений на христиан было гонение, предпринятое римским императором Валерианой. В 258 году по P. X. он издал эдикт, которым предписывались ужасные меры по отношению к христианам. По этому эдикту епископы, пресвитеры и диаконы умерщвлялись мечами; сенаторы и судьи лишались своих имуществ, а если и тогда оставались христианами, то также предавались казни; знатные женщины, по отобрании у них имущества, отправлялись в ссылку, все прочие христиане, закованные в цепи, осуждались на каторжные работы. Гонение это с особой силой пало на пастырей Церкви, и многие из них запечатлели свою веру мученической смертью. (Тогда святой Киприан в Карфагене пал под секирой, святой Лаврентий в Риме был испечен на железной решетке.)

Вместе с этой книгой вы получили Зарайскую икону святителя Николая Чудотворца, или Николу Зарайского, – один из самых известных и почитаемых древних образов святого.


Святителю Николаю Чудотворцу молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о поломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или смерти, об укреплении и чистоте православной веры… Всего перечислить невозможно. Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы.


Молитва святителю Николаю Чудотворцу


О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю. О пресловухций в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прошение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

От составителя

Святитель Николай Чудотворец, или Николай Угодник, – один из самых любимых и почитаемых православных святых в России. Он – небесный покровитель военных, мореплавателей и путешествующих, защитник заключенных и сирот, грозный обличитель злых, «питатель нищих и богатство бедных». Кстати, католический Санта Клаус, приносящий детям подарки и исполняющий их самые заветные желания под Рождество, – тоже не кто иной, как Николай Угодник. По словам святого Андрея Критского, Николай Чудотворец являлся к людям, обремененным различными бедствиями, подавал им помощь и спасал их от смерти: «Своими делами и добродетельной жизнью святитель Николай сиял в Мирах, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал Ее, как лилия при источнике, был для у Нее миром благоуханным!» Святитель Николай – удивительный святой. Грек по национальности, живший в IV веке в Ликии (юг нынешней Турции), святитель Николай прославлен по всему миру, но особенно в России. Во многих российских городах есть храмы, посвященные святителю Николаю, почти в каждом доме раньше была чтимая икона Николы Угодника. Именно к нему, как ни к кому другому, обращаются за помощью в житейских нуждах, его почитают как самого скорого помощника в бедах и скорбях.

«Необычайное почитание святого Николая в России вводит многих в заблуждение: полагают, что он якобы происходил оттуда», – писал в своей книге «Святитель Николай Чудотворец. Житие, чудеса, предания» итальянский священник-доминиканец Джерардо Чоффари.

Как отмечают православные писатели, причина столь масштабного почитания проста – это не заставляющая себя ждать, почти мгновенная помощь от Бога, посылаемая по молитвам этого величайшего святого. Людям, хотя бы раз обращавшимся к святителю с молитвой веры и надежды, это, безусловно, известно. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее.

Житие Николая Чудотворца весьма скромно, и, собственно, о земной его жизни известно не очень много. Зато целые тома составлены на основе свидетельств о бесчисленных и удивительных чудесах, которые произошли по молитвам к святителю Николаю уже после его смерти и продолжают совершаться и по сей день.

В этом издании вы найдете рассказ о многих чудесах святителя Николая, в том числе произошедших совсем недавно – в новейшей истории России.

В конце книги мы приводим акафист святителю Николаю – сборник особенных молитв, с которыми каждый может обратиться к Угоднику Божию. И уверены, скорая помощь Святителя не заставит себя ждать.

Слово Патриарха: Живая память

Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских :


«19 декабря Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Святитель Николай жил в конце III – начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу – силу совершать чудеса.

Память Церкви – ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память – она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви – это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, – святым Божиим угодникам.

Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ – наши молитвы сбываются…»

О жизни святителя Николая Чудотворца

Будущий святитель родился во второй половине III века в приморском городе Патаре, на полуострове Ликия – на южном берегу Малой Азии. Сейчас это территория Турции. Город Патара, где родился святой, полностью исчез с лица земли, а древняя великая империя Мир Ликийских сократилась до размеров деревни с числом жителей в несколько тысяч (Демре, Кале). Малая Азия в ту эпоху принадлежала к эллинской цивилизации. И, несмотря на ее номинальное вхождение в состав Римской империи, исследователи считают святителя Николая «греком». Его греческое имя Николаос обозначает «побеждающий народ». Его родители были знатного рода и весьма богаты. При этом они были добродетельными и благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. О детстве святителя известно очень мало. По примеру родителей Николай рос милосердным и добрым. Маленький Николай избегал шумных игр своих сверстников, стараясь следовать евангельским заветам. Когда мальчик подрос, родители отдали его учиться. Он был одарен острым умом и особенно любил читать книги, и прежде всего, книги Священного Писания. С раннего детства святой Николай полюбил церковь, где проводил много времени. Родители особенно заботились о его воспитании и старались внушить сыну истины христианства и направить его к праведной жизни.

О юноше, который выделялся среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, узнал епископ города Патары. Он посоветовал родителям отдать его на служение Господу. Они охотно согласились. Епископ рукоположил Николая в клирики, после чего святой Николай стал вести еще более строгую подвижническую жизнь.

Таинственный благодетель

Родители Николая умерли, оставив сыну богатое наследство. Для молодого священника не было никакого сомнения в том, что доставшееся ему богатство должно быть употреблено во славу Божью и на помощь людям. И Господь вскоре предоставил ему возможность совершить богоугодное дело.

По соседству со святым Николаем проживал человек, некогда знатный и богатый, но к тому времени впавший в крайнюю нищету. Исчерпав все возможности для выхода из тяжелого положения, он, отчаявшись, решил отправить своих дочерей на позор – торговать телом. Святитель Николай решил спасти и отца, и дочерей.

Юность Николая


Взяв мешочек с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к убогому жилищу, в котором ютился теперь бывший богач, и через окно бросил золото внутрь, а сам поспешно возвратился домой. Какова же была радость несчастного отца, когда на утро он нашел золото: теперь он мог обеспечить старшую дочь приданым, не позоря ее и свою честь. К радости примешивалось недоумение: кто он – его тайный благодетель, кого благодарить за такую щедрость? Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь.

Святитель Николай, видев, что его благодеяние принесло надлежащий плод и уже одна свадьба сыграна, решил довести дело до конца. В одну из ночей он снова через окно тайно подбросил в хижину бедняка другой мешочек с золотом.

Отец вскоре выдал зам уж и вторую дочь. Надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери, бедняк решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно отблагодарить его. Для этого он не спал ночей и выжидал неведомого тайного гостя.

Ждать ему пришлось недолго: скоро и в третий раз Николай пришел на помощь бедному соседу. Услышав звон упавшего золота, отец выбежал из дома и догнал своего благодетеля. Узнав в нем соседа Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его за спасение от духовной гибели.

Таинственный благодетель


Святой Николай взял с главы семейства слово, что тот никому не скажет, кто ему помогает. Вскоре и третья дочь бедняка удачно и счастливо вышла замуж, торговые дела его пошли на лад, и он тоже стал помогать людям.

Святой Николай продолжал помогать нуждающимся. Как пишут составители древних текстов, невозможно даже кратко рассказать, сколько голодных он накормил в родном городе, сколько одел нагих, сколько выкупил должников.

И, хотя святой Николай, избегая мирской славы, старался творить дела милосердия втайне, молва о его щедрости распространилась по городу. Архиерей по достоинству оценил юношу и рукоположил Николая в пресвитеры. По внушению Святого Духа владыка пророчески предсказал народу в церкви: «Братья! Я вижу новое солнце, восходящее над землей. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его своим пастырем, ибо он упасет души заблудших, насытит их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях».

Нищий становится архиереем

Избегая людской славы, пресвитер Николай решил уехать из родного города, где его хорошо знали и оказывали ему почести. Господь привел его в Миры – столицу Ликии.

Здесь он стал жить как нищий, не имея своего угла, и все время проводил в храме Божьем. Святой Николай настолько смирил себя, что Господь, «унижающий гордых и возвышающий смиренных», не преминул возвысить его.

Нищий становится архиереем


Как раз в то время скончался архиепископ – главное духовное лицо города Миры и всей Ликийской церкви. По этому случаю из соседних епархий в столицу прибыли епископы, чтобы выбрать преемника почившему. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было. Долго молились епископы, прося Господа указать на самого достойного. И Господь услышал мол итву своих служителей: старейшему из архиереев во сне Он повелел поставить в епископы Мир Ликийских того, кто первым придет в храм, и даже назвал имя этого человека – Николай. Совместно помолившись, епископы решили, что если все так и произойдет, то новому Святителю будет приуготовлено славное будущее пастыря.

Епископ, которому было видение, еще с вечера отправился в храм и незаметно встал в притворе. Первым по обыкновению в храм пришел святой Николай. «Как твое имя?» – спросил его епископ. Узнав, что раннего богомольца зовут Николаем, он повел его к собравшимся. Сомнения, кого поставить во главе Церкви, у епископов отпали сами собой.

Святой Николай отказывался от столь высокого звания, считая себя недостойным. Но воля Божья была очевидна – и вскоре Николай стал святителем Мир Ликийских.

Значительны и широки были обязанности епископа в то время: он не только должен был учить своих духовных чад истинной вере, но и заботиться об их житейских нуждах, устраивать их дела, разбирать споры, тяжбы и жалобы, мирить… Теперь жизнь Николая стала принадлежать не ему, а его пастве: двери его дома не закрывались, он одинаково помогал и сильным мира сего, и беднякам, был отцом сиротам, кормильцем нищих, утешителем плачущих, заступником обижаемых…

Время испытаний

Приближалось время испытаний… В 300-е годы Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана: храмы разрушались, Божественные и богослужебные книги сжигались, священнослужители заключались в темницы и предавались пыткам, христиане подвергались преследованиям и мучениям. Так, только в одной Никомидии (столице Восточной Римской империи) в день Пасхи было сожжено в храме двадцать тысяч христиан.

Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу. Там, несмотря на голод, жажду и страдания, архиепископ Мир Ликийских укреплял заключенных в вере, чтобы они были готовы пострадать за Христа. Святитель провел в заточении довольно продолжительное время…

С воцарением в 323 году императора Константина Великого гонения на христиан прекратились, и святой Николай снова стал во главе своей паствы, ревностно утверждая православную веру, искореняя ереси и язычество. По его указанию в Мирах был разрушен храм Артемиды – главный городской центр язычества.

В то время вспыхнули сильные волнения в связи с ересью, начало которой положил современник святого Николая – священник из Александрии Арий (256–336). Церковь сотрясла бурная богословская полемика о природе Иисуса Христа – является ли Сын Божий равным (или же нет) Своему Небесному Отцу. Жесткие споры буквально раскололи Империю надвое. Арий отрицал Божественную природу Господа Иисуса Христа.

Для умиротворения Церкви император Константин созвал в 325 году Первый Вселенский (Никейский) собор. В числе 318 епископов присутствовал на Соборе и святой Николай Мирликийский.

Существует предание, что во время одного из соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай наградил еретика пощечиной. Отцы Собора сочли такой поступок чрезмерным, они лишили святителя архиерейского сана и заключили его в тюремную башню.

Ночью заключенному Чудотворцу было видение: к нему в узилище явились Христос и Его Пречистая Матерь. Господь Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор.

Время испытаний


В это же время и несколько участников Собора удостоились одного и того же видения. Епископы увидели заключенного в тюрьму Николая. С левой стороны от узника стоял Спаситель, подающий ему Евангелие, а с правой – Богородица, возлагающая на него святительский омофор. Архиереи отправились в темницу и увидели Николая, облаченного в омофор, с Евангелием в руке. Незамедлительно святого Николая освободили из-под стражи, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого Угодника Божиего…

Никейский собор осудил ересь Ария и составил «Символ Веры», который мы каждую службу слышим в храмах и произносим во время утренней молитвы.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой: утверждал в вере христиан, обращал к истинной вере язычников и вразумлял еретиков, спасая их тем самым от гибели. Много чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении на Мирликийской кафедре.

Избранные чудеса святителя Николая, которые он совершил при жизни

Спаситель голодающих

Заботясь о духовном окормлении своей паствы, святой Николай не забывал и об ее телесных потребностях: так, когда в Ликии наступил страшный голод, добрый пастырь для спасения голодающих сотворил чудо. Святитель явился во сне одному купцу в Италии, грузившему хлебом свой корабль, дал ему в задаток три золотые монеты и повелел плыть в город Миры. Проснувшись, купец обнаружил зажатые в руке три золотые монеты. Поняв, что это – повеление свыше, он привел свой корабль в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь купец рассказал о видении, и горожане по его описанию узнали своего архипастыря.

Спасение голодающих


Отец Джерардо Чоффари, директор Св. – Николаевского исследовательского центра и заведующий Архивом и Библиотекой базилики Св. Николая приводит еще один эпизод о спасении святителем Николаем голодающих.

Святитель узнал, что из Александрии в Константинополь вышли корабли с зерном. Когда суда причалили в Мирах Ликийских, святитель взошел на палубу одного из кораблей и попросил капитана отсыпать голодным жителям понемногу зерна с каждого корабля. Капитан категорически отказался, объяснив, что зерно получено как подать с Египта, и он обязан доставить груз неприкосновенным (вес зерна при выгрузке тщательно контролировали приемщики). А в случае нарушения приказа его ожидают самые серьезные неприятности. Николай продолжал мягко взывать к милосердию капитана и в конце концов сумел убедить его. Население с радостью получило хлеб, утолило голод и засеяло зерном пустые поля, давшие в последующие годы обильный урожай.

Капитан тем временем продолжал свой путь к Константинополю в большом беспокойстве. Но, к его изумлению, вес привезенного туда хлеба остался точь-в точь таким же, каким был при погрузке в Александрии.

Это чудо с хлебом стало одной из основ широчайшего почитания святителя Николая среди крестьян-землепашцев.

А в Италии, по свидетельству отца Джерардо Чоффари, родилась традиция и Николиных хлебцев: в Бари во время празднования памяти перенесения мощей Святителя паломники в прошлом получали баранки (по местному, таралли) на особой связке.

Защитник невинно осужденных

Святитель Николай славился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

В последние годы царствования Константина Великого во Фригии вспыхнул мятеж. Для его усмирения туда было послано войско под начальством трех стратилатов (воевод): Непотиана, Урса и Герпилиона. Корабли их прибило бурей к берегам Ликии, где им пришлось простоять долго. Припасы истощились, воины стали грабить население, которое сопротивлялось, даже произошла жестокая схватка у города Плакомата. Узнав об этом, святитель Николай лично прибыл туда, прекратил вражду, а затем вместе с тремя воеводами отправился во Фригию, где добрым словом и увещеванием, без применения военной силы, усмирил мятеж. Здесь ему сообщили плохую весть: за время его отсутствия в Мирах градоправитель столицы – Евстафий – невинно осудил на смертную казнь трех граждан, оклеветанных врагами. Святитель Николай поспешил домой и с ним – трое царских воевод, которые прониклись сильным почтением к доброму архиерею, оказавшему им столь великую услугу.

В Миры прибыли они в самый момент казни. Палач уже заносил меч, чтобы обезглавить несчастных, но святитель Николай властной рукой вырвал у него меч и повелел освободить невинно осужденных. Никто из присутствующих не осмелился противиться ему: все поняли, что творится воля Божия. Трое царских воевод дивились сему, не подозревая, что вскоре и им самим понадобится чудесное заступничество святителя.

Возвратившись к царскому двору, Непотиан, Урс и Герпилион заслужили почет и благосклонность царя. Этим они вызвали зависть и вражду со стороны прочих царедворцев, которые оклеветали перед царем трех воевод, рассказав властителю, будто те пытались захватить власть.

Спаситель невинно осужденных


Завистливые клеветники сумели убедить царя: только что бывшие в почете и милости воеводы оказались заключены в темницу и осуждены на смерть. Тюремный сторож предупредил их, что казнь должна состояться на следующий же день. Невинно осужденные стали горячо молиться Богу, прося заступничества через святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и властно потребовал освободить трех воевод, угрожая поднять мятеж и лишить царя власти.

«Кто ты, что смеешь требовать и угрожать царю?»

«Я – Николай, Мир Ликийских Архиепископ!»

Проснувшись, царь стал размышлять об увиденном во сне. В ту же ночь святитель Николай явился во сне и начальнику города Евлавию и потребовал освободить невинно осужденных.

Царь призвал к себе Евлавия и, узнав, что и ему было такое же видение, велел привести трех воевод.

«Какое колдовство делаете вы, чтобы давать мне и Евлавию видения во сне?» – спросил царь и рассказал им о явлении святителя Николая.

«Мы не делаем никакого колдовства, – отвечали воеводы, – но сами ранее были свидетелями, как этот архиерей спас в Мирах невинных людей от смертной казни!»

Царь велел рассмотреть их дело и, убедившись в их невиновности, отпустил.

Просмотров