Явление моисею неопалимой купины. Икона Неопалимая купина: история возникновения

Призвание Моисея. Неопалимая купина

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его,

8 И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?

12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?

14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий ([Иегова]). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.

15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

16 Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте.

17 И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.

18 И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.

19 Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою.

20 И простру руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.

21 И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками.

22 Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.

И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне, и не послушают голоса моего, и скажут: «не явился тебе Господь?»

2 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

3 [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

4 И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою и взял его; и он стал жезлом в руке его.

5 Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

6 Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху. Вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег.

7 [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху. И вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его.

8 Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого.

9 Если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.

10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.

11 Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?

12 Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить.

13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем.

15 Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать.

16 И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога.

17 И жезл сей возьми в руку твою; им ты будешь творить знамения.

18 И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром.

19 И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей.

20 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла, и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.

21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.

22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой.

23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.

24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

25 Тогда Сепфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.

26 И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию.

27 И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его.

28 И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал.

29 И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых;

30 И пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал [Моисей] знамения пред глазами народа.

31 И поверил народ. И услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.

Исх 3, 1–22; 4, 1–31

Доменико Фетти. Моисей перед Неопалимой Купиной. XVII в.

Исх 3, 1–22; 4, 1–31

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Призвание Моисея. Исх. 3–4Медленно и постепенно Господь приготовлял Своего избранника к великой миссии. Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды

Из книги Метафизика Благой Вести автора Дугин Александр Гельевич

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

«Неопалимая Купина» Неопалимая Купина – явившийся Моисею куст, что горит и не сгорает, – является одним из прообразований Божией Матери в Ветхом Завете. На таких иконах Ее изображают окруженною огненным сиянием. Вот описание одной из подобных икон – в церкви в

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что такое неопалимая купина? Неопалимой купиной принято называть упоминаемый в ветхозаветной книге Исхода горящий, но не сгорающий терновый куст, замеченный Моисеем, когда он пас овец своего тестя в окрестностях горы Хорив в стране мадианитян (на Синайском полуострове).

Из книги Лекарство от скорби и утешение в унынии. Молитвы и обереги автора Исаева Елена Львовна

«Неопалимая Купина» Образ Божией Матери «Неопалимая Купина» чаще всего изображается в виде восьмиугольной звезды, окружающей Приснодеву с Младенцем. Звезда состоит из двух четырехугольников, один из которых окрашен в красный цвет (образ огня), а другой – в зеленый

Из книги Малая трилогия автора Булгаков Сергей Николаевич

КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ Православная Церковь чтит Матерь Божию как превысшую всей твари, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Нельзя даже выразить словом всего того молитвенного почитания Пречистой, какое воздает Ей всякая верующая душа вместе со св.

Из книги Главные молитвы к Пресвятой Богородице. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

От пожара и от поражения дома молнией. Божией Матери пред Ее иконой «Неопалимая Купина» Молитва перваяЦарице Небесная, Владычице наша, Госпоже вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца

Из книги Главные молитвы о здравии и избавлении от бед. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

От пожара и от поражения дома молнией. Божией Матери пред Ее иконой «Неопалимая Купина» О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!Припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречистою иконою Твоею, еюже дивны и преславная чудеса

Из книги Паломничество на Синай автора Алфеева Валерия Анатольевна

Неопалимая купина После литургии отец Михаил, секретарь монастыря, проводит меня по безмолвному и погасшему храму.План базилики был бы вполне традиционным: прямоугольник с выступом алтарной апсиды и пятью изолированными приделами вдоль каждой стены. Но два из них -

Из книги Главные молитвы на всякую потребу. По учению святых угодников Божиих. Как и в каких случаях молиться автора Глаголева Ольга

Призвание Моисея На парусах арки перед алтарным сводом, по сторонам двойного окна, разделенного колонкой и обведенного арочками с пурпурной каемкой и орнаментом из четырехлистника, есть еще два изображения Моисея. На одном из них он снимает сандалию перед густо

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Молитва Божией Матери пред Ее иконой «Неопалимая Купина» от пожара и от поражения дома молнией О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!Припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречистою иконою Твоею, еюже дивны и преславная

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Икона Божией Матери «Неопалимая купина» (4/17 сентября) Молитва перваяО Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа, припадаем и покланяемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивная и преславная чудеса содеваеши, от

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

«Неопалимая купина» В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив.Икона Богоматери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Призвание Моисея Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив (Синай), которая у мадиамитян называлась горой Божией.

Из книги Мудрость Пятикнижия Моисеева автора Михалицын Павел Евгеньевич

Поучение 4-е. Празднование иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» (Как мы должны чествовать Матерь Божию?) I. К числу наименований, какими св. Церковь чествует Пресвятую Богородицу, относится наименование: Купина неопалимая. Так оно встречается в церковных песнопениях

Из книги автора

Феофания в пустыне: неопалимая купина Подробности этого необычного Богоявления описаны в третьей главе книги «Исход» следующим образом: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией,

Жизнь Моисея состоит из трех периодов, по сорок лет каждый.
Первые сорок лет он провел в Египте. Он был усыновлен дочерью фараона в трехмесячном возрасте. Когда ему пришлось бежать из Египта ради спасения жизни, он отправился в землю Мадиамскую. Бог явился Моисею в виде горящего куста и повелел ему вернуться в Египет и вывести Израиль из рабства. Последние сорок лет своей жизни он провел, водя сынов Израилевых по пустыне.

Фактически, в Библии не сказано, что горящий куст (или, так называемая неопалимая купина), был прообразом церкви. Однако, рассматривая горящий куст и церковь, можно отметить достаточно соответствий между ними, достойных нашего внимания.

Когда Бог явился Моисею в виде горящего куста, Бог повелел ему снять обувь, ибо место, на котором Моисей стоял, была святая земля (Исх. 3:2-5).



4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

(Исх.3:2-5)

Именно из того куста Бог объявил Моисею Свою волю — вывести Израиль из египетского рабства (Ис. главы 3 и 4).

Церковь — это святое место

(Евр. 10:19-22; 1 Кор. 11:17-34; Мат. 26:26-29).

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,

(Евр.10:19,20)

17 Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

(1Кор.11:17-34)

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.

(Матф.26:26-29)

Священна именно церковь, а не здание.

Церковь должна провозглашать слово Божие, чтобы освободить грешников от рабства греха (Мат. 28:18-20; Еф. 3:10,11; 1 Тим. 3:15).

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

(Матф.28:18-20)

10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

(Еф.3:10,11)

15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

(1Тим.3:15)

Из тех же отрывков мы узнаем, что церковь должна наставлять святых. Церковь должна помогать нуждающимся (Гал. 6:10; 2 Кор. 9:12,13).

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

(Гал.6:10)

12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,

(2Кор.9:12,13)

Церковь также должна осуществлять поклонение (Иоан. 4:24; Евр. 10:25).

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

(Иоан.4:24)

Работа церкви может быть также извращена, как церковь в Коринфе извратила сущность Вечери Господней, превратив ее лишь в пиршество любви (благотворительные обеды) (1 Кор. 11:17-34). Не было ничего плохого в благотворительных пиршествах, которые устраивали богатые члены общины, пока они не привели к извращению богослужения (1 Кор. 11:17-34; Иуд. 1:12).

1 Кор. 11:17-34 — отрывок читать выше
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;

(Иуд.1:12)

Горящий куст

Горящий куст находился в пустыне и был он, как казалось, ничего уже не стоящим и почти погибшим. Тем не менее, именно из этого куста Бог говорил с Моисеем. Церковь находится в окружающем ее мире, пустыне греха (1 Иоан. 5:19).

9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

(1Иоан.5:9)

Многим церковь кажется бесполезной и незначительной. Но Иисус не отдал бы Свою жизнь и не приобрел бы церковь Своей кровью, если бы она была ничего не стоящей (Деян. 20:28; Еф. 5:25).

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

(Деян.20:28)

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

(Еф.5:25)

Церковь состоит из спасенных, потому что Сам Господь прибавляет спасаемых к церкви (Деян. 2:47).

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

(Деян.2:47)

Пламя не могло поглотить куст.

Это побудило Моисея повернуться и рассмотреть его (Исх. 3:2,3).

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

(Исх.3:2,3)

Церковь подвергается жгучим гонениям, даже и в наши дни, но церковь не подвержена и не будет подвержена истреблению (Дан. 2:44; Мат. 16:18; Деян. 14:21,22; 1 Пет. 1:7; 4:12).

44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,

(Дан.2:44)

18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

(Матф.16:18)

21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.

(Деян.14:21,22)

7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,

(1Пет.1:7)

12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,

(1Пет.4:12)

Бог был среди горящего куста (Исх. 3:4).

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

(Исх.3:4)

Бог пребывает сегодня в церкви (Еф. 2:20-22; Кол. 1:27).

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Еф.2:20-22)

27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,

(Кол.1:27)

Церковь - храм Божий (1 Кор. 3:16,17).

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.

(1Кор.3:16,17)

Нам следует осознавать, что Бог обитает в Его святом храме (Пс. 10:4; Авв. 2:20; Евр. 12:22-24).

4 Господь во святом храме Своем, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.

(Пс.10:4)

20 А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!

(Авв.2:20)

22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

(Евр.12:22-24)

Собрания церкви, таким образом, должны проходить в атмосфере благоговения.

Горящий куст (неопалимая купина)

  1. Из этого куста Бог объявил Моисею Его поруче­ние — вывести Израиль из египетского рабства (Исх. главы 3 и 4)
  2. То место было святой землей (Исх. 3:2-5)
  3. Куст был бесполезным и погибшим
  4. Горящий куст находился в пустыне
  5. Куст не был уничтожен огнем (Исх. 3:2)
  6. Бог был среди куста (Исх. 3:4)

Церковь

  1. Из церкви провозглашается поручение Божие ос­вободить человека от рабства греха (Мат. 28:18­20; 2 Кор. 4:7; Еф. 3:10,11; 1 Тим. 3:15)
  2. Церковь — святое место (1 Тим. 3:15; Еф. 3:10,21; Евр. 10:19-22; 1 Кор. 11:17-34; Мат. 26:26-29)
  3. Церковь многоценна, но многими считается бес­полезной и незначительной (Деян.2:47; 8:34; 20:28; Еф.3:21; 5:25)
  4. Церковь среди пустыни греха (1 Иоан. 5:19)
  5. Церковь не могут истребить жгучие преследования (Дан. 2:44; Деян. 14:21,22; 1 Пет. 1:7; 4:12,13; Мат. 16:18)
  6. Бог пребывает в церкви (1 Кор. 3:16,17; Еф. 2:20­22; Кол. 1:27)

Молитвы иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» помогают сохранить ваш дом от пожара, поджога и поражения молнией. Но самое главное значение этой иконы – защита наших душ от геены огненной и в наших просьбах о том, чтобы Богоматерь с помощью этого образа помогла нам огнем выжечь все наши душевные грехи и страсти.
Перед иконой Неопалимой Купины люди просят Богородицу защитить их от вражеских нападений, а также об исцелении души и тела.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ИКОНЫ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА

История рождения иконы — одна из самых древних, которая описана в Ветхом Завете Библии.
Однажды Моисей, в то время, будучи обычным пастухом, недалеко от горы Синай (древнее название Хорив) пас в пустыне овец и вдруг увидел вдалеке огонь. Подойдя ближе, пастух увидел чудо – это горел, но не сгорал терновый куст, получивший впоследствии название «Неопалимыя Купины». И вдруг из самого пламени явился сам Господь Бог, который во время разговора дал Моисею наставления о том, как освободить израильтян от египетского рабства. Но самое ценное в этом разговоре было то, что человечество получило Божий завет, десять скрижалей, заповедей, которыми мы пользуемся и до сих пор.
Получив в помощь от Господа дар пророчества и чудотворения, пророком Моисеем была исполнена Божия воля.

Сейчас место нахождения куста, из огня которого Моисею явился Господь, на территории монастыря Святой Екатерины, основанного в 4 веке у подножия горы Синай, которую паломники называют горой Моисея.
В 324 году по приказу святой Елены, которая была матерью императора Константина, на месте, где растет куст была построена капелла. Корни знаменитого куста находятся прямо под алтарем монастырского собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина».
Знаменитую Купину пересадили недалеко от часовни, где растение находится до сих пор. Это единственный случай пересадки куста на всём Синайском полуострове. Были попытки дать жизнь Купине в другом месте, но корни так и не дали отростков!
В часовне нет иконостаса, который скрывал бы алтарь от верующих, и поэтому паломники могут увидеть под престолом то место, где находился священный куст.
Это место оформлено в виде отверстия в плите и закрыто серебряным щитом с чеканкой, на которой изображены горящий куст Купина, Преображение, Распятие, евангелисты, святая Екатерина и сам Синайский монастырь.

Паломники должны входить сюда без обуви, именно так заповедал Бог пророку Моисею:

«сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5).

Монастырь Святой Екатерины находится недалеко (в двух часах езды на автобусе) от популярного у россиян места отдыха в Египте – Шарм-эль-Шейха. До закрытия авиасообщения с Египтом, с этого курорта были организованы туристические поездки в монастырь, где своими глазами можно было увидеть то место, где человек разговаривал с Богом!

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЫ

Образ Божией Матери и ее «Неопалимая» икона занимает очень важное место в православии.
Вариантов исполнения иконы Купины- много. Иногда мы видим изображение иконы Божией Матери в пламени, которое горит, но не обжигает ее. Но чаще Богоматерь на иконе находится на фоне восьмиконечной звезды, которая образована из двух ромбов, один из которых красного цвета, обозначающего огонь, а другой зеленого, символизирующего цвет тернового куста. Иногда встречаются четырехугольники, окрашенные в голубой или синий цвета.

Неопалимая Купина — изображения на иконах



В центре изображение Божией Матери с младенцем. По краям красного четырехугольника изображены человек, лев, телец и орел, символизирующие образы евангелистов, которые упоминаются в Апокалипсисе: Ангел (Матфей), Лев (Марк), Телец (Лука) и Орел (Иоанн).
Богоматерь находится в окружении подчиняющихся Ей небесных сил, архангелов и ангелов стихий — грома, ветра, молнии, дождя, росы, мороза и мглы. Каждый ангел держит определенные “атрибуты”- чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз ), нагую фигуру (ветер ) .
Богоматерь в своих руках держит лестницу, прислоняющуюся к ее плечу. Этот образ означает, что именно через Святую Деву Сын Божий пришел на нашу землю.
По углам изображения иконы показаны видения пророков, которые связаны с воплощением Христа: в левом верхнем - видение Моисею знамения в виде горящего куста, в правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах, внизу, слева, - видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - лествицы с ангелами.

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА В БОГОСЛОВСКОМ ТОЛКОВАНИИ

Прошло много столетий после того, как Моисей увидел куст Купины. Сейчас это событие получило новые значения.
В Новом Завете Неопалимая Купина, как Невесту Неневестную по непорочному зачатию от Святого Духа, мы чтим Богоматерь.
Как однажды возсиял зеленый куст на святой горе Синай, такой же яркий Божественный Свет сиял вокруг Её Сына во время Преображения на священной горе Фавор.

Всю свою земную жизнь Божия Родительница жила в божественной чистоте. Она приняла в Себя Святого Духа и осталась нетронута Его обжигающим грешников огнем.

Самая главная идея этого образа, увенчанного иконой Неопалимая Купина: любой человек должен любить Бога, стремиться к искоренению своих пороков и тогда он сможет быть под надежной Божьей защитой, что никакие сатанинские попытки не сумеют ее сжечь.
Каждый год в Иерусалиме во время праздника Пасхи, на землю сходит благодатный Божественный огонь, который по рассказам очевидцев тоже обладает чудесным свойством – гореть, но не обжигать.

Однажды, мне () довелось общаться с человеком, который три года подряд видел это чудо – благодатный Пасхальный огонь! Он подтвердил, что да, действительно огонь светит, греет, но не обжигает…
Но ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ВЕРИТ В БОГА.

ЧУДЕСА, СОВЕРШЕННЫЕ СВЯТЫМ ОБРАЗОМ

В 1390 году икону Купины привезли в Москву иноки из Палестины и с того времени в преданиях неоднократно встречаются упоминания о ее чудотворной помощи.

Однажды Димитрий Колошин, конюх царя Феодора Алексеевича, невинно попал в опалу и ему помогла икона Божией Матери Неопалимая Купина. По его молитвам, как-то во сне, Богородица явилась царю и сообщила о невиновности осужденного, после чего дело Димитрия Колошина было пересмотрено, в результате чего он был оправдан. В благодарность Колошин в 1680 году на свои средства построил храм, который был именован Неопалимой Купиной.

В средние века многие строения в Москве были деревянными, из-за чего часто происходили пожары. Но прихожан Неопалимовской церкви огонь не трогал — икону во времена сильных пожаров носили вокруг строений.

В 1822 году в городе Славянске (Донецкой области) стали часто возникать большие пожары. Причину возгораний найти никто не мог. Как-то ночью во сне одной из прихожанок церкви было видение о том, что для защиты от пожаров должна быть написана икона Неопалимая Купина и нужно будет отслужить молебен. Икона Богородицы была написана и перед ней стали постоянно читать молитвы. Практически сразу же, во время очередного пожара, была задержана местная сумасшедшая, которая и оказалась виновником этих трагедий. После ее задержания пожары сразу прекратились.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕОФИЛЬМ

О том, почему Моисей пас свои стада в… пустыне, как святые отцы объясняли явление Неопалимой Купины, о «священном любопытстве» Моисея и о том, какую «обувь» должен снять каждый христианин, рассказывает протоиерей Олег Стеняев .

То, что можно назвать духовным приготовлением Моисея, описывается и во 2-й, и в 3-й главе Книги Исход. В этих главах рассказывается, как Господь формировал характер Моисея, развивая и раскрывая в нем именно чувство обостренного стремления к справедливости: сначала Моисей пытается защитить собрата-еврея и убивает угнетателя-египтянина (ср.: Исх. 2: 11 –12), потом Моисей разнимает уже своих собратьев (ср.: Исх. 2: 13 –14), а после Моисей вступается за дочерей Мадиамского жреца, которых отгоняли от колодца (ср.: Исх. 2: 16 –17).

Пастырь

Но, с точки зрения истолкования святых отцов, главные качества, необходимые для духовного лидера, Моисей приобрел тогда, когда в течение десятилетий пас овец у своего тестя, священника Мадиамского.

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву» (Исх. 3: 1 ).

Было бы более точно перевести, что Моисей пасет овец тестя своего, уводя их далеко за пустыню. И действительно, как можно пасти овец в пустыне? Тому может быть две причины.

Первая причина может заключаться в том, что Моисей щепетильно относится к чужой собственности и не хочет наносить любого ущерба чужим владениям, чужим лугам и наделам земли под выпас овец. Осторожный в мелочах, он реально мог быть возвеличен Богом за строгое стремление исполнить все тонкости Божиего Закона.

Вторая же причина Моисеева удаления со стадом от этого мира есть осознание или, скорее даже, интуитивное предвидение великой Божией миссии, которая ему предстоит: он должен провести Божий народ среди агрессивно настроенных племен и народов и в течение 40 лет водить его по пустыне, «как овец среди волков» (ср.: Мф. 10: 16).

Сами взаимоотношения Создателя с Его творениями рассматриваются в Библии как взаимоотношения пастыря-пастуха с его овцами: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей» (Иез. 34: 12 –13).

Существует предание о том, как однажды Моисей потерял маленькую овечку, долго искал и наконец нашел ее близ бурной реки. Ягненок хотел пить, но не решался сам подойти к столь яростно шумевшему потоку. В умилении Моисей воскликнул: «Бедный ягненок! Я не подумал, что ты просто хочешь пить и поэтому побежал к воде! Ты устал, и вот, я помогу тебе». Напоив овечку, Моисей отнес ее на собственных плечах к стаду. И сказал тогда Господь Бог: «Ты испытываешь сострадание к стаду, принадлежавшему обычному смертному человеку из плоти и крови! Отныне же ты будешь пасти Израиль – Мое стадо».

Выражение «и пришел к горе Божией, Хориву» с одной стороны как бы предвосхищает славные события, связанные с этим местом , с другой же стороны, может свидетельствовать о том, что чудесные события начались сразу, как только Моисей со стадом «пришел к горе».

Существует такое предание: когда Моисей проходил мимо горы Хорив, он обратил внимание на то, что птицы боятся приближаться к горе и кружат в отдалении. Когда же Моисей направился в сторону горы, ему представилось, что гора «в ответ» сама начинает движение в его сторону. Как только Моисей отступал, гора также возвращалась на прежнее место. И лишь когда Моисей, подойдя, вступил на подножье горы Хорив, она обсела и застыла на одном месте. Те из вас, кто какими-нибудь судьбами побывал в пустыне, не сочтут подобное предание недостоверным: известные миражи великих пустынь действительно то приближают крайне удаленные предметы или ландшафты, то удаляют их.

«Шаг в сторону от любви к миру сему»

«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» ( Исх. 3: 2 ).

Выражение из синодального перевода: «в пламени огня» представляется слишком неопределенным, наподобие словосочетания «масло масленое». Правильнее перевести: из сердцевины огня. А «терновый куст», с одной стороны, указывает на материал, наиболее податливый огню, с другой же стороны, указывает на самое малозаметное дерево местной флоры, неудобное и корявое.

Именно так и воспринимаются дети Божии в этом мире. Сказано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1: 26 –28).

Климент Александрийский христоцентрично воспринял видение Неопалимой Купины, покрытой колючками терния:

Как Логос явился в терновом кусте, так и потом, в терновом венке, показал: это – дела того же Божественного всемогущества

«Когда всемогущий Господь вселенной предпринял через посредство Логоса издание Закона и восхотел явить перед Моисеем Свое могущество, является тому Божественное видение в форме света в горящем терновом кусте. Терновый куст есть растение колючее; и когда Логос закончил законодательство и жизнь среди людей, таинственным образом Он опять увенчивается терновым венцом. Возвращаясь туда, откуда пришел, окончил Он дело Своего древнего прихода. Как прежде Логос явился в терновом кусте, так и потом, схваченный, Он в терновом венке показал, что все это – дела одного и того же Божественного всемогущества, что Он есть единый Сын единого Отца, начало и конец мирового времени» .

Литургическое богословие созерцает в Неопалимой Купине и Саму Пресвятую Деву Марию, Которая приняла в Себя неопально Того, о Ком сказано: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня…» (Ис. 64: 1 –2).

В любом пророческом явлении и само слово Божие, и те образы, которыми оно сопровождается, равноценны. Причем иногда слово Бога есть раскрытие видения, а иногда наоборот: пророческие видения наяву более явственны, ярки и лучше запоминаются, нежели видения сонные или пророческие видения в состоянии обморока (ср.: Чис. 24: 4 ). Иногда же чудесное (необычное) явление может приуготовлять человека к самому пророческому диалогу, как бы постепенно приучая, вводя человека в него.

«Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» ( Исх. 3: 3 ).

«Когда Моисей увидел, что купина пылает и не сгорает, он, подивившись видению, сказал: “Пойду и посмотрю на это явление”. Но не то чтобы он сам подразумевал, что пойдет через некое пространство, перейдет горы или преодолеет скалы и долины. Явление было тут же, пред лицом и пред очами его. Но он сказал: “пойду”, чтобы показать, что небесное явление напомнило ему, что он должен вступить в жизнь более высокую и от того, среди чего он жил, перейти к лучшему» .

Слова, переведенные у нас как «пойду и посмотрю», правильнее перевести как «сверну я, пожалуй, и посмотрю».

Именно так и понимает их святитель Григорий Великий, папа Римский, он пишет:

«Потому Моисей, который искал славы высшего созерцания, сказал: “Пойду и увижу видение”. Если бы он сердцем не сделал шаг в сторону от любви к миру сему, то никак не мог бы постичь вышнее» .

«Пойду» – с латинского: «поверну»! А «сделать шаг в сторону» означает свернуть с прежнего пути.

Человек, способный обратить внимание на необычное явление, не пройти мимо него, – это человек с обостренной внутренней интуицией. Именно такие люди, способные оставить свои «стада» человеческих проблем и задуматься о чудесном, и называются «мистиками», для которых надмирное – намного более реально и намного важнее повседневного и будничного.

В православной традиции мистическое богословие раскрывается для людей созерцательного типа, менее, может быть, деятельных, но более созерцательных .

Здесь перед нами раскрывается еще одна причина, почему Моисей «провел… стадо далеко в пустыню»: он мог искать уединения от шумливых язычников Мадиама.

Ведь и Сам Сын Божий в ответственные моменты Своего земного служения искал уединения и тишины, без которых невозможно расслышать истинному человечеству истинного Божества. Сказано: «Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Мф. 14: 13 ). И еще: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин. 6: 15 ).

Так и Моисей! И тем более каждый из нас, оглушенный криками и визгами так называемого «цивилизованного» мира, нуждается в раздумье тишины и несуетного одиночества. Хотя бы на некоторое время, на год или на месяц, пусть даже всего лишь на один день или один час…

Темпы современного мира, наступательные информационные потоки поглощают сознание и возвращают его нам искаженным, надорванным и полуистлевшим. Нам не хватает вдумчивых советов и тихих наставлений, которые можно расслышать только сердцем. Мир политики, да и религии, кричит, агитирует, занимается своим маркетингом, а нужно остановиться и остановить несущиеся по нашему сознанию отнюдь не наши, чужие мысли, услышать голос древности, голос не надрывный, а рассудительно спокойный, с тихой радостью личностного общения с прошлым. Сказано: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6: 16 ).

С другой стороны, вопрос: «великое явление, отчего куст не сгорает» – это экклезиологический, то есть церковный, вопрос. Рационально невозможно объяснить существование народа Божия в двух его исторических измерениях: ветхозаветного и новозаветного времени.

Священная история Ветхозаветной Церкви показывает нам, сколько раз существование народа Божия приближалось к трагической черте «окончательного решения еврейского вопроса»: это происходило в Египте, в Вавилоне, в Персии, в Греции и Риме! Но и священная история Новозаветной Церкви, которая продолжается до сих пор, являла трагические страницы попыток «полного решения церковного вопроса» – как в античные времена, так и во времена ведения исламских войн.

В сущности, в СССР большую часть XX века происходили . Это, в частности, и «безбожные пятилетки», и обещание Никиты Хрущева показать по телевизору последнего русского священника.

Но самое страшное гонение – еще впереди. И у пророка Даниила мы находим слова: «…и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге» (Дан. 12: 1 ).

Залог того, что неопалимая купина святой Церкви никогда не погаснет и будет осиять мрак последних времен огненными языками благодатных даров Духа Святого неопально для самих ее носителей, – это слова Создавшего закон и Церковь Нового Завета, произнесенные в Кесарии Филипповой: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18 ).

Сними обувь – символ мертвости

«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» ( Исх. 3: 4 ).

Ангел Господень – то есть Сам Божественный Логос, о Котором сказано: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал» (1 Пет. 1: 10 –11) – теперь предвозвещает Моисею, дважды называя его по имени: «Моисей! Моисей!»

Повторение имени дважды всегда свидетельствует об особенном Божественном одобрении или призвании. Сказано: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он (то есть Авраам. – прот. О.С. ) сказал: вот я» (Быт. 22: 11 ). И еще: «И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он (то есть Иаков. – прот. О.С. ) сказал: вот я» (Быт. 46: 2 ).

В данном случае Бог как бы говорит: «Вынимающий! Вынимающий! Когда ты вынешь свой собственный народ и оправдаешь данное тебе имя?»

Мы уже говорили, что ошибочно понимать имя Моисей (ивр. Моше) как «вынутый», в этом случае оно произносилось бы как машуй – «вытащенный», «извлеченный». Однако ему дано имя «Моисей» (Моше), которое означает «вытаскивающий», «извлекающий».

Моисей отвечает с такой же пророческой решимостью на призыв Бога, как Авраам и Иаков: «Вот я», этим самым показывая свое не только плотское, но и духовное сродство с древними пророками.

Конечно, Моисей мог бы и не послушаться Божественного призыва, он мог остаться счастливым пастухом большого стада и счастливым отцом своего семейства. Но подлинное счастье человеческой жизни – это распознать Божие повеление относительно самого себя и жить в соответствии с этим замыслом Творца.

Несчастье многих людей как раз и заключается в том, что они, не распознав Божиего повеления относительно самих себя, занимаются не своим делом.

«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» ( Исх. 3: 5 ).

Любая материя, чрез которую Господь проявляет Свое присутствие, освящается и воспринимается как святое, как святыня и посвященное. Святыми и, следовательно, освященными могут считаться и земля, как мы прочитали, и целый народ (ср.: Дан. 7: 27 ), и гора (ср.: Дан. 9: 16 ), и город (ср.: Дан. 9: 24 ), и одежда святого (ср.: Деян. 19: 11 –12), и его мощи (ср.: 4 Цар. 13: 21 ) и т.д.

В призыве снять обувь с ног своих преподобный Ефрем Сирин видит и призыв к мщению:

«“Сними обувь твою” и иди, попирай египтян, потому что вот уже 30 лет, как настало время собирания их как виноградных гроздьев. Моисей пошел (посмотреть), потому что не испугался, но когда ему явилось видение, которое было невыносимо для глаз его, закрыл лицо свое, потому что боялся взирать на Бога, хотя он прежде смотрел на ангела» .

Сказано в Книги Бытия: «И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону» (Быт. 40: 9 –11).

Всем известен смысл этого пророческого сна по отношению к виночерпию (ср.: Быт. 40: 12 –13), но есть у него и скрытый смысл по отношению ко всему Египту, этой империи зла. Три ветви-грозди – это три Божиих пророка, которые должны будут опрокинуть весь Египет в точило Божиего гнева. Это пророки Моисей и Аарон и пророчица Мириам. Все они выполнили свою миссию в деле великого сокрушения оккультной цивилизации Египта.

В том, что чашу подают в руку фараона, содержится пророчество, что и сам правитель Египта пострадает от чаши гнева Бога. Преподобный Ефрем Сирин и в этом видит миссию Моисея.

В снимании Моисеем обуви – призыв совлечь преграды «плоти и ступать босою стопою духа и ума»

Святитель Амвросий Медиоланский показывает в снимании Моисеем своей обуви призыв для каждого верующего совлечь преграды «плоти и ступать босою стопою духа и ума» . Смысл этого наставления очевиден: то, на что человек привык опираться в обычной жизни, не всегда приемлемо при исполнении воли Господа.

Святитель Григорий Назианзин видит в этих действиях Моисея призыв для священнослужителей отвернуться, представ пред Богом, от всего тленного, «чтобы не внести чего-либо мертвого между Богом и людьми» .

Призыв «сними обувь твою с ног твоих» на языке оригинала звучит еще более радикально: здесь слово «сними» правильнее перевести словом «скинь». По звучанию это слово на иврите (шин, ламед) близко к словам «сбросит» (ивр. ишаль) и «сорвется» (ивр. венашаль). То есть речь идет о том, с чем необходимо расстаться самым решительным образом, особенно в создавшейся ситуации. Подобное произошло и с Исаией: «Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой» (Ис. 20: 2 ).

И в то же время мы находим в Новом Завете такой призыв: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6: 14 –15).

Кажущееся противоречие двух этих стихов – из Книги пророка Исаии и из Послания апостола Павла к Ефесянам – мы разрешаем следующими словами Сына Божия, Которой наставлял Своих учеников перед началом проповеди: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви…» (Мф. 10: 9 –10). То есть препоясаться надо не туго набитым кошельком, но истиной и правдой, и обуться не в сандалии, как символ мертвости, но обуть «ноги в готовность благовествовать мир».

О мертвости обычных сандалий блаженный Августин писал:

«Какою обувью мы пользуемся? Это ремни из кожи павших животных. Кожаные ремни мертвых животных служат для нас покровом для ног. Что же от нас требуется? Отказаться от мертвых дел. Это показано к славе на примере Моисея, когда Господь говорит ему: “Сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”. Что есть святая земля, как не Церковь Божия? Стоя на ней, давайте снимем обувь, откажемся от мертвых дел» .

О том, что такое «мертвые дела» и откуда они исходят, мы можем понять из слов Сына Божия: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека» (Мф. 15: 19 –20).

Единственная мертвость, которую мы должны носить в себе, – это мертвость Христа ко всякому греху

О средстве, могущем избавить нас от этих мертвых дел, со всею очевидностью сказано: «То кольми (то есть тем более. – прот. О.С. ) паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9: 14 ).

Единственная мертвость, которую мы должны носить в себе, – это мертвость Господа Иисуса Христа ко всякому греху. Апостол Павел наставляет нас: «Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 10 ).

(Продолжение следует.)

Моисей и горящий куст

1 Моисей пас отару своего тестя Иофора, мадианского жреца. Он повел ее далеко в пустыню и пришел к Хориву, Божьей горе. 2 Там Ангел Господень a явился ему в пламени b из среды куста. Моисей увидел, что объятый огнем куст не сгорал, 3 и подумал: «Пойду и посмотрю на это великое чудо - почему куст не сгорает».

4 Когда Господь увидел, что Моисей подошел посмотреть, Он позвал его из куста:

Моисей! Моисей!

Моисей ответил:

5 - Не подходи ближе, - сказал Бог. - Сними сандалии, потому что место, на котором ты стоишь - святая земля.

6 Он сказал:

Я - Бог твоего отца, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

Услышав это, Моисей закрыл лицо, потому что боялся смотреть на Бога.

7 Господь сказал:

Я увидел угнетение Моего народа в Египте и услышал, как стонут они под властью надсмотрщиков и узнал об их муках. 8 Я сошел, чтобы освободить их от ига египтян и вывести их из этой земли в добрую, просторную землю, где течет молоко и мед - в край хананеев, хеттов, аморреев, ферезеев, хивеев и иевусеев. 9 И вот, вопль израильтян дошел до Меня. Я увидел, как угнетают их египтяне. 10 А теперь иди, Я посылаю тебя к фараону, чтобы ты вывел Мой народ, израильтян, из Египта.

11 Но Моисей сказал Богу:

Кто я такой, чтобы пойти к фараону и вывести израильтян из Египта?

12 Бог ответил:

Я буду c с тобой. Вот тебе знак, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

13 Моисей сказал Богу:

Вот, я пойду к израильтянам и скажу им: «Бог ваших отцов послал меня к вам», - а они спросят: «Как Его Имя?» Что мне ответить им?

14 Бог ответил Моисею:

Я Тот, Кто Я Есть. Скажи израильтянам: «“Я Есть” послал меня к вам».

15 Еще Бог сказал Моисею:

Скажи израильтянам: «Господь d , Бог ваших отцов - Бог Авраама, Б

Из книги Развитие Души автора Лайтман Михаэль

7.28 Огонь, горящий в Томашове Рабби Мендл и его ученики прожили в Томашове около двух лет. Это были годы огромного духовного взлета. По местечкам Польши пошел слух о необыкновенном человеке в Люблинском воеводстве, который превратил искру, зажженную в Пшиске, в мощное

Из книги Миф или действительность. Исторические и научные доводы в защиту Библии автора Юнак Дмитрий Онисимович

Моисей Относительно Моисея как исторической личности также привожу выводы З. Косидовского:«До сих пор нет единого мнения относительно того, что произошло на самом деле, и существовал ли в действительности Моисей. Обычно по мере отдаления от давно минувших эпох верх

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Моисей Моисей родился у одного еврея, происходившего из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

МОИСЕЙ МОИСЕЙ, М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее рас­пространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» - срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, - либо из коптск. mose, «дитя», входящего в ряд теофорных

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Горящий терновый куст. Исход 3:1-12 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, По толкованию наших церковных песнопений, огненный уголь был прообразом Господа Иисуса Христа, а клещи - рук Пресвятой Богородицы. "Огонь несешь ты, чистая;

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

1. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его - как горящий светильник. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь... Т..е. не прекращу Своих спаситально-промыслительных забот о духовном Сионе, пока

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

5. который говорит: "остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя". Они - дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя... Весьма характерная черта, свидетельствующая о том, что увлечение язычеством со

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

33. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Хотя Христос мог бы

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Горящий куст Моисей в ту пору пас овец тестя своего Иофора, священника мидьянского. Однажды, когда ушел он со стадом далеко в пустыню и приблизился к горе Божией, Хориву, 2 явился ему ангел Господень, предстал огнем пылающим в терновом кусте. Смотрит Моисей: терновый куст

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Муса и горящий куст 1 Муса пас отару своего тестя Иофора, мадианского жреца. Он повёл её далеко в пустыню и пришёл к горе Всевышнего, к Синаю a. 2 Там Ангел Вечного b явился ему в пламени c из среды куста. Муса увидел, что объятый огнём куст не сгорал, 3 и подумал: «Пойду и

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Горящий светильник и елей для него Братия мои, отцы и чада. У нас, в нас же самих есть горящий светильник – любовь к Богу и жажда вечных благ, и мы должны постоянно прибавлять в него нужного для горения елея, дабы иначе этот светильник, потухнув, не оставил нас в темноте и

Из книги автора

МОИСЕЙ Взгляните, какая хорошенькая корзиночка стоит в камыше на берегу реки! Посмотрите, какой милый крошка барахтается в ней! Что же это за ребенок и почему он здесь в корзине? А вот послушайте. Вы знаете, как Иосиф и его братья поселились в Египте. От них произошло очень

Из книги автора

Моисей Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим:2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,3 Иссахар, Завулон и Вениамин,4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был [уже] в Египте.6 И умер

Просмотров